С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Классификация масел гост


Классификация российских моторных масел — ГОСТ 17479.1–85

Классификация российских моторных масел согласно ГОСТ 17479.1–85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Ниже приведено описание отечественной классификации моторных масел с учетом изменения №3 к ГОСТ 17479.1–85, которым увеличено число классов вязкости и изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств, а также некоторые наименования. Например, по всему тексту стандарта масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином — маслами для бензиновых двигателей.

ГОСТ 17479.1–85 предусмотрено обозначение моторных масел, сообщающее потребителю основную информацию об их свойствах и области применения. Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две из первых шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс  2 — дизельным маслам.

Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1–85, представлены в таблице 1, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам — в таблице 2. Примеры маркировки с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблиц. Так, марка М-6З/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4З/8-В2Г1 — моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) — моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения (“цс” означает циркуляционное судовое); аналогично М-14Д (цл20) — моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) — применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.

Таблица 1

 

Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85)

 

Класс вязкости

 

Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре

 

100°С

 

-18°С, не более

 

l3,8

1250

 

l4,1

2600

 

l5,6

600

 

l5,6

10400

 

6

С 5,6 до 7,0 вкл.

 

8

7,0 до 9,3

 

10

9,3 до11,5

 

12

11,5 до 12,5

 

14

12,5 до 14,5

 

16

14,5 до 16,3

 

20

16,3 до 21,9

 

24

21,9 до 26,1

 

3З/8

7,0 до 9,3

1250

 

4З/6

5,6 до 7,0

2600

 

4З/8

7,0 до 9,3

2600

 

4З/10

9,3 до 11,5

2600

 

5З/10

9,3 до 11,5

6000

 

5З/12

11,5 до 12,5

6000

 

5З/14

12,5 до 14,5

6000

 

6З/10

9,3 до 11,5

10400

 

6З/14

12,5 до 14,5

10400

 

6З/16

14,5 до 16,3

10400

Таблица 2

 

Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

 

Группа

 

Рекомендуемая область применения

А

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Б

Б1

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Б2

Малофорсированные дизели

В

В1

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов

В2

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений

Г

Г1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии

Г2

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Д

Д1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1

Д2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

Е

Е1

Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2.

Е2

Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

В прежней нормативной документации дополнительные характеристики условий применения и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения. В таблице 2 приведены данные о соответствии обозначений марок моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 и принятых ранее в нормативных документах. Нередко возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для экспортируемой отечественной техники. Общепринятой в международном масштабе стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров — SAE J300. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации АРI (Американский институт нефти). ГОСТ 17479.1–85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам АРI по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные табл. 3 дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300 и АРI, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE в большинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100 °С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1–85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1–85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по проспектным данным или нормативной документации на данный продукт.

Таблица 3

 

Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 и классификациям SAE и АРI

 

Класс вязкости

 

по ГОСТ 17479.1–85

 

по SAE

5W

10W

15W

20W

6

20

8

20

10

30

12

30

14

40

16

40

20

50

24

60

3з/8

5W-20

4з/6

10W-20

4з/8

10W-20

4з/10

10W-30

ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение

Классификация и обозначение

Motor oils. Classification and designation

ГОСТ 17479.1-85

1. Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение моторных масел, применяемых в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая - цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья - прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.

3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.

При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу приложения 4.

Таблица 1

Класс вязкости

Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре

+ 100 °С

- 18 °С, не более*

33

Не менее 3,8

1250

43

 »       »      4,1

2600

53

 »       »      5,6

6000

63

 »       »      5,6

10400

6

Св. 5,6 до 7,0 включ.

-

8

 »     7,0   »    9,3     »

-

10

 »     9,3   »    11,5    »

-

12

 »    11,5 »    12,5 »

-

14

 »    12,5 »    14,5 »

-

16

 »    14,5 »    16,3 »

-

20

 »    16,3 »    21,9 »

-

24

 »    21,9 »    26,1 »

-

33/8

 »     7,0   »    9,3 »

1250

43/6

 »     5,6   »    7,0 »

2600

43/8

 »     7,0   »    9,3 »

2600

43/10

 »     9,3   »    11,5 »

2600

53/10

 »     9,3   »    11,5 »

6000

53/12

 »    11,5 »    12,5 »

6000

53/14

 »    12,5 »    14,5 »

6000

63/10

 »     9,3   »    11,5 »

10400

63/14

 »    12,5 »    14,5 »

10400

63/16

 »    14,5 »    16,3 »

10400

* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).

Таблица 2

Группа масла по эксплуатационным свойствам

Рекомендуемая область применения

А

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Б

Б1

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Б2

Малофорсированные дизели

В

В1

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений

в 2

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений

Г

г 1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению

г 2

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Д

Д1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1

Д2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

Е

Е1

Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Е2

Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.

Примеры обозначения моторных масел:

М-8-В1,

где М - моторное масло, 8 - класс вязкости ( табл. 1),

В1 - масло для среднефорсированных бензиновых двигателей;

М-63/10-В,

где М - моторное масло, 63/10 - класс вязкости ( табл. 1),

В - универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;

М-43/8-В2Г1,

где М - моторное масло, 43/8 - класс вязкости ( табл. 1),

В2Г1 - масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В2), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г1);

М-14-Д(цл20),

где М - моторное масло, 14 - класс вязкости ( табл. 1),

Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, цл 20 - масло может быть использовано в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки и имеет щелочность около 20 мг КОН/г;

М-43/8-Д(т),

где М - моторное масло, 43/8 - класс вязкости ( табл. 1),

Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом,

т - трансмиссионное масло.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.

Таблица 3

Определяемое свойство

Группа масла

Метод испытания

В

в 1

в 2

Г

г 1

г 2

д 2

1. Образование отложений:

при высоких температурах

+

+

-

+

+

-

-

По ГОСТ 20991

при низких температурах

+

+

+

+

+

+

+

По ГОСТ 20994

2. Антиокислительные свойства

+

+

+

+

+

+

+

По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1

3. Коррозионная активность

+

+

+

+

+

+

+

Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1

-

-

-

+

-

+

+

или по методу Д-245К

4. Моющие свойства

+

-

+

+

-

+

+

По ГОСТ 20303

+

-

+

-

-

+

-

метод Д-240

-

-

-

+

-

+

+

метод Д-245

Примечания:

1. Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком «+».

2. Моторные свойства для масел групп Д, Д1, Е, Е1 Е2 не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в приложениях 1- 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла по настоящему стандарту

Принятое обозначение масла

Нормативно-техническая документация

М-8-В

М-8В

ГОСТ 10541

М-43/6-В1

М-43/6В1

ГОСТ 10541

М-63/10-В

М-6/10В

ГОСТ 10541

М-53/10-Г,

М-53/10Г1

ГОСТ 10541

М-63/12-Г,

М-63/12Г1

ГОСТ 10541

М-20-А

МС-20П

ТУ 38.101265

М-16-Б2(т)

МТ-16П

ГОСТ 6360

М-8-А(т)

Мт-8П

ТУ 38.101277

М-63/10-Б2

МТЗ-10П(М-63/10Б2)

ГОСТ 25770

М-14-Б2

М-14Б

ТУ 38.101264

М-10-В2

М-10В2

ГОСТ 8581

М-8-В2

М-8В2С

ТУ 38.401595

М-10-В2(с)

М-10В2С

ГОСТ 12337

М-14-В2

М-14В2

ГОСТ 12337

М-14-В2(з)

М-14В23

ГОСТ 23497

М-16-В2

М-16ИХП-3(М-16В2)

ГОСТ 25770

М-20-В2

М-20В2

ГОСТ 23497

М-20-В2(ф)

М-20В2Ф

ГОСТ 12337

М-10-Г2(цс)

М-10Г2ЦС

ГОСТ 12337

М-8-Г2

М-8Г2

ГОСТ 8581

М-10-Г2

М-10Г2

ГОСТ 8581

М-8-Г2(к)

М-8Г2к

ГОСТ 8581

М-10-Г2(к)

М-10Г2к

ГОСТ 8581

М-10-Г2(у)

М-10Г2У

ТУ 38.401-58-21

М-8-Г2(ки)

М-8Г2КИ

ТУ 38.1011278

М-10-Г2(ки)

М-10Г2КИ

ТУ 38.1011278

М-14-Г2(цс)

М-14Г2ЦС

ГОСТ 12337

М-14-Г2

М-14Г2

ГОСТ 12337

М-16-Г2(цс)

М-16Г2ЦС

ГОСТ 12337

М-20-Г2

М-20Г,

ГОСТ 12337

М-10-Д2(м)

м-10дм

ГОСТ 8581

М-8-Д2(м)

М-8ДМ

ГОСТ 8581

М-14-Д2(м)

М-МДМ

ТУ 38.401682

М-10-Д2(цл20)

М-10ДЦЛ-20

ГОСТ 12337

М-14-Д2(цл20)

М-14ДЦЛ-20

ГОСТ 12337

М-14-Д2(цл30)

М-14ДЦЛ-30

ГОСТ 12337

М-16-Д2(р)

М-16ДР

ГОСТ 12337

М-4/8Г(рк)

М-43/8ГРК

ТУ 38.401699

М-8-Г2(У)

М-8Г2У

ТУ 38.401-58-21

М-6/14-Д2(м)

М-6/14ДМ

ТУ 38.401-938

М-14-Г2(к)

М-14Г2К

ТУ 38.401-58-98

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное

Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87

Класс вязкости

Класс по SAE J 300 JUN 87

Класс вязкости

Класс по SAE J 300 JUN 87

33

5W

24

60

43

10W

33/8

5W-20

53

15W

43/6

10W-20

63

20W

43/8

10W-20

6

20

43/10

10W-30

8

20

53/10

15W-30

10

30

53/12

15W-30

12

30

53/14

15W-40

14

40

63/10

20W-30

16

40

63/14

20W-40

20

50

63/16

20W-40

ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справочное

Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам

Группы масел по настоящему стандарту

Классификация API

Группы масел по настоящему стандарту

Классификация API

А

SB

г1

SE

Б

SC/CA

г2

СС

Б1

SC

Д

CD/SF

Б2

CA

д1

SF

В

SD/CB

д 2

CD

В1

SD

Е

CF-4/SG

в 2

CB

Е1

SG

г

SE/CC

Е2

CF-4

ПРИЛОЖЕНИЯ 3. (Измененная редакция, Изм. № 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Справочное

Классы SAE по вязкости для моторных масел

Классы SAE по вязкости

Вязкость (см. примечание 1), мПа·с, при температуре, °С, макс.

Температура прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс.

Вязкость (см. примечания 3 и 4), мм2/с, при 100 °С

0W

3250 при-30

-35

Не менее 3,8

5W

3500 » -25

-30

 »       »      3,8

10W

3500 » -20

-25

 »       »      4,1

15W

3500 » - 15

-20

 »       »      5,6

20W

4500 » - 10

-15

 »       »      5,6

25W

6000 » - 5

-10

 »       »      9,3

20

-

-

Св. 5,6 до 9,3 включ.

30

-

-

 »     9,3   »   12,5    »

40

-

-

 »     12,5 »   16,3    »

50

-

-

 »     16,3 »   21,9    »

60

-

-

 »     21,9 »   26,1    »

Примечания:

1. Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).

2. Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.

Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684.

3. Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.

4. Некоторые изготовители двигателей рекомендуют также пределы вязкости, измеренной при температуре 150 °С и скорости сдвига 106 с-1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Введено дополнительно, Изм. № 3).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 № 4380

Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

3. ВЗАМЕН ГОСТ 17479-72

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

ГОСТ 6360-83

Приложение 1

ГОСТ 8581-78

То же

ГОСТ 10541-78

»

ГОСТ 12337-84

»

ГОСТ 20303-74

4.1

ГОСТ 20457-75

4.1

ГОСТ 20991-75

4.1

ГОСТ 20994-75

4.1

ГОСТ 23497-79

Приложение 1

ГОСТ 25770-83

То же

ТУ 38.101264-72

»

ТУ 38.101265-88

»

ТУ 38.101277-85

»

ТУ 38.1011278-89

»

ТУ 38.401-58-21-91

»

ТУ 38.401-58-98-94

»

ТУ 38.401595-86

»

ТУ 38.401682-88

»

ТУ 38.401699-88

»

ТУ 38.401-938-92

»

5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 № 1931

6. ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., декабре 1991 г., августе 1999 г. (ИУС 3-88, 3-92, 11-99)

Похожие документы

ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение

Классификация и обозначение

Motor oils. Classification and designation

ГОСТ 17479.1-85

1. Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение моторных масел, применяемых в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая - цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья - прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.

3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.

При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу приложения 4.

Таблица 1

Класс вязкости

Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре

+ 100 °С

- 18 °С, не более*

33

Не менее 3,8

1250

43

 »       »      4,1

2600

53

 »       »      5,6

6000

63

 »       »      5,6

10400

6

Св. 5,6 до 7,0 включ.

-

8

 »     7,0   »    9,3     »

-

10

 »     9,3   »    11,5    »

-

12

 »    11,5 »    12,5 »

-

14

 »    12,5 »    14,5 »

-

16

 »    14,5 »    16,3 »

-

20

 »    16,3 »    21,9 »

-

24

 »    21,9 »    26,1 »

-

33/8

 »     7,0   »    9,3 »

1250

43/6

 »     5,6   »    7,0 »

2600

43/8

 »     7,0   »    9,3 »

2600

43/10

 »     9,3   »    11,5 »

2600

53/10

 »     9,3   »    11,5 »

6000

53/12

 »    11,5 »    12,5 »

6000

53/14

 »    12,5 »    14,5 »

6000

63/10

 »     9,3   »    11,5 »

10400

63/14

 »    12,5 »    14,5 »

10400

63/16

 »    14,5 »    16,3 »

10400

* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).

Таблица 2

Группа масла по эксплуатационным свойствам

Рекомендуемая область применения

А

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Б

Б1

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Б2

Малофорсированные дизели

В

В1

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений

в 2

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений

Г

г 1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению

г 2

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Д

Д1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1

Д2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

Е

Е1

Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Е2

Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.

Примеры обозначения моторных масел:

М-8-В1,

где М - моторное масло, 8 - класс вязкости ( табл. 1),

В1 - масло для среднефорсированных бензиновых двигателей;

М-63/10-В,

где М - моторное масло, 63/10 - класс вязкости ( табл. 1),

В - универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;

М-43/8-В2Г1,

где М - моторное масло, 43/8 - класс вязкости ( табл. 1),

В2Г1 - масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В2), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г1);

М-14-Д(цл20),

где М - моторное масло, 14 - класс вязкости ( табл. 1),

Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, цл 20 - масло может быть использовано в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки и имеет щелочность около 20 мг КОН/г;

М-43/8-Д(т),

где М - моторное масло, 43/8 - класс вязкости ( табл. 1),

Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом,

т - трансмиссионное масло.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.

Таблица 3

Определяемое свойство

Группа масла

Метод испытания

В

в 1

в 2

Г

г 1

г 2

д 2

1. Образование отложений:

при высоких температурах

+

+

-

+

+

-

-

По ГОСТ 20991

при низких температурах

+

+

+

+

+

+

+

По ГОСТ 20994

2. Антиокислительные свойства

+

+

+

+

+

+

+

По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1

3. Коррозионная активность

+

+

+

+

+

+

+

Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1

-

-

-

+

-

+

+

или по методу Д-245К

4. Моющие свойства

+

-

+

+

-

+

+

По ГОСТ 20303

+

-

+

-

-

+

-

метод Д-240

-

-

-

+

-

+

+

метод Д-245

Примечания:

1. Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком «+».

2. Моторные свойства для масел групп Д, Д1, Е, Е1 Е2 не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в приложениях 1- 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла по настоящему стандарту

Принятое обозначение масла

Нормативно-техническая документация

М-8-В

М-8В

ГОСТ 10541

М-43/6-В1

М-43/6В1

ГОСТ 10541

М-63/10-В

М-6/10В

ГОСТ 10541

М-53/10-Г,

М-53/10Г1

ГОСТ 10541

М-63/12-Г,

М-63/12Г1

ГОСТ 10541

М-20-А

МС-20П

ТУ 38.101265

М-16-Б2(т)

МТ-16П

ГОСТ 6360

М-8-А(т)

Мт-8П

ТУ 38.101277

М-63/10-Б2

МТЗ-10П(М-63/10Б2)

ГОСТ 25770

М-14-Б2

М-14Б

ТУ 38.101264

М-10-В2

М-10В2

ГОСТ 8581

М-8-В2

М-8В2С

ТУ 38.401595

М-10-В2(с)

М-10В2С

ГОСТ 12337

М-14-В2

М-14В2

ГОСТ 12337

М-14-В2(з)

М-14В23

ГОСТ 23497

М-16-В2

М-16ИХП-3(М-16В2)

ГОСТ 25770

М-20-В2

М-20В2

ГОСТ 23497

М-20-В2(ф)

М-20В2Ф

ГОСТ 12337

М-10-Г2(цс)

М-10Г2ЦС

ГОСТ 12337

М-8-Г2

М-8Г2

ГОСТ 8581

М-10-Г2

М-10Г2

ГОСТ 8581

М-8-Г2(к)

М-8Г2к

ГОСТ 8581

М-10-Г2(к)

М-10Г2к

ГОСТ 8581

М-10-Г2(у)

М-10Г2У

ТУ 38.401-58-21

М-8-Г2(ки)

М-8Г2КИ

ТУ 38.1011278

М-10-Г2(ки)

М-10Г2КИ

ТУ 38.1011278

М-14-Г2(цс)

М-14Г2ЦС

ГОСТ 12337

М-14-Г2

М-14Г2

ГОСТ 12337

М-16-Г2(цс)

М-16Г2ЦС

ГОСТ 12337

М-20-Г2

М-20Г,

ГОСТ 12337

М-10-Д2(м)

м-10дм

ГОСТ 8581

М-8-Д2(м)

М-8ДМ

ГОСТ 8581

М-14-Д2(м)

М-МДМ

ТУ 38.401682

М-10-Д2(цл20)

М-10ДЦЛ-20

ГОСТ 12337

М-14-Д2(цл20)

М-14ДЦЛ-20

ГОСТ 12337

М-14-Д2(цл30)

М-14ДЦЛ-30

ГОСТ 12337

М-16-Д2(р)

М-16ДР

ГОСТ 12337

М-4/8Г(рк)

М-43/8ГРК

ТУ 38.401699

М-8-Г2(У)

М-8Г2У

ТУ 38.401-58-21

М-6/14-Д2(м)

М-6/14ДМ

ТУ 38.401-938

М-14-Г2(к)

М-14Г2К

ТУ 38.401-58-98

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное

Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87

Класс вязкости

Класс по SAE J 300 JUN 87

Класс вязкости

Класс по SAE J 300 JUN 87

33

5W

24

60

43

10W

33/8

5W-20

53

15W

43/6

10W-20

63

20W

43/8

10W-20

6

20

43/10

10W-30

8

20

53/10

15W-30

10

30

53/12

15W-30

12

30

53/14

15W-40

14

40

63/10

20W-30

16

40

63/14

20W-40

20

50

63/16

20W-40

ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справочное

Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам

Группы масел по настоящему стандарту

Классификация API

Группы масел по настоящему стандарту

Классификация API

А

SB

г1

SE

Б

SC/CA

г2

СС

Б1

SC

Д

CD/SF

Б2

CA

д1

SF

В

SD/CB

д 2

CD

В1

SD

Е

CF-4/SG

в 2

CB

Е1

SG

г

SE/CC

Е2

CF-4

ПРИЛОЖЕНИЯ 3. (Измененная редакция, Изм. № 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Справочное

Классы SAE по вязкости для моторных масел

Классы SAE по вязкости

Вязкость (см. примечание 1), мПа·с, при температуре, °С, макс.

Температура прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс.

Вязкость (см. примечания 3 и 4), мм2/с, при 100 °С

0W

3250 при-30

-35

Не менее 3,8

5W

3500 » -25

-30

 »       »      3,8

10W

3500 » -20

-25

 »       »      4,1

15W

3500 » - 15

-20

 »       »      5,6

20W

4500 » - 10

-15

 »       »      5,6

25W

6000 » - 5

-10

 »       »      9,3

20

-

-

Св. 5,6 до 9,3 включ.

30

-

-

 »     9,3   »   12,5    »

40

-

-

 »     12,5 »   16,3    »

50

-

-

 »     16,3 »   21,9    »

60

-

-

 »     21,9 »   26,1    »

Примечания:

1. Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).

2. Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.

Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684.

3. Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.

4. Некоторые изготовители двигателей рекомендуют также пределы вязкости, измеренной при температуре 150 °С и скорости сдвига 106 с-1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Введено дополнительно, Изм. № 3).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 № 4380

Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

3. ВЗАМЕН ГОСТ 17479-72

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

ГОСТ 6360-83

Приложение 1

ГОСТ 8581-78

То же

ГОСТ 10541-78

»

ГОСТ 12337-84

»

ГОСТ 20303-74

4.1

ГОСТ 20457-75

4.1

ГОСТ 20991-75

4.1

ГОСТ 20994-75

4.1

ГОСТ 23497-79

Приложение 1

ГОСТ 25770-83

То же

ТУ 38.101264-72

»

ТУ 38.101265-88

»

ТУ 38.101277-85

»

ТУ 38.1011278-89

»

ТУ 38.401-58-21-91

»

ТУ 38.401-58-98-94

»

ТУ 38.401595-86

»

ТУ 38.401682-88

»

ТУ 38.401699-88

»

ТУ 38.401-938-92

»

5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 № 1931

6. ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., декабре 1991 г., августе 1999 г. (ИУС 3-88, 3-92, 11-99)

Еще документы скачать бесплатно

Классификация моторных масел по ГОСТ, SAE и API - компания «Веда»

Государственный стандарт ГОСТ 17479.1-85 «Масла моторные. Классификация и обозначение» разработан взамен устаревшего ГОСТ 17479-72 для классификации моторных масел согласно их на классам по вязкости, назначению, а также уровням эксплуатационных свойств. Здесь приводится описание отечественной классификации моторных масел с учетом «Изменения №3» к ГОСТ 17479.1-85, в котором увеличено число классов вязкости, а также изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств и некоторые наименования. Так, по всему тексту стандарта, масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином – масло для бензиновых двигателей.

ГОСТом 17479.1-85 предусматривается обозначение моторных масел, толкующее потребителю основную информацию об их особенностях и области применения. Принятое обозначение включает следующие символы: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающие класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две буквы, обозначающие уровень эксплуатационных качеств данного масла и область его применения. Универсальные масла маркируются буквой без индекса или двумя буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивается маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – маслам для дизельных моторов.

Таблица 1 – классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85

Класс вязкости Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре
100°С -18°С, не более
4,1 2600
5,6 600
5,6 10400
6 5,6 … 7,0 -
8 7,0 … 9,3 -
10 9,3 … 11,5 -
12 11,5 … 12,5 -
14 12,5 … 14,5 -
16 14,5 … 16,3 -
20 16,3 … 21,9 -
24 21,9 … 26,1 -
3з/8 7,0 … 9,3 1250
4з/6 5,6 … 7,0 2600
4з/8 7,0 … 9,3 2600
4з/10 9,3 … 11,5 2600
5з/10 9,3 … 11,5 6000
5з/12 11,5 … 12,5 6000
5з/14 12,5 … 14,5 6000
6з/10 9,3 … 11,5 10400
6з/14 12,5 … 14,5 10400
6з/16 14,5 … 16,3 10400

Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1-85, представлены в таблице 1, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам – в таблице 2. Примеры обозначений с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблицами. Так, марка М-6з/10В сообщает нам, что данное моторное масло всесезонное, универсальное, предназначено для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4з/8-В2Г1 – моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) – моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В приведенном примере после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения («цс» означает судовое циркуляционное).

Таблица 2 – группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

Группа Рекомендуемая область применения
А   Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 Малофорсированные дизели
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2.
Е2 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

В нормативной документации дополнительные характеристики применяемости и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения.

В таблице 3 приведены данные о соответствии обозначений моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 аналогам по классам вязкости SAE и классификации АРI. Часто возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для отечественного двигателя.

В международном масштабе общепринятой стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров – SAE. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации АРI (Американский институт нефти). ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам АРI по условиям и областям применения моторных масел.

Нужно отметить, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные таблице 3 дают возможность, зная стандартную характеристику отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE и АРI, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE, в большинстве случаев, имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100°С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1-85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по заявленным данным или нормативной документации на такой продукт.

Таблица 3 – соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 классификациям SAE и АРI

Класс вязкости
по ГОСТ 17479.1–85 по SAE
5W
10W
15W
20W
6 20
8 20
10 30
12 30
14 40
16 40
20 50
24 60
3з/8 5W-20
4з/6 10W-20
4з/8 10W-20
4з/10 10W-30
5з/10 15W-30
5з/12 15W-30
6з/10 20W-30
6з/14 20W-40
6з/16 20W-40
Группа масла
по ГОСТ 17479.1–85 по АРI
А SB
Б SC/CA
Б1 SC
Б2 CA
В SD/CB
В1 SD
В2 CB
Г SE/CC
Г1 SE
Г2 CC
Д1 SF
Д2 CD
Е1 SG
Е2 CF-4
* Эти классы АРI не имеют аналогов в отечественной классификации SH* SJ*

CG-4*

В соответствии с классификацией АРI моторные масла подразделяются на две категории: «S» (Service) – масла для бензиновых двигателей и «С» (Commerсial) – масла для дизельных двигателей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных масел. Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу АРI, но производимые разными компаниями, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь существенный запас по ряду параметров.

При подборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств нужно принять во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).

Отечественный рынок наводнен широчайшим ассортиментом моторных масел, классифицированных по API. Но нужно учитывать, что некоторые из представленных марок не проходили соответствующих испытаний и не имеют сертификата, выданного API. Классы API в них обозначаются по аналогии с зарубежными маслами, имеющими в своем составе аналогичный пакет присадок, что не является достаточным признаком, подтверждающим эксплуатационные свойства таких масел. Класс масла по API может подтверждаться только сертификатом, выданным непосредственно API.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости