Хромирование различных деталей автомобиля можно проводить самостоятельно. Делается эта процедура в разных ситуациях. Если это покрытие внешних элементов, то чаще всего это просто декор машины. В других случаях химическую металлизацию в домашних условиях проводят для устранения мелких дефектов деталей и защиты от ржавчины.
Для проведения процесса металлизации вам понадобятся следующие инструменты и подсобные средства:
• шлифовальная машинка и насадки разной степени жёсткости;
• ТЭН;
• деревянный короб и стеклоткань;
• минеральная вата;
• «крокодилы», стержневой или пластинчатый анод;
• пластиковый таз и стеклянная ёмкость;
• закрепитель для детали.
Приготовьте для себя резиновые перчатки и респиратор.
Внимание! Элементы окрашиваемой детали, которые не будут подвергаться обработке, следует изолировать целлулоидным клеем.
До того, как хромировать детали в домашних условиях, следует тщательно подготовить поверхности. С помощью шлифовальной машины нужно зачистить все неровности, выступы и царапинки. Начните с грубых наждачных дисков, постепенно уменьшая степень жёсткости насадок. В конце можно пройтись войлочной основой.
После зачистки переходите к обезжириванию. Смоченной в бензине или керосине щёткой удалите налёты коррозии и грязи. Затем промойте деталь мыльной водой, чтобы не оставить никаких следов.
Важно! Перед началом процесса проверьте контакты вашего оборудования, они должны быть безопасны для вас. Не пренебрегайте защитой рук и лица. Помещение, в котором вы будете работать, должно быть проветриваемым, так как выделение газов вредит слизистым оболочкам.
Прежде чем хромировать своими руками в домашних условиях, приготовьте заранее электролит. Для этого возьмите 250 г хромового ангидрита и 2.5 г серной кислоты. Литр дистиллированной воды нагрейте до 60°С, залейте в приготовленную посудину и добавьте ангидрит. Перемешайте смесь и влейте кислоту. Через полученный раствор нужно прогнать ток силой 6.5 А, повторяя процедуру, пока жидкость не приобретёт бордовый цвет. Приступая к хромированию своими руками в домашних условиях, приготовьте ёмкость для деталей.
Деревянный короб оберните стеклотканью, чтобы создать условия термоса, утеплите его минеральной ватой. Ёмкость из стекла поместите в таз, «крокодилы» прикрепите к минусу как катод, затем закрепите анод. Приготовьте закрепитель для деталей.
Электролит, приготовленный вами, можно использовать через сутки по технологии хромирования. Следите за температурой раствора – она должна быть в районе 50°С, не забывайте подавать периодами напряжение. После окончания процедуры, металлизированные элементы нужно почистить с водой и просушить.
Хромирование деталей в домашних условиях может быть с небольшими огрехами, которые можно удалить. Если вы заметили необработанные участки в процессе работы, значит, нужно дать толчок тока и поменять положение деталей, чтобы они не экранировали. Появление коричневых пятен можно устранить, заменив часть электролита новым раствором.
Если частички хрома собрались на углах детали, значит, вы плохо её подготовили, исправьте положение. Когда покрытие начинает слоиться, прогрейте детали и проверьте, нет ли перерывов в поступлении тока. Матовые осадки хрома требуют повысить температуру ангидрита или добавить ещё раствор. При тёмных осадках нужно доработать или заменить электролит.
Хромирование деталей машины в домашних условиях требует тщательного и правильного ухода после процедуры. Автомобиль нужно мыть часто, но не под высоким давлением, потому что под сильным напором воды частички грязи оцарапают глянцевую поверхность. Кроме того, не используйте агрессивные моющие средства.
Чтобы хромированные детали как можно дольше не теряли блеск, полируйте поверхности специальными жидкостями с добавлениями воска и различных масел. Кроме эффекта глянца, полировка ещё и сгладит маленькие неровности. Изучайте состав применяемых вами жидкостей, он не должен содержать ацетон или соли. Наносите и полируйте исключительно мягкими тканями или губкой. Если вы хромировали диски колёс, нелишним будет нанести слой прозрачного лака.
Не пренебрегайте процедурой химической металлизации: кроме роскошного глянца, ваш автомобиль получит надёжную защиту от коррозийных наслоений.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?
Хромирование позволяет создать особое покрытие детали, которое сочетает сразу несколько свойств:
В последнее время такой тип тюнинга стал более распространённым, так как процесс стал дешевле и проще (может выполняться в том числе самостоятельно), а количество цветовых и текстурных решений заметно увеличилось.
Существует три основных технологии, используя которые можно произвести хромирование:
Придание бамперам, колёсным дискам и прочим агрегатам отражающего и защитного эффекта может производиться в домашних условиях. Этот вариант используется в случае, когда владелец автомобиля хочет сэкономить время и средства на обращении в сервис. Все три способа хромирования могут быть воспроизведены самостоятельно, но каждый из них требует большей или меньшей подготовки, вложений и умений обращения с инструментами.
Для успешного хромирования деталей поверхность должна быть обработана. Это нужно для того, чтобы защитный слой лёг качественнее и надёжнее. Подготовительные шаги:
Способ представляет собой нанесение особой фольги на подготовленный кузов. Этот вид работы является самым простым, уступая лишь покраске из аэрозольного баллончика. Такое хромирование позволяет защитить покрытие автомобиля от воздействия погоды и небольших повреждений. При этом фольга может быть снята, а кузов под ней будет в том же состоянии, что и до работы. Использование плёнки имеет один главный недостаток — покрытие получается нестойким и имеет слабый защитный потенциал, а порой отличается не лучшим качеством и внешним видом.
Подготовка к хромированию плёнкой включает в себя приобретение доступных инструментов:
Также следует заручиться поддержкой знакомого, который будет помогать с поклейкой крупных элементов плёнки.
Ход работы:
Качественная плёнка для хромирования может быть подвержена внешнему воздействию в день нанесения. Фольга плохого качества может вовсе разрушиться после первого дождя. Обработка плёночного покрытия не допускает использование абразивов.
Этот способ имеет среднюю сложность выполнения. Он позволяет добиться лучшей защиты по сравнению с плёночным покрытием.
Для создания защитно-декоративного покрытия путём окраски потребуются:
Ход работы:
Перед работой на поверхности автомобиля рекомендуется набить руку при окрашивании ненужных предметов, чтобы понять принципы процесса.
Каталитическое окрашивание позволяет добиться результатов с разными цветами и оттенками. Оно обеспечивает неплохой защитный слой. Способ позволяет работать не только с изогнутыми, но и с гибкими деталями.
Этот способ, известный также как гальваника, требует наибольшей подготовленности и является самым сложным. В то же время он считается единственным верным выбором для создания качественного покрытия, имеющего отличные показатели защиты и наиболее красивый внешний вид. Для работы необходимы:
Следует учитывать, что химикаты не продаются обычным людям — приобретение оформляется на счёт организации или ИП. Также строго контролируется утилизация химикатов.
Подготовка электролита:
Смешивается 250 г хромового ангидрита и 2,5 г серной кислоты (из расчёта на 1 литр воды). Нагретая до 60 градусов по Цельсию дистиллированная вода заливается в ёмкость для смешения. Первым добавляется хромовый ангидрид, после чего состав перемешивается. После окончательной подготовки смесь должна несколько часов (до окрашивания в бордовый цвет) подвергаться воздействию тока из расчёта 6,5 ампер на 1 литр.
Ход работы:
Гальваническое хромирование является не только затратным, но и сложным с точки зрения закона. При малейшем отклонении от нормы мастера, выполняющего работу, ждёт серьёзная уголовная ответственность, так как реагенты являются сильнейшими канцерогенами, отравляющими природу при контакте с водой.
Не все способы одинаково просты и подходят для хромирования в домашних условиях. Что касается электрохимического, то заниматься этим как бизнесом — довольно сложное решение, а для разового хромирования лучше всего обратиться к профессионалам.
Источник
Дмитрий созерцатель Дмитрий созерцательХромирование деталей – это процесс металлизации хромом с целью придания поверхности физико-механических и химических свойств и характеристик, которые отличаются от исходного материала детали. Хромирование используется с целью повышения коррозионностойкости, эрозионностойкости, механической стойкости, декоративной отделки и прочего.
Хромирование деталей
Способы нанесения слоя хрома на поверхность металлизируемой детали отличаются методами схватывания (удержания) между собой. Классифицировать их можно следующим образом:
Технология хромирования подразумевает несколько этапов:
Подготовительный этап. На этой стадии выполняются те типы работ, которые позволят слою хрома надежно закрепиться и удерживаться на поверхности длительное время. Перед хромированием изделий они подвергаются шлифовке, а при необходимости полируются. После финишной операции изделия промываются, сушатся и протираются мягким материалом. Те поверхности (отверстия, внутренние полости), которые не подлежат металлизации, подвергаются изолированию. Детали устанавливаются (вывешиваются) на приспособлении, которое предназначено для введения деталей в зону обработки. Производится обязательный процесс обезжиривания. Выполняется декапирование, позволяющее повысить способность к адгезии.
Процесс нанесения хрома на поверхность. Технология хромирования деталей, в зависимости от метода нанесения, происходит тремя видами:
Например, во время электролитического метода изделия помещаются в ванну с раствором-электролитом. Рабочая температура электролита зависит от его состава. Заданная температура должна сохраняться на протяжении всего процесса, что гарантирует однородную структуру наносимого слоя и равномерную толщину.
Металлизируемые изделия выполняют роль анода. Продолжительность процесса хромирования напрямую зависит от требуемой толщины покрытия.
Декоративное хромирование детали
После нанесения хрома изделия подвергаются сушке. Если сушку проводить в сушильном шкафу, то ее продолжительность составит 5-10 минут при температуре 85°С-100°С. Если сушку проводить методом обдува сжатым воздухом, то ее продолжительность составит 0,5-3 минут при температуре 18°С-25°С.
Для повышения прочности и твердости покрытого слоя он подвергается термической обработке. Продолжительность выдерживания в печи составляет несколько часов при температуре порядка 200°С.Толщина покрытия, нанесенного на сталь колеблется от 0,003 мм до 0,025 мм. Если использовать изменение полярности тока (реверс), то толщину хромирования доводят до 0,03 мм.
Согласно классификации процесс металлизации, происходящий за счет механического сцепления, относится к первой группе, а за счет атомарных механических связей – ко второй группе. Вторая группа делится на две подгруппы:2а — приграничная диффузия;
2б – полная диффузия.
В группу 1 входят следующие методы хромирования:
Результат хромирования детали
К группе 2 относятся:
2а:
2б:
Твердое хромирование нашло широкое применение при изготовлении деталей, подвергающихся высокому износу, активной коррозии в агрессивных средах, при восстановлении металлических деталей, для увеличения срока эксплуатации инструментов (режущего, измерительного), а также для декоративной отделки изделий изготовленных из неметаллических материалов.
Твердое хромирование проводят следующими методами:
Термохимическим методом хромирование производят в карбюризаторе, состоящем из измельченного хрома и каолина в пропорции 55-45%. Для предотвращения окисления хрома при высоких температурах через ящики с деталями и карбюризатором продувают водород. Продолжительность хромирования составляет три часа. За это время толщина слоя достигает при температуре 1300°С 0,15 мм, а при температуре 1400°С 0,8 мм.
Хромирование электролизом заключается в легком выведении водорода по сравнению с хромом из электролита. Электролитом выступает хромовая кислота. Ванны оборудуются свинцовыми нерастворимыми анодами.
Широкое использование получил сульфатный электролит на основе хромового ангидрида с серной кислотой CrO3:h3SO4.
Концентрация раствора подбирается исходя из характера покрытия и сложности формы детали.
При невысокой температуре металлизации (не выше 35°С) хромированная поверхность имеет серый матовый оттенок. Интенсивность и плотность тока не влияет на процесс. При повышении температуры до 65°С и плотности тока поверхность получается блестящей. Дальнейшее повышение температуры и плотности тока (до 30 А/дм2) хром имеет молочный оттенок.
Также качество покрытой поверхности зависит от концентрации электролита. Хромированное покрытие, полученное при использовании концентрации до 150 г/л отличается высокой твердостью и износостойкостью. Высококонцентрированные электролиты, до 450 г/л используются для декоративных покрытий.
Гальваническое хромирование — наиболее распространенный современный способ хромирования. Осуществляется двумя способами: в среде электролита и диффузионным. Электролитический способ аналогичен хромированию электролизом, они отличаются лишь режимами проведения процесса.
Диффузионный способ — это процесс насыщения поверхности при определенных условиях из нанесенных реагентов. Отделанные детали обладают: прочностью и твердостью, вязкостью и упругостью, износо-, жаро-, коррозионностойкостью.
Рынок предлагает разнообразное оборудование для нанесения хромового слоя как отечественного производства, так и зарубежного. Частное зарубежное предпринимательство подвигло разработчиков на создание компактных установок, которые легко разместить в гараже или маленькой мастерской.
Непрофессиональное оборудование только имитирует качественное хромирование, качество при этом не столь хорошее. Работы проводятся в следующей последовательности:
очищение от старого покрытия;шлифовка;обезжиривание;нанесение грунтовки;нанесение хрома распылением;сушка;
защита лаком от повреждений.
Широко на производстве используется электролитическое (гальваническое) хромирование. Для этого используются специальные ванны, электроустановки, система вентиляции, моющие и сушильные установки. При горячем способе нанесения хрома используются печи и вакуумные установки.
Но независимо от типа используемого оборудования во время процесса хромирования происходят физические и химические реакции, которые сопровождаются выделением продуктов распада.
Декоративное хромирование деталей позволяет повысить визуальные характеристики изделий как из металлов, так и из различного вида пластмасс, стекла и прочих материалов. Для быта хром используется для покрытий:
Хромирование деталей автомобилей
Сантехническое оборудование обязательно хромируется для защиты от водного окисления (коррозии), будь то недорогой силумин или дорогая латунь с бронзой.Промышленность использует хромирование для повышения стойкости деталей, работающих в условиях большого трения:
Также хромирование используется при изготовлении инструмента и оснастки:
Технология хромирования позволяет продлить жизнедеятельность элементов механизма или придать изделиям притягательный вид.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Для улучшения декоративных свойств металлические детали можно хромировать. Технология широко применяется в автомобильной промышленности, ряде иных сфер хозяйства. Хромирование деталей требуется и для защиты изделий от повреждений, улучшения их физических качеств. Этот метод обработки металла имеет ряд иных достоинств и преимуществ.
Под хромированием металла понимают процесс металлизации хромом для улучшения поверхностных свойств и характеристик элементов. При хромировании происходит диффузное насыщение хромом различных поверхностей из стали. Обработка хромом допустима и в отношении АВС пластика, алюминия, латуни, силумина.
Покрытие хромом придает внешнему виду деталей более красивый вид, облагораживает их. Хромовый слой обеспечивает оригинальный цвет «металлик», литые диски автомобиля, отражатели фар, запчасти мотоциклов, сувениры или предметы интерьера для дома начинают выглядеть более эстетично.
Прочие достоинства хромирования:
По сравнению с никелированием хромирование имеет меньше недостатков: стоимость услуг ниже, покрытие будет более твердым и прочным. Применение никеля выигрывает лишь по декоративным качествам, так как поверхность становится еще эстетичнее.
Полностью описать все области и сферы, где используется технология, сложно. Хромирование незаменимо в мебельной промышленности, хромом обрабатывают фурнитуру, отделочные элементы. Методика популярна в производстве сантехники — элемент наносят на внешнюю и внутреннюю поверхность труб, ванн, раковин, используют для покрытия ручек, смесителей.
В автомобильной промышленности технология применяется для изготовления:
Хромирование применяется при выпуске резины, пластмассы (хром наносят на каландровые валы и пресс-формы), разного измерительного инструмента. Материалом покрывают те элементы, которые сильно трутся между собой, чтобы повысить их износостойкость.
Существуют разные способы хромирования, некоторые вполне можно применять в домашних условиях, имея соответствующее оборудование.
Гальваническое хромирование деталей — самый популярный метод, ведь все действия можно осуществить своими руками. Гальваника предполагает помещение деталей в специальный раствор с определенным составом, откуда под воздействием волн (солитонов) электрического тока атомы хрома будут осаждаться на поверхность. Имея нужный набор приспособлений для хромирования, можно самостоятельно создать высококачественное покрытие путем гальванизации.
Одна из разновидностей гальваники. При использовании электролиза трех- или шестивалентный хром придает изделию нужный «металлический» вид. При применении трехвалентного элемента основным веществом раствора выступает хромовый ангидрид. Использование шестивалентного хрома отличается от предыдущего метода наличием в составе раствора сульфата хрома.
При проведении электролитического хромирования дисков или иных деталей важно строго соблюдать пропорции компонентов. В противном случае защитный слой быстро отслоится либо на нем будут пятна, неодинаковая матовость и недостаточный глянец.
Напыление хрома производится при помощи гальванической кисти. В домашних условиях такой метод более предпочтителен, ведь мастеру не потребуется использовать ванну. Особенно рекомендуется выполнять методику для деталей из алюминия, углеродистой стали, сплавов с кремнием.
Применение химических реактивов помогает восстановить хром из его солей. В случае использования химии электрический ток не потребуется. Обычно в качестве реагентов берут соединения фосфора, лимоннокислый натрий, уксусную ледяную кислоту, едкий натр 20 %.
Перед нанесением реагентов детали покрывают слоем меди. После окончания работ промывают заготовки в воде, сушат, полируют (изначально предметы имеют тусклый серый цвет).
Подвид химического хромирования черных или цветных металлов, предполагающий нанесение на деталь жидкости без кислот в составе. Технология безопасна для человека и помогает создать оригинальные, необычные эффекты.
Каталитическое хромирование можно применять в отношении обычных и гибких изделий (при электролизе последнее невозможно, покрытие отслоится).
Обычно в качестве реагента берется серебро в щелочном растворе аммиака, а как восстановитель — формалин или гидразин. Применение серебра делает деталь молочной с зеркальной поверхностью.
Технология принадлежит к химической металлизации и имеет еще одно название — PVD-процесс. Дает конденсацию паров хрома на поверхности детали после помещения ее в специальную вакуумную камеру. В этой установке при отрицательном давлении хром нагревается до температуры испарения, потом оседая как туман на изделии.
Расчет давления, срока хромирования будет зависеть от степени износа детали, вида материала. После вакуумного хромирования толщина металлического слоя минимальная, поэтому деталь сверху покрывают специальной краской из баллончика или лакируют.
Применяют средства в порошках, состоящие из шамота, феррохрома. Методика аналогична таковой при химическом хромировании, только изделие в процессе будет подвергаться нагреванию.
Чтобы произвести ремонт изделий с результатом не хуже, чем по ГОСТ, важно точно соблюдать последовательность работ, подготовить нужное оборудование.
Для соблюдения мер безопасности, дабы не надышаться вредными, токсичными веществами, нужно произвести детальную подготовку помещения для хромирования.
Следует выполнить такие действия:
Для гальванизации нужно приготовить такие инструменты и приспособления:
Профессионалы применяют для хромирования специальное оборудование — ванны, электроустановки, мойки и сушки, системы вентиляции. Даже при использовании «домашних аналогов» в емкости будут происходить те же химические процессы, поэтому результат будет приближен к промышленному.
Для нанесения хрома потребуется верно выбранный элемент питания. Годится заземленный источник постоянного тока, напряжение которого регулируется в пределах 1,5 – 12 В, максимальный ток — 20 А. Чтобы отрегулировать мощность, источник должен быть снабжен реостатом.
Для осаждения хрома потребуется вскипятить и охладить воду либо купить дистиллированную. На каждый литр воды берут 250 г хромового ангидрида, 2 – 2,5 г серной кислоты. Удельная плотность последней должна составлять 1,84 г/куб. см.
Способ приготовления электролита для хромирования таков:
В результате цвет жидкости должен стать темно-коричневым. После она отстаивается 24 часа в прохладном помещении, затем используется по назначению.
От тщательности подготовительных мероприятий будет зависеть срок эксплуатации готового покрытия и его внешний вид. Вначале деталь нужно очистить, помыть, удалить любые загрязнители. Для более качественного очищения можно воспользоваться наждачкой с мелким зерном или шлифовальной машинкой. Важно, чтобы краска, лак, ржавчина были полностью удалены.
После чистки деталь следует обезжирить. Берут кальцинированную воду (50 г кальцинированной воды разводят в литре воды), добавляют 150 г гидроокиси натрия, 5 г силикатного клея. Количество раствора можно при необходимости увеличить, сохраняя пропорции. Все компоненты нагревают до +90 градусов, выдерживают в средстве деталь 20 минут. Время можно увеличить до 1 часа, если изделие сильно загрязнено.
Процесс хромирования прост, протекает согласно следующим этапам:
Хромирование пластмассовых изделий проводится с еще большей осторожностью. Выделяющиеся пары очень токсичны, поэтому металлизировать пластик в жилых помещениях запрещено.
В процессе применяется гальваническая кисть со щетиной 25 мм диаметром, которую обматывают свинцовым проводом. Кисть крепят на торец сосуда, в котором налит электролит. Со второго конца закрепляют диод, в цепи применяют понижающий трансформатор. Плюс трансформатора направляют на анод диода, щетиновую обмотку соединяют с катодом. Равномерно наносят раствор на деталь, проходя по каждой зоне около 20 раз. Затем изделие сушат 3 часа.
Нередко при металлизации возникает такой эффект, как наводороживание — повышается показатель содержания водорода в хромированной стали. Из-за подобной проблемы снижаются прочность, пластичность металла вследствие изменения его кристаллической решетки. Причины наводороживания стали разнообразны, чаще всего это связано с повышением температуры в процессе гальванизации.
Прочие неприятности, которые могут случиться при хромировании изделий:
Отличный результат можно получить только при строгом следовании технологии. Это даст нужный эффект, сэкономив значительную сумму средств.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453