С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Что такое сцепление автомобиля


Как работает сцепление автомобиля?

Автовладельцы, имеющие в своем распоряжении машины с механической коробкой передач, знают, что для её качественной работы необходимо безотказное функционирование еще одного важнейшего узла – сцепления. За время поездки водители задействуют его всякий раз, когда им требуется переключить передачу. Сегодня мы поговорим о том, что такое сцепление, какие его разновидности существуют, а также произведем описание его устройства и основных принципов работы.

Что такое сцепление?

Сцепление – это один из элементов автомобильной трансмиссии. С его помощью осуществляется краткосрочное отсоединение работающего мотора от трансмиссионных приводов, а также происходит плавное включение этой связки обратно в работу после переключения скорости. Схематическое место размещения сцепления – пространство между передаточной коробкой и двигателем. Данный узел позволяет избегать чрезмерных силовых нагрузок на трансмиссию и подавляет возникающие колебания.

Виды сцепления автомобиля

Различают несколько видов сцепления, зависящих от конструкции его внутреннего устройства.

  • Фрикционное сцепление (передает крутящие усилия за счет силы трения);
  • Гидравлическое (главным передаточным звеном выступает поток специальной гидравлической жидкости);
  • Электромагнитное (основа управления – электромагнитное поле).

В современном автомобильном мире наибольшее распространение получил первый вид – фрикционное сцепление. Оно имеет свои подвиды, основывающиеся на количестве применяемых дисков. Это сцепление с однодисковым устройством, двухдисковым и многодисковым. Диски могут взаимодействовать посуху (сухое сцепление) или в жидкостной среде (мокрое). Большая часть автомашин укомплектована однодисковым сухим сцеплением.

Устройство и принципы работы сухого сцепления с одним диском

Внутреннее устройство однодискового сцепления основывается на взаимодействии семи главных частей:

  • маховика коленвала,
  • картера (кожуха),
  • ведомого и нажимного дисков,
  • выжимного подшипника,
  • нескольких пружин,
  • а также муфты отключения и сцепной вилки.

Маховик, расположенный на коленвале силового агрегата, играет роль ведущего диска. Обычно применяются маховики, состоящие из двух частей, соединенных между собой пружинами. Первая половина имеет связь с коленчатым валом, вторая – соединяется с ведомым диском. Это позволяет сгладить любые рывки и вибрационные явления, возникающие на коленвале. Картер сцепления прикрепляется к мотору. Именно в нем располагаются основные элементы всего механизма. В результате воздействия нажимного диска происходит взаимодействие ведомого диска и маховика. При этом нажимной диск в случае необходимости освобождает ведомую часть от излишнего давления. Сам прижимной диск соединяется с кожухом сцепления посредством специальных пружинных элементов. Они возвращают нажимной диск в первоначальное положение в случае отключения рабочего режима сцепления.

Читайте также:  Устройство и работа: ABS система

Чтобы осуществить передачу крутящего момента агрегата, требуется наличие силового взаимодействия нажимного диска с диафрагменной пружиной. Внешним краем она скрепляется с нажимным диском, а внутренней частью, изготовленной в форме лепестков, взаимодействует с отключающим подшипником. Сама пружина прикреплена с помощью распорных болтов и колец к корпусу. Данная система, собранная воедино, представляет собой отдельный блок, именуемый корзиной сцепления. Она жестко соединяется с маховиком коленвала.

Виды корзин сцепления

Корзины сцепления подразделяются на два вида:

Различие в принципах их функционирования кроется в разнонаправленном перемещении пружинных лепестков при отключении сцепления. В случае нажимной корзины они смещаются в сторону маховика, вытяжной – движутся в противоположную сторону (от маховика). Нажимные корзины более распространены. Основная сфера применения вытяжных корзин основывается на их установке в условиях повышенной узловой плотности. Это возможно благодаря тому, что их размер минимален.

Ведомый диск, расположенный между маховиком коленчатого вала и нажимной частью, своей ступицей способен осуществлять перемещения по первичному валу механических коробок. Внутри ступицы диска устанавливается несколько демпферных пружин, погашающих любые колебания вращения, что, в свою очередь, обеспечивает плавность включения рабочего режима сцепления. Для оберегания ведомого диска от перегрева на обеих плоскостях его поверхности имеются специальные накладки, выполненные из стекловолокна и медной проволоки, залитых смесью каучука и специальной смолы. Это позволяет выдерживать во время работы разогрев до температуры около 400 градусов Цельсия. У спортивных автомобилей ведомый диск оснащен керамическими накладками, способными противостоять почти вдвое большей температуре.

Установленный в сцеплении подшипник, именующийся автолюбителями выжимным, является передаточным звеном между сцеплением и системой приводов. Его воздействие распространено на диафрагменную пружину, а сам подшипник расположен на муфте выключения, по которой он перемещается с помощью вилки сцепления.

Читайте также:  Устройство и работа: Роторный двигатель

Подведем итоги

Резюмируя, скажем, что сцепление представляет собой сложно устроенный узел, который играет важнейшую роль в работе автомобиля. Именно он производит краткосрочный разрыв взаимодействия двигателя и коробки передач для переключения положения трансмиссионного рычага, а затем вновь объединяет эти части в единый рабочий цикл. Думаем, не нужно говорить, что без полноценного функционирования сцепления езда на автомашине невозможна, а значит, за его технической исправностью водители должны тщательно следить и в случае необходимости оперативно проводить ремонтно-восстановительные работы.

Что такое муфта сцепления автомобиля

Что такое сцепление? Это механизм трансмиссии, который предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач автомобиля, используя силу трения.

Основная функция сцепления — это кратковременное прерывание передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач для переключения их в сторону увеличения или уменьшения.

Есть несколько видов сцепления. В основном они отличаются по количеству ведомых дисков. Они бывают: однодисковые, двухдисковые и многодисковые. Также сцепления различаются по типу рабочей среды. Они бывают сухими или мокрыми.

Также есть различия по типу привода сцепления — она либо механическая, либо гидравлическая. В современных автомобилях в основном используется однодисковые муфты сцепления с механическим или с гидравлическим приводом.

Для чего предназначена муфта сцепления

Так как муфта сцепления предназначена для прерывания передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач, она и устанавливается между двигателем и коробкой передач автомобиля.

Муфта сцепления автомобиля считается одним из самых загруженных элементов трансмиссии. Муфта сцепления имеет четыре основные функции:

  • Плавно разъединять и соединять Двигатель и коробка передач для переключения;
  • Передавать крутящий момент без проскальзываний;
  • Как можно большее снижение нагрузки на двигатель и трансмиссия;
  • Компенсировать вибрацию и нагрузки при неравномерно работающим двигателем.

Из чего состоит муфта сцепления

Обычная муфта сцепления которой оборудуется большинство современных автомобилей с механической коробкой передач состоит из нескольких элементов:

  • Ведущий диск он же маховик;
  • Ведомый диск муфты сцепления;
  • Корзина сцепления он же нажимной диск;
  • Муфта выключающая сцепление;
  • Вилка сцепления;
  • Привод сцепления.

Ведомый диск сцепления с двух сторон оборудован фрикционными накладками, его работа передавать крутящий момент, используя силу трения.

Корпус диска оборудован пружинным демпфером крутильных колебаний, который смягчает соединение с маховиком, при этом гася вибрации, возникающие при неравномерной работе двигателя внутреннего сгорания.

Диафрагменная пружина и нажимной диск воздействуют на ведомый диск сцепления, и соединены в один узел, получивший общее название «корзина сцепления».

В свою очередь ведомый диск сцепления располагается между корзиной и маховиком, и соединяется с первичным валом коробки посредством шлицев, вдоль которых и перемещается.

Таким же образом диафрагменная пружина корзины бывает двух типов: вытяжного типа или нажимного типа. Отличаются они по типу направления в которое передается усилие от привода сцепления.

Усилие может передаваться либо к маховику, либо от маховика. В муфтах сцепления, в которых используется пружина вытяжного действия, корзина сцепления намного тоньше чем те, в которых используются пружина нажимного действия. Муфты сцепления с пружинами вытяжного действия намного компактнее других.

Как работает муфта сцепления

Принцип действия муфты сцепления основан на том, что ведомый диск и маховик двигателя жестко соединяются за счёт силы трения от усилия создаваемого диафрагменной пружиной. Сцепление работает только в двух режимах либо она включена, либо выключена.

Большая часть времени проходит в режиме «включено». В это время крутящий момент от двигателя передается через маховик к ведомому диску, а от него посредством шлицевого соединения на коробку передач.

Чтобы выключить сцепление нужно нажать на педаль, соединённую с вилкой при помощи механического либо гидравлического привода.

Далее вилка будет перемещать выжимной подшипник, тот в свою очередь нажимая на концы лепестков диафрагменной пружины постепенно прекращает ее воздействие на нажимной диск, который в свою очередь высвобождает ведомый диск.

Таким образом происходит разъединение двигатели и трансмиссии.

При включении нужной передачи, педаль сцепления отпускается плавно, происходит обратное движение вилки сцепления.

Она высвобождает выжимной подшипник, который отпускает пружину и нажимной диск, который прижимает ведомый к маховику.

Теперь двигатель снова соединён с трансмиссией. Автомобиль может продолжать движение на повышенной либо пониженной передаче.

Что такое сцепление автомобиля?

Select a page Туризм и выживание— Выживание—— Школа выживания—— Профессионалы—— Статьи о выживании—— Книги о выживании—— Видео о выживании— Растения для туристов— Туристу на заметку— Туристу о растениях— Книги туристу Охота и рыбалка— Рыбалка—— Зимняя рыбалка—— Ловля рыбы руками—— Секреты удачной рыбалки—— Журналы о рыбалке—— Статьи о рыбалке—— Видео о рыбалке—— Интересное видео—— Книги о рыбалке—— Справочник по рыбам— Оружие— Ножи—— Все о ножах—— Тесты ножей—— Мультитулы—— Заточка ножей—— Журнал Прорез—— Журнал Ножъ— Охотничьи собаки— Охотничьи статьи— Охотничьи байки— Кухня охотника— Подводная охота— Закон об оружии— Статьи об охоте— Книги об охоте Экстрим и Спорт— Вейкбординг— Велоспорт— Виндсерфинг— Водный спорт— Воздухоплавание— Горные лыжи— Дайвинг— Дельтапланеризм— Кайтинг— Парапланеризм— Парашютный спорт— Паркур— Парусный спорт— Роллер спорт— Серфинг— Скалолазание— Скейтбординг— Сноубординг— Другой экстрим— Книги об альпинизме Энциклопедии— Энциклопедия грибника— Энциклопедия деревьев— Энциклопедия животных— Энциклопедия охотника— Энциклопедия птиц— Правообладателям— Энциклопедия растений

Сцепление — механизм, компонент трансмиссии, работа которого основана на действии силы трения скольжения (фрикционная муфта); предназначен для передачи крутящего момента.

Основной назначение сцепления — подключение или отключение соединения двигателя внутреннего сгорания с коробкой передач. Изобретение сцепления приписывают Карлу Бенцу.

Сцепление служит для временного разобщения коленчатого вала двигателя с силовой передачей автомобиля, что необходимо при переключении шестерён в коробке передач и при торможении автомобиля вплоть до полной его остановки. Кроме того, сцепление даёт возможность плавно (без рывков) трогать автомобиль с места.

Общие сведенияСуществует много различных типов сцепления, но большинство основано на одном или нескольких фрикционных дисках, плотно сжатых друг с другом или с маховиком пружинами. Фрикционный материал очень похож на используемый в тормозных колодках и раньше почти всегда содержал асбест, в последнее время используются безасбестовые материалы. Плавность включения и выключения передачи обеспечивается проскальзыванием постоянно вращающегося ведущего диска, присоединённого к коленчатому валу двигателя, относительно ведомого диска, соединённого через шлиц с коробкой передач.

Усилие от педали сцепления передается на механизм механическим (рычажным или тросовым) или гидравлическим приводом.

Нажатие на педаль сцепления (выжимание, выключение) разводит диски сцепления, в итоге оставляя между ними свободное пространство, а отпускание педали (включение) приводит к плотному сжатию ведущего и ведомого дисков.

Ведомый диск сцепления состоит из собственно диска с пружинными пластинами, к которым приклёпаны или приклеены независимо друг от друга две фрикционные накладки. Такое крепление накладок обеспечивает их расхождение при выключенном сцеплении, при включении пружинные пластины постепенно сжимаются, обеспечивая плавное включение. Центральная часть диска сцепления — ступица — имеет шлицевое соединение и перемещается по первичному валу коробки передач. Ступица соединена с диском подвижно, через демпферные пружины и фрикционные шайбы гасителя крутильных колебаний (видны на снимке), служащие для выравнивания колебаний крутящего момента, неизбежно возникающих под влиянием переменных нагрузок и инерции массы при передаче его от двигателя к ведущим колёсам и обратно. При некоторых условиях эти колебания могут привести к поломке валов.

Типы сцепления

  • По способу управления — сцепления с механическим, гидравлическим, электрическим или комбинированным приводом (например, гидромеханическим).
  • По виду трения — на сухие (фрикционные накладки работают в воздушной среде) и работающие в масляной ванне («мокрые»).
  • По режиму включения — постоянно замкнутые и непостоянно замкнутые.
  • По числу ведомых дисков — однодисковые и многодисковые;
  • По типу и расположению нажимных пружин — с расположением нескольких цилиндрических пружин по периферии нажимного диска и с центральной диафрагменной пружиной. 

Устройство сцепления

  • маховик;
  • наладки из фрикционного материала (феродо);
  • ведомый диск сцепления;
  • пружины, прижимающие ведущий диск к маховику;
  • вилка выключения сцепления;
  • нажимная муфта;
  • вал педали сцепления;
  • педаль сцепления;
  • ведущий (нажимной) диск;
  • рычаг включения (или выжимной рычаг);
  • выжимной (упорный) подшипник;
  • ведущий (первичный) вал коробки передач.

Принцип действия сцепления

  • На первом этапе работы по включению сцепления — приотпускаем педаль, то есть даем возможность пружинам нажимного диска подвести ведомый диск к маховику до их легкого соприкосновения . За счет сил трения диск, проскальзывая некоторое время относительно маховика, тоже начнет вращаться, а ваш автомобиль потихоньку ползти.
  • На втором этапе — удерживаем ведомый диск от какого-либо перемещения, то есть на две — три секунды удерживаем педаль сцепления в средней позиции для того, чтобы скорость вращения маховика и диска уравнялись. Машина при этом немного увеличивает скорость движения.
  • На третьем этапе — маховик вместе с нажимным и ведомым дисками уже вращаются вместе без проскальзывания и с одинаковой скоростью, стопроцентно передавая крутящий момент к коробке передач и далее на ведущие колеса автомобиля. Это соответствует состоянию механизма сцепления — включено, автомобиль едет. Теперь остается только полностью отпустить педаль сцепления и убрать с нее ногу. 
  • Для выключения сцепления водитель нажимает на педаль, при этом нажимной диск отходит от маховика и освобождает ведомый диск, прерывая передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач. Нажимать на педаль сцепления следует достаточно быстрым, но не резким, спокойным движением до конца хода педали. 


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости