Согласно проводимым исследованиям именно передние тормоза более эффективны на момент торможения при учете того, что тормозная система спереди и сзади одинаковы. Эта особенность связана со многими нюансами, к примеру, практически все автомобили имеют центр тяжести спереди, а значит сцепление колес с поверхностью лучше. Учитывая вышеприведенные особенности можно сказать, что передним тормозам всегда уделяют больше внимания
Если рассматривать автомобили, которые были выпущены в прошлом столетии, многие из них имеют исключительно барабанные тормозные системы. Эта особенность, прежде всего, связана с тем, что дисковые изначально не стали пользоваться популярностью по причине отсутствия материалов, при использовании которых можно было создавать системы с наиболее комфортными эксплуатационными качествами.
Однако современные технологии позволили получить сплавы, которые подвержены меньшему истиранию, нагреваются в меньшей степени, а также не издают скрежет при сильном трении
Проведение различных исследований показало, что дисковые тормоза более эффективны и практичны в использовании. Поэтому при рассмотрении вопроса того, какими должны быть передние тормоза отметим, что многие выбирают именно дисковый вариант исполнения.
Что же касается барабанных, их часто используют в качестве задних тормозов. Это связано с тем, что многие автомобили имеют колеса радиусом не больше 16, а это не позволяет устанавливать тормозные диски большого диаметра.
Важным моментом можно назвать то, что именно дисковые тормоза стали первым изобретением, которое предназначалась для снижения скорости автомобилей, скорость которых достигала отметки 100 км/час. Однако определенные нюансы определили то, что подобную конструкцию не использовали на протяжении нескольких десятилетий. Дисковые тормоза состоят из нижеприведенных элементов
Данные элементы являются основными, если рассматривать конструкцию не вей тормозной системы, а части, которая отвечает за непосредственное уменьшение скорости вращения колеса.
Рассматриваемые тормоза работают следующим образом:
Подобным образом работает рассматриваемая система. Как только педаль тормоза была отпущена, проводится разжимание подвижных элементов.
Дисковые тормоза имеют большую популярность, чем барабанные. Для того чтобы определить эффективность их работы, достоинства и недостатки, отметим нижеприведенные эксплуатационные качества:
Все современные легковые автомобили имеют именно дисковые тормоза, которые постоянно совершенствуют. Совершенствование происходит путем использования новых материалов, приданию особых свойств поверхности диска.
Примером можно назвать некоторые автомобили под маркой BMW, на которые проводится установка тормозных дисков с отверстиями. Их наличие, по мнению разработчиков, позволяет значительно повысить степень охлаждения материала.
В заключение отметим, что барабанные и дисковые тормоза следует вовремя и правильно обслуживать. Только в этом случае они могут обеспечивать эффективное торможение. Обслуживание заключается в своевременной смене накладок, а также тормозной жидкости, в проведении прокачки системы. Любые отклонения от норм работы определяют понижение эффективности работы тормозной системы.
Каждый раз при работе с тормозной системой помните, что при истирании тормозных колодок образуется пыль, которая содержит асбест, вредный для здоровья, поэтому при очистке тормозных колодок не пользуйтесь сжатым воздухом и не вдыхайте пыль. Для очистки тормозных механизмов используйте только специальный очиститель тормозов. |
Рис. 6.13. Выворачивание направляющего пальца суппорта |
Рис. 6.14. Элементы переднего дискового тормоза: 1 – суппорт с цилиндром; 2 – манжета; 3 – поршень; 4 – пылезащитный чехол; 5 – направляющая тормозных колодок; 6 – пружинный зажим; 7 – прокладка; 8 – тормозные колодки; 9 – пылезащитный чехол; 10 – направляющий палец; 11 – винт для удаления воздуха |
Не отсоединяйте от суппорта тормозной шланг. |
Не нажимайте на педаль тормоза при снятых тормозных колодках. |
Тормозные колодки левого и правого колес необходимо менять в комплекте. Расположите колодку таким образом, чтобы датчик износа был направлен вверх, а колодка располагалась со стороны поршня. Перед установкой удалите ржавчину с пружинных зажимов или, если они повреждены, замените их новыми. |
Рис. 6.15. Использование ручки молотка для вдавливания поршня в цилиндр суппорта |
Для исключения вытекания тормозной жидкости закройте отверстие тормозного шланга пробкой или отрезком резинового шланга подходящего диаметра. |
Рис. 6.16. Расположение болтов крепления направляющей тормозных колодок суппорта к поворотному кулаку |
Рис. 6.17. Снятие отверткой пылезащитного чехла поршня |
Не оставляйте пальцы перед поршнем при подаче сжатого воздуха. Будьте осторожны, чтобы вместе со сжатым воздухом не выплеснулась тормозная жидкость. |
Рис. 6.18. Использование отвертки для извлечения манжеты поршня из суппорта |
Не допускайте перекручивания тормозного шланга. |
Для того чтобы закрепить тормозной диск на ступице, затяните гайки крепления колеса. |
Рис. 6.19. Использование индикатора часового типа для измерения люфта ступицы переднего колеса |
Даже если двигатель и ходовая часть машины полностью исправны, рулевое управление работает безукоризненно, но при этом тормозные диски полностью изношены – трогаться с места недопустимо. Дело в том, что на дороге иногда возникают ситуации, когда необходима экстренная остановка, также иногда необходимо удержать автомобиль на крутом склоне и без хорошо работающей тормозной системы это невозможно.
Чтобы резко прекратить вращение колес транспортного средства, будь то легковая малолитражка или многотонный грузовик, необходимы вентилируемые или перфорированные тормозные диски. У каждого из вариантов есть свои достоинства и недостатки, но, по сути, оба типа являются эволюцией сплошных дисков, которые могут быть использованы только в малолитражках. В тормозных механизмах всегда предусмотрено использование колодок, поэтому такие системы классифицируют по парам трения: колодочно-дисковые и колодочно-барабанные. Нас интересуют первые, как более эффективные.
Колодки могут быть установлены в диски как с подвижными, так и с неподвижными суппортами. Первые более популярны, поскольку не допускают неравномерный износ колодок, в плотном соприкосновении которых с дисками и заключается процесс торможения. Возникающий эффект трения в момент остановки транспортного средства сопровождается выделением тепла и газов. При этом диски с перфорацией или с насечками (слотированные) необходимы не только для создания трения, но и для отвода газов, которые могут стать причиной возникновения нагара на тормозном механизме.
Как происходит торможение, знает каждый автолюбитель, достаточно нажать на педаль, чтобы жидкость, содержащаяся в специальном резервуаре, разбежалась по суппортам на каждом колесе транспортного средства. Именно давление в тормозной системе автомобиля обеспечивает соприкосновение колодок с дисками, которые, казалось бы, могут быть установлены независимо от типа. Однако вспомним про инерцию. Движущийся на большой скорости автомобиль в момент остановки перемещает большую часть своей массы на переднюю часть, а значит, диски тормозные передние выдерживают более значительную нагрузку, чем задние, и изнашиваются быстрее.
Чтобы хоть в какой-то степени компенсировать степень износа, рекомендуется вентилируемый диск тормозной передний. Дело в том, что при трении данная деталь, необходимая в пару колодкам, сильно нагревается, из-за чего возникают и деформации, и истирание. Перегрева легко избежать, используя естественную вентиляцию, возникающую в установленных слотированных или перфорированных дисках. Первый вариант имеет продольные изогнутые насечки, которые охватывают колодки и охлаждают механизм при торможении. Перфорация менее эффективна, однако, если нет других вариантов, следует задействовать ее.
Все, что видит водитель и чем может манипулировать из этой системы – это педаль и рычаг ручного тормоза. Однако в корпусе автомобиля скрыто довольно много улов, взаимодействие которых осуществляется с помощью тормозной жидкости. В сущности, устройство тормозной системы автомобиля включает в себя несколько частей: рабочую, запасную, стояночную и вспомогательную. Последняя имеется на транспортных средствах с большой массой, которым необходима для сбрасывания нагрузки, возникающей на основном тормозном механизме во время движения с крутого склона. Все эти системы работают от одного главного цилиндра, заполненного тормозной жидкостью.
Многие водители недооценивают значение регулятора давления в тормозной системе, хотя данное приспособление необходимо для автоматических изменений силы давления в зависимости от прикладываемого к педали усилия.
Когда выполняется какое-то действие, будь то нажатие педали или поворот рычага, жидкость под давлением задействованного поршня перетекает в гидровакуумный усилитель. Там создается дополнительное давление, способное через систему поршней в суппорте каждого тормозного механизма воздействовать на колодки, с силой прижимая их к дискам. Если по какой-то причине не срабатывает рабочая система, в качестве запасной используется функционирующая часть основной (эффективность ее намного ниже), либо стояночная. Для увеличения эффективности запасной системы в машинах применяют специальные разделители, отключающие вышедшую из строя часть основного тормозного механизма.
У большинства современных автомобилей дисковые тормоза на передних колесах, а у некоторых - на всех четырех.
Disc brake
Дисковый тормоз - часть тормозной системы, которая фактически и помогает автомобилю остановиться. Самый распространенный тип дискового тормоза - однопоршневой плавающий суппорт. В этой статье мы расскажем об этом типе дискового тормоза.
Основное устройство дискового тормоза.
Местоположение дисковых тормозов в автомобиле.
Главные компоненты дискового тормоза:
-Тормозные колодки.
-Суппорт с поршнем.
-Ротор, крепящийся к ступице.
Дисковый тормоз очень похож на тормоза велосипеда, которые имеют суппорт, прижимающий тормозные колодки к колесу. Но тут тормозные колодки сжимают не само колесо, а ротор, и воздействие происходит гидравлическим путем, а не через кабель. Трение колодок и диска приводит к тому, что диск замедляет ход.
Движущийся автомобиль обладает определенным количеством кинетической энергии, и тормозам необходимо погасить ее, чтобы остановить автомобиль. Как же тормоза это делают? Каждый раз, как только Вы останавливаете автомобиль, тормоза преобразовывают кинетическую энергию в тепло от трения колодок и дисков. Естественно они нагреваются, и весьма ощутимо. Поэтому большинство тормозных дисков делаются вентилированными.
Вентилированные тормоза обладают лопастями, находящимися между двух сторон диска, они прогоняют воздух сквозь диск, обеспечивая охлаждение.
Саморегулирующиеся тормоза.
Однопоршневый дисковый тормоз с плавающей скобой является самоцентрирующимся и саморегулирующимся. Такой суппорт способен скользить из стороны в сторону, двигаясь таким образом к центру каждый раз, как только начинает работать тормоз. Так как нет никакой пружины, которая отталкивает колодки от диска, колодки постоянно соприкасаются с ротором (но резиновое уплотнение поршня, и любое колебание в роторе может отодвинуть колодки на небольшое расстояние от ротора). Это важно, поскольку поршни в тормозах намного больше в диаметре чем те, которые находятся в главном цилиндре. Если бы тормозные поршни уходили в цилиндры, то пришлось бы несколько раз нажать педаль тормоза, для того, чтобы впрыснуть достаточное количество жидкости в тормозной цилиндр с целью приведения тормозных колодок в действие.
Раньше автомобили обладали двух, а то и четырех поршневым суппортом . Поршень (или два) на каждой стороне ротора вымещал колодку со своей стороны. От этого отказались, т.к. одно-поршневые конструкции являются более дешевыми и надежными.
Ручной тормоз.
В случае полного отказа основной системы торможения в автомобилях с дисковыми тормозами на всех четырех колесах, ручной тормоз приводится в действие отдельной системой. В большинстве автомобилей, чтобы привести в действие ручной тормоз, используется специальный трос(кабель).
У некоторых автомобилей с дисковыми тормозами на всех четырех колесах есть отдельный барабанный тормоз, встроенный ступицу задних колес. Этот барабанный тормоз используется только аварийной тормозной системы, и приводится в действие только кабелем; он не имеет гидравлики. У других автомобилей есть рычаг, который поворачивает винт, или приводит в действие кулачок, который давит на поршень дискового тормоза.
Сервисное обслуживание тормозов.
Наиболее распространенный тип обслуживания тормозов - замена колодок. Обычно на тормозных колодках имеется металлический элемент - индикатор износа.
Когда фрикционный материал стирается, индикатор износа взаимодействует с диском, издавая резкий звук. Это означает, что пришло время менять колодки. В суппорте имеется смотровое отверстие, чтобы видеть, сколько фрикционного материала осталось на колодках.
Иногда, на тормозной поверхности ротора возникают повреждения, например канавки различной глубины. Это может случиться если изношенная колодка находится в автомобиле слишком долго. Тормозные роторы могут также деформироваться, то есть потерять свою плоскостность. Если это случается, тормоза могут дрожать или вибрировать, когда вы останавливаетесь. Обе проблемы могут быть устранены путем повторной чистовой обработки (так называемая механическая обработка) ротора. Некоторое количество материала удаляется с обеих сторон ротора, чтобы восстановить плоскую и гладкую поверхность.
Вам не нужно проводить повторную полировку всякий раз, когда происходит замена колодок, а только если они деформированы или повреждены. На самом деле, полировка роторов, производимая чаще, чем требуется может привести к уменьшию срока их службы. Поскольку данная операция стирает материал, с каждой последующей полировкой роторы тормоза становятся тоньше. У всех тормозных роторов есть требования по минимально допустимой толщине. Эти требования можно найти в заводской инструкции.
Источник: Авто Релиз.ру.При копирвании информации гиперссылка на сайт AutoRelease.ru обязательна.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453