Крышка топливного бака - не просто пробка, закрывающая горловину бака. В современном автомобиле крышка - важная деталь топливной системы, выполняющая целый ряд функций.
Конструкция крышки зависит от конструкции горловины топливного бака, строения самого топливного бака и устройства всей топливной системы. Наиболее заметные параметры – диаметр резьбы и ее тип (внутренняя, внешняя), объем, глубина вхождения в горловину. Материал, из которого изготовлена крышка бензобака, оценивается с точки зрения требований пожарной безопасности, а также способности противостоять влиянию агрессивных испарений.
Владельцы некоторых автомобилей марки Citroen вынуждены носить крышку топливного бака по территории АЗС, так как в ней установлен замок, не позволяющий вынуть из личинки ключ
Конструктивно крышки можно поделить на несколько основных типов. Первый и самый простой имеет только одну функцию – крышка должна изолировать топливо от внешней среды и от деталей автомобиля. Крышки более сложных конструкций снабжены клапанами, обеспечивающими стабильность давления в баке. В некоторых крышках предусмотрен замок. Также встречаются крышки с приспособлением «для забывчивых», - прикрепленные гибким соединением либо к горловине бака, либо к крышке люка.
Многие владельцы автомобилей считают неисправностью хлопок или шипение всасываемого воздуха при открытии крышки. Это не является неисправностью, так как на этих крышках установлен клапан, входящий в систему улавливания паров бензина - одного из элементов пассивной безопасности автомобиля. Разряжение в бензобаке - нормальное явление при работе этой системы, так как оно позволяет избежать скопления паров топлива в баке. Если внутрь бака при открытии крышки устремляется воздух, это означает, что в нем нет скопления паров топлива, следовательно, существенно снижается вероятность взрыва или возгорания.
Принцип действия системы достаточно прост. В результате изменения температуры окружающей среды насыщенный парами топлива воздух в баке расширяется и сжимается. При увеличении температуры и использовании обычной крышки топливного бака, воздух вместе с парами бензина устремляется наружу, когда водитель открывает бак, чтобы заправиться. Система улавливания паров топлива обеспечивает не только герметичность бака, но и возможность сжижения паров топлива.
Современная крышка топливного бака препятствует попаданию паров топлива в атмосферу
Испаряющееся топливо, расширяясь, под давлением проходит через встроенный в бак клапан. Затем по вентиляционным шлангам или трубкам пары поступают в бачок, заполненный гранулами активированного угля (адсорбер). Пока двигатель работает, пары под воздействием разрежения всасываются во впускной коллектор и сжигаются. Когда двигатель выключен, пары топлива впитываются гранулами угля. Как правило, работа системы улавливания паров связана с электронной системой управления двигателем, и нештатная работа клапана в крышке топливного бака приводит к срабатыванию сигнальной лампы CHECK ENGINE.
Существуют крышки с замком, служащим защитой от для рассеянных людей, которые все всегда теряют. Личинка замка такой крышки устроена так, что открыть ее можно только при помощи ключа зажигания. Такая концепция характерна для многих машин французского и американского производства, особенно, марки Citroen. Замок устроен так, что вынуть из него ключ, пока он открыт, невозможно. Поэтому, чтобы не давать шанса вероятному угонщику, крышку бензобака вместе с ключами приходится нести с собой к кассе. Многие владельцы Citroen понимают, как глупо выглядит человек, расхаживающий по заправке с крышкой бензобака в руке, и пытаются найти средство борьбы с замком. Однако наиболее распространенный совет, который можно получить на форуме, задав вопрос «как снять крышку с ключа» – смириться с неудобством. Альтернативные предложения – оставлять второй ключ в замке крышки «навечно» или пойти радикальным путем, сломав запорный механизм в замочной скважине.
Полный размер
могу теперь добавить закрывается легко без усилий я уже и позабыл как с такой лёгкостью закрывается крышка бака
Полный размер
ну и готовый результат
речь пойдёт о приоровской пробке топливного бака, естественно оригинале а не ширпатребе искал эту вещь долго и очень долго не раз заказывал на экзисте получал отказы не один раз затем заказывал на автодоке тоже заказ принимался, но потом в обычной форме отказ, ну да ладно ну и вот в очередной раз не веря в удачу на экзисте набрал в графе заказов положил её в корзину и уже по ценнику за 354 рубля в итоге заказ приняли и вот оно чудо крышка у меня сегодня забрал да номер каталожный этой крышке 11180-1103010-13 может кому нужно, да думал заказать сразу вторую пишет теперь временно нет в продаже, а теперь сравним что продают в магазинах
Полный размер
вот эта с магазина маркировка приора калина там есть резина с шайбами которые буквально вчера высыпались, ну самое главное она с новья орошо не закрывает бензобак ценник на неё у нас в магазине 140 рублей
Полный размер
вот в сравнении с моей штатной приоровской и ширпотреба
Полный размер
вот так выглядит ширпотреб некоторые кто покупал это понимают про что я говорю
Полный размер
ну и вот полученый мною оригинал
Полный размер
вот старый и новый оригинал, скажете почему у тебя ведь есть, незнаю может резинка загрубела за время или ещё что короче загорался чек на старой приборке
Полный размер
два оригинала вид сверху
Lada11180-1103010-13 Пробка топливного бака 2121,2170,2190,2192-94 (айна)Выдано 1 шт. х 354 ₽354 ₽но уже не заказать, всем благ и полных баковЦена вопроса: 354 ₽ Пробег: 41094 км
Изобретение относится к машиностроению, в частности к пробкам-крышкам, предназначенным для закрывания и герметизации заливной горловины топливного бака автомобиля. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля содержит крышку с выступающей частью, образующей рукоятку, и корпус с резьбой для ввинчивания в заливную горловину, соединенные друг с другом элементы ограничения момента заворачивания, прокладку. Выполнение пробки в представленных в изобретении вариантах, обеспечивает создание простого и удобного в эксплуатации устройства, обеспечивающего герметичное соединение пробки с заливной горловиной топливного бака автомобиля, ограничение выбросов паров топлива из топливного бака автомобиля в атмосферу, поддержание в топливном баке рабочего давления на автомобилях, эксплуатируемых в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -45 до +50°С, упрощение изготовления и сборки устройства, повышение надежности его функционирования. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 4 ил.
Предлагаемая группа изобретений относится к машиностроению, в частности к системам питания двигателя внутреннего сгорания (ДВС) автомобиля, в частности к пробкам-крышкам, предназначенным для закрывания и герметизации заливной горловины топливного бака автомобиля, а также для регулирования в топливном баке давления на автомобилях, эксплуатируемых в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -45 до +50°С.
Разработка пробок-крышек для заливной горловины топливного бака автомобиля в последние десятилетия ведется интенсивно. Предложено большое количество различных устройств (см., например US 4765505 A, US 3985260, RU 2046041 C1 и др.).
Так, например, известна крышка горловины топливного бака автомобиля по авторскому свидетельству №208456, в теле которой выполнены отверстия и установлены клапаны для сообщения бака с атмосферой, а на внутренней стороне закреплен цилиндрический корпус с запорным клапаном, перемещаемым потоком выплескивающегося топлива и перекрывающим отверстие, сообщающее бак с атмосферой, при этом запорный клапан выполнен в виде охватывающего корпус стакана с наружным кольцевым выступом, дно которого соединено с подпружиненным полым держателем с отверстиями в стенках, опирающимся на внутренние выступы корпуса, причем в стенках корпуса и стакана выполнены отверстия, перекрываемые соответственно стенкой стакана и корпуса при перемещении запорного клапана.
Описанное устройство является достаточно сложным в изготовлении и эксплуатации. Кроме этого, конструкция направлена на повышение надежности срабатывания запорного клапана и не предусматривает возможности использования простого и герметичного соединения корпуса крышки с заливной горловиной.
Известна крышка заливной горловины топливного бака, защищенная патентом Ru С2 2179117, которая содержит корпус с резьбовым наконечником для вкручивания в заливную горловину и размещенную на названном наконечнике между его резьбовым участком и опорным торцом корпуса кольцевую прокладку с радиальным разрезом из эластичного материала, при этом прокладка выполнена полой, в упомянутой полости размещен упругий, деформируемый в осевом направлении и обладающий памятью формы кольцевой элемент; упругий элемент выполнен в виде тарельчатой пружины; между внутренними стенками полости прокладки и упругим элементом размещены опорные кольца, расположенные симметрично плоскости, нормальной к оси наконечника, и поперечное сечение которых в основном повторяет форму внутренних стенок полости прокладки; упругий элемент по периметру снабжен центрирующими выступами, направленными в сторону его оси; минимальная величина деформации «S» прокладки, при которой сохраняется беззазорное соединение крышки и заливной горловины, составляет m/2, где m - шаг резьбы наконечника.
Конструкция известного устройства направлена на повышение надежности герметизации соединения пробки с заливной горловиной топливного бака и не предусматривает возможности его использования для регулирования давления в топливном баке на автомобилях, эксплуатируемых в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -45 до +50°С.
Наиболее близким к предлагаемой группе изобретений является пробка топливного бака, защищенная патентом Ru С2 2214333, которая содержит корпус с резьбой для ввинчивания в заливную горловину, крышку с выступающей частью, образующей рукоятку для вращения, устройство ограничения момента затяжки и прокладку, уплотняющую пробку в заливной горловине, при этом между крышкой и корпусом установлен фиксатор, выполненный в виде подпружиненной в осевом направлении пластины, расположенной в пазу рукоятки крышки с возможностью передачи крутящего момента от крышки корпусу и возможностью стопорения фиксатора стопорящими элементами, расположенными на боковых поверхностях рукоятки, путем воздействия сжимающего усилия пальцев руки, при этом на нижнем торце пластины выполнены два радиально расположенных выступа, входящих в зацепление с храповым диском устройства ограничения момента затяжки, причем контактные площадки выступов и диска в направлении вывинчивания пробки выполнены наклоненными к вертикали с возможностью создания осевой составляющей от окружной силы, приложенной к ободу крышки, превосходящей усилие пружины; при этом пружина выполнена за одно целое с пластиной, а угол наклона контактных площадок к вертикали в направлении вывинчивания пробки лежит в пределах 30...60°; элементы стопорения выполнены в виде подвижных участков боковых поверхностей рукоятки, имеющих с внутренней стороны выступы, запирающие фиксатор в рабочем положении при силовом воздействии пальцев руки на эти участки.
В задачу изобретения по 1 варианту положено создание простого и удобного в эксплуатации устройства, обеспечивающего герметичное соединение пробки с заливной горловиной топливного бака автомобиля, ограничение выбросов паров топлива из топливного бака автомобиля в атмосферу, поддержание в топливном баке рабочего давления на автомобилях, эксплуатируемых в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -45 до +50°С, упрощение изготовления и сборки устройства, повышение надежности его функционирования.
В задачу изобретения по 2 варианту положено создание простого и удобного в эксплуатации устройства, обеспечивающего герметичное соединение пробки с заливной горловиной топливного бака автомобиля, сброс паров топлива при превышении давления в топливном баке установленного значения на автомобилях, эксплуатируемых в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -45 до +50°С, упрощение изготовления и сборки устройства, повышение надежности его функционирования.
Достижение всех поставленных в задачу эффектов и составляет новый технический результат предлагаемого изобретения.
Поставленная задача в устройстве по 1 варианту достигается тем, что в пробке заливной горловины топливного бака автомобиля, содержащей крышку с выступающей частью, образующей рукоятку для вращения и корпус с резьбой для ввинчивания в заливную горловину, соединенные друг с другом элементы ограничения момента заворачивания, прокладку, уплотняющую пробку в заливной горловине, крышка выполнена с выступами на верхней внутренней поверхности и с защелкивающимся элементом соединения на внутренней боковой поверхности, корпус выполнен с фланцем, в котором выполнены сквозные пазы и упругие элементы с выступами, с кольцевым буртиком и с резьбой на внешней боковой поверхности, со ступенчатой частью со ступенчатым отверстием внутри, по верхнему контуру которого выполнен кольцевой радиусный выступ, с ребрами жесткости и с выступами внутри, в верхней части которых выполнена круговая канавка и фиксирующие элементы, прокладка выполнена в виде уплотнительного кольца, при этом элементы ограничения момента заворачивания выполнены в виде выступов на верхней внутренней поверхности крышки и упругих элементов с выступами на фланце корпуса, дополнительно устройство содержит клапанное устройство, состоящее из клапана воздушного (впускного), клапана парового (выпускного), втулки, тарелки, пружины малой, пружины, при этом клапан воздушный (впускной) установлен на пружину малую, которая установлена на нижнюю ступень ступенчатого отверстия, клапан паровой (выпускной) установлен на кольцевой радиусный выступ, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия и соединен с втулкой, тарелка установлена в круговой канавке выступов внутри корпуса и закреплена с помощью фиксирующих элементов, пружина установлена между втулкой и тарелкой; крышка и корпус соединены друг с другом посредством защелкивающегося элемента соединения; защелкивающийся элемент соединения выполнен в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом; клапан воздушный (впускной) содержит плоское круглое основание с выступами по наружному контуру и центральный выступ; клапан паровой (выпускной) содержит круглое плоское основание с пазами по наружному контуру, кольцевой радиусный выступ, центральный выступ, в верхней части которого выполнено расширение, сквозное коническое отверстие; втулка содержит плоское донышко с отверстием в центре, цилиндрическую боковую поверхность; клапан паровой (выпускной) соединен с втулкой путем установки центрального выступа с расширением в верхней части клапана парового (выпускного) в отверстии втулки; крышку, корпус, втулку изготавливают из пластмассы методом литья под давлением на пресс-формах, эксплуатируемых на термопластавтоматах.
Поставленная задача в устройстве по 2 варианту достигается тем, что в пробке заливной горловины топливного бака автомобиля, содержащей крышку с выступающей частью, образующей рукоятку для вращения и корпус с резьбой для ввинчивания в заливную горловину, соединенные друг с другом элементы ограничения момента заворачивания, прокладку, уплотняющую пробку в заливной горловине, крышка выполнена с выступами на верхней внутренней поверхности и с защелкивающимся элементом соединения на внутренней боковой поверхности, корпус выполнен с фланцем, в котором выполнены сквозные пазы и упругие элементы с выступами, с кольцевым буртиком и с резьбой на внешней боковой поверхности, со ступенчатой частью со ступенчатым отверстием внутри, по верхнему контуру которого выполнен кольцевой радиусный выступ, с ребрами жесткости и с выступами внутри, в верхней части которых выполнена круговая канавка и фиксирующие элементы, прокладка выполнена в виде уплотнительного кольца, при этом элементы ограничения момента заворачивания выполнены в виде выступов на верхней внутренней поверхности крышки и упругих элементов с выступами на фланце корпуса, дополнительно устройство содержит клапанное устройство, включающее прокладку, втулку, шайбу, пружину, тарелку, при этом прокладка соединена с втулкой и шайбой и установлена на кольцевой радиусный выступ, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия внутри корпуса, шайба установлена во втулку, тарелка установлена в круговой канавке выступов, пружина установлена между шайбой и тарелкой; крышка и корпус соединены друг с другом посредством защелкивающегося элемента соединения; защелкивающийся элемент соединения выполнен в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом; прокладка содержит плоское круглое основание с пазами по наружному контуру, кольцевой радиальный выступ, центральный выступ с расширением в верхней части; втулка содержит плоское донышко с отверстием в центре, боковую цилиндрическую поверхность; шайба содержит плоское донышко со ступенчатым отверстием в центре, буртик-прокладка соединена с втулкой и шайбой путем установки центрального выступа с расширением прокладки в отверстия втулки и шайбы; шайба установлена во втулку таким образом, что шайба расположена между боковой цилиндрической поверхностью на донышке втулки; пружина установлена между шайбой и тарелкой таким образом, что с одной стороны она расположена на буртике шайбы и опорной поверхностью тарелки с другой стороны; крышку, корпус, втулку, шайбу изготавливают из пластмассы методом литья под давлением на пресс-формах, эксплуатируемых на термопластавтоматах.
На фиг.1 приведен чертеж пробки заливной горловины топливного бака автомобиля по 1 варианту.
На фиг.2 приведен чертеж пробки заливной горловины топливного бака автомобиля по 2 варианту.
На фиг.3 приведен чертеж крышки пробки заливной горловины топливного бака автомобиля.
На фиг.4 приведен чертеж корпуса пробки заливной горловины топливного бака автомобиля.
Конструктивно предлагаемая пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по 1 варианту на фиг.1, 3, 4 содержит: крышку 1 с боковой цилиндрической поверхностью 2, с рукояткой для вращения 3 в виде полой выступающей части на внешней верхней поверхности, с выступами 4 на верхней внутренней поверхности, с защелкивающимся элементом соединения 5 на внутренней боковой поверхности, корпус 6 с фланцем 7, в котором выполнены сквозные пазы 8 и упругие элементы 9 с выступами 10, с кольцевым буртиком 11 и с резьбой 12 на внешней поверхности, со ступенчатой частью 13 со ступенчатым отверстием 14 внутри, по верхнему контуру которого выполнен кольцевой радиусный выступ 15, с ребрами жесткости 16 и с выступами 17 внутри, в верхней части которых выполнена круговая канавка 18 и фиксирующие элементы 19, прокладку 20 в виде уплотнительного кольца, клапанное устройство, состоящее из клапана воздушного (впускного) 21, клапана парового (выпускного) 22, втулки 23, тарелки 24, пружины малой 25 и пружины 26.
Клапан воздушный (впускной) 21 содержит: плоское круглое основание 27 с выступами 28 по наружному контуру, центральный выступ 29.
Клапан паровой (выпускной) 22 содержит: круглое плоское основание 30 с пазами 31 по наружному контуру, кольцевой радиусный выступ 32, центральный выступ 33 с расширением 34 в верхней части, сквозное коническое отверстие 35.
Втулка 23 содержит: плоское донышко 36 с отверстием 37 в центре, цилиндрическую боковую поверхность 38.
Тарелка 24 выполнена в виде круглой полой детали с опорной поверхностью 39.
Крышка 1 и корпус 6 соединены друг с другом посредством защелкивающегося элемента соединения 5.
Защелкивающийся элемент соединения 5 выполнен в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом.
Выступы 4 на верхней внутренней поверхности крышки 1 и упругие элементы 9 с выступами 10 на фланце 7 корпуса 6 образуют элементы ограничения момента заворачивания.
Клапан воздушный (впускной) 21 установлен на пружину малую 25, которая установлена на нижнюю ступень ступенчатого отверстия 14 и прижимает клапан воздушный (впускной) 21 к клапану паровому (выпускному) 22.
Клапан паровой (выпускной) 22 установлен на кольцевой радиусный выступ 15, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия 14, и соединен с втулкой 23.
Клапан паровой (выпускной) 22 соединен с втулкой 23 посредством установки центрального выступа 33 клапана парового (выпускного) 22 в отверстии 37 втулки 23 и закреплен за счет расширения 34 в верхней части центрального выступа 33.
Тарелка 24 установлена в круговой канавке 18 выступов 17 и закреплена с помощью фиксирующих элементов 19.
Пружина 26 установлена между втулкой 23 и тарелкой 24 таким образом, что с одной стороны она расположена внутри втулки 23 между ее цилиндрической боковой поверхностью 38 и опирается на плоское донышко 36, с другой стороны опирается на опорную поверхность 39 тарелки 24.
Конструктивно предлагаемая пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по 2 варианту на фиг.2-4 содержит: крышку 1 с боковой цилиндрической поверхностью 2, с рукояткой для вращения 3 в виде полой выступающей части на внешней верхней поверхности, с выступами 4 на верхней внутренней поверхности, с защелкивающимся элементом соединения 5 на внутренней боковой поверхности, корпус 6 с фланцем 7, в котором выполнены сквозные пазы 8 и упругие элементы 9 с выступами 10, с кольцевым буртиком 11 и с резьбой 12 на внешней поверхности, со ступенчатой частью 13 со ступенчатым отверстием 14 внутри, по верхнему контуру которого выполнен кольцевой радиусный выступ 15, с ребрами жесткости 16 и с выступами 17 внутри, в верхней части которых выполнена круговая канавка 18 и фиксирующие элементы 19, прокладку 20 в виде уплотнительного кольца, клапанное устройство, которое включает прокладку 21, втулку 22, шайбу 23, тарелку 24, пружину 25.
Прокладка 21 содержит: плоское круглое основание 26 с пазами 27 по наружному контуру, кольцевой радиусный выступ 28, центральный выступ 29 с расширением 30 в верхней части.
Втулка 22 содержит: плоское донышко 31 с отверстием 32 в центре, боковую цилиндрическую поверхность 33.
Шайба 23 содержит: плоское донышко 34 со ступенчатым отверстием 35 в центре, буртик 36.
Тарелка 24 выполнена в виде круглой полой детали с опорной поверхностью 37.
Крышка 1 и корпус 6 соединены друг с другом посредством защелкивающегося элемента соединения 5.
Защелкивающийся элемент соединения 5 выполнен в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом.
Выступы 4 на верхней внутренней поверхности крышки 1 и упругие элементы 9 с выступами 10 на фланце 7 корпуса 6 образуют элементы ограничения момента заворачивания.
Прокладка 21 соединена с втулкой 22 и шайбой 23 за счет установки центрального выступа 29 с расширением 30 прокладки 21 в отверстиях 32, 35 втулки 22 и шайбы 23 и установлена на выступ 15, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия 14.
Шайба 23 установлена во втулку 22 таким образом, что шайба 23 расположена между боковой цилиндрической поверхностью 33 на донышке 31 втулки 24.
Тарелка 24 установлена в круговой канавке 18 выступов 17 и закреплена там с помощью фиксирующих элементов 19.
Пружина 25 с одной стороны установлена на буртике 35 шайбы, с другой стороны упирается в опорную поверхность 37 тарелки 24.
Пружина 25 прижимает прокладку 21 с втулкой 22 и шайбой 23 к выступу 15.
Предпочтительным материалом для изготовления крышки 1, корпуса 6, втулки 23, втулки 22 (по 2 варианту), шайбы 23 является, например, полиамид марки ПА 6-210/310.
Предпочтительным материалом для изготовления клапана воздушного (впускного) 21, клапана парового (выпускного) 22, прокладки 21 (по 2 варианту) является, например, резиновая смесь 7-8470.
Предпочтительным материалом для изготовления пружины малой 25 является, например, бронзовая проволока.
Предпочтительным материалом для изготовления пружины 26 и пружины 25 (по 2 варианту) является, например, стальная углеродистая пружинная проволока.
Параметры и размеры пружины малой 25 подбирают и рассчитывают с условием того, что усилие пружины малой 25 должно обеспечивать открытие клапана воздушного (впускного) 21 при разрежении 1 кПа.
Параметры и размеры пружины 26 подбирают и рассчитывают с условием того, что усилие пружины 26 должно обеспечивать открытие клапана парового (выпускного) 22 под давлением 6 или 10 кПа.
Параметры и размеры пружины 25 (по 2 варианту) подбирают и рассчитывают с условием того, что усилие пружины 25 должно обеспечивать открытие клапана при давлении на входе не менее 10 кПа и не более 18 кПа.
Сборку предлагаемого изобретения по 1 варианту осуществляют следующим образом.
Из пластмассы методом литья под давлением на пресс-формах, эксплуатируемых на термопластавтоматах, изготавливают детали пробки заливной горловины топливного бака автомобиля: крышку 1, корпус 6, втулку 23. Тарелку 24 изготавливают холодной штамповкой из листовой стали с нанесением на деталь металлического покрытия. Из резиновой смеси методом прямого прессования на пресс-формах, эксплуатируемых на гидравлических прессах, изготавливают клапан воздушный (впускной) 21 и клапан паровой (выпускной) 22.
Собирают клапанное устройство. Для этого втулку 23 соединяют с клапаном паровым (выпускным) 22, вставляя центральный выступ 33 с расширением 34 в верхней части клапана парового (выпускного) 22 в отверстие 37 втулки 23. Устанавливают пружину малую 25 на нижнюю ступень ступенчатого отверстия 14 корпуса 6, на нее устанавливают клапан воздушный (впускной) 21. На кольцевой выступ 15, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия 14, внутри корпуса 6 устанавливают клапан паровой (выпускной) 22 в сборе с втулкой 23. Устанавливают пружину 26 на плоское донышко 36 внутри втулки 23 между боковых цилиндрических поверхностей. Сверху устанавливают тарелку 24 в круговой канавке 18 выступов 17 с фиксирующими элементами 19. Соединяют корпус 6 в сборе с клапанным устройством с прокладкой 20 так, чтобы она была прижата к кольцевому буртику 11 корпуса 6. Соединяют корпус 6 с крышкой 1 с помощью защелкивающегося элемента соединения 5.
Предлагаемое изобретение по 1 варианту работает следующим образом.
При вращении крышки 1 по часовой стрелке происходит ввинчивание пробки в заливную горловину. При этом момент вращения передается корпусу 6 через выступы 4 крышки 1, которые взаимодействуют с выступами 10 на упругих элементах 9 корпуса 6.
Заданного момента заворачивания пробки в заливную горловину достигают после трех щелчков, которые означают, что выступы 10 на упругих элементах 9 корпуса 6 перескакивают через выступы 4 в крышке 1.
При рабочем давлении в топливном баке клапан паровой (выпускной) 22 с втулкой 23 прижаты пружиной 26 к кольцевому выступу 15, выполненному по верхнему контуру ступенчатого отверстия 14, герметично перекрывая ступенчатое отверстие 14 корпуса 6. Клапан воздушный (впускной) 21 пружиной малой 25 герметично прижат к клапану паровому (выпускному) 22.
При избыточном давлении в топливном баке клапан паровой (выпускной) 22 открывается и выпускает пары топлива.
Под действием насыщенных паров топлива пружина 26 сжимается и отжимает клапан паровой (выпускной) 22 с втулкой 23 от кольцевого выступа 15, выполненного по верхнему контуру ступенчатого отверстия 14, открывая ступенчатое отверстие 14 корпуса 6. При этом пары топлива через ступенчатое отверстие 14, пазы 31 клапана парового (выпускного) 22 поступают в полость Б корпуса 6 и далее через сквозные пазы 8 фланца 7 корпуса 6 выбрасываются в атмосферу.
При разрежении в топливном баке клапан воздушный (впускной) 21 открывается и впускает воздух в топливный бак по мере понижения уровня топлива и его расходования.
Под действием разрежения атмосферный воздух, поступающий в полость Б через сквозные пазы 8 фланца 7 корпуса 6, преодолевает усилие пружины малой 25 и отжимает клапан воздушный (впускной) 21 от клапана парового (выпускного) 22, проходит через сквозное коническое отверстие 35 центрального выступа 33 клапана парового (выпускного) 22, через образовавшийся зазор между клапанами 21, 22, через зазоры между клапаном воздушным (впускным) 21 и корпусом 6, через ступенчатое отверстие 14 в топливный бак.
Сборку предлагаемого изобретения по 2 варианту осуществляют следующим образом.
Из пластмассы методом литья под давлением на пресс-формах, эксплуатируемых на термопластавтоматах, изготавливают детали пробки заливной горловины топливного бака автомобиля: крышку 1, корпус 6, втулку 22, шайбу 23. Тарелку 24 изготавливают холодной штамповкой из листовой стали с нанесением на деталь металлического покрытия. Из резиновой смеси методом прямого прессования на пресс-формах, эксплуатируемых на гидравлических прессах, изготавливают прокладку 21.
Собирают клапанное устройство. Для этого соединяют втулку 22 с прокладкой 21, вставляя центральный выступ 29 с расширением 30 в верхней части прокладки 21 в отверстие 32 втулки 22, и устанавливают на кольцевой радиусный выступ 15, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия 14, внутри корпуса 6. Устанавливают шайбу 23 внутри втулки 22. Пружину 25 устанавливают на буртик 36 шайбы 23 между боковых цилиндрических поверхностей втулки 22. Сверху устанавливают тарелку 24 в круговой канавке 18 выступов 17 с фиксирующими элементами 19. Соединяют корпус 6 в сборе с клапанным устройством с прокладкой 20 так, чтобы она была прижата к кольцевому буртику 11 корпуса 6. Соединяют корпус 6 с крышкой 1 с помощью защелкивающегося элемента соединения 5.
Предлагаемое изобретение по 2 варианту работает следующим образом.
При вращении крышки 1 по часовой стрелке происходит ввинчивание пробки в заливную горловину. При этом момент вращения передается корпусу 6 через выступы 4 крышки 1, которые взаимодействуют с выступами 10 на упругих элементах 9 корпуса 6.
Заданного момента заворачивания пробки в заливную горловину достигают после трех щелчков, которые означают, что выступы 10 на упругих элементах 9 корпуса 6 перескакивают через выступы 4 в крышке 1.
При допустимом давлении в топливном баке прокладка 21 с втулкой 22 и шайбой 23 находятся в нижнем положении, герметично перекрывая ступенчатое отверстие 14 в корпусе 6. Когда давление в топливном баке возрастает настолько, что преодолевает усилие пружины 25, прокладка 21 с втулкой 22 и шайбой 23 перемещается вверх, открывая ступенчатое отверстие 14, пары топлива через ступенчатое отверстие 14 корпуса 6, пазы 27 прокладки 21 поступают в полость Б и далее через сквозные пазы 8 фланца 7 корпуса 6 выбрасываются в атмосферу.
Предлагаемая конструкция устройства и используемая для ее изготовления технология значительно упрощают производство и сборку, при этом повышают надежность функционирования.
Выполнение элементов ограничения момента заворачивания пробки в заливную горловину топливного бака в виде выступов на верхней внутренней поверхности крышки и упругих элементов с выступами на фланце корпуса обеспечивает простое и герметичное соединение пробки с заливной горловиной топливного бака автомобиля.
Наличие клапанных устройств в конструкции пробки заливной горловины топливного бака автомобиля по 1 и 2 вариантам обеспечивает возможность регулирования давления в топливном баке на автомобилях, эксплуатируемых в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -45 до +50°С.
Конструкция клапанного устройства по 1 варианту обеспечивает сброс паров топлива при превышении давления в топливном баке установленного значения.
Конструкция клапанного устройства по 2 варианту обеспечивает ограничение выбросов паров топлива из топливного бака автомобиля в атмосферу, поддержание в топливном баке рабочего давления.
В целом устройство просто в изготовлении и эксплуатации, надежно и удобно.
1. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля, содержащая крышку с выступающей частью, образующей рукоятку для вращения и корпус с резьбой для ввинчивания в заливную горловину, соединенные друг с другом, элементы ограничения момента заворачивания, прокладку, уплотняющую пробку в заливной горловине, отличающаяся тем, что крышка выполнена с выступами на верхней внутренней поверхности и с защелкивающимся элементом соединения на внутренней боковой поверхности, корпус выполнен с фланцем, в котором выполнены сквозные пазы и упругие элементы с выступами, с кольцевым буртиком и с резьбой на внешней боковой поверхности, со ступенчатой частью со ступенчатым отверстием внутри, по верхнему контуру которого выполнен кольцевой радиусный выступ, с ребрами жесткости и с выступами внутри, в верхней части которых выполнена круговая канавка и фиксирующие элементы, прокладка выполнена в виде уплотнительного кольца, при этом элементы ограничения момента заворачивания выполнены в виде выступов на верхней внутренней поверхности крышки и упругих элементов с выступами на фланце корпуса, дополнительно устройство содержит клапанное устройство, состоящее из клапана воздушного (впускного), клапана парового (выпускного), втулки, тарелки, пружины малой, пружины, при этом клапан воздушный (впускной) установлен на пружину малую, которая установлена на нижнюю ступень ступенчатого отверстия, клапан паровой (выпускной) установлен на кольцевой радиусный выступ, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия и соединен с втулкой, тарелка установлена в круговой канавке выступов внутри корпуса и закреплена с помощью фиксирующих элементов, пружина установлена между втулкой и тарелкой.
2. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что крышка и корпус соединены друг с другом посредством защелкивающегося элемента соединения.
3. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что защелкивающийся элемент соединения выполнен в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом.
4. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что клапан воздушный (впускной) содержит плоское круглое основание с выступами по наружному контуру и центральный выступ.
5. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что клапан паровой (выпускной) содержит круглое плоское основание с пазами по наружному контуру, кольцевой радиусный выступ, центральный выступ, в верхней части которого выполнено расширение, сквозное коническое отверстие.
6. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что втулка содержит плоское донышко с отверстием в центре, цилиндрическую боковую поверхность.
7. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что клапан паровой (выпускной) соединен с втулкой путем установки центрального выступа с расширением в верхней части клапана парового (выпускного) в отверстии втулки.
8. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что крышку, корпус, втулку, изготавливают из пластмассы методом литья под давлением на прессформах, эксплуатируемых на термопластавтоматах.
9. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля, содержащая крышку с выступающей частью, образующей рукоятку для вращения и корпус с резьбой для ввинчивания в заливную горловину, соединенные друг с другом, элементы ограничения момента заворачивания, прокладку, уплотняющую пробку в заливной горловине, отличающаяся тем, что крышка выполнена с выступами на верхней внутренней поверхности и с защелкивающимся элементом соединения на внутренней боковой поверхности, корпус выполнен с фланцем, в котором выполнены сквозные пазы и упругие элементы с выступами, с кольцевым буртиком и с резьбой на внешней боковой поверхности, со ступенчатой частью со ступенчатым отверстием внутри, по верхнему контуру которого выполнен кольцевой радиусный выступ, с ребрами жесткости и с выступами внутри, в верхней части которых выполнена круговая канавка и фиксирующие элементы, прокладка выполнена в виде уплотнительного кольца, при этом элементы ограничения момента заворачивания выполнены в виде выступов на верхней внутренней поверхности крышки и упругих элементов с выступами на фланце корпуса, дополнительно устройство содержит клапанное устройство, включающее прокладку, втулку, шайбу, пружину, тарелку, при этом прокладка соединена с втулкой и шайбой и установлена на кольцевой радиусный выступ, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия внутри корпуса, шайба установлена во втулку, тарелка установлена в круговой канавке выступов, пружина установлена между шайбой и тарелкой.
10. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что крышка и корпус соединены друг с другом посредством защелкивающегося элемента соединения.
11. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что защелкивающийся элемент соединения выполнен в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом.
12. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что прокладка содержит плоское круглое основание с пазами по наружному контуру, кольцевой радиальный выступ, центральный выступ с расширением в верхней части.
13. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что втулка содержит плоское донышко с отверстием в центре, боковую цилиндрическую поверхность.
14. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что шайба содержит плоское донышко со ступенчатым отверстием в центре, буртик.
15. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что прокладка соединена с втулкой и шайбой путем установки центрального выступа с расширением прокладки в отверстия втулки и шайбы.
16. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что шайба установлена во втулку, таким образом, что шайба расположена между боковой цилиндрической поверхностью на донышке втулки.
17. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что пружина установлена между шайбой и тарелкой таким образом, что с одной стороны она расположена на буртике шайбы, и опорной поверхностью тарелки с другой стороны.
18. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что крышку, корпус, втулку, шайбу изготавливают из пластмассы методом литья под давлением на пресс-формах, эксплуатируемых на термопластавтоматах.
5 Февраля 2015
В любом устройстве или транспортном средстве, оборудованном двигателем внутреннего сгорания, есть одна малозаметная, но важная деталь — крышка топливного бака. О назначении крышки бака, какие типы крышек существуют, как они устроены и работают, а также об их правильном выборе — читайте в этой статье.
Любое транспортное средство или иной механизм, оборудованный бензиновым или дизельным двигателем внутреннего сгорания, обязательно имеет топливную систему, в состав которой входит емкость для хранения топлива — попросту говоря, топливный бак. В конструкции бака предусмотрена небольшая деталь, играющая важную роль в надежности и безопасности топливной системы — крышка бака.
Крышка топливного бака выполняет несколько важных функций:
То есть крышка надежно закрывает бак, обеспечивая его герметичность, и регулирует давление воздуха и паров внутри бака. Эти задачи решаются специальной конструкцией крышки, которая является не простой пробкой, а крышкой с одним или двумя клапанами и вспомогательными компонентами (о конструкции более подробно сказано ниже). Но зачем регулировать давление в баке? Все очень просто.
Показать все товары
Как известно, бензин и дизельное топливо — это смесь легких, а потому летучих углеводородов, поэтому любое топливо активно испаряется, насыщая воздух горючими парами. Процесс испарения топлива не прекращается и внутри емкости, причем насыщение воздуха парами бензина или дизельного топлива происходит тем активнее, чем выше температура бака. Поэтому во время стоянки автомобиля, особенно в жаркую погоду, оставшийся в баке воздух насыщается парами топлива, давление внутри бака возрастает, и в какой-то момент может произойти разрыв бака со всеми вытекающими последствиями.
Во время работы двигателя ситуация прямо противоположна: уровень топлива постепенно падает, что влечет и падение давления воздуха внутри бака. При этом пары не могут компенсировать падение давления. В результате может настать момент, когда бак не выдержит разницы давлений внутри и снаружи, и будет просто-напросто раздавлен.
Поэтому, в зависимости от текущих условий, давление внутри бака необходимо либо повышать, либо понижать, выравнивая его с атмосферным. Именно эта задача решается крышкой бака и вспомогательными системами. Так что крышка — деталь хоть и небольшая, но важная, ее роль в обеспечении безопасности автомобиля нельзя недооценивать.
Существует довольно большое разнообразие типов крышек топливных баков, отличающихся функционалом и конструкцией. Все современные крышки можно разделить на группы по нескольким признакам.
По типу крепления крышки бывают:
Резьбовые крышки и крышки с байонетом одинаково распространены, однако крышки с обычной резьбой чаще используются в баках легковых автомобилей, с байонетом — в баках тракторов и грузовиков. Резьбовые крышки менее удобны в использовании, так как требуют определенных затрат времени на вкручивание и выкручивание, однако более надежны. Крышки с байонетом открываются и закрываются за доли секунды, однако требуют приложения больших сил для надежного закрывания.
Крышки с откидным запором («канистрового» типа) надежно закрывают бак, быстро открываются и закрываются, однако в настоящее время они находят весьма ограниченное применение на грузовых автомобилях, тракторах и иной технике.
В свою очередь, резьбовые крышки отличаются по типу резьбы:
В первом случае резьба на крышке располагается на внутренней цилиндрической поверхности, а ответная резьба выполнена на внешней поверхности заливной горловины. Во втором случае все наоборот.
По наличию вентиляции крышки делятся на три типа:
Сегодня наиболее распространены крышки второго типа (с впускным клапаном), так как большинство современных автомобилей обязательно оснащается системой улавливания паров топлива закрытого типа. В этой системе пары топлива не сбрасываются в атмосферу, а собираются в адсорбере (который наполнен активированным углем), а при пуске двигателя направляются во впускной коллектор. Данный тип крышек также используется на мотоциклах, в маломощных генераторных установках, бензопилах и т.д., то есть в механизмах с топливным баком малого объема.
Крышки без клапанов используются нечасто, так как перенос впускного клапана на бак или в другое место требует больших затрат, чем устройство этого клапана в крышке.
Крышки с двумя клапанами наиболее широко использовались в старых автомобилях, до широкого внедрения системы улавливания паров топлива закрытого типа. Сегодня же такие крышки чаще всего можно встретить на отечественных грузовиках, тракторах и иной технике. Обычно клапаны объединены в одну конструкцию — паровоздушный клапан, но, фактически, здесь все равно два клапана, которые работают независимо друг от друга.
По типу и способу защиты от хищения топлива крышки бывают:
Сегодня наиболее широкое применение получили крышки с обычными (цилиндровыми) замками, которые могут быть легко установлены на место штатной крышки без средств защиты. В последние годы все более широкое применение находят крышки с кодовыми замками. Но не теряют своей актуальности и обычные крышки без замков — они традиционно используются на легковых автомобилях, в которых заливная горловина и крышка закрываются лючком, имеющим замок или открывающимся только из салона.
Навесной замок в современных баках и крышках уже практически не применяется, так как он не очень удобен и не обеспечивает надежной защиты. Такое решение чаще используется в простых крышках с откидным запором, а также его все еще можно встретить на старой технике.
Крышки с замком, который открывается ключом зажигания, применяются довольно редко, хотя они обеспечивают высокую степень защиты автомобиля от угона во время заправки. Дело в том, что замок такой крышки при открытии удерживает ключ, поэтому водителю приходится брать крышку с собой. Крышки данного типа используются несколькими автопроизводителями на ограниченном количестве моделей.
Также крышки можно условно разделить по наличию или отсутствию дополнительных элементов:
По материалу изготовления крышки делятся на две больших категории:
Крышки из пластика имеют то преимущество, что они устойчивы к коррозии и дольше сохраняют свои свойства под воздействием паров топлива. Металлические крышки обладают большей прочностью, поэтому они чаще применяются на грузовых автомобилях, тракторах и иной тяжелой технике.
Наконец, все крышки можно разделить на два класса по назначению:
Наибольшее применение находят крышки, предназначенные для конкретных автомобилей или модельных рядов, так как они разработаны с учетом особенностей бака и топливной системы, обеспечивают безопасность и надежно закрывают бак. Универсальные крышки — это скорее вынужденное и временное решение, такие крышки подходят для баков с различным диаметром заливных горловин, ими при необходимости можно закрыть практически любой бак.
Таким образом, крышек топливных баков сегодня существует огромное количество, однако все они имеют принципиально одинаковое устройство, отличаясь деталями — клапанами, замками, размерами и материалами.
Крышка имеет несложное устройство. Ее основу составляет корпус, в нижней части которого выполнена резьба или имеются выступы байонета. Также в нижней части крышки выходит один или два клапана той или иной конструкции. Сверху крышка закрыта кожухом (облицовкой), в котором могут быть предусмотрены отверстия для запуска воздуха, однако на многих крышках отверстия располагаются сбоку, в месте стыковки корпуса и кожуха. По периметру поверхности пробки, прилегающей к горловине, предусмотрено резиновое уплотнительное кольцо (прокладка).
Обычно в крышках используются традиционные пружинные клапаны различных конструкций. Впускные клапаны бывают двух основных видов:
В первом типе клапана через отверстие в нижней части пробки пропущен штифт, с обеих сторон несущий на себе диски. Верхний диск удерживает пружину, которая нижней частью упирается в дно крышки, а нижний диск закрывает отверстие в пробке. Во втором типе клапана используется пробка или диафрагма, прижатая к впускному отверстию с помощью пружины. Обычно такой клапан помещается в отдельный корпус, выполненный внутри крышки.
Выпускные клапаны бывают только диафрагменными, так как они обладают большой пропускной способностью и могут очень быстро (за доли секунды) сбросить давление в баке.
Если в крышке предусмотрено два клапана, то они объединяются в один паровоздушный клапан, однако работают они автономно и, в сущности, остаются отдельными клапанами. Обычно выпускной клапан выполняется в виде диафрагмы большого диаметра, прижатой с помощью пружины к нижней части крышки бака, а впускной клапан штифтового типа монтируется непосредственно на этой диафрагме. Возможны и другие варианты, например — вертикальное расположение двух диафрагменных клапанов, однако и в этом случае впускной клапан установлен на диафрагме выпускного.
Необходимо отметить, что в крышках топливных баков мотоциклов и иной малой техники, подверженной опрокидыванию и значительным кренам, в конструкции клапана предусмотрены простейшие элементы защиты от утечки топлива при опрокидывании. Обычно это шарик в конусообразном седле, который при критическом крене бака скатывается по седлу и перекрывает отверстие клапана. При восстановлении нормального положения шарик возвращается на место, открывая отверстие клапана.
Крышки с замками, особенно с кодовыми, имеют более сложное устройство. В таких крышках устанавливается личинка цилиндрового замка и запорные элементы — это приводит к некоторому увеличению длины и утяжелению крышки (за счет личинки замка). В крышках используются стандартные цилиндровые замки, поэтому их конструкцию здесь мы рассматривать не будем. Кодовый замок более компактен, выбор цифровой комбинации осуществляется с помощью поворотного диска, однако и эти замки тоже имеют стандартное устройство.
Каких-то особенностей использования крышки бака нет, но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.
В некоторых крышках клапаны устроены таким образом, что они открываются с отчетливо слышным хлопком — это иногда настораживает водителей, однако ничего страшного здесь нет. Такие клапаны настроены на открывание при достаточно низком или высоком давлении в баке, поэтому резкое выравнивание давления происходит с щелчком или хлопком.
В крышках мотоциклов, как было сказано выше, могут использоваться защитные клапаны с шариком — этот шарик ничем не закреплен, поэтому просто болтается в седле. Если потрясти крышку, то можно отчетливо услышать стук шарика, некоторыми водителями этот стук воспринимается, как следствие неисправности. Однако в действительности стук шарика, напротив, свидетельствует о нормальном состоянии клапана.
При эксплуатации автомобиля нужно следить за правильностью и надежностью закрытия крышки бака, а если обнаруживается неисправность или повреждение крышки, то ее следует заменить. Так как неисправная крышка может стать причиной утечки топлива, а неисправные клапаны превращают бак в буквальном смысле слова в мину замедленного действия.
Выбирая новую крышку бака, нужно опираться на характеристики «родной» крышки, то есть учитывать тип крепления, диаметр, наличие клапанов и т.д. При выборе резьбовой крышки обязательно нужно учитывать тип (внешняя или внутренняя) и шаг резьбы. При выборе крышки с байонетом — тип и положение лепестков, штырьков или других запорных деталей.
При покупке крышки с замком нужно учитывать, что они подходят только к определенным моделям или линейкам моделей автомобилей. Крышка от другого автомобиля по размерам может и подойдет, однако далеко не факт, что она будет закрываться на замок — этому может препятствовать иная конструкция наливной горловины.
Правильный выбор и своевременная замена крышки при ее поломке — гарантия защиты топлива от утечки или кражи, а также безопасности топливной системы автомобиля в любых условиях эксплуатации.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453