Своевременный прожиг является основой корректной работы дизельного двигателя на любом автомобиле. Этим узлом в обязательном порядке комплектуются все авто с данным мотором, так как это необходимо для соответствия стандартам евро-4 и евро-5.
В процессе сгорания топлива в дизельном двигателе образуется довольно много сажи — микрочастиц, наносящих урон окружающей среде и представляющих опасность для здоровья человека. И если две вышеназванные трудности сажевым фильтрам удаётся успешно решать, то для кошелька автовладельцев они часто создают дополнительные проблемы.
Конструкция фильтров предполагает, что задерживаемая в них сажа будет прожигаться со значительно меньшим ущербом для окружающей среды. Прожиг выполняемый с определенной периодичностью, обеспечивает оптимальное состояние фильтра и позволяет ему отработать определенный производителем ресурс, который составляет около 200 тысяч километров пробега.
Основным показателем, по которому определяется эффективность работы данного узла, является давление, измеряемое на входе и выходе из элемента. Для этого неотъемлемой частью системы являются специальные датчики, подающие сигнал непосредственно в ЭБУ. Как только фильтр заполняется сажей до критического уровня (обычно это стандартные 80%) и эффективность работы падает, из блока управления поступает команда об очистке элемента.
Прожиг производится следующим образом:
Система является весьма продуманной в теории, однако на практике имеет целый ряд недостатков. В частности, для того чтобы узел был запущен необходимо соблюдение целого ряда условий. А именно:
Естественно, что вышеперечисленные условия, необходимые для прожигания сажи, доступны далеко не всем автовладельцам. К примеру, автомобили, эксплуатируемые только в городских условиях, как правило, имеют с данными узлами серьёзные проблемы.
Причина обычно заключается в том, авто не разгоняется до нужных скоростей и часто простаивает в пробках на холостых оборотах. Вследствие этого прожиг часто либо вовсе не запускается, либо прерывается до окончания осуществления процесса.
Несвоевременное прекращение регенерации фильтра до окончания его очистки представляет собой едва ли не большую опасность, чем отсутствие своевременной регенерации. В этом случае каналы фильтра быстрее закоксовываются и фактически не поддаются прочистке в дальнейшем.
В целом на исправном моторе прожиг сажи в фильтре должен запускаться не слишком часто — 1 раз на 20-30 тысяч километров.
Однако, если он по каким-либо причинам не осуществляется до конца, механизм приводится в действие чаще. По мере дальнейшего загрязнения фильтра регенерация может запускаться и каждые 300 километров, а в дальнейшем данный показатель может доходить и до сотни.
Заметить отклонения в работе данного узла довольно просто, особенно на запущенной стадии, когда они проявляются достаточно интенсивно. О неполадках сигнализируют:
В случае наличия любого из вышеперечисленных признаков откладывать обращение в сервис нельзя, чтобы избежать повышенной нагрузки на двигатель, коробку передачи другие узлы.
Недостаточная интенсивность очистки фильтра вполне поддаётся «лечению» в руках опытных мастеров. Для устранения проблемы в первую очередь необходима компьютерная диагностика состояния фильтра, которая позволяет корректно определить степень его загрязнения.
По результатам обследования, если проблема действительно заключается в фильтре, мастер может предложить один из следующих вариантов:
Эксплуатация транспортного средства на коротких дистанциях в городской среде, как правило, часто приводит к забиванию сажевого элемента в дизельных силовых агрегатах. А все из-за того, что фильтр не успевает нагреться, чтобы удалить закоксовавшиеся продукты горения. При возникновении данной проблемы необходимо обратиться на ближайшую станцию технического обслуживания для скорейшего удаления рассматриваемого узла.
Каждый автолюбитель должен знать, что в случае засорения сажевого фильтрующего элемента включается функция прожига. Высокая температура отработавших газов при работающем двигателе способствует поступлению большого количества топлива. Как правило, это сулит увеличением расходов бюджета автовладельца. При невыполнении регенерации по каким-либо причинам сажевый фильтр будет забиваться все сильнее, что обязательно приведет к сведению на нет его основных функций.
Самый простой процесс очищения – сжечь остатки сажи с фильтра. На ЭБУ мотора подается сигнал на прожиг сажевого фильтра, происходит впрыскивание дизельного топлива непосредственно в него. Но этого может быть недостаточно, обязательным условием 100% выгорания угарного налета является высокая температура.
Внимание! Ни в коем случае нельзя промывать фильтрующий элемент водой, это приведет к неминуемой поломке силового агрегата. Обычно для этого используются жидкости специального назначения.
На самом деле, основных причин выхода из строя всего несколько:
Справка: важным показателем в характеристиках дизельного топлива является содержание серы, это напрямую влияет на уровень закоксованности сот фильтрующего элемента и загрязнение окружающей среды. Завышенные показатели влияют на скорость загрязнения, из-за этого увеличивается частота регенерации, что, в свою очередь, будет способствовать росту уровня масла. Моторесурс сажевого элемента, с учетом качественного топлива, равняется 120-150 тыс. км пробега авто и реже — 180 тыс.
Все эти, на первый взгляд, не серьезные проблемы впоследствии станут головной болью автомобилиста, так как они в любом случае приведут к потере регенерации. Сажа продолжит оседать на стенках фильтра, а ее удаление станет все более проблематичным.
Перед стартом прожига программное обеспечение выводит на приборную панель правдивые показатели состояния фильтрующего элемента. После регенерации, как правило, уровень сажи и пепла достигает значений от 0,3 до 0,8 гр. Несмотря на новый сажевый фильтр, данные не могут выйти на нулевой уровень. Если вы самостоятельно пользуетесь машиной, нужно запоминать стандартный маршрут, а взглянув на историю прожигов, достаточно понять, где процессы явно не удались. Вывод довольно простой: на длительные и частые поездки, прерывание прожига из-за выключения зажигания, малое содержание дизеля в баке, длительное функционирование на холостых оборотах в пробках и т.д.
Когда происходит прожиг, увеличиваются холостые обороты, но это можно узреть только, если осуществлена стоянка. Если в этот миг выключить мотор (чего делать не рекомендуется), то потом после пуска и появится гарь. Другими словами, если часть дополнительного дизтоплива уже поступила в систему выхлопа для прожига, а водитель её затормозил, не дав прогреться, то в скором времени можно ожидать неприятных последствий. В момент движения регенерация сажевого фильтра практически не чувствуется. Опытные автолюбители обязательно учитывают вышеперечисленные факторы при определении неисправности.
Также можно добавить, что эксплуатационный срок сажевого фильтра определяет стабильная работа силового агрегата и стиль вождения. Срок службы сажевого фильтра при некомпетентном использовании мотора снизится до 100 тысяч км.
Среди опытных автолюбителей сложилось мнение, что проводить диагностику можно только по показаниям на панели приборов, но опытные ремонтники развеивают эти предположения. Если выскакивает неисправность «Сажевый фильтр переполнен» — это основная ошибка, высвечиваемая при диагностике сажевого фильтра, то именно она является ключевой для начала ремонта. И эти данные не показываются на панели приборов, что стоит учитывать.
Какие же преимущества получает автовладелец при замене сажевого фильтрующего элемента? Из-за высокой стоимости новой детали отечественные водители неохотно идут на установку нового агрегата взамен вышедшего из строя. Альтернативным вариантом служит полное удаление данного узла. Как ни странно, но при этом появляются некоторые преимущества:
Из-за прекращения процедуры прожига сажевого элемента количество масла не будет увеличиваться, а при медленном скоростном режиме и движении в городской среде из выхлопной системы перестанут валить клубы черного едкого дыма.
Стоит учитывать, что существует два вида демонтажа, первый из которых является механический (физический), а второй – программный.
Физический способ заключается в удалении отсека с фильтром и катализатором и установкой на их место стронгера или куска трубы. Программное удаление заключается в монтаже дополнительного датчика измерения температуры выхлопа.
Современный силовой агрегат, качественное дизтопливо, отличное дорожное покрытие, стиль езды станут основополагающим показателем снижения выбросов в атмосферу, чем в зонах, где, например, расположены «лежачие полицейские».
Рассматриваемый узел для двигателя, по большому счёту, — не помощник. Чтобы все было так, как задумано, необходимо соблюдать условия эксплуатации, которые были описаны выше, но в городских условиях сделать это крайне проблематично.
Важно! Какие бы условия не сопутствовали вам, любые проблемы с «железным» конем лучше всего решать в специализированных местах.
Станции технического обслуживания всегда придут на помощь. Специализированное оборудование и компетентность мастеров-ремонтников подарят любой детали вашего автомобиля вторую жизнь, ведь их основная задача в этом и заключается. Не стоит позволять случаю подвергать вашу жизнь и здоровье ваших близких опасности – в случае возникновения малейших технических проблем стоит обратиться за помощью к специалистам.
Этот пост посвящается всем дизелистам PSA, моторы которых оснащены сажевым фильтром. (Евро3-4-5)В связи с тем, что бывают у моего автомобиля довольно таки приличный пробег по городу, и регенерация сажевика не всегда начинается или не совподают условия проведения последней, я это делаю принудительно, особенно зимой.
Смотрим скрины, дабы не писать много. На скрине с состоянием системы выпуска остановлюсь подробнее.
Состояние сажевого фильтра характеризует перепад давления на ХХ и под нагрузкой В живом сажевом на ХХ перепад от 0 до 5 мБар, на 3000 т. об обычно 20-25 мБар.
Для запуска регенерации выбираем меню ремонт
Регенерацию я не прерываю. Она сама завершается через 5 минут. Потом даю машине 10 минут работать на ХХ, дабы остывала.
Сажевый фильтр – обязательный и важный элемент системы выхлопа современных дизельных автомобилей. Он обеспечивает задержку частиц сажи, которые образуются в процессе сгорания топлива. Согласно экологическим стандартам «ЕВРО-5» он устанавливается на все транспортные средства, работающие на дизельном топливе, которые выпущены начиная с 2011 года.
Конструктивно сажевый элемент в автомобилях Фольксваген совмещен с каталитическим нейтрализатором в едином корпусе. Его установка выполняется сразу за выпускным коллектором (в зависимости от модели он может устанавливаться в систему и за катализатором, и за катколектором), в непосредственной близости от мотора. На этом участке температурные показатели смеси отработанных газов имеют еще достаточно высокие значения, что способствует эффективной способности дожигания сажи.
Структуру сажевика составляет металлический цилиндр, внутрь которого помещена ячеистая матрица. Именно эта часть конструкции задерживает мельчайшие частички сажи, не допуская их попадание в окружающую среду. Материалом, из которого изготавливается матрица, является керамика жаростойкого типа. Ее структуру составляют впускные и выпускные каналы малого диаметра. Между собой каналы разделяются стенками с пористым рельефом, которые покрываются каталитическим напылением (из платины), именно они и обеспечивают фильтрацию.
На самом деле, сажевый в некоторых случаях выходит из строя значительно раньше указанного периода. А на его неисправную работу могут указывать такие факторы:
Если на данные симптомы не обратить вовремя внимания, то это может стать впоследствии причиной дорогостоящего ремонта. Так как забитый фильтр не может в нормальной степени обеспечить процесс регенерации, а возникающее избыточное давление, может повлиять на работоспособность и исправность всей выхлопной системы, а после и совсем вывести из строя двигатель.
Поэтому при первых признаках неисправности сажевого фильтра, следует провести его диагностику. Самостоятельно это сделать невозможно, так как для таких работ требуется наличие специализированного оборудования, а также знания особенностей конкретного автомобиля. Лучше воспользоваться услугами опытных автомехаников, в профессионализме которых есть уверенность.
Причинами забитости сажевого фильтра в большинстве случаев становятся:
У каждого автовладельца есть несколько вариантов решения проблемы с забитым сажевым фильтром. Самые дорогостоящие и сложные – установка вместо старого элемента новой оригинальной детали, или удаление сажевого фильтра и перепрошивка системы управления. Но в случае, когда диагностика показала частичную забитость, можно попробовать выполнить регенерацию фильтра, или произвести его прожиг.
В процессе эксплуатации, сажевый фильтр засоряется и его эффективная работа нарушается. В этом случае, необходимо восстановление, или регенерация сажевого фильтра. Она может быть как пассивной, так и активной.
Пассивная регенерация происходит автоматически, без участия человека в данном процессе. Она запускается в тех случаях, когда автомобиль эксплуатируется в условиях загородных поездок, при работе мотора около получаса на оборотах более 2500. Именно тогда достигается постоянная температура отработанных газов (400-500°С) и в работе системы выхлопа участвует каталитический слой платины.
Если же автомобиль в основном используется в городском цикле, при котором разогрев сажевого фильтра для регенерационных температур практически невозможен, то следует проводить активную регенерацию. При ее использовании, нагрев до необходимой температуры (600°С) производится на определенный период. Необходимость в проведении активной регенерации определяется по показаниям специальных датчиков – расхода воздуха, контроля температуры выхлопа, контроля давления в сажевике.
ВАЖНО! Автомобили концерна Фольксваген оснащаются системой Diesel Particular Filter (DPF), которая оборудована датчиками контроля давления на входе и выходе сажевого фильтра. При неудовлетворительных параметрах устройства она выдает сигнал об ошибке.Повышение температуры для проведения активной регенерации можно выполнить несколькими способами:
Прожиг сажевого фильтра – эффективная процедура очистки, которую периодически следует выполнять либо самостоятельно, либо в условиях автомастерской. Процедура заключается в том, чтобы принудительно повысить температуру сажевого фильтра, и химические процессы обеспечат очистку элемента от сажи и других загрязнений. Для этого необходимо выполнить одно из указанных действий:
Если первый вариант не помог, и система управления выдает ошибку, указывающую на неисправность сажевого фильтра, то проводить второй вариант прожига лучше всего в условиях специализированной автомастерской. Где опытные и квалифицированные автомеханики, знающие особенности конкретной модели автомобиля, помогут программно выполнить процесс прожига и регенерацию сажевого фильтра.
При невозможности восстановления фильтра, его можно, как заменить на новую штатную деталь, так и удалить из системы выхлопа, проведя ряд дополнительных мероприятий. Какой вариант выбирать, решает автовладелец в каждом случае индивидуально, учитывая режим эксплуатации авто, свой бюджет и личные предпочтения.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453