Итак, вас заинтересовала установка ГБО на ваш автомобиль как экономически выгодное предприятие. Но если ранее дела с этим не имели, наверняка смутно представляете, что, где и как. Постараемся осветить все эти вопросы достаточно подробно, чтобы собственно этих вопросов у вас не осталось. И в первую очередь расскажем, что входит в газобаллонное оборудование, об основных его узлах.
А начинается оно, нет, не с вешалки, а с внешнего заправочного устройства – ВЗУ. Оно предназначено для присоединения заправочного пистолета на АЗС и передачи сжиженного газа в баллон, а также для предотвращения его обратного выхода в атмосферу. Для чего там установлен шаровой клапан.
ВЗУ иностранного производства требует адаптер (выдается при установке ГБО) под наши пистолеты. ВЗУ отечественного производства не требуют такового, что с одной стороны удобней, а с другой стороны нет, т.к. на наших нет поводка к крышке, и она часто теряется. В этом случае ВЗУ загрязняется, и шаровой клапан начинает травить понемногу, плюс грязь смывается газом и попадает в баллон. По месту расположения, ВЗУ можно определить в багажник рядом с баллоном, но тогда надо будет каждый раз открывать багажник. И при отсоединении пистолета часть газа прорывается наружу, что создаст неприятный запах в багажнике. Кроме того, при утечке газа из баллона через мультиклапан, газ будет благополучно скапливаться в багажнике (газ тяжелый и через крышку багажника он не выйдет). Коробка на мультиклапане сделана не для красоты, а для вентиляции. Через гофрошланги из коробки газ выводится под машину.
Сборник Советов КАКru.ru считает, что рациональней разместить ВЗУ на заднем бампере, а на какой стороне решать вам, т.к. это дело вкуса.
Мультиклапан устанавливается непосредственно на баллоне и объединяет в себе: запорно-предохранительную арматуру, исполнительную и контрольную аппаратуру с расходным и пополнительным вентилями, а также стрелку указателя уровня газа. Из органов управления только два вентиля: наполнительный – от ВЗУ и расходный – в магистраль к газовому клапану.Мультиклапан включает в себя ограничительный клапан, так называемый отсекатель. Это поплавок, установленный внутри баллона, гремящий об его стенки при поперечном раскачивании кузова и полупустом баллоне, предназначенный для прекращения поступления газа при заполнении баллона до 80%. Очень компактен. Из практики замечено, что прибор, указывающий уровень, если еще работает, то сильно врет. Ориентируйтесь по пробегу.
Далее идет баллон. Это стальная или композитная тяжелая емкость для хранения сжиженного газа. Например, масса стандартного 50-ти литрового пустого баллона составляет целых 21 кг. Температура эксплуатации – от минус 40 до +45 °С с максимальным рабочим давлением 1,6 МПа (16 атм). Один раз в два года баллон подлежит освидетельствованию, перед чем его необходимо полностью опорожнить.
Как уже упоминалось в предыдущей статье («Плюсы и минусы установки газа на авто»), есть цилиндрические, а есть тороидальные баллоны. Емкость первых от 36 до 230 л. Далее по металлической трубке-магистрали газ поступает к газовому электроклапану, который включает в себя еще и фильтр очистки газа. Предназначен для очистки и прекращения подачи газа к редуктору. Редуктор-испаритель. Его можно смело назвать центральным игроком всей команды. К тому же он наиболее сложен.В зависимости от поколения ГБО (а их пока пять), он имеет те или иные особенности, в том числе есть с электронным управлением. Но, тем не менее, суть одна и та же. Сначала газ необходимо испарить, а затем понизить его давление и поддерживать это давление примерно постоянным. В первой ступени редуктора газ испаряется и давление снижается до 0,2 МПа, что приводит к сильному снижению температуры. Для предотвращения обмерзания в корпус редуктора подается охлаждающая жидкость от системы охлаждения двигателя. Во второй ступени давление снижается до значений близких к атмосферному. Для слива образующегося конденсата из маслянистых фракций газа и влаги выполнена пробка снизу редуктора. Но есть редукторы, которые не нуждаются в этом и не имеют таковой.
И завершает путь следования газа – смеситель.
Он предназначен для подвода газа после редуктора во впускную систему двигателя для подготовки газо-воздушной смеси. Смеситель практически полностью заменяет топливный тракт штатной системы. На смесителе, если ГБО без микропроцессорного управления, устанавливают винты регулировки количества подаваемого газа. Холостой ход регулируется в таком случае винтом на редукторе.А манипуляции с переключением видов топлива осуществляются переключателем «Газ-Бензин». Этот переключатель подает напряжение на газовый и бензиновый клапаны, а в случае выбора нейтрального положения («ничего») снимает напряжение со всех клапанов.
Газовый и бензиновый электроклапаны установлены перед редуктором для первого и после бензонасоса для второго. Питаются напряжением постоянного тока 12 В.
В системах ГБО с электронным управлением возможно автоматическое переключение на газ и возвращение на бензин в случае неустойчивой работы.
Тут решающую роль играют тип вашего двигателя – карбюраторный или инжекторный и располагаемые материальные средства. ГБО 1-го и 2-го поколений можно смело ставить и эксплуатировать на карбюраторных двигателях, тогда как на инжекторных такая эксплуатация может закончиться плачевно, и тут на помощь приходит ГБО 3-5-го поколений. В ГБО 1-го поколения дозировка газа осуществляется настройками вручную. Давление после редуктора поддерживается за счет работы диафрагм. Но применять такое ГБО нельзя на инжекторных моторах нельзя не поэтому. Двигатель может допустить обратный ход, а коллектор не приспособлен к этому. Есть, конечно, якобы защита – «хлопушка», но это лишь для самоуспокоения. Основной недостаток – система получается негибкая, т.е. не учитывает, например, как изменяется сопротивление воздушному потоку при загрязнении воздухофильтра, утрате эластичности диафрагмами, изменении атмосферного давления, к которому чувствительно любое ГБО. Всё это понуждает автовладельца к постоянным регулировкам. Однако, низкая стоимость и достаточно высокая надежность, как следствие простоты, делают это предложение заманчивым. Для инжекторных двигателей ГБО предусматривает уже электронное управление подачи газа в зависимости от условий работы двигателя. Такое ГБО уже согласуется со штатным контроллером (ЭБУ). Кроме того, такая система позволяет добиться наивысшей отдачи мощности на газе и повысить экономичность.
Применение ГБО 3-5-го поколений допускается и на карбюраторных двигателях, причем они становятся практически инжекторными, но дороговизна препятствует такому шагу.
Среди производителей ГБО можно выделить следующие наиболее распространенные: — «НЗГА» (Новогрудский завод газовой аппаратуры) – изготавливает сколь громоздкое, столь же ненадежное ГБО. Единственный плюс – очень низкая стоимость (практически в два раза дешевле аналогов). Применение ГБО этого производителя достаточно проблематично.
— «САГА» (Пермь) – достойное и достаточно качественное ГБО, но его стоимость немногим ниже, чем у импортных аналогов. Изготавливается на военном заводе, который выпускал топливные системы авиадвигателей. Однако, как у многих отечественных производителей случаются ляпы с качеством. Но справедливости ради Сборник Советов КАКru.ru отметит, что случается это не так часто.
Для оборудования «Сага» не требуется переходник-адаптер для заправочного пистолета. Это ГБО можно смело ставить. — «LOVATO» – итальянское ГБО начального уровня, но качество на достаточно высоком уровне. Есть множество других фирм-производителей, но перечислять их в силу понятных причин не будем.Но это еще не финал!
Вы определились с необходимостью установки и маркой оборудования, но есть задача куда важней – выбор установщика. А почему бы не самому? Если для установки ГБО 1 и 2-го поколений квалификации большой не требуется, то для остальных она понадобится. Кроме того, есть еще аспекты. Первый – трудности в прохождении техосмотра автомобиля и освидетельствования баллона, т.к. установка кустарная и документов на нее нет. Второе – не дай Бог, что случится, ответственность будет лежать целиком и полностью на вас самих.
Совет от Сборник Советов КАКru.ru : Не скупитесь на установке, это не столь дорого, но снимает многие проблемы.
Найдите по объявлениям, автосправочникам фирмы, занимающиеся установкой ГБО. Сразу отметайте кооперативы типа «У дяди Вани на коленке» – это большой риск. Обзвоните выбранные фирмы, круг сузится, оставшиеся в списке лучше объехать лично, посмотреть, так сказать, в натуре. Иногда за внешне крутой фирмой прячется шараш-монтаж. Не забудьте посмотреть лицензию у фирм, а также сертификаты на ГБО. Кстати, их копии (лицензии и сертификатов) фирма должна выдать при окончании работ. Как правило, порядочные и крупные фирмы располагают достаточно обширным ассортиментом.
Вот вы определились и уже записались на установку. Но не спешите сразу убегать, как только вы отдали на растерзание свою машину мастерам на СТО. Если есть возможность, Сборник Советов КАКru.ru советует посмотреть, а вернее проследить за их работой, но ненавязчиво, они не любят, как и многие люди, когда их учат. Кроме того, у установщиков могут появиться вопросы, а вы им можете подсказать в этом случае, как лучше сделать. Помните – им все равно, по сути, вы должны подсказать, как лучше вам и вашей машине.
Все операции занимают 2-3 часа. Но вам потребуется выполнить технологическую операцию – заправить баллон, чтобы мастер смог проверить герметичность системы и отрегулировать. При этом заранее определитесь, куда ехать на АЗС, чтобы на это потребовалось как можно меньше времени. И ничего сами в новом оборудовании не переключайте до полного окончания работ. Заправьте 10 л. Дело в том, что при очень малом количестве газа смесь может обедняться, а двигатель работать неустойчиво. Чтобы учесть это в регулировании и не заправляют до отказа.После окончания всех работ вы получите (а, если не получите, то требуйте) инструктаж о пользовании и комплект документов. Оплатить же придется перед вашим отбытием на АЗС (требуйте копию чека).
Сразу по завершению установки ГБО вы можете отправляться в дорогу, используя альтернативное топливо. Но не спешите утапливать педаль в пол, и не потому что новое оборудование следует обкатать. Нужно будет привыкнуть и приучиться к несколько иному образу эксплуатации своего автомобиля, соблюдать новые для вас правила техники безопасности, о чем и будет рассказано в продолжение этой статьи…
О переводе автомобиля на газ задумываются многие водители, ведь нельзя, заезжая на заправку, не заметить разницу в ценах между ним и бензином. Она колеблется в зависимости от сезона, но даже сейчас, когда газ традиционно для конца лета подорожал, он все равно остается вдвое дешевле бензина. Экономия очевидна, остается лишь выбрать качественное оборудование и найти хорошего установщика. Реклама установки ГБО висит едва ли не на каждом углу, и везде «оборудование №1» да, «лучшее из лучших». Что же и как выбрать?
Прежде всего не стоит экономить на установке. Современное газовое оборудование требует квалифицированного подхода. В особенности под капотом, где предстоит внедряться в штатную топливную систему: газовые форсунки врезаются неподалеку от бензиновых. А главное — каждый автовладелец хочет, чтобы эксплуатация на газу была безопасной. Вопреки слухам, безопасность автомобиля на данном виде топлива не ниже, чем на бензине или дизеле. С одним «но» — установку оборудования должны выполнять профессионалы.
Поэтому выбор ГБО начинается с выбора компании-установщика. Основные критерии — репутация и то, как долго компания существует на рынке. К самостоятельным «гаражным» установщикам стоит обращаться лишь в том случае, если их квалификация подтверждена сертификатами от представителей брендов газового оборудования, которым занимается мастер. Справедливости ради стоит отметить, что среди «гаражников» есть настоящие мастера своего дела с опытом работы на крупных СТО, просто уставших работать «на кого-то». Такие мастера всегда стремятся совершенствовать свои навыки, поэтому регулярно посещают обучающие семинары и имеют немалое количество подтверждающих это дипломов, сертификатов. Они могут дать официальную гарантию на оборудование и, главное, поддерживать эту гарантию. Также, что важно, они выдадут документы, необходимые для регистрации ГБО. Напомним, что после установки газа необходимо внести изменения в свидетельство о регистрации автомобиля. Грамотный специалист подберет и предложит варианты оптимальной конфигурации газового оборудования с учетом особенностей автомобиля, а также места установки компонентов ГБО. Остается лишь выбрать из предложенных вариантов и согласовать точки установки. Как это сделать и как потом проверить качество установки? Мы подскажем.
От мощности процессора блока и его программного обеспечения зависит качество работы ГБО: мощность и динамика автомобиля, расход топлива. Блок должен быть подобран в соответствии с двигателем. Особенно тщательно следует выбирать оборудование для авто с прямым впрыском топлива: TSI, FSI, TFSI, GDI. Эти моторы особенно требовательны к топливной системе, и здесь экономить на оборудовании недопустимо! Блок управления ГБО в двигателях с прямым впрыском обеспечивает не только работу газового оборудования, но и сохранность штатных бензиновых форсунок. При установке ГБО в авто с «обычным» двигателем по возможности стоит отдавать предпочтение оборудованию, имеющему обратную связь со штатным электронным блоком управления посредством шины OBDII для обеспечения оптимальной, максимально приближенной к «бензиновой», работы двигателя и экономичности.
Редуктор газового оборудования обязательно должен быть выбран с учетом мощности автомобиля. Нужно понимать, что универсальных решений не существует: редуктор, рассчитанный на двигатель до 100 лошадиных сил, не сможет обеспечить оптимальное давление в системе, если двигатель мощнее. И наоборот, слишком мощный редуктор будет создавать избыточное давление.
Место установки этого устройства должно быть выбрано так, чтобы обеспечить возможность подсоединения к нему всех нужных патрубков и чтобы при этом оставалось достаточно пространства для обслуживания — например, регулярной замены фильтра.
Редуктор обязательно подключается к системе охлаждения двигателя, которая в данном случае выполняет прямо противоположную роль: нагревает его. Ведь редуктор в процессе работы сильно охлаждается. Он должен находиться ниже верхней точки системы охлаждения, а подключение к ней должно быть параллельным, а не последовательным.
Есть две основные разновидности баллонов: цилиндрический и торроидальный. Первый можно установить в багажнике, а в некоторых случаях — под ним. Второй обычно размещается в нише для запасного колеса. Оба варианта имеют как плюсы, так и минусы.
Цилиндрический баллон занимает немало места в багажнике, так как у него, как правило, значительно больший объем, чем у торроидального. Его выбирают чаще всего в двух случаях: когда багажник имеет избыточный объем, который не используется, и когда планируется установка под днище автомобиля. Стоит отметить, что в этом случае баллон устанавливается лишь в некоторых автомобилях — обычно это внедорожники с большим клиренсом и неразрезным задним мостом. Причем установка проводится так, чтобы баллон был защищен задним мостом и находился выше него.
Очевидный плюс торроидальных баллонов — возможность их установки в нишу для запаски: таким образом вообще не уменьшается объем багажника. Но минус также очевиден — возить запасное колесо будет уже негде.
Во всех случаях место установки баллона выбирается так, чтобы он был защищен силовыми элементами кузова.
Предостережение: избегайте покупки б/у баллонов! Их происхождение — европейские страны, где жестко следят за ресурсом баллона, после чего его отправляют на металлолом. Именно оттуда они попадают к нам, где их подкрашивают и продают.
Газовые форсунки подбираются таким образом, чтобы точно обеспечить требуемое время впрыска топлива в цилиндры. Чем современнее двигатель, тем выше требования ко времени впрыска. Не стоит экономить, устанавливая форсунки, например, со временем 3 мс и больше в двигатель, который по техническим характеристикам требует время впрыска 2 мс.
Хороший мастер установит форсунки максимально близко к штатным и под тем же углом. А при установке снимет коллектор, чтобы при сверлении отверстий под форсунки стружка не попала в двигатель.
Его можно установить в любом удобном для заправки месте: возле горловины бензобака, в бампер, или под ним на кронштейне. Главное, чтобы были соблюдены два требования: во-первых, клапан устанавливается только на неподвижных частях кузова, а во-вторых, шланг от клапана к баллону не должен иметь изломов.
Газовая магистраль от баллона к редуктору может быть выполнена из металла или термостойкого пластикового шланга. Главное требование — чтобы материал был специально предназначен для работы в газовой системе и сертифицирован. Лучше всего, если газовая магистраль прокладывается параллельно со штатной бензиновой.
Качественное газовое оборудование при условии его правильной установки обеспечивает надежную защиту от внештатных ситуаций, прежде всего от разгерметизации системы, например, из-за повреждения шлангов. Лучше, если эта защита будет двойной: мульти-клапан на баллоне (он там быть просто обязан!) и дополнительный соленоид под капотом, перекрывающий магистраль после выключения зажигания.
О переводе автомобиля на газ задумываются многие водители, ведь нельзя, заезжая на заправку, не заметить разницу в ценах между ним и бензином. Она колеблется в зависимости от сезона, но даже сейчас, когда газ традиционно для конца лета подорожал, он все равно остается вдвое дешевле бензина. Экономия очевидна, остается лишь выбрать качественное оборудование и найти хорошего установщика. Реклама установки ГБО висит едва ли не на каждом углу, и везде «оборудование №1» да, «лучшее из лучших». Что же и как выбрать?
Прежде всего не стоит экономить на установке. Современное газовое оборудование требует квалифицированного подхода. В особенности под капотом, где предстоит внедряться в штатную топливную систему: газовые форсунки врезаются неподалеку от бензиновых. А главное — каждый автовладелец хочет, чтобы эксплуатация на газу была безопасной. Вопреки слухам, безопасность автомобиля на данном виде топлива не ниже, чем на бензине или дизеле. С одним «но» — установку оборудования должны выполнять профессионалы.
Поэтому выбор ГБО начинается с выбора компании-установщика. Основные критерии — репутация и то, как долго компания существует на рынке. К самостоятельным «гаражным» установщикам стоит обращаться лишь в том случае, если их квалификация подтверждена сертификатами от представителей брендов газового оборудования, которым занимается мастер. Справедливости ради стоит отметить, что среди «гаражников» есть настоящие мастера своего дела с опытом работы на крупных СТО, просто уставших работать «на кого-то». Такие мастера всегда стремятся совершенствовать свои навыки, поэтому регулярно посещают обучающие семинары и имеют немалое количество подтверждающих это дипломов, сертификатов. Они могут дать официальную гарантию на оборудование и, главное, поддерживать эту гарантию. Также, что важно, они выдадут документы, необходимые для регистрации ГБО. Напомним, что после установки газа необходимо внести изменения в свидетельство о регистрации автомобиля. Грамотный специалист подберет и предложит варианты оптимальной конфигурации газового оборудования с учетом особенностей автомобиля, а также места установки компонентов ГБО. Остается лишь выбрать из предложенных вариантов и согласовать точки установки. Как это сделать и как потом проверить качество установки? Мы подскажем.
От мощности процессора блока и его программного обеспечения зависит качество работы ГБО: мощность и динамика автомобиля, расход топлива. Блок должен быть подобран в соответствии с двигателем. Особенно тщательно следует выбирать оборудование для авто с прямым впрыском топлива: TSI, FSI, TFSI, GDI. Эти моторы особенно требовательны к топливной системе, и здесь экономить на оборудовании недопустимо! Блок управления ГБО в двигателях с прямым впрыском обеспечивает не только работу газового оборудования, но и сохранность штатных бензиновых форсунок. При установке ГБО в авто с «обычным» двигателем по возможности стоит отдавать предпочтение оборудованию, имеющему обратную связь со штатным электронным блоком управления посредством шины OBDII для обеспечения оптимальной, максимально приближенной к «бензиновой», работы двигателя и экономичности.
Редуктор газового оборудования обязательно должен быть выбран с учетом мощности автомобиля. Нужно понимать, что универсальных решений не существует: редуктор, рассчитанный на двигатель до 100 лошадиных сил, не сможет обеспечить оптимальное давление в системе, если двигатель мощнее. И наоборот, слишком мощный редуктор будет создавать избыточное давление.
Место установки этого устройства должно быть выбрано так, чтобы обеспечить возможность подсоединения к нему всех нужных патрубков и чтобы при этом оставалось достаточно пространства для обслуживания — например, регулярной замены фильтра.
Редуктор обязательно подключается к системе охлаждения двигателя, которая в данном случае выполняет прямо противоположную роль: нагревает его. Ведь редуктор в процессе работы сильно охлаждается. Он должен находиться ниже верхней точки системы охлаждения, а подключение к ней должно быть параллельным, а не последовательным.
Есть две основные разновидности баллонов: цилиндрический и торроидальный. Первый можно установить в багажнике, а в некоторых случаях — под ним. Второй обычно размещается в нише для запасного колеса. Оба варианта имеют как плюсы, так и минусы.
Цилиндрический баллон занимает немало места в багажнике, так как у него, как правило, значительно больший объем, чем у торроидального. Его выбирают чаще всего в двух случаях: когда багажник имеет избыточный объем, который не используется, и когда планируется установка под днище автомобиля. Стоит отметить, что в этом случае баллон устанавливается лишь в некоторых автомобилях — обычно это внедорожники с большим клиренсом и неразрезным задним мостом. Причем установка проводится так, чтобы баллон был защищен задним мостом и находился выше него.
Очевидный плюс торроидальных баллонов — возможность их установки в нишу для запаски: таким образом вообще не уменьшается объем багажника. Но минус также очевиден — возить запасное колесо будет уже негде.
Во всех случаях место установки баллона выбирается так, чтобы он был защищен силовыми элементами кузова.
Предостережение: избегайте покупки б/у баллонов! Их происхождение — европейские страны, где жестко следят за ресурсом баллона, после чего его отправляют на металлолом. Именно оттуда они попадают к нам, где их подкрашивают и продают.
Газовые форсунки подбираются таким образом, чтобы точно обеспечить требуемое время впрыска топлива в цилиндры. Чем современнее двигатель, тем выше требования ко времени впрыска. Не стоит экономить, устанавливая форсунки, например, со временем 3 мс и больше в двигатель, который по техническим характеристикам требует время впрыска 2 мс.
Хороший мастер установит форсунки максимально близко к штатным и под тем же углом. А при установке снимет коллектор, чтобы при сверлении отверстий под форсунки стружка не попала в двигатель.
Его можно установить в любом удобном для заправки месте: возле горловины бензобака, в бампер, или под ним на кронштейне. Главное, чтобы были соблюдены два требования: во-первых, клапан устанавливается только на неподвижных частях кузова, а во-вторых, шланг от клапана к баллону не должен иметь изломов.
Газовая магистраль от баллона к редуктору может быть выполнена из металла или термостойкого пластикового шланга. Главное требование — чтобы материал был специально предназначен для работы в газовой системе и сертифицирован. Лучше всего, если газовая магистраль прокладывается параллельно со штатной бензиновой.
Качественное газовое оборудование при условии его правильной установки обеспечивает надежную защиту от внештатных ситуаций, прежде всего от разгерметизации системы, например, из-за повреждения шлангов. Лучше, если эта защита будет двойной: мульти-клапан на баллоне (он там быть просто обязан!) и дополнительный соленоид под капотом, перекрывающий магистраль после выключения зажигания.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453