С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Поршень с шатуном


Поршень, шатун. Сборка

Перед сборкой необходимо проверить не параллельность между осями нижней и верхней головок шатуна, которая при замере на расстоянии 125 мм от стержня шатуна не должна быть более ±0,10 мм.

При сборке группы шатун — палец — поршень необходимо обеспечить расширение головки шатуна путем его нагрева до температуры 240° С, чтобы дать возможность вставить палец.

Для нагрева используется электропечь с термостатической регулировкой.

При укладывании в печь верхнюю головку шатуна необходимо располагать внутрь печи.

Печь регулируют на температуру 240° С. Когда погаснет сигнальная лампа, указывающая на достижение установленной температуры, можно извлечь шатуны универсальными щипцами А.81109.

Если шатуны вводятся в печь, уже нагретую до 240° С, необходимо выдержать их в печи в течение 15 мин.

Запрессовку пальца следует выполнять как можно скорее, так как шагун быстро охлаждается, а в охлажденном шатуне нельзя изменить положение пальца.

Поршневой палец устанавливают в следующей последовательности.

Приготовить палец, предназначенный для сборки, надев его на валик приспособления А.60325. Установить на конце этого валика направляющую, закрепив ее упорным винтом. Винт затягивают неплотно, чтобы не произошло заклинивания вследствие расширения пальца в контакте с нагретым шатуном.

После извлечения из печи быстрым движением зажать шатун в тисках.

Надеть поршень на шатун так, чтобы метка П на поршне и отверстие на шатуне для выхода масла находились с одной стороны. Затем закрепленный на приспособлении Л.60325 поршневой палец протолкнуть в бобышку и в верхнюю головку шатуна так, чтобы заплечик приспособления соприкасался с бобышкой.

Во время этой операции поршень должен удерживаться в горизонтальной плоскости относительно верхней головки шатуна так, чтобы бобышка соприкасалась с верхней головкой шатуна. Таким образом, палец сможет занять нужное положение.

После сборки группы шатун—палец—поршень необходимо проверить прочность запрессовки пальца с помощью динамометрического ключа и приспособления А.95614  в следующем порядке.

Опустить кронштейн индикатора, вставить в отверстие пальца резьбовой стержень и продвинуть его в отверстие бобышки до упора головки стержня в торец пальца. На конец стержня навернуть гайку и подвернуть ее так, чтобы она, соприкасаясь с опорой, выбрала возможные зазоры.

Приподнять кронштейн индикатора до горизонтального положения, закрепить его рукояткой  и установить штифт индикатора на головке стержня, вставленного в палец. Установить на нуль индикатор и вставить в паз резьбового стержня упор во избежание проворачивания стержня. Динамометрическим ключом завернуть гайку 5 стержня (момент затяжки 1,3 кГм, соответствующий осевой нагрузке в 400 кг).

Посадка пальца в шатуне будет правильной, если после прекращения действия динамометрического ключа и возвращения гайки в первоначальное положение стрелка индикатора возвратится на нуль шкалы. Натяг в сопряжении пальца с верхней головкой шатуна должен быть равен 0,010—0,042 мм. В случае проскальзывания пальца в верхней головке шатуна необходимо заменить шатун новым.

   По окончании сборочных операций, прежде чем установить группу  шатун—палец—поршень в двигатель, следует проверить перпендикулярность осей группы с помощью прибора Ар.5051 на расстоянии 125 мм от вертикальной оси шатуна (при отклонении от перпендикулярности свыше ±0,40 мм шатун можно выправить с помощью ключа А.60189) и смазать палец через отверстия в бобышках поршня.

Разборка и сборка шатунно-поршневой группы двигателя объёмом 1.6

Разборка крышки шатуна

ВНИМАНИЕ

Расположите снятые детали (шатуны, крышки шатунов, вкладыши шатунных подшипников) в порядке их соответствия номерам цилиндров, чтобы обеспечить последующую правильную сборку.

Рис. 2.71. Компоненты поршня и шатуна

Отверните болты крепления крышки шатуна, затем снимите крышку шатуна и нижний вкладыш шатунного подшипника.

Вытолкните поршень и шатун в сборе из блока цилиндров в направлении к поверхности под прокладку головки цилиндров.

Разборка и сборка узла поршня и шатуна (снятие и установка поршневого пальца)

Рис. 2.72. Разборка узла поршень-шатун

С помощью специальных инструментов (09234-33001 и 09234-33002) выполните разборку и сборку узла поршня и шатуна (рис. 2.72).

Поршневой палец запрессован в верхнюю головку шатуна, и поршень скользит по нему.

Набор специальных инструментов состоит из основания с подставкой и вставками, направляющих, переходников, штока-толкателя для снятия и штока-толкателя для установки. При снятии или установке поршневого пальца поршень удерживается на основании приспособления. Направляющие приспособления облегчают позиционирование поршневого пальца при его снятии и установке, когда шатун опирается на вставки подставки.

Рис. 2.73. Извлечение пальца с помощью пресса

Для снятия поршневого пальца уложите поршень на основание и расположите шатун на вставке подставки. Вставьте шток-толкатель (для снятия) через дугу верхней части основания в поршневой палец и извлеките палец с помощью пресса (рис. 2.73).

При установке нового пальца необходимо установить соответствующую вставку подставки для поддержки шатуна.

Расположите верхнюю головку шатуна внутри поршня. С одной стороны поршня вставьте соответствующую направляющую через поршень и шатун, затем слегка осадите направляющую от руки, чтобы она удерживалась поршнем. С другой стороны поршня вставьте поршневой палец и уложите вместе поршень и шатун на основание приспособления так, чтобы направляющая пальца была снизу.

Рис. 2.74. Направляющая центрирования шатуна

ПРИМЕЧАНИЕ

Направляющая необходима для центрирования шатуна относительно бобышек поршня. Если сборка выполнена правильно, то направляющая пальца будет стоять точно по центру отверстия дуги верхней части основания и касаться вставки подставки. Если используется направляющая пальца неправильного размера, то поршень (и шатун) и поршневой палец не будут находиться на одной оси с отверстием основания (рис. 2.74).

Рис. 2.75. Схема запрессовки пальца в поршень и верхнюю головку шатуна

Вставьте шток-толкатель (для установки) через отверстие дуги верхней части основания до упора в переходник на поршневом пальце и с помощью гидравлического пресса заведите палец в поршень и верхнюю головку шатуна. Продолжайте запрессовку до момента, когда направляющая пальца упадет снизу основания и шток-толкатель упрется в дугу верхней части основания (рис. 2.75).

ВНИМАНИЕ

Не превышайте усилия 12500±5000 Н при запрессовке поршневого пальца в момент, когда шток-толкатель упрется в дугу верхней части основания.

Проверка поршня и поршневого пальца

Проверьте каждый поршень на отсутствие царапин, задиров, износа и других дефектов. Замените поршень при наличии дефектов.

Проверьте каждое поршневое кольцо на отсутствие изломов, повреждений или значительного износа. Замените дефектные кольца. При необходимости замены поршня одновременно следует заменить его поршневые кольца.

Убедитесь, что поршневой палец входит в бобышки поршня. Замените поршень и поршневой палец комплектом при наличии дефектов. При комнатной температуре под нажимом руки поршневой палец должен легко входить в отверстие поршня.

Проверка поршневых колец

Измерьте зазор между компрессионным кольцом и канавкой поршня (рис. 2.76).

Если измеренный зазор превышает предельно допустимое значение, установите новое поршневое кольцо и повторно измерьте зазор. Если измеренный зазор снова превышает предельно допустимое значение, замените поршень и кольца в сборе. Если измеренный зазор меньше предельно допустимого значения, замените только поршневые кольца.

Значения зазора между поршневым кольцом и канавкой поршня приведены ниже.

Номинальное значение:

компрессионное кольцо №1 – 0,04–0,085 мм;

компрессионное кольцо №2 – 0,04–0,085 мм.

Предельно допустимое значение:

компрессионное кольцо №1 – 0,1 мм;

компрессионное кольцо №2 – 0,1 мм.

Рис. 2.77. Проверка зазора в замке поршневого кольца

Для измерения зазора в замке поршневого кольца установите поршневое кольцо в отверстие цилиндра (рис. 2.77).

Расположите кольцо под прямым углом к образующей стенки цилиндра, осторожно перемещая его вниз с помощью поршня.

Измерьте зазор в замке кольца плоским щупом (рис. 2. 78).

Если измеренный зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршневое кольцо.

Значения зазора в замке поршневого кольца приведены ниже.

Номинальное значение:

компрессионное кольцо №1 – 0,20–0,35 мм;

компрессионное кольцо №2 – 0,30–0,45 мм;

маслосъемное кольцо – 0,2–0,7 мм.

Предельно допустимое значение:

компрессионные кольца №1 и №2 – 1,0 мм;

маслосъемное кольцо – 1,0 мм.

При замене поршневых колец без расточки цилиндров в ремонтный размер проверяйте зазор в замке кольца в точке, расположенной в нижней части цилиндра (зона наименьшего износа).

Рис. 2.78. Измерение зазора в замке поршневого кольца

ПРИМЕЧАНИЕ

Идентификационная метка ремонтного размера расположена на верхней части поршневого кольца около замка кольца.

Рис. 2.79. Пазы вкладышей в крышке шатуна и шатуне

При установке крышки шатуна убедитесь, что метки номера цилиндра (сделанные при разборке) на шатуне и крышке шатуна совпали. При установке нового шатуна убедитесь, что фиксирующие пазы вкладышей в крышке шатуна и шатуне расположены с одной стороны (рис. 2.79).

Замените шатун при наличии повреждения торцевой поверхности верхней или нижней головок. Если присутствует изгиб или скручивание шатуна или поверхность отверстия под поршневой палец в верхней головке шатуна значительно изношена, замените шатун.

Сборка

Рис. 2.80. Установка расширителя маслосъемного кольца

Установите расширитель маслосъемного кольца (рис. 2.80).

Рис. 2.81. Схема установки верхнего скребка маслосъемного кольца

Установите верхний скребок маслосъемного кольца. Для установки скребка сначала установите один конец скребка между расширителем и канавкой поршня, затем, удерживая конец скребка, нажимайте пальцем на скребок, чтобы завести его в канавку, как показано на рисунке 2.81.

ВНИМАНИЕ

Не применяйте экспандер поршневых колец при установке скребков маслосъемного кольца.

Рис. 2.82. Установка нижнего скребка маслосъемного кольца

Установите нижний скребок маслосъемного кольца в соответствии с предыдущей процедурой (рис. 2.82).

Нанесите моторное масло на поршень и канавки поршня под кольца по всей окружности.

С помощью экспандера поршневых колец установите компрессионное кольцо №2.

Рис. 2.83. Схема установки компрессионного кольца №1

Установите компрессионное кольцо №1 (рис. 2.83).

Расположите замки колец как можно дальше друг от друга. Убедитесь, что замок какого-либо кольца не находится на оси поршневого пальца или перпендикулярном данной оси направлении (рис. 2.84).

С помощью специального приспособления надежно зафиксируйте поршневые кольца на поршне перед установкой поршня в сборе в цилиндр.

Установите верхние вкладыши коренных подшипников в блок цилиндров.

Рис. 2.85. Установка нижнего вкладыша коренного подшипника в крышку шатуна

Установите нижние вкладыши коренных подшипников в крышки шатунов (рис. 2.85).

При установке убедитесь, что «передняя» метка на поршне и «передняя» идентификационная метка на шатуне направлены к передней части двигателя (к ремню привода ГРМ).

При установке нового шатуна убедитесь, что фиксирующие пазы вкладышей на шатуне и крышке шатуна расположены с одной стороны.

При сборке болты крепления крышек шатунов следует затягивать, используя угловой метод затяжки, следующим образом:

– нанесите масло на резьбу гаек крепления и места контакта шатуна гаек и болтов;

– затяните болты крепления крышек шатунов номинальным моментом затяжки.

Момент затяжки гаек крепления крышек шатунов: 32–35 Н·м.

ВНИМАНИЕ

Не устанавливайте повторно бывшие в эксплуатации (снятые при разборке) болты крепления крышек шатунов.

При установке новых болтов крепления крышек шатунов не затягивайте их более трех раз.

Проверьте боковой зазор между нижней головкой шатуна и соответствующей щекой коленчатого вала.

Боковой зазор нижней головки шатуна:

номинальное значение – 0,1–0,25 мм;

предельно допустимое значение – 0,4 мм.

Установите маслозаборник.

Установите масляный поддон.

Установите головку цилиндров.

Источник: http://automn.ru/hyundai-matrix/hyundai-37164-10.m_id-4934.m_id2-4936.html

Установка поршня с шатуном

  • Покройте моторным маслом поверхности отверстий цилиндров.
  • Все шатуны в сборе разложите по номерам цилиндров. Приливы на нижней головке шатуна и его крышке, а также стрелки на донышках поршней должны быть направлены в сторону ременного шкива коленвала.
  • Замки колец расположите равномерно по периметру, через 120 градусов.
  • Установите на поршневые кольца приспособление — хомут и утопите кольца полностью в канавки поршня.
  • На болты шатуна наденьте отрезки резиновых или пластмассовых трубок, чтобы не повредить при установке поверхность гильзы цилиндра.
  • Поверните коленвал так, чтобы два его колена находились в ВМТ.
  • Положите двигатель набок. В этом положении удобнее соединять нижнюю головку шатуна и шатунную шейку.
  • Вставьте шатун в цилиндр. Полувкладыш шатуна должен уже находиться в отверстии нижней головки шатуна.
  • Вставьте поршень в цилиндр так, чтобы кольца по очереди вошли в цилиндр, а нижняя головка шатуна села на шатунную шейку.
  • Обязательно проследите, чтобы оба прилива, показанные на рисунке находились рядом.

    Рис. Приливы на шатуне и его крышке — со стороны ременного шкива коленвала

  • Затягивайте гайки шатунных болтов поэтапно и по очереди моментом 30 Нм, а затем из этого положения доверните еще на 90 градусов (на 1/4 оборота).
  • После установки шатуна несколько раз поверните коленвал, чтобы проверить качество и правильность сборки. При появлении заметного сопротивления необходимо найти и устранить его причину. Возможны следующие случаи:
    • грязь под вкладышем или на нем
    • установка крышек на несоответствующие им шатуны
    • проворот вкладыша с валом
    • заклинивание поршневых колец
  • Проверьте щупом зазор между боковой поверхностью нижней головки шатуна и опорной поверхностью шатунной шейки коленвала, так как это показано на рисунке. Это осевой зазор шатуна, он не должен превышать 0,37 мм.

    Рис. Измерение зазора шатуна на шатунной шейке

  • Установите на место масляный картер.

Метки: Поршень двигателяШатун

(оцени первым)

3.4.5. Сборка поршней и шатунов

Чтобы правильно собрать шатун с поршнем и установить его в двигателе в надлежащем положении, воспользуйтесь ранее нанесенной маркировкой. Если была произведена замена поршней, то проверьте, чтобы все поршни относились к одному типу. При сборке поршня и шатуна соблюдайте следующие рекомендации:

Рис. 130. Маркировка днища поршней перед их снятием
- стрелка на днище поршня (либо нарисованная, либо выбитая, если поршень новый) должна указывать в направлении передней части двигателя (см. рис. 130);
Рис. 56. Сборка шатуна и крышки подшипника шатуна. Стрелками показаны выступы
- литые выступы на шатуне и крышке шатуна (см. рис. 56) должны указывать в направлении звездочки коленчатого вала двигателя;
Рис. 55. Маркировка шатуна и крышки подшипника шатуна
- маркировка номера цилиндра (см. рис. 55) должна быть одинаковой для шатуна и крышки шатуна. Сборку поршней и шатунов проводите в следующем порядке: - нагрейте поршень до температуры 60° C (для этого положите его в горячую воду) и подберите оправку, которая должна входить внутрь поршневого пальца;
Рис. 133. Установка поршневого пальца с помощью оправки
- от руки с помощью оправки вставьте поршневой палец в нагретый поршень и шатун (рис. 133). Если поршень очень горячий, то его можно обернуть тряпкой;
Рис. 132. Детали шатунно-поршневой группы: 1 — поршневые кольца; 2 — стопорное кольцо; 3 — поршневой палец; 4 — поршень; 5 — шатун; 6 — болт крепления шатуна; 7 — вкладыш подшипника шатуна; 8 — блок цилиндров; 9 — крышка подшипника шатуна; 10 — гайка шатуна; А — метки на шатуне и крышке; В — положение литых выступов
- установите пружинные стопорные кольца 2 (см. рис. 132) на обе стороны поршневого пальца 3 и убедитесь, что они плотно сидят в пазах;
Рис. 65. Проверка легкости хода шатуна
- проверьте: шатун после сборки свободно перемещается вперед-назад (см. рис. 65). Он должен двигаться плавно, не должно чувствоваться никаких заеданий;
Рис. 58. Снятие поршневого кольца с помощью съемника
- смажьте моторным маслом канавки на поршне и поршневые кольца и с помощью специальных щипцов для установки поршневых колец (см. рис. 58) установите поршневые кольца в канавки. Если на кольце нанесена метка «Oben» или «Тор», то кольцо устанавливайте меткой вверх (к днищу поршня). Компрессионные поршневые кольца легко перепутать. По этой причине нужно перед установкой посмотреть на их поперечное сечение;
Рис. 59. Снятие поршневого кольца с помощью металлических полосок
- если специальных щипцов для установки поршневых колец нет, то можно использовать металлические полоски (см. рис. 59). Для этого наденьте кольца на металлические полоски и подведите их на уровень поршневых канавок. После чего, вытащите металлические полоски и установите поршневые кольца в канавки.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости