Любой опытный водитель прекрасно знает, что работа двигателя имеет очень сильную зависимость от угла опережения зажигания. Ведь при опоздании данного параметра мощность двигателя заметно снижается, при этом, значительно возрастает потребление топлива, а мотор может очень быстро перегреться. При запоздалом угле зажигания возникает, так называемая, детонация, которая заставляет клапана перегорать и снижает мощность двигателя.
Дело в том, что узнать о том, произошла детонация или нет, мы не можем, так как не имеем доступа к камере сгорания двигателя для его визуального осмотра. Однако, конструкторы автомобильной промышленности разработали специальное электронное устройство для двигателей с распределенным впрыском топлива, которое позволяет фиксировать это неприятное явление.
Датчик детонации устанавливается на двигатель внутреннего сгорания и подключается к блоку управления двигателем. Он фиксирует детонацию в камерах сгорания и задает такой режим работы двигателя, чтобы исключить возможность появления детонации в дальнейшем.
Такое устройство состоит из самого датчика, пластикового корпуса, который крепится к двигателю при помощи болта и специального штекерного разъема, который осуществляет присоединение датчика к электрической цепи автомобиля. Конструкция датчиков для разных моделей автомобилей может иметь существенные отличия, однако в целом, они выполняют одну и ту же функцию и, практически, не имеют различий по внутреннему устройству.
На ВАЗ 2114 датчик детонации располагается прямо под свечами зажигания рядом с масляным щупом и крепится на одном болте.
В процессе эксплуатации датчик может выйти из строя и обнаружить это без бортового компьютера становится нереальным. Для счастливых обладателей этих устройств есть два признака, по которым можно определить, что датчик находится в неисправном состоянии.
Кстати, обнаружить поломку датчика можно не только с помощью специалистов автосервиса. Для этого можно приобрести специальное оборудование, к которому он подключается для проверки.
Езда с неисправным датчиком недопустима. Ведь, как и любое устройства контроля и регулировки режима работы двигателя, датчик детонации должен быть всегда в исправном состоянии, так как нарушение всех этих процессов может привести к серьезной поломке мотора. В данном случае, возникающая детонация, помимо снижения мощности двигателя, действует разрушительным образом на мотор в целом. Детонация является, по своей сути, взрывом, который повышает давление в камере сгорания и разрушает поршни, клапана и может нанести серьезные повреждения цилиндру. Поэтому своевременная замена неисправного датчика детонации является обязательной процедурой при техническом обслуживании автомобиля.
На ВАЗ 2114 предусмотрено два вида датчика: двухконтактные и одноконтактные. Данные устройства имеют существенные различия и применение одних, вместо других не допустимо. Покупайте только тот датчик, который должен стоять на вашем двигателе.
Одноконтактный датчик выкручивается торцовым ключом. Перед этим необходимо выключить зажигание и снять с него электрическую проводку.
В случае с двухконтактным датчиком, выкручивается не он сам, а гайка, на котором он крепится. Перед снятием нужно также, отключить зажигание и снять штекер с проводами.
После этого установите новый датчик, затяните крепление и наденьте на него провода. Для устранения всевозможных ошибок необходимо снять клемму аккумулятора, примерно, на 30 секунд и снова подключить.
На этом замена датчика завершена. Удачи на дорогах!
В бензиновом двигателе внутреннего сгорания, при определенном стечении обстоятельств, возникает металлический стук. «Пальцы стучат», — говорят некоторые водители. На самом деле это явление называется детонацией и его возникновение крайне нежелательно, поскольку может привести к поломке мотора вследствие огромной скорости распространения фронта пламени (более 2000 м/с) и высоких ударных нагрузок на стенки цилиндров, поршень и головку блока. Чтобы контролировать уровень опасности, на блок цилиндров устанавливается датчик детонации.
Датчик детонации служит для контроля степени детонации при работе бензинового двигателя внутреннего сгорания. Датчик устанавливается на блоке цилиндров двигателя. Он является важным компонентом системы управления двигателем, т.к. позволяет реализовать максимальную мощность двигателя и обеспечить топливную экономичность.
Детонация или правильно детонационное сгорание возникает, когда удаленная от свечи зажигания часть топливно-воздушной смеси вследствие поджатия фронтом пламени нагревается и самовоспламеняется с образованием взрыва. Детонация сопровождается акустическими признаками – металлическим стуком в кривошипно-шатунном механизме. Под степенью детонации понимается часть топливно-воздушной смеси, сгорающая с детонацией.
Причинами детонации являются:
Последствием детонационного сгорания выступает повышенная теплоотдача элементов кривошипно-шатунного механизма, сопровождающаяся повышенным износом, поломками и разрушением. То, насколько часто может возникать данное явление, зависит от трех основных факторов.
В первую очередь, на вероятность возникновения влияет химический состав бензина, а точнее, его октановое число. Чем оно выше, тем более он устойчив к этому явлению. Второй фактор, который влияет не меньше, – конструктивные особенности двигателя, а именно степень сжатия, форма камеры сгорания, расположение свечей зажигания, форма днища поршня и т.п. Например, двигатель с большей степенью сжатия более склонен к детонации и нуждается в высокооктановом бензине. Иначе, зачем производители пишут минимально допустимое октановое число на люке бензобака? Третий фактор – условия работы мотора. На вероятность появления детонации влияет состав рабочей смеси, нагрузка, выбранная передача, нагар.
Принцип действия датчика детонации основан на пьезоэффекте. В конструкцию датчика включена пьезоэлектрическая пластина, в которой при возникновении детонации на концах возникает напряжение. Чем больше амплитуда и частота колебаний, тем выше напряжение. Когда напряжение на выходе датчика превышает заданный уровень, соотвествующий определенной степени детонации, электронный блок управления корректирует характеристику работы системы зажигания в сторону уменьшения угла опережения зажигания. Таким образом, достигается оптимальная характеристика работы системы для конкретных условий эксплуатации.
Датчик детонации воспринимает и преобразует энергию механических колебаний блока цилиндров в электрические импульсы. Датчик детонации непрерывно посылает сигналы в электронный блок управления двигателем, а электроника отвечает изменением качественного состава рабочей смеси и угла опережения зажигания.
Существует определенный порог безопасности, если величина напряжения его превысит, то электронный блок управления отдаст команду на уменьшение угла опережения зажигания.
При неисправности датчика детонации (отсутствии сигнала) на панели приборов загорается соответствующая сигнальная лампа, двигатель при этом продолжает работать.
При возникновении неисправности датчика детонации на приборной панели загорается контрольный индикатор. Мотор при этом работает, и на автомобиле вполне можно ехать. На закономерный вопрос «зачем тогда нужен этот датчик» ответ следующий.
На старых автомобилях, не оборудованных электронным блоком управления, угол опережения зажигания корректировался вручную поворотом крышки прерывателя-распределителя зажигания. Это позволяло скорректировать работу системы зажигания в зависимости от октанового числа бензина, которое может сильно отличаться на разных заправках. У современного двигателя устройство трамблера иное, его крышка неподвижна, поэтому такую функцию выполняет ЭБУ. Соответственно, если датчик детонации выйдет из строя, то угол опережения зажигания не сможет быть скорректирован.
Вышедший из строя датчик детонации влияет на динамику и экономичность двигателя. Принцип работы электронного блока управления таков, что при возникновении неисправности датчика он устанавливает заведомо позднее зажигание в целях безопасности, чтобы исключить вероятность разрушения мотора. В результате силовой агрегат работает, но начинает потреблять гораздо больше топлива, и ухудшается динамика машины. Второе особенно заметно при повышенных нагрузках.
Основные симптомы, указывающие на то, что данное устройство вышло из строя:
При этом на панели загорается индикатор неисправности двигателя. Причем, он может, как гореть постоянно, так и загораться кратковременно при увеличении нагрузки.
Далеко не всегда под рукой есть сканер, который сможет считать и расшифровать код неисправности. Добраться до СТО также не всегда возможно. Возникает вопрос: как проверить датчик детонации самостоятельно? Из инструментов нужен цифровой мультиметр.
В первую очередь необходимо выяснить, каким сопротивлением должен обладать исправный датчик на конкретной модели автомобиля или двигателя, поскольку у всех производителей эта величина разная. Если оно отличается от нормального, нужна замена.
Также можно проверить напряжение на электрических контактах датчика, для чего нужно отсоединить электрический разъем питания датчика и снять его с двигателя. После этого мультиметр переводится в режим измерения напряжения в милливольтах, его плюсовой щуп соединяется с сигнальным контактом, а минусовой – с массой датчика (отверстие, через которое проходит болт крепления к двигателю).
Проверка датчика детонации заключается в том, что датчик с присоединенными щупами зажимается в ладони, которой затем нужно несильно постучать по какой-нибудь поверхности. При ударах мультиметр должен фиксировать появление напряжения (обычно оно составляет порядка 30-40 мВ). Принцип прост: чем сильнее удар, тем большая разность потенциалов возникнет между электродами. Поскольку напряжение невелико, не каждый прибор способен его замерить, поэтому предварительно нужно убедиться, что имеющееся под рукой измерительное устройство рассчитано на подобные замеры. Полное отсутствие разности потенциалов свидетельствует о том, что датчик детонации неисправен.
Зачем нужен датчик детонации, и какую роль он выполняет во время работы двигателя автомобилей ВАЗ. Прежде всего, этот датчик предназначен для контроля степени детонации, что является необходимым условием для реализации максимальной мощности мотора и обеспечения топливной экономичности.
Работа датчика детонации основана на принципе пьезоэффекта. Что это значит? В конструкцию датчика входит пьезоэлектрическая пластина, которая генерирует электричество при возникновении детонации. Соответственно чем выше частота колебаний, тем выше напряжение, которое передается на электронный блок управления двигателя, а тот в свою очередь производит корректировку настройки зажигания, что позволяет обеспечить корректное воспламенение топливовоздушной смеси.
На автомобилях ВАЗ датчик детонации устанавливается на блоке двигателя со стороны радиатора между вторым и третьим цилиндром. Одним условием наличия такого датчика является электронная система зажигания и электронный блок управления, соответственно моторы на старых ВАЗах с контактным зажиганием, не оборудованы датчиком детонации.
Датчик детонации ВАЗ запчасть, которую вы сможете приобрести в любом автомагазине либо на авторынке. При покупке, лучше иметь снятый неисправный датчик, чтобы по его образцу приобрести нужную вам деталь.
Цена датчика детонации ВАЗ варьируется от 100 до 250 рублей.
Датчик детонации устанавливается на всех современных легковых автомобилях. Чтобы понять, для чего он вообще нужен, следует пояснить само понятие детонации. Если в цилиндрах двигателя топливовоздушная смесь сгорает не так, как положено, там могут образовываться взрывные волны. Они не только доставляют беспокойство водителю, но и способствуют быстрому износу внутренних деталей двигателя. Передвижение автомобиля при наличии детонации в двигателе крайне нежелательно. О таких нарушениях процессов сгорания смеси как раз и сигнализирует датчик детонации.
Крепится датчик на впускном коллекторе двигателя. Он улавливает вибрации, возникающие в цилиндрах, и передает их в блок электронного управления. С помощью его сигналов ЭБУ может корректировать работу системы зажигания автомобиля.
Датчик детонации имеет чувствительный пьезоэлектрический элемент, способный преобразовывать механические вибрации в электроток. Чем чувствительнее вибрации, тем выше амплитуда выдаваемого датчиком сигнала. По сигналам от датчика контроллер уменьшает или увеличивает угол опережения зажигания, тем самым корректируя работу системы зажигания.
Определить неисправность установленного у вас датчика детонации можно по нескольким признакам:
При появлении детонации двигателя рекомендуется проверить датчик детонации. Если он исправен, то причина, вероятнее всего, кроется в механике двигателя.
Можно ли ездить на автомобиле с неисправным датчиком детонации? Да, можно. Однако учитывайте, что угол опережения зажигания, подвергаемый корректировке со стороны блока электронного управления, при таком отказе не сможет корректироваться. В этом случае ЭБУ установит заведомо позднее зажигание для обеспечения безопасности двигателя. Результатом таких действий будет чрезмерное потребление топлива двигателем. Динамика автомобиля ухудшается, что сразу начинает ощущаться.
Как самостоятельно проверить датчик детонации
Можно простейшим способом убедиться в исправности датчика. Для этого датчик нужно снять с двигателя, отключив питание. К датчику подключается вольтметр, на котором выставлены минимальные настройки вольтажа. Плюс вольтметра подключается к сигнальному контакту, а минусовой провод соединяется с массой датчика. Масса датчика соответствует отверстию, предназначенному для крепления датчика к двигателю. [sam id=5]
Датчик удерживается в руке, которой нужно постучать по какому-либо твердому предмету. В процессе ударов следите за шкалой вольтметра. Она должна незначительно отклоняться. Обычно стрелка доходит до 40 мВ. Причем, чем сильнее наносится удар, тем больший вольтаж стрелка покажет. Если напряжение на вольтметре не фиксируется, то с большой долей вероятности можно констатировать отказ датчика детонации.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453