Как известно, на сегодняшний день существует большое количество различных типов двигателей внутреннего сгорания. Указанные типы силовых агрегатов являются источником энергии для транспортных средств, механизмов и агрегатов, а также отличаются по производительности, конструкции, по назначению и т.д.
В наших предыдущих статьях мы уже рассматривали всевозможные виды двигателей, которые устанавливаются на автомобили. Далее мы намерены поговорить о том, какая существует классификация двигателей внутреннего сгорания.
Начнем с того, что двигатели внутреннего сгорания классифицируют по ряду признаков и особенностей. Прежде всего, силовые установки отличаются по своему назначению. ДВС бывают:
Также силовые установки отличаются по типу используемого топлива. Двигатели могут работать на:
Также двигатели внутреннего сгорания можно разделить по тому, как реализовано преобразование тепловой энергии в результате сжигания топлива в механическую полезную работу. Двигатели бывают:
Еще двигатели внутреннего сгорания отличаются по способу смесеобразования. Силовые агрегаты бывают:
Также двигатели классифицируют и по способу воспламенения рабочей топливно-воздушной смеси. Смесь может воспламеняться:
Что касается наддува, двигатели бывают компрессорными и турбированными, а также могут сразу иметь оба решения. Моторы с турбокомпрессором получают газовую турбину, которая работает благодаря воздействию отработавших газов.
Агрегаты с механическим компрессором конструктивно оснащены устройством, которое приводится в действие от двигателя, забирая у него часть энергии. Комбинированный тип предполагает, что двигатель одновременно имеет и турбокомпрессор, и механический нагнетатель.
Еще следует упомянуть различия по способу регулирования подачи топлива в цилиндры при изменении нагрузки. Существуют двигатели с регулированием смеси по:
В первом случае речь идет об изменении состава смеси с учетом нагрузок и режимов работы ДВС. Во втором случае состав не меняется, при этом подается только большее или меньшее количество. В двигателях со смешанным регулированием меняется как состав смеси, так и количество, что зависит от нагрузок на агрегат.
Также нужно упомянуть и различия моторов по способу охлаждения. Двигатели бывают с жидкостным охлаждением, воздушным охлаждением и комбинированным охлаждением. Еще отдельного внимания заслуживает и система смазки. Например, в двухтактных моторах смазка сгорает прямо в цилиндрах, тогда как в четырехтактных двигателях масло практически не попадает в камеру сгорания.Напоследок отметим, что классификация автомобильных двигателей затрагивает поршневые ДВС (бензиновые, дизельные и газовые), карбюраторные и инжекторные, с внешним смесеобразованием или прямым впрыском топлива, с воспламенением от искры или с воспламенением от сжатия.
Также на некоторых авто можно встретить газотурбинные, форкамерные или роторно-поршневые двигатели, однако сегодня такие агрегаты нельзя назвать массовыми применительно к автоиндустрии.
Если говорить о главных отличиях в конструкции поршневых двигателей, различные силовые агрегаты делятся на рядные горизонтальные и вертикальны по расположению цилиндров. Также двигатели бывают V-образными, оппозитными и т.д.
Еще агрегаты бывают однопоршневыми двигателями, когда в одном цилиндре имеется один поршень и рабочая полость. При этом также встречаются ДВС, в которых поршни движутся противоположно в одном цилиндре, а рабочая полость находится между двумя поршнями. Также бывают моторы двойного действия, в которых по обеим сторонам от поршня имеются рабочие полости.
Отдельно стоит упомянуть и роторно-поршневые двигатели (двигатель Ванкеля), которые также имеют разную конструкцию. Наиболее распространенным вариантом является такой, где ротор, который и является поршнем, движется (планетарное движение) в корпусе. Во время такого движения между ротором и стенками корпуса двигателя образуются камеры сгорания с переменным рабочим объемом.При этом существуют варианты роторного двигателя, где поршень-ротор не движется, а планетарное движение совершает корпус ДВС. Еще одной разновидностью можно считать агрегаты, в которых движется как корпус, так и сам ротор.
Итак, выше были рассмотрены назначение и классификация двигателей внутреннего сгорания. При этом данная информация наглядно демонстрирует широчайшую сферу применения поршневых ДВС.
Как видно, двигатели могут иметь разную конструкцию, используют различные виды топлива, а также имеют разные системы смазки, топливоподачи, охлаждения и зажигания.С учетом тех или иных особенностей конкретного типа ДВС такие агрегаты используются как на транспортных средствах, так и в качестве генераторов, устройств привода всевозможных агрегатов и механизмов.
Классификация тракторных двигателей
Назначение.Двигатель — это машина, преобразующая какой-либо вид энергии в механическую работу. На всех тракторах и большинстве современных автомобилей установлены тепловые поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС), в которых теплота, выделяющаяся при сгорании топлива в цилиндрах, преобразуется в механическую работу. К тепловым двигателям также относят паровые машины и турбины, газовые турбины и реактивные двигатели, но все они по разным причинам не получили широкого распространения в качестве автотракторных двигателей.
Классификация.ДВС, применяемые на тракторах, автомобилях и других самоходных сельскохозяйственных машинах, классифицируют по следующим признакам (первые три из них основные, остальные — дополнительные):
по способу осуществления рабочего цикла — четырех- и двухтактные;
по способу смесеобразования — с внешним (бензиновые и газовые) и внутренним (дизели) смесеобразованием;
по способу воспламенения рабочей смеси — с принудительным воспламенением от электрической искры (бензиновые, газовые и др.) и с воспламенением от сжатия, т. е. с самовоспламенением (дизели);
по назначению — автомобильныеи тракторные;
по виду применяемого топлива — работающие на бензине, тяжелом дизельном топливе (дизели), сжатом или сжиженном газе, а также других (альтернативных) видах топлива (спирте, водороде и т. п.);
по числу цилиндров — одно- и многоцилиндровые (двух-, трех-, четырех-, пяти-, шести-, восьмицилиндровые и т.д.);
по расположению цилиндров — однорядные (с расположением цилиндров в один ряд вертикально или с наклоном оси цилиндров от вертикали на угол 20...40°), V-образные двухрядные (с расположением цилиндров под углом) и оппозитные (с противоположным горизонтальным расположением цилиндров, т. е. под углом 180°; Х-и звездообразные (четырех-, пяти-, шестицилинд-ровые и т.д.);
по способу наполнения цилиндров свежим зарядом — без наддува, т. е. со свободным впуском (наполнение осуществляется за счет перепада давления в цилиндрах и окружающей среде, возникающего при движении поршня) и с наддувом (наполнение происходит под давлением, создаваемым компрессором);
по способу охлаждения — с жидкостным и воздушным охлаждением.
Основные механизмы двигателей и их назначение.
Части двигателя.Поршневой двигатель внутреннего сгорания состоит из механизмов — кривошипно-шатунного и газораспределения, и из систем — охлаждения, смазочной, питания, зажигания, пуска.
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) воспринимает давление газов и преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Механизм газораспределения (ГРМ) предназначен для своевременного выпуска отработавших газов и впуска в цилиндр горючей смеси (карбюраторные и газовые двигатели) или воздуха (дизели).
Система питания служит для подачи топлива и воздуха в цилиндры двигателя. Система охлаждения обеспечивает требуемый тепловой режим двигателя. Смазочная система обеспечивает подачу смазочного материала к трущимся поверхностям для уменьшения трения, снижения износа и отвода теплоты от контактирующих поверхностей. Система зажигания обеспечивает воспламенение рабочей смеси в двигателях карбюраторных, с впрыскиванием бензина и газовых. Система пуска служит для вращения коленчатого вала двигателя при его пуске.
Принцип работы дизелей и карбюраторных двигателей, основные понятия и определения
Работа четырехцилиндрового рядного двигателя.Для определения угла, через который в цилиндрах будут повторяться одноименные такты (допустим, такты рабочего хода), необходимо 720° разделить на число цилиндров. В четырехцилиндровом двигателе эти такты сдвинуты на угол 720°/4 = 180° поворота коленчатого вала. За каждые два оборота коленчатого вала в четырехтактном четырехцилиндровом двигателе происходят четыре такта рабочего хода, выпуска и др.
Поскольку чередование одноименных тактов происходит через 180° поворота коленчатого вала, то и шатунные шейки вала расположены под углом 180° одна к другой, т. е. находятся в одной плоскости.
Порядок работы четырехцилиндровых четырехтактных двигателей может быть 1—3—4—2 (чаще всего) или 1—2—4—3.
Рассмотрим последовательность чередования тактов в цилиндрах такого двигателя (табл. 1). При порядке работы двигателя 1—3—4—2 за первую половину первого оборота коленчатого вала (0... 180°) рабочий ход происходит в первом цилиндре, за вторую его половину (180...360°) — в третьем цилиндре, за первую половину второго оборота (360...540°) — в четвертом цилиндре и за вторую половину второго оборота (540...720°) — во втором цилиндре. Так же сдвинуты и другие такты.
Таблица 1 Чередование тактов в четырехцилиндровом рядном
Двигателе
(порядок работы 1—3—4—2)
Оборот коленчатого вала | Угол поворота коленчатого вала, град | Цилиндры | |||
1-Й | 0...180 | РХ | Вып. | Сж. | Вп. |
180...360 | Вып. | Вп. | РХ | Сж. | |
2-Й | 360...540 | Вп. | Сж. | Вып. | РХ |
540...720 | Сж. | РХ | Вп. | Вып. |
Основные понятия и определения.Основными параметрами двигателя считают диаметр цилиндра, ход поршня, число цилиндров, объем камеры сгорания, полный и рабочий объемы цилиндров, степень сжатия.
При одном обороте кривошипа / (рис. 3.1) поршень 3 делает по одному ходу вниз и вверх. Изменение направления движения поршня в цилиндре происходит в двух крайних точках, называемых мертвыми: крайнее верхнее положение — верхняя мертвая точка (ВМТ), крайнее нижнее положение — нижняя мертвая точка (НМТ).
Расстояние от ВМТ до НМТ называют ходом поршня и обозначают буквой S: S = 2r. При перемещении поршня от одной мертвой точки до другой кривошип поворачивается на угол 180°, т. е. совершает пол-оборота.
Пространство над днищем поршня при нахождении его в ВМТ называют камерой сгорания. Ее объем обозначают Vc. Пространство цилиндра между двумя мертвыми точками (НМТ и ВМТ) называют рабочим объемом и обозначают Vh. Сумма объема камеры сгорания Vcи рабочего объема
цилиндра представляет собой полный объем цилиндра, который обозначают
Рабочий объем цилиндра, см3 или л,
где D— диаметр цилиндра, см или дм.
Сумму всех рабочих объемов цилиндров многоцилиндрового двигателя называют рабочим объемом двигателя, или литражом:
где — число цилиндров.
Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называют степенью сжатия:
Степень сжатия — безразмерная величина. Она показывает, во сколько раз уменьшается объем рабочей смеси или воздуха, поступивших в цилиндр, при перемещении поршня от НМТ к ВМТ. Чем выше степень сжатия, тем больше давление и температура рабочей смеси в конце сжатия, т. е. в ВМТ.
С увеличением степени сжатия повышается мощность и топливная экономичность двигателя. Однако повышение степени сжатия и в карбюраторных двигателях, и в дизелях возможно лишь до определенных пределов. Жидкие и газообразные топлива различных видов имеют разные температуры самовоспламенения, поэтому вид топлива, на котором работает двигатель, и его пусковые свойства определяют пределы степени сжатия. Двигатели, работающие на бензине с воспламенением от искры, имеют степень сжатия в пределах 4...12 (7...9), на газе - 5...12 (8...10), а дизели — 14...26 (15...19). В скобках даны наиболее часто применяемые значения.
Дата добавления: 2017-01-16; просмотров: 3139; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра технологии, эксплуатации и безопасности транспортно-технологических комплексов
Быков П.М. к.т.н., доцент.
РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ, КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВЫ РАСЧЕТА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
Лабораторная работа 1
Череповец
2009.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ДВС
Цель работы: изучение общего устройства и принципа действия дизельных и бензиновых двигателей, основных параметров и понятий ДВС, назначения основных механизмов и систем.
І. Содержание работы
При выполнении работы необходимо изучить следующие вопросы и отразить их письменно в отчете.
1. Общее устройство поршневых ДВС: принцип работы ДВС; назначение основных деталей (клапана, цилиндра, поршня, поршневого пальца, шатуна, коленчатого вала, картера, маховика); описание рабочего цикла двух- и четырехтактных двигателей; что такое наддув, его назначение.
2. Классификация ДВС: по способу воспламенения, способу смесеобразования, числу тактов в цикле, компоновке, способу охлаждения, назначению; различия в конструкции двигателя в зависимости от назначения (автомобильный, тракторный).
3. Основные понятия и определения: ход поршня, нижняя мертвая точка (НМТ), верхняя мертвая точка (ВМТ), такт, рабочий цикл, горючая смесь, рабочая смесь, свежий заряд, остаточные газы, рабочий и полный объемы цилиндра, степень сжатия (значения величины для дизельных и бензиновых двигателей, чем ограничивается), коэффициент избытка воздуха, индикаторная и эффективная мощности, механический и эффективный КПД (значения величины для дизельных и бензиновых двигателей), удельный эффективный расход топлива.
4. Отличия рабочих циклов дизельного и бензинового двигателей: применяемое топливо, способы воспламенения и смесеобразования, в каком двигателе смесеобразование более качественное, максимальные давления и температуры, номинальная частота вращения коленчатого вала, какой двигатель (дизельный или бензиновый) имеет большее КПД, номинальную мощность, почему.
5. Индикаторные диаграммы двух- и четырехтактных циклов: характерные точки, значения давления и температуры в этих точках. В отчете необходимо привести следующие схемы и рисунки: схемы работы двух- и четырехтактных ДВС, индикаторные диаграммы двух- и четырехтактных циклов, схемы различных компоновок ДВС.
ІІ. Теоретические основы рассматриваемых вопросов.
Общие сведения и классификация
Поршневым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) называют такую тепловую машину, в которой превращение химической энергии топлива в тепловую, а затем в механическую энергию, происходит внутри рабочего цилиндра.
Классификация ДВС
Классификация поршневых двигателей внутреннего сгорания приведена на рис. 1. Исходным признаком классификации принят род топлива, на котором работает двигатель.
Газообразным топливом для ДВС служат природный, сжиженный и генераторный газы.
Жидкое топливо представляет собой продукты переработки нефти: бензин, керосин, дизельное топливо и др. Газожидкостные двигатели работают на смеси газообразного и жидкого топлива, причем основным топливом является газообразное, а жидкое используется как запальное в небольшом количестве. Многотопливные двигатели способны длительно работать на разных топливах в диапазоне от сырой нефти до высокооктанового бензина.
Рис.1.
Двигатели внутреннего сгорания классифицируют также по следующим признакам:
• по способу воспламенения рабочей смеси – с принудительным воспламенением и с воспламенением от сжатия;
• по способу осуществления рабочего цикла – двухтактные и четырехтактные, с наддувом и без наддува;
• по способу смесеобразования – с внешним смесеобразованием (карбюраторные и газовые) и с внутренним смесеобразованием (дизельные и бензиновые с впрыском топлива в цилиндр);
• по способу охлаждения – с жидкостным и воздушным охлаждением;
• по расположению цилиндров – однорядные с вертикальным, наклонным горизонтальным расположением; двухрядные с V-образным и оппозитным расположением.
Преобразование химической энергии топлива, сжигаемого в цилиндре двигателя, в механическую работу совершается с помощью газообразного тела – продуктов сгорания жидкого или газообразного топлива. Под действием давления газов поршень совершает возвратно-поступательное движение, которое преобразуется во вращательное движение коленчатого вала с помощью кривошипно-шатунного механизма ДВС.
За один оборот коленчатого вала поршень дважды будет находиться в крайних положениях, где изменяется направление его движения (рис 2). Эти положения поршня принято называть мертвыми точками, так как усилие, приложенное к поршню в этот момент, не может вызвать вращательного движения коленчатого вала.
Положение поршня в цилиндре, при котором расстояние его от оси вала двигателя достигает максимума, называется верхней мертвой точкой (ВМТ).
Нижней мертвой точкой (НМТ) называют такое положение поршня в цилиндре, при котором расстояние его от оси вала двигателя достигает минимума.
Расстояние по оси цилиндра между мертвыми точками называют ходом поршня. Каждому ходу поршня соответствует поворот коленчатого вала на 180°. Перемещение поршня в цилиндре вызывает изменение объема надпоршневого пространства.
Объем внутренней полости цилиндра при положении поршня в ВМТ называют объемом камеры сгорания Vc.
Объем цилиндра, образуемый поршнем при его перемещении между мертвыми точками, называется рабочим объемом цилиндра Vh.
,
где D – диаметр цилиндра, мм; S – ход поршня, мм
Объем надпоршневого пространства при положении поршня в НМТ называют полным объемом цилиндра Va.
Vа=Vh+Vc.
Рис 2. Схема поршневого двигателя внутреннего сгорания
Рабочий объем двигателя представляет собой произведение рабочего объема цилиндра на число цилиндров.
Vраб.=Vh·n
где n– число цилиндров двигателя
Отношение полного объема цилиндра Va к объему камеры сгорания Vc называют степенью сжатия.
При перемещении поршня в цилиндре кроме изменения объема рабочего тела изменяются его давление, температура, теплоемкость, внутренняя энергия. Рабочим циклом называют совокупность последовательных процессов, осуществляемых с целью превращения тепловой энергии топлива в механическую. Достижение периодичности рабочих циклов обеспечивается с помощью специальных механизмов и систем двигателя.
Рабочий цикл любого поршневого двигателя внутреннего сгорания может быть осуществлен по одной из двух схем, изображенных на рис.3.
а) | б) |
Рис. 3. Схемы рабочего цикла двигателей |
По схеме, изображенной нарис. 3а, рабочий цикл осуществляется следующим образом. Топливо и воздух в определенных соотношениях перемешиваются вне цилиндра двигателя и образуют горючую смесь. Полученная смесь поступает в цилиндр (впуск), после чего она подвергается сжатию. Сжатие смеси, как будет показано ниже, необходимо для увеличения работы за цикл, так как при этом расширяются температурные пределы, в которых протекает рабочий процесс. Предварительное сжатие создает также лучшие условия для сгорания смеси воздуха с топливом. Во время впуска и сжатия смеси в цилиндре происходит дополнительное перемешивание топлива с воздухом. Подготовленная горючая смесь воспламеняется в цилиндре при помощи электрической искры. Вследствие быстрого сгорания смеси в цилиндре резко повышается температура и, следовательно, давление, под воздействием которого происходит перемещение поршня от ВМТ к НМТ. В процессе расширения нагретые до высокой температуры газы совершают полезную работу. Давление, а вместе с ним и температура газов в цилиндре при этом понижаются. После расширения следует очистка цилиндра от продуктов сгорания (выпуск), и рабочий цикл повторяется. В рассмотренной схеме подготовка смеси воздуха с топливом, т. е. процесс смесеобразования, происходит в основном вне цилиндра, и наполнение цилиндра производится готовой горючей смесью, поэтому двигатели, работающие по этой схеме, называются двигателями с внешним смесеобразованием. К числу таких двигателей относятся карбюраторные двигатели, работающие на бензине, газовые двигатели, а также двигатели с впрыском топлива во впускной трубопровод, т. е. двигатели, в которых применяется топливо, легко испаряющееся и хорошо перемешивающееся с воздухом при обычных условиях.
В случае осуществления рабочего цикла по схеме, показанной на рис. 3б, процесс смесеобразования происходит только внутри цилиндра. Рабочий цилиндр в данном случае заполняется не смесью, а воздухом (впуск), который и подвергается сжатию. В конце процесса сжатия в цилиндр через форсунку под большим давлением впрыскивается топливо. При впрыскивании оно мелко распыляется и перемешивается с воздухом в цилиндре. Частицы топлива, соприкасаясь с горячим воздухом, испаряются, образуя топливовоздушную смесь. Воспламенение смеси при работе двигателя по этой схеме происходит в результате разогрева воздуха до температур, превышающих самовоспламенение топлива вследствие сжатия. Впрыск топлива во избежание преждевременной вспышки начинается только в конце такта сжатия. К моменту воспламенения обычно впрыск топлива еще не заканчивается. Топливовоздушная смесь, образующаяся в процессе впрыска, получается неоднородной, вследствие чего полное сгорание топлива возможно лишь при значительном избытке воздуха. В результате более высокой степени сжатия, допустимой при работе двигателя по данной схеме, обеспечивается и более высокий КПД. После сгорания топлива следует процесс расширения и очистка цилиндра от продуктов сгорания (выпуск). Таким образом, в двигателях, работающих по второй схеме, весь процесс смесеобразования и подготовка горючей смеси к сгоранию происходят внутри цилиндра. Такие двигатели называются двигателями с внутренним смесеобразованием. Двигатели, в которых воспламенение топлива происходит в результате высокого сжатия, называются двигателями с воспламенением от сжатия, или дизелями.
Общее устройство поршневого двигателя и принцип работы.
Принципы преобразования тепловой энергии топлива в механическую работу являются одинаковыми для всех поршневых двигателей, включая роторно-поршневые. Рабочий цикл любого поршневого двигателя состоит из семи последовательно протекающих процессов:
1) заполнения цилиндра двигателя свежим зарядом (или воздухом);
2) приготовления топливовоздушной смеси;
3) сжатия топливовоздушной смеси (или воздуха);
4) воспламенения смеси;
5) сгорания топливовоздушной смеси;
6) расширения сгоревшей смеси (рабочий ход);
7) выпуска отработавших газов.
При этом последовательность протекания процессов зависит от места приготовления топливовоздушной смеси — вне цилиндра (двигатель с внешним смесеобразованием), или непосредственно в цилиндре (двигатель с внутренним смесеобразованием).
К двигателям с внешним смесеобразованием и воспламенением от искры относятся все карбюраторные и газовые двигатели, а также двигатели с впрыском топлива во впускной трубопровод.
К двигателям с внутренним смесеобразованием относятся все дизели с самовоспламенением топливовоздушной смеси от сжатия (в том числе газодизели), а также двигатели с впрыском легкого топлива непосредственно в цилиндр.
Одинаковые принципы преобразования тепловой энергии топлива, выделяющейся при его сгорании, в механическую работу предопределили очень похожие и конструктивные схемы всех поршневых двигателей, кроме роторно-поршневых.
На рис.4 представлена типичная схема поршневого двигателя.
а) | б) |
Рис.4. Схема поршневого двигателя внутреннего сгорания: а — продольный разрез; б — поперечный разрез; 1 — коленчатый вал; 2 — цилиндр; 3 — шатун; 4 — поршень; 5 — кольца; 6 — камера сгорания; 7 — впускной клапан; 8 — впускной патрубок; 9— свеча; 10 — выпускной клапан; 11 — выпускной патрубок; 12 — поршневой палец; 13 — картер; 14 — маховик; 15— поддон; 16 — коренные подшипники.
Двигатель состоит из: цилиндра 2 с камерой сгорания 6, поршня 4 с кольцами 5, шатуна 3 и коленчатого вала 1. Коленчатый вал обеспечивает преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Впускной клапан 7 и выпускной 10, регулируют открытие и закрытие соответственно впускной 8 и выпускной 11 систем, обеспечивая зарядку цилиндра продуктами сгорания и отвода отработанных газов. Маховик 14, обеспечивает равномерность вращения коленчатого вала. Двигатель снабжён картером 13 и поддоном для смазки 15, коренных подшипников коленчатого вала 16.
Все конструктивные схемы поршневых двигателей характеризуются несколькими основными параметрами. К ним относятся (см. рис.4): диаметр цилиндра D и ход поршня S, равный удвоенному радиусу кривошипа r . Двигатели с S/D>1 называются длинноходными, а с S/D< 1 — короткоходными; отношение радиуса кривошипа r к длине шатуна l — безразмерная величина, λ=r/l должна обеспечить свободное движение шатуна без задевания за стенки цилиндра и свободное перемещение поршня без задевания за коренные подшипники коленчатого вала; рабочий объем цилиндра Vh и объем камеры сгорания Vc, сумма которых является полным объемом цилиндра Va; литраж двигателя , где i – число цилиндров, D и S выражены в см; степень сжатия ε – отношение полного объема цилиндра Va к объему камеры сгорания Vс, величина которой устанавливается в зависимости от детонационной стойкости топлива.
3. Коэффициент избытка воздуха.
В зависимости от условий работы двигателя, способа регулирования мощности, типа смесеобразования и условий сгорания топлива на каждую массовую или объемную единицу топлива приходится количество воздуха, которое может быть больше, равно или меньше теоретически необходимого для полного сгорания топлива.
Отношение действительного количества воздуха l (или L), участвующего в сгорании 1 кг топлива, к теоретически необходимому количеству воздуха l0 (или Lo) называется коэффициентом избытка воздуха:
При испытаниях ДВС коэффициент избытка воздуха определяется по формуле:
где Gв, Gт – часовые расходы воздуха и топлива, кг/ч.
Для воспламенения топливовоздушной смеси от искры существуют концентрационные пределы (табл.1).
Концентрационные пределы распространения пламени в двигателях с принудительным воспламенением
Таблица 1
При расчете цикла среднее значение коэффициента избытка воздуха выбирают, как правило, для режима номинальной мощности, устанавливаемой заводом-изготовителем на основе статистических данных, полученных при испытаниях различных двигателей.
В бензиновых двигателях при составе свежего заряда, соответствующем α=1,05…1,15 (обедненная смесь) имеет место наиболее полное сгорание топлива и соответственно наибольшая экономичность двигателя. Максимальная литровая мощность развивается при α=0,80…0,85 (богатая смесь), так как скорость сгорания такой топливовоздушной смеси наибольшая. Однако работа двигателя при таких значениях α сопровождается значительной неполнотой сгорания и повышенным расходом топлива. В отработавших газах (ОГ) существенно повышается содержание углеводородов CH, оксида углерода CO. В то же время оксидов азота NOx образуется меньше.
С целью повышения экономичности двигателя на номинальной мощности принимают α=0,95…0,98. Основной же целью применения обедненных смесей α > 1,15 является снижение содержания в отработавших газах вредных выбросов. Принятие более высоких значений коэффициента избытка воздуха (до 1,3 и выше) возможно в двигателях с впрыском бензина при турбулизации заряда, форкамерно-факельном зажигании и других способах интенсификации смесеобразования.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Тема: Устройство и принцип работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Контрольные вопросы
1 Из каких деталей состоит простейший ДВС?
2 Какие физические законы лежат в основе работы ДВС?
3 Что называемся камерой сгорания?
4 Что такое степень сжатия?
5 Перечислитьпроцессы, происходящие и цилиндре работающего ДВС.
6 Что называют порядком работы цилиндров?
7 Для чего служит диаграмма фаз газораспределения?
8 Какими показателями характеризуется работа ДВС?
9. Назвать и описать назначение основных механизмов и систем ДВС.
Вопрос 1. Из каких деталей состоит простейший ДВС?
Ответ.Простейший ДВС состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень, соединенный внизу шатуном с коленчатым валом. Два клапана в верхней части цилиндра открываются и закрываются автоматически в нужные моменты. Один клапан служит для подачи в цилиндр горючей смеси, воспламеняющейся от свечи, другой клапан выпускает отработавшие газы.
Вопрос 2. Какие физические законы лежат в основе работы ДВС?
Ответ. Законы Теоретической механики! Закон Кинетической энергии! Прочность метала, газовые законы Шарля, Бойля- Мариотта
Закон Шарля :
Закон Бойля Мариотта
Вопрос 3. Что называемся камерой сгорания?
Ответ. Камера сгорания– это образованный совокупностью узлов и деталей двигателя объем, в котором происходит сгорание горючей смеси. Конструкция таких камер напрямую зависит от условий работы, назначения и других особенностей силовых агрегатов.
Вопрос 4. Что такое степень сжатия?
Ответ.Степень сжатия отношение объёма над поршневого пространства цилиндра двигателя внутреннего сгорания при положении поршня в нижней мёртвой точке (НМТ) (полный объём цилиндра) к объёму над поршневого пространства цилиндра при положении поршня в верхней мёртвой точке (ВМТ), то есть к объёму камеры сгорания. В карбюраторных двигателях степень сжатия колеблется в пределах 6... К), в дизелях - 15...20.
Вопрос 6. Что называют порядком работы цилиндров?
Ответ. Последовательностьчередования одноименных тактов в цилиндрах называют порядком работы двигателя. Порядок работы четырехцилиндровых отечественных тракторныхдвигателей 1-3-4-2. Это означает, что после рабочего хода в первом цилиндре следующий рабочий ход происходит в третьем, затем в четвертом и, наконец, во втором цилиндре (рисунок 2). Определенная последовательность соблюдаетсяи в других многоцилиндровых двигателях, например в шестицилиндровом V-образном дизеле: 1-4-2-5-3-6
При выборе порядка работы двигателя конструкторы
стремятся равномерно распределить нагрузку на коленчатый вал. Зная порядок работы цилиндров двигателя, можно правильно присоединить топливо проводы к форсункам и отрегулировать клапаны.
Рисунок 2: а - схема четырехцилиндрового дизеля;
б - порядок работы четырехцилиндрового дизеля
Тема: Система охлаждения ДВС
Контрольные вопросы
1 Перечислите основные части жидкостной системы охлаждения ДВС.
2 Почему систему охлаждения ДВС называют закрытой?
3. Какие устройства контролируют и регулируют тепловой режима ДВС'?
4 Каково назначение термостата? Как проверить его работу?
5 Для какой цели служит паровоздушный клапан?
6 Каков рабочий диапазон температуры системы охлаждения ДВС? Назвать причины перегрева охлаждающей жидкости.
7 Как удалить накипь из системы охлаждения?
Тема: Смазочная система
Контрольные вопросы.
1 Какие существуют виды трения?
2 Какое масло применяют для смазывания деталей ДВС?
3 Назвать составные части и приборы контроля смазочной системы.
4 Для чего служит редукционный клапан масляного насоса?
5 Каково назначение сливного, радиаторного и перепускного клапана масло очистителя?
6 Объяснить принцип очистки масла от механических примесей в центрифуге.
7 Назвать причины низкого давления масла в смазочной системе.
Масляный радиатор.
Масляный радиатор охлаждает масло в летнее время. Он представляет собой неразборный узел, состоящий из ряда стальных трубок овального сечения и двух бачков: нижнего и верхнего. Для увеличения поверхности охлаждения на каждой трубке навита спираль из тонкой стальной ленты. У масляных радиаторов некоторых двигателей трубки радиатора проходят через охлаждающие пластины, бачки разделены перегородками. К бачкам приварены штуцера, к которым монтируют маслоподводящие и маслотводящие трубки и ушки для крепления радиатора. Масляный радиатор установлен впереди водяного радиатора. У двигателей с воздушным охлаждением масляный радиатор выполнен из единой многократно изогнутой трубки с навитой на нее ленточной спиралью. Масло, двигаясь по трубкам радиатора, обдуваемого снаружи воздухом, охлаждается при полностью открытых жалюзи или шторки на 10-12°С.
Масляный фильтр.
Для очистки от механических примесей масла, циркулирующего в системе двигателя, служит масляный фильтр. У большинства современных автотракторных двигателей в качестве фильтра применяют центробежный очиститель (реактивную центрифугу).
В центрифугах (рис. а) масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора.
Схема работы центрифуги: а - реактивной, б – полнопоточной активно-реактивной, 1 - ротор, 2 - механические примеси, 3 - ось, 4 - маслозаборная трубка, 5 - маслоподеодящий канал, 6 - жиклер (форсунка), 7 - корпус ротора, 8 - насадок, 9 - пустотелая ось, 10 - маслоотводящая трубка,
11-корпус фильтра, А, Б - каналы, В-кольцевая полость.
Основные части центрифуги - ротор 1 и ось 3 которая нижней частью ввернута в корпус фильтра. Масло в центрифуге очищается следующим образом. Из масляного насоса оно под давлением поступает через продольное и радиальное отверстия оси и центрирующей колонки внутрь ротора 1. Из ротора масло подходит через трубки к калиброванным отверстиям - жиклерам (форсункам) 6 и вытекает из них с большой скоростью. Отталкивающее действие (реакция) вытекающих струй масла вызывает вращение ротора в обратную сторону. Масло, вытекающее из ротора в корпус фильтра, сливается в картер двигателя.
Термобиметаллический импульсный манометр масла состоит из датчика и указателя. В корпусе датчика установлена латунная мембрана, в которую упирается пластина с контактом, соединенным с массой. Внутри датчика укреплена изолированная от корпуса П-образная биметаллическая пластина с контактом. На пластину намотана обмотка, которая одним концом соединена с контактом, а другим — с изолированным от крышки зажимом датчика. Датчик ввернут в резьбовое отверстие блока цилиндров или фильтра грубой очистки масла и соединен с масляной магистралью. Приемник указателя давления устроен так же, как и приемник указателя температуры.
Тема:Коробка передач
Контрольные вопросы
1.Для чего служит КП?
2.Что называется передаточным числом?
3. Для чего предназначена кулиса?
4. Какова роль фиксаторов в механизме переключения передач?
5. Какова отличительная особенность КП с поперечным рас положением валов по сравнению с другими КН?
6. Расскажите об автоматическом действии раздаточной ко робки привода переднего ведущего моста универсально-
пропашного трактора.
7. Какие неисправности могут возникнуть в КП?
Тема: Ведущие мосты.
Контрольные вопросы.
1. Из каких механизмов состоит ведущий мост колесного трактора?
2. Для чего служит дифференциал?
З. Как используют конечные передачи для изменения агротехнического просвета и габаритов на пропашном тракторе?
4.Объяснить работу планетарного механизма поворота гусеничного трактора.
Вопрос 1 Из каких механизмов состоит ведущий мост колесного трактора?
Ответ. Ведущим называют мост, механизмы которого передают крутящий момент от КП колесам. Он включает в себя корпус (картер), главную передачу, дифференциал и полуоси.
Главная передача - это механизм трансмиссии, увеличивающий крутящий момент после КП. У трактора МТЗ-80 крутящий момент передается под прямым утлом.
Ведущая коническая шестерня б (рисунок 20, а, б) выполнена как единое целое с валом или является съемной. Ведомая шестерня 5 изготовлена в виде съемного венца, прикрепляемого болтами или заклепками к корпусу дифференциала. Для обеспечения бесшумной работы конические шестерни имеют спиральные зубья. Во время движения трактора коническая шестерня ведущего вала приводит во вращение ведомую коническую шестерню.
Рисунок 20 – Дифференциал мтз: а-детали; б-схемы работы при прямолинейном движении и повороте; I - полуосевые шестерни; 2 - сателлит; 3 крестовина; 4 - левая полуось; 5 - ведомая шестерня главной передачи; 6 ведущая коническая шестерня; 7 - правая полуось; 8 наружное ведущее колесо
Тема Ходовые части.
Контрольные вопросы.
1 .Из каких основных частей состоит ходовая часть трактора?
2. Какие типы остова применяют на сельскохозяйственных тракторах?
3.Каким образом регулируют ширину колеи и дорожный просвет универсально-пропашных тракторов?
4. От чего зависят тягово-сцепные качества колесных тракторов?
5.В какой последовательности регулируют схождение направляющих колес?
6.Расшифруйте марку шины 13,6R38. На каком тракторе ее используют?
Ответ.
Рисунок 25 - Схема рулевого управления трактора МТЗ-80:
а среднее положение золотника; б - положение золотника при повороте направо; в - положение золотника при повороте налево; 1 - поршень; 2 - гидроцилиндр; 3 - нагнетательная магистраль к датчику АБД; 4 редукционный клапан; 5 - золотник; 6 - корпус распределителя; 7 шайба; 8 - ползун; 9 - предохранительный клапан; 10 - нагнетательная
магистраль к гидроусилителю; 11 червяк; 12 - сошка; 13 рейка; 14 – кран управления АБД; 15 - маховичок; 16 упор рейки; 17 щуп для установки рулевой сошки в среднее положение; 18 – золотник датчика АБД; 19 рулевое колесо; А, Б - полости гидроцилиндра; В - бак; Г насос
Тема: Устройство и принцип работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Контрольные вопросы
1 Из каких деталей состоит простейший ДВС?
2 Какие физические законы лежат в основе работы ДВС?
3 Что называемся камерой сгорания?
4 Что такое степень сжатия?
5 Перечислитьпроцессы, происходящие и цилиндре работающего ДВС.
6 Что называют порядком работы цилиндров?
7 Для чего служит диаграмма фаз газораспределения?
8 Какими показателями характеризуется работа ДВС?
9. Назвать и описать назначение основных механизмов и систем ДВС.
Предыдущая123456789СледующаяРекомендуемые страницы:
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453