С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Ходовая часть автомобиля


Ходовая часть автомобиля

Ходовая часть автомобиля представляет собой тележку, состоящую из рамы, к которой при помощи деталей подвески прикреплены передний и задний мосты с колесами.

Одной из характеристик автомобиля служит колесная формула, которая состоит из двух цифр со знаком умножения между ними. Например, для автомобилей ГАЗ-бЗА, ЗИЛ-130, ГАЗ-24 «Волга» колесная формула имеет вид 4×2,— это означает, что автомобиль имеет четыре колеса (сдвоенные шины считают одним колесом), из которых два ведущих.

Колесная формула автомобиля ГАЗ-66 — 4×4, а автомобиля ЗИЛ-131 — 6х6.

Рама. К раме автомобиля крепят все его агрегаты и узлы. Рама автомобиля ГАЗ-53А (рис. 77) состоит из двух продольных балок, соединенных поперечными балками. Балки изготовляют из стали корытообразного профиля переменного сечения. К передним поперечным балкам крепят двигатель, к продольным — кронштейны для крепления рессор подвески. К продольным балкам прикрепляют также кронштейны рулевого механизма и крепления кабины. Кров-штейны крыльев, топливного бака, аккумуляторных батарей привертывают к раме на болтах. На кронштейнах передней части рамы крепят болтами буфер, а в средней ее части — кронштейн запасного колеса. На последней поперечине задней части рамы установлено буксирное устройство 5. Рамы автомобилей самосвалов и автомобилей-тягачей буксирного устройства не имеют. На рамах, не имеющих буксирного устройства, установлены петли, предназначенные только для кратковременного буксирования автомобиля, а не для работы с прицепом.

Рис. 77. Рама и рессорная подвеска автомобиля ГАЗ-бЗА: 1 — буфер; 2 — продольная балка (лонжерон); 3 — кронштейн запасного колеса; 4 — поперечины; 5 — буксирное устройство; 6 — кронштейн рессоры; 7 и 12 — задняя и передняя рессоры; 8 — дополнительная рессора (подрессорник); 9 — картер заднего моста; 10 и 11 — стремянка и хомутик рессоры; 13 — передняя ось.

У легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга» вместо рамы используют несущий кузов. Для крепления двигателя, радиатора, переднего моста, подвески и рулевого механизма автомобилей с несущим кузовом применяют короткую раму (подрамник), жестко присоединенную к передней части основания кузова.

Автобусы в большинстве своем имеют цельнометаллические кузова вагонного типа с несущим основанием и каркасом. Жесткое основание кузова заменяет собой раму.

Передний мост автомобиля ГАЗ-53А (рис. 78) состоит из балки фасонного профиля, у которой на неподвижно закрепляемых шкворнях устанавливают поворотные цапфы (кулаки). В проушины кулака запрессованы втулки, уменьшающие трение со шкворнем. На конических роликовых подшипниках поворотных цапф установлены ступицы колес, к которым крепят тормозные барабаны и диски с ободами и шинами.

Рис. 78. Передний мост автомобиля ГАЭ-53А:

Аналогично устроен передний мост автомобиля ЗИЛ-130. Ступицы передних колес автомобиля ЗИЛ-130 установлены на двух конических роликовых подшипниках (рис. 79), крепятся гайками, которые затем стопорятся и закрываются колпаками.

Рис. 79. Ступица переднего колеса автомобиля ЗИЛ-130: 1 — гайка; 2 — конические роликовые подшипники; 3 — ступица; 4 — колпак.

Подвеска переднего моста автомобиля ГАЭ-53А (см. рис. 77) осуществлена на продольных рессорах, смягчающих толчки, воспринимаемые колесами автомобиля от неровностей дороги. Каждая рессора состоит из стальных листов разной длины, соединенных стяжным болтом. В средней части рессоры прикреплены к балке моста стремянками. К концам двух наиболее длинных (коренных) листов приклепаны штампованные чашки, образующие опорные поверхности для резиновых подушек, при помощи которых концы рессор заделаны в кронштейны, приклепанные к раме. Длина рессоры изменяется при прогибах за счет перемещения (скольжения) ее заднего конца между верхней и нижней подушками кронштейна. Хомутики, установленные вдоль рессоры, удерживают ее листы от расхождения.

Рис. 80. Подвеска рессор автомобиля ЗИЛ-130: а — передняя подвеска; б — задняя подвеска; 1 — резиновый упор; 2 — передний кронштейн; 3 — палец; 4 — отъемная подушка; 5 — хомутики; 6 — подушка; 7 — дополнительная рессора; 8 — стремянки; 9 — основная рессора.

Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ-130 также осуществляется при помощи рессор, на передних концах которых прикреплены съемные подушки, которыми рессоры закреплены к раме пальцами. Задние концы рессор опираются на подушку и при изменении длины скользят по ней (рис. 80, а и б).

Задние листовые рессоры с дополнительными рессорами (подрессорниками) автомобиля ГАЗ-53А (рис. 81) расположены сбоку вдоль лонжеронов рамы. Рессоры (основные и подрессорники) симметричные. Листы как основной рессоры, так и подрессорника стянуты в средней части центровыми болтами. Кроме того, основная рессора стянута четырьмя хомутиками, а подрессорник двумя хомутиками, предотвращающими боковое смещение листов. Рессорные кронштейны основной рессоры литые из ковкого чугуна, не взаимозаменяемые с кронштейнами передней рессоры. Подрессорник расположен под основной рессорой. Между ними имеется литая чугунная прокладка. Подрессорник при работе концами верхних листов опирается на резиновые сменные подушки, привернутые к литым чугунным кронштейнам, которые прикреплены к вертикальной стенке лонжеронов рамы. Задние рессоры автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 82) устроены аналогично автомобилю ГАЗ-53А, но вместо стяжного болта в листах рессор выштампованы выступы и углубления, которые препятствуют перемещению листов рессор во время работы. Описанную подвеску, называемую зависимой, применяют на грузовых автомобилях, где необходимы простота устройства и прочность.

Рис. 82. Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ-130: 1 — стремянка ушка рессоры; 2 — стремянка рессоры; 3 — подрессорник; 4 —рессора.

Задние рессоры автомобиля ГАЗ-24 «Волга» передними концами закреплены к кронштейну с резиновой втулкой, а задние концы, чтобы рессоры могли удлиняться, прикреплены к днищу кузова при помощи серьги и двух пальцев на резиновых втулках.

Рессоры прикреплены к кожухам ведущих мостов или к осям стремянками.

Амортизаторы. Рессоры смягчают толчки, передаваемые на неровной дороге от колес на кузов, но вызывают появление после каждого толчка вертикальных колебаний кузова. Эти колебания гасят телескопические амортизаторы двустороннего действия, устанавливаемые у грузовых автомобилей в подвеске переднего моста, у легковых — в подвесках обоих мостов.

Устройство амортизатора показано на рис. 83. Его устанавливают между рамой и передним мостом автомобиля и крепят к ним при помощи пальцев с резиновыми втулками, пропущенными через проушины амортизатора. Верхняя проушина амортизатора штоком связана с поршнем, который может перемещаться в цилиндре, находящемся в резервуаре, приваренном к нижней проушине. Клапан сжатия расположен в нижней части цилиндра, а клапан отдачи — в поршне. Клапаны снабжены перепускными устройствами. При наезде на препятствие передний мост принижается к раме автомобиля, а резервуар и цилиндр перемещаются вверх, совершая ход сжатия. При этом ходе жидкость (масло), находящаяся под поршнем, оказывается под давлением и перегоняется в полость цилиндра над поршнем. Жидкость проходит через наружные сверления поршня, открывая силой своего давления перепускной клапан.

Так как при движении поршня вниз объем вытесняемого им масла больше, чем объем освобождаемой полости сверху, то часть масла при ходе сжатия рессор протекает из цилиндра в резервуар, открывая клапан 6 сжатия.

После преодоления препятствия передний мост удаляется от рамы и шток с поршнем амортизатора выходит из цилиндра, совершая ход отдачи.

Во время хода отдачи поршень перегоняет масло из верхней полости цилиндра вниз через внутреннее сверление. Если отдача происходит замедленно, то масло проходит через щель между тарелкой клапа-па отдачи и втулкой, если быстро — масло силой своего давления отодвигает тарелку клапана отдачи, преодолевая сопротивление пружины. Так как количество масла, поступающего из верхней полости, гедостаточно для заполнения нижней полости, то в нее поступает масло дополнительно из резервуара через открывающийся впускной клапан. При этом кинетическая энергия колеблющегося кузова затрачивается на проталкивание жидкости через каналы и клапаны, в результате колебания быстро затухают.

Сальники герметизируют амортизатор, чем предотвращают вытекание масла и попадание грязи. Кожух, установленный на амортизаторе, уменьшает износ.

Независимая подвеска передних колес легковых автомобилей. У автомобилей ГАЗ-24 «Волга» каждое переднее колесо подвешено к подрамнику отдельно, благодаря чему колебания одного колеса не передаются на другое, уменьшается наклон автомобиля при наезде одного из колес на препятствие, облегчается управление автомобилем, повышается его устойчивость. Основными частями независимой подвески (рис. 84) являются вертикальная стойка, поворотная цапфа, шкворень,

верхний и нижний рычаги, амортизаторы, спиральные цилиндрические пружины, резиновые подушки и стабилизатор поперечной устойчивости.

Поворотная цапфа укреплена к приливу вертикальной стойки шкворнем. Стойка прикреплена при помощи пальцев к верхнему и нижнему рычагам. Спиральная пружина размещена между нижним рычагом и балкой подрамника. Телескопический амортизатор установлен внутри пружины. Колесо, наехавшее на препятствие, вместе с поворотной цапфой, вертикальной стойкой и наружными концами рычагов поднимаются вверх, сжимая при этом спиральную пружину, а затем, после преодоления препятствия, все детали под действием пружины возвращаются в исходное положение.

Рис. 84. Независимая подвеска передних колес автомобиля ГАЗ-24 « Волга»: 1 — амортизатор; 2 — верхний рычаг; 3 — резиновые подушки; 4 — вертикальная стойка; 5 — шкворень; 6 — поворотная цапфа; 7 — нижний рычаг; 8 — спиральная цилиндрическая пружина; 9 — стабилизатор поперечной устойчивости.

Рис. 85. Диски колес: а — с плоским; ободом; б — с глубоким ободом; 1— съемное разрезное бортовое кольцо; 2 — коническая полка; 3 — съемное неразрезное бортовое кольцо; 4 — диск; 5 — углубление; 6 — конусное отверстие.

Для уменьшения поперечного наклона кузова при поворотах на большой скорости служит стабилизатор поперечной устойчивости 9, изготовленный в виде П-образного стального стержня. Средняя часть стабилизатора закреплена в двух резиновых втулках к поперечной балке подрамника, а концы прикреплены при помощи двух стоек и резиновых подушек к нижней опоре спиральной пружины. Уменьшение наклона кузова достигается за счет сопротивления, создаваемого при закручивании стержня стабилизатора.

Устройство колес грузовых и легковых автомобилей. Колесо автомобиля состоит из диска и обода. Обод колеса у грузовых автомобилей плоский, имеет два бортовых кольца, из которых одно съемное (рис. 85, а). Съемное бортовое кольцо закреплено на ободе разрезным съемным замочным кольцом (ЗИЛ-130).

У автомобилей ГАЭ-53А колесо имеет уширенный обод с коническими полками и съемное разрезное бортовое кольцо, одновременно выполняющие функции замочного кольца. На легковых автомобилях обод колеса неразборный (рис. 85, б). Кроме двух бортов, посередине имеется углубление, используемое для монтажа покрышки на обод. На дисках колес выполнены конические отверстия, которыми колесо устанавливают на шпильки ступицы. Гайки колес также имеют конус. Совпадением конусов гаек с конусными отверстиями на дисках обеспечивается точная установка колес (рис. 86).

У грузовых автомобилей на заднюю ось с каждой стороны устанавливают по два колеса. Внутренние колеса закреплены на шпильках колпачковыми гайками (футорками) с внутренней и наружной резь-бои, а наружные колеса — гайками с конусом. Для предотвращения самоотвертывания гаек при ускорении и торможении автомобиля на некоторых грузовых автомобилях гайки левой стороны имеют левую резьбу, а гайки правой стороны — правую.

Рис. 86. Крепление колес автомобиля: а — легковых автомобилей и передних колес грузовых автомобилей; б — задних колес грузовых автомобилей; 1 — диск колеса; 2 — ступица колеса; 3 — шпилька ступицы; 4 — гайка; 5 — диск наружного колеса; 6 —диск внутреннего колеса; 7 — ступица колеса; 8 — гайка с конусом; 9 — кол-пачковая гайка.

Рис. 87. Углы установки передних колес: а — развал колеса и поперечный наклон шкворня; б — продольный наклон шкворня; в — схождение и наибольшие углы поворота колес.

Углы установки передних колес. Для обеспечения легкости управления автомобилем, его устойчивости и равномерного износа шин передние колеса и шкворни поворотных цапф устанавливают в определенное положение. Конструкция передней оси позволяет получить развал и схождение передних колес, поперечный (боковой) и продольный углы наклона шкворней.

Развал колес (рис. 87) — это наклон плоскости вращения колеса к вертикали. Если верхняя часть колеса наклонена от автомобиля наружу, развал положителен, если внутрь — отрицателен. У автомобиля ГАЭ-53А развал колес должен быть 1°±0,25°.

Поперечный наклон шкворня — это наклон его верхнего конца внутрь (к середине балки переднего моста). Угол, из-,рпенный между осью шкворня и вертикалью в поперечной плоскости, должен быть 8°±0,5° (ГАЗ-53А).

Продольный наклон шкворня — это наклон верхнего конца шкворня назад от вертикали, он должен быть 2,5°±0,5° (ГАЗ-бЗА).

Поперечный наклон шкворня и положительный развал колес облегчают управление автомобилем. Продольный наклон шкворня обеспечивает устойчивость движущегося автомобиля. Схождение предотвращает стремление колес, имеющих положительный развал, катиться по расходящимся дугам. У каждой модели автомобиля свои углы установки колес, значения которых указывают в технической характеристике автомобилей.

У грузовых автомобилей все указанные углы, кроме схождения колес, не регулируются и обеспечиваются точностью изготовления соответствующих сопряженных деталей на заводе. У легковых автомобилей с независимой подвеской передних колес развал, схождение колес и углы наклона шкворней можно регулировать.

Для смазки подшипников ступиц передних колес применяют специальную консистентную смазку для подшипников колес.

Скользящие и резьбовые пальцы, втулки подвески, подшипники шкворней поворотных цапф и шаровые шарниры поворотных стоек смазывают густой смазкой через имеющиеся для этой цели масленки.

Рессорные листы смазывают графитной смазкой.

По мере необходимости следует доливать жидкость в амортизаторы. Эта жидкость состоит из смеси минеральных масел. Она должна обладать низкой температурой застывания, невысокой вязкостью, мало изменяющейся от температуры, и хорошей смазывающей способностью. В наибольшей мере таким требованиям удовлетворяет смесь трансформаторного и турбинного масел.

Для телескопических амортизаторов рекомендуется смесь 50% трансформаторного и 50% турбинного масел или амортизаторная жидкость АЖ-12Т.

Автомобильные шины. Шины поглощают толчки от неровностей дороги, значительно разгружая детали подвески.

На современных автомобилях устанавливают пневматические шины, которые бывают камерными и бескамерными.

На автомобилях ГАЗ-бЗА и ЗИЛ-130 применяют камерную шину, состоящую из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты, предохраняющей камеру от истирания ободом колеса и защемления краями покрышки.

Покрышка (рис. 88) состоит из каркаса, подушечного слоя, протектора, боковин и бортов. Каркас изготовляют из нескольких слоев прорези неннои ткани — корда—и прочно присоединяют к жестким бортам, крепящим покрышку на ободе колеса. В бортах заделаны сердечники (кольца ) из стальной проволоки, обернутой лентой. Кольца предотвращают растягивание бортов и не дают возможности шине соскакивать с колеса.

Подушечный слой резины, лежащий между протектором и каркасом, предохраняет последний от повреждений. Рисунок протектора зависит от назначения покрышки, например, для работы в условиях бездорожья (мягкий грунт, песок, снег) применяют шины с крупным рисунком протектора, на хороших дорогах — с мелким рисунком.

В покрышках типа Р и PC нити корда расположены по кратчайшему расстоянию между бортами; такое расположение называется радиальным. В этих покрышках нити в смежных слоях не перекрещиваются, нагрузка от внутреннего давления на нити уменьшается по сравнению с обычными шинами вдвое, уменьшается также их нагрев. Для увеличения прочности шин Р и PC подушечный слой изготовляют из трех — шести слоев малорастяжимого металлического или вискозного корда, нити которого расположены почти вдоль окружности. Покрышка типа PC (рис. 89) имеет съемный протектор, состоящий из нескольких колец. Кольца изготовляют из прочной протекторной резины, упрочненной металлокордом. При износе протектора кольца заменяют. При замене кольца нужно, чтобы оно было с тем же рисунком и его износ был одинаков с остальными кольцами. Даже незначительное уменьшение давления воздуха в этих шинах может привести к проворачиванию колец и порче шины.

Камера — замкнутый резиновый рукав, в который накачивают воздух через вмонтированный в нее вентиль (рис. 90) — клапан, пропускающий воздух только в камеру.

Основные детали вентиля — резинометаллический или металлический корпус, золотник, состоящий из ниппеля и клапана с пружиной, и колпачок. При накачивании шины клапан от давления воздуха, преодолевая силу упругости пружины, открывается, а при прекращении подачи воздуха пружина закрывает клапан, и, следовательно, выход воздуха из камеры становится невозможным. Для облегчения накачивания воздуха насосом для шин наконечник его шланга снабжен стержнем, который при соединении шланга с вентилем принудительно открывает клапан. Когда наконечник шланга отвертывают с вентиля, клапан освобождается.

Рис. 88. Разрез покрышки: 1 — сердечник борта (проволочное кольцо); 2 — боковина; 3 — каркас; 4 — подушечный слой; 5 — протектор; 6 — борт.

Рис. 89. Покрышка PC.

Рис. 90. Вентили: 1 — корпус; 2— колпачок-ключик; 3 — ниппель; 4 — клапан; 5 — пружина; б— уплотнительная шайба; 7 — камера; 8 — шайба вентиля; 9 — гайка; 10 — резиновый корпус.

Маркировка шин. На боковой поверхности покрышки и камеры наносят их размеры в дюймах. Первое число обозначает ширину профиля В, второе — диаметр d обода колеса (рис. 91).

В некоторых шинах диаметр профиля и ободы обозначены в миллиметрах (260 X 508). Кроме размера шины, на покрышке поставлено клеймо с указанием завода, выпустившего шину, месяца и года выпуска и номера О IV 78, 250078845, где О — Омский завод, IV — апрель, 78 — год выпуска и затем номер покрышки.

Применяются и бескамерные шины (рис. 92), у которых шина состоит только из покрышки. В отличие от обычной покрышки, в бескамерной шине на бортовой части снаружи нанесены кольцевые уплотнители из эластичной резины с несколькими буртиками по окружности. На внутренней поверхности бескамерной шины нанесен герметизирующий слой из резины, имеющей высокую воздухонепроницаемость.

Обод колеса с бескамерной шиной должен быть герметичным. Вентиль закреплен непосредственно к ободу, для уплотнения применяют резиновые прокладки. Кромки борта должны быть ровными. Бескамерная шина в случае потери герметичности может быть использована как обычная покрышка, внутрь которой вкладывают камеру.

Рис. 91. Размеры шины: D — наружный диаметр; d — внутренний диаметр; В и Н — ширина и высота профиля.

Правила демонтажа, монтажа и эксплуатации шин. Перед установкой шины на обод колеса грузового автомобиля в покрышку вкладывают камеру и ободную ленту. Собранную шину надевают на обод колеса, в отверстие обода вставляют вентиль. Приподняв шину со стороны вентиля, надевают ее противоположную сторону на обод, устанавливают бортовое кольцо, а затем замочное, вдавливая его в канавку до полной посадки. Смонтированные колеса помещают в защитное ограждение и накачивают воздух до давления 60… 150 кПа (0,6—1,5 кгс/сма). После этого борт покрышки расправляют ударами деревянного молотка по наружному краю замочного кольца. Борт шины должен полностью сесть на полки обода и кольца. После этого накачивают воздух в шину до давления, указанного в инструкции по эксплуатации автомобиля .

При демонтаже шины необходимо полностью выпустить воздух из нее, а затем, пользуясь монтажными лопатками, снимать замочное и бортовое кольца приемами, показанными на рис. 93.

Вначале прямой лопаткой отжимают борт вниз (рис. 93, а). Затем в образовавшийся паз вводят лопатку с кривым захватом (рис. 93, б) и, передвигая по окружности обода обе лопатки, отделяют борт покрышки от замочного кольца (рис. 93, в).

Замочное кольцо отжимают прямой лопаткой (рис. 93, г), приподнимают вверх лопаткой с кривым захватом (рис. 93, д) и, удерживая в этом положении плоскую лопатку, вводят с торца под замочное кольцо (рис. 93, ё). Затем, поддерживая замочное кольцо рукой, прямой лопаткой выводят его из углубления обода (рис. 93, ж). Снимают неразрезное бортовое кольцо и, перевернув покрышку, снимают борт покрышки с конической полки обода (рис. 93, з).

Монтаж шины на обод колеса легкового автомобиля начинают с установки покрышки. Покрышку одним бортом надевают на обод колеса, после чего в нее вкладывают камеру. При этом необходимо сначала вставить вентиль в отверстие обода, а затем всю камеру заложить в покрышку. После этого покрышку с одной стороны сжимают так, чтобы второй борт находился в самом глубоком месте обода, и монтажными лопатками постепенно перекидывают второй борт за край обода. Это нужно делать осторожно, чтобы монтажной лопаткой не прижать камеру. Затем накачивают шину воздухом до нормы и проверяют, чтобы борт покрышки был плотно прижат к бортам обода.

Рис. 92. Бескамерная шина: 1 — кольцевые уплотнители; 2— герметизирующий слой; 3 — вентиль.

Рис. 93. Приемы монтажа шин автомобиля ЗИЛ-130: а — борт покрышки отжимают прямой лопаткой вниз; б — борт покрышки продолжают отжимать вниз прямой лопаткой и лопаткой с кривым захватом; в — борт покрышки снимают с конической полки; г — прямой лопаткой отжимают замочное кольцо из канавки обода колеса; д — замочное кольцо поднимают лопаткой с кривым захватом; е —г прямую лопатку ставят под замочное кольцо; ж — замочное кольцо, поддерживая рукой, выжимают прямой лопаткой; о — после перевертывания диск колеса вынимают из шины.

Монтаж бескамерных шин нужно выполнять с особой осторожностью, не допуская повреждения бортов, так как может нарушиться герметичность шины. Для облегчения посадки шины на обод применяют обжимную ленту. После накачивания воздухом шину погружают в ванну с водой для проверки герметичности. Если ванны нет, то участок между бортом шины и закраиной обода колеса смачивают мыльной водой.

Подбирать новые шины для установки на автомобиль необходимо с одинаковым рисунком протектора. Покрышки, бывшие в употреблении, нужно подбирать по рисунку протектора и по степени износа. Износ передних и задних шин неодинаков. Чтобы износ шин был равномерным, их необходимо периодически через каждый 5000…6000 км переставлять согласно заводской инструкции.

Допускается отклонение от норм давления в небольших пределах для грузовых автомобилей +20 кПа (0,2 кгс/см2), а для легковых автомобилей ± 10 кПа (0,1 кгс/см2). Более значительные отклонения в сторону уменьшения или увеличения давления сокращают срок службы шин.

Увеличение давления воздуха приводит к перегрузке нитей каркаса и их разрушению, протектор при этом изнашивается неравномерно. Еще более опасно уменьшение давления; снижение давления на 25% сокращает срок службы шин на 50%.

Категорически запрещается езда на спущенных шинах даже на короткое расстояние, так как может полностью разрушиться покрышка. Перед выездом из автотранспортного предприятия и в пути необходимо следить за давлением воздуха в шинах. Давление в шинах проверяется только манометром. Воздух в шины накачивают при помощи компрессора или ручного насоса.

На каждом автомобиле шины рассчитаны на определенную нагрузку. Увеличение нагрузки приводит к увеличению прогиба шины, вследствие этого при работе шины происходит перегрев, износ каркаса и отслаивание протектора. Перегруженная шина при наезде на различные предметы легко разрушается. Перегрузка шин может произойти при перевозке груза, превышающего нормы нагрузки на автомобиль, неправильном размещении груза в кузове (смещение груза на одну сторону или назад), езде на одной шине при спаренных шинах, использовании шин неодинакового диаметра.

Эксплуатация покрышек, имеющих пробоины и другие механические повреждения, приводит к попаданию влаги в каркас и его загниванию. Такую покрышку нельзя будет отремонтировать. Покрышки, имеющие даже незначительные механические повреждения, необходимо сдавать в ремонт.

При вращении колеса возникают большие инерционные силы. Если масса колеса по окружности будет неодинакова, то появляется биение и покрышка постепенно разрушается. На многих автомобилях, в том числе ЗИЛ-130 и ГАЗ-24 «Волга», для балансировки колес имеются грузики, которые можно перемещать по окружности обода.

Мастерство вождения автомобиля, правильный выбор режима работы шин в различных условиях могут значительно увеличить их пробег. Езда с большой скоростью на поворотах и по плохим дорогам, резкое торможение и трогание автомобиля, пробуксовывание колес, езда по трамвайным рельсам и вплотную к бровке тротуара вызывают порчу и быстрый износ шин. Во время работы и при постановке автомобиля в гараж нужно избегать наезда на разлитые нефтепродукты, так как они разрушают резину. При постановке автомобиля на длительное время шины необходимо разгрузить, устанавливая автомобиль на козелки.

Ошиповка шин. Для улучшения сцепления шин с дорогой применяются шипы противоскольжения. Шипы изготовляются из твердых сплавов. Они устанавливаются в шине при помощи особого пневматического пистолета. Высота шипа над поверхностью шины 1,5…2 мм. Тормозной путь при езде на шинах с шипами сокращается почти вдвое. Особенно эффективны шипы при движении по обледенелым и укатанным снежным дорогам. Шипы, как показывает опыт их применения, служат около 30 000 км пробега. На дорогах с твердым сухим покрытием, очищенным от снега, шины с шипами выгоды не дают.

Эксплуатация автомобиля в условиях бездорожья требует применения дополнительных средств повышения проходимости, к которым относятся звеньевые и траковые цепи противоскольжения, металлические колейные сетки и др. Наиболее распространенным средством являются цепи противоскольжения. Цепи должны быть хорошо натянуты и закреплены. Нельзя ездить с цепями противоскольжения, когда грунт на дне колеи мягкий, так как цепи сорвут грунт и колеса зароются еще глубже.

Неисправности ходовой части. Основные ее неисправности: износ деталей шарнирных соединений подвески, износ деталей амортизаторов и течь жидкости из них, поломка листов рессор и пружин подвески, нарушение углов установки передних колес.

Износ деталей подвески — шкворней, их втулок, подшипников, резьбовых втулок и пальцев — происходит вследствие длительной эксплуатации. Он ухудшает управляемость автомобилем и повышает износ шин передних колес. Изношенные детали заменяют новыми.

Поломка листов рессор и пружин независимой подвески происходит главным образом от неосторожного вождения и перегрузки автомобиля.

В результате неосторожной езды в колесах могут быть погнуты диски или ободья. При незатянутых шпильках и гайках колес отверстия дисков под шпильки крепления разрабатываются и диски приходят в негодность. Неисправные колеса заменяются новыми или ремонтируются.

Неисправности шин. Основные их неисправности: износ, проколы и порезы, расслоение и разрыв каркаса. Чаще всего шины ускоренно изнашиваются из-за несоблюдения норм давления воздуха в них.

Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 3157; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Похожие статьи:

poznayka.org

Ходовая часть автомобиля

Категория:

   Силовая передача и ходовая автомобилей

Ходовая часть автомобиля

Передняя ось грузового автомобиля (рис. 1) состоит из двутавровой балки и двух поворотных цапф, шарнирно закрепленных шкворнями на ее концах. Ступицы установлены на цапфах. Каждая ступица может вращаться на двух конических роликовых подшипниках.

Рис. 1. Передняя ось с подвеской грузового автомобиля: 1 — кронштейн рессоры; 2 — рессора; 3 — амортизатор; 4 — стремянка; 5—балка передней оси; 6 — ступица; 7 — поворотная цапфа; 8 — резиновая подушка

Рис. 2. Амортизатор: 1 — втулки; 2 — верхняя головка; 3 — гайка корпуса; 4 — крышка кожуха) 5 — упорная шайба; 6 — защитное кольцо штока; 7 — корпус сальника; 5 — сальник; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — шайба сальника; И — пружина сальника; 12 — крышка цилиндра? 13 — защитный кожух; 14 — шток; 15 — корпус; 16 — цилиндр; 17 — упорная шайба поршня; 18 — пружина перепускного клапана; 19 — перепускной клапан; 20 — уплотнительное кольцо; 21 — поршень; 22 — клапан отдачи; 23 — пружина клапана отдачи; 24 — гайка поршня; 25 — шплинт; 26 — перепускной клапан; 27 — клапан сжатия; 28 — основание цилиндра; 29 — пружина клапана сжатия; 30 — нижняя головка; 31 — гайка клапана сжатия; 32 — шплинт; 33 — шток клапана сжатия; 34 — текстолитовые шайбы

Передняя ось грузовых автомобилей подвешивается к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах. При движении машины колебания одного из колес через рессоры и раму передаются другому колесу. Такая подвеска колес называется зависимой. Для облегчения управления автомобилем и для его устойчивого движения, а также для увеличения сроков службы шин передние колеса устанавливают в вертикальной й горизонтальной плоскостях под некоторым углом. Управляемые колеса автомобиля характеризуются развалом и схождением колес, наклоном шкворня вбок и назад.

Для быстрого гашения вертикальных колебаний кузова, возникающих при движении автомобиля, применяют гидравлические амортизаторы (рис. 2), устанавливаемые на передние колеса. Принцип работы амортизатора основан на сопротивлении жидкости, продавливаемой через небольшие отверстия. Телескопический амортизатор состоит из рабочего цилиндра и штока с поршнем клапана сжатия, резервуара и сальникового узла. В цилиндре, заполненном амортизационной жидкостью, перемещается поршень, закрепленный на штоке. Отверстия, просверленные в поршне в два ряда, закрываются сверху плоской тарелкой перепускного клапана, поджатой конической пружиной. Отверстия перекрываются специальным коническим клапаном отдачи, поджатым к поршню пружиной, удерживаемой гайкой.

Рис. 3. Задняя подвеска автомобиля: 1 — передний кронштейн; 2 — основная рессора; 3 — палец крепления рессоры; 4 — кронштейн дополнительной рессоры; 5 — дополнительная рессора; б — стремянка; 7 — накладка рессоры; 8 — задний кронштейн; 9 — буфер

Шток перемещается в крышке цилиндра, которая является направляющей штока. Сальник обеспечивает уплотнение штока. Для уменьшения износа сальника и направляющей поверхность штока подвергается термической обработке. Сопротивление амортизатора определяется количеством и размерами калиброванных отверстий в дроссельных дисках клапанов отдачи и сжатия.

Ходовая часть автомобиля должна обеспечивать надежное сцепление колес с дорогой, создавать возможно меньшие потери при качении колес во время движения автомобиля, смягчать удары от неровностей дороги и обеспечивать достаточную плавность хода.

От правильности конструктивного решения ходовой части зависят тяговые, экономические и эксплуатационные показатели автомобилей, удобство их обслуживания, допустимая скорость движения и долговечность.

Ходовая часть автомобиля состоит из рамы или несущего кузова, осей, подвески, колес и шин.

Передняя ось грузового автомобиля состоит из двутавровой балки и двух поворотных цапф, которые шарнирно закреплены шкворнями на ее концах.

Рис. 4. Передняя ось с подвеской грузового автомобиля: 1 — кронштейн рессоры, 2 — рессора, 3 — амортизатор, 4 — стремянка, 5 —балка передней оси, 6 — ступица, 7 — поворотная цапфа, 8 — резиновая подушка

На цапфы устанавливаются ступицы 6 колес, каждая из которых вращается на двух конических роликовых подшипниках.

Передняя ось грузовых автомобилей обычно подвешивается к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах и при движении автомобиля колебание одного из колес через рессоры и раму передается другому колесу. Такая подвеска колес называется зависимой подвеской. Зависимую подвеску имеют передние и задние колеса грузовых автомобилей и задние колеса большинства легковых автомобилей и автобусов.

Для облегчения управления автомобилем, обеспечения его устойчивого движения и увеличения сроков службы шин передние колеса устанавливаются в вертикальной и горизонтальной плоскостях под некоторым углом.

Установка управляемых колес характеризуется следующими углами: развала колес, схождения колес, наклона шкворня (в бок и назад).

Рис. 5. Установка передних колес автомобиля: а — угла развала колес, б — угла схождения колес

Угол развала колес — угол наклона колеса к вертикали (рис. 5, а) достигается наклоном оси поворотной цапфы вниз и колеблется от 0 до 1,5°.

Схождение колес определяется разностью расстояний А и Б между ободами колес сзади и спереди. Величина схождения колеблется от 1 до 8 мм.

На рис. 6 показано устройство задней рессоры автомобиля ЗИЛ-130. Концы дополнительных рессор (подрессорников) расположены против кронштейнов, укрепленных на раме, в которые они упираются при увеличении нагрузки на автомобиль и больших прогибах основной рессоры. Основная рессора крепится к раме в передней части при помощи отъемного ушка и пальца. Задний конец основной рессоры плавающий, т. е. может перемещаться относительно кронштейна рессоры в продольном направлении. В задние кронштейны запрессованы сухари с пальцами. На пальцах установлены вкладыши, стянутые болтом. Задний конец рессоры, опираясь на сухари, скользит по ним. Вкладыши предохраняют боковые стенки кронштейна от износа. Дополнительная рессора крепится к заднему мосту двумя стремянками одновременно с основной рессорой.

Заднюю ось автомобиля составляют картер заднего моста и два кожуха полуосей. На концах кожухов заднего моста на двух конических роликовых подшипниках устанавливаются ступицы с колесами.

Рис. 6. Задняя рессора: 1 — передний кронштейн рессоры, кронштейн дополнительной рессоры, 3 — стремянка, 4 — накладка стремянки 5 —дополнительная рессора, 6 — промежуточный лист, 7 — задняя рессора, 8 — задний кронштейн рессоры, 9 — сухарь, 10 —палец сухаря, 11— вкладыш, 12 — втулка стяжного болта, 13 — стяжной болт, 14 — проставка задней рессоры, 15 — подкладка стреияиок — масленка, 17 — палец рессоры, 18 — втулка ушка, 19 — стремянка ушка, 20 — подкладка ушка рессоры, 21 — ушко рессоры

На легковых автомобилях передняя ось расчлененная и каждое из колес подвешено самостоятельно к раме, а колебания колес на подвеске происходят независимо одно от другого. Такая подвеска передних колес называется независимой.

На рис. 8 показана независимая подвеска передних колес автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Узлы передней подвески монтируют на поперечине, которая укреплена на раме. Вес автомобиля передается на каждое колесо через пружину, которая установлена между опорной пластиной и поперечиной. Колесо подвешено на двух рычагах, шарнирно соединенных с поперечиной и стойкой подвески. Рычаги имеют разную длину (верхний рычаг короче). Стойка подвески соединена с рычагами посредством резьбовых пальцев. Гидравлические телескопические амортизаторы установлены внутри пружин подвески.

Рис. 7. Задняя ось автомобиля

Регулировочные прокладки позволяют регулировать развал и продольный наклон шкворня. Перемещение колеса вверх и вниз ограничивается резиновыми буферами.

Амортизаторы служат для быстрого гашения вертикальных колебаний кузова, возникающих вследствие деформации рессор при движении автомобиля. Амортизаторы устанавливаются на каждое колесо у легковых автомобилей и на передние колеса у грузовых автомобилей. На современных автомобилях устанавливают гидравлические амортизаторы телескопического типа.

На автомобилях применяют бескамерные шины, состоящие из одной покрышки. Обод колеса при установке такой шины должен обеспечивать полную герметичность.

Для повышения сцепления с мокрой и скользкой дорогой применяются шины с шипами противоскольжения (в протектор шины заделываются металлические шипы из твердого сплава).

К основным неисправностям ходовой части автомобиля относятся: биение или влияние передних колес, преждевременный износ шин, нарушение плавности хода автомобиля. Биение передних колес может явиться следствием наруше

ния балансировки колес, неодинакового давления воздуха в левой и правой шинах, повышенного люфта подшипников ступиц, износа втулок шкворней или пальцев рулевых тяг. Преждевременный износ шин происходит из-за нарушения углов установки колес и прежде всего неправильного схождения колес. Плавность хода автомобиля нарушается при поломке и потере упругости рессорных листов и пружин, недостатке жидкости или неисправности амортизатора.

Для устранения неисправностей регулируют подшипники ступиц колес, схождение колес, заменяют листы и пружины подвески, разбирают и промывают детали амортизатора.

Возможные неисправности. Ходовая часть автомобилей работает в неблагоприятных условиях, находясь в постоянном контакте с дорогой.

Рама и тягово-сцепное устройство. Техническое обслуживание рамы заключается в периодической проверке состояния заклепочных соединений и лонжеронов и поперечин (на отсутствие трещин). Проверяют также состояние кронштейнов рессор и ам’ор-тизаторов,. состояние окраски. Заклепочные соединения проверяют легкими ударами (обстукиванием) молотка по головке заклепки. Ослабленная заклепка при обстукивании издает характерный дребезжащий звук.

Техническое обслуживание тягово-сцепного прибора заключается в периодической смазке и устранении свободного осевого перемещения буксирного крюка, которое может, появиться в результате деформации (усадки) резинового (пружинного) упругого элемента или его разрушения. При деформации упругого элемента для устранения осевого перемещения буксирного крюка рекомендуется установить дополнительную прокладку между опорными шайбами и упругим элементом.

Не допускается использовать гайку затяжки буксирного крюка для устранения его осевого перемещения, так как при завертывании и отвертывании гайки осевое перемещение крюка увеличивается.

При сборке тягово-сцепного прибора гайка буксирного крюка должна быть завернута только до упора в опорную шайбу без приложения дополнительного крутящего момента. После этого повертыванием гайки совмещают одну из прорезей в ней с отверстием на крюке и шплинтуют. При этом допускается появление осевого перемещения буксирного крюка не более 0,5 мм.

В случае полной потери упругости или износа резинового упругого элемента его следует заменить.

Подвеска. Техническое обслуживание подвески заключается в периодической проверке состояния рессор (пружин), рычагов, штанг, амортизаторов и деталей крепления. У трехосных автомобилей, кроме того, проверяют уплотнительные манжеты балан-сирного устройства, проверяют и регулируют осевой зазор в башмаках балансирной подвески. Поврежденные листы рессор, резиновые втулки и буфера заменяют. Листы рессор не должны иметь продольного смещения. У автомобилей, имеющих крепление рессор в резиновых подушках, проверяют состояние и положение подушек в кронштейнах.

Проверяют и при необходимости подтягивают резьбовые соединения: гаек стремянок рессор, болтов крепления ушков рессор, стяжных болтов пальцев рессор, гаек пальцев амортизаторов, гаек пальцев реактивных штанг, болтов (шпилек) крепления кронштейнов задней подвески к раме, гаек стяжки кронштейнов оси (КамАЗ).

При обнаружении на амортизаторе следов подтекания жидкости необходимо подтянуть гайку резервуара, для чего амортизатор снимают с автомобиля. Если подтягиванием гайки течь не устраняется, заменяют сальники штока. При замене резинового сальника его правильное положение определяется имеющейся меткой «Низ».

Жидкость в амортизаторе меняют при снятом амортизаторе в мастерской, обеспечивающей особую чистоту. Перед заливкой жидкости амортизатор ставят в вертикальное положение, закрепляют нижнюю проушину, выдвигают шток вверх, отворачивают гайку резервуара и вынимают шток с поршнем. Подготовленный объем амортизаторной жидкости заливают в рабочий цилиндр доверху, оставшуюся жидкость заливают в резервуар амортизатора. После этого собирают амортизатор и устанавливают на автомо-

Проверка и регулировка углов установки управляемых колес.

Восстановление нормального значения углов установки, кроме схождения колес, достигается у этих автомобилей правкой балки оси и заменой изношенных деталей шкворневого соединения.

Для проверки углов установки управляемых колес применяют: — стенды КИ-8945, ЦКБ-К111, 1119М; — приборы мод. 2142 для легковых и 2483 для грузовых автомобилей;

— линейки для проверки схождения колес мод. КИ-650, И-401 для легковых и И-402 для грузовых автомобилей.

При регулировке развала и наклона шкворней схождение колес нарушается. Поэтому после регулировки развала и наклона шкворней обязательно следует регулировать и схождение. Перед регулировкой необходимо убедиться в надежном креплении деталей подвески и рулевого механизма, довести до нормы давление воздуха в шинах, отрегулировать подшипники ступиц колес, проверить состояние шарниров рулевых тяг (люфт в шарнирах не допускается).

Рис. 8. Проверка углов установки управляемых колес автомобиля: 1 — подвижная труба; 2 — шкала; 3 — удлинитель; 4 — наконечн+ж; 5 — стрелка; б. 9 — шнур отвеса; 7 — стойка подвески; 8 — поворотный кулак; 10 — крыло

Регулировка продольного и поперечного углов наклона шкворней производится на легковых автомобилях. На ГАЗ-24 развал и наклон шкворня регулируются прокладками, устанавливаемыми в местах крепления оси верхних рычагов к кронштейну поперечины.

При удалении по одной прокладке (толщиной 1 мм) в передних и задних точках крепления развал уменьшится на 0° 10‘— 0°15’, и, наоборот, при установке по одной прокладке развал увеличится на ту же величину. Угол продольного наклона шкворня при этом не изменяется.

Перестановка одной прокладки с задней точки крепления на переднюю увеличивает угол продольного наклона шкворня на 0°50‘—1°, а удаление одной прокладки только с задней точки увеличивает наклон шкворня примерно на 0°30’, практически не нарушая развала. Разница в количевтве прокладок спереди и сзади допускается не более пяти.

При отсутствии специального стенда или прибора развал и угол наклона шкворня можно проверить с помощью отвеса, большого прямоугольника или вертикального ватерпаса.

Для проверки развала автомобиль устанавливают на ровную горизонтальную площадку в положение для движения прямо. Перекидывают шнур отвеса через крыло и капот и замеряют расстояние Г1 и Г2 от боковых поверхностей шины до отвеса. Учитывая поправку Д (5 мм) на вздутие шины, развал считается правильным, если разница Г1—Г2 не превышает 10 мм (для ГАЗ-24). Разница замеров для правого и левого колес не должна превышать 5 мм.

Развал можно проверить также по боковым поверхностям ободьев, замеряя расстояние Е1 и Е2 между шнуром отвеса и ободом колеса. Для ГАЗ-24 разница .замеров Е1 и Е2 допускается не более 3,4 мм.

Угол продольного наклона шкворня с помощью отвеса проверяют, как показано на рис. 27, г. Базовыми поверхностями при этой проверке служат передние торцы головки стойки подвески. Для ГАЗ-24 наклон шкворня считается допустимым, если расстояние В между шнуром 6 отвеса и нижней головкой стойки составляет 26—31 мм. При этом разница замеров для правой и левой сторон не должна превышать 2,5 мм.

Для проверки и регулировки схождения колес автомобиль устанавливают на смотровой канаве или эстакаде в положение для движения прямо.

Линейкой замеряют расстояние Б на высоте центров колес между: — внутренними поверхностями шин — для УАЗ, ГАЗ и ЗИЛ; — торцами тормозных барабанов — для МАЗ; — ободьями колес — для КамАЗ.

Невыполнение этого требования может привести к ошибке, составляющей 90—100% величины схождения.

Отметив точки касания наконечников линейки на шинах мелом, перекатывают автомобиль вперед настолько, чтобы отмеченные точки оказались сзади переднего моста. Измеряют расстояние А.

Схождение регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги (кроме автомобилей ГАЗ-24 и УАЗ). На автомобиле ГАЗ-24 схождение регулируют изменением длины боковых рулевых тяг, на автомобиле УАЗ-452 — вращением регулировочного штуцера. После регулировки стяжные болты наконечников тяг затягивают и повторно проверяют схождение колес.

Регулировка угла поворота колес. Угол поворота колес регулируют при помощи болтов, ввернутых в рулевые рычаги или фланцы поворотных цапф, кроме автомобиля ГАЗ-24, у которого угол поворота колес ограничивается жесткими нерегулируемыми упорами сошки руля в лонжерон рамы.

Регулировка подшипников ступиц колес.

Регулировку ступиц передних колес выполняют в такой последовательности: — поднимают домкратом переднюю часть автомобиля и ставят — на подставку;

— снимают колпак колеса, колпак ступицы или крышку наружного подшипника. У автомобилей с передним ведущим мостом (УАЗ-452) снимают ведущий фланец и муфту отключения колес;

— снимают детали стопорения регулировочной гайки (шплинт или замочную шайбу, замочное кольцо);

— отворачивают регулировочную гайку на 1/4—1/2 оборота и проверяют легкость вращения колеса. В случае тугого вращения устанавливают и устраняют причину торможения колеса.

Причинами этого могут быть заедание тормозных колодок за барабан, заедание сальников, разрушение подшипников; затягивают гайку регулировки подшипников ключом с воротком до тугого вращения колеса. Затягивать гайку, следует плавно без рывков, слегка проворачивая колесо для правильного размещения роликов подшипников на беговых дорожках колец; отворачивают регулировочную гайку на 2—3 прорези до совпадения с отверстием для шплинта и ставят шплинт.

У автомобилей ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ отворачивают регулировочную гайку на величину расстояния между двумя соседними отверстиями замочной шайбы, ставят замочную шайбу. При этом штифт регулировочной гайки должен войти в отверстие шайбы. При необходимости допускается подтянуть регулировочную гайку. После установки шайбы затягивают наружную гайку подшипников.

Регулировку подшипников ступиц задних колес выполняют в такой последовательности: — поднимают домкратом задний мост до вывешивания колес и устанавливают на подставку; — вынимают полуось или ведущий фланец; отворачивают наружную гайку, снимают замочную шайбу; отворачивают на 1/3—1/2 оборота внутреннюю гайку и проверяют легкость вращения колеса. При тугом вращении устанавливают и устраняют причину торможения колеса;

— затягивают гайку до тугого вращения колеса, проворачивая при этом колесо, затем отворачивают ее на 1/3—1/2 оборота и устанавливают замочную шайбу. При этом штифт гайки должен войти в отверстие замочной шайбы.

После установки шайбы наружную гайку затягивают моментом 12—15 кгс-м.

При Правильно отрегулированных подшипниках переднее колесо от толчка рукой должно сделать 6—8, заднее—не менее 4 оборотов без заметного осевого перемещения и качки. Окончательно правильность регулировки проверяют по нагреву ступиц колес при движении автомобиля. Если через 8—10 км пробега ощущается сильный нагрев, то затяжку регулировочной гайки следует ослабить.

Рис. 9. Схемы перестановки шин на автомобилях

Колеса и шины. Техническое состояние колес и шин проверяют при каждом техническом обслуживании.

Обод, съемный фланец и запорное кольцо должны иметь правильную форму. Забоины, погнутость, вмятины на ободе колеса не допускаются. Отверстия для шпилек колес и колпачковых гаек крепления колес не должны быть изношенными. Застрявшие в шинах посторонние предметы должны быть удалены. Проверяют исправность вентилей и наличие на них колпачков, давление в шинах.

При ТО-2 тщательно осматривают и переставляют шины согласно схемам, приведенным на рис. 9. Периодичность перестановки шин — через 10—12 тыс. км пробега в зависимости от условий эксплуатации.

Проверяют и при необходимости проводят балансировку колес. Статический дисбаланс колес легковых автомобилей не должен быть более 500—1000 г-см в зависимости от размера шин. При статической балансировке радиальное биение колес не должно .Превышать 1,5—2 мм, а торцовое 2—3 мм.

Предельно допустимый износ шины по центру беговой дорожки допускается до размера высоты рисунка протектора 1,6 мм для легковых, 1 мм для грузовых автомобилей и 2 мм для автобусов.

Монтаж и .демонтаж шин должны производиться предназначенным для этой цели инструментом. На автотранспортном предприятии монтаж и демонтаж должны производиться с применением специальных стендов с механическим, гидравлическим или электрическим приводом (мод. LLI509, ЦКБ-2467, -2422, Ш501М).

Монтаж шин производят только на исправные ободы. При обнаружении на деталях колеса ржавчины их очищают и окрашивают.

Внутреннюю поверхность покрышки, камеры и ободной ленты перед монтажом хорошо протирают и припудривают тальком. При монтаже с помощью лопаток заправку бортов на обод колеса производят, начиная со стороны, противоположной заправленному вентилю, и заканчивают, приближаясь к нему с обеих сторон.

После монтажа шины накачивают камеру, до нормального давления, затем выпускают воздух и вновь накачивают, что обеспечивает правильное положение покрышки и камеры. Накачивать шины грузовых автомобилей следует, помещая их под ограждение, а при отсутствии ограждения колесо устанавливают замочным кольцом вниз..

Комплектование автомобиля шинами должно соответствовать размеру обода и грузоподъемности автомобиля. Установка на один автомобиль шин различных видов и с разными рисунками протектора не допускается.

При установке шин, бывших в эксплуатации, на один автомобиль должны устанавливаться шины с одинаковой степенью износа протектора. Разница глубины рисунка протектора, замеренная по центру беговой дорожки, не должна превышать 3 мм для шин, устанавливаемых на сдвоенные колеса.

Шины, восстановленные по второй группе ремонта, нельзя устанавливать на передние колеса автобусов и легковых автомобилей. На автобусах, работающих, на междугородных линиях, нельзя ставить на передние колеса шины, восстановленные по первой группе ремонта, а на задние — по второй группе.

Подвеска автомобиля предназначена для снижения толчков и ударов, передаваемых на раму автомобиля при движении. Проверка состояния подвески заключается в периодической подтяжке крепления стремянок, резьбовых втулок передней подвески, пальцев рессор. Необходимо также проверять состояние рессор (их прогиб) и рессорных пальцев. Проверка производится на незагруженной машине. Следует обращать внимание на состояние передней балки (наличие трещин не допускается), кронштейнов рессор, Центрового болта и рессорных листов.

Для регулировки подшипников ступиц передних колес необходимо: поднять переднее колесо н, покачивая его в вертикальной плоскости, определить наличие люфта, затем повернуть его и про. верить, свободно ли оно вращается; отвернуть (снять) колпак со ступицы; отвернуть контргайку; снять стопорную шайбу и отделить замочную шайбу; отвернуть регулировочную гайку и снять ступицу колеса; промыть в керосине обоймы и подшипники; заполнить ступицу смазкой и поставить на место; затянуть регулиро. вочную гайку до отказа так, чтобы колесо вращалось туго и покачать колесо в вертикальной плоскости; наличие люфта свидетельствует об износе шкворня и втулок поворотной цапфы; отвернуть регулировочную гайку на 1/3 оборота (3—4 прорези коронки гайки) до совпадения одной из прорезей с отверстием для шплинта в оси поворотной цапфы (после регулировки колесо должно вращаться без осевого люфта); зашплинтовать регулировочную гайку, поставить колпак ступицы колеса.

Правильность регулировки подшипников окончательно проверяют при контрольном пробеге автомобиля по нагреву ступицы, который легко ощущается рукой после пробега 10 км при чрезмерной затяжке подшипников. В этом случае регулировочная гайка отпускается на одну прорезь.

Регулировка ступицы заднего колеса производится в следующем порядке: поднять заднее колесо, отсоединить полуось от ступицы, отвернуть контргайку, снять стопорную шайбу, регулировочную гайку отпустить на 1/3—1/2 оборота, проверить, свободно ли вращается колесо; поворачивая колесо, одновременно затягивать регулировочную гайку.

Регулировку осевого зазора между кулаком и поворотной цапфой осуществляют металлическими регулировочными прокладками, расположенными между верхней головкой поворотной цапфы и бобышкой балки переднего моста. Определяют осевой зазор плоским щупом, который вставляется между бобышкой балки переднего моста и верхней проушиной поворотной цапфы. У автомобиля ГАЗ-53А этот зазор должен быть не более 0,15 мм, у ЗИЛ-130 — не более 0,25 мм.

Проверка и регулировка углов установки передних колес производится на специальных приборах или отвесом. Для этого необхо-лимо поднять домкратом каждое переднее колесо, затем медленно вращать его рукой и, поместив сбоку, непосредственно около внешних частей диска колеса, какой-нибудь неподвижный предмет, найти две точки равного биения края диска колеса и отмети/ь их; эти точки должны быть на противоположных краях обода. Когда отмеченные точки равного биения окажутся одна внизу, а вторая — наверху, колесо необходимо остановить и опустить его на пол. Те же операции проделать со вторым колесом. Затем перекинуть шнур отвеса через капот так, чтобы концы отвеса расположились против центра колес и отмеченных точек на краях обода. Замерить расстояние А и Б от точек на краях обода 3 (вверху и внизу) до шнура 1 отвеса. Разница (Б и А) между этими расстояниями должна быть в пределах 1,5—7,5 мм у автомобиля «Москвич-412», 0,35 мм —у ГАЗ-24 «Волга».

Угол развала и угол поперечного наклона оси поворотной стойки у автомобиля «Москвич-412» регулируют одновременно путем изменения общей толщины пакета регулировочных прокладок, которые расположены между лривалочной плоскостью оси верхнего рычага и упорной плоскостью на поперечине подвески. Угол развала увеличится при уменьшении количества прокладок и наоборот. Каждая прокладка, имеющая толщину 1,5 мм, изменяет угол развала примерно на 0°20’.

Регулировка развала и продольного наклона шкворня у автомобиля ГАЗ-24 производится также при помощи прокладок. Регулируя развал и угод продольного наклона шкворня, необходимо учесть, что с увеличением числа прокладок спереди и сзади на одну величину увеличивается величина развала и наоборот. Одна прокладка, имеющая толщину 1 мм, изменяет угол развала на 0°10‘—0°15’. При этом угол продольного наклона шкворня остается без изменения.

В случае перестановки одной прокладки с заднего крепления па переднее угол продольного наклона шкворня увеличивается на 0°50‘— 1°, если же удалить одну прокладку сзади, это увеличивает угол наклона шкворня примерно на 0°30’, что практически не меняет развала.

Обратное явление будет в случае перестановки прокладок спереди назад или же удаления передней прокладки. Разница в количестве прокладок спереди и сзади должна быть не более пяти, в противном случае не обеспечивается надежное крепление оси.

Если величина угла развала у автомобиля ГАЗ-53А нарушена износом шкворней и втулок, их необходимо заменить, если же погнулась балка передней оси, выправить ее.

Угол продольного наклона шкворня может уменьшиться при прогибе или скручивании передней оси от удара, поломки или значительной осадки рессор, износа резиновых подушек в кронштейнах рессор или же при износе шкворней и втулок. Для установления требуемой величины угла необходимо заменить детали, от которых зависит значение этого угла.

Рис. 10. Схема определения угла развала колеса с помощью отвеса: 1 — шнур отвеса; 2 — грузик; 3 — обод диска

Рис. 11. Линейка для проверки схождения колес

Угол поперечного наклона шкворня обеспечивает устойчивость движения автомобиля. Он может измениться только при деформации цапфы поворотного кулака. Для восстановления этого угла необходимо заменить поворотный кулак.

У автомобилей УАЗ всех модификаций, ЗИЛ-130, ГАЗ-66, МАЗ углы установки передних колес так же, как и у ГАЗ-53А, не регулируются в процессе эксплуатации, а восстанавливаются заменой изношенных деталей.

Перед регулировкой схождения колес необходимо убедиться в отсутствии зазоров в шарнирах рулевых тяг и подшипниках ступиц колес. Замер величины схождения производят на специальных стендах или же раздвижными линейками с указателями.

Проверка схождения колес производится в следующем порядке: автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку и ставят линейку между внутренними поверхностями шин или ободоз передних колес по высоте оси так, чтобы концы цепочек касались пола, затем указатель линейки устанавливают на отметку 0 и стопорят винтом. Автомобиль перекатывают вперед так, чтобы линейка оказалась сзади передней оси, а концы цепочек касались пола, и замеряют по шкале величину схождения колес.

Рис. 12. Регулировка схождения колес автомобиля: 1 — стяжные болты; 2 — наконечник; 3 — поперечная рулевая тяга; 4 — ключ

установить требуемую величину схождения колес. Затем снять линейку, затянуть и зашплинтовать гайки болтов наконечников поперечной рулевой тяги.

У автомобиля «Москвич-412» схождение передних колес регулируется изменением длины обеих боковых тяг рулевой трапеции, причем после регулировки длина одной боковой тяги может отличаться от длины другой не более чем на 1—2 мм.

У автомобиля ГАЗ-24 схождение передних колес регулируется изменением длины любой из боковых тяг. При этом следует расшплинтовать и отпустить два болта хомутов, стягивающих концы регулировочной трубки, поворачивать ее до получения необходимой величины схождения. Отрегулировав схождение, хомуты поворачивают в положение, показанное на рис. 45, затягивают стяжные болты хомутов и шплинтуют их.

Амортизаторы предназначены для обеспечения быстрой стабилизации автомобиля после переезда через дорожную неровность. Длительное раскачивание автомобиля при переезде через препятствие указывает на то, что амортизаторы неисправны.

Рис. 13. Регулировка схождения колес автомобиля ГАЗ-24

Уход за амортизаторами заключается в периодическом внешнем осмотре и проверке крепления. Амортизаторы следует разбирать для ремонта лишь в тех случаях, когда наблюдается подтекание жидкости и плохо гасятся колебания автомобиля.

Реклама:
Читать далее: Рессорная подвеска

Категория: - Силовая передача и ходовая автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Ходовая часть автомобиля

Каким бы мощным двигателем ни располагал автомобиль, а без колес и всего, что входит в устройство ходовой части автомобиля, он никуда не поедет. Помимо основной функции, она должна обеспечить должный уровень комфорта передвижения, максимально снижая вибрации и другие динамические перегрузки. Что же представляет собой ходовая часть автомобиля?

Во-первых, это рама. Она, если можно так выразиться, «скелет», на котором крепятся основные узлы и агрегаты (коробка передач, механизмы, двигатель, кузов и т.д.). Говоря техническим языком, рама - это несущая система балочной конструкции, которая изготовлена из нескольких поперечных и двух продольных балок. Они соединены между собой заклёпками, а дополнительную жёсткость им придают угольники и косынки. Узлы, агрегаты крепятся при помощи кронштейнов. К кронштейнам прикрепляются крылья, топливный бак, подножки, рессоры, буксирные крюки. Но стоит заметить, что мы говорим преимущественно о легковых автомобилях. А у них рама заменяется кузовом, которая представляет собой довольно прочную несущую систему.

Подвеска автотранспортного средства, помимо обеспечения упругой связи рамы (или кузова), способствует передаче сил, воздействующих на колёса, раме (или кузову). В результате динамические нагрузки смягчаются, и движение автомобиля становится плавным и устойчивым. Ранее в автомобилях подвеска была в виде листовых рессор (пакет стальных полос различной длины), затем в качестве упругого элемента использовались витые торсионы, пружины, гидропневматические элементы. Для улучшения комфорта езды ходовая часть автомобиля имеет амортизаторы гидравлические и телескопические, а уменьшение угла крена на поворотах обеспечивается стабилизаторами поперечной устойчивости. Буферы сжатия, резинометалические шарниры предназначены для подавления колебаний высокой частоты и вибраций вследствие соприкосновения металлических деталей. Без них элементы подвески выходили бы из строя очень быстро. Вообще, каждый элемент подвески обеспечивает в итоге надёжный и правильный контакт колёс с дорожным полотном.

Подвеска бывает зависимой и независимой. Преимущество зависимой подвески в постоянной колее колёс. Но особое признание получила независимая подвеска колёс (каждое из колёс отдельно подвешено к раме), благодаря которой положение одного колеса никак не влияет на другое. Прежде, чем мы продолжим рассматривать устройство ходовой части автомобиля, стоит разрушить один стереотип. Он состоит в том, что мягкая подвеска лучше жёсткой подвески. Вроде бы очевидно: никому не хочется чувствовать своей «пятой точкой» любую неровность на дороге. Однако жёсткая подвеска заметно облегчает управление автомобилем на малых и высоких скоростях, что очень удобно для гонщиков. А мягкая подвеска, безусловно, лучше для «семейных» автомобилей, машин представительского класса.

Несмотря на постоянное развитие автостроительной отрасли, торсионный тип подвески до сих пор не забыт, хотя широкое применение получил ещё во времена Второй мировой войны при строении военной техники. В чём же преимущества этого типа подвески? Если ли у него какие-нибудь минусы? Попробуем ответить на эти вопросы, но для начала следует определить, что представляет собой торсионная подвеска. Изготавливается она из специально обработанной в особых термических условиях стали, которая выдерживает перегрузки при кручении. Из неё изготовляются валы, одним концом прикрепляемые к шасси, а другим - к перпендикулярно стоящему рычагу, соединенному с осью. Основным принципом действия данной подвески является работа на изгиб. Торсионную балку располагают как продольно, так и поперечно. Большие и тяжелые автотранспортные средства имеют продольное расположение подвески, а легковые - поперечное (обычно на заднем приводе). Популярность торсионной подвески в её долгом сроке эксплуатации, в лёгкости регулировании высоты и компактности. Торсионные подвески регулируются легче, чем пружинные подвески. Техническое обслуживание торсионной подвески осуществляется очень легко. Зачастую обычный гаечный ключ решает многие вопросы. Но по сравнению с передовыми технологиями автомобилестроения торсионные подвески - слишком сложный процесс. Хотя такие внедорожники, как Форд, Митсубиши Паджеро, Дженерал Моторс и др. до сих пор имеют именно торсионные подвески.

В устройство ходовой части автомобиля также включаются и колёса. Насколько комфортно будет автомобиль передвигаться, зависит и от них. А оттого, насколько они будут параллельны друг другу, зависит состояние шин. На состояние последних нужно обращать особое внимание, ведь стёртые протекторы резко снижают уровень безопасности вождения, особенно при неблагоприятных погодных условиях. Для каждого времени года есть соответствующие шины: летние и зимние. Есть также всесезонные шины. Что касается колёсных дисков, то они бывают литыми, штампованными и коваными. Отечественные автотранспортные средства поставляются на рынок со штампованными дисками. Они прочны, дёшевы, но многие предпочитают литые диски из-за их меньшей массы, что облегчает управление автомобилем. Как можно заметить, ходовая часть автомобиля представляет собой довольно непростую систему, которая играет немаловажную роль в безопасности и комфорте вождения автомобилем.

autocrop.ru

Детали ходовой части автомобиля

Ходовая часть автомобиля служит для того, чтобы ваше перемещение по дороге было комфортным, чтобы вы не ощущали всех неровностей дороги, таких, как кочки и ямки, а также для того, чтобы эти неровности как можно «безболезненно» переносил ваш автомобиль.

Вся ходовая часть состоит из следующих элементов – из передней и задней подвески и колес.

Подвеска – очень важный элемент ходовой части. Благодаря ней, автомобиль может совершать колебания, наклоняться и делать все это плавно. Она связано с колесами, но не жестко, так как только таким образом может поддерживаться плавность хода.

Подвески бывают зависимыми и независимыми. У зависимой подвески оба колеса связаны жестко с собой, и если одно из колес наклониться на некоторый угол, второе сделает тоже самое.

Независимая подвеска более популярна, и не зря, так как в ней колеса не связаны между собой, и это более удобно.

Рассмотрим детали ходовой части автомобиля:

Шины принимают все неровности дороги и смягчают их. Следует внимательно следить за ними и менять каждый сезон, регулярно осматривать их состояние, проверять на наличие трещин, так как при резком «взрыве» шины и выходе воздуха из нее автомобиль начинает терять направление, что может привести к серьезным авариям.

Основные упругие элементы помогают автомобилю поддерживать единый уровень кузова. Это пружины и рессоры. Пружины принимают на себя вес автомобиля, а рессоры смягчают колебания.

Резинометаллические шарниры и буферы сжатия относятся к дополнительным упругим элементам. Они подавляют высокочастотные колебания и вибрации. Тем не менее они также важны, и необходимо регулярно проверять их состояние.

Направляющие устройства, такие, как системы рычагов и рессоры сохраняют плоскость вращения колеса таким образом, чтобы она была перпендикулярна плоскости дороги при любом ее состоянии. При неправильной работе этих элементов поведение автомобиля резко ухудшается, увеличивается износ элементов.

Амортизатор или же демпфирующий элемент гасит колебания кузова и уменьшает их влияние на пассажиров внутри салона, а также улучшает контакт с дорогой.

Стабилизатор поперечной устойчивости автомобиля уменьшает крен автомобиля, то есть, допустим, если на повороте авто его один бок прижимается к земле, то другой, наоборот, хочет приподняться, стабилизатор возвращает его в обычное положение, то есть также прижимает к земле.

vsepoedem.com


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости