Охлаждающие жидкости выпускаются как в виде концентратов, так и в виде готовых продуктов. При эксплуатации современных автомобилей для охлаждения двигателей применяют незамерзающие жидкости, объединенные общим названием «АНТИФРИЗЫ».
В настоящее время широко распространено употребление двух названий охлаждающих жидкостей: «Тосол» и «Антифриз». В последнее время отечественные производители стали выпускать охлаждающие жидкости, готовые к применению, то есть уже разбавленные водой, с использованием маркировки «Антифриз». Как правило, это тот же «Тосол», но несколько лучшего качества.
«ТОСОЛ» - автомобильная охлаждающая жидкость, разработанной в 1971 году для автомобилей ВАЗ взамен итальянской «ПАРАФЛЮ» специалистами Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии. Первые три буквы аббревиатуры ТОСОЛ указывают на отдел технологии органического синтеза, а буквы ОЛ добавлены, чтобы получилось слово, похожее на название спиртов. Эксплуатационные свойства этих жидкостей могут быть разными и зависят от состава.
За рубежом термин антифриз использовали для обозначения концентрата, который добавляли к воде в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Однако этот термин принимал во внимание только морозозащитную роль этого продукта, допуская, что его использование является сезонной потребностью и не отражает его функцию как теплообменной среды, разработанной, чтобы предохранить систему охлаждения двигателя от коррозии и повреждения при всех эксплуатационных условиях.
Старейшей охлаждающей жидкостью, порой использующейся и сегодня, является вода. Но это не самая лучшая жидкость для охлаждения двигателя, так как в природной воде растворены соли и минералы, обусловливающие жесткость воды.
Наибольшее распространение имеют гликолевые незамерзающие жидкости - смеси этиленгликоля с водой. Реже встречаются жидкости, изготовленные на основе пропиленгликоля, глицерина, монопропилена, смешивать которые с этиленгликолевыми нельзя.
Этиленгликоль - двухатомный спирт, представляет собой прозрачную бесцветную вязкую жидкость без запаха. Цвет технического этиленгликоля слегка желтоватый. Его смеси с водой застывают при весьма низких температурах. Меняя соотношение воды и этиленгликоля, можно получить смеси с температурой застывания от 0 до минус 70°С. Этиленгликолевые жидкости имеют большой коэффициент объемного расширения. При нагревании до рабочей температуры их объем увеличивается. При застывании этиленгликолевых антифризов объем образующейся кашицеобразной массы увеличивается очень незначительно и размораживания двигателя или радиатора не происходит.
Химическая промышленность на базе этиленгликоля выпускает несколько марок антифризов. Первые низкозамерзающие охлаждающие жидкости - антифризы марок 40 и 65.
Выделяют следующие марки этиленгликолевых антифризов:D3306 и ASTM D4656 - для легковых автомобилей и малых грузовиков; ASTM D4985 и ASTM D5345 - для двигателей, работающих в тяжелых условиях; G 11 - для легковых автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов); G 12 - для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют).
Хочется отметить, что кроме общих стандартов, многие производители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Например, нормы GENERAL MOTORS USA - Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M или система нормативов G - концерна Volkswagen (G-12, G-11).
Как я сказал уже выше, охлаждающие жидкости применяются для того, чтобы двигатель автомобиля не подвергался большому перегреву.
В процессе применения охлаждающие жидкости контактируют с различными конструкционными материалами, такими как алюминий, медь, латунь, чугун, резина и другие. Для эксплуатации двигателей при положительных температурах воздуха самой подходящей охлаждающей жидкостью является вода. При отрицательных температурах во избежание замерзания воды применяют водные смеси с различными веществами, понижающими температуру застывания, то есть антифризов. Антифризы получаются как водные растворы соответствующих концентратов. В процессе эксплуатации качество антифриза можно контролировать по плотности. Из охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации в первую очередь испаряется вода, которую следует периодически доливать и желательно дистиллированную.
Такую низкозамерзающую охлаждающую жидкость как «Тосол» применяют круглогодично как в зимнее, так и в летнее время. Жидкость готовят на основе этиленгликоля с добавлением антикоррозионных присадок и антивспенивателя. Вообще выпускают три марки этой жидкости: Тосол А, Тосол А-40 и Тосол А-65.
Рассмотрим особенности одной из трёх марок, а именно марки «Тосол А». «Тосол А» - концентрированный этиленгликоль с присадками. Пользоваться им следует только после разведения его дистиллированной водой. Смесь Тосола А и воды в соотношении 1:1 имеет температуру начала кристаллизации минус 35 °С. Плохо то, что растворы этиленгликоля вызывают значительную коррозию конструкционных металлов. Чтобы защитить детали системы охлаждения от коррозии, а попутно обеспечить теплоносителю ряд других полезных свойств - пониженную вспениваемость, антинакипиновые свойства и прочие - в водно-гликолевую смесь добавляют пакет специальных присадок, который и определяет основную часть эксплуатационных показателей залитого в систему антифриза.
Стандартный пакет присадок включает: ингибиторы коррозии, антинакипины, антивспенивающие и смазывающие составы.
Иногда для защиты металлов от коррозии применяют охлаждающие жидкости, содержащие силикаты, бораты, нитриты, фосфаты, то есть силикатосодержащие жидкости. У этих жидкостей есть ряд серьезных недостатков. Это, прежде всего, образование осадка, приводящего к закупориванию узких каналов системы охлаждения. Кроме того, силикатные ингибиторы коррозии образуют по всей поверхности системы охлаждения защитный слой толщиной более 1000 Ангстрем, что сильно снижает эффективность теплоотвода и увеличивает количество абразивных частиц в системе охлаждения.
Важно отметить и такой факт, что при продолжительном использовании охлаждающая жидкость стареет - концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается. Срок службы охлаждающих жидкостей типа «Тосол» и «Лена» ограничивается долговечностью присадок и обычно составляет 2 года. Ресурс
жидкости прямо зависит от ее качества и пробега автомобиля. Старение происходит особенно интенсивно, если в систему охлаждения попадают отработавшие газы или воздух. Поэтому нужно чаще проверять места возможных утечек жидкости, а также состояние и крепление шлангов. Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель. Но иногда жидкость стареет раньше. При этом образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительной отрицательной температуре (-10...15°С) заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить. Процесс смены охлаждающих жидкостей таков: после слива старой жидкости систему заправляют чистой водой, затем запускают двигатель и дают ему поработать на холостых оборотах 15-20 минут; потом сливают воду и заправляют систему новой охлаждающей жидкостью. В эксплуатации плотность охлаждающей жидкости проверяют ареометром.
В итоге хочется отметить то, что в состав охлаждающих жидкостей входит разный пакет антикоррозионных и противовспенивающих присадок, в основу которых могут входить фосфатные, борные, нитритные, аминные, или импортные химические ингибиторы. При смешивании охлаждающих жидкостей с разными присадками может возникнуть химическая несовместимость, следствием которой является выпадение геля или осадка и, в целом, ухудшение свойств охлаждающей жидкости. Поэтому при переходе с охлаждающей жидкости одного производителя на другого следует полностью слить старую жидкость и промыть систему подготовленной водой.
Антифриз Антифриз — универсальное название охлаждающих жидкостей (далее по тексту — ОЖ) для двигателей внутреннего сгорания и для установок, работающих при низких температурах. Представляет собой смесь воды с одним из элементов: этиленгликолем, пропиленгликолем, глицерином, спиртом.
Антифриз и тосол.Россия – наверное, единственная страна в мире, в которой есть разделение ОЖ на антифризы и тосолы. Произошло это потому, что в 1971 году отделом в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) была разработана ОЖ, которая получила наименование ТОСОЛ. От названия отдела и произошло название жидкости. ТОС – название отдела, ОЛ – окончание, характерное для спиртов (этанОЛ, метанОЛ и т.д.).В советское время мало кто думал об охране торговых марок, поэтому, как и многое другое в то время, торговая марка «Тосол» не была запатентована и, в последствие, название ТОСОЛ стало нарицательным для всех отечественных ОЖ. Антифризами же в России стали называть ОЖ иностранного производства.Охлаждающая жидкость является одной из главных функциональных жидкостей автомобиля, наряду с моторным маслом, тормозной жидкостью, топливом. Однако, к сожалению, в России исторически сложилось небрежное отношение к ОЖ, вызванное недооценкой или непониманием ее значения.Пагубные последствия от применения некачественной ОЖ, как правило, проявляются не сразу, а через год-два после начала ее использования.На самом деле, большинство поломок автомобиля, требующих дорогостоящего ремонта, связано с отказом именно системы охлаждения, приводящим к перегреву двигателя. Кстати, по статистике, 40% поломок в автомобиле прямо или косвенно связаны с охлаждением.Жидкость в системе охлаждения призвана отводить тепло, выделяемое при работе блока цилиндров.
Циркулируя вокруг него по малому кругу, жидкость сначала не попадает в радиатор, до тех пор, пока её температура не превысит определенную отметку (обычно порядка 70-75°С).
В случае достижения жидкостью заданной температуры, открывается термостат и нагретая жидкость начинает поступать в радиатор, где она охлаждается набегающим потоком воздуха. При необходимости срабатывает вентилятор, который охлаждает нагретую жидкость дополнительно.Так же, охлаждающая жидкость призвана служить естественной смазкой для помпы, так как в случае выхода помпы из строя, жидкость перестает циркулировать, что приведет к перегреву двигателя.Охлаждающая жидкость – одна из главнейших жидкостей автомобиля и поэтому к её выбору нужно подходить очень серьезно.
Общее устройство системы охлаждения
1 – радиатор; 2 – крышка радиатора; 3 – вентилятор; 4 – термостат; 5 – насос охлаждающей жидкости (помпа); 6 – расширительный бачок; 7 – головка блока цилиндра; 8 – трубопровод к отопителю; 9 – вентилятор отопителя; 10 – радиатор отопителя; 11 – рубашка охлаждения головки блока цилиндров; 12 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 13 – поршень; 14 – сливной кран; 15 – нижний бачок радиатора.Различие типов охлаждающих жидкостей Наиболее распространенная основа современных ОЖ — этиленгликоль. При этом дополнительными компонентами являются только вода и комплекс присадок. Вода и этиленгликоль являются базовыми компонентами практически любой ОЖ и составляют 93-97% объема. В случае концентрированных ОЖ – эту долю занимает только этиленгликоль, а воду автомобилист доливает самостоятельно. Те 3-7%, которые в ОЖ занимают присадки и являются главным фактором, который отличает одну ОЖ от другой. Именно комплекс присадок определяет такие свойства ОЖ как антикоррозионные, антикавитационные, агрессивность к резиновым деталям и припоям, вспениваемость, срок службы и, в конечном счете – стоимость ОЖ.По составу пакетов присадок современные ОЖ делятся на три типа — «традиционные или силикатные», «карбоксилатные» и «гибридные».Традиционные ОЖ — это «вчерашний день» охлаждающих жидкостей. При их производстве используются неорганические технологии, а в состав входят такие вещества как силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины.Защищая систему охлаждения от коррозии, силикатные ОЖ создают на поверхности металла защитный слой (накипь), который, с одной стороны, защищает поверхность от коррозии, а с другой, ухудшает теплообмен за счет своей низкой теплопроводности (до 50% ниже), что приводит к постоянному перегреву двигателя.Именно использование с системе охлаждения силикатных ОЖ и приводит к проблемам.К данному типу относится большинство российских ОЖ
Принцип работы силикатной ОЖ
Принципиальное отличие карбоксилатной технологии от других технологий состоит в том, в карбоксилатных охлаждающих жидкостях отсутствуют неорганические присадки, характерные для «традиционных» ОЖ.В противоположность силикатным, карбоксилатные ОЖ создают защитный слой только лишь в очагах коррозии, покрывая их сверхтонкой защитной пленкой. Это не ухудшает теплообмен, так как защитный слой не создается на остальной поверхности. Таким образом, карбоксилатные ОЖ обладают улучшенными охлаждающими свойствами.
Принцип работы карбоксилатной ОЖ
Как следствие, при такой «точечной» защите от коррозии, расход присадок происходит значительно медленнее, что увеличивает срок службы ОЖ.
Так же, в отличие от традиционных, карбоксилатные ОЖ:
• Более эффективно противостоят кавитации, увеличивая срок службы подверженных кавитации деталей (водяного насоса, гильз цилиндров, крыльчатки помпы)• Менее агрессивны к алюминиевым, резиновым, эластомерным и пластиковым деталям• Имеют более стабильные свойства, не выпадают в осадок, не образуют желеобразные массы• Имеют более низкий класс опасности
• Способны работать при более высоких температурах
В технической литературе и в названиях ОЖ встречаются следующие термины для обозначения карбоксилатных технологий:
• OAT (Organic Acid Technology),• LLC (Long Life Coolant),• XLC (eXtended Life Coolant),• SNF (Silicate Nitrite Free),• SF (Silicate Free),
• G12 (по спецификации VW TL 774D).
Гибридные ОЖКак видно из названия, данный вид ОЖ сочетает в себе разные технологии. В ОЖ гибридного типа используются соли карбоновых кислот (карбоксилаты) в сочетании с силикатами или фосфатами. Таким образом, гибридные ОЖ являются как бы промежуточным звеном между силикатными и карбоксилатными. Срок их службы дольше, чем силикатных, но короче карбоксилатных.
Источник: tcl-japan.ru/articles/21.html
В двигателях автомобилей и другой техники в качестве охлаждающего средства используются антифризы или концентраты готовые к употреблению, которые требуют разбавления при помощи дистиллированной воды в определенной пропорции. Когда защищает мотор от перегрева, и узел охлаждения от коррозии, антифриз по составу изменяется – он не вечен, теряет свои изначальные полезные способности и характеристики, и естественно требуется его периодическая замена.
В основе охлаждающей жидкости содержится вода, антифриз и специальные присадки (ингибиторы ржавчины), которые предохраняют систему охлаждения мотора внутреннего сгорания саму жидкость от термохимического разрушения от разрушительного процесса коррозионных процессов, и смазывающих материалов для помпы - насоса системы охлаждения. А что насчёт всем известного названия – антифриза (сокращённо от англ. Anti Freeze, antifreeze – дословно «Анти-мороз», или незамерзающий), то это название соединения, при смешивании которого с водой температура замерзания смеси понижается. В группу антифризов входят практически все водные растворы солей неорганического происхождения (такие, как хлористый натрий, калий, кальций), спирты, глицерин, анилин, гликоли, карбитолы, целлозольвы и пр. В нынешнее время в основном применяются «охлаждайки» на базе этиленгликоля.
Двигателю внутреннего сгорания необходимо охлаждение для обеспечения оптимального теплового режима работы его деталей и узлов. Наиболее распространение получили узлы охлаждения с системой принудительной циркуляцией жидкости. Во время своей работы в таких тепловых режимах у неё есть склонность к нагреванию до ста °C и порой выше, и во время стоянки остывать до температуры окружающей среды. От характеристик жидкостей во многом зависит их эффективность работы самой системы охлаждения, долговечность и надежность мотора. У неё должна иметь высокая теплоемкость, температура кипения, теплопроводность, подвижность, а также коэффициент объемного расширения и низкую температура кристаллизации. «Охлаждайка» не должна вызывать ржавчину металлов, вспениваться во время работы и разрушать резину уплотнений.
У воды есть наибольшая охлаждающая способность, она обладает максимальной теплоемкостью, нетоксична, пожаробезопасна и дешевая. Однако при всех своих плюсах вода обладает сравнительно низкой температурой кипения и испаряются относительно быстро, а если в придачу она жесткая, то есть содержит растворенные соли и минеральные примеси, то у такой воды есть свойство «помогать» при образовании накипи. Вода при температурах ниже нуля превращается в лед, то есть кристаллизуется и замерзает со значительным, до десяти процентным увеличением объёма. Из-за чего происходит «размораживание» мотора, то есть это приводит к разрушению его основных узлов и деталей. И в силу этого её нельзя применять в холодное время года, не слив из машины вне теплого гаража при длительной стоянке.
Со временем появились низкозамерзающие охлаждающие средства, они и есть антифризы, и вытеснили воду в узлах охлаждения моторов современных моделях автомобилей. А со временем наиболее широкое распространение в наши дни получили те низкозамерзающие средства - жидкости, которые сделаны на основе гликоля, которые представляют собой «гибрид» этиленгликоля с водой. Порой попадаются жидкости и на основе пропиленгликоля, которых смешивать с этиленгликолевыми нельзя.
В основ этиленгликоля (моноэтиленгликоля) входит маслянистая жидкость без запаха желтоватого цвета, обладающую умеренной вязкостью, температурой кипения 197°С. Её плотность составляет 1,112-1,113 г/см3 (при двадцати °С) и кристаллизации при минус одиннадцати с половиной °С. У этиленгликоля и его водных растворов при нагревании есть тенденция сильно расширяться. Чтобы из системы охлаждения предотвращать выброс «охлаждайки» они оснащаются расширительным бачком и заполняются не полностью, а от его общего объема на 92–94 %. Водный раствор этиленгликоля настроен «химически агрессивно» и может вызывать ржавчину деталей узла охлаждения, выполненных из стали, чугуна, алюминия, меди и латуни, а также припоев, которые применяются для пайки ее узлов. Помимо этого, у этиленгликоля очень большая уровень токсичности!
У пропиленгликоля свойства, которые аналогичны этиленгликолю, однако он менее токсичен. Но около в десять раз дороже. Он при низких температурах имеет более вязкую массу, чем этиленгликоль, и из-за этого у него прокачиваемость хуже.
У гибрида этиленгликоля с водой есть особенность - температура ее кристаллизации зависит от соотношения этих двух ингредиентов. Она значительно ниже у смеси, чем по отдельности взятых у этиленгликоля и воды. Можно получить растворы с температурой кристаллизации в диапазоне от 0 до -75°С при различных пропорциях.
Самая низкая температура замерзания принадлежит составу, где этиленгликоля, в котором доля этиленгликоля 66,7% в составе и 33,3% воды. А в остальных случаях можно получить одну и ту же температуру замерзания при двух значениях соотношений воды и этиленгликоля. С экономической точки зрения выгоднее применять вариант с большим количеством воды в составе.
Осуществляют определение соотношения воды и этиленгликоля в антифризе по плотности, которая измеряется при помощи гидрометра или ареометра. На специальной аппаратуре применяется двойная шкала для удобства вместо одной шкалы плотности, и при этом, показывающая содержание температуру кристаллизации и этиленгликоля в процентах одновременно. Когда проводится проверка, то следует учитывать температурные поправки к показаниям прибора, которые указаны в его инструкции.
В комплексе присадок включены такие вещества, как противокоррозионные, стабилизирующие, антивспенивающие и красящие. В составе антифризов не должны содержаться нитриты и нитраты. Дело в том, что они, взаимодействуя с аминами, становится причиной появления токсичных соединений, причем некоторые из них канцерогенны, то есть могут провоцировать онкологические заболевания.
В России требования к антифризам установлены по ГOCTу 28084-89 «О Жидкостях охлаждающих низкозамерзающих. Об общих технических условиях». Нормируется данным стандартом главные показатели охлаждающих средств на основе этиленгликоля: плотность, температуру начала кристаллизации, внешний вид, коррозионное воздействие детали из металлов, набухание резиновых узлов, вспениваемость и так далее. Охлаждающие жидкости обязательной сертификации не подлежат.
Некоторые марки антифризов, которые готовы к применению, и концентратов, которые требуют разбавления с помощью дистиллированной воды перед использованием, производят по тем техническим условиям, где оговаривается физический состав и присутствие присадок, цвет жидкостей и их смешиваемость. Производителями присваиваются им различные названия, к примеру «Тосол», «Лада», «Лена», «Антифриз G-48» и/или указывается температура кристаллизации: ОЖ-40, ОЖ-65, А-40. Самое известное название антифриза это «ТОСОЛ». Это слово, которое образовано из двух частей: «ТОС» - то есть «Технология органического синтеза» (это наименование отдела ГосНИИОХТ, который создаёт антифриз); и окончание «ОЛ», которое характерно для спиртов, например этанол, метанол, бутинол. Сей антифриз появился в 1971 году в ГосНИИОХТ - Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии для продукции АВТОВАЗа взамен «ПАРАФЛЮ» итальянского происхождения. В силу того, что торговая марка «ТОСОЛ» официально не существует, в смысле, не была зарегистрирована, она применяется многими отечественными изготовителями автомобильных охлаждающих жидкостей. Однако эксплуатационные характеристики «тосолов» могут между собой быть разными, так как определяются применяемыми присадками, а они у различных производителей отличаются. Техническими условиями определяется совместимость «охлаждаек». Жидкости, изготовленные по разным техническим условиям, зачастую несовместимы, ибо присадки, содержащиеся в них, могут вступить в химическую реакцию друг с другом, утратив при этом свои все полезные свойства. И в связи с этим, для того, чтобы восстановить необходимый уровень «охлаждайки», лучше доливать при необходимости дистиллированную воду. Все требования к антифризам зарубежного происхождения, почти всегда, определяются стандартами Американской ассоциации по испытанию материалов (ASTM) и Обществом автомобильных инженеров США (SAE). Данными стандартами регламентируются характеристики антифризов и концентратов исходя из того, на какой основе сделаны они, то есть пропиленгликоля или этиленгликоля, и условий эксплуатации. К примеру, жидкости на этиленгликолевой основе предназначены по ASTM D 3306 для легковых автомобилей и ASTM D 4656 для малых грузовиков.Жидкости на этиленгликолевой основе предназначенные по АSТМ D 4985 и АSТМ D 5345, идут для моторов, созданные для работы в тяжелых условиях, например, длительно эксплуатируемых в режимах, которые близки к максимальной мощности, больших грузовиках, на внедорожной технике, в стационарных силовых установках и так прочее. Данные жидкости отличаются тем, что необходимо добавлять специально предназначенную присадку в них перед использованием.Антифризы импортного происхождения по стандартам АSТМ D 3306 можно применять для российских легковых автомобилей.
В спецификации автопроизводителей могут содержаться дополнительные требования. К примеру, Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M – это нормы General Motors USA, или нормы G автоконцерна Volkswagen. Ими запрещается применять ингибиторы коррозии, которые содержат нитриты, фосфаты, амины, нитраты и оговаривается предельно допустимые концентрации силикатов, хлоридов, буры в антифризе. Благодаря этому удаётся уменьшить отложение накипи, улучшить защиту против ржавчины, увеличить срок службы уплотнений.
Теперь от теории перейдём к практике. Необходима плановую замену провести потому, что даже при эксплуатации в нормальных режимах в антифризе со временем содержание присадок уменьшается, и усиливается коррозия деталей мотора. Жидкость начинает больше пениться, и, следовательно, хуже передать тепло и двигатель может перегреваться. Плановую замену, как правило, осуществлять рекомендуется через каждые два года, а в условиях интенсивной эксплуатации при каждых 60 тыс. км пробега автомобиля.
При попадании в систему охлаждения выхлопных газов потребоваться досрочная замена может. Это случается, к примеру, через неисправную прокладку ГБЦ, или воздуха в зонах утечки, что провоцирует ускоренное старение жидкости. Итак, признаками необходимости этого могут являться следующие признаки:- образуется желеобразная масса с внутренней стороны поверхности расширительного бачка;- антифриз при легком морозе (до минус пятнадцати °С) становится кашицеобразным, что приводит к образованию осадок в бачке;
- начинает срабатывать все чаще электровентилятор радиатора системы охлаждения.
В аварийных ситуациях, к примеру, при замене лопнувшего шланга в дальней дороге, приходится заливать в систему охлаждения воду из случайного источника. В итоге, жесткой с примесями водой активизируется коррозию и вызывается образование чужеродной взвеси, что приводит к торможению циркуляцию жидкости и может стать причиной затруднения работы водяного насоса. Помимо этого, в хонах сильного нагрева появляется накипь, сто ухудшает работу системы охлаждения. Когда антифриз обретает бурый цвет, это значит, что происходит активная коррозия узлов системы охлаждения. А «охлаждайку», разбавленную некачественной водой, стоит при первой же возможности заменить, а заодно и обязательно промыть систему охлаждения.
О порядке замены охлаждающей жидкости – должен осуществляться на холодном двигателе: - снимать крышку расширительного бачка и/или радиатора;- далее, открыть кран радиатора отопителя – это для того, чтобы не осталось жидкости в нем или в подводящих шлангах;- отворачивать пробки в радиаторе и БГЦ мотора, слить старую охлаждающую жидкость в заранее подставленную емкость, далее, установить пробки сливных отверстий обратно; - залить тонкой струйкой новую охлаждающую жидкость медленно через расширительный бачок и закрыть его крышку;
- запускать двигатель, прогреть его, затем отключить его, и после того как он остынет, доливают жидкость до нужного уровня по необходимости.
При проведении плановой замены антифриза достаточно один раз систему промыть дистиллированной водой, или, в крайнем случае, хорошо прокипяченной, талой или же дождевой.Если переходите с воды на антифриз, или замените бурую охлаждающую жидкость или с признаками преждевременного старения, то необходимо удалить продукты коррозии и накипь. Можно сделать это только с применение специальных моющих средств, как требуется в инструкции к ним. О промывках. Они являются водными растворами слабых кислот, таких, как муравьиная, щавелевая, соляная с добавкой ингибиторов коррозии. Далее, следует устранить остатки моющего средства, промыв систему, и как минимум, ещё один раз дистиллированной водой.
О порядке промывки системы охлаждения: - слить «охлаждайку» и залить вместо неё промывочную, аналогичная процедура проводится при замене жидкости; - дать поработать мотор в течение от двадцати до шестидесяти минут, так как чем грязнее была охлаждающая жидкость, которую слили тем больше потребуется времени, чтобы промыть систему;- остановить мотор, слить моющую жидкость и дистиллированной водой промыть систему
- и наконец, залить свежий антифриз.
Уровень антифриза в расширительном бачке может стать меньше штатной нормы в связи испарения из него воды или из-за разгерметизации системы. Если первый случай, то необходимо доливать дистиллированную, а если её нет – прокипяченную в течение тридцати минут воду. При утечках необходимо доливать охлаждающее средство, желательно аналогичной же марки. Для замены или долива следует приобретать охлаждающее средство, одобренное производителем автомобиля, и лучше всего не с временного лотка на улице, а в магазинах.
Нельзя применять концентраты в системе охлаждения мотора – они состоят из «ремикса» этиленгликоля с присадками и небольшого количества воды, и в силу этого имеют температуру кристаллизации -11,5°C, бывает и чуть ниже. Но факт в том, что они предназначены лишь для того, чтобы приготовить антифриза, разбавляя концентрат дистиллированной водой. Какое её количество добавить, для того, чтобы гарантировать нужную температуру замерзания «охлаждайки», о чём указывается в инструкции.
Сама по себе канистра с антифризом говорит о многом – она должна внушать доверие к производителю. Ведь хороший товар редко упаковывается производителями небрежно. Как правило, ёмкость, закрывается пробкой с одноразовой «трещоткой», порой дополнительно защищенной «пломбой» в виде ярлыка или ленты. Нужно знать, что они должны быть не переклеенными, целыми, а зубчатое кольцо на пробке должно иметь плотный контакт с горловиной. Можно проверить герметичность канистры, перевернув её или слегка сжав с боков. Если существует течь на канистре, или она не упругая (понять это можно, когда выходящий воздух шипит). Лучше воздержатся от покупки такой канистры. Если выбрать полупрозрачные канистры, то полезно знать, что хороши тем, что можно их содержимое рассмотреть. Если охлаждающая жидкость мутная, и тем более она с осадком, не стоит покупать. Если канистру встряхнуть, то образовавшаяся пена приблизительно через три секунды должна осесть, а у концентратов – секунд через пять.
Об этикетках. Она, как правило, у качественного товара, хорошо приклеена и сделана. Рисунки, штрих-код, буквы и на ней чёткие цифры, не расплывчатые и не раздвоенные. Информация должна быть полной, не рекламного характера, а главным образом техническая: такие как название фирмы-изготовителя, и такие данные как её телефон и адрес, его температура кипения и замерзания, регламент с аннотацией к применению антифриза, срок её хранения, номер партии, где должна быть и дата изготовления и так далее.
Внимание – очень важно! Продукция на основе этиленгликоли ядовит, и может даже через кожу проникать в организм человека. У него сладковатый вкус, и его очень важно держать в месте, которое недоступно для детей. Для животных также разлитый этиленгликоль представляет определенную опасность. Смертельная доза для человека при приеме внутрь составляет всего тридцать пять см3.
Около трети поломок двигателя связаны с неисправностями системы охлаждения. Многих из них можно избежать, правильно выбрав и вовремя выполнив замену антифриза.
Антифриз — охлаждающая жидкость для автомобильных двигателей, состоящая из этиленгликоля или пропиленгликоля, дистиллированной воды, специальных присадок и красителя.
Поскольку температура замерзания антифриза значительно ниже температуры замерзания воды, использование его в качестве охлаждающей жидкости позволяет избежать повреждений двигателя и деталей его системы охлаждения вследствие увеличения объема замерзающей жидкости.
Чтобы разобраться с путаницей вокруг этих двух понятий, поясним, что «Тосол» — это всего лишь один из видов антифриза, разработанного еще в Советском Союзе в лаборатории Технологий Органического Синтеза.
Название марки «Тосол» – не что иное, как аббревиатура от названия лаборатории.
Промышленный выпуск тосола был налажен еще во времена СССР и эта разновидность антифриза успешно производится и покупается на всем постсоветском пространстве счастливыми обладателями «Жигулей», «Москвичей» и «Волг».
Вместе с появлением на наших дорогах автомобилей иностранного производства, на автомобильном рынке технологических жидкостей появились зарубежные марки антифризов.
У силикатных антифризов, к которым относится и «Тосол», в качестве присадок используются соли неорганических кислот: силикаты, нитраты, нитриты, фосфаты и бораты.
Основной компонент присадок – силикаты – имеют ряд существенных недостатков, негативно сказывающихся на работе всей системы охлаждения двигателя.
Оседая на внутренней поверхности каналов системы охлаждения, они защищают ее от коррозии, поскольку этиленгликоль – достаточно агрессивен в отношении металлов, но, в тоже время, обладая низкой теплопроводностью, ухудшают теплообмен, в особо сложных и запущенных случаях приводя к перегреву и преждевременному износу двигателя.
Кроме того, присадки на основе силикатов через 30 тысяч километров пробега истощаются, теряя антикоррозионные свойства и открывая дорогу коррозии.
Карбоксилатные антифризы, изготовленные на основе органических кислот, лишены многих недостатков, свойственных охлаждающим жидкостям с присадками из силикатов.
Они работают в более широком диапазоне температур, не утрачивая при этом своих эксплуатационных свойств и образуют защитный слой лишь в местах образования коррозии, не ухудшая при этом теплообмена двигателя.
Антифризы на основе карбоксилатов стабильны, не образуют осадок, закупоривающих каналы системы охлаждения и не превращаются в гели по происшествии некоторого времени, как это часто случается с их силикатными сородичами.
Состав карбоксилатных антифризов обедняется значительно медленнее, увеличивая срок эксплуатации охлаждающих жидкостей на основе органических кислот, который обычно составляет свыше 200 тысяч километров.
Класс антифризов G11 включает в себя самые дешевые охлаждающие жидкости, в состав которых входит этилен гликоль и незначительное количество присадок на основе силикатов, придающих антифризу антикоррозийные, антипенные и смазывающие свойства.
Имеет невысокую стоимость, но и срок службы их ограничен всего несколькими десятками тысяч километров пробега.
G12 – класс антифризов на основе этиленгликоля и карбоксилатных присадок. Имеют более стабильные и совершенные свойства, дольше служат, но и стоят значительно дороже.
G13 – экологичное семейство охлаждающих жидкостей. Благодаря использованию в качестве хладагента пропиленгликоля не отравляют окружающую среду, поскольку антифризы класса G13 не ядовиты и быстрее разлагаются. В качестве присадок используются карбоксилаты. Имеют самую высокую стоимость среди всех остальных классов антифризов.
Меняйте антифриз в случае его обесцвечивания и окрашивания в коричневый цвет, появления осадка или образования на стенках и горловине расширительного бачка гелеобразной массы.
Антифриз, утративший свои эксплуатационные свойства начнет пениться, ухудшая теплообмен двигателя, он станет разъедать металлические детали двигателя и системы охлаждения.
Здесь все просто – руководствуйтесь требованиями к охлаждающей жидкости, предъявляемыми производителем конкретной марки машины и изложенными в паспорте автомобиля.
Консультацию по вопросу выбора антифриза можно также получить на предприятиях автосервиса или в специализированных сервисных центрах.
Емкость или канистра с антифризом должна быть эстетичной и прочной, закрываться крышкой, снабженной пластмассовой пломбой-трещоткой.
На этикетке обязательно должны быть указаны: предприятие-изготовитель, его полные реквизиты, дата изготовления и срок годности охлаждающей жидкости.
Жидкость внутри полупрозрачной канистры не должна иметь хлопьев и осадка, а пена, образующаяся при встряхивании упаковки должна оседать через три секунды.
При надавливании на емкость с антифризом, из нее не должен выходить воздух, а при переворачивании канистры вверх дном из-под крышки не должно ничего вытекать.
При плановой замене антифриза в ожидании зимних морозов, не забудьте также заменить моторное масло, тормозную и стеклоомывающую жидкости.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453