3.4.1 Ограничить угол открытия жалюзи, вставив фиксатор в 4-5 отверстие сектора.
3.4.2 При температуре окружающего воздуха от +5 0С до 0 0С, «прогревальщик» производит запуск дизеля и осуществляет прогрев на нулевой позиции контроллера машиниста в течении 25 – 40 минут. Если за указанный период времени температура воды и масла не достигла необходимой для окончания процесса величины в соответствии с приложением, то «прогревальщик» производит набор позиций контроллера машиниста ( не ниже 5-ой позиции в зависимости от серии локомотива) для выведения дизеля на повышенные обороты. По достижению температуры воды и масла в соответствии с приложением, необходимой для окончания процесса прогрева, прогревальщик переводит контроллер машиниста на нулевую позицию и производит остановку дизеля.
3.4.3 При температуре ниже 0 0С, а также при неблагоприятных погодных условиях забор воздуха следует производить из дизельного помещения, боковые жалюзи должны быть полностью зачехлены, верхние жалюзи при этой температуре полностью закрываются.
3.4.4 При температуре наружного воздуха от 0 до - 150С « прогревальщик» производит запуск дизеля и осуществляет прогрев на нулевой позиции контроллера машиниста в течение 25 – 40 минут. Если за это время температура воды и масла не достигла необходимой для окончания процесса прогрева величины в соответствии с приложением, то «прогревальщик» производит набор позиции контроллера машиниста ( не ниже 5-ой позиции в зависимости от серии локомотива) для выведения дизеля на повышенные обороты. По достижению температуры воды и масла в соответствии с приложением, необходимой для окончания процесса прогрева, «прогревальщик» переводит контроллер машиниста на нулевую позицию и производит остановку дизеля.
3.4.5. При температуре окружающего воздуха ниже - 150С, дизель не глушится. «Прогревальщик» осуществляет прогрев на нулевой позиции контроллера машиниста, при этом 3-4 раза за смену для выведения дизеля на повышенные обороты на 10 – 15 минут, производит набор позиций контроллера машиниста( не ниже 5 – ой позиции в зависимости от серии локомотива) с целью предотвращения выхода из строя турбокомпрессоров и прожигания выхлопного тракта.
3.4.6. Перед отправлением тепловоза с поездом температуру охлаждающей воды и масло необходимо довести для дизелей 10Д100 до +40 0С.
3.4.7. В случае если при работающем вентиляторе холодильника температура воды или масла не понижается, а растет, это может означать замерзание секций холодильника. В этом случае необходимо немедленно закрыть жалюзи, выключить вентилятор и убедиться в том, что секции действительно замерзли, а водяной насос исправен. Замерзание секций определяют на ощупь. Переходить на нормальный режим регулирования температуры можно лишь после полного отогревания секций холодильника.
3.4.8. Для предупреждения случаев отказа песочниц заправка песочных бункеров горячим песком не допускается. После набора песка крышки бункеров должны быть плотно закрыты.
3.4.9. В аварийных ситуациях, когда дизель невозможно запустить, а температура воды упала ниже +200С необходимо произвести расхолаживание дизеля, для чего:
- немедленно слить воду из охлаждающей системы дизеля порядком, предусмотренным инструкцией по эксплуатации тепловоза и продуть его сжатым воздухом, после чего оставить все вентили и краники открытыми;
- разрядить установку пенного пожаротушения и продуть ее сжатым воздухом до удаления остатков жидкости из трубопроводов;
- слить масло из масляных секций холодильника, открыв вентили и атмосферные краники;
- перенести пенные огнетушители в рабочую секцию, а при невозможности разрядить их.
Остановка дизеля
3.5.1. Остановить дизель ведущей, а затем ведомой секции выключением кнопки «топливоподкачивающий насос». После каждой остановки дизеля при выключенном топливоподкачивающем насосе провернуть коленчатые валы дизеля на 2 – 3 оборота для предотвращения попадания масла в цилиндры из полостей верхних поршней. Проворачивание производить после того, как стрелка манометра установится на «0», но не ранее 1,5-2,0 минут и не позднее 3 минут после остановки дизеля. Если по какой - либо причине коленчатый вал не проворачивается, необходимо привлечь слесаря - дизелиста для открытия индикаторных кранов и проворачивания коленчатого вала.
3.5.2. В случае остановки дизеля продолжительностью более 1 часа необходимо плотно закрыть чехлами фронт секций с обеих сторон.
3.6 Дополнительные требования при прогреве и экипировке тепловозов
3.6.1. При заступлении на смену машинист производит приёмку тепловозов, находящихся в ожидании работы, либо в ожидании ремонта, также проверяет количество, исправное состояние и принадлежность тормозных башмаков данному пути, кроме того, проверяет состояние охранных тормозных башмаков.
3.6.2 Машинист проверяет культурное состояние закрепленной территории и поддерживает её в течение всей смены. В случае недостачи тормозных башмаков, либо их неисправности ставит в известность дежурного по депо и пишет рапорт.
3.6.3. При постановке на пути отстоя в холодном состоянии «прогревальщик» или сдающая бригада обязаны:
- отставлять тепловоз полностью готовым к работе, при необходимости, по указанию дежурного по депо, произвести его полную экипировку;
- закрепить тепловоз в соответствии с местной инструкцией;
- зачехлить жалюзи холодильника;
- удалить конденсат из влагомаслоотделителей, влагосборников главных резервуаров и пневматической магистрали цепей управления;
- продуть питательную и тормозную магистрали;
- слить масло из ресиверов;
- произвести запись в бортовом журнале ф. ТУ-152 и маршруте машиниста о количестве топлива и плотности по данным последнего снабжения;
- сдать тепловоз дежурному по депо;
- сдать дежурному по депо реверсивную рукоятку и ключи от входных дверей.
3.6.4. При приемке тепловоза от сдающей бригады «прогревальщик» обязан:
- проверить наличие и соответствие установленным нормам тормозных башмаков на локомотиве;
- убедиться в наличии на локомотиве ведер с песком, огнетушителей (проверить количество и их соответствие нормам указанным в инструкции ЦТ-ЦУО – 175 и записям в журнале ф. ТУ-152);
- проверить порядок и качество закрепления локомотива;
- проверить плотность зачехления жалюзи, правильность подготовки системы циркуляции воздуха шахты холодильника, закрытие дверей межсекционого соединения; ознакомиться с записями по журналу ф. ТУ-152 о возможности запуска и прогрева дизеля; проверить количество топлива. Для двух- и многосекционных тепловозов запись о количестве топлива должна быть произведена раздельно по каждой секции;
- проверить наличие пломб на установках пожаротушения;
- проверить по показанию манометра давление в установке газового пожаротушения;
- убедиться, что шланги пожарных пультов исправны, опломбированы и имеют длину, соответствующую записям в журнале формы ТУ- 152;
- проверить наличие и исправную работу автоматической пожарной сигнализации;
- сделать запись в журнале ф. ТУ-152 о времени приемки тепловоза на прогрев;
В случае обнаружения несоответствия описи имеющегося инструмента и инвентаря, принимающий локомотив «прогревальщик» обязан известить об этом дежурного по депо (диспетчера ремонтного депо) и составить в одностороннем порядке акт. При этом в акте необходимо указать фамилию, имя и отчество машиниста и помощника машиниста сдающей локомотивной бригады, в соответствии с последней записью о работе локомотивной бригады, зафиксированной в журнале ф. ТУ-152. Акт передается дежурному по депо (пункту оборота) или диспетчеру сервисного депо.
3.6.5 Тепловоз должен быть экипирован, при необходимости экипировать его и держать готовым с тем, чтобы сразу отдать в работу.
3.6.6 Машинист, работающий на прогреве тепловозов, оперативно подчиняется дежурному по депо, согласовывает с ним свои действия, а также с диспетчером депо, ставит их в известность о техническом состоянии и технической готовности тепловозов.
Заместитель начальника
депо по эксплуатации Д.Б.Сюзев
Исп. 4-66-83 Зайцев Г.С. ТЧМИ
Приложение А
Не менее 15мин.
Какая допустимая продолжительность работы котла с неисправным одним водоуказателем, с неисправными двумя водоуказательными приборами?
Работа котла с одним неисправным водоуказательным прибором более 1часа запрещена. При выходе из строя второго водоуказательного прибора котел должен быть немедленно выведен из действия.
При каких повреждениях футеровки котла запрещена его эксплуатация?
Не допускается работа котла с повреждением футеровки свыше 40% ее толщины или при выпадении группы кирпичей из блока.
Какой период проверки, в присутствии ст. меха, исправности действия предохранительных клапанов котла?
Не реже одного раза в месяц путем подрыва на максимальное давление.
Какие основные показатели качества питательной воды?
Основными показателями являются содержание хлоридов, общая жесткость, содержание кислорода и нефтепродуктов.
Какая должна быть температура питательной воды в теплом ящике (в открытых системах питания)?
Температура должна быть не ниже 50-60 градусов Цельсия.
При какой температуре разрешается удаление воды из котла?
Удаление воды из котла разрешается, производить только после того как ее температура снизится до 50ºС.
Какие есть способы хранения котлов?
Есть два основных способа:
«мокрое» хранение, при котором котел заполняют полностью водой и подключают к расширительному баку. Длительность «мокрого» хранения допускается не более 30 суток;
«сухое» хранение, при котором котел полностью осушают и герметизируют, предварительно поместив в его внутренние полости влагопоглатитель. В зависимости от порядка осуществления «сухое» хранение обеспечивает сохранность котла и его элементов до двух лет.
Что необходимо сделать при упуске воды из котла?
Необходимо выполнить требуемые действия в следующем порядке:
прекратить горение;
прекратить питание котла водой;
прекратить подачу воздуха в топку котла;
закрыть стопорные клапана;
сообщить старшему механику, вахтенному помощнику.
Почему топливо впрыскивается в цилиндр дизеля до прихода поршня в ВМТ (верхняя мертвая точка)?
При самовоспламенении топлива, как это происходит в дизелях, требуется время для его нагревания, испарения и протекания предпламенных физико-химических реакций. Такой промежуток называется периодом задержки воспламенения. Поэтому впрыскивание топлива в цилиндр производится с некоторым опережением до прихода поршня в ВМТ. Этот угол считается от начала впрыска до ВМТ и зависит от системы подачи топлива, частоты вращения двигателя. Он составляет 5 – 35 градусов поворота коленчатого вала до ВМТ.
Назовите виды регулировок ТНВД дизеля?
Назначение ТНВД – впрыск топлива через форсунку непосредственно в цилиндр двигателя. При этом они должны создавать необходимое давление для качественного распыливания топлива, дозировать и регулировать цикловую подачу топлива в зависимости от режима работы двигателя.
ТНВД осуществляет подачу топлива в цилиндр только на определенной части хода плунжера. На остальной части топливо через специальное устройство перепускается в приемную полость насоса. Ход плунжера, в течение которого происходит подача топлива к форсунке, называется активным ходом.
Все ТНВД начинают подавать топливо в цилиндр до ВМТ. Угол поворота кривошипа (отсчитанный от ВМТ), при котором начинается впрыск, называют углом опережения подачи топлива. Оптимальный угол опережения подачи топлива зависит от частоты вращения двигателя. В высокооборотных двигателях он равен 20 – 30 градусов угла п.к.в.
Конструкции ТНВД позволяют регулировать количество подаваемого топлива как изменением момента начала подачи, так и изменением момента конца подачи. В некоторых ТНВД моменты начала и конца подачи могут изменяться одновременно.
Для дизель генераторов, работающих с постоянной частотой вращения, наиболее пригодны ТНВД с регулировкой конца подачи, у которых угол опережения впрыска топлива остается постоянным на всех режимах.
Регулировка параметров рабочего процесса дизеля.
Регулировка параметров рабочего процесса должна производиться в соответствии с указаниями, которые есть в инструкции по эксплуатации. Под регулировку параметров следует производить на установившемся режиме при мощности и частоте вращения дизеля, максимально близких к заданным.
Неравномерность распределения параметров рабочего процесса по цилиндрам, характеризуемая отклонением от среднего значения, не должна превышать указанных ниже значений, если в инструкции не оговорены другие отклонения:
1) среднее индикаторное давление +/- 2,5%;
2) максимальное давление сгорания +/- 3,5%;
3) давление конца сжатия +/- 2,5%;
4) среднее давление по времени +/- 3,0%;
5) температура выпускных газов +/- 5,0%.
Рекомендуется каждый раз до выполнения регулировочных работ проверить работоспособность форсунки (путем ее замены). Регулирование параметров рабочего процесса путем изменения цикловой подачи топлива допускается только в тех случаях, когда имеется уверенность в исправной работе топливной аппаратуры (ТНВД и форсунок), механизма газораспределения, а также исправности контрольно- измерительных приборов. Запись о регулировке двигателя вносится в машинный журнал.
ПОДГОТОВКА ТЕПЛОВОЗОВ И ДИЗЕЛЬ - ПОЕЗДОВ К РАБОТЕ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.
Перевод тепловозов и дизель-поездов на зимние сорта смазочных материалов и топлива. Замену летних смазочных материалов на зимние выполняют в соответствии с действующей Инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе, а также руководством по эксплуатации подвижного состава соответствующей серии. Сроки замены смазок устанавливает начальник депо в зависимости от климатических условий и утверждает начальник службы локомотивного хозяйства дороги. В зависимости от погодных условий сроки замены смазок допускается корректировать.Смазку заменяют на очередном текущем ремонте или техническом обслуживании ТО-3, ТО-2, как правило, в основном депо. Работа организовывается таким образом, чтобы при техническом обслуживании подвижного состава на участке обращения исключить смешивание смазок разных марок. В журнале ТУ-152 и в книге ремонта ТУ-28 мастер делает отметку о переводе узлов на зимнюю смазку. Отметка в книге ТУ-28 сопровождается подписью работника деповской химлаборатории.В зимнее время тепловозы и дизель-поезда в зависимости от температуры воздуха рекомендуется заправлять зимним или арктическим топливом (марки ДЗ и ДА). Смешение этих сортов топлива допускается.Утепление, уплотнение и проверка узлов тепловозов и дизель-поездов. Работы по утеплению, уплотнению и проверке узлов выполняют на очередном текущем ремонте или техническом обслуживании ТО-3. Их, как правило, приурочивают к осеннему комиссионному осмотру. К участию в нем на закрепленных тепловозах и дизель-поездах также привлекают локомотивные бригады. О выполнении работ мастер делает запись в книге ремонта формы ТУ-28.
Работы выполняются в соответствии с технологией ремонта и в следующих объемах.По кузову и его оборудованию необходимо:
Ф привести в исправное состояние двери, открывающиеся окна кабины управления и машинного помещения, проверить исправность замков и уплотнений. Заделать все щели и неплотности в кабине и кузове тепловоза. Проверить плотность закрытия жалюзи вентиляции машинного помещения, при необходимости установить картонную заглушку. Уплотнить места прокладки труб через настильный лист и стенки. На тепловозах 2ТЭ10Л уложить технический войлок на обшивку кузова под пультом в районе бункеров песочниц. Отремонтировать и подогнать монтажные люки кузова (капота), поставить недостающие замки;Ф привести в исправное состояние межсекционные и межвагонные переходы на многосекционных тепловозах и дизель-поездах. Отремонтировать двери, переходные мостики;Ф проверить и при необходимости отремонтировать уплотнения, предотвращающие попадание снега в отсеки аккумуляторных батарей. Очистить вентиляционные отверстия. На тепловозах ТЭ10 и М62 всех индексов и дизель-поездах Д1 закрыть мешковиной вентиляционные каналы аккумуляторного отсека;Ф восстановить неисправные ветрозащитные щитки (парованы);Ф проверить и при необходимости отремонтировать стеклоочистители и антиобледенители окон кабины управления;Ф слить воду из бака для обмыва лобовых стекол, промыть бак;Ф проверить работу отопительно-вентиляционной установки при заборе воздуха снаружи и изнутри.По водяной, масляной, топливной системам и вспомогательным механизмам:
По тормозному оборудованию:
а) проверить работу системы осушки воздуха.б) провести ревизию спускных кранов главных воздушных резервуаров управления и влаго сборников, а также концевых кранов.
По механическому оборудованию:
- проверяют исправность песочных бункеров, уплотнение крышек, наличие и исправность сеток, регулируют подачу песка и расположение песочных труб, наконечников;- проверяют исправность уплотнений опорно-возвращающих устройств кузова;- снимают гидравлические гасители колебаний. При применении сезонной жидкости гаситель разбирают, сменяютжидкость на зимнюю, собирают, испытывают на стенде и устанавливают на место. Если применяется всесезонная жидкость (масло ВМГЗ и др.), то гаситель испытывают на стенде, при удовлетворительных характеристиках устанавливают наместо. В случае, если во время испытания на стенде гаситель не дает удовлетворительных характеристик, его разбирают,ремонтируют, собирают и испытывают на стенде повторно.При подготовке дизель-поездов и автомотрис дополнительно необходимо выполнить следующие работы:
- осмотреть обшивку стен, пола, потолка. Поврежденные панели, листы пластика и линолеума заменить. Осмотреть,при необходимости отремонтировать и уплотнить люки в полу и потолке;- проверить окна пассажирских салонов, уплотнить рамы, заменить поврежденные стекла. Вставить и уплотнить зимние рамы. У окон с двойным остеклением проверить плотность прилегания открывающейся части окна к неподвижной. На дизель-поездах Д1 прочистить сливные каналы оконных карманов;
- выполнить ревизию механизма открывания автоматических дверей. Заменить поврежденные стекла и резиновые уплотнения;
- осмотреть раздвижные двери пассажирских салонов. Заменить поврежденные стекла и резиновые уплотнения. Отрегулировать двери на закрывание под действием собственного веса;При установлении среднесуточной температуры 15 °С и ниже необходимо выполнить следующее:
- открыв вентиль, заполнить калорифер водой и удалить из него воздух через водоспускной кран, а также заглушить картоном канал забора наружного воздуха, расположенный на передней стенке кабины;
- перевести на зимний режим работы систему обогрева салонов, дизель-поездов, закрыть вентиляционные заслонки автоматических дверей на дизель-поездах ДР1;- включить в работу топливо подогреватели (кроме тепловозов с дизелями Д49), установить трехходовой кран или вентиль в положение, обеспечивающее слив топлива в раструб заборного устройства.Еесли температура опускается до 8 °С и ниже, необходимо, открыв подачу воды, включить в работу топливоподогревате-ли на тепловозах с дизелями Д49.
При среднесуточной температуре 5 °С и ниже выполняют следующие работы:
- устанавливают утеплительные маты на жалюзи холодильника, предусмотренные конструкцией тепловоза;- на тепловозах ТЭП70 и ТЭП60 выключают шесть секций холодильника дизеля второго контура, для чего на трубопроводе воды устанавливают заглушки, предварительно слив воду из водяной системы и раскрепив фланцевые соединения трубопровода, а также отключают нижний ряд створок боковых жалюзи;- на тепловозах ТЭ10, оборудованных безвойлочными жалюзи холодильника, ограничивают открытие створок жалюзина угол не более 30°, вставив фиксатор;- включают подогрев бака санузла и резервуара установки пенного пожаротушения;- закрепляют в открытом положении заслонки выпускного канала главного генератора для выброса части нагретого воздуха в дизельное помещение;- открывают люки на всасывающих каналах вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей для забора воздуха изкузова, предварительно убедившись в отсутствии течи масла и топлива в месте расположения люков. Дверцы люков и рукоятки заслонок закрепляют в положении, обеспечивающем забор воздуха из кузова через полное сечение люков.При отрицательных температурах, включая 0 °С, надо:
- на тепловозах типа ТЭ10 и М62 установить выход регулирующей рейки гидромуфты 30 мм для снижения максимальной частоты вращения вентилятора холодильника;- открыть люки для забора воздуха воздуходувкой из дизельного помещения и закрепить их в полуоткрытом положении, исключающем самопроизвольное закрытие;- на дизель-поездах Д1 первых номеров закрыть верхнюю шахту холодильника теплоизоляционным материалом.Защита тяговых двигателей тепловоза от снега. Установку снегозащитных устройств на вентиляционные окна тяговых двигателей выполняют для дорог первой группы до 20 ноября, второй — до 10 декабря. Работы производят на текущем ремонте, техническом обслуживании ТО-3 или ТО-2. Конкретные сроки работ по каждому депо устанавливают в зависимости от климатических условий и их можно корректировать в соответствии с установившейся погодой: наличием снежного покрова, метелей и др.На фильтры охлаждающего воздуха тяговых двигателей необходимо установить предусмотренные конструкцией чехлы из льняной упаковочной ткани ГОСТ 5530—81 или мешковины. На дорогах первой группы устанавливают чехлы из двух слоев упаковочной ткани. На дорогах второй группы, а также Восточно-Сибирской, Красноярской, Забайкальской, Дальневосточной можно устанавливать чехлы из одного слоя ткани. При этом окна на всасывающих каналах вентиляторов для забора воздуха из кузова должны быть открыты.На нижнее выпускное окно тяговых двигателей всех типов надо установить снегозащитный щиток (заглушку). На дорогах первой группы дополнительно на типовой козырек верхнего выпускного окна всех ТЭД устанавливают шторки из брезента (хлопушки). На остальных дорогах на верхних выпускных окнах оставляют защитные устройства — сетку и козырек. На боковой люк под металлическую сетку ставят один слой упаковочной ткани.После установки снегозащитных устройств на всасывающие фильтры и выпускные окна тяговых двигателей при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля проверяют величину статического напора воздуха в коллекторной камере. Она должна быть: для тяговых двигателей ЭДТ-200Б не менее 80 мм вод. столба, для тяговых двигателей ЭД-107А, ЭД-118А, ЭД-118Б — не менее 190 мм вод. столба. Результаты поверки напора регистрируют в книге ремонта тепловоза.Эксплуатация тепловозов и дизель - поездов в зимних условиях
При низких температурах воздуха необходимо перевести отопительно-вентиляционную установку на забор воздуха из кабины. Во избежание температурных напряжений деталей дизеля не рекомендуется допускать понижение температуры воздуха в дизельном помещении ниже 5 °С. Для поддержания ее в рекомендованных пределах закрывают вентиляционные жалюзи и включают систему перепуска воздуха из шахты холодильной камеры. Для этого:О на тепловозах ТЭЗ снимают заслонки диффузора вентилятора холодильника, обеспечив их сохранность;О на тепловозах типа М62 и 2ТЭ10Л(В,М,У) открывают 4 лючка на диффузоре холодильной камеры, при этом дополнительно можно рычаг механического управления верхним жалюзи зафиксировать в верхнем положении, обеспечивающем удержание жалюзи в закрытом состоянии;
О на тепловозах ТЭП70 открывают люки в районе диффузора на стенке задней шахты и боковых стенках холодильника.
Во избежание замораживания жидкости дифференциального манометра, приборов управления и трубопроводов вентиляторы калориферов надо включить во всех кабинах тепловоза (дизель-поезда).Отопление пассажирских салонов дизель-поездов должно включаться при температуре окружающего воздуха 15 °С и ниже. Перед выдачей дизель-поезда под посадку пассажиров салоны прогревают до температуры не ниже 13 °С. Прогрев может осуществляться от внешней электрической сети, от котла-подогревателя или при запущенном дизеле. При этом прогрев салонов можно начинать с температуры воды охлаждающей системы в 70 °С.Особое внимание в пути следования, на стоянках, во время отстоя в депо и пунктах оборота, а также во время экипировки уделяют поддерживанию требуемого температурного режима дизеля. Ответственность за правильное выполнение связанных с этим операций в пути следования лежит на локомотивной бригаде, во время отстоя и экипировки — на дежурных по депо, маневровых машинистах, прогревальщиках и экипировщиках.В зимнее время экипировку тепловоза производят горячей водой и маслом непосредственно перед пуском дизеля. При этом вода должна быть подогрета до температуры 40 — 60 °С, масло — до 60 — 90 °С (нагревать масло свыше 100 °С запрещается). Во время экипировки следят за заполнением системы, проверяя на ощупь нагрев ее частей: блока, насосов, трубопроводов, секций холодильника и т.д. Запускать дизель при неполном заполнении водяной или масляной системы категорически запрещается.Дизель разрешается запускать при температуре воды и масла не ниже 20 °С. В случае, если температура воды или масла ниже установленного предела, систему прогревают котлом прогревателем. При его отсутствии дизель прогревают, наливая в систему и сливая из нее горячую воду. После запуска дизеля его прогрев осуществляют постепенно последовательным увеличением позиций контроллера. При прогреве надо избегать быстрого повышения температуры и длительной (более 20 мин непрерывно) работы на нулевой позиции, так как это приводит к повышенному износу узлов трения дизеля и закоксовыванию газовоздушного тракта и может вызвать повреждение турбокомпрессора.Перед отправлением тепловоза с поездом температуру охлаждающей воды и масла доводят у дизелей Д100 и Д50 - до 40 °С, Д49 и Д45 — до 45 °С, у дизелей 12VFE17/24 фирмы «Ганц-Маваг» и производства АО «Звезда» — до 60 °С.В пути следования и при работе без нагрузки температуру воды и масла поддерживают в пределах и способом, установленным руководством по эксплуатации тепловоза. При ручном регулировании температуры нельзя допускать снижения ее за один прием более чем на 5 °С. Зачехление холодильника, выключение из работы жалюзи производят в зависимости от температуры наружного воздуха в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тепловоза.Во время работы и при остановках дизеля понижение температуры воды и масла ниже 20 °С не допускается.При низкой температуре воздуха и сильном боковом ветре для предупреждения замораживания холодильника останавливать дизель разрешается только при смене локомотивных бригад. Прогрев дизелей осуществляют на позиции контроллера не ниже четвертой.В случае, если при работающем вентиляторе холодильника температура воды или масла не понижается, а растет, это может означать замерзание секций холодильника. В этом случае немедленно закрывают жалюзи, выключают вентилятор и убеждаются в том, что секции действительно замерзли, а водяной насос исправен. Отогревание секций определяют на ощупь. Переходить на нормальный режим регулирования температуры можно лишь после полного отогревания секций холодильника.В аварийной ситуации, т.е. когда дизель невозможно запустить, а температура воды упала ниже 20 °С, при отсутствии или неисправности на тепловозе (дизель - поезде) устройств для подогрева водяной и масляной систем дизель расхолаживают, для чего необходимо:- немедленно слить воду из охлаждающей системы дизеля порядком, предусмотренным руководством по эксплуатации тепловоза (дизель - поезда), и продуть ее сжатым воздухом, после чего оставить все вентили и краники открытыми;- разрядить установку пенного пожаротушения и продуть сжатым воздухом до удаления остатков жидкости из трубопроводов;- слить воду из бака санузла;- слить масло из масляных секций холодильника, открыть вентили и атмосферные краники;- перенести пенные огнетушители в работающую секцию, а при невозможности этого — разрядить их.
Производить расхолаживание во время движения категорически воспрещается.В случае отсутствия необходимости держать тепловоз в готовности к работе следует произвести расхолаживание как при аварийной ситуации. При этом слив воды из охлаждающей системы нельзя начинать, если ее температура выше 50 °С.При температуре наружного воздуха -40 °С и ниже, снегопадах, метелях, а также в случае дождя, града, снежной, песчаной, пылевой бури необходимо переходить на забор воздуха из кузова для дизеля и для охлаждения главного генератора, тяговых двигателей. В таких условиях во избежание попадания снега в тяговые двигатели запрещается остановка дизелей на стоянках, кроме случаев смены локомотивных бригад.Выдавая тепловоз под поезд после длительного отстоя, необходимо проверить состояние изоляции и выборочно коллекторы электрических машин, а если надо, то прогреть электромашины и высушить изоляцию.При пересылке тепловозов и дизель-поездов из одного депо в другое руководствуются действующей Инструкцией о порядке пересылки локомотивов и моторвагонного подвижного состава. В случае пересылки в холодном состоянии закрывают все окна для забора воздуха, а также все выпускные окна на тяговых двигателях, вынимают щетки тяговых двигателей, а пенные огнетушители переносят в отапливаемую кабину. При пересылке тепловозов в рабочем состоянии каждый тепловоз сопровождает лицо, обеспечивающее правильный тепловой режим дизелей и контроль за состоянием локомотива.На тепловозах с моторно-осевыми подшипниками, имеющими шерстяную подбивку, для предотвращения затягивания подбивки в подшипники перед выездом под поезд тепловоз необходимо переместить на короткое расстояние вперед-назад 2 — 3 раза.Чтобы предупредить отказ песочниц, заправка бункеров горячим песком не допускается. После набора песка крышки бункеров плотно закрывают. При приемке тепловоза (дизель-поезда) и смене направления движения следует проверить подачу песка под все колесные пары. Локомотивная бригада обязана прочищать наконечники песочных труб, обращая особое внимание на наконечники, встречные по ходу движения поезда.Для предупреждения повреждения стекла и зеркала прожектора перед включением яркого света прожектор прогревают при тусклом свете в течение 1 — 2 мин.Эксплуатация автоматических тормозов в зимних условиях осуществляется в соответствии с действующей Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава. Во время стоянок и при отстое тепловозов в пунктах оборота главные резервуары, влагосборники и концевые краны продувают не реже чем через каждые 20 мин.При приемке тепловоза (дизель-поезда) следует обратить особое внимание на четкость работы регулятора давления (системы холостого хода или отключения тормозного компрессора) и исправность предохранительного клапана. В случае замерзания регулятора давления в пути следования переходят на ручное управление работой компрессоров или управление от другого регулятора, а при невозможности этого — приоткрывают кран отстойника компрессора для сброса излишнего воздуха в атмосферу и в зависимости от положения, в котором замерз регулятор, заглушают трубку подвода воздуха. Неисправность на ближайшей станции необходимо устранить.Чтобы предотватить загустевание масла в системе пускового масляного насоса дизель-поездов Д1 при температуре ниже -10 °С, необходимо периодически прокачивать им масло. На дизель-поездах Д1 в пути следования периодически на один-два перегона надо включать водяной насос котла обогрева.На дизель-поездах и тепловозах с гидропередачей не рекомендуется начинать движение при холодном масле гидропередачи. Его надо подогреть, пользуясь внешним источником. Допускается применять подогрев масла в стоповом режиме работы гидропередачи. Для этого применяют полное служебное торможение тепловоза (дизель-поезда) и включают гидропередачу в режим движения. Ступень гидропередачи и обороты дизеля устанавливают в соответствии с руководством по эксплуатации. Например, для прогрева масла гидропередачи дизель-поезда ДР1 включают второй гидротрансформатор, а обороты дизеля устанавливают не более 850 об/мин. Масло нагревают до 50 — 90 °С.ПОДГОТОВКА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕПЛОВОЗОВ, РАБОТАЮЩИХ СО СНЕГООЧИСТИТЕЛЯМИ
У тепловозов во время работы со снегоочистителями всасывающие фильтры кузова закрывают металлическими заслонками, двери кузова также необходимо закрыть. При этом воздух для охлаждения тяговых двигателей и генератора забирается из кузова.После окончания работы тепловоза со снегоочистителем его отправляют резервом в ближайшее локомотивное депо, имеющее цех ТО-3 или ТО-2. Там его очищают от снега, продувают сжатым воздухом тяговые электродвигатели, осматривают электрические цепи и электромашины с замером сопротивления изоляции. При необходимости изоляцию сушат с доведением сопротивления до нормы, а также сливают конденсат из шапок моторно-осевых подшипников с добавлением подогретой смазки. О выполненной работе мастер делает отметку в журнале формы ТУ-152.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453