АВТОШКОЛА
Система торможения автомобиля заложена производителем в конструкции тормозов: дисковые или барабанные, вентилируемые или нет, соотношение площади колодок и веса машины... Умение максимально использовать весь имеющийся потенциал тормозной системы и ее ресурсы является показателем водительского мастерства. Итак, давайте поговорим о технике торможения двигателем.
Дым из-под колес — значит, торможение неэффективно! |
Многообразие приемов
В чем смысл торможения? Снижение скорости, вплоть до полной остановки. Замедлить движение машины может потребоваться по множеству причин — от снижения скорости перед крутым поворотом до моментальной остановки перед неожиданным препятствием на дороге. Соответственно, и торможение бывает разным — от плавного и растянутого по времени до экстренного, с максимально возможным замедлением.
В каждом конкретном случае требуются свои приемы обращения с педалью тормоза, рулем и коробкой передач. Кроме того, надо учитывать траекторию движения, состояние покрытия, начальную скорость — в общем, одним-единственным «давить в пол» тут не обойдешься.
Техническая сторона
Торможение двигателем для снижения скорости движения либо сохранения её постоянной на спуске активно используется опытными водителями в обычном дорожном движении. Принцип основан на компрессионных потерях, т.е. используется разрежение воздуха во впускной системе. Дизельный двигатель тормозит эффективнее бензинового, ведь степень сжатия топливной смеси в его цилиндрах примерно в 1,5 раза выше, чем у бензинового.
Двигатель сконструирован и отрегулирован таким образом, что он всегда стремится работать на минимальных оборотах (холостой ход). Нажимая на газ, водитель может заставить двигатель увеличить частоту вращения, но как только газ отпущен, обороты двигателя стремятся к минимуму. В результате, если автомобиль движется с включенной передачей, при отпускании газа двигатель замедляет машину. Это называется торможением двигателем.
Такой процесс очень удобен, так как часто позволяет управлять автомобилем только при помощи одной педали — педали газа. Добавляем газ — разгон, отпускаем — торможение. Интенсивность замедления на разных передачах разная. Это следствие закона передаточных чисел.
На 1-й передаче достигается минимальная скорость, но зато максимальная сила, поэтому именно на первой передаче возможны максимальное ускорение разгона и максимальное ускорение замедления (двигателю легко ускорять и замедлять автомобиль).
На 4-й передаче достигаются максимальные скорости, но минимальные ускорения (двигателю трудно воздействовать на автомобиль). Поэтому совершенно незачем ждать, пока двигатель будет с трудом замедлять автомобиль на 4-й передаче, если можно пораньше включить 3-ю, и процесс пойдет быстрее, а затем 2-ю и тогда торможение пойдет сильнее.
В результате при торможении двигателем имеет смысл ждать, когда обороты опустятся до средних значений, и включать более низкую передачу. Дожидаться уменьшения оборотов до средних значений необходимо потому, что, во-первых, теперь уже водитель не заставит двигатель работать с чрезмерной частотой вращения после включения более низкой передачи и, во-вторых, на малых оборотах усилие от двигателя заметно падает.
При торможении двигателем работает обратная сторона зубьев главной пары шестерен КПП |
Ресурс не страдает
Иногда можно услышать мнение, что торможение двигателем, дескать, сокращает его ресурс и вызывает износ дисков сцепления. Это не совсем так. Строго говоря, нагрузка на двигатель при торможении передачами минимальна и практически не наносит ущерба ресурсу. Напротив, износ двигателя гораздо выше на холостых оборотах, когда давление масла в системе его смазки недостаточно. Естественно, при торможении двигателем надо соблюдать меру — если на высокой скорости ухитриться воткнуть первую передачу, то вы можете лишиться и мотора, и сцепления, и коробки переключения передач, да и колеса все-таки сорвутся в скольжение.
Торможение двигателем играет важную роль с точки зрения безопасности. К тому же оно исключает возможность блокировки колес, что особенно ценно на скользкой дороге. Торможение двигателем рекомендуется на затяжных спусках, когда длительное подтормаживание ножным тормозом может привести к перегреву тормозов и их отказу.
И последнее: навыки торможения двигателем рекомендуется развивать круглый год, тогда водителю удастся избежать ошибок при смене сезона.
Имейте в виду
Торможение двигателем не дает большого эффекта замедления в чистом виде, поэтому часто игнорируется водителями. Однако его значимость существенна при управлении автомобилем в условиях низкого коэффициента сцепления и позволяет повысить устойчивость и управляемость автомобиля, его стабильность при экстренных маневрах. Безопасное управление автомобилем требует, чтобы любой прием торможения выполнялся комбинированным способом, т.е. при включенной передаче.
Борис МИХАЙЛОВ
александр | 29 апреля 2016, 13:41:39 |
город: хайфа изаиль |
а интересно , такой стиль вождения позволяет растянуть интервалы между т о , в частности замену масла , или наоборот?
Многие автоэксперты рекомендуют научиться тормозить автомобиль двигателем. Желательно довести данную процедуру до автоматизма и использовать её в экстемальным ситуациях, таких как – отказ тормозной системы.
Карикатура на тему — торможение двигателем
Торможение мотором, в первую очередь, это безопасность. Также, по утверждению автоинструкторов и многих бывалых автолюбителей – это снижает износ тормозной системы. На механике осуществить торможение двигателем значительно проще, чем на остальных коробках передач.
Экстренное торможение
Пропали тормоза! Не стоит разводить панику, поскольку это первая причина аварии. Стоит отметить, что торможение двигателем – это тонкий процесс, которым стоит уметь пользоваться. Для каждого топа коробки передач, существует своя система торможения.
Для механики характерно то, что все действия выполняются непосредственно водителем. При этом стоит рассчитать дистанцию торможения и учесть, насколько быстро падают обороты мотора и коленчатого вала.
Рука на ручке переключении передач в момент торможения двигателем
Рассмотрим, последовательность действий при торможении силовым агрегатом с МКПП:
Экстренное торможение может привести к заносу
Не стоит резко выключать зажигание на большой скорости или передаче, поскольку попросту может разорвать коленвал или детали КПП повредятся. К этому всему, ещё и транспортное средство может не тормозить, а дальше продолжать ехать по накатанной.
Существуют разные автоматические коробки передач, от разных производителей, а поэтому последовательность и принцип действия может быть разным. Рассмотрим, несколько вариантов торможения двигателем на АКПП.
Торможение двигателем помогает при отказе тормозной системы, и предотвращает ДТП
Вариант первый:
Вариант второй:
При движении по горному серпантину необходимо проводить торможение двигателем
На многих современных транспортных средствах внедряется система аварийного торможения двигателем, которая сама снижает обороты и глушит силовую установку, вплоть до полной остановки. Случается это в тех случаях, когда электронный блок управления получил информацию о неработоспособности тормозной системы.
Как и в любом автомобильном приёме, торможение мотором имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы:
Минусы:
Торможение двигателем достаточно полезный навык, который необходимо познать и применять всем водителям. Существует достаточно много споров, «за» и «против» применения данной приёма, но он может спасти жизнь водителю и пассажирам в экстремальной ситуации.
Зачастую на дороге возникают ситуации, когда обычное торможение может не помочь, и тогда специалисты и опытные водители рекомендуют использовать торможение двигателем. Однако многие не знают, что же это за торможение, и как его выполнять. Кстати, вот статья, о том, как тормозить на машине.
Торможение двигателем – это торможение автомобиля за счет понижения передачи скорости, без участия педалей тормоза. Также подобное торможение очень часто называют торможением «коробкой передач», ведь в основном это торможение и предполагает задействование коробки передач и педалей сцепления. Подобное торможение придумано воизбежание различных неприятных дорожных ситуаций, а именно торможение при помощи двигателя используется в следующих случаях:
Как видите, основное предназначение торможения двигателем, это исключение заносов на мокрых и скользких участках дорог. Но и здесь существуют некоторые тонкости, ведь тормозить двигателем тоже нужно уметь, чтобы не сделать еще хуже из-за неопытности, или чтобы не навредить своему автомобилю неправильно выполненным торможением двигателем. Так как же правильно тормозить двигателем?
Процедура торможения двигателем автомобиля включает в себя придержанность четкой последовательности действий, а именно:
Именно такое правильно торможение двигателем будет эффективно на дороге, и поможет избежать вам неприятных последствий заноса автомобиля без возникновения поломок. Ведь при неправильном торможении подобным способом, вполне вероятна поломка синхронизаторов.
Торможение двигателем является весьма эффективным способом исключения и попадания автомобиля в заносах на мокрых или скользких отрезках дороги. Однако, не смотря на это выполнять такое торможение необходимо правильно, чтобы не причинить автомобилю вреда, в том числе и поломку частей синхронизатора. А основной рекомендацией является то, что, чтобы применять подобное торможение на дорогах, следует точно отработать действия, выполняемые для его воспроизведения.
Изучить должным образом как автомобиль начинает себя вести при таком торможение, какой получается тормозной путь, отработать данный способ на полигоне. И только после твердой уверенности в своем мастерстве пробовать применять на реальных дорожных участках. Именно такой подход к этому вопросу поможет вам применять торможение двигателем правильно, эффективно и безопасно.
Видео
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453