Самое тяжелое время года для любого современного двигателя внутреннего сгорания – лето. Именно летом многие автолюбители жалуются на постоянный перегрев мотора. Несмотря на распространенность проблемы, она не становится менее опасной для всех систем машины. Перегрев может стать причиной серьезных поломок, после которых дорога только в автосервис, причем, для капитального ремонта, а не простой диагностики.
Конструкция двигателя очень сложна. Сам агрегат состоит из сотен мелких деталей, каждая из которых по-своему чувствительна к перепадам температур. В первую очередь от сильного перегрева двигателя могут повредиться колпаки, отражающие масло. Вторыми под ударом оказываются кольца поршней. Но, все эти проблемы не так страшны, когда речь заходит о действительно серьезных неисправностях, вызванных высокими температурами внутри системы движка. Если не обнаружить перегрев, детали начнут деформироваться. Такое починить не можно далеко не всегда, даже имея целый набор профессиональных инструментов.
Теперь попробуем разобраться в том, какие же причины и признаки перегрева двигателя вообще существуют. Наиболее распространенных причин всего семь, хотя это далеко не полный список. Однако даже об этих семи должны знать все, кто владеет автомобилем и желает, чтобы его мотор работал долго и исправно.
Вот эта семерка причин считается основной для появления перегрева в двигателе автомобиля. Если помнить о них и вовремя проводить проверку системы, то можно успеть среагировать и отправиться в автосервис до того, как мотору и его деталям будет нанесен необратимый ущерб. Но, кроме этой «черной семерки», есть еще три причины, о которых нам хотелось бы сказать в этой статье. К сожалению, они не обнаруживаются заранее, и предотвратить их каким-либо образом невозможно.
По факту, если движок начинает перегреваться, можно заметить это достаточно быстро, чтобы пережить проблему без последствий. Самое первое, на что стоит обратить внимание – высокая температура жидкости в системе охлаждения. Бить тревогу можно начинать уже при ста двадцати градусах. Также отмечается появление снижения мощности мотора, которое бросается в глаза даже тем, кто за рулем совсем недавно. При этом ДВС начинает даже звучать по-другому, с некоторой долей мелкого стука.
Читайте также: Устройство и работа: ДифференциалЕще больше признаков перегрева можно найти, заглянув в сам мотор. Головки блока цилиндров при наличии критических температур трескаются или деформируются. То же касается и ГБЦ. Расширительный бачок также нуждается в тщательном осмотре – если стенки потемнели, то перегревание очевидно.
Если что-то из вышеописанного вы сумели найти и определить, то нужно в первую очередь заглушить двигатель. На самом деле, это первое и самое правильное решение. Если же перегрев небольшой, то есть меньше ста двадцати градусов, то лучше движок не глушить, а просто немного снизить обороты и подождать, пока датчики не станут показывать вновь нормальную температуру. Только после этого можно выключить ДВС и дать ему «отдохнуть» и охладиться полностью.
Ни в коем случае не пытайтесь залить охлаждающую жидкость в расширительный бачок, и вообще, старайтесь его при перегреве не трогать, так как вы можете получить серьезные ожоги рук и лица от струи пара.
Нельзя не обращать внимание на перегрев мотора. Последствия могут быть очень разочаровывающими для вас. Все, правда, зависит от того, насколько сильно перегрет движок и как долго вы заставляли его работать в таком состоянии.
При слабом перегреве есть вероятность оплавления поршней. Хотя, на полноценную работу двигателя это может вообще никак не повлиять. Если температура добралась до критической отметки, то можно ожидать деформации любых деталей, черный дым из выхлопной трубы, черные отложения на поршнях и цилиндрах, попадание машинного масла в камеру сгорания. Как следствие, мотор постоянно будет работать под сильными нагрузками. Чем дальше, тем сильнее и чаще система будет перегреваться. В конце концов, заклиниваются поршни, и весь мотор начинает выходить из строя, деталь за деталью.
Читайте также: Лазерные фарыАвтомобиль — это сложнейший механизм, который состоит из множества деталей, агрегатов и узлов. Самый важный компонент любой машины и самый дорогостоящий — это её двигатель. К счастью, при нормальной эксплутации автомобиля мотор ломается очень редко, а значит не так часто требует ремонта. Но есть ситуации, которые приближают наступление этого трудоемкого ремонта. Одна из них — перегрев двигателя.
Во время своей работы мотор автомобиля нагревается до высоких температур, выше 100 градусов по Цельсию, что является рабочей температурой двигателя, при которой мотор может работать при нормальных рабочих тепловых зазорах, предусмотреных заводам-изготовителем. Если не охлаждать двигатель, то в процессе эксплуатации он быстро выйдет из строя. Для этого в машине была создана специальная система охлаждения, в которой постоянно циркулирует охлаждающая жидкость — тосол.
Любые неполадки и неисправности в системе охлаждения приводят к перегреву двигателя автомобиля. И если вы заметили, что датчик температуры на приборной панели показывает крайне высокие величины, то следует незамедлительно разобраться в причинах. Давайте разберемся, почему перегревается двигатель, в чем причины, как устранить неполадки?
Даже разовый перегрев мотора на протяжении непродолжительного времени может вызвать проблемы в дальнейшем. Двигатель имеет детали, которые чувствительны к высоким температурам. К ним относятся, например, маслоотражательные колпачки клапанов и маслосъемные поршневые кольца. При перегреве маслоотражательные колпачки теряют упругость (дубеют), их резиновая часть. Маслосъемные поршневые кольца (они стальные) при перегреве залегают, то есть перестают сжиматься и разжиматься в определенных конструкторами пределах.
В результате резко повышается масляный аппетит мотора. Такой повышенный расход ГСМ только усугубляет ситуацию с перегревами двигателя, потому что на поверхности камеры сгорания образуются отложения. Что ещё более усугубляет ситуацию потому что начинает образовываться нагар, из-за которого могут выйти из строя свечи и даже катушки зажигания (ну и соответственно и компрессионные кольца с вытекающими из этого последствиями).
Но это не самое страшное. Гораздо более серьезный вред наносится металлическим деталям двигателя. Как известно, при нагреве материал расширяется. При нормальной работе мотора после охлаждения компоненты возвращаются в исходное состояние без остаточных деформаций. Однако в случае перегрева детали расширяются больше обычного и тогда остаточных деформаций не избежать. Отсюда мы получаем коробление блока и головки цилиндров, рост размера поршней вплоть до их задира. А это уже серьезно, что требует дорогостоящего ремонта двигателя.
Специалисты разделяют два вида перегрева двигателя: внутренний и внешний. Самым опасным из них можно считать первый, так как он не сразу заметен водителю. При нем повышения температуры охлаждающей жидкости практически нет. Тепло как бы остается внутри агрегата. Но двигатель реагирует резким снижением мощности из-за ухудшения наполнения и роста механических потерь.
Какие существуют основные признаки перегрева двигателя?
1. Стрелка датчика температуры на приборной панели находится в красной зоне. Это означает превышение температуры охлаждающей жидкости. 2. Из-под капота выходит пар или дым. Появление пара означает, что охлаждающая жидкость закипела (при испарении). Если из-под капота идет дым, это значит что уже что-то горит, скорее всего тут система охлаждения двигателя не виновата. В любом из этих случаев нужно сразу же остановить машину и выключить двигатель.
3. Снижение эффективности автомобильной печки. Отопитель, который расположен выше других элементов системы охлаждения, получает тепло от тосола. Если жидкость перестает туда попадать, то эффективность печки падает.
Термин «перегрев двигателя» не совсем точно передает суть проблемы. Экстремальные температуры опасны для его небольших деталей сложной конфигурации, изготовленных с допусками 0,01 – 0,1 мм, которые при определенном нагреве изменяют форму без возможности ее восстановления в момент последующего остывания. Другими словами – деформируется кристаллическая решетка, посадочные поверхности цилиндров, ГБЦ и поршней не соответствуют заданным параметрам.
Кроме нагрева от трения детали мотора авто работают в режиме высоких температур при сжигании топлива в камере сгорания. Малейшие нарушения в системе охлаждения приводят к недостаточному отводу тепла с их поверхностей. Структура металлов, из которых сделаны все эти детали, изменяется необратимо. Таким образом, перегрев двигателя приводит к изменению геометрии и размеров головки БЦ, цилиндров, поршней и клапанов, которые разрушаются, заклинивают друг о друга.
С точки зрения медиков перегрев ДВС приравнивается к «инфаркту» ТС, парализуется работа всех деталей внутри него. Очень опасна езда в режиме большие обороты/пониженная передача, лучше своевременно переключиться на высшую передачу и снижать обороты на ней. Во время зимних оттепелей не стоит забывать снимать «утеплители» ДВС, контролировать визуально пробой прокладок ГБЦ.
Поскольку перегрев двигателя опасен для его деталей, расположенных внутри этого агрегата, диагностика крайне затруднена. Например, без полной разборки блока цилиндров практически невозможно выявить внутренние причины поломки. С внешними признаками проще – их может диагностировать мастер сервисного центра с достаточно высокой квалификацией.
Например, закоксовавшиеся стенки камеры сгорания достаточно часто обеспечивают перегрев двигателя признаки этого специалист определяет по увеличенному расходу масла, голубоватому дыму из глушителя и снижению мощности авто на малых оборотах.
Для автолюбителя основным показателем неисправности является ситуация, когда загорелась лампочка давления масла и/или 120 градусов в системе охлаждения, «чек», что в принципе не является методом диагностики. Другими словами – ремонт ДВС слишком сложный для самостоятельного выполнения, резко увеличивает эксплуатационный бюджет транспортного средства. Поэтому при малейшем подозрении на перегрев рекомендуется посетить СТО, чтобы сократить возможный расход средств.
В зимний период частично и довольно грубо одну из причин перегрева можно диагностировать по работоспособности печки обогрева салона:
Вместе с этим наблюдается частичная потеря крутящего момента и мощности на малых оборотах.
Наблюдается перегрев двигателя при любом отклонении температурных режимов ДВС. В свою очередь, экстремально высокие температуры в цилиндрах возникают, как от внутренних причин (снижение теплопроводности из-за образования пленок, налетов), так и от внешних (система охлаждения). Первые выявить очень сложно, вторые определяются по косвенным признакам, но только опытным автовладельцем либо сотрудником СТО.
Если произошел внутренний перегрев двигателя причины обнаружить его может исключительно специалист СТО. Сюда относятся три неисправности:
В последнем случае поможет один из методов мягкой или жесткой раскоксовки ДВС.
Возможен перегрев двигателя от нескольких внешних причин, не связанных напрямую с работой ДВС:
Внешние неполадки легко заметить (загорается лампа, снижается уровень ОЖ в бачке, исчезает звук работающего вентилятора). Своевременный ремонт соответствующего узла авто позволит избежать серьезных неприятностей.
Кроме бензиновых моторов на легковые авто устанавливаются дизели. Основными преимуществами являются высокий КПД, меньший расход топлива, габариты и увеличенная степень сжатия. Однако с точки зрения перегрева дизель менее надежен:
При правильной эксплуатации бензинового ДВС проще и существенно дешевле предотвратить ситуацию, когда закипел двигатель от изменения температурного режима, чем его ремонтировать.
Во избежание капремонта ДВС на приборную панель специально выведен сигнализатор перегрева двигателя с температурной шкалой. При достижении 120 градусов мотор следует выключить немедленно, чтобы избежать нижеприведенных последствий.
Работа мотора при повышенных температурах в течение 7 – 10 минут считается слабым перегревом. Детали ДВС начинают перегреваться по причине отказа термостата или вентилятора – за счет естественной теплопроводности металлов отводится недостаточное количество тепла.
При поломке вентилятора и термостата происходит перегрев двигателя, последствия которого имеют вид:
Не следует ездить с горящей лампочкой на приборной панели (нагрев до 120 градусов, «чек» или низкое давление масла) дольше указанного срока, так как это резко ухудшит состояние деталей поршневой группы.
Если ДВС перегреваются в рабочем режиме дольше 20 минут, к вышеуказанным последствиям могут добавиться следующие неисправности:
В указанном варианте ремонт авто обходится очень дорого, так как замене подлежат все детали:
И, наконец, ничем не удерживаемый шатун в комплекте с пальцем поршневым пробивают стенку блока цилиндров в произвольном месте. В этом случае мотор глохнет окончательно, если этого не произошло на любом из указанных этапов глобального разрушения агрегата.
В этом случае движок авто не подлежит ремонту, поэтому лучше не допускать, чтобы лампа загоралась на 120 градусах. Что делать если перегрели двигатель? Важно не давать ДВС перегревается в течение долгого срока, нужно выключить зажигание немедленно, соблюдая требования ПДД на дороге.
При соблюдении следующих мер предосторожности вероятность возникновения неприятных ситуаций стремится к нолю:
Алгоритм выявления неисправностей в системе принудительного охлаждения мотора выглядит следующим образом:
Внимание: При аварийной остановке после обнаружения перегрева ДВС следует переключиться на нейтральную передачу и дать мотору поработать на холостых оборотах. Если сразу заглушить двигатель, прекратится циркуляция антифриза, остывать он будет дольше.
Таким образом, перегрев дизельного или бензинового двигателя, прежде всего, не нужно допускать. Правильная защита деталей ДВС от перегрева заключается в соблюдении правил эксплуатации машины. Система охлаждения и смазки дизеля должна периодически очищаться от кокса, отложений, нагара и осадков. При длительной работе деталей и узлов мотора в экстремальном температурном режиме владельцу следует сразу готовить крупную сумму для капремонта ДВС.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453