1. Позднее зажигание. Сдвиг угла на 1 градус увеличивает расход на 1%.2. Неправильно выставленные зазоры в свечах зажигания, а так же перебои в работе свечей — 10%.3. Ближний свет фар увеличивает расход на 5%, дальний на 10%.4. Температура охлаждающей жидкости ниже расчетной увеличивает расход на 10%.5. Езда на непрогретом двигателе увеличивает расход на 20%.6. Повышенный износ цилиндропоршневой группы. Каждая сниженная атмосфера (единица измерения компрессии) увеличивает расход на 10%.7. Износ кривошипно-шатунного механизма — 10%.8. Износ сцепления — 10%.9. Износ механизма газораспределения, а так же не отрегулированные зазоры клапанов — до 20%.10. Перетянутые подшипники ступиц колес (плохой накат) — на 15%.11. Не отрегулированный сход развал — 10%.12. Пониженное давление в шинах — по 9% на каждые 0,5 кг/см2.13. Каждые 100 кг груза — на 10%. Загруженный багажник на крыше увеличивает расход на 40%, пустой на 5%. Прицеп — 60%.14. Манера езды на 50%.15. Несвоевременная замена воздушного фильтра (рекомендуемая периодичность — раз в 5 тыс. км) увеличивает расход на 10%. Применение воздушных фильтрующих элементов с тяжелыми матерчатыми предочистителями увеличивает расход на 5%. Рекомендуются фильтрующие элементы легкого типа без предочистителей. Сопротивление воздушного потока через такой фильтр минимальное.16. Проблемы связанные с системой питания (карбюратор; бензонасос) — до 50%.17. Применение низкооктанового бензина (даже когда заправляешь Аи-95 — никогда не знаешь, что зальешь) — до 5%.18. Дефорсированные моторы с уменьшенной степенью сжатия — до 10%.19. Встречный ветер — до 10%.
20. Движение по трассе с низким коэффициентом сцепления — до 10%
В данной статье мы не будем говорить о неисправностях автомобиля, при которых повышается расход топлива. В большинстве случаев неисправность и так дает о себе знать и “хороший аппетит” мотора является ее следствием. Постараемся не говорить об объеме, типе двигателя и чем он “питается”, а также о массе незагруженного автомобиля, о приводе и т. д. Поговорим о технически исправном, или относительно исправном автомобиле, который не глохнет, не гремит, не троит, не дергается, не кушает масло, имеет исключительно заводскую комплектацию и о причинах, которые, при всем при этом, могут вызывать повышенный расход топлива, относительно его заводских характеристик, заявленных производителем.
Также не будем говорить о водителях, которые, как говорится, любят “рвать с места”, но то, как владелец автомобиля переключает передачи и выбирает скоростной режим, безусловно, является одной из причин повышения расхода топлива. На более высокой передаче чтобы проехать одинаковое расстояние с более низкой передачей, требуется меньшее количество оборотов коленчатого вала двигателя, а соответственно потребуется меньше топлива на выполнение одной и той же работы. Соответственно, чем быстрее автолюбитель переключится на высшую передачу, тем больше топлива он сэкономит.
Но при переходе с одной передачи на другую не стоит забывать и о рациональном выборе скоростного режима. Не стоит делать и резких переходов с высшей на низшую передачу либо наоборот, что довольно часто встречается у начинающих водителей, это не только приводит к быстрому выходу из строя коробки переключения передач, но и может повысить расход топлива на 2-5%, в зависимости от интенсивности. Необходимо выбирать максимально ровный режим движения без резкого изменения скорости.
При этом следует отметить, что каждая ступень КПП имеет свою оптимальную скорость и не стоит ехать на пятой ступени со скоростью, при которой машина может двигаться на четвертой с ровно работающим мотором, т .е. слишком медленно. Это не способствует экономии, а наоборот может вызывать повышенное потребление.
Что касается АКПП… Ясно, что автоматика была создана не только для удобства и повышения безопасности (гораздо реже требуется отвлекаться, на момент переключения управлять одной рукой, выжимать сцепление) – до сих пор многие водители, в т. ч. молодые предпочитают механику. Автоматическое переключение передач, помимо удобства, в совокупности с другими выверяемыми параметрами, на текущий момент поступающими в БК, является одним из комплекса мер по оптимизации расхода топлива.
Казалось бы не нужно думать о том, о чем мы говорили выше – компьютер сам рассчитает скорость, частоту вращения коленвала и насколько сильно вы надавили на газ. Все это так, но в действительности часто бывает так, что машина с АКПП потребляет больше горючего, чем точно такая же, но оснащенная механической коробкой передач. Причина опять же в человеческом факторе. Здесь расход также зависит от манеры вождения, т. е. от предпочитаемых водителем режимов и любви давить на педаль газа. Поэтому часто опытный водитель, который хорошо чувствует машину, лучше любой автоматики и электроники может иметь оптимальный расход топлива, при этом нисколько не ущемляя себя в удовольствии управления автомобилем и свои амбиции на дороге.
Чем выше октановое число горючего, тем больше выход энергии при его сгорании и, соответственно, переданная этой энергией работа. Параметры, заявленные производителем для конкретного автомобиля, в т. ч. расход топлива обычно рассчитаны под определенное его качество. Заправка машины бензином с меньшим октановым числом нарушает эти параметры – в той или иной мере снижается мощность двигателя, нередко стучат пальцы, может троить и т. д. Такие неприятности в основном касались авто с контактным зажиганием и частично решались изменением угла опережения зажигания в ручную (изменением положения и фиксацией трамблера), либо октан-корректорами (вакуумными, центробежными, механическими). Кстати, позднее зажигание тоже является причиной прожорливости мотора, так если сдвиг угла зажигания составляет 1°, то потребность в горючем возрастает на 1%. В настоящее время в большинстве машин процессом зажигания, целиком или частично, управляет бортовой компьютер, поэтому заправка горючим с низким октаном меньше, либо совсем не заметно отражается на работе двигателя. Но это, все равно, не может не отразиться на потреблении бензина двигателем.
Качество бензина безусловно влияет на расход топлива. Это относится и к карбюраторным двигателям, и к дизельным, и к моторам снабженным газовым оборудованием. Для моторов, управляемых электроникой это выглядит так: на приемистости низкий октан сказывается незначительно, но, как говорится, “бессимптомно” увеличивается расход топлива. В карбюраторном двигателе тоже увеличивается, но, чаще всего, с очевидными симптомами – даже если выставить зажигание (или имеется октан-корректор), то, все равно, автомобиль, в той или иной мере, теряет прием. При нажатии на педаль газа приоткрываются заслонки и в коллектор подается струйка бензина, но “отдачи” от нее меньше, если октан бензина ниже положенного – обороты увеличиваются, а выполненной работы меньше.
Безусловно, чем ниже октановое число бензина, тем больше его потребление. Однако, расход бензина – это расход денег, поэтому, конечно, нужно считать не количество израсходованного горючего, а потраченные на его покупку деньги. На данный момент разница в цене между 92-м и 95-м бензином составляет приблизительно 9%. Если ездить на 95-м, то относительно 92-го экономия бензина составляет приблизительно 5%. Но если рассчитывать по затраченным средствам, то получается, что на 92-м ездить дешевле на 4%.
Поэтому если двигатель (по инструкции) должен работать на 92-м бензине, то нет смысла заливать 95-й – будет не только экономия бензина, но и перерасход средств, потраченных на его приобретение. Так, что экономия при езде на низком октане, не смотря на увеличенный расход, все же есть, только не бензина, а денег. Однако нельзя забывать о том, что при снижении октанового числа бензина (помимо сказанного выше) снижается его устойчивость к детонации, а это чревато опасностью постепенного, а иногда и моментального выхода из строя двигателя. Именно поэтому многие производители авто не рекомендуют, а иногда категорически запрещают использовать бензин с октановым числом ниже указанного в инструкции к автомобилю.
Исходя из сказанного выше видно, что для того, чтобы качество топлива не стало причиной его повышенного расхода, а также причиной возникновения детонации и, как следствие, преждевременного износа или поломки двигателя, лучше всего не нарушать рекомендации завода-изготовителя.
Широкопрофильная резина, использование зимней резины летом (а также, собственно, вождение в зимний период), не отрегулированные развал-схождение, зажатые тормозные колодки (например, из-за перетянутого тросика ручника или его закоксованности) также являются причиной высокого потребления топлива. Но мы говорим о технически исправном автомобиле с заводской комплектацией, поэтому здесь можно сказать о давлении в шинах. При определенных условиях (высокая и низкая температура, тип шин, погода, время года и т. д.) давление необходимо снижать, но это уже отдельная тема. Так вот, если нормальное давление 2 атмосферы, а реальное 1.5, то потребление топлива может увеличивается примерно на 3-4%.
Под энергозагруженностью имеется в виду включенный кондиционер, система климат контроля, печка – они тоже могут хорошо “кушать” горючее. Чтобы приводить в движение компрессор кондиционера необходимы усилия двигателя. Включенные фары, автомагнитола (нередко с усилителем и мощной акустикой), вентилятор печки и другие электроприборы создают нагрузку на генератор, а он, в свою очередь, на двигатель. Таким образом, включенные перечисленные приборы способны увеличивать расход топлива до 15%.
Когда мотор холодный, электронный блок управления создает специальные условия для его работы (обогащенный впрыск), чтобы обеспечить стабильную работу в режиме прогрева. Если датчик температуры исправен, то при достижении необходимой температуры этот режим отключается. Если начать движение в данном режиме, то в этот период потребление бензина может увеличиваться до 20%.
Есть и другие причины, способствующие повышению расхода топлива технически исправного автомобиля – это слишком вязкое масло для двигателя и трансмиссионных узлов (коробка передач, редуктор), открытые окна при движении (ухудшается аэродинамика, особенно на скорости), состояние дороги, встречный ветер, другие погодные условия и т. д. Все они – по одиночке или в совокупности, могут составлять приличный процент потребления топлива выше нормы, заявленной производителем. Причин для его чрезмерного потребления, связанных с неисправностями и конструктивными изменениями машины еще больше, но это тема для отдельной статьи.
Каждый водитель пристально следит за расходом топлива. Такое внимание вызвано, в первую очередь, экономическим фактором: чем больше расход бензина на 100 км пробега, тем дороже обходится эксплуатация автомобиля. В условиях постоянно растущих цен на бензин увеличение расхода топлива серьезно сказывается на семейном бюджете.
Еще одна веская причина следить за расходом топлива – это техническое состояние автомобиля. Резкое увеличение «аппетита» двигателя свидетельствует о том, что автомобиль или какая-то из его систем, ответственных за потребление бензина, работает не лучшим образом.
Современный автомобиль – это сложная техническая система, в которой каждый элемент выполняет определенные функции. Износ, поломка или выход из строя одной детали может нарушить работу двигателя в целом. Некоторые из элементов автомобилей напрямую влияют на топливную экономичность двигателей, а другие – только косвенным образом.
Поскольку топливная система является самым очевидным источником неполадок в двигателях с инжекторными системами питания, поиск причин увеличения расхода бензина начинают с деталей и узлов, обеспечивающих подачу топлива и воздуха в цилиндры.
Инжекторы. В инжекторных двигателях подача топлива осуществляется принудительно с помощью форсунок. Именно неисправности форсунок (инжекторов) являются наиболее распространенной причиной плохой работы топливной системы. При работе двигателя на некачественном топливе инжекторы со временем засоряются, что является причиной неравномерной подачи бензина в цилиндры или неправильной формы факела распыления. Из-за этого смесеобразование в камерах сгорания происходит не так, как задумано инженерами, что приводит к неполному сгоранию и перерасходу бензина, догоранию топлива в выпускном коллекторе и другим неприятным последствиям.
Воздушный фильтр. Если воздушный фильтр забит пылью и грязью, в цилиндры двигателя попадает меньше воздуха, чем требуется для полного сгорания топлива. При этом нарушается работа датчиков, которые определяют объем воздуха, поступающего в двигатель. В подобных ситуациях электронный блок управления не может корректно рассчитать нагрузку на мотор и для «перестраховки» подает в цилиндры больше бензина, чем следует.
Давление топлива. Форсунки инжекторного двигателя работают эффективно только в том случае, если обеспечивается заданное давление в системе подачи топлива. Слишком низкое давление в системе топливоподачи приводит к перерасходу бензина, потому что электроника двигателя не может компенсировать нехватку давления увеличением времени открытия форсунок, и водителю приходится переключаться на пониженные передачи. Причинами пониженного давления в системе подачи топлива могут быть износ бензонасоса или засорившийся фильтр тонкой очистки бензина.
Первую механическую систему впрыска, прообраз современного инжекторного двигателя, разработала фирма BOSCH. Система была установлена на серийном автомобиле Mercedes Benz 300SL в 1954 году.
Кроме системы подачи топлива, причинами чрезмерного «аппетита» инжекторного двигателя могут быть и другие технические неисправности:
Датчики. Работой любого инжекторного двигателя управляет блок электроники, который собирает информацию с множества датчиков. Они собирают и передают электронному блоку управления данные о положении дроссельной заслонки, расходе воздуха, давлении во впускном коллекторе, температуре охлаждающей жидкости и содержании кислорода в отработавших газах. На основании информации от этих датчиков электроника рассчитывает количество топлива, которое необходимо впрыскивать в цилиндры через форсунки. Поэтому некорректная работа сенсоров и расходомеров влечет за собой ошибочные расчеты и неправильное смесеобразование.
Катализатор. Каталитический конвертер, который является частью выпускной системы, предназначен для дожигания и нейтрализации вредных веществ, которые содержатся в отработавших газах. Если катализатор изношен, разрушен или засорен несгоревшими остатками топлива, то увеличивается сопротивление на выпуске и падает давление во впускном коллекторе. Такие данные от датчиков ЭБУ воспринимает как высокую нагрузку двигатель. Поэтому электроника полностью открывает форсунки, чтобы подать в цилиндры обогащенную смесь. В результате расход бензина существенно растет.
Свечи и провода. Неисправные свечи или высоковольтные провода могут привести к пропускам зажигания в одном или нескольких цилиндрах. Несгоревший кислород попадает напрямую в выпускной коллектор. Лямбда-зонд, который измеряет наличие кислорода в выхлопных газах, оценивает это как признак бедной смеси, в которой не хватает топлива. Поэтому электронный блок управления компенсирует «нехватку» подачей увеличенной порции бензина в цилиндры. При этом расход топлива увеличивается, но из-за пропусков зажигания оно не сгорает и выбрасывается в выпускной коллектор.
Многие из перечисленных неисправностей можно своевременно определить и устранить, если регулярно проводить диагностику инжекторного двигателя с помощью специального оборудования на СТО.
Чем сложнее система, тем более важным является ее своевременное техническое обслуживание. Кроме сервисного обслуживания, современные инжекторные двигатели особенно чувствительны к качеству топлива. Бензин должен быть чистым и полностью сгорать в цилиндрах, не образуя нагара. Поэтому необходимо проверять сертификаты на топливо на АЗС и не следует заправляться на сомнительных заправках. В противном случае владельца авто ожидают неприятные «сюрпризы» в виде засорившихся инжекторов, прогоревшего катализатора, сгоревших датчиков и других технических проблем, которые влекут за собой увеличение расхода топлива.
Если не знаете, какой бензин выбрать для своего авто с инжекторным двигателем, покупайте брендированное топливо, которое в России всегда более качественное, чем обычные АИ-92 и АИ-95.
Марк Брюлов
Причины повышенного расхода топлива.
Почему машина начинает потреблять много бензина?
Почти все автовладельцы однажды задают себе один и тот же вопрос: “Почему машина стала много жрать бензина?”. После этого они начинают паниковать, искать ответы на форумах (коих сейчас развелось тысячи), обращаться в автосервисы, и вообще вести всякую активную деятельность. Зачастую деструктивную, по отношению к собственному автомобилю.
Итак, давайте разберемся, что значит “большой расход топлива” и какие факторы на него влияют.
В первую очередь, при увеличении расхода, оглянитесь вокруг, — какое время года за окном? Большинство автовладельцев считают, что в холодное время года расход начинает увеличиваться из-за постоянных прогревов. Да, частично, так и есть, но главный враг экономии топлива в холодное время года затаился не в том, что машина постоянно прогревается! Основная проблема, — в значительном снижении качества дорожного покрытия, и тотальном “тупняке”, который нападает на всех участников движения. Там, где раньше Вы спокойно проезжали со скоростью 60 (пусть так) км/ч, сегодня, из-за снега и дикой пробки Вы ползете не больше 5 км/ч. Естественно, одинаковый путь в этом случае занимает в 12 раз больше времени. И, соответственно, расход топлива вырастает в несколько раз! Мотор-то продолжает работать, пока Вы стоите на месте, километры не “тикают”, а бензин уходит! Вырвавшись из затора, Вы, конечно, компенсируете время, но ушедшее топливо уже не вернуть. В итоге, нормальный расход может подскочить в два раза, например с 10 до 20 литров, только из-за такого режима.
Стоит в этом случае трубить тревогу и лезть в настройки машины? Конечно, нет! Что толку от того, что Вы все поменяете и промоете, если завтра все равно встанете в той же пробке? Гораздо правильнее, изменить время выезда, и проехать, когда ее еще (или уже) нет.
Во вторую очередь, на расход топлива влияет состояние кислородного датчика (лямбда-зонда) автомобиля. Современные кислородники стали на столько сложной системой, что они похожи на маленькие лаборатории, которыми заведуют “мозги” машины. К сожалению, если примитивные старые датчики могли работать только в двух режимах “нормально” или “не нормально”, и соответственно, зажигали чек, когда было что-то не так, то с новыми все стало сложнее. Новые, “сложные” кислородники, анализируют ситуацию до последнего, стараясь выдавать мозгу информацию о том, что происходит на выхлопе. Только, с износом, или с некачественным топливом, его показания начинают “уезжать”, и мозг, вместо корректной информации, начинает получать полную ерунду, по которой и строит топливные карты. В результате, расход топлива подскакивает до астрономического. Самый яркий пример, — расход в зимний период на Honda Accord 2002 года составлял 37 литров на сотню, при том, что хозяин его уже прогревать лишний раз боялся. Как оказалось, причина таилась в кислороднике, который “сдох”, но не до такой степени, чтобы зажечь “чек”. Он работал, но диапазон его режимов сузился практически до полоски, вместо широкой N-образной амплитуды. Мозг принимал его “расчеты” за чистую монету, и лил топливо так, как будто машина работает на водометном двигателе. В этом случае, поймать проблему можно на сканере, но это тоже не всегда удается. На самых современных датчиках установлена совсем хитрая система и проблема видна только по косвенным показателям.
Коварство “кислородников” таится также и в производителе этой детали. По опыту, в Хондах нормально работают только оригинальные датчики, или датчики фирмы Denso. Многочисленные заменители от компаний Bosch, NGK, и прочих, зачастую, ситуацию не исправляют, а, напротив, ухудшают, поскольку человек уверен, что лямбда-то новая! На деле, новая неправильная лямбда сочиняет графики почище полудохлой старой. Перерасход, естественно, продолжается, но человек, априори считая, что кислородник нормальный, начинает лезть в другие элементы двигателя, меняя и корректируя то, что трогать вообще не надо было. Здесь совет может быть только один — используйте оригинальные запчасти. Дорого, но зато надежно.
В третью очередь, на расход влияет состояние системы зажигания и подачи топлива. Если в одной из этих систем проблемы, естественно, расход будет увеличиваться. Но, в отличие от кислородного датчика, скорее всего, он не будет таким радикальным. По нашему опыту, перерасход составляет от 10% до 50% от нормального. Определить проблему с этими системами можно двумя способами — вскрытием, или по косвенным признакам на сканере. Вот эти проблемы как раз и решаются в автосервисах, когда машина загоняется, и в ней меняется много запчастей. А еще лучше, не доводить до такого состояния и менять все заранее, согласно предписанным регламентам.
В последнюю очередь, на расход влияют такие факторы, как плохой бензин и “недоливы” на заправках. В нашей работе был случай, когда в 10-литровую канистру, в которую всегда умещалось ровно 10 литров бензина, на одной из заправок нам “залили” 13. Так что будьте бдительны. К сожалению, от этого никто не застрахован, поэтому задерживаться на этом пункте мы не будем. Чтобы устранить эту проблему, достаточно просто сменить АЗС.
P.S. Если честно, взглянув на ситуацию «из другого климата», могу сделать одно важное заключение. Состояние дорог, качество бензина и температурные режимы эксплуатации сами по себе задают «нормальные» параметры расхода для каждой страны. Чем выше качество первых двух элементов и лучше климат, тем меньше расход. Пожив несколько месяцев за пределами России, я понял, почему в Европе расход топлива на Хонде Аккорд 2,4 составляет 8-9,5 литров, а в России — 12-14. В теплом климате с нормальными дорогами и хорошим бензином, машине работать намного легче. Да и европейцы, с их ценами на бензин, давно бы застрелились с таким расходом, который в России считается «чуть выше нормы». А уж про «зимние» 20-22 литра лучше вообще не говорить, — такие расходы только у дальнобойщиков. Так что, ориентироваться на расход топлива по Европе или по теплым краям, живя в России — себе дороже. /Прим. автора/
Хондаводам.ру
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Еще интересные статьи
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453