Дата публикации: 23 октября 2018.
Читателей-автомобилистов (особенно начинающих) название статьи может ввести в некоторое замешательство. Вы покупаете так называемый необслуживаемый аккумулятор, а по факту оказывается, что за ним нужен, хоть и минимальный, но уход. Как его осуществить? Наши рекомендации помогут не только продлить «жизнь» таких батарей, но иногда и восстановить (это касается только некоторых разновидностей) их работоспособность (естественно, проведя несложные технические манипуляции).
В зависимости от материалов, применяемых для изготовления пластин, и методов удержания электролита внутри банок батареи, все необслуживаемые аккумуляторы подразделяют на:
Единственным видом технического обслуживания всех вышеперечисленных разновидностей аккумуляторных батарей является их зарядка (а вернее подзарядка) с помощью специального устройства, предназначенного для этих целей. Подобная операция может производиться по-разному в зависимости от технологии производства той или иной батареи.
На заметку! При использовании неправильного режима зарядки вы можете просто «убить» еще вполне рабочую батарею.
Естественно, необслуживаемые аккумуляторы изначально были разработаны для того, чтобы облегчить жизнь водителю. Принцип «купил/поставил/и забыл» устраивает многих. Дальше за периодическую подзарядку батареи уже «отвечает» генератор и реле-регулятор. Однако в ходе эксплуатации транспортного средства очень часто аккумулятор автомобиля не заряжается до полной емкости и нуждается в периодической подзарядке с помощью специального зарядного устройства. В каких случаях это может произойти:
Важно! Процесс и режимы зарядки зависят от типа аккумуляторной батареи, поэтому прежде чем его начинать необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями производителя (как самой батареи, так и зарядного устройства).
Это самая популярная разновидность аккумуляторных батарей (по соотношению цена/качество). Последовательность их зарядки, которая ничем не отличается от аналогичного процесса стандартных обслуживаемых аналогов:
Важно! Заряжать гибридные необслуживаемые аккумуляторы большими токами не рекомендуется. Это может привести к «закипанию» электролита и испарению значительного количества дистиллированной воды. А долить ее без нарушения герметичности изделия просто невозможно.
Для периодической подзарядки подобных батарей используют специальные зарядные устройства (связано это с технологией изготовления кальциевых батарей, которая, прежде всего, направлена на снижение интенсивности электролиза). Это в первую очередь касается напряжения используемого прибора. Для того, чтобы достичь рекомендованной плотности электролита (около 1,27 г/см³), необходимо применять зарядное устройство, обеспечивающее напряжение (на определенном этапе подзарядки батареи) не менее 16,2÷16,5 В.
Важно! Если же использовать приспособление с максимальным напряжением ниже этих значений (например, около 14,8 В), то зарядить Ca/Ca батарею до 100% емкости не удастся.
Лучше всего использовать зарядные устройства, предназначенные для различных типов батарей (в том числе и кальциевых). Выбрав нужный режим, можно не беспокоиться о том, что аккумулятор зарядиться до неполной емкости: встроенная автоматическая система за всем «проследит». Она же во время выключит процесс зарядки и не допустит закипания электролита.
Для информации! У некоторых автомобилистов может возникнуть логичный вопрос: как же обеспечивается нормальный заряд кальциевой батареи в автомобиле (ведь генератор, как правило, не «выдает» больше 15 В). Производители отвечают: при нормальной эксплуатации транспортного средства (то есть, его каждодневном использовании) этого напряжения будет вполне достаточно для поддержания необходимой емкости в течение всего гарантийного срока службы. Периодическая подзарядка требуется лишь при значительном разряде аккумулятора.
Так как электролит в обеих разновидностях этих аккумуляторных батарей находится в так называемом «связанном» состоянии, то их подзарядку необходимо производить по строго определенному алгоритму (по 3-х ступенчатому циклу):
Важно! Превышение напряжений (свыше указанных производителем значений) может привести к разрушению «связанного» электролита и выходу батареи из строя. Поэтому лучше всего использовать для таких аккумуляторов либо, так называемые «умные» (SMART) зарядные устройства (со встроенным алгоритмом работы: длительность каждого из этапов прибор сам «рассчитывает» в зависимости от степени разряда батареи), либо программируемые (у которых все периоды процесса подзарядки можно самостоятельно запрограммировать).
В некоторых случаях (например, при неправильной работе реле-регулятора или длительной эксплуатации автомобиля в условиях повышенных температур окружающего воздуха) происходит падение уровня электролита в банках аккумулятора из-за испарения дистиллированной воды. Касается это только гибридных и кальциевых батарей, в которых используют электролит в жидком («несвязанном») виде. Его уровень можно определить, например, с помощью обычного фонарика, так как корпуса многих аккумуляторов выполнены из полупрозрачного пластика. Чтобы продлить «жизнь» батареи и предотвратить осыпание оголившихся пластин необходимо долить дистиллированную воду до необходимого уровня. Сделать это довольно просто:
Эти нехитрые и доступные любому автомобилисту манипуляции позволят продлить срок службы необслуживаемого аккумулятора.
Для информации! Отверстия в корпусе батареи можно сделать с помощью сверла подходящего диаметра. Главное соблюсти при этом определенную осторожность и проследить за тем, чтобы пластмассовая стружка не попала внутрь корпуса.
Проводить зарядку необслуживаемых аккумуляторов необходимо с особой осторожностью. Ведь осуществить измерение плотности электролита у таких АКБ невозможно. Потому следует учитывать ситуацию, приведшую к необходимости зарядки аккумулятора, а также уровень остаточного напряжения. Отметим, что подзарядка АКБ – это не редкая процедура. Ведь любой аккумулятор иногда требует зарядки. На один генератор полагаться ошибочно.
Первое и самое главное условие при постановке АКБ на зарядку – это соблюдение полярности на самой батарее и зарядном устройстве. Ведь далеко не каждое устройство имеет защиту от случайной переполярности. Помещение, где проводится зарядка аккумулятора, должно хорошо проветриваться либо вентилироваться. Ведь выделяемые в процессе зарядки АКБ газы причиняют вред для здоровья.
Качественный и прогрессивный зарядный прибор способен определить текущее состояние АКБ и выбрать требуемый для заряда ток. Хорошее зарядное устройство может обойтись владельцу авто в 6-8 тыс. рублей.
Перед зарядкой АКБ также следует очистить от загрязнений. Ведь грязь способна шунтировать ток заряда, то есть проводить ток, что совсем не хорошо. Кроме того, прием аккумулятором заряда начинается лишь после прогрева электролита до положительной температуры. Потому занеся аккумулятор с мороза в помещение, ему нужно дать прогреться.
В данной ситуации аккумулятор заряжают путем подачи непрерывного напряжения. Задача зарядного устройства при этом – контроль силы тока. Аппарат должен подавать на аккумуляторную батарею напряжение в 14-14,5 Вольт при силе тока равной 25 Ампер на старте зарядки.
АКБ легковой машины при таком режиме зарядки способен зарядиться за достаточно короткий срок – 3 часа. При этом необходимо наблюдать за процессом. Ток заряда при этом должен снизиться до 0,2 А в случае полного заряда. Однако это в теории. На практике же нельзя заряжать аккумулятор с током, который больше, чем 15 Ампер.
Даная ситуация является более сложной. Для решения такой проблемы потребуется около суток. При этом также необходимо следить за процессом. Зарядное устройство должно быть настроено на силу тока, которая равняется 10% емкости заряжаемого аккумулятора в Ач. Ведь при полной зарядке АКБ на пластинах образовывается газ, потому весь электролит может превратиться в газ. Это уже опасно. Ведь отверстий в корпусе АКБ нет, потому вполне вероятен его разрыв.
Производить зарядку аккумулятора необслуживаемого типа можно и, не снимая с машины, и не отключая все электронные приборы. В данном случае также потребуется внимание со стороны владельца машины, а также четкое следование инструкциям. В случае чрезмерного выделения газов зарядку прекращают. После завершения зарядки следует обязательно измерить напряжение. Оно должно соответствовать номинальному.
Как видим, зарядку АКБ можно производить и в автомобиле, и вне него. Однако в первом случае следует более тщательно следить за процессом. Кроме того, такой способ требует более простого доступа к АКБ. Также при зарядке в машине необходимо подумать о чувствительной электронике. Зажигание машины не следует включать, переведя его в спящий режим. Сняв же АКБ можно сбить все имеющиеся настройки машины.
Зарядку аккумулятора необходимо осуществлять лишь при положительной температуре. При зарядке в машине, следует заехать в теплый гараж. Если же АКБ заряжается после снятия с машины, то необходимо уберечь ее от опрокидывания, а также обеспечить возможность оперативного отключения зарядного устройства.
Необслуживаемые аккумуляторные батареи все более популярны у автолюбителей, так как нет необходимости в постоянном контроле уровня электролита и систематического его добавления. Приобретая и устанавливая такую батарею в свой автомобиль, никаких дальнейших забот, по его обслуживанию, не требуется.
Необслуживаемые аккумуляторы делятся на три типа:
Несмотря на то, что в названии такого вида аккумуляторов присутствует характеристика “необслуживаемый”, заряжать их все-таки необходимо. По правде говоря, аккумуляторы постоянно находятся в состоянии самозарядки. При этом зарядка АКБ от генератора автомобиля является более “жесткой” процедурой, чем более “мягкая” ее зарядка посредством специального устройства.
Бывают ситуации, когда без зарядки необслуживаемой АКБ вовсе не обойтись. С приходом первых холодов смазка в двигателе загустевает и, следовательно, стартеру необходимо больше усилий для запуска мотора. Энергии от заряженной менее чем наполовину АКБ для этого явно не хватит. Поэтому специалисты рекомендуют, не дожидаясь прихода холодов полностью заряжать батарею, после чего можно не опасаясь отправляться даже в самую дальнюю дорогу.
Процесс зарядки АКБ может происходить в двух режимах:
Если батарея разряжена полностью, заряжать ее следует на протяжении суток, постоянно наблюдая за процессом. В таком случае зарядка производится силой тока, в 10 раз меньшей рекомендованной производителем. Батарею можно считать заряженной только тогда, когда на ее пластинах станет заметным выделение газа. После отсоединения зарядного устройства обязательно нужно проверить напряжение, которое на клеммах должно составлять12 В.
При частичной разрядке необходимо применять зарядное устройство с силой тока 25 А, способное подавать напряжение от 13,9 до 14,9 В. Зарядка батареи при этом происходит через 2,5-3 часа. Об окончании зарядки свидетельствует сигнал устройства.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453