Нарекания водителей на то, что при всех случаях нагревания мотора в его функционировании начинают происходить странные вещи с оборотами (так называемый «плавающий эффект»), приходится слышать не так уж и редко. Этот неприятный казус присущ бензиновым двигателям, имеющим инжекторный, карбюраторный форматы, а также моторам, работающим на дизельном топливе. Если при нагреве мотора обороты внезапно забарахлили, это верный сигнал того, что с ним случилось непредвиденное и надо без промедления искать причину и устранять неисправность.
Устранение проблемы плавающих оборотов двигателя.Если плавают обороты на прогретом двигателе при нагрузке или в холостом режиме, следует незамедлительно провести комплексную диагностику автомобиля, чтобы не усугубить ситуацию. Но на начальном этапе исследования целесообразно разобраться с особенностями плавания оборотов. Зафиксировать это поможет обыкновенный тахометр. Если с двигателем всё нормально, с помощью тахометра будут фиксироваться стабильные показатели примерно одного и того же уровня (около 800 оборотов в минуту), без резких прыжков. Однако если с мотором что-то неладно, диапазон показаний тахометра стремительно увеличится, составляя в минуту от 500 до 1500 оборотов.
Скидки на новые автомобили! Выгодный кредит от 9.9%Рассрочка 0%Наличие плавания оборотов доказывает и величина рокота мотора, которая время от времени то нарастает, то падает. Кроме того, в салоне автомобиля из двигателя начинают отчётливо ощущаться изменяющиеся подобно синусоиде вибрации разной силы. Подобные казусы чаще всего фиксируют при нестабильных оборотах мотора, который действует в холостом режиме.
Однако «прыжки» тахометра иной раз наблюдаются и во время промежуточных оборотов двигателя, что присуще дизельным моторам. При отклонениях от нормы тахометр может показывать совершенно немыслимый диапазон оборотов. Например, от 500 до 1000, а затем до 1500 оборотов в минуту, после чего они стремительно падают, в обратном порядке, до 500 оборотов. Это отчётливо заметно, когда на двигатель нарастает нагрузка:
В подобных случаях мотору на ХХ при отсутствии лишней нагрузки удаётся держать обороты стабильно, но как только она появляется, обороты тут же падают и мотор почти глохнет. Дополнительными «наводками» считаются необоснованное увеличение расхода топлива и другие факторы.
Обнаружив плавание оборотов, опытные водители приступают к проверке соответствующей электроники. Во время диагностики уделяют особенное внимание дроссельному узлу, а также датчикам и исполнительным устройствам. Нуждается в диагностировании и работа иных механизмов, в том числе системы зажигания и регулятора холостого хода, а также воздушный, топливный фильтры, форсунки инжектора и т. д. Особенно много мороки с регулятором и датчиком расхода воздуха. По итогам тщательной диагностики нередко оказывается, что вся причина – в сильной загрязнённой дроссельной заслонке, которая по этой причине не закрывается, как следует, или в механическом повреждении дросселя. В первом случае аккуратная очистка заслонки сразу же дает положительный результат, а во втором лучше всего поменять дроссель на новый.
Помимо того, стоит проверить клапан вентиляции автомобильного картера, поскольку его выход из строя тоже может быть связан с плавающими оборотами. После прогрева двигателя плавают обороты и вследствие такого, на первый взгляд, пустяка, как наличие ржавчины на лопастях ТНВД. Это часто встречается тогда, когда автомобиль долгое время не эксплуатировался, оставаясь в гараже. В карбюраторных же моторах часто встречающейся причиной плавающих оборотов становятся сбитые настройки, регулировка карбюратора, перебои в работе карбюраторного электроклапана, засорение жиклера, некоторые иные факторы. Поэтому интегральный вывод из всего изложенного однозначен: надо проводить всестороннюю диагностику автомобильного двигателя с применением эффективных приборов и опытных специалистов.
Причиной отклонения работы двигателя от нормальных параметров может быть также неисправность датчика регулятора холостого хода (РХХ). Вся соль в том, что в машинах его, как правило, не дополняет система самоконтроля, поэтому бортовые компьютеры или чек-эйнджи не сигнализируют о его поломке. Однако плавание оборотов – одна из ключевых примет неисправности датчика РХХ, поэтому нужен его тщательный осмотр и, при необходимости, его ремонт или даже замена, тем более что его стоимость относительно невысокая.
Симптомы выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) во многом схожи с приметами поломки датчика РХХ. Однако при выходе из строя ДПДЗ об этом будет сигнал от бортового компьютера или чек-эйнджа.
Как уже отмечалось выше, повышенные обороты холостого хода автомобиля на прогретом двигателе могут быть следствием того, что загрязнена дроссельная заслонка. Накопившаяся на ней со временем грязь не дает ей возможности свободно, до конца закрываться, как предусмотрено, поэтому ее надо основательно почистить. Вместе с тем, некоторые водители с удивлением отмечают, что иной раз даже основательной прочистки заслонки вместе с клапаном холостого хода оказывается недостаточно. Так, мотор по-прежнему сохраняет высокие обороты, причём тормозная педаль теряет свою упругую эластичность, становясь очень жесткой. Тогда, по мнению экспертов, придётся браться за очистку клапана VVTi. Есть также рекомендации взяться за промывку клапана холостого хода.
Случается также такая ситуация: спустя несколько лет работы автомобиля у него вдруг начинаются перебои с оборотами. Они то резко поднимаются, то тут же стремительно падают. После того, как машина прогреется, такие скачки исчезают, однако лишь до следующего завода двигателя, после чего повторяются снова, причём с нарастающим эффектом. В итоге причиной оказывается неисправность датчика температуры мотора. В подобных случаях его лучше всего заменить новым.
Водители-практики отмечают также такую нередко встречающуюся причину плавающих оборотов, как дефект выпускного коллектора. Скорее всего, в нём по разным причинам образовалась трещина или вышла из строя прокладка. В итоге при работе двигателя получается утечка, при этом часть отработанных газов могла попасть в кислородный коллектор, в результате чего начались несанкционированные «прыжки» мотора.
По наблюдениям специалистов, наиболее часто феномен плавания оборотов на холостом ходу присущ двигателям инжекторного типа, в которых за холостой ход отвечают «закрепленные» за ним регулировщики – электронные блоки управления мотором. Они призваны постоянно анализировать данные о функционировании холостого хода, а при появлении сбоев – давать соответствующим механизмам команду исправлять ошибки. Поэтому причиной появления плавающих оборотов зачастую являются поломки в электронике.
Обнаружив в автомобиле эффект плавающих оборотов, водителю надо отнестись к этому со всей серьезностью, чтобы ситуация не усугубилась, не привела к серьёзной поломке двигателя, а его масштабный ремонт, как известно, всегда стоит недёшево. Поэтому лучше провести основательную диагностику авто, и если в ее процессе будет обнаружено, какие именно деталь или блок вышли из строя – заменить их новыми, после чего двигатель заработает нормально.
Достаточно распространенной неисправностью, которая свойственна бензиновым инжекторным и карбюраторным ДВС, а также дизельным моторам, является проблема плавающих оборотов двигателя.
Важно понимать, если обороты двигателя плавающие на холостом ходу или под нагрузкой, это указывает на необходимость проведения комплексной диагностики в целях определения и устранения неисправностей.
В этой статье мы поговорим о том, почему происходит плавание оборотов, какую опасность для силового агрегата может представлять данная проблема, а также по каким причинам плавают обороты на горячую.
Обороты двигателя плавают: симптомы и основные причины
Прежде всего, заметить плавающие обороты помогает тахометр. Чаще всего плавание оборотов проявляется на холостом ходу. В норме даже на слегка прогретом двигателе стрелка тахометра во время работы на холостых должна стабильно держаться на отметке около 800 об/мин.
Исключением являются только прогревочные обороты ХХ, когда ЭБУ на инжекторных моторах сам поднимает обороты до 1000-1100 об/мин. При этом после того, как температура двигателя немного повысится, блок управления опустит обороты холостого хода до нужной отметки 750-800 об/мин.
Если же возникают сбои в работе двигателя, тогда стрелка тахометра может сильно падать, затем снова подниматься (обороты скачут, например, с 500 об/мин. до 800 оборотов, с 800 до 1500 и затем снова падают до 500 об/мин).
Также скачки оборотов можно наблюдать в том случае, если увеличить нагрузку на двигатель (нажать на педаль тормоза, покрутить рулем на машине с гидроусилителем, включить кондиционер или климат-контроль и т.д.). Еще обороты могут плавать в движении на переходных режимах.
В этом случае без дополнительной нагрузки двигатель может на ХХ держать обороты стабильными, однако как только нагрузка появляется, обороты падают, двигатель почти или полностью глохнет.
Кстати, если в автомобиле нет тахометра, плавающие обороты можно определить на слух по звуку работы мотора, так как шум ДВС под одинаковой нагрузкой постоянно становится сильнее и слабее, вибрации также изменяются по степени интенсивности.
Также водитель может заметить значительное увеличение расхода топлива, изменяется приемистость мотора при выходе из переходных режимов, возможно появление рывков и провалов при разгоне и т.д.
Распространенные причины плавающих оборотов
Итак, с основными симптомами разобрались. Теперь перейдем к причинам. Сразу отметим, плавающие обороты на холостом ходу чаще являются проблемой инжекторных двигателей. Дело в том, что за холостой ход в этом случае отвечает сложная система ЭСУД.
Указанная система предполагает наличие контроллера, датчиков и исполнительных устройств. Блок управления получает сигналы от датчиков и передает команды на исполнительные устройства, (например, РХХ), поддерживая стабильные обороты двигателя на холостом ходу и других режимах независимо от нагрузки на ДВС.
Однако любые сбои, которые связаны с подачей воздуха, топлива, нарушением состава рабочей топливно-воздушной смеси или ее воспламенением, а также различные механические поломки приведут к плаванию оборотов.
Получается, начинать проверку стоит с дроссельного узла, датчиков и исполнительных устройств. В диагностике также нуждается система зажигания, регулятор холостого хода, ДМРВ, необходимо оценить состояние топливного и воздушного фильтров, инжекторных форсунок и т.д.
Если в работе устройства возникают сбои, ЭБУ не способен правильно «подобрать» состав смеси на холостом ходу, в результате обороты плавают.
Так или иначе, на ЭБУ не поступает корректных данных о расходе воздуха, что приводит к нарушению смесеобразования и скачкам оборотов двигателя.
Для предотвращения подобных осложнений необходимо периодически чистить дроссель от грязи, а также на многих автомобилях после чистки требуется дополнительное обучение дроссельной заслонки.
На моторах с пробегом картерных газов скапливается много по причине естественного износа ЦПГ. Избыточное количество таких газов приводит к нарушению состава смеси в том случае, если клапан вентиляции картера подклинивает. Это также является частой причиной того, что обороты двигателя плавают.
Еще добавим, если плавают обороты дизельного двигателя, к этому часто приводит ржавчина ржавчины на лопастях ТНВД. Коррозия образуется по причине наличия воды в дизтопливе.
Советы и рекомендации
Давайте рассмотрим, как можно устранить некоторые неисправности, которые приводят к плаванию и скачкам оборотов, причем сделать это своими руками.
Главное, отключить от дроссельной заслонки электрические контакты. Добавим, что на многих авто, где заслонка была сильно загрязнена, нужно затем дополнительно выставить правильный зазор открытия заслонки или «обучить» дроссель при помощи соответствующего оборудования.
Еще добавим, чтобы удалить ржавчину из ТНВД, можно воспользоваться специальными очистителями, которые заливаются в топливный бак. Также в некоторых источниках упоминается способ, когда в топливо добавляют немного моторного масла (около 200 мл. на полный бак).
Как утверждают водители, это позволяет защитить насос от коррозии и является профилактической мерой. При этом отметим, что такой способ подходит для строй техники и крайне не рекомендуется практиковать подобные решения на современных дизельных ДВС.
Подведем итоги
Как видно, существует много причин, по которым скачут и плавают обороты двигателя. При этом в ряде случаев нестабильные обороты могут проявляться как на холодном, так и на горячем двигателе, в режиме холостого хода, на переходных режимах, под нагрузкой и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему двигатель глохнет на холостых оборотах. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым мотор перестает работать в режиме холостого хода, а также о способах диагностики и ремонта данной неисправности.Важно понимать, если скачут обороты двигателя (на горячую, на холодную или постоянно), данная неисправность является достаточно серьезной и требует быстрого решения возникшей проблемы. В противном случае дальнейшая эксплуатация двигателя может привести к поломкам силового агрегата и его дорогостоящему ремонту.
Плавающие обороты холодного мотора являются неисправностью, которая встречается как на бензиновых, так и на дизельных авто. Может наблюдаться затрудненный пуск, двигатель неустойчиво работает в режиме холостого хода или сразу глохнет. Обороты могут также плавать в движении, что более характерно для дизельного ДВС.
Список потенциальных причин плавающих оборотов холостого хода достаточно широкий. Среди основных отмечены:
Засорение инжекторных форсунок и неисправности в системе топливоподачи могут приводить к нестабильным показаниям на тахометре. Для дизельного двигателя распространены неисправности в системе подачи горючего ТНВД в режиме холостого хода.
Наиболее частыми причинами плавающих оборотов современного двигателя выступает датчик массового расхода воздуха, датчик положения дроссельной заслонки, регулятор холостого хода и датчик скорости. Для самостоятельной диагностики необходимо воспользоваться методом исключения.
Что касается датчика скорости, то данное устройство крепится на КПП и передает сигналы на контроллер с определенной частотой. ЭБУ таким образом понимает, с какой скоростью движется машина. Блок управления ДВС ограничивает подачу топлива, а регулятор холостых оборотов инициирует подачу воздуха в обход дросселя. Дополнительно в процессе диагностики необходимо очищать область дроссельной заслонки и проверять работоспособность датчика положения заслонки.
Быстро определить неисправность датчика скорости можно путем анализа показаний спидометра. Если мотор глохнет на холостых, а стрелка на приборе остается неподвижной с набором скорости, тогда стоит проверить контактную группу и/или заменить датчик.Датчик положения коленчатого вала выступает синхронизирующим элементом зажигания и топливоподачи. Его неисправность проявляется таким образом, что двигатель попросту не заводится.
Если плавают обороты дизельного двигателя, тогда проблема может заключаться в том, что подвижные лопасти топливного насоса могут заедать. Подобное явление может быть вызвано попаданием ржавчины. Коррозия возникает от того, что в дизтопливе зачастую наблюдается присутствие воды. Примечательно, что в подобном случае обороты могут плавать как на холодном, так и на прогретом дизеле.
Явление, при котором обороты двигателя на холостом ходу начинают бесконтрольно ускоряться или замедляться, называют «плавающими оборотами». Эта проблема хорошо известна, данная неисправность создает немало неудобств в пути, особенно если мотор вовсе глохнет посреди перекрестка. Чтобы избежать этого и более серьезных поломок, нужно установить, почему плавают обороты на холостом ходу, и своевременно убрать эту проблему.
Эта проблема проявляется вскоре после запуска двигателя. Водитель, как правило, ожидает прогрева, и при подъеме показателя тахометра до 2-2,5 тыс. оборотов показатели падают до 800-900, а потом начинают колебаться от 500 до 1,5 тыс. об. в минуту. Как правило, обороты на прогретом двигателе плавают в течение 5-10 минут, но потом эта неполадка появляется регулярно.
Причин, по которым возникает неисправность, может быть довольно много, и зависят от того, какой тип двигателя стоит на автомобиле.
На многих отечественных машинах стоит карбюраторный мотор, поломка на котором может быть вызвана такими причинами:
Некоторые причины плавающих оборотов можно убрать самому, другие требуют вмешательства специалистов. В любом случае, если вы не уверены в том, что именно случилось с мотором, не следует пытаться исправлять неполадки самостоятельно.
Большое распространение получили инжекторные моторы с электронным впрыском бензина. В них подобные проблемы чаще всего связаны с выходом из строя датчиков. Электронный блок не может нормально считать информацию, что вносит разлад в работу силового узла.
Если в таком автомобиле плавают обороты на горячую, причина может быть в следующем:
Если на холодном двигателе плавают обороты, нужно проверить регулятор холостого хода используя тестер. Если сопротивление выбивается из нормального диапазона от 40 до 80 Ом, скорее всего РХХ перестает работать нормально. Реже такую нестабильность работы мотора вызывает датчик массового расхода воздуха. Ввиду сложности таких неисправностей, мы рекомендуем немедленно обратиться в СТО.
Также нужно упомянуть особенности работы дизельных авто. Здесь причиной для дестабилизации оборотов является наличие коррозии на подвижных элементах насоса питания, из-за которой они часто заклинивают. Знание о том, что являет собой неполадка с «плавающими оборотами» не всегда помогает избавиться от нее, но зато оно избавляет вас от паники. Воспользовавшись этой информацией, вы сможете быстро определить, в чем проблема, и найти способ ее решения.
Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:
Плавают обороты - решаем проблему
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453