Классификация российских моторных масел согласно ГОСТ 17479.1–85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Ниже приведено описание отечественной классификации моторных масел с учетом изменения №3 к ГОСТ 17479.1–85, которым увеличено число классов вязкости и изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств, а также некоторые наименования. Например, по всему тексту стандарта масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином — маслами для бензиновых двигателей.
ГОСТ 17479.1–85 предусмотрено обозначение моторных масел, сообщающее потребителю основную информацию об их свойствах и области применения. Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две из первых шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 — дизельным маслам.
Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1–85, представлены в таблице 1, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам — в таблице 2. Примеры маркировки с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблиц. Так, марка М-6З/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4З/8-В2Г1 — моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) — моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения (“цс” означает циркуляционное судовое); аналогично М-14Д (цл20) — моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) — применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.
Таблица 1
Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85) | ||
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре | |
100°С | -18°С, не более | |
3З | l3,8 | 1250 |
4З | l4,1 | 2600 |
5З | l5,6 | 600 |
6З | l5,6 | 10400 |
6 | С 5,6 до 7,0 вкл. | — |
8 | 7,0 до 9,3 | — |
10 | 9,3 до11,5 | — |
12 | 11,5 до 12,5 | — |
14 | 12,5 до 14,5 | — |
16 | 14,5 до 16,3 | — |
20 | 16,3 до 21,9 | — |
24 | 21,9 до 26,1 | — |
3З/8 | 7,0 до 9,3 | 1250 |
4З/6 | 5,6 до 7,0 | 2600 |
4З/8 | 7,0 до 9,3 | 2600 |
4З/10 | 9,3 до 11,5 | 2600 |
5З/10 | 9,3 до 11,5 | 6000 |
5З/12 | 11,5 до 12,5 | 6000 |
5З/14 | 12,5 до 14,5 | 6000 |
6З/10 | 9,3 до 11,5 | 10400 |
6З/14 | 12,5 до 14,5 | 10400 |
6З/16 | 14,5 до 16,3 | 10400 |
Таблица 2
Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85) | ||
Группа | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. |
Е2 | Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
В прежней нормативной документации дополнительные характеристики условий применения и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения. В таблице 2 приведены данные о соответствии обозначений марок моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 и принятых ранее в нормативных документах. Нередко возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для экспортируемой отечественной техники. Общепринятой в международном масштабе стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров — SAE J300. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации АРI (Американский институт нефти). ГОСТ 17479.1–85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам АРI по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные табл. 3 дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300 и АРI, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE в большинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100 °С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1–85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1–85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по проспектным данным или нормативной документации на данный продукт.
Таблица 3
Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 и классификациям SAE и АРI | |
Класс вязкости | |
по ГОСТ 17479.1–85 | по SAE |
3з | 5W |
4з | 10W |
5з | 15W |
6з | 20W |
6 | 20 |
8 | 20 |
10 | 30 |
12 | 30 |
14 | 40 |
16 | 40 |
20 | 50 |
24 | 60 |
3з/8 | 5W-20 |
4з/6 | 10W-20 |
4з/8 | 10W-20 |
4з/10 | 10W-30 |
Классификация и обозначение Motor oils. Classification and designation | ГОСТ 17479.1-85 |
1. Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение моторных масел, применяемых в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая - цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья - прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.
3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.
При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу приложения 4.
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре | |
+ 100 °С | - 18 °С, не более* | |
33 | Не менее 3,8 | 1250 |
43 | » » 4,1 | 2600 |
53 | » » 5,6 | 6000 |
63 | » » 5,6 | 10400 |
6 | Св. 5,6 до 7,0 включ. | - |
8 | » 7,0 » 9,3 » | - |
10 | » 9,3 » 11,5 » | - |
12 | » 11,5 » 12,5 » | - |
14 | » 12,5 » 14,5 » | - |
16 | » 14,5 » 16,3 » | - |
20 | » 16,3 » 21,9 » | - |
24 | » 21,9 » 26,1 » | - |
33/8 | » 7,0 » 9,3 » | 1250 |
43/6 | » 5,6 » 7,0 » | 2600 |
43/8 | » 7,0 » 9,3 » | 2600 |
43/10 | » 9,3 » 11,5 » | 2600 |
53/10 | » 9,3 » 11,5 » | 6000 |
53/12 | » 11,5 » 12,5 » | 6000 |
53/14 | » 12,5 » 14,5 » | 6000 |
63/10 | » 9,3 » 11,5 » | 10400 |
63/14 | » 12,5 » 14,5 » | 10400 |
63/16 | » 14,5 » 16,3 » | 10400 |
* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).
Группа масла по эксплуатационным свойствам | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
в 2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений | |
Г | г 1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |
г 2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
Е2 |
Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.
Примеры обозначения моторных масел:
М-8-В1,
где М - моторное масло, 8 - класс вязкости ( табл. 1),
В1 - масло для среднефорсированных бензиновых двигателей;
М-63/10-В,
где М - моторное масло, 63/10 - класс вязкости ( табл. 1),
В - универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;
М-43/8-В2Г1,
где М - моторное масло, 43/8 - класс вязкости ( табл. 1),
В2Г1 - масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В2), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г1);
М-14-Д(цл20),
где М - моторное масло, 14 - класс вязкости ( табл. 1),
Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, цл 20 - масло может быть использовано в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки и имеет щелочность около 20 мг КОН/г;
М-43/8-Д(т),
где М - моторное масло, 43/8 - класс вязкости ( табл. 1),
Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом,
т - трансмиссионное масло.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.
Определяемое свойство | Группа масла | Метод испытания | ||||||
В | в 1 | в 2 | Г | г 1 | г 2 | д 2 | ||
1. Образование отложений: | ||||||||
при высоких температурах | + | + | - | + | + | - | - | По ГОСТ 20991 |
при низких температурах | + | + | + | + | + | + | + | По ГОСТ 20994 |
2. Антиокислительные свойства | + | + | + | + | + | + | + | По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1 |
3. Коррозионная активность | + | + | + | + | + | + | + | Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1 |
- | - | - | + | - | + | + | или по методу Д-245К | |
4. Моющие свойства | + | - | + | + | - | + | + | По ГОСТ 20303 |
+ | - | + | - | - | + | - | метод Д-240 | |
- | - | - | + | - | + | + | метод Д-245 |
Примечания:
1. Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком «+».
2. Моторные свойства для масел групп Д, Д1, Е, Е1 Е2 не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).
(Измененная редакция, Изм. № 3).
5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в приложениях 1- 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное
Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации
Обозначение масла по настоящему стандарту | Принятое обозначение масла | Нормативно-техническая документация |
М-8-В | М-8В | ГОСТ 10541 |
М-43/6-В1 | М-43/6В1 | ГОСТ 10541 |
М-63/10-В | М-6/10В | ГОСТ 10541 |
М-53/10-Г, | М-53/10Г1 | ГОСТ 10541 |
М-63/12-Г, | М-63/12Г1 | ГОСТ 10541 |
М-20-А | МС-20П | ТУ 38.101265 |
М-16-Б2(т) | МТ-16П | ГОСТ 6360 |
М-8-А(т) | Мт-8П | ТУ 38.101277 |
М-63/10-Б2 | МТЗ-10П(М-63/10Б2) | ГОСТ 25770 |
М-14-Б2 | М-14Б | ТУ 38.101264 |
М-10-В2 | М-10В2 | ГОСТ 8581 |
М-8-В2 | М-8В2С | ТУ 38.401595 |
М-10-В2(с) | М-10В2С | ГОСТ 12337 |
М-14-В2 | М-14В2 | ГОСТ 12337 |
М-14-В2(з) | М-14В23 | ГОСТ 23497 |
М-16-В2 | М-16ИХП-3(М-16В2) | ГОСТ 25770 |
М-20-В2 | М-20В2 | ГОСТ 23497 |
М-20-В2(ф) | М-20В2Ф | ГОСТ 12337 |
М-10-Г2(цс) | М-10Г2ЦС | ГОСТ 12337 |
М-8-Г2 | М-8Г2 | ГОСТ 8581 |
М-10-Г2 | М-10Г2 | ГОСТ 8581 |
М-8-Г2(к) | М-8Г2к | ГОСТ 8581 |
М-10-Г2(к) | М-10Г2к | ГОСТ 8581 |
М-10-Г2(у) | М-10Г2У | ТУ 38.401-58-21 |
М-8-Г2(ки) | М-8Г2КИ | ТУ 38.1011278 |
М-10-Г2(ки) | М-10Г2КИ | ТУ 38.1011278 |
М-14-Г2(цс) | М-14Г2ЦС | ГОСТ 12337 |
М-14-Г2 | М-14Г2 | ГОСТ 12337 |
М-16-Г2(цс) | М-16Г2ЦС | ГОСТ 12337 |
М-20-Г2 | М-20Г, | ГОСТ 12337 |
М-10-Д2(м) | м-10дм | ГОСТ 8581 |
М-8-Д2(м) | М-8ДМ | ГОСТ 8581 |
М-14-Д2(м) | М-МДМ | ТУ 38.401682 |
М-10-Д2(цл20) | М-10ДЦЛ-20 | ГОСТ 12337 |
М-14-Д2(цл20) | М-14ДЦЛ-20 | ГОСТ 12337 |
М-14-Д2(цл30) | М-14ДЦЛ-30 | ГОСТ 12337 |
М-16-Д2(р) | М-16ДР | ГОСТ 12337 |
М-4/8Г(рк) | М-43/8ГРК | ТУ 38.401699 |
М-8-Г2(У) | М-8Г2У | ТУ 38.401-58-21 |
М-6/14-Д2(м) | М-6/14ДМ | ТУ 38.401-938 |
М-14-Г2(к) | М-14Г2К | ТУ 38.401-58-98 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное
Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87
Класс вязкости | Класс по SAE J 300 JUN 87 | Класс вязкости | Класс по SAE J 300 JUN 87 |
33 | 5W | 24 | 60 |
43 | 10W | 33/8 | 5W-20 |
53 | 15W | 43/6 | 10W-20 |
63 | 20W | 43/8 | 10W-20 |
6 | 20 | 43/10 | 10W-30 |
8 | 20 | 53/10 | 15W-30 |
10 | 30 | 53/12 | 15W-30 |
12 | 30 | 53/14 | 15W-40 |
14 | 40 | 63/10 | 20W-30 |
16 | 40 | 63/14 | 20W-40 |
20 | 50 | 63/16 | 20W-40 |
ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справочное
Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам
Группы масел по настоящему стандарту | Классификация API | Группы масел по настоящему стандарту | Классификация API |
А | SB | г1 | SE |
Б | SC/CA | г2 | СС |
Б1 | SC | Д | CD/SF |
Б2 | CA | д1 | SF |
В | SD/CB | д 2 | CD |
В1 | SD | Е | CF-4/SG |
в 2 | CB | Е1 | SG |
г | SE/CC | Е2 | CF-4 |
ПРИЛОЖЕНИЯ 3. (Измененная редакция, Изм. № 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Справочное
Классы SAE по вязкости для моторных масел
Классы SAE по вязкости | Вязкость (см. примечание 1), мПа·с, при температуре, °С, макс. | Температура прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс. | Вязкость (см. примечания 3 и 4), мм2/с, при 100 °С |
0W | 3250 при-30 | -35 | Не менее 3,8 |
5W | 3500 » -25 | -30 | » » 3,8 |
10W | 3500 » -20 | -25 | » » 4,1 |
15W | 3500 » - 15 | -20 | » » 5,6 |
20W | 4500 » - 10 | -15 | » » 5,6 |
25W | 6000 » - 5 | -10 | » » 9,3 |
20 | - | - | Св. 5,6 до 9,3 включ. |
30 | - | - | » 9,3 » 12,5 » |
40 | - | - | » 12,5 » 16,3 » |
50 | - | - | » 16,3 » 21,9 » |
60 | - | - | » 21,9 » 26,1 » |
Примечания:
1. Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).
2. Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.
Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684.
3. Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.
4. Некоторые изготовители двигателей рекомендуют также пределы вязкости, измеренной при температуре 150 °С и скорости сдвига 106 с-1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Введено дополнительно, Изм. № 3).
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 № 4380
Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)
За принятие изменения проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикгосстандарт |
Туркменистан | Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3. ВЗАМЕН ГОСТ 17479-72
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | |
ГОСТ 6360-83 | Приложение 1 |
ГОСТ 8581-78 | То же |
ГОСТ 10541-78 | » |
ГОСТ 12337-84 | » |
ГОСТ 20303-74 | 4.1 |
ГОСТ 20457-75 | 4.1 |
ГОСТ 20991-75 | 4.1 |
ГОСТ 20994-75 | 4.1 |
ГОСТ 23497-79 | Приложение 1 |
ГОСТ 25770-83 | То же |
ТУ 38.101264-72 | » |
ТУ 38.101265-88 | » |
ТУ 38.101277-85 | » |
ТУ 38.1011278-89 | » |
ТУ 38.401-58-21-91 | » |
ТУ 38.401-58-98-94 | » |
ТУ 38.401595-86 | » |
ТУ 38.401682-88 | » |
ТУ 38.401699-88 | » |
ТУ 38.401-938-92 | » |
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 № 1931
6. ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., декабре 1991 г., августе 1999 г. (ИУС 3-88, 3-92, 11-99)
Классификация и обозначение Motor oils. Classification and designation | ГОСТ 17479.1-85 |
1. Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение моторных масел, применяемых в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая - цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья - прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.
3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.
При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу приложения 4.
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре | |
+ 100 °С | - 18 °С, не более* | |
33 | Не менее 3,8 | 1250 |
43 | » » 4,1 | 2600 |
53 | » » 5,6 | 6000 |
63 | » » 5,6 | 10400 |
6 | Св. 5,6 до 7,0 включ. | - |
8 | » 7,0 » 9,3 » | - |
10 | » 9,3 » 11,5 » | - |
12 | » 11,5 » 12,5 » | - |
14 | » 12,5 » 14,5 » | - |
16 | » 14,5 » 16,3 » | - |
20 | » 16,3 » 21,9 » | - |
24 | » 21,9 » 26,1 » | - |
33/8 | » 7,0 » 9,3 » | 1250 |
43/6 | » 5,6 » 7,0 » | 2600 |
43/8 | » 7,0 » 9,3 » | 2600 |
43/10 | » 9,3 » 11,5 » | 2600 |
53/10 | » 9,3 » 11,5 » | 6000 |
53/12 | » 11,5 » 12,5 » | 6000 |
53/14 | » 12,5 » 14,5 » | 6000 |
63/10 | » 9,3 » 11,5 » | 10400 |
63/14 | » 12,5 » 14,5 » | 10400 |
63/16 | » 14,5 » 16,3 » | 10400 |
* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).
Группа масла по эксплуатационным свойствам | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
в 2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений | |
Г | г 1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |
г 2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
Е2 |
Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.
Примеры обозначения моторных масел:
М-8-В1,
где М - моторное масло, 8 - класс вязкости ( табл. 1),
В1 - масло для среднефорсированных бензиновых двигателей;
М-63/10-В,
где М - моторное масло, 63/10 - класс вязкости ( табл. 1),
В - универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;
М-43/8-В2Г1,
где М - моторное масло, 43/8 - класс вязкости ( табл. 1),
В2Г1 - масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В2), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г1);
М-14-Д(цл20),
где М - моторное масло, 14 - класс вязкости ( табл. 1),
Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, цл 20 - масло может быть использовано в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки и имеет щелочность около 20 мг КОН/г;
М-43/8-Д(т),
где М - моторное масло, 43/8 - класс вязкости ( табл. 1),
Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом,
т - трансмиссионное масло.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.
Определяемое свойство | Группа масла | Метод испытания | ||||||
В | в 1 | в 2 | Г | г 1 | г 2 | д 2 | ||
1. Образование отложений: | ||||||||
при высоких температурах | + | + | - | + | + | - | - | По ГОСТ 20991 |
при низких температурах | + | + | + | + | + | + | + | По ГОСТ 20994 |
2. Антиокислительные свойства | + | + | + | + | + | + | + | По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1 |
3. Коррозионная активность | + | + | + | + | + | + | + | Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1 |
- | - | - | + | - | + | + | или по методу Д-245К | |
4. Моющие свойства | + | - | + | + | - | + | + | По ГОСТ 20303 |
+ | - | + | - | - | + | - | метод Д-240 | |
- | - | - | + | - | + | + | метод Д-245 |
Примечания:
1. Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком «+».
2. Моторные свойства для масел групп Д, Д1, Е, Е1 Е2 не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).
(Измененная редакция, Изм. № 3).
5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в приложениях 1- 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное
Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации
Обозначение масла по настоящему стандарту | Принятое обозначение масла | Нормативно-техническая документация |
М-8-В | М-8В | ГОСТ 10541 |
М-43/6-В1 | М-43/6В1 | ГОСТ 10541 |
М-63/10-В | М-6/10В | ГОСТ 10541 |
М-53/10-Г, | М-53/10Г1 | ГОСТ 10541 |
М-63/12-Г, | М-63/12Г1 | ГОСТ 10541 |
М-20-А | МС-20П | ТУ 38.101265 |
М-16-Б2(т) | МТ-16П | ГОСТ 6360 |
М-8-А(т) | Мт-8П | ТУ 38.101277 |
М-63/10-Б2 | МТЗ-10П(М-63/10Б2) | ГОСТ 25770 |
М-14-Б2 | М-14Б | ТУ 38.101264 |
М-10-В2 | М-10В2 | ГОСТ 8581 |
М-8-В2 | М-8В2С | ТУ 38.401595 |
М-10-В2(с) | М-10В2С | ГОСТ 12337 |
М-14-В2 | М-14В2 | ГОСТ 12337 |
М-14-В2(з) | М-14В23 | ГОСТ 23497 |
М-16-В2 | М-16ИХП-3(М-16В2) | ГОСТ 25770 |
М-20-В2 | М-20В2 | ГОСТ 23497 |
М-20-В2(ф) | М-20В2Ф | ГОСТ 12337 |
М-10-Г2(цс) | М-10Г2ЦС | ГОСТ 12337 |
М-8-Г2 | М-8Г2 | ГОСТ 8581 |
М-10-Г2 | М-10Г2 | ГОСТ 8581 |
М-8-Г2(к) | М-8Г2к | ГОСТ 8581 |
М-10-Г2(к) | М-10Г2к | ГОСТ 8581 |
М-10-Г2(у) | М-10Г2У | ТУ 38.401-58-21 |
М-8-Г2(ки) | М-8Г2КИ | ТУ 38.1011278 |
М-10-Г2(ки) | М-10Г2КИ | ТУ 38.1011278 |
М-14-Г2(цс) | М-14Г2ЦС | ГОСТ 12337 |
М-14-Г2 | М-14Г2 | ГОСТ 12337 |
М-16-Г2(цс) | М-16Г2ЦС | ГОСТ 12337 |
М-20-Г2 | М-20Г, | ГОСТ 12337 |
М-10-Д2(м) | м-10дм | ГОСТ 8581 |
М-8-Д2(м) | М-8ДМ | ГОСТ 8581 |
М-14-Д2(м) | М-МДМ | ТУ 38.401682 |
М-10-Д2(цл20) | М-10ДЦЛ-20 | ГОСТ 12337 |
М-14-Д2(цл20) | М-14ДЦЛ-20 | ГОСТ 12337 |
М-14-Д2(цл30) | М-14ДЦЛ-30 | ГОСТ 12337 |
М-16-Д2(р) | М-16ДР | ГОСТ 12337 |
М-4/8Г(рк) | М-43/8ГРК | ТУ 38.401699 |
М-8-Г2(У) | М-8Г2У | ТУ 38.401-58-21 |
М-6/14-Д2(м) | М-6/14ДМ | ТУ 38.401-938 |
М-14-Г2(к) | М-14Г2К | ТУ 38.401-58-98 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное
Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87
Класс вязкости | Класс по SAE J 300 JUN 87 | Класс вязкости | Класс по SAE J 300 JUN 87 |
33 | 5W | 24 | 60 |
43 | 10W | 33/8 | 5W-20 |
53 | 15W | 43/6 | 10W-20 |
63 | 20W | 43/8 | 10W-20 |
6 | 20 | 43/10 | 10W-30 |
8 | 20 | 53/10 | 15W-30 |
10 | 30 | 53/12 | 15W-30 |
12 | 30 | 53/14 | 15W-40 |
14 | 40 | 63/10 | 20W-30 |
16 | 40 | 63/14 | 20W-40 |
20 | 50 | 63/16 | 20W-40 |
ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справочное
Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам
Группы масел по настоящему стандарту | Классификация API | Группы масел по настоящему стандарту | Классификация API |
А | SB | г1 | SE |
Б | SC/CA | г2 | СС |
Б1 | SC | Д | CD/SF |
Б2 | CA | д1 | SF |
В | SD/CB | д 2 | CD |
В1 | SD | Е | CF-4/SG |
в 2 | CB | Е1 | SG |
г | SE/CC | Е2 | CF-4 |
ПРИЛОЖЕНИЯ 3. (Измененная редакция, Изм. № 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Справочное
Классы SAE по вязкости для моторных масел
Классы SAE по вязкости | Вязкость (см. примечание 1), мПа·с, при температуре, °С, макс. | Температура прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс. | Вязкость (см. примечания 3 и 4), мм2/с, при 100 °С |
0W | 3250 при-30 | -35 | Не менее 3,8 |
5W | 3500 » -25 | -30 | » » 3,8 |
10W | 3500 » -20 | -25 | » » 4,1 |
15W | 3500 » - 15 | -20 | » » 5,6 |
20W | 4500 » - 10 | -15 | » » 5,6 |
25W | 6000 » - 5 | -10 | » » 9,3 |
20 | - | - | Св. 5,6 до 9,3 включ. |
30 | - | - | » 9,3 » 12,5 » |
40 | - | - | » 12,5 » 16,3 » |
50 | - | - | » 16,3 » 21,9 » |
60 | - | - | » 21,9 » 26,1 » |
Примечания:
1. Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).
2. Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.
Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684.
3. Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.
4. Некоторые изготовители двигателей рекомендуют также пределы вязкости, измеренной при температуре 150 °С и скорости сдвига 106 с-1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Введено дополнительно, Изм. № 3).
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 № 4380
Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)
За принятие изменения проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикгосстандарт |
Туркменистан | Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3. ВЗАМЕН ГОСТ 17479-72
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | |
ГОСТ 6360-83 | Приложение 1 |
ГОСТ 8581-78 | То же |
ГОСТ 10541-78 | » |
ГОСТ 12337-84 | » |
ГОСТ 20303-74 | 4.1 |
ГОСТ 20457-75 | 4.1 |
ГОСТ 20991-75 | 4.1 |
ГОСТ 20994-75 | 4.1 |
ГОСТ 23497-79 | Приложение 1 |
ГОСТ 25770-83 | То же |
ТУ 38.101264-72 | » |
ТУ 38.101265-88 | » |
ТУ 38.101277-85 | » |
ТУ 38.1011278-89 | » |
ТУ 38.401-58-21-91 | » |
ТУ 38.401-58-98-94 | » |
ТУ 38.401595-86 | » |
ТУ 38.401682-88 | » |
ТУ 38.401699-88 | » |
ТУ 38.401-938-92 | » |
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 № 1931
6. ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., декабре 1991 г., августе 1999 г. (ИУС 3-88, 3-92, 11-99)
Государственный стандарт ГОСТ 17479.1-85 «Масла моторные. Классификация и обозначение» разработан взамен устаревшего ГОСТ 17479-72 для классификации моторных масел согласно их на классам по вязкости, назначению, а также уровням эксплуатационных свойств. Здесь приводится описание отечественной классификации моторных масел с учетом «Изменения №3» к ГОСТ 17479.1-85, в котором увеличено число классов вязкости, а также изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств и некоторые наименования. Так, по всему тексту стандарта, масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином – масло для бензиновых двигателей.
ГОСТом 17479.1-85 предусматривается обозначение моторных масел, толкующее потребителю основную информацию об их особенностях и области применения. Принятое обозначение включает следующие символы: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающие класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две буквы, обозначающие уровень эксплуатационных качеств данного масла и область его применения. Универсальные масла маркируются буквой без индекса или двумя буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивается маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – маслам для дизельных моторов.
Таблица 1 – классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 | ||
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре | |
100°С | -18°С, не более | |
4,1 | 2600 | |
5з | 5,6 | 600 |
6з | 5,6 | 10400 |
6 | 5,6 … 7,0 | - |
8 | 7,0 … 9,3 | - |
10 | 9,3 … 11,5 | - |
12 | 11,5 … 12,5 | - | 14 | 12,5 … 14,5 | - |
16 | 14,5 … 16,3 | - |
20 | 16,3 … 21,9 | - |
24 | 21,9 … 26,1 | - |
3з/8 | 7,0 … 9,3 | 1250 |
4з/6 | 5,6 … 7,0 | 2600 |
4з/8 | 7,0 … 9,3 | 2600 |
4з/10 | 9,3 … 11,5 | 2600 |
5з/10 | 9,3 … 11,5 | 6000 |
5з/12 | 11,5 … 12,5 | 6000 |
5з/14 | 12,5 … 14,5 | 6000 |
6з/10 | 9,3 … 11,5 | 10400 |
6з/14 | 12,5 … 14,5 | 10400 |
6з/16 | 14,5 … 16,3 | 10400 |
Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1-85, представлены в таблице 1, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам – в таблице 2. Примеры обозначений с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблицами. Так, марка М-6з/10В сообщает нам, что данное моторное масло всесезонное, универсальное, предназначено для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4з/8-В2Г1 – моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) – моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В приведенном примере после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения («цс» означает судовое циркуляционное).
Таблица 2 – группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85) | ||
Группа | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. |
Е2 | Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
В нормативной документации дополнительные характеристики применяемости и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения.
В таблице 3 приведены данные о соответствии обозначений моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 аналогам по классам вязкости SAE и классификации АРI. Часто возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для отечественного двигателя.
В международном масштабе общепринятой стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров – SAE. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации АРI (Американский институт нефти). ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам АРI по условиям и областям применения моторных масел.
Нужно отметить, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные таблице 3 дают возможность, зная стандартную характеристику отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE и АРI, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE, в большинстве случаев, имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100°С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1-85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по заявленным данным или нормативной документации на такой продукт.
Таблица 3 – соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 классификациям SAE и АРI | |
Класс вязкости | |
по ГОСТ 17479.1–85 | по SAE |
3з | 5W |
4з | 10W |
5з | 15W |
6з | 20W |
6 | 20 |
8 | 20 |
10 | 30 |
12 | 30 |
14 | 40 |
16 | 40 |
20 | 50 |
24 | 60 |
3з/8 | 5W-20 |
4з/6 | 10W-20 |
4з/8 | 10W-20 |
4з/10 | 10W-30 |
5з/10 | 15W-30 |
5з/12 | 15W-30 |
6з/10 | 20W-30 |
6з/14 | 20W-40 |
6з/16 | 20W-40 |
Группа масла | |
по ГОСТ 17479.1–85 | по АРI |
А | SB |
Б | SC/CA |
Б1 | SC |
Б2 | CA |
В | SD/CB |
В1 | SD |
В2 | CB |
Г | SE/CC |
Г1 | SE |
Г2 | CC |
Д1 | SF |
Д2 | CD |
Е1 | SG |
Е2 | CF-4 |
* Эти классы АРI не имеют аналогов в отечественной классификации | SH* SJ* CG-4* |
В соответствии с классификацией АРI моторные масла подразделяются на две категории: «S» (Service) – масла для бензиновых двигателей и «С» (Commerсial) – масла для дизельных двигателей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных масел. Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу АРI, но производимые разными компаниями, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь существенный запас по ряду параметров.
При подборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств нужно принять во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).
Отечественный рынок наводнен широчайшим ассортиментом моторных масел, классифицированных по API. Но нужно учитывать, что некоторые из представленных марок не проходили соответствующих испытаний и не имеют сертификата, выданного API. Классы API в них обозначаются по аналогии с зарубежными маслами, имеющими в своем составе аналогичный пакет присадок, что не является достаточным признаком, подтверждающим эксплуатационные свойства таких масел. Класс масла по API может подтверждаться только сертификатом, выданным непосредственно API.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453