С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

При какой температуре воды запрещается производить расхолаживание дизеля


Особенности прогрева тепловозов в зимних условиях

3.4.1 Ограничить угол открытия жалюзи, вставив фиксатор в 4-5 отверстие сектора.

3.4.2 При температуре окружающего воздуха от +5 0С до 0 0С, «прогревальщик» производит запуск дизеля и осуществляет прогрев на нулевой позиции контроллера машиниста в течении 25 – 40 минут. Если за указанный период времени температура воды и масла не достигла необходимой для окончания процесса величины в соответствии с приложением, то «прогревальщик» производит набор позиций контроллера машиниста ( не ниже 5-ой позиции в зависимости от серии локомотива) для выведения дизеля на повышенные обороты. По достижению температуры воды и масла в соответствии с приложением, необходимой для окончания процесса прогрева, прогревальщик переводит контроллер машиниста на нулевую позицию и производит остановку дизеля.

3.4.3 При температуре ниже 0 0С, а также при неблагоприятных погодных условиях забор воздуха следует производить из дизельного помещения, боковые жалюзи должны быть полностью зачехлены, верхние жалюзи при этой температуре полностью закрываются.

3.4.4 При температуре наружного воздуха от 0 до - 150С « прогревальщик» производит запуск дизеля и осуществляет прогрев на нулевой позиции контроллера машиниста в течение 25 – 40 минут. Если за это время температура воды и масла не достигла необходимой для окончания процесса прогрева величины в соответствии с приложением, то «прогревальщик» производит набор позиции контроллера машиниста ( не ниже 5-ой позиции в зависимости от серии локомотива) для выведения дизеля на повышенные обороты. По достижению температуры воды и масла в соответствии с приложением, необходимой для окончания процесса прогрева, «прогревальщик» переводит контроллер машиниста на нулевую позицию и производит остановку дизеля.

3.4.5. При температуре окружающего воздуха ниже - 150С, дизель не глушится. «Прогревальщик» осуществляет прогрев на нулевой позиции контроллера машиниста, при этом 3-4 раза за смену для выведения дизеля на повышенные обороты на 10 – 15 минут, производит набор позиций контроллера машиниста( не ниже 5 – ой позиции в зависимости от серии локомотива) с целью предотвращения выхода из строя турбокомпрессоров и прожигания выхлопного тракта.

3.4.6. Перед отправлением тепловоза с поездом температуру охлаждающей воды и масло необходимо довести для дизелей 10Д100 до +40 0С.

3.4.7. В случае если при работающем вентиляторе холодильника температура воды или масла не понижается, а растет, это может означать замерзание секций холодильника. В этом случае необходимо немедленно закрыть жалюзи, выключить вентилятор и убедиться в том, что секции действительно замерзли, а водяной насос исправен. Замерзание секций определяют на ощупь. Переходить на нормальный режим регулирования температуры можно лишь после полного отогревания секций холодильника.

3.4.8. Для предупреждения случаев отказа песочниц заправка песочных бункеров горячим песком не допускается. После набора песка крышки бункеров должны быть плотно закрыты.

3.4.9. В аварийных ситуациях, когда дизель невозможно запустить, а температура воды упала ниже +200С необходимо произвести расхолаживание дизеля, для чего:

- немедленно слить воду из охлаждающей системы дизеля порядком, предусмотренным инструкцией по эксплуатации тепловоза и продуть его сжатым воздухом, после чего оставить все вентили и краники открытыми;

- разрядить установку пенного пожаротушения и продуть ее сжатым воздухом до удаления остатков жидкости из трубопроводов;

- слить масло из масляных секций холодильника, открыв вентили и атмосферные краники;

- перенести пенные огнетушители в рабочую секцию, а при невозможности разрядить их.

Остановка дизеля

3.5.1. Остановить дизель ведущей, а затем ведомой секции выключением кнопки «топливоподкачивающий насос». После каждой остановки дизеля при выключенном топливоподкачивающем насосе провернуть коленчатые валы дизеля на 2 – 3 оборота для предотвращения попадания масла в цилиндры из полостей верхних поршней. Проворачивание производить после того, как стрелка манометра установится на «0», но не ранее 1,5-2,0 минут и не позднее 3 минут после остановки дизеля. Если по какой - либо причине коленчатый вал не проворачивается, необходимо привлечь слесаря - дизелиста для открытия индикаторных кранов и проворачивания коленчатого вала.

3.5.2. В случае остановки дизеля продолжительностью более 1 часа необходимо плотно закрыть чехлами фронт секций с обеих сторон.

3.6 Дополнительные требования при прогреве и экипировке тепловозов

3.6.1. При заступлении на смену машинист производит приёмку тепловозов, находящихся в ожидании работы, либо в ожидании ремонта, также проверяет количество, исправное состояние и принадлежность тормозных башмаков данному пути, кроме того, проверяет состояние охранных тормозных башмаков.

3.6.2 Машинист проверяет культурное состояние закрепленной территории и поддерживает её в течение всей смены. В случае недостачи тормозных башмаков, либо их неисправности ставит в известность дежурного по депо и пишет рапорт.

3.6.3. При постановке на пути отстоя в холодном состоянии «прогревальщик» или сдающая бригада обязаны:

- отставлять тепловоз полностью готовым к работе, при необходимости, по указанию дежурного по депо, произвести его полную экипировку;

- закрепить тепловоз в соответствии с местной инструкцией;

- зачехлить жалюзи холодильника;

- удалить конденсат из влагомаслоотделителей, влагосборников главных резервуаров и пневматической магистрали цепей управления;

- продуть питательную и тормозную магистрали;

- слить масло из ресиверов;

- произвести запись в бортовом журнале ф. ТУ-152 и маршруте машиниста о количестве топлива и плотности по данным последнего снабжения;

- сдать тепловоз дежурному по депо;

- сдать дежурному по депо реверсивную рукоятку и ключи от входных дверей.

3.6.4. При приемке тепловоза от сдающей бригады «прогревальщик» обязан:

- проверить наличие и соответствие установленным нормам тормозных башмаков на локомотиве;

- убедиться в наличии на локомотиве ведер с песком, огнетушителей (проверить количество и их соответствие нормам указанным в инструкции ЦТ-ЦУО – 175 и записям в журнале ф. ТУ-152);

- проверить порядок и качество закрепления локомотива;

- проверить плотность зачехления жалюзи, правильность подготовки системы циркуляции воздуха шахты холодильника, закрытие дверей межсекционого соединения; ознакомиться с записями по журналу ф. ТУ-152 о возможности запуска и прогрева дизеля; проверить количество топлива. Для двух- и многосекционных тепловозов запись о количестве топлива должна быть произведена раздельно по каждой секции;

- проверить наличие пломб на установках пожаротушения;

- проверить по показанию манометра давление в установке газового пожаротушения;

- убедиться, что шланги пожарных пультов исправны, опломбированы и имеют длину, соответствующую записям в журнале формы ТУ- 152;

- проверить наличие и исправную работу автоматической пожарной сигнализации;

- сделать запись в журнале ф. ТУ-152 о времени приемки тепловоза на прогрев;

В случае обнаружения несоответствия описи имеющегося инструмента и инвентаря, принимающий локомотив «прогревальщик» обязан известить об этом дежурного по депо (диспетчера ремонтного депо) и составить в одностороннем порядке акт. При этом в акте необходимо указать фамилию, имя и отчество машиниста и помощника машиниста сдающей локомотивной бригады, в соответствии с последней записью о работе локомотивной бригады, зафиксированной в журнале ф. ТУ-152. Акт передается дежурному по депо (пункту оборота) или диспетчеру сервисного депо.

3.6.5 Тепловоз должен быть экипирован, при необходимости экипировать его и держать готовым с тем, чтобы сразу отдать в работу.

3.6.6 Машинист, работающий на прогреве тепловозов, оперативно подчиняется дежурному по депо, согласовывает с ним свои действия, а также с диспетчером депо, ставит их в известность о техническом состоянии и технической готовности тепловозов.

Заместитель начальника

депо по эксплуатации Д.Б.Сюзев

Исп. 4-66-83 Зайцев Г.С. ТЧМИ

Приложение А

231. Какое время необходимо прогревать холодную паровую магистраль при сообщении ее с котлом?

Не менее 15мин.

  1. Какая допустимая продолжительность работы котла с неисправным одним водоуказателем, с неисправными двумя водоуказательными приборами?

Работа котла с одним неисправным водоуказательным прибором более 1часа запрещена. При выходе из строя второго водоуказательного прибора котел должен быть немедленно выведен из действия.

  1. При каких повреждениях футеровки котла запрещена его эксплуатация?

Не допускается работа котла с повреждением футеровки свыше 40% ее толщины или при выпадении группы кирпичей из блока.

  1. Какой период проверки, в присутствии ст. меха, исправности действия предохранительных клапанов котла?

Не реже одного раза в месяц путем подрыва на максимальное давление.

  1. Какие основные показатели качества питательной воды?

Основными показателями являются содержание хлоридов, общая жесткость, содержание кислорода и нефтепродуктов.

  1. Какая должна быть температура питательной воды в теплом ящике (в открытых системах питания)?

Температура должна быть не ниже 50-60 градусов Цельсия.

  1. При какой температуре разрешается удаление воды из котла?

Удаление воды из котла разрешается, производить только после того как ее температура снизится до 50ºС.

  1. Какие есть способы хранения котлов?

Есть два основных способа:

  • «мокрое» хранение, при котором котел заполняют полностью водой и подключают к расширительному баку. Длительность «мокрого» хранения допускается не более 30 суток;

  • «сухое» хранение, при котором котел полностью осушают и герметизируют, предварительно поместив в его внутренние полости влагопоглатитель. В зависимости от порядка осуществления «сухое» хранение обеспечивает сохранность котла и его элементов до двух лет.

  1. Что необходимо сделать при упуске воды из котла?

Необходимо выполнить требуемые действия в следующем порядке:

  • прекратить горение;

  • прекратить питание котла водой;

  • прекратить подачу воздуха в топку котла;

  • закрыть стопорные клапана;

  • сообщить старшему механику, вахтенному помощнику.

  1. Почему топливо впрыскивается в цилиндр дизеля до прихода поршня в ВМТ (верхняя мертвая точка)?

При самовоспламенении топлива, как это происходит в дизелях, требуется время для его нагревания, испарения и протекания предпламенных физико-химических реакций. Такой промежуток называется периодом задержки воспламенения. Поэтому впрыскивание топлива в цилиндр производится с некоторым опережением до прихода поршня в ВМТ. Этот угол считается от начала впрыска до ВМТ и зависит от системы подачи топлива, частоты вращения двигателя. Он составляет 5 – 35 градусов поворота коленчатого вала до ВМТ.

  1. Назовите виды регулировок ТНВД дизеля?

Назначение ТНВД – впрыск топлива через форсунку непосредственно в цилиндр двигателя. При этом они должны создавать необходимое давление для качественного распыливания топлива, дозировать и регулировать цикловую подачу топлива в зависимости от режима работы двигателя.

ТНВД осуществляет подачу топлива в цилиндр только на определенной части хода плунжера. На остальной части топливо через специальное устройство перепускается в приемную полость насоса. Ход плунжера, в течение которого происходит подача топлива к форсунке, называется активным ходом.

Все ТНВД начинают подавать топливо в цилиндр до ВМТ. Угол поворота кривошипа (отсчитанный от ВМТ), при котором начинается впрыск, называют углом опережения подачи топлива. Оптимальный угол опережения подачи топлива зависит от частоты вращения двигателя. В высокооборотных двигателях он равен 20 – 30 градусов угла п.к.в.

Конструкции ТНВД позволяют регулировать количество подаваемого топлива как изменением момента начала подачи, так и изменением момента конца подачи. В некоторых ТНВД моменты начала и конца подачи могут изменяться одновременно.

Для дизель генераторов, работающих с постоянной частотой вращения, наиболее пригодны ТНВД с регулировкой конца подачи, у которых угол опережения впрыска топлива остается постоянным на всех режимах.

  1. Регулировка параметров рабочего процесса дизеля.

Регулировка параметров рабочего процесса должна производиться в соответствии с указаниями, которые есть в инструкции по эксплуатации. Под регулировку параметров следует производить на установившемся режиме при мощности и частоте вращения дизеля, максимально близких к заданным.

Неравномерность распределения параметров рабочего процесса по цилиндрам, характеризуемая отклонением от среднего значения, не должна превышать указанных ниже значений, если в инструкции не оговорены другие отклонения:

1) среднее индикаторное давление +/- 2,5%;

2) максимальное давление сгорания +/- 3,5%;

3) давление конца сжатия +/- 2,5%;

4) среднее давление по времени +/- 3,0%;

5) температура выпускных газов +/- 5,0%.

Рекомендуется каждый раз до выполнения регулировочных работ проверить работоспособность форсунки (путем ее замены). Регулирование параметров рабочего процесса путем изменения цикловой подачи топлива допускается только в тех случаях, когда имеется уверенность в исправной работе топливной аппаратуры (ТНВД и форсунок), механизма газораспределения, а также исправности контрольно- измерительных приборов. Запись о регулировке двигателя вносится в машинный журнал.

Подготовка, эксплуатация и обслуживание тепловозов и дизель поездов в зимних условиях

ПОДГОТОВКА, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ТЕПЛОВОЗОВ И ДИЗЕЛЬ - ПОЕЗДОВ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ.В соответствии с Техническими указаниями, утвержденны­ми ЦТ МПС России 30 декабря 1997 г. № ЦТРТ-14/97, по подготовке, эксплуатации и обслуживанию тепловозов и ди­зель-поездов в зимних условиях в зависимости от климати­ческих условий железные дороги Российской Федерации подразделяются на две группы. К дорогам первой группы от­носятся Забайкальская, Приволжская, Горьковская, Куйбышев­ская, Северная, Восточно-Сибирская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Красноярская, Дальневосточ­ная, Сахалинская и северные участки Октябрьской магистра­ли. Ко второй группе относятся Московская, Калининградская, Северо-Кавказская, Юго-Восточная и южные участки Ок­тябрьской дороги.План подготовки тепловозов и дизель-поездов к зиме со­ставляют с расчетом окончания основных работ по дорогам первой группы не позднее 1 октября, второй — 1 ноября. Сроки выполнения работ по подготовке тепловозов и дизель-поез­дов каждого конкретного депо для работы в зимний период утверждает служба локомотивного хозяйства в зависимости от местных климатических условий. Перевод узлов локомоти­вов для работы в зимних условиях и монтаж снегозащитных устройств на вентиляционные окна тяговых двигателей теп­ловозов выполняют в зависимости от установившихся погод­ных условий (температуры воздуха, наличия снежного покро­ва, метелей и др.).План депо по подготовке тепловозов и дизель-поездов к зиме содержит график выполнения работ по каждой единице подвижного состава с указанием сроков проведения, вида ремонта, к которому они приурочиваются, и ответственных должностных лиц.Порядок эксплуатации, обслуживания и ремонта тепловозов и дизель-поездов в зимний период отражается в приказах по дороге, отделению и депо. Приказы доводят до причастных дол­жностных лиц и ответственных исполнителей под роспись. Выписки из приказов и другой документации оформляют в виде наглядных пособий в учебных классах, ремонтных стойлах, ма­стерских, помещении дежурного по депо, комнате инструкторов и других помещениях с учетом их назначения.

ПОДГОТОВКА ТЕПЛОВОЗОВ И ДИЗЕЛЬ - ПОЕЗДОВ К РАБОТЕ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

Перевод тепловозов и дизель-поездов на зимние сор­та смазочных материалов и топлива. Замену летних сма­зочных материалов на зимние выполняют в соответствии с действующей Инструкцией по применению смазочных мате­риалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе, а также руководством по эксплуатации подвижного состава соответствующей серии. Сроки замены смазок устанавлива­ет начальник депо в зависимости от климатических условий и утверждает начальник службы локомотивного хозяйства дороги. В зависимости от погодных условий сроки замены смазок допускается корректировать.Смазку заменяют на очередном текущем ремонте или тех­ническом обслуживании ТО-3, ТО-2, как правило, в основном депо. Работа организовывается таким образом, чтобы при тех­ническом обслуживании подвижного состава на участке обра­щения исключить смешивание смазок разных марок. В журна­ле ТУ-152 и в книге ремонта ТУ-28 мастер делает отметку о переводе узлов на зимнюю смазку. Отметка в книге ТУ-28 со­провождается подписью работника деповской химлаборатории.В зимнее время тепловозы и дизель-поезда в зависимос­ти от температуры воздуха рекомендуется заправлять зимним или арктическим топливом (марки ДЗ и ДА). Смешение этих сортов топлива допускается.

Утепление, уплотнение и проверка узлов тепловозов и дизель-поездов. Работы по утеплению, уплотнению и про­верке узлов выполняют на очередном текущем ремонте или техническом обслуживании ТО-3. Их, как правило, приурочи­вают к осеннему комиссионному осмотру. К участию в нем на закрепленных тепловозах и дизель-поездах также привлека­ют локомотивные бригады. О выполнении работ мастер де­лает запись в книге ремонта формы ТУ-28.

Работы выполняются в соответствии с технологией ремон­та и в следующих объемах.

По кузову и его оборудованию необхо­димо:

Ф привести в исправное состояние двери, открывающие­ся окна кабины управления и машинного помещения, прове­рить исправность замков и уплотнений. Заделать все щели и неплотности в кабине и кузове тепловоза. Проверить плот­ность закрытия жалюзи вентиляции машинного помещения, при необходимости установить картонную заглушку. Уплотнить места прокладки труб через настильный лист и стенки. На теп­ловозах 2ТЭ10Л уложить технический войлок на обшивку ку­зова под пультом в районе бункеров песочниц. Отремонти­ровать и подогнать монтажные люки кузова (капота), поставить недостающие замки;Ф привести в исправное состояние межсекционные и меж­вагонные переходы на многосекционных тепловозах и дизель-поездах. Отремонтировать двери, переходные мостики;Ф проверить и при необходимости отремонтировать уп­лотнения, предотвращающие попадание снега в отсеки ак­кумуляторных батарей. Очистить вентиляционные отверстия. На тепловозах ТЭ10 и М62 всех индексов и дизель-поездах Д1 закрыть мешковиной вентиляционные каналы аккумуля­торного отсека;Ф восстановить неисправные ветрозащитные щитки (па­рованы);Ф проверить и при необходимости отремонтировать стек­лоочистители и антиобледенители окон кабины управления;Ф слить воду из бака для обмыва лобовых стекол, про­мыть бак;Ф проверить работу отопительно-вентиляционной установ­ки при заборе воздуха снаружи и изнутри.

По водяной, масляной, топливной сис­темам и вспомогательным механизмам:

  • проверяют и при необходимости ремонтируют грелки ног и калориферы. Секции калориферов очищают, при необходи­мости — со снятием с тепловоза;
  • проверяют и восстанавливают утепление трубопрово­дов, предусмотренное чертежами. Особое внимание надо обратить на утепление топливного трубопровода от топливно­го бака до настильного листа рамы тепловоза, а также водя­ного трубопровода от коллектора к калориферу и грелкам ног, к автомату охлаждения. Перед утеплением надо проверить отсутствие течи и подсоса воздуха в трубопроводах. Трубо­проводы насухо протереть, обернуть техническим войлоком, стянуть шпагатом, обернуть лентой и надежно забандажировать мягкой проволокой. Во избежание пропитывания тепло­изоляции маслом и топливом утепленные участки труб по­крывают эмалью ПФ68 или А12;

  • проверяют работу котла-подогревателя на тепловозахТЭП60 до № 0502, ТГ16, дизель-поездах типа Д1 и ДР1, а так­же эффективность прогрева дизеля при подаче извне горя­чей воды в водяную систему и включенном маслопрокачива-ющем агрегате от внешнего источника питания на теплово­зах ТЭМ7, 2ТЭ10У (УТ) и других, оборудованных подобной системой. Испытывают эффективность прогрева остановленного дизеля от работающего на тепловозах, оборудованных подобной системой;
  • проверяют исправность топливоподогревателя, систе­мы подогрева резервуара пеногасительной установки и бакасанузла;
  • очищают секции радиатора холодильника и всей водя­ной системы дизеля в целом;
  • снабжают утеплительными чехлами и щитками весь парк тепловозов и дизель-поездов;
  • приводят в исправное состояние жалюзи холодильника, обратив особое внимание на плотность прилегания створокдруг к другу и состояние войлочного уплотнения (если оно предусмотрено конструкцией);
  • устанавливают щиты механического зачехления, предва­рительно очистив цепи и подвижные соединения от антикоррозионной смазки. Согласно карте смазки их промазывают. Проверяют легкость перемещения заслонок утеплительных щитов, натяжение канатов, цепей, исправность барабанов и роликов, механизма ограничения подъема заслонок;
  • проверяют устройство перепуска теплого воздуха от хо­лодильника дизеля для подогрева дизельного помещения итамбуров;
  • на тепловозах ТЭП70 проверяют состояние и надежность крепления брезентовых рукавов и патрубков в системе ЦВС;
  • проверяют исправность механизма переключения за­бора воздуха изнутри и снаружи кузова для охлажденияглавного генератора и тяговых электродвигателей. Очища­ют сетки на люках. Осматривают трубопроводы воды, мас­ла и топлива в местах расположения люков. При обнаруже­нии течи ее устраняют.

По электрооборудованию надо:- проверить действие термореле, электротермометров, электроманометров автоматический привод гидромуфты вентилятора хо­лодильника тепловозов ТЭ10 и М62 разбирают в соответ­ствии с требованиями руководства по эксплуатации и об­служиванию;- других устройств, контролирующих тем­пературу и давление воды и масла. Осмотреть штепсельные разъемы этих устройств и неисправные заменить;- осмотреть тяговые и вспомогательные электромашины, при этом проверить и в случае необходимости отремонтиро­вать или заменить:- проверить уплотнение крышек смотровых люков тяговых электродвигателей, главных генераторов и вспомогательных электромашин, состояние их замков;- проверить исправность гибких воздухоподводящих рука­вов, плотность прилегания их к остову и к кузову, отсутствие складок, перекрывающих канал подвода воздуха;- осмотреть наружную изоляцию (чехлы) кабелей. Прове­рить качество изоляции выводных кабелей тяговых электро­машин, наличие страховочных цепей подвески кабелей, надеж­ность крепления в клицах. Закрепление в клицах не должно допускать натяжение кабелей и перетирание их изоляции;- на многосекционных тепловозах, а также тепловозах, ра­ботающих по системе многих единиц, и дизель-поездах про­верить состояние меж тепловозных и меж вагонных соедине­ний. Обратить внимание на состояние штепсельных разъемов, изоляции кабелей;- проверить работу электропневматических приводов кон­такторов и реверсоров на четкость срабатывания и отсутствие утечки воздуха. Неисправные манжеты заменить;- провести очистку фильтра воздушной системы управ­ления.

По тормозному оборудованию:

а) проверить работу системы осушки воздуха.

б) провести ревизию спускных кранов главных воздуш­ных резервуаров управления и влаго сборников, а также кон­цевых кранов.

По механическому оборудованию:

- проверяют исправность песочных бункеров, уплотнение крышек, наличие и исправность сеток, регулируют подачу пес­ка и расположение песочных труб, наконечников;- проверяют исправность уплотнений опорно-возвращающих устройств кузова;- снимают гидравлические гасители колебаний. При при­менении сезонной жидкости гаситель разбирают, сменяютжидкость на зимнюю, собирают, испытывают на стенде и ус­танавливают на место. Если применяется всесезонная жид­кость (масло ВМГЗ и др.), то гаситель испытывают на стенде, при удовлетворительных характеристиках устанавливают наместо. В случае, если во время испытания на стенде гаситель не дает удовлетворительных характеристик, его разбирают,ремонтируют, собирают и испытывают на стенде повторно.

При подготовке дизель-поездов и автомотрис дополни­тельно необходимо выполнить следующие работы:

- осмотреть обшивку стен, пола, потолка. Поврежденные панели, листы пластика и линолеума заменить. Осмотреть,при необходимости отремонтировать и уплотнить люки в полу и потолке;

- проверить окна пассажирских салонов, уплотнить рамы, заменить поврежденные стекла. Вставить и уплотнить зим­ние рамы. У окон с двойным остеклением проверить плот­ность прилегания открывающейся части окна к неподвиж­ной. На дизель-поездах Д1 прочистить сливные каналы окон­ных карманов;

- выполнить ревизию механизма открывания автоматичес­ких дверей. Заменить поврежденные стекла и резиновые уп­лотнения;

- осмотреть раздвижные двери пассажирских салонов. Заменить поврежденные стекла и резиновые уплотнения. Отрегулировать двери на закрывание под действием соб­ственного веса;
  • продуть сжатым воздухом чердачные помещения ваго­нов, потолочные и стеновые каналы, калориферы;
  • выполнить ревизию отопительно-вентиляционной ус­тановки. Особое внимание обратить на состояние межвагонных воздушных рукавов, электродвигателей вентилято­ров, исправность термореле. Проверить эффективность работы установки при летнем и зимнем режимах, а также при питании от внешнего источника тока и работающем котле-подогревателе.
Перевод узлов тепловозов и дизель-поездов на зимний режим работы. Тепловозы и дизель-поезда на зимний режим работы и обратно переводят в зависимос­ти от установившихся среднесуточных температур и иных погодных условий. Данные работы выполняют во время те­кущего ремонта, технического обслуживания ТО-1, ТО-2 или (при необходимости) локомотивной бригадой самостоя­тельно. О выполнении работы делают отметку в журнале ТУ-152.

При установлении среднесуточной температуры 15 °С и ниже необходимо выполнить следующее:

- открыв вентиль, заполнить калорифер водой и удалить из него воздух через водоспускной кран, а также заглушить кар­тоном канал забора наружного воздуха, расположенный на пе­редней стенке кабины;

- перевести на зимний режим работы систему обогрева салонов, дизель-поездов, закрыть вентиляционные заслонки автоматических дверей на дизель-поездах ДР1;- включить в работу топливо подогреватели (кроме тепло­возов с дизелями Д49), установить трехходовой кран или вен­тиль в положение, обеспечивающее слив топлива в раструб заборного устройства.

Еесли температура опускается до 8 °С и ниже, необходимо, открыв подачу воды, включить в работу топливоподогревате-ли на тепловозах с дизелями Д49.

При среднесуточной температуре 5 °С и ниже выполняют следующие работы:

- устанавливают утеплительные маты на жалюзи холодиль­ника, предусмотренные конструкцией тепловоза;- на тепловозах ТЭП70 и ТЭП60 выключают шесть секций холодильника дизеля второго контура, для чего на трубопро­воде воды устанавливают заглушки, предварительно слив воду из водяной системы и раскрепив фланцевые соедине­ния трубопровода, а также отключают нижний ряд створок боковых жалюзи;- на тепловозах ТЭ10, оборудованных безвойлочными жа­люзи холодильника, ограничивают открытие створок жалюзина угол не более 30°, вставив фиксатор;- включают подогрев бака санузла и резервуара установ­ки пенного пожаротушения;- закрепляют в открытом положении заслонки выпускно­го канала главного генератора для выброса части нагретого воздуха в дизельное помещение;- открывают люки на всасывающих каналах вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей для забора воздуха изкузова, предварительно убедившись в отсутствии течи масла и топлива в месте расположения люков. Дверцы люков и ру­коятки заслонок закрепляют в положении, обеспечивающем забор воздуха из кузова через полное сечение люков.

При отрицательных температурах, включая 0 °С, надо:

- на тепловозах типа ТЭ10 и М62 установить выход регу­лирующей рейки гидромуфты 30 мм для снижения максималь­ной частоты вращения вентилятора холодильника;- открыть люки для забора воздуха воздуходувкой из ди­зельного помещения и закрепить их в полуоткрытом положе­нии, исключающем самопроизвольное закрытие;- на дизель-поездах Д1 первых номеров закрыть верхнюю шахту холодильника теплоизоляционным материалом.Защита тяговых двигателей тепловоза от снега. Уста­новку снегозащитных устройств на вентиляционные окна тя­говых двигателей выполняют для дорог первой группы до 20 ноября, второй — до 10 декабря. Работы производят на теку­щем ремонте, техническом обслуживании ТО-3 или ТО-2. Конкретные сроки работ по каждому депо устанавливают в зависимости от климатических условий и их можно корректи­ровать в соответствии с установившейся погодой: наличием снежного покрова, метелей и др.На фильтры охлаждающего воздуха тяговых двигателей не­обходимо установить предусмотренные конструкцией чехлы из льняной упаковочной ткани ГОСТ 5530—81 или мешкови­ны. На дорогах первой группы устанавливают чехлы из двух слоев упаковочной ткани. На дорогах второй группы, а также Восточно-Сибирской, Красноярской, Забайкальской, Дальнево­сточной можно устанавливать чехлы из одного слоя ткани. При этом окна на всасывающих каналах вентиляторов для забора воздуха из кузова должны быть открыты.На нижнее выпускное окно тяговых двигателей всех типов надо установить снегозащитный щиток (заглушку). На доро­гах первой группы дополнительно на типовой козырек верх­него выпускного окна всех ТЭД устанавливают шторки из бре­зента (хлопушки). На остальных дорогах на верхних выпуск­ных окнах оставляют защитные устройства — сетку и козырек. На боковой люк под металлическую сетку ставят один слой упаковочной ткани.После установки снегозащитных устройств на всасываю­щие фильтры и выпускные окна тяговых двигателей при но­минальной частоте вращения коленчатого вала дизеля про­веряют величину статического напора воздуха в коллекторной камере. Она должна быть: для тяговых двигателей ЭДТ-200Б не менее 80 мм вод. столба, для тяговых двигателей ЭД-107А, ЭД-118А, ЭД-118Б — не менее 190 мм вод. столба. Результа­ты поверки напора регистрируют в книге ремонта тепловоза.

Эксплуатация тепловозов и дизель - поездов в зимних условиях

При низких температурах воздуха необходимо перевести отопительно-вентиляционную установку на забор воздуха из кабины. Во избежание температурных напряжений деталей дизеля не рекомендуется допускать понижение температуры воздуха в дизельном помещении ниже 5 °С. Для поддержа­ния ее в рекомендованных пределах закрывают вентиляцион­ные жалюзи и включают систему перепуска воздуха из шах­ты холодильной камеры. Для этого:О на тепловозах ТЭЗ снимают заслонки диффузора вен­тилятора холодильника, обеспечив их сохранность;

О на тепловозах типа М62 и 2ТЭ10Л(В,М,У) открывают 4 лючка на диффузоре холодильной камеры, при этом дополни­тельно можно рычаг механического управления верхним жа­люзи зафиксировать в верхнем положении, обеспечивающем удержание жалюзи в закрытом состоянии;

О на тепловозах ТЭП70 открывают люки в районе диф­фузора на стенке задней шахты и боковых стенках холо­дильника.

Во избежание замораживания жидкости дифференциаль­ного манометра, приборов управления и трубопроводов вен­тиляторы калориферов надо включить во всех кабинах тепло­воза (дизель-поезда).Отопление пассажирских салонов дизель-поездов должно включаться при температуре окружающего воздуха 15 °С и ниже. Перед выдачей дизель-поезда под посадку пассажиров салоны прогревают до температуры не ниже 13 °С. Прогрев может осуществляться от внешней электрической сети, от котла-подогревателя или при запущенном дизеле. При этом прогрев салонов можно начинать с температуры воды охлаж­дающей системы в 70 °С.Особое внимание в пути следования, на стоянках, во время отстоя в депо и пунктах оборота, а также во время экипиров­ки уделяют поддерживанию требуемого температурного ре­жима дизеля. Ответственность за правильное выполнение связанных с этим операций в пути следования лежит на ло­комотивной бригаде, во время отстоя и экипировки — на де­журных по депо, маневровых машинистах, прогревальщиках и экипировщиках.В зимнее время экипировку тепловоза производят горячей водой и маслом непосредственно перед пуском дизеля. При этом вода должна быть подогрета до температуры 40 — 60 °С, масло — до 60 — 90 °С (нагревать масло свыше 100 °С запре­щается). Во время экипировки следят за заполнением систе­мы, проверяя на ощупь нагрев ее частей: блока, насосов, тру­бопроводов, секций холодильника и т.д. Запускать дизель при неполном заполнении водяной или масляной системы кате­горически запрещается.Дизель разрешается запускать при температуре воды и масла не ниже 20 °С. В случае, если температура воды или масла ниже установленного предела, систему прогревают котлом прогревателем. При его отсутствии дизель прогревают, наливая в систему и сливая из нее горячую воду. После за­пуска дизеля его прогрев осуществляют постепенно после­довательным увеличением позиций контроллера. При прогре­ве надо избегать быстрого повышения температуры и дли­тельной (более 20 мин непрерывно) работы на нулевой пози­ции, так как это приводит к повышенному износу узлов тре­ния дизеля и закоксовыванию газовоздушного тракта и мо­жет вызвать повреждение турбокомпрессора.Перед отправлением тепловоза с поездом температуру ох­лаждающей воды и масла доводят у дизелей Д100 и Д50 - до 40 °С, Д49 и Д45 — до 45 °С, у дизелей 12VFE17/24 фирмы «Ганц-Маваг» и производства АО «Звезда» — до 60 °С.В пути следования и при работе без нагрузки темпера­туру воды и масла поддерживают в пределах и способом, установленным руководством по эксплуатации тепловоза. При ручном регулировании температуры нельзя допускать снижения ее за один прием более чем на 5 °С. Зачехление холодильника, выключение из работы жалюзи произ­водят в зависимости от температуры наружного воздуха в соответствии с требованиями руководства по эксплуата­ции тепловоза.Во время работы и при остановках дизеля понижение тем­пературы воды и масла ниже 20 °С не допускается.При низкой температуре воздуха и сильном боковом вет­ре для предупреждения замораживания холодильника оста­навливать дизель разрешается только при смене локомотив­ных бригад. Прогрев дизелей осуществляют на позиции кон­троллера не ниже четвертой.В случае, если при работающем вентиляторе холодильника температура воды или масла не понижается, а растет, это может означать замерзание секций холодильника. В этом случае немедленно закрывают жалюзи, выключают вентиля­тор и убеждаются в том, что секции действительно замерз­ли, а водяной насос исправен. Отогревание секций опреде­ляют на ощупь. Переходить на нормальный режим регулиро­вания температуры можно лишь после полного отогревания секций холодильника.В аварийной ситуации, т.е. когда дизель невозможно запу­стить, а температура воды упала ниже 20 °С, при отсутствии или неисправности на тепловозе (дизель - поезде) устройств для подогрева водяной и масляной систем дизель расхола­живают, для чего необходимо:- немедленно слить воду из охлаждающей системы дизе­ля порядком, предусмотренным руководством по эксплуата­ции тепловоза (дизель - поезда), и продуть ее сжатым возду­хом, после чего оставить все вентили и краники открытыми;- разрядить установку пенного пожаротушения и продуть сжатым воздухом до удаления остатков жидкости из трубо­проводов;- слить воду из бака санузла;- слить масло из масляных секций холодильника, открыть вентили и атмосферные краники;

- перенести пенные огнетушители в работающую секцию, а при невозможности этого — разрядить их.

Производить расхолаживание во время движения катего­рически воспрещается.В случае отсутствия необходимости держать тепловоз в готовности к работе следует произвести расхолажива­ние как при аварийной ситуации. При этом слив воды из охлаждающей системы нельзя начинать, если ее темпера­тура выше 50 °С.При температуре наружного воздуха -40 °С и ниже, снего­падах, метелях, а также в случае дождя, града, снежной, песча­ной, пылевой бури необходимо переходить на забор воздуха из кузова для дизеля и для охлаждения главного генератора, тяговых двигателей. В таких условиях во избежание попада­ния снега в тяговые двигатели запрещается остановка дизе­лей на стоянках, кроме случаев смены локомотивных бригад.Выдавая тепловоз под поезд после длительного отстоя, не­обходимо проверить состояние изоляции и выборочно коллек­торы электрических машин, а если надо, то прогреть электро­машины и высушить изоляцию.При пересылке тепловозов и дизель-поездов из одного депо в другое руководствуются действующей Инструкцией о порядке пересылки локомотивов и моторвагонного под­вижного состава. В случае пересылки в холодном состоя­нии закрывают все окна для забора воздуха, а также все выпускные окна на тяговых двигателях, вынимают щетки тяговых двигателей, а пенные огнетушители переносят в отапливаемую кабину. При пересылке тепловозов в рабо­чем состоянии каждый тепловоз сопровождает лицо, обес­печивающее правильный тепловой режим дизелей и конт­роль за состоянием локомотива.На тепловозах с моторно-осевыми подшипниками, име­ющими шерстяную подбивку, для предотвращения затяги­вания подбивки в подшипники перед выездом под поезд тепловоз необходимо переместить на короткое расстояние вперед-назад 2 — 3 раза.Чтобы предупредить отказ песочниц, заправка бункеров горячим песком не допускается. После набора песка крыш­ки бункеров плотно закрывают. При приемке тепловоза (ди­зель-поезда) и смене направления движения следует про­верить подачу песка под все колесные пары. Локомотивная бригада обязана прочищать наконечники песочных труб, обращая особое внимание на наконечники, встречные по ходу движения поезда.Для предупреждения повреждения стекла и зеркала про­жектора перед включением яркого света прожектор прогре­вают при тусклом свете в течение 1 — 2 мин.Эксплуатация автоматических тормозов в зимних услови­ях осуществляется в соответствии с действующей Инструк­цией по эксплуатации тормозов подвижного состава. Во время стоянок и при отстое тепловозов в пунктах оборота главные резервуары, влагосборники и концевые краны продувают не реже чем через каждые 20 мин.При приемке тепловоза (дизель-поезда) следует обратить особое внимание на четкость работы регулятора давления (системы холостого хода или отключения тормозного комп­рессора) и исправность предохранительного клапана. В слу­чае замерзания регулятора давления в пути следования пе­реходят на ручное управление работой компрессоров или управление от другого регулятора, а при невозможности это­го — приоткрывают кран отстойника компрессора для сбро­са излишнего воздуха в атмосферу и в зависимости от по­ложения, в котором замерз регулятор, заглушают трубку под­вода воздуха. Неисправность на ближайшей станции необ­ходимо устранить.Чтобы предотватить загустевание масла в системе пусково­го масляного насоса дизель-поездов Д1 при температуре ниже -10 °С, необходимо периодически прокачивать им масло. На дизель-поездах Д1 в пути следования периодически на один-два перегона надо включать водяной насос котла обогрева.На дизель-поездах и тепловозах с гидропередачей не ре­комендуется начинать движение при холодном масле гидро­передачи. Его надо подогреть, пользуясь внешним источником. Допускается применять подогрев масла в стоповом режиме работы гидропередачи. Для этого применяют полное служеб­ное торможение тепловоза (дизель-поезда) и включают гид­ропередачу в режим движения. Ступень гидропередачи и обороты дизеля устанавливают в соответствии с руковод­ством по эксплуатации. Например, для прогрева масла гидро­передачи дизель-поезда ДР1 включают второй гидротранс­форматор, а обороты дизеля устанавливают не более 850 об/мин. Масло нагревают до 50 — 90 °С.

ПОДГОТОВКА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕПЛОВОЗОВ, РАБОТАЮЩИХ СО СНЕГООЧИСТИТЕЛЯМИ

У тепловозов во время работы со снегоочистителями вса­сывающие фильтры кузова закрывают металлическими зас­лонками, двери кузова также необходимо закрыть. При этом воздух для охлаждения тяговых двигателей и генератора за­бирается из кузова.После окончания работы тепловоза со снегоочистителем его отправляют резервом в ближайшее локомотивное депо, имеющее цех ТО-3 или ТО-2. Там его очищают от снега, про­дувают сжатым воздухом тяговые электродвигатели, осматри­вают электрические цепи и электромашины с замером сопро­тивления изоляции. При необходимости изоляцию сушат с до­ведением сопротивления до нормы, а также сливают конден­сат из шапок моторно-осевых подшипников с добавлением подогретой смазки. О выполненной работе мастер делает отметку в журнале формы ТУ-152.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости