У колесных дисков существуют несколько важных параметров, знание которых поможет вам правильно подобрать как сами диски, так и покрышки для вашего авто. Рассмотрим основные понятия, такие как: посадочный размер колесного диска, ширина диска, вылет диска, PCD и другие.
1. Посадочный диаметр (размер) диска, обозначается в дюймах. Автопроизводитель, как правило, допускает применение нескольких вариантов. В любом случае, стоит внимательно изучить информацию в сервисной книжке автомобиля или проконсультироваться у дилера. Применение несоответствующих размеров дисков существенно снижает безопасность движения.
2. Ширина диска, обозначается в дюймах. Стандартный ряд: 3.5; 4.0; 4.5; 5.0; 5.5; 6.0; 6.5; 7.0. Спортивные авто и внедорожники могут иметь еще большую ширину. Ширина диска должна соответствовать устанавливаемой на этот диск покрышке. Тут необходимо учитывать, что ширина диска должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Например, при подборе диска к покрышке 195/70 R15 ширина протектора составляет 195 см, соответственно в дюймах это 7.68 (1 дюйм равен 25.4 мм). Теперь нужно это значение уменьшить на 25-30% и округлить до ближайшего стандартного ряда. В нашем примере получается диск с шириной 5.5 дюйма.
3. DIA, обозначается в мм. Величина центрального отверстия. При покупке неоригинальных дисков с бОльшим центральным отверстием чем необходимо, задачу можно решить с помощью специальных проставок-колец, уменьшающих диаметр посадочного отверстия диск до нужной величины.
4. Вылет диска, ЕТ или Offset, обозначается в мм. Расстояние от крепежной плоскости диска до продольной оси симметрии. Не стоит устанавливать диски с нештатными (для вашей машины) вылетами. Уменьшение вылета создает дополнительную нагрузку на подвеску и подшипники ступицы. А при увеличенном вылете диск может упереться в детали тормозной системы. Особенно не рекомендуется экспериментировать с вылетами владельцам гарантийных автомобилей. Если на гарантийном сервисе обнаружат факт установки дисков с несоответствующими вылетами, автомобиль снимается с гарантии.
Например, такое обозначение на диске: 6J х 15 Н2 ЕТ46 Это означает диск с посадочным диаметром 15 дюймов, шириной 6 дюймов и вылетом 46 мм.
J и h3 – неинформативные для рядового потребителя обозначения.
5. PCD (Pitch Circle Diameter) , обозначается в мм – величина диаметра окружности, проведенной через центры отверстий для крепежных болтов.
Значения величины центрального отверстия DIA, количество отверстий под крепежные болты, а так же значение PCD на самом диске не указываются. Их можно посмотреть в документации к диску, либо просто измерить.
6. Количество отверстий под крепежные болты или шпильки.
Приведем пример (из документации к диску): PCD: 5/114.3 DIA 67 Расшифровка:
5 отверстий на диаметре 114.3 мм с центральным отверстием 67 мм.
И еще что необходимо учитывать при установке на автомобиль новых дисков – это типоразмеры болтов (гаек) крепления колес. При замене стального диска на легкосплавной, возможно, придется использовать более длинные болты или шпильки. Также необходимо сравнить крепежные отверстия. Они могут отличаться – затягиваться на «конус», либо на «сферу».
Алексей Негейко, Автоклуб78 http://autoclub78.ru
ОЧЕНЬ ВАЖНО!
ВСЕ ПРОДАВЦЫ ДИСКОВ ТРЕБУТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРИМЕРКИ НЕМОНТИРОВАННОГО ДИСКА НА ПЕРЕДНЮЮ ОСЬ АВТОМОБИЛЯ ПЕРЕД ИХ СБОРКОЙ, Т.К. НЕВОЗМОЖНО НА 100 ПРОЦЕНТОВ УГАДАТЬ ГЕОМЕТРИЮ ДИСКА И ФОРМУ ТОРМОЗНЫХ СУППОРТОВ КОНКРЕТНОГО АВТОМОБИЛЯ.
ПРОВЕРЯЙТЕ ДИСКИ ПЕРЕД МОНТАЖЕМ — ЭТО СПАСЕТ ВАС ОТ ЛИШНЕЙ ТРАТЫ ВРЕМЕНИ И ПОТЕРЯНЫХ ДЕНЕГ.
Выбор дисков
Обычно размеры дисков строго регламентированы производителем. Эти данные можно, как правило, найти на табличке рядом с водительской дверью, однако если вам понравился по дизайну какой либо диск и вы не можете оценить подходит или он вам или нет, то необходимо проверить следующие параметры: ширину диска, вылет, посадочные отверстия, и диаметр центрального отверстия
Использование более широких дисков (относительно выбранной шины) грозит повышенной нагрузкой в области крепления диска к шине и может привести к самопроизвольной разбортовке колеса. Узкий диск приводит к излому шины в районе пятна контакта.
Подбор дисков по вылету.
Вылет это расстояние от центра диска до привалочной плоскости (плоскость, которой диск крепится к автомобилю). Обозначается буквами ЕТ, которые как правило выбиты на диске.
Чем больше вылет тем более колесо утапливается во внутрь. Чем меньше — тем более выходит в наружу.
Стандартный вылет задается производителем, ни в коем случае его нельзя увеличивать относительно стандартного, т.е. если у вас должны стоять диски с вылетом 46 то покупка дисков с вылетом, например, 50 приведет к тому, что колесо еще больше утопится вовнутрь и станет задевать тормозные агрегаты автомобиля. Допускается уменьшение вылета до 5-7 мм, например установка дисков с вылетом 40-42 не приведет ни к каким последствиям, однако большее уменьшение вылета чревато тем что вылезшие колеса начнут задевать за крылья автомобиля.
Итак, правильный вылет на диске это тот, который рекомендован заводом изготовителем и от него минус 5-7 мм.
Изменение диаметр диска
Отступление от диаметра, рекомендованного заводом производителем, должно быть сделано с пониманием этого вопроса. При увеличении диаметра диска обычно уменьшается профиль шины и таким образом внешний диаметр колеса остается почти неизменным. При этом появляются свои плюсы и минусы.
Плюсы:
1) Эстетический – машина выглядит красивее.2) Возможно уменьшится неподрессоренная масса колеса если вы выберете легкие диски и более легкие шины. (как правило это срабатывает только с кованными дисками)
3) Улучшится управляемость автомобилем, особенно в поворотах.
Минусов не больше, однако они более тяжелы для вашего кошелька
1) Радикально ухудшится комфортность.2) Уменьшение резиновой прослойки приведет к более эффективной передаче ударов от неровностей на диск и на подвеску.
3) Вероятносность «разбить» колесо с более низким профилем увеличивается.
Итак вам решать: стоит ли переплачивать за красоту и управляемость (тем более что заменой одних колес этот вопрос не решить) и жертвовать комфортной ездой, постоянно боясь убить диски, шины и подвеску.
Диаметр расположения и количество отверстий крепления
Строго определено заводом изготовителем изменение не допускается ( обозначается PCD — Pitch Circle Diameter и количество отверстий. PCD100/4 – это 4 отверстия на диаметре 100 мм. )
Центральное отверстие
В идеале центральное отверстие должно совпадать с посадочным отверстием ступицы. Невозможно установить колесный диск на автомобиль, если у него центральное отверстие меньше штатного.
Многие производители делают так называемые универсальные диски, с большим центральным отверстием и набором проставочных колец для конкретного автомобиля. Такой подход имеет место, однако стоит следить чтобы пластиковые кольца не повреждались во время монтажа, а нерадивые монтажники не теряли их. При этом всегда есть некоторая вероятность их деформации. При примерке дисков внимательно посмотрите — не остались ли на ступице старые проставочные кольца от других дисков.
Замечание
Если вы переходите со стальных дисков на литые, то как правило вам понадобится дополнительный крепеж для литых дисков с конусными (как правило ) головками. Не пытайтесь прикручивать литые диски крепежом от штампованных дисков.
А — посадочный диаметр диска (измеряется в дюймах)
B — посадочная ширина обода диска. Определяет возможную ширину профиля устанавливаемой шины (измеряется в дюймах)
ET(вылет) — расстояние от плоскости колеса, прилегающей к ступице, до плоскости, проходящей через середину посадочной ширины обода (измеряется в миллиметрах). Для каждого автомобиля изготовителем предусматривается перечень допустимых вариантов установки колес. Вылет может быть как «положительным», так и «отрицательным». Вылет не постоянная величина и может варьироваться в зависимости от конструктивных особенностей дисков (измеряется в миллиметрах)
DIA — диаметр центрального отверстия литого диска (измеряется в миллиметрах). Он должен соответствовать диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля. DIA может быть большей величины. В этом случае для установки колеса используются переходные центровочные кольца. Кольцо служит для центрирования на ступице при установке диска.
HUMP — это небольшие кольцевые выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.
PCD (Pitch Circle Diameter) – диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах)
Для дисков с пятью крепёжными отверстиями (Рис.а) PCD равно расстоянию между центрами дальних крепёжных отверстий, умноженному на коэффициент 1,051
Для дисков с четырьмя крепёжными отверстиями (Рис.б) PCD равно расстоянию между центрами дальних крепёжных отверстий
Например: 6.5x15/5x114.3 ET45 d67.1
6.5 — ширина диска (измеряется в дюймах)
15 — диаметр диска (измеряется в дюймах)
5 — количество крепёжных отверстий диска
114.3 — расстояние между центрами дальних крепёжных отверстий, умноженное на коэффициент
1,051 (измеряется в миллиметрах)
ET45 — вылет(измеряется в миллиметрах)
d67.1 - диаметр центрального отверстия диска(измеряется в миллиметрах)
01.06.2015
Диаметр диска и количество болтовых отверстий – это далеко не все характеристики колесного диска вашего автомобиля. На самом деле для уверенности в безопасности и сохранения подвески в рабочем состоянии соответствия колесного диска только по двум параметрам мало. Автомобилист должен пристально изучить маркировку на колесном диске и выбрать диски, которые будут совершенно точно подходить автомобилю по требуемым производителем характеристикам. В противном случае создается угроза гибели на дороге, поскольку неправильно подобранный диск не просто изнашивает шины и ходовую часть в разы быстрее, он также может внезапно оторваться на скорости. Предсказать последствия невозможно, поэтому выбирать колесные диски с подходящей маркировкой – святое правило для водителя.
Далее мы предлагаем вам небольшую шпаргалку по маркировкам колесных дисков – как их читать и понимать.
Скачать: Таблица подбора дисков под размеры стандартных шин.
Возьмем для примера на разбор маркировку 6,5j 15 5/112 h3 ET45 d 57,1.
В ней 6,5 означает дюймы, в которых инженерами выражается посадочной шириной обода диска, которая находится в зависимости от ширины шин. В пересчете на метрическую систему это составит 165,1 мм. Связан это параметр с тем правилом, что у каждой шины есть ограничение – вилка допустимой ширины колесного диска, на который возможно поставить определенную шину. Лучший вариант, естественно, - золотая середина допустимого диапазона. Узнают ее с помощью специального расчета, учитывающего топоразмер имеющейся покрышки.
Если показатели ширины шины и диска не соответствуют, очень вероятно, что можно получить проблему при бортировании покрышки на данный автомобильный диск. Это значительно сократит срок ее жизни.
J (K, JJ, D, B, JK, P и др.) – шифр типа диска, информирующий о закраинах его обода (высота и форма, а также общая конструкция). Для моноприводных машин наиболее в ходу диски с шифром J, для полноприводных – JJ. Несмотря на близость значений и кажущуюся взаимозаменяемость, выбирать нужно только тот параметр, который рекомендует производитель транспортного средства. От параметров закраин обода диска зависит фиксация шины при экстремальной нагрузке, поскольку с их помощью отлаживается установка резины и компенсирующих грузиков.
5/112 – пресловутые значения «количество болтовых отверстий и диаметр диска, на котором размещены их центры». Миллиметровый диаметр диска (иногда он обозначается отдельной аббревиатурой PCD, англ. Pitch Circle Diameter) и количество крепежей, как мы уже говорили, считаются основными для выбора колесного диска. Важно учитывать, что у такого параметра как диаметр диска есть несколько стандартов, что может ввести в заблуждение. Например, визуально диск для ягуара с диаметром 120,65 мм подходит для BMW, требования к диаметру диска у которого – 120 мм. Однако разница в 0,65 мм говорит о риске. Та же ситуация с дисками 4/98 от «Жигулей», которые вроде бы можно ставить на иномарки, рассчитанные под 4/100 – мол, два миллиметра погоды не делают.
Однако разница в диаметре между диском и ступицей дает отклонение, из-за которого не удастся должным образом выполнить крепление болтами. В результате получается биение колеса (водитель отлично ощущает это через вибрацию на руле). Если крепежные болты не затянуты на 100% и не обеспечена идеальная центровка колесных дисков на ступицах, создаются условия для быстрого износа колес и угроза их внезапного разрушения, что может привести к аварии.
H (AH, CH, h3, FH и прочее) – шифр к данным о конструктивных характеристиках полок обода колесного диска и хампов (англ. Hump - выступ) на них. Хампы служат для правильной установки бескамерных покрышек на колесный диск. Чаще всего глубоко вникать в вопрос о хампах простому автолюбителю не надо, но при покупке некоторых видов покрышек, например RunFlat, стоит быть внимательным и уточнить у дилера эту информацию.
ET45 – габариты вылета диска в миллиметрах. Обозначает дистанцию от центральной оси колесного диска до плоскости его приложения к ступице. Важно соблюсти этот параметр, поскольку производители делают под него расчет ключевых показателей рулевого механизма автомобиля и его подвески. Характеристика вылета одинакова для всех топоразмеров колесных дисков и шин под определенную ступицу и обозначается DEPORT либо OFFSET.
d 57,1 (DIA) – традиционное обозначение диаметра центровочных отверстий на колесных дисках, который в непременно должен совпадать с диаметром посадочного цилиндра ступицы, поскольку помимо центровочной роли посадочный цилиндр испытывает нагрузку, приходящуюся на крепеж (шпильки и болты). Если вам понравился диск с центровочным отверстием большим, чем посадочный цилиндр, необходимо будет докупить центровочные кольца. Важно подобрать кольца с точным соответствием – припуски в 1-2 мм недопустимы, иначе смысл установки колец утрачивается.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453