С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Как работает пробка расширительного бачка


Пробка расширительного бачка. — DRIVE2

Прошлой зимой обнаружил, что уходит ОЖ через трещину в радиаторе. Причем активнее уходит, когда машина стоит. После изучения форумов с обнаружил, что в большинстве случаев причиной течи СОД является пробка расширительного бачка. Причем летом все может быть прекрасно, пробка исправно стравливает давление, а зимой из-за особенностей конструкции клапана обледеневают и избыточное давление находи другой путь наружу.

Стоковая крышка.

Путь обретения правильной пробки был тернист))Первым делом пошел в запчасти и купил крышку которая значилась как 2108 и оказалась дремучим кЕтаем. Разобрал, посмотрел… и решил покататься с незатянутой штатной, скорость исчезновения ОЖ заметно снизилась))

VKT — пахнет китаем, выглядит как китай, работает как китай))

Зашел на автодок, febi 02269 в наличии не было, взял предложенный аналог MEYLE. Оказалось что зря я это сделал, MEYLE имеет другое строение клапанного узла и разбор его без повреждения довольно сложное занятие. Клапан приклеен к корпусу крышки, извлечь его мне удалось только распилив крышку.

Для проверки собрал стенд, на основе нового рб. Родной уже многое видел, решил что новый пусть лежит, лишним не будет.Для стенда использовал РБ, вентиль для бескамерной шины, 4 хомута и 2 обрезка шланга.

тестовый бачек

Заказал пробку FEBI 02269, про нее известно что открывается она на 1.3 атмосферы, но имеет другую резьбу и на наш бачек не наворачивается. Поэтому из нее вынимают клапан, благо он снимается легко — нужно только поддеть и вынуть уплотнительную резинку. После чего колхозят клапан в корпус штатной пробки, но там требуется отломать направляющую пружины и штатный клапан уже обратно не поставить. Так что я решил использовать для экспериментов китайца VKT.

FEBI 02269

При тестировании стоковая пробка стрельнула при почти 2 атм, после чего стала стабильно открываться при 1.5. Видимо клапан зимой замерзании закис… Хотя вскрытие показало, что пружины в ней в идеальном состоянии.

Febi и MEYLE давление не держат, т.к. неплотно наварачиваются. Китаец VKT наворачивался глубже чем ваговские крышки, но давление держал только с дополнительной прокладкой, открываясь на 1.2 атмосферы.

Затем скрестил VKT и Febi, шипит на 1.3 на 1.4 громкий свист, выше давление не растет — качал компрессором.

Первые впечатления положительные, СОД развоздушилась, уровень ОЖ стал вести себя как и должен: на холодном выше, на горячем ниже. Но трещина в радиаторе дает о себе знать и завоздушивание все равно происходит… надеюсь дотяну до весны, а там оба радиатора менять.Радиатор печки выглядит не здорово, думаю при замене основного радиатора, он неизбежно потечет.

Старые потеки на радиаторе печки.

з.ы. Забыл добавить фото разобранного китайца. На фото тут видна причина почему я сразу отказался от установки этой пробки: Пружина основного клапана фиксируется косо приклееной пластмассовой вставкой.

Потроха VKT

Как проверить расширительный бачок?

В автомобилях присутствует незначительный, на первый взгляд, но неотъемлемый и очень необходимый элемент системы жидкостного охлаждения – это расширительный бачок. Он служит для компенсации колебаний объёмов тосола (антифриза) при перепадах температур. По основной же своей функции бачок расширения — это ёмкость, которая служит резервуаром для излишков охлаждающей жидкости в системе.

Он является достаточно важным элементом, неисправность которого может привести к перегреву двигателя. Но а как проверить расширительный бачок на исправность мы подробно расскажем в данной статье.

 На что влияет уровень охлаждающей жидкости?

Двигатель охлаждается благодаря продуманной герметичной системе трубок и каналов, по которым постоянно циркулирует антифриз. Пока мотор не разогрелся до своей рабочей температуры, охладитель гонится помпой сначала по малому кругу (печка, ГБЦ, блок цилиндров). Как только антифриз сам прогрелся до отметки в 90 градусов, открывается термостат, запускающий большой круг циркуляции.

Если уровень охладителя критически мал – недостаток влечет за собой появление пробок из пара или воздуха, что нарушает температурный режим ГБЦ. В итоге головка перегревается, трескается, разрушаются охладительные и масляные каналы. Снижается общая компрессия и мощность, влекущая повышение расхода топлива и прочие проблемы, вплоть до полного выхода мотора из строя, что чревато капительным ремонтом.

Как проверить уровень в расширительном бачке?

Проверку проводим в три этапа:

1). На холодном двигателе откручиваем крышку радиатора. Жидкость должна быть на уровне нижнего края отвода, от которого шланг идет к расширительному бачку.

2). Производим осмотр расширительного бачка. Жидкость должна быть между отметками Min и Max.

3). В случаи, если уровень в радиаторе или бачке меньше необходимого уровня, то нужно будет долить охлаждающую жидкость. Заводим двигатель, прогреваем до рабочей температуры (90-95 градусов), затем охлаждают до комнатной температуры. Если уровень жидкости в радиаторе или расширительном бачке упал, то проблема в нарушении герметичности системы охлаждения и мотору необходима серьезная диагностика. Если уровень не упал, то все нормально.

Такую проверку желательно проводить не реже одного раза в неделю. Это позволит вовремя заметить падение уровня антифриза, определить причину и сохранить мотор от серьезного повреждения.

Как проверить крышку расширительного бачка?

Как устроена и работает крышка расширительного бачка? Поскольку главными задачами крышки является создание необходимого давления в системе и удержание в ней охлаждающей жидкости, она должна плотно прилегать к граням бачка, на которые накручивается.

Внутри непосредственной крышки встроен клапан, регулирующий давление. Он погружается в расширительный бачок и выполняет задачу по стравливанию или нагнетанию давления, в зависимости от необходимости.

Обратите внимание: В современных иномарках за функции стравливания и нагнетания давления отвечает один физический клапан, тогда как на старых российских автомобилях стоят два клапана, каждый из которых справляется со своей задачей.

До тех пор пока давление в системе охлаждения находится в пределах нормы, клапана на крышке расширительного бачка не работают. Как только давление выходит за предельные значения, они выполняют ту или иную функцию.

Признаки неисправности. Выявить неисправность крышки расширительного бачка довольно трудно, при этом из-за проблем в работе клапана могут случиться серьезные неисправности с агрегатами двигателя. Можно выделить следующие основные симптомы неисправности:

Дым из-под капота. Чаще всего он появляется, когда охлаждающая жидкость попадает на горячий впускной коллектор. В такой ситуации температура мотора будет находиться на нормальном уровне. Проблема проявляется при неисправности клапана, который должен опускать давлении при его превышении. Он начинает сбрасывать давление раньше пиковых значений, что приводит к выплеску антифриза;

Перегрев двигателя при холодном воздухе из печки. Если имеется такой симптом,  он указывает о выходе из строя клапана низкого давления. Из-за проблем с ним возникнут воздушные пробки в охлаждающей системе, что приведет к перегреву двигателя.

Также симптомами неисправности крышки расширительного бачка можно считать срыв хомутов, разрыв трубок, радиатора и других элементов охлаждающей системы, в том числе непосредственно бачка. Если на соединительных элементах начинаются появляться следы охлаждающей жидкости, это говорит о превышении давления в системе и необходимости замены крышки расширительного бачка.

Как проверить крышку? Проверка крышки расширительного бачка является достаточно сложной процедурой, учитывая, что ее работа напрямую зависит от давления, которое создать не так просто. В сервисных центрах имеются насосы давления, способные нагнетать необходимое количество атмосфер, после чего проверять срабатывает клапан или нет.

Что касается самостоятельной проверки крышки расширительного бачка, она менее точная в плане результатов, но позволяет обнаружить неисправность в большинстве случаев.

Проводится проверка крышки следующим образом:

1). В первую очередь на холодном и незаведенном двигателе снимаем крышку и внимательно осматриваем на наличие сколов, трещин, разрывы уплотнительных накладок, сильные затертости и другие механические повреждения.

2). Если повреждения на найдены, закручиваем крышку на бачок с охлаждающей жидкостью и запускаем двигатель. Ждем пока двигатель прогреется и потихоньку начинаем откручивать крышку. Если услышите звук выхода воздуха (как при открытии банки с газированным напитком), это говорит о том, что крышка сдерживает образуемое в системе давление.

3). Также при работе двигателя осматриваем толстые шланги охлаждающей системы. Если они вдавлены внутрь, значит, крышка не справляется с регулировкой давления, и оно слишком низкое в системе.

Еще один способ проверки крышки расширительного бачка, который можно применить не всегда вследствие различных конструкций двигателей и мест пролегания шлангов охлаждающей системы. Он заключается в том, чтобы открутить крышку и сжать один из толстых шлангов. После этого крышка закручивается на место. Место сжатия шланга отпускается, и если оно принимает исходные формы, значит, с клапаном в крышке нет проблем.

Стоит отметить, что на некоторых автомобилях при откручивании крышки внутри может остаться клапан. Это говорит о его выходе из строя и необходимости замены крышки расширительного бачка.

Как проверить расширительный бачок на исправность?

Заключение

Стоит внимательно относиться не только к самому расширительному бачку, но и к его крышке. Периодически оценивать ее состояние, чтобы можно было избежать серьезных последствий. Также не стоит игнорировать техобслуживания автомобиля в отношении системы охлаждения. То есть контролировать уровень ОЖ в бачке, доливая ее при необходимости. И вовремя менять антифриз, что позволит наслаждаться поездками на своем автомобиле.

Как проверить крышку расширительного бачка. Устройство и принцип работы расширительного бачка

Автомобили 2 декабря 2017

Насколько хорошо владельцы транспортных средств знают свой автомобиль? Ведь и он подвержен различным заболеваниям, которые необходимо своевременно устранять. Система охлаждения любого автомобиля (отечественного или зарубежного производства) заслуживает внимания. В ее состав входит специальная емкость, без которой просто невозможно обойтись, поскольку на нее возлагается главная роль. Впрочем, любой элемент системы выполняет свою задачу и без них эффективное охлаждение двигателя невозможно. И если опытные водители знают, как проверить крышку расширительного бачка, то новички могут испытывать трудности.

Устроена емкость просто, но это не отменяет ее важности. Многие автолюбители считают самыми важными составляющими системы охлаждения помпу и радиатор. А правы ли они? И какие тайны могут крыться вокруг такой неприметной и маленькой детали, как крышечка расширительного бачка?

Небольшая вступительная часть

Расширительный бак (РБ) выглядит довольно просто: дешево и сердито. Но, несмотря на это, просто взять и выкинуть его из автомобиля невозможно. У такой незначительной, на первый взгляд, детали могут быть свои проблемы, причем их немало. Зачастую они просто взрываются из-за высокого давления, и охлаждающая жидкость (ОЖ) начинает заливать все подкапотное пространство.

По этой причине не следует ждать, когда бачок может проявить себя в самое неподходящее время. Если проблема обнаружена, не стоит откладывать ее решение в долгий ящик.

Но прежде чем выяснять, как проверить крышку расширительного бачка ваз 2110 (или любой другой модели), разберемся, для чего вообще он нужен и какую важную роль выполняет. Может, все-таки лучше будет без него?

Важный элемент системы

Никто не станет спорить, что двигателю без охлаждения никак нельзя, поскольку необходимо поддерживать определенную температуру. С этим успешно справляется специальная жидкость. Несколько десятилетий назад для этих целей использовалась обыкновенная вода, а в качестве компенсатора использовалась верхняя емкость радиатора, которую полностью не заполняли. Теперь же водители отдают предпочтение антифризу или тосолу.

И тут стоит кое-что прояснить. Согласно законам физики, жидкость при нагревании расширяется, а при кипении и вовсе обращается в пар. Если нагреть воду до температуры 100 °C, ее объем увеличивается на 4,5%. То же самое происходит и с используемыми жидкостями, только чуть больше – 6%.

Это приводит к увеличению давления в системе охлаждения. Из-за этого возникает необходимость в дополнительном пространстве на случай увеличения жидкости объеме. Расширительный бачок как раз для этого и предназначен. Он компенсирует увеличение объема антифриза или тосола.

Видео по теме

Устройство бачка

Чтобы проверить крышку расширительного бачка ауди или любого другого автомобиля, нужно знать, как он устроен. Практически у всех моделей это – полипропиленовый корпус, у которого сверху есть заливная горловина с крышкой и два патрубка, сверху и снизу. Нижние отводы соединены с магистралью системы охлаждения, а по верхним отводятся лишние пары и воздушные пузыри.

У современных автомобилей конструкция расширительного бачка дополняется поплавковыми датчиками, следящими за уровнем ОЖ. Для этого в корпусе имеется еще одна горловина, куда устанавливаются датчики.

Сбоку емкости имеется несколько контрольных меток:

  • нижняя риска – min;
  • верхняя риска – max.

Уровень жидкости должен находиться где-то между ними.

Как работает расширительная емкость

Теперь стоит коснуться работы бачка. Для начала стоит привести значения температуры кипения разных жидкостей (в условиях атмосферного давления):

  • вода – 100 °C;
  • тосол – 105-110 °C;
  • антифриз – 120 °C.

Теперь можно понять, почему большинство водителей предпочитаю покупать именно антифриз. Рассматривая вопрос, как проверить крышку расширительного бачка ваз 2114 (к примеру), стоит немного углубиться в теорию. Температуру кипения ОЖ можно еще немного поднять путем повышения давления выше атмосферного. По этой причине вся система надежно герметизируется, чтобы поддерживать нужный уровень давления. Оптимальное значение 1,1-1,5 атмосфер.

Однако и высокий уровень разрежения (0,03-0,1 кг/см²) тоже не идет на пользу работе двигателя. Это может привести к подсосу в систему охлаждения воздуха, из-за чего появятся воздушные пробки. В результате циркуляция жидкости будет затруднительной, что в итоге приводит к перегреву мотора.

Роль крышки бачка

Теперь известно для чего служит расширительный бачок. Но тут может возникнуть один очень интересный вопрос, какая роль отводится его крышке? Чуть выше была описана опасная ситуация, которая может возникнуть при сильном разрежении.

Многие водители, особенно новички, не в курсе того, как проверить крышку расширительного бачка на ВАЗ. Что и говорить, они считают, что она выступает лишь в качестве запирающего устройства и не позволяет ОЖ расплескаться во время движения автомобиля. Отчасти это верно, и этот элемент действительно работает как запорное устройство. Однако у него есть куда более важная задача.

Как известно, давление в системе охлаждения должно поддерживаться на уровне 1,1-1,5 атмосфер. Крышка как раз справляется с этой задачей на ура. Как ей это удается? Все дело в том, что ее устройстве есть два клапана:

  • предохранительный;
  • вакуумный.

Первый из них выглядит как подпружиненная резиновая диафрагма, которая прижата снаружи. Второй – это резиновая шайба с небольшой пружинкой, спрятанной внутри большой.

При нормальном давлении системы оба клапана закрыты. Бачок герметичен, поэтому с повышением температуры ОЖ увеличивается и давление. Стоит только ему превысить допустимое значение, как открывается предохранительный клапан, и часть воздушного пара стравливается наружу.

Когда автомобиль остывает, объем жидкости в системе уменьшается, а в силу той же герметичности происходит разрежение. Вот здесь и вступает в действие другой клапан – вакуумный. При его открытии давление системы сравнивается с атмосферным значением.

Место расположения РБ

Чтобы проверить клапан крышки расширительного бачка, нужно знать, где он находится, что у некоторых новичков вызывает трудности. Если взять на рассмотрение отечественный транспорт от крупнейшего производителя АвтоВАЗ, то, в зависимости от конкретной модели, он может быть в разных местах.

К примеру, у линейки ВАЗ-2110-12 бачок находится с водительской стороны (в отношении хода движения автомобиля) между стойкой амортизатора и перегородкой салона. У моделей ВАЗ-2114-15 емкость также с левой стороны, но вынесена за стакан стойки. Примерно там же располагается бачок у Audi 80.

Симптомы неисправности крышки бачка

Все устройства рано или поздно выходят из строя, независимо насколько они просты или сложны. Крышка расширительного бачка не исключение. Только вся сложность заключается в проблематичной диагностике ее состояния. А последствия от ее поломки могут быть весьма серьезными.

Как проверить работу крышки расширительного бачка? Но что куда более важно – что может сподвигнуть на диагностику этой детали? Собственно, наличие следующих признаков:

  • Из-под капота можно заметить дым.
  • Перегрев двигателя.

Дым может валить из-за того, что жидкость попала на горячий впускной коллектор. При этом температура двигателя в пределах нормы. Данная проблема актуальна при неисправном клапане, который открывается раньше, чем нужно. По этой причине и происходит выплеск ОЖ.

Перегрев зачастую возникает из-за поломки клапана низкого давления. В результате его плохой работы в системе охлаждения образуются пробки, что и приводит к такому печальному результату.

Помимо этого, признаками можно считать срывание хомутов, а также разрыв радиатора, трубок или прочих элементов системы, включая и сам бачок. Все это указывает на необходимость проверить крышку расширительного бачка (2114 или другого автомобиля) и при неисправности заменить ее.

Процедура проверки

Проверить работоспособность крышки бачка не так просто, поскольку необходимо создать давление, что сложно. В сервисных центрах для этого используют специальные приборы с насосом и манометром. Это позволяет установить точные значения срабатывания клапанов крышки. Самостоятельную диагностику провести можно, только она менее точна в отношении результата. Тем не менее неисправность детали будет выявлена.

Для начала нужно открутить крышку на холодном двигателе и осмотреть ее: присутствуют ли трещины, сколы, вмятины, разрывы уплотнительных элементов, затертости и прочие дефекты. Если результат положительный, стоит перейти к следующему способу, как проверить крышку расширительного бачка. Только стоит предварительно закрутить ее.

Теперь нужно запустить двигатель и подождать пока он прогреется до рабочей температуры. Затем нужно тихонько начинать откручивать крышку. Если будет слышен звук вырывающегося воздуха сродни тому, как отвинчивается пробка с бутылки с газировкой, то все в порядке – деталь исправна и удерживает давление в системе. Пока еще двигатель работает, стоит осмотреть толстые шланги на предмет вдавленности внутрь. Если так и есть, то один из клапанов не справляется со своей задачей.

А как проверить крышку расширительного бачка по-другому? Можно сделать еще так (желательно тоже на холодном двигателе): открутить крышку, затем сжать рукой какой-нибудь толстый шланг и после этого закрутить ее на место. Теперь можно убрать руку и наблюдать: шланг принимает исходную форму – все в порядке, в противном случае лучше крышку заменить. Только такой способ не всегда можно использовать в силу особенностей конструкции силового агрегата разных автомобилей и расположения шлангов.

Итог

Стоит внимательно относиться не только к самому расширительному бачку, но и к его крышке. Периодически оценивать ее состояние, чтобы можно было избежать серьезных последствий. Также не стоит игнорировать техобслуживания автомобиля в отношении системы охлаждения. То есть контролировать уровень ОЖ в бачке, доливая ее при необходимости. И вовремя менять антифриз, что позволит наслаждаться поездками на своем автомобиле.

Любому водителю нужно не только знать, как проверить крышку расширительного бачка, но понимать ее принцип работы. Это научит более ответственно относиться к своему транспортному средству и сохранить семейный бюджет.

Источник: fb.ru


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости