Паспорт транспортного средства содержит данные о максимальной мощности силового агрегата. Но там не всегда можно увидеть значение крутящего момента двигателя. Не все водители могут точно ответить, что значит крутящий момент двигателя. Для объяснения физического смысла нужно обратиться к учебникам школьной программы и вспомнить основное определение данного понятия. Крутящий момент двигателя – это расчетная величина, отображающая максимальное значение силы, передаваемой на коленвал. Единица измерения – Н.м (ньютон метр).
Узлы, системы, сложные механизмы, входящие в состав транспортного средства, играют важную роль в слаженной работе авто. Двигатель внутреннего сгорания несет основную функцию – обеспечение энергией движения каждого элемента.
При его работе, в результате сгорания топлива усилие воздействует на поршень, далее – на кривошипно-шатунный механизм – коленчатый вал. Затем, с выходного вала силового агрегата мощность передается при помощи элементов трансмиссии на ходовую часть. Благодаря передаваемому крутящему моменту, колеса транспортного средства приходят в движение. При давлении на педаль газа увеличивается воздействие на плечо, что приводит к возрастанию этого параметра.
Благодаря стабильной работе ДВС, автомобиль может:
Крутящий момент является определяющим параметром для оценки работы двигателя. С помощью данного показателя можно узнать, с какой силой раскручивается коленчатый вал. Крутящий момент двигателя измеряется в единицах ньютоно метрах, вычисляется методом умножения: сила умножается на расстояние от коленвала до точки крепления поршня.
Мощность двигателя зависит от Мкр. Расчет мощности осуществляется по формуле: Р = Мкр х n.
Для определения параметров двигателя задаются характеристики, требуемые на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации.
Крутящий момент двигателя, формула расчета: Мкр = F х L (F – усилие, L – длина плеча).
Чем качественнее и полноценнее сгорают топливные смеси в цилиндрах, тем большее значение имеет сила F, в качестве длины плеча L здесь выступает ход поршня.
От правильности расчета Мкр зависят характеристики двигателя:
Мкр двигателя зависит от:
типа мотора (дизельный либо бензиновый):
Максимальный крутящий момент двигателя отмечается на представленном графике до начала его снижения на соответствующих оборотах коленвала. Замечено, что при достижении максимального значения Мкр, последующее увеличение оборотов не приводит к росту момента вращения силового агрегата. На графике это выглядит в виде параболы перевернутого типа.
Известно, что величина мощности мотора рассчитывается по математическим формулам с участием Мкр. Крутящий момент и мощность двигателя находятся в прямой зависимости друг от друга. Эти два понятия взаимосвязаны и не существуют отдельно.
На практике, во время совершения обгона, на дороге водитель нажимает на педаль газа. Чем выше развивается момент вращения, тем больше возрастает мощность. С ростом мощности машина получает достаточное количество энергии для улучшения показателя динамики при разгоне.
Вывод: Величина Мкр влияет на мощность силового агрегата и скорость разгона транспортного средства.
При правильных расчетах передаточных чисел коробки передач, скорость автомобиля достигает максимальных значений, когда мощность, затрачиваемая на работу ходовой части и мощность, вырабатываемая двигателем, выравниваются между собой.
Факторы, приводящие к потерям мощности, получаемой на колесах:
Мощность суммарных потерь увеличивается при возрастании скорости движения автомобиля.
Важно: Чтобы правильно оценить рабочие параметры автомобильного двигателя, необходимо узнать величину Мкр. При схожих конструкциях и эксплуатационных характеристиках, лучше отдать предпочтение агрегатам, обладающим наибольшим крутящим моментом. С целью улучшить качество и динамичность разгона, а также повысить тягу авто, рекомендуется поддерживать частоту оборотов в минуту выходного вала в пределах, где Мкр имеет пиковые значения.
При достаточном диапазоне оборотов, чем выше данный параметр, передаваемый на колеса автомобиля, тем легче происходит ускорение и преодолеваются самые трудные отрезки пути.
Читайте также... Двигатель внешнего сгорания- Принцип работы и достоинстваОпытные автомобилисты считают, что при выборе между двух двигателей, обладающих схожими мощностными характеристиками, лучше приобрести авто с мотором, имеющим более высокий крутящий момент. В большей степени это касается транспортных средств, оснащенных механической коробкой передач.
Машина нуждается в достаточной мощности не только при максимальных оборотах двигателя, но и при равномерном движении. Данный показатель определяется величиной Мкр.
Сравнении основных показателей по мощности и моменту вращения:
Автопроизводители, с целью улучшения динамических показателей, устанавливают на авто моторы, имеющие максимальный Мкр. Дизельные, а также турбированные и много цилиндровые моторы характеризуются повышенным моментом вращения.
Степень влияния мощности и момента на динамику автомобиля:
Важно: Чтобы сравнивать разгонные характеристики двигателей, при схожих трансмиссиях, необходимо удостовериться в идентичности конструкций силовых агрегатов, типа коробок передач, передаточных чисел. Иначе сравнение не будет считаться корректным.
Бензиновые двигатели не отличаются высоким Мкр. Максимальный Мкр достигается в узких границах при 3 – 4 тыс. оборотах. Резкое увеличение мощности происходит при 7 – 8 тысячах об/мин.
Дизели не развивают высоких оборотов. Их максимальное значение не превышает 3 – 5 000 об/мин. Однако, дизельные двигатели развивают высокий Мкр, превышающий по значению бензиновые в несколько раз, даже на холостом ходу.
С определением мощности знакомы многие автолюбители, так как эта характеристика для них очень важна на этапе выбора машины и ее последующей эксплуатации. Чаще всего, сотни лошадиных сил вполне достаточно для небольшого хэтчбека, но вот для увесистого седана такой мощности будет недостаточно. 400 лошадиных сил – показатель, которого реально добиться на практике, но для любого транспорта его будет слишком много. Если же говорить о крутящем моменте, который измеряется в ньютон-метрах, то здесь уже далеко не каждый автолюбитель может понять, о чем именно идет речь. Сегодня мы поговорим о том, что такое крутящий момент (КМ) для двигателя внутреннего сгорания.
Теперь стоит снова немного поговорить о мощности, то есть взять во внимание то, что данный параметр указывает непосредственно на силу двигателя, при этом запас мощности всегда напрямую связан с количеством оборотов, до которых можно раскрутить мотор. Как правило, все современные машины выдают пиковую мощность в пределах 5-6.5 тысяч оборотов в минуту.
На практике никто не раскручивает моторы до таких показателей, так как в городских условиях такое не представляется возможным. В среднем по городу тахометр будет показывать две-три тысячи оборотов. Из этого следует, что если изначально у мотора заявлена мощность в сотню лошадиных сил, то перемещаясь на пониженных оборотах, например, в городе, выдаваемая мощность не превысит и пятидесяти сил.
Может возникнуть необходимость динамичного разгона, и в таком случае хотелось бы получить всю мощность от двигателя внутреннего сгорания. Проблема кроется в том, что добиться этого моментально невозможно. Нужно ждать повышения оборотов, а по мере этого будет увеличиваться и мощность. Когда двигатель будет раскручен до своих максимальных оборотов и стрелка тахометра приблизится к красной зоне, он сможет выдать полную, то есть пиковую, мощность, заявленную производителем.
Именно на данном этапе очень важен крутящий момент двигателя, так как именно он распределяет мощность в зависимости от того, как крутится в данный момент ДВС. Чем больше будет КМ, тем в итоге быстрее мотор будет раскручиваться до нужных оборотов. Как следствие, максимальная мощность будет выдаваться намного быстрее.
Из этого можно сделать вывод, что крутящий момент может говорить о том, насколько быстро будет разгоняться авто при открытии дросселя.
Было бы намного проще, если бы кто-то придумал датчик крутящего момента. Мы имели бы возможность в реальном времени видеть и прогнозировать, как будет проходить ускорение машины. На практике их еще не существует. Например, если производитель указал, что максимальный крутящий момент будет достигнут непосредственно на 5-ти тысячах оборотов, то до этого значения его нужно будет раскрутить, а делать такое придется всего с нескольких тысяч. Именно тут и приходится сталкиваться с существенными временными потерями, которые порой так нужны во время обгона.
Если же крутящий момент двигателя достигает своего максимального значения уже при этих же двух тысячах оборотах, то никаких проблем не может возникнуть, поскольку разгон автомобиля будет уверенным при нажатии на педаль газа, что дает возможность комфортно чувствовать себя при маневрировании. Теперь становится понятным, почему многие опытные автомобилисты предпочитают ездить на авто, у которых КМ начинает активно развиваться с низких оборотов.
Если при 1600 оборотах мотор развивает двести ньютон-метров, то это отличный показатель. Эти силовые агрегаты в народе принято называть тяговитыми, так как они очень хорошо едут с низов. Жаль, но датчики крутящего момента пока не созданы, поэтому автомобилист может только догадываться, какой он у автомобиля в тот или иной момент времени.
Стоит заметить, что КМ зависит непосредственно от объема двигателя. Малолитражки славятся тем, что тяга на низких оборотах у них минимальна. Если для примера рассмотреть обычный ВАЗ 2108 с мотором в полтора литра, то здесь невозможно добиться хорошего крутящего момента. Водители, передвигающиеся на таких авто, отмечают, что приходится без конца переключаться на пониженные передачи, дабы искусственно крутить мотор, иначе тяги может не хватать при обгонах или подъеме на крутые уклоны.
Если будет повышен объем камер сгорания, в таком случае увеличится и крутящий момент.
Нужно взять во внимание, что всегда кривые графика мощности, а также крутящего момента двигателя внутреннего сгорания именно вместе, а не раздельно будут отражать истинные способности. На практике, чем раньше силовой агрегат достигает пика тяги и позже пика мощности, тем большим будет его потенциал. Например, у автомобиля стоит двигатель внутреннего сгорания, который имеет малую мощность, а максимальный КМ достигается на повышенных оборотах, то в таком случае при езде на подъем при одинаковой подаче топлива тяга начнет падать, то есть значительно снизятся рабочие обороты ДВС и скорость.
При грамотной конфигурации всего оборудования КМ распределится равномерно, тем самым не придется включать пониженную передачу и искусственно держать мотор на повышенных оборотах.
И здесь бы датчик крутящего момента оказался бы тоже кстати, но его не существует. Когда транспортное средство начинает передвигаться с горки, то здесь показатели тяги не играют какую-то важную роль, так как главное, чтобы двигатель внутреннего сгорания успевал ее своевременно вырабатывать. Тут уже на первый план выходит непосредственно мощность. Осуществлять контроль за этим показателем следует не только посредством регулировки передаточных чисел коробки передач автомобиля, но и посредством повышения оборотов.
Если подробно говорить о таких двигателях сгорания, то все они имеют относительно небольшой объем, поэтому развивать высочайшие показатели крутящего момента они не могут.
Есть и преимущество – они без труда могут крутиться вплоть до пятнадцати и более тысяч оборотов, а это дает возможность достигать невероятной мощности.
На самом деле возможность работать на таких оборотах – это способ существенно повысить мощность любого двигателя внутреннего сгорания и достичь того, чтобы КМ был приемлемым во всем рабочем диапазоне работы мотора. Что касательно гражданских технологий, то им крайне редко удается добиться таких параметров.
Стоит отметить, что электромоторы в этом плане близки к совершенству, потому что они могут выдавать свою номинальную мощность прямо со старта, а после этого крутящий момент двигателя постепенно снижается по мере роста оборотов. Примечательно, что многие гоночные болиды оснащаются моторами, рабочий объем которых составляет всего 1.6 литра, а КМ крайне мал. Разработчики используют турбированный наддув и такое положение дел дает возможность крутить двигатель внутреннего сгорания вплоть до 15 тысяч оборотов.
В итоге пиковая мощность здесь составляет около шестисот сил, а применяемый дополнительно электромотор сверху накидывает еще около полутора сотен. Из этого можно сделать вывод, что гибридные технологии здесь весьма уместны, и не всегда они применяются с целью достижения максимальных показателей экономии. Датчик крутящего момента, если бы существовал, вряд ли удивил бы своими показателями.
Когда постоянно нужно динамично разгоняться, предпочтительнее всего выбирать машины, у которых крутящий момент достигает пика с низких оборотов.
Это очень удобно при езде в смешанном режиме, но вот на трассе будет уже некомфортно. Изучив эти две характеристики и их зависимость от количества оборотов, можно будет иметь представление о том, подойдет ли вам машина или стоит поискать другую. К сожалению, датчик крутящего момента еще не создан, поэтому прийти и узнать этот показатель не получится.
Итак, уже мы разобрались в том, что во всех заявленных характеристиках автомобиля нужно смотреть не на мощность и КМ по отдельности, а на их смещение по мере роста оборотов. Далеко не все моторы способны выдавать пик мощности на определенных оборотах, так как некоторые известны тем, что пиковые значения достигаются в диапазоне, например, от полутора до четырех тысяч. Это удобно тем, что если имеется запас крутящего момента, то и модности будет достаточно.
Многие автомобилисты ценят в двигателях внутреннего сгорания их рабочую эластичность, то есть способность мотора набирать с низов обороты под существенной нагрузкой. Бывает так, что в городских условиях эксплуатации автомобиль кажется вполне себе динамичным, но стоит только выехать на трассу и пойти на обгон, как сразу станет понятно, что ему не хватает крутящего момента на высоких оборотах. Из этого следует, что показатели мощности и крутящего момента тесно связаны между собой. На этапе покупки нового или поддержанного автомобиля нужно изучать его характеристики, так как это позволит заранее иметь представление о том, как поведет себя машина в тех или иных условиях.
Крутящий момент, или как его еще называют, момент силы является одной определяющих характеристик автомобильного двигателя, наряду с его объемом и мощностью. Но что мы знаем об этой величине, и насколько она важна на самом деле? В этом мы и попытаемся с вами разобраться в этой статье. И начнем мы, пожалуй, со школьного курса физики.
С точки зрения физики, момент силы – это произведение силы, действующей на рычаг (плечо), на его длину. Чтобы понять, как это происходит, рассмотрим простой пример с болтом и гаечным ключом. Если мы накинем ключ на болт, и попытаемся его закрутить (открутить), то момент силы для вращаемой головки болта будет равняться произведению значения приложенной нами силы к ключу на его длину.
Для силового агрегата автомобиля крутящий момент определяется произведением силы, получаемой от сгорания горючей смеси и действующей на днище поршня на величину расстояния от оси шатунной шейки до оси коленчатого вала. На информационных просторах нередко приходится встречать определение момента силы для ДВС, когда за плечо принимается не кривошип, а шатун. Это неправильно! Измеряется крутящий момент в Ньютонах на метр (Н*м).
Крутящий момент для автомобильного мотора не является величиной постоянной, так как его значение зависит от множества факторов. Для примера давайте рассмотрим, как она изменяется в ходе рабочего цикла ДВС. При воспламенении топливной смеси в цилиндре на поршень действует сила максимальной величины, а поскольку длина плеча у нас постоянная, крутящий момент в этот промежуток будет наибольшим. Когда поршень под воздействием силы сгорающей смеси начинает двигаться вниз, свободный объем цилиндра увеличивается, а давление, соответственно, падает. Следовательно, сила, толкающая поршень, достигает своего минимума в тот момент, когда последний оказывается в нижней мертвой точке.
Кроме этого, момент силы имеет зависимость и от оборотов двигателя, а поскольку эта величина также непостоянна, определить его максимальный показатель возможно только при определенных оборотах.
Зависимость момента силы ДВС от его оборотов не является линейной, так как на определенных этапах работы двигателя возникают различные факторы, воздействующие на эту зависимость. Это сила трения, потери, вызванные повышением нагрузки на ДВС и т.п.
Мощность ДВС определяется его работой за определенный промежуток времени. С другой стороны – это производная от момента силы ДВС, выражающаяся его произведением на количество оборотов: P = M*n, где P – максимальная развиваемая мощность, M – момент силы, n – количество оборотов коленвала. Мощность силового агрегата напрямую зависит и от частоты вращения коленчатого вала, и от величины крутящего момента. Чем выше эти показатели, тем мощнее двигатель автомобиля. Таким образом, в процессе оценки основных характеристик мотора, приоритет следует отдавать не мощности, а именно показателю максимального момента силы. Ниже приведена таблица, в которой представлены наиболее популярные марки и модели автомобилей с указанием их мощности и крутящего момента.
Марка и модель | Объем силового агрегата, см3 | Мощность, л.с. | Крутящий момент, Н*м/при достижении оборотов коленвала в минуту |
Skoda Octavia A7 | 1,6MPI | 110 | 155/3800 |
Hyundai Solaris | 1,6 | 123 | 155/4200 |
Hyundai ix35 | 1,6 | 135 | 165/4850 |
Renault Duster | 1,6 | 114 | 156/4000 |
Renault Sandero | 1,6 | 102 | 145/3750 |
Renault Logan | 1,6 | 102 | 145/3750 |
Nissan Qashkai | 1,6 dCi | 130 | 320/1750 |
Nissan Almera | 1,6i | 102 | 145/3750 |
Nissan Juke | 1,6 | 117 | 158/4000 |
BMW X6 | 3,0 | 249 | 560/1500-3000 |
Toyota Rav4 | 2,0 | 146 | 187/3600 |
Chevrolet Niva | 1,7 | 80 | 127/4000 |
Chevrolet Cruze | 1,6 | 109 | 150/4000 |
Ford Focus | 1,6 | 105 | 150/4000 |
Mitsubishi Outlender | 2,0 | 146 | 196/4200 |
Opel Astra | 1,6 Turbo | 180 | 230/2200 |
Volkswagen Polo | 1,4 TSI | 150 | 250/1500 |
Kia New Rio | 1,6 | 123 | 155/4200 |
Audi Q7 | 3,0 TDI | 272 | 600/1250-3250 |
Honda CR-V | 2,0 | 150 | 190/4300 |
Mazda CX-9 | 3,7 | 277 | 367/4250 |
Mercedes ML 350 4Matic | 3,5 | 306 | 370/3500 |
Peugeot 308 | 1,6 | 125 | 200/1400 |
Volvo V60 | 1,6 | 150 | 240/1600 |
Ssang Yong Actyon | 2,0 | 149 | 197/4500 |
Lexus RX 200t | 2,0 | 238 | 350/1650-4000 |
Lada Granta | 1,6 | 98 | 145/4000 |
Lada Priora | 1,6 | 98 | 145/4000 |
Lada Kalina | 1,6 | 98 | 145/4000 |
Lada Xray | 1,6 | 106 | 148/4000 |
Если мощность автомобильного двигателя напрямую зависит от момента силы, то зачем он вообще используется для характеристики мотора, ведь можно просто ограничиться мощностью? Дело в том, что крутящий момент определяет не только мощность, но и способность машины преодолевать препятствия и ускоряться. Приведем простой пример. Есть два автомобиля с разным объемом силового агрегата, разными показателями мощности и момента силы: у одного мощность 100 л.с. и крутящий момент 250 Н*м, у другого мощность 150 л.с. и 145 Н*м. Так вот, если эти две машины будут стартовать с места одновременно, то первый автомобиль обязательно опередит второго на рывке. То же самое произойдет, и если эти машины будут подниматься вверх по склону.
Почему так получается? Да потому, что второму автомобилю при старте для развития максимальной мощности не хватает оборотов. Иными словами, если вы покупаете машину и хотите, чтобы она стартовала уверенно, уделите внимание моделям с большим моментом силы.
Как мы уже говорили, момент силы – это величина постоянно изменяющаяся, поэтому в характеристиках двигателя указывается ее максимальный показатель. Достичь его можно лишь при определенных оборотах коленвала.
У серийных бензиновых силовых агрегатов (нетурбированных) максимальный крутящий момент достигается при оборотах 4000-6000 об/мин. У дизелей (нетурбированных) этот показатель ниже практически в два раза, т.е. наибольший момент силы возникает на 2000-2500 об/мин. Поэтому, собственно, дизельные автомобили и считаются более мощными на низких оборотах.
Поскольку крутящий момент зависит всего от двух показателей (силы, толкающей поршень, и длины кривошипа), увеличить его можно всего двумя способами: изменением значения силы или длины плеча в большую сторону. Поскольку внесение изменений в конструкцию коленчатого вала в условиях гаража невозможно, этот способ можно упустить. Подобными переделками занимаются компании, специализирующиеся на тюнинге автомобильных двигателей. А что касается увеличения показателя силы, действующей на поршень, то здесь вполне можно поэкспериментировать. Для этого можно выбрать один из ниже перечисленных методов, или же использовать их в комплексе.
Данный метод подразумевает расточку цилиндров и использование поршней большего диаметра. При увеличении объема возрастет не только крутящий момент, но и мощность силового агрегата. Такое увеличение не будет линейным из-за потерь на впуске, но положительный результат гарантирован. Расход топлива, конечно, существенно возрастет.
Повысить степень сжатия возможно путем фрезерования ГБЦ, уменьшая объем камер сгорания. Часто при этом в днище поршней делаются проточки под клапана. При таком способе возрастает давление в камере сгорания, что и приводит к увеличению силы, действующей на поршень. Однако здесь есть свои нюансы. Дело в том, что при уменьшении объема камеры сгорания понижается и детонационный порог. Иными словами, в результате подобного «тюнинга» можно добиться не только увеличения крутящего момента, но и преждевременного воспламенения топливной смеси под действием высокого давления. В итоге – постоянная детонация и быстрый износ деталей поршневой группы.
Повысить крутящий момент можно и за счет увеличения количества топлива, поступающего в цилиндры. Чем больше его попадет в камеру сгорания, тем больше энергии выделится при его сжигании. Для этого применяют впускные клапана большего диаметра. Обычно их берут из других двигателей. Естественно, без токарных работ и опыта в подобных переделках здесь не обойтись.
Чип-тюнинг – самый безопасный из способов увеличения крутящего момента. Он сводится к тому, чтобы подключить компьютер к контроллеру двигателя и внести в него необходимые программные изменения. Без повышения расхода топлива здесь тоже не обойдется. Чем хорош этот метод, так это тем, что всегда можно вернуть стандартные настройки.
В сопроводительной документации любого транспортного средства имеются данные о том, какую максимальную мощность развивает силовой агрегат. Но там не всегда можно встретить информацию о величине крутящего момента конкретного двигателя внутреннего сгорания. Известно, что по величине крутящего момента двигателя определяется, сколько потребуется времени, чтобы разогнать машину до максимальной скорости.
Автомобиль является сложным устройством, в состав которого входит большое количество узлов, систем, агрегатов, мелких и крупных деталей. Каждый из перечисленных элементов играет важную роль в слаженной работе авто. Среди большого разнообразия механизмов двигатель внутреннего сгорания выполняет главную функцию, он полностью обеспечивает энергией движения каждый подвижный элемент транспортного средства.
Мотор работает по следующему алгоритму:
Крутящий момент двигателя – расчетный параметр, характеризующий силу, передаваемую поршнем на коленвал. Единица измерения крутящего момента – ньютон метр (сокращенно Н*м).
Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач производится при помощи элементов механизма разрыва мощности (фрикционных дисков сцепления, гидромуфты, гидротрансформатора).
При стабильной работе двигателя внутреннего сгорания машина выполняет следующие функции:
В момент нажатия на педаль акселератора, возрастает объем подачи топлива, усилие давления поршня на коленвал и, соответственно, момент вращения. Процесс продолжается в заданном алгоритме.
По величине крутящего момента оценивается эффективность двигателя внутреннего сгорания. С его помощью определяют динамические характеристики разгона, максимальное ускорение транспортного средства.
Разработчики и производители автомобильных ДВС постоянно работают над проблемой увеличения крутящего момента и мощности двигателя. Существует несколько способов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы:
В отличие от бензиновых силовых агрегатов, дизели не раскручивают коленвал до высоких оборотов, максимум до 3 – 5 тыс. об/мин. При этом крутящий момент дизельного двигателя на низких оборотах превышает карбюраторные в несколько раз, но в то же время отмечается сравнительно меньшая мощность. Чтобы улучшить динамику разгона, мощностные характеристики дизельного мотора, а также предотвратить возникновение «эффекта турбоямы», применяется специальная система турбонаддува с изменяемой геометрией турбины.
Примечание: турбояма – это частое явление, мешающее водителям совершать своевременные обгоны на дороге. При нажатии на педаль газа двигателю не всегда хватает объема для быстрого ускорения.
Не каждый водитель сможет дать определение, что такое крутящий момент двигателя автомобиля. Физический смысл данного понятия можно встретить в учебниках школьной программы. Там же дается формула крутящего момента двигателя. Данный параметр измеряется в ньютоно-метрах. Для определения его величины требуется умножить усилие поршня на расстояние между коленчатым валом и точкой крепления поршня (длина плеча).
Формула момента кручения двигателя:
М кр = F х L
F – усилие;
L – длина плеча.
Отсюда следует ответ на вопрос – как повысить крутящий момент двигателя? Чтобы момент вращения силового агрегата стал больше, нужно увеличить либо усилие, либо плечо, а лучше всего оба показателя.
Крутящий момент и мощность двигателя находятся в прямой зависимости:
Р = М кр х n, где
P – мощность;
М кр – момент вращения;
n – количество об/мин коленвала.
На представленном графике можно наблюдать две рабочие характеристики двигателя внутреннего сгорания: мощность и момент кручения в сравнении.
Первичным показателем является крутящий момент, развиваемый коленчатым валом. Именно от значения Мкр зависит вторичный рабочий параметр – мощность силового агрегата. Из графика становится понятно, что мощность возрастает на фоне максимального значения момента вращения при росте количества оборотов коленвала.
Момент вращения тоже увеличивается с ростом оборотов, но не до бесконечности. После достижения максимального значения этот параметр остается постоянным при определенных оборотах. Если же скорость вращения коленчатого вала постоянно наращивать, парабола графика момента резко идет на снижение. Это обусловлено механическими потерями в двигателе на преодоление силы трения между кольцами поршней и боковыми стенками рабочих цилиндров. Коэффициент полезного действия силового агрегата резко снижается, энергия начинает уходить на преодоление возрастающих нагрузок.
Производители автомобилей предпочитают устанавливать двигатели, у которых кривая графика максимального крутящего момента находится в наибольшем диапазоне оборотов коленчатого вала. То есть, когда отрезок верхней горизонтальной линии (полка крутящего момента), имеет наибольшую длину.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453