С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Как отремонтировать турбину своими руками


Ремонт турбокомпрессора своими руками — причины неисправностей и инструкция

Всего лет десять назад турбокомпрессор автомобильный перешел из разряда особого шика присущего только избранным машинам в разряд необходимой детали для каждого автомобиля. Он служит для повышения мощности двигателя и помогает уменьшить расход топлива. Эти параметры становятся все более востребованными при выборе автомобиля. Поэтому сегодня каждому водителю необходимо знать устройство турбокомпрессора и уметь понять, в чем заключаются его неисправности, чтобы вовремя сориентироваться и диагностировать поломку своей машины. Кроме устройства турбокомпрессора, следует и знать особенности вашей модели авто, для этого следует прочитать инструкцию по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля, к примеру инструкции по ремонту ГАЗ 3110 и  Шевроле Ланос.

Устройство турбокомпрессора.

  • Турбина с крыльчаткой.
  • Воздушный центробежный насос.
  • Компрессор.
  • Жесткая ось, которая их связывает.
  • Подшипники, кольца, клапаны, уплотнения и другие мелкие детали.

Не всегда эти неисправности относятся к проблемам турбокомпрессора, иногда это может быть что то другое, например нужно произвести ремонт глушителя своими руками.

Отработанные газы вырываются из двигателя и попадают на крыльчатку турбины. Она превращает их энергию из кинетической в механическую, а насос через воздушный фильтр подает свежий воздух в компрессор, который сжимает его и отправляет в двигатель. Весь этот процесс помогает увеличить мощность двигателя на 20-50%, повышая эффективность и скорость сжигания топлива.

Какие бывают неисправности турбокомпрессора и как их распознать?

  1. Ваш двигатель внезапно как-будто утратил мощность.
  2. Из выхлопной трубы вырывается дым черного или темно-синего цвета.
  3. Увеличился расход масла.
  4. Изменился звук работы мотора и турбокомпрессора.

Все это свидетельствует о том, что пора убедиться имеется ли у вас в наличии ремкомплект турбокомпрессора и проверить исправность не только турбокомпрессора, но и, в первую очередь, мотора автомобиля и всех его навесных агрегатов. Не пренебрегайте этим советом, потому что качественно обслуживаемый и нормально работающий двигатель обеспечивает безотказную работу турбокомпрессора на протяжении долгих лет.

Можно ли отремонтировать турбокомпрессор своими руками , какое оборудование и навыки для этого нужны?

Сразу скажем, что ни один специалист не посоветует разбирать и ремонтировать турбокомпрессор самому. Причины этого приводятся веские и достаточно будет назвать хоть одну из них. Например, малейшая песчинка при попадании в агрегат способна вывести его из строя. Но есть и другое мнение — если кто-то это делает, то смогу и я! Если вы решили разобрать и отремонтировать турбокомпрессор своими силами, приготовьте минимальный ремкомплект турбокомпрессора: вкладыши нескольких размеров, полный набор всевозможных сальников, кольца, шайбы, винты, шурупы и запасные вкладыши. Будьте предельно аккуратны и помните, что разобрать что-либо легче, чем собрать. Отмечайте по возможности все места креплений деталей и их положение относительно друг друга.

Итак, начинаем ремонт турбокомпрессоров в условиях собственной мастерской.

  1. Снимаем турбину и освобождаем ее от всех винтов. Болты крепления улиток также открутим.
  2. Проверяем обе крыльчатки: турбину и компрессор. Их отремонтировать невозможно, а придется заменить в случае неисправности.
  3. Вал, на котором крепятся компрессор и турбина можно пытаться отшлифовать. Потом надо будет заменить подшипники другими, которые подойдут по размеру.
  4. Чтобы снять колесо компрессора, понадобятся кусачки с раздвижными губами. И надо обязательно учитывать, что на компрессорном валу левая резьба!
  5. Проверить допустимый ли люфт вала в условиях обычной мастерской очень сложно. Но тут мы идем на риск, уповая на удачу и возможность позже обратиться все-таки в мастерскую.
  6. Воспользовавшись универсальным съемником, пытаемся снять с вала компрессорное колесо.
  7. Втулки вала очень часто бывают причиной люфта.
  8. Очищаем и промываем специальными средствами все детали. При сборке некоторые узлы и детали принудительно смазываем маслом, которое используется при работе автомобиля. Перечень таких деталей различен в каждом конкретном случае.
  9. Не забыть поздравить себя самого после того, как удалось собрать турбокомпрессор! А если он еще и работает, вам пора подумать о смене профессии. На станции техобслуживания хорошая зарплата…

Прежде чем решаться разобрать и собрать турбокомпрессор  далеко не в идеальных условиях, не имея опыта подобной работы, взвесьте еще раз самым тщательным образом все за и против.

В профессиональной мастерской есть возможность диагностировать все узлы и детали любого турбокомпрессора на всех этапах ремонта, включая до и после разборки и сборки. И там созданы условия чистоты, которых невозможно достичь в домашней мастерской при всем желании. Ведь у вас не стоит в гараже специальный агрегат — моечная машина высокого давления, например? А балансировочный стенд? Как вы поняли, мы настойчиво не рекомендуем ремонтировать турбокомпрессор своими руками и настаиваем на этом!

Проверяем обе крыльчатки: турбину и компрессор. Их отремонтировать невозможно, а придется заменить в случае неисправности. Советуем почитать еще одну интересную статью, о том как почистить дроссельную заслонку своими руками.

Ремонт турбокомпрессора — видео инструкция

Ремонт турбокомпрессора своими руками

В наше время турбонаддув является достаточно популярной опцией для автомобилей. Основной задачей турбокомпрессора является увеличение мощности мотора и повышение эффективности расхода топлива.

Однако, как не трудно догадаться, наличие каждой новой детали под капотом требует дополнительных знаний, как в процессе эксплуатации, так и в ремонте. Чтобы не обращаться каждый раз в автомастерские, следует знать, как провести ремонт турбокомпрессора своими руками. Подобные знания точно не станут лишними. Хотя, специалисты не рекомендуют этого делать.

Диагностика проблемы

Схема турбокомпрессора и функции элементов

Как правило, о неполадках в турбокомпрессоре говорит резкое снижение мощности двигателя, наличие большого количества густого выхлопного дыма, увеличение расхода топлива и масла, а также изменение в звуке работы автомобиля.

Тут следует разбираться не только в конструкционных особенностях компрессора, но и всего автомобиля в целом. Если вид открытого капота вас не вводит в ступор, тогда можно начинать работу.

Турбокомпрессор состоит из нескольких основных частей:

  • Турбина;

  • Воздушно-центробежный насос;

  • Непосредственно компрессор;

  • Основная ось;

  • Различные кольца, подшипники, клапаны и прочие детали.

Кроме того, в некоторых случаях проблема заключается не в самом компрессоре, а в чём-то ещё. Например, многое зависит от работоспособности выхлопной системы, воздуховодных и маслопроводных магистралей. Поэтому рекомендуется провести проверку двигателя и других элементов авто.

Начало ремонта

Чтобы отремонтировать устройство, его необходимо разобрать

Вообще, есть ряд причин, из-за которых не рекомендуется самостоятельно браться за подобную работу, в особенности за демонтаж и разбор. И связано это не только со сложностью, но и с тем, что необходимо соблюдать особые условия. Если вы уж решили всё взять в свои руки, тогда следует позаботиться, чтобы внутрь не попали даже малейшие частицы пыли и грязи, так как они губительны для компрессора.

Для работы необходимо иметь под рукой набор инструментов, а также сальники, кольца, вкладыши, шайбы, винты и прочее.

  • Открутите крепления и снимите турбину;

  • Проверьте состояние крыльчаток компрессора и турбины. В случае неисправности их следует заменить;

  • Вал с турбиной и компрессором можно отшлифовать своими руками;

  • Возможно, нужно заменить подшипники;

  • Если необходимо снять колесо компрессора, то используйте кусачки с раздвижными губками и универсальный съёмник.

  • Так как в условиях собственной мастерской очень сложно проверить, допустим ли люфт вала, следует действовать предельно осторожно.

  • Причина люфта может быть во втулках;

  • Все детали следует промыть и смазать.

Собрать компрессор — это более сложная задача. Ещё раз следует предупредить: в домашних условиях своими силами справится с этим не так просто. В случае возникновения проблем лучше сразу обратиться за помощью к профессионалам со специнструментами. К тому же надо помнить, что даже если ремонт и сборка прошли идеально, всё равно, наверняка, понадобится проверить нагнетатель на балансировочном стенде. И это притом, что в конструктивном и технологическом плане данная деталь не слишком сложна. Так что в любом случае перед началом работе ещё раз подумайте, стоит ли за это браться? Возможно, овчинка не стоит выделки.

Видео

Следующий видеоматериал поможет вам разобраться в процессе ремонта турбокомпрессора:

Ремонт турбины своими руками

Чтобы отремонтировать турбину своими руками, надо ее вначале снять. После того, как открутите все болты крепления улиток турбинной и компрессорной части. Обычно, при снятии компрессорной улитки, проблем возникнуть не должно. А вот турбинная, как правило, может намертво прикипеть.

Чтобы ее снять, способов есть не так уж и много. Например, русский метод – киянкой. Но, будет лучше, если вы используете для этого болты крепления улитки и спокойно её отодвинуть. Эта улитка сама располагается на конусе, поэтому придется приложить усилия. Откручивать ее надо постепенно, не спеша, со всех боков одинаково.

Обязательно надо проследить, чтобы не произошла деформация колеса турбины. Этот способ может быть нелегким из-за конструкции самой турбины. Иногда, все-таки, приходится использовать и киянку.

Чтобы снять компрессорную улитку, можно использовать разные способы. Например, у GT17 она крепится при помощи болтов, а на GT25 – благодаря стопорному кольцу. Здесь очень важно не потерять шайбы.

После того, как вы сняли стопорное кольцо и открутили болты, снимайте улитку. Но, только так, чтобы не испортить колесо.

Проверьте люфт вала, когда в ваших руках уже окажется картридж. Не должно быть люфта продольного. А вот поперечный может быть ощутим, однако, она тоже не должна болтаться в разные стороны даже на миллиметр. Но, нелюфтящий или люфтящий ТКР еще не значит, что турбина не будет есть масло так, что расход на масло будет ровно таким же, как и на бензин.

После этого снимаем колесо компрессора. Используйте для этих целей кусачки, у которых раздвижные губки. А второй конец вала просто зажмите фигурной оправкой или чем-либо еще, что будет подходить для этого. Не забывайте, что компрессорный вал имеет именно левую резьбу.

Скорей всего, компрессорное колесо самостоятельно с вала не снимется. Так что придется для этого использовать обычный универсальный съемник. Нужно пометить взаимное расположение колеса и гайки в отношении друг друга. Это необходимо, чтобы не была нарушена балансировка.

Стопорные кольца держат кольца уплотнительные. Втулки вала держатся с помощью трех болтов Т15. Как правило, причиной люфта получаются как раз втулки. Одно стопорное кольцо держит вкладыш, который со стороны компрессора. Со стороны турбины же вкладыш держится с помощью двух стопорных колец.

Очень хорошо и тщательно необходимо очистить от отложения грязи и нагара картридж. Также очистить надо и колеса. А с вала снять уплотнительное кольцо.

Ремонтный комплект для ТКР у вас уже должен быть. В типичном таком комплекте есть полный набор колец, сальников, шайб, метизов и вкладышей. Если у вас болтаются номинальные вкладыши, то нужно будет проточить и сбалансировать вал. Как правило, ремкомплекты содержат вкладыши не одного размера. Вкладыши эти надо очистить, а затем смазать маслом.

Внутренние стопорные кольца нужно установить в картридж. Обязательно убедитесь, что вошли они в пазы полностью. Потом вставляйте турбинный вкладыш. Вначале только смажьте его моторным маслом. Зафиксировать его надо с помощью стопорного кольца. Потом вставляйте и компрессорный вкладыш. Втулку смажьте, на нее наденьте маслосъёмное кольцо, пластину поставьте, и болты Т15 затяните. Затягивать нужно достаточно сильно, но не стоит переусердствовать.

После того, как вы все соберете, смотреться оно будет достаточно презентабельно. Потом установке подлежит и грязезащитная пластина, Фиксируйте ее стопорными кольцами. После этого установите маслосъёмное кольца. Этот процесс достаточно скучный и длительный, так как одеть кольца на вал не очень просто. После чего вставьте вал, предварительно смазав его. Гайку затяните моментом 2,5Нм – 5Нм. Отдраенные улитки тоже надо поставить на место. Это легкий процесс. После этого инсталлируйте вестгейт.

Все, у вас получилась практически новая турбина, сделанная своими руками, по низкой цене.

Ремонт турбонаддува своими силами

Те, кто любит скорость и настоящий драйв, часто отдают предпочтение автомобилям с турбированными моторами. Турбина в автомобиле нужна для нагнетания большего количества воздуха в двигатель, что как раз и способствует приросту мощности. Но у турбомоторов есть один существенный минус – нагнетатель вещь хрупкая и часто выходит из строя. Поэтому каждому владельцу подобного авто может пригодиться умение выполнить ремонт турбины своими руками.

Конструктивные особенности

Устройство турбонаддува

Вообще, в конструкции турбины нет ничего сложного. Состоит она всего из нескольких ключевых элементов:

  • корпуса;
  • пары улиток соединенных валом;
  • пары подшипников скольжения;
  • нескольких втулок.

Вал изготавливают из стали, а корпус обычно алюминиевый (сегодня существуют керамические турбины, но в этой статье рассмотрим ремонт турбин классического типа). Если на этих деталях появились повреждения, выход только один – замена. Однако большинство других неполадок системы турбонаддува можно диагностировать и устранить не прибегая к помощи специалистов. Именно о том, как проверить турбину и починить ее мы и расскажем далее.

Признаки и диагностика неисправностей

Зачастую основной причиной поломки турбины является халатность ее владельца – несвоевременно проведенное обслуживание сгубило не один нагнетатель. Если ТО проводить вовремя, можно уберечь и турбину, и свой кошелек от потрясений. Итак, рассмотрим несколько признаков, указывающих на поломку турбонагнетателя вашего автомобиля:

Белый дым может говорить о том, что сливной маслопровод турбонагнетателя забился

  1. Выхлоп синего цвета во время увеличения оборотов мотора и его отсутствие, когда обороты становятся нормальными. Часто такой симптом возникает, когда масло, подаваемое к подшипникам скольжения, попадает в камеру сгорания мотора.
  2. Из трубы автомобиля валит черный дым. Возможно, есть утечка воздуха в нагнетающей магистрали, поэтому в камеру сгорания подается переобогащенная бензином смесь, при сгорании которой и появляется черный дым.
  3. Плотный белый дым может говорить о том, что сливной маслопровод турбонагнетателя забился. Решается проблема чисткой магистралей.
  4. Слишком большой расход масла (вплоть до литра на 1000 км пробега). Тут также возможна течь турбины. Еще следует внимательно осмотреть патрубки на предмет трещин, а их стыки проверить на герметичность.
  5. Вялая динамика разгона. Такое бывает если мотору не хватает воздуха. Причина также может крыться в блоке управления турбонагнетателя.
  6. Когда двигатель заведен слышен свист. Возможно, в системе подачи воздуха появился зазор, через который подсасывается воздух.
  7. Во время работы турбины слышен скрежет. Это может говорить о трещине или другой поломке самого корпуса турбины. Скорее всего, такой нагнетатель придется заменить.
  8. Турбина издает слишком много шума. Причин может быть две: из-за изменения зазоров ротора он может задевать корпус при вращении, и вторая причина — маслопровод турбокомпрессора засорился.
  9. Резкое возрастание расхода горючего или увеличение количества вредных веществ в выхлопе часто может быть следствием проблем с подачей воздуха к нагнетателю.

Трещина на корпусе турбины

Разбираем турбину

Перед тем как начинать ремонт турбонаддува, необходимо снять турбину с автомобиля и разобрать ее. Делаем это в следующем порядке:

  1. Разъединяем трубопроводы, которые ведут к турбине. К процессу нужно подойти с аккуратностью – на этом этапе можно повредить устройство.
  2. Демонтируем обе улитки. Снимая турбинную улитку, придется приложить некоторые усилия, с компрессионной же проблем не должно возникнуть. На этом этапе важно не сломать колесо турбины.
  3. Когда улитки сняты, нужно проверить вал турбины. Если вы не обнаружите люфта, значит проблема не в вале. Не стоит, однако, забывать, что продольный люфт в пределах 1 мм – допустимое явление.
  4. Теперь, используя пассатижи, снимаем колеса турбины. Выполняя эту операцию, не забывайте – вал чаще всего имеет левую резьбу.
  5. После этого удаляем упорный подшипник.
  6. С торцевой части турбины демонтируем вкладыши. Чаще всего они, как и подшипники скольжения, закреплены посредством стопорных колец, поэтому эта часть процесса может занять много времени.
Читайте также:  Как работает бензиновый двигатель внутреннего сгорания

Если турбина уже разобрана обязательно промойте и почистите все ее элементы (вне зависимости от того требуют они починки или нет).

Процесс ремонта

Перед тем как приступать к ремонту, турбину нужно разобрать

Когда процесс снятия нагнетателя завершился, можно приступать к ремонту. Для этого вам нужно заранее приобрести специальный ремкомплект для турбонаддува. Там должны быть все необходимые мелочи – кольца, метизы, вкладыши и сальники. Итак, начнем:

  1. Для начала проверим надежность фиксации номинальных вкладышей. Если присутствует сильный люфт, следует проточить их, нелишним будет также отбалансировать вал. После проточки вкладыши чистим и смазываем маслом.
  2. Внутренние стопорные кольца помещаем в картридж таким образом, чтобы они оказались в специальных пазах.
  3. Теперь устанавливаем вкладыш турбины. Его также смазываем моторным маслом и фиксируем стопорным кольцом.
  4. Далее установка компрессорного вкладыша и втулки (она должна быть хорошо смазана).
  5. На втулку надеваем пластину и затягиваем имеющимися болтами.
  6. На завершающем этапе монтируем маслосъемное кольцо и ставим на место грязезащитную пластину. После этого ставим на место две улитки.

Мы рассмотрели общий принцип разборки турбонагнетателя. В вашем автомобиле конструкция турбины может несколько отличаться от приведенного нами примера. Однако, алгоритм будет все равно сходен с вышеописанным.

Послесловие

Если турбина не требует серьезного ремонта, то процесс ее разборки и профилактической замены некоторых элементов не потребует ни особых профессиональных навыков, ни больших временных затрат. В этом процессе главное быть предельно внимательным и аккуратным.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости