Одним из наиболее распространенных и действенных методов диагностики состояния цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) является проверка компрессии двигателя. Обычно, она выполняется в рамках ТО-2, но иногда производится внепланово. Несмотря на то, что подобная диагностика не может однозначно дать ответ на вопрос о неисправности ЦПГ, она позволяет отметить негативные изменения в ее состоянии, на основании чего решается вопрос о более глубокой диагностике, подразумевающей другое оборудование и частичную или полную разборку двигателя.
Содержание:
Как правило, внеплановая проверка компрессии производится в 3-х случаях:
1. Если мотор одномоментно потерял мощность;
2. Один из цилиндров отключился и перестал участвовать в работе двигателя («троение»);
3. Повысился расход моторного масла и горючего.
Компрессия представляет собой наибольшее значение давления в цилиндре. Замеряется на холостом ходу, но топливно-воздушная смесь в двигатель при этом подаваться не должна. Вращение коленчатого вала происходит с помощью стартера, прокручивания ведущего колеса при включенной передаче или установкой мотора на обкаточный стенд (обычно, так делают после капремонта). Прибор, которым измеряют компрессию, называется компрессометр.
Чтобы измерить компрессию, надо выкрутить свечу зажиганию и вкрутить на ее место наконечник компрессометра, который соединен со шлангом. В зависимости от модели, резьбы может и не быть, и наконечник просто нужно вставить в свечной колодец.
Далее надо прокрутить коленчатый вал. Поршень начнет двигаться, и появится давление. Его максимальное значение будет зафиксировано манометром.
Как видите, ничего особенно сложного в самой процедуре нет, да и стоит прибор недорого. Однако не так уж все и просто.
Показания компрессометра нужно проанализировать, и для этого крайне желательно иметь соответствующее образование. Если вы им не обладаете, можно попробовать ориентироваться на техническую документацию на авто, в которой должна быть указана степень сжатия мотора.
Затем умножьте ее на 1,3, и вы получите примерную компрессию вашего двигателя. При этом стоит учесть, что у компрессометра есть своя погрешность в районе 3 атм.
От чего зависит компрессия в двигателе:
1.) Октанового числа горючего и его качества;
2.) Вязкости моторного масла;
3.) Температуры мотора;
4.) Величины заряда аккумулятора.
Исходя из этих причин, компрессию замеряют во всех цилиндрах, а потом анализируют эти данные с учетом нормативных значений.
Если вы твердо решили измерить компрессию своими руками, то начать следует с покупки компрессометра. Учитывать тут нужно, во-первых, ваши финансовые возможности, и, во-вторых (и это главное), тип двигателя своей машины.
Если мотор бензиновый, то можно купить обыкновенный компрессометр, главное, чтобы его наконечник был с резьбой (такие приборы удобнее в использовании, чем безрезьбовые). Желательно, чтобы клапан, фиксирующий давление, располагался в самом наконечнике – так показания прибора будут точнее.
С дизелем все гораздо сложнее, поскольку демонтаж свечей накаливания или форсунок – процесс трудоемкий и требующий определенных познаний в устройстве двигателя. Кроме того, для компрессометра понадобится особый переходник, который или продается отдельно, или встречается в комплекте у дорогих моделей. Поэтому владельцам дизельных авто лучше обращаться за этой процедурой в сервис.
Это более продвинутый вариант компрессометра, который позволяет печатать результат измерений на бумаге, что повышает удобство работы. Отличия на этом заканчиваются. Стоит данное устройство дороже.
Современный прибор, который часто используется в сервисах. Позволяет с высокой точностью узнать компрессию, причем делать это можно в динамике. Ниже мы рассмотрим, как работает мотор тестер.
Принцип его работы отличается от компрессометра и компрессографа, поскольку он фиксирует не саму компрессию, а пульсацию тока, потребляемого стартером. Чем выше его сила, тем больше компрессия.
Показания снимаются быстро, и при этом свечи зажигания выкручивать не надо. Результат измерений отображается в процентах, и чем их больше, тем лучше состояние цилиндра.
Компрессия может упасть по многим причинам. Ниже приведены наиболее распространенные из них.
Компрессия напрямую связано с тем, как хорошо поступает в цилиндр воздух. Если его недостаточно, то и она уменьшается. Обычно, такая ситуация происходит либо из-за неправильного положения дроссельной заслонки, либо из-за засорения воздушного фильтра.
Если фазы газораспределения неверно отрегулированы, то и компрессия меняется, поскольку клапана открываются/закрываются уже по-другому, что и приводит к изменению показателей. Чаще всего такое происходит после замены ремня ГРМ, когда валы не выставлены по меткам.
Изменение зазора привода клапанов напрямую влияют на компрессию. По этой причине соответствующую регулировку следует производить каждые 10 000 -20 000 км. пробега.
Когда двигатель прогрет, то и воздух в цилиндрах более горяч, а значит, имеет больший объем, нежели при холодном моторе. Компрессия, естественно, тоже меняется.
Сжимаемому воздуху некуда деться из герметичного цилиндра. В противном случае происходит утечка, что приводит к падению компрессии. Диагностику этой неполадки мы рассмотрим подробнее.
Порядок проверки цилиндра на утечку:
1.) Выставите поршень так, чтобы он был чуть ниже ВМТ; 2.) Активируйте ручной тормоз и включите 4-ю или 5-ю передачу; 3.) Открутите пробку заливной горловины для масла; 4.) Дуньте в цилиндр через свечное отверстие струей сжатого воздуха (давлением от 2 до 3 атм.) с помощью компрессора.
Напрягите слух и попытайтесь локализовать шум уходящего воздуха:
1.) Если он доносится со стороны другого свечного отверстия (со свечой в нем), то порвалась прокладка ГБЦ; 2.) Частный случай для карбюраторных двигателей: если шипит из района карбюратора, то впускной клапан закрывается не до конца; 3.) Воздух выходит из маслозаливной горловины? Все плохо, поршень или треснул, или вообще прогорел; 4.) Когда звук доносится из выхлопной трубы, дело в выпускном клапане – вероятно, он прогорел.
Теперь рассмотрим технологию измерения компрессии. Для начала нужно провести ряд подготовительных манипуляций:
1) Прогрейте мотор до 80 – 90°С. Измерять можно и на «холодную», впрочем, об этом ниже;
2) Прекратите подачу топлива, например, отключив бензонасос;
3) Выкрутите все свечи зажигания до единой;
4) Полностью зарядите аккумулятор.
Измерять компрессию можно как с открытой, так и с закрытой дроссельной заслонкой. Если она будет открыта, то давление окажется в районе 0,6 – 0,8 МПа. Это небольшие показатели, поскольку и воздух в таком случае поступает не слишком активно.
Компрессия оказалась меньше этих значений? Выходит, с ЦПГ что-то не так.
При закрытой дроссельной заслонке давление будет больше: 0,8 – 0,9 МПа. Такой способ измерения хорошо подходит для обнаружения утечек воздуха.
Также следует обращать внимание на то, как быстро растет давление во время движения поршня. В частности, если зафиксированное на 1-ом такте давление внезапно увеличилось на 2,3 и 4, то это говорит о проблемах с поршневыми кольцами.
Если же происходит обратная ситуация, и компрессия, измеренная на 1-ом такте, не увеличивается, то есть смысл проверить прокладку ГБЦ или клапан компрессометра.
При подозрениях на неисправность следует копнуть глубже и воспользоваться другими, узкоспециализированными, устройствами для диагностики.
Бывают случаи, когда машину становится трудно завести или двигатель не запускается вовсе. Тогда компрессия проверяется на холодном моторе.
Если говорить о бензиновом агрегате, то нормальная компрессия «на холодную» для него около 4,5 – 5,5 атм. Измерения показали снижение этого уровня в 2 раза? Похоже, кольца залегли, и это может быть не все: более детально о состоянии ЦПГ можно узнать, только сняв ее.
Что касается дизеля, то самостоятельно замерять компрессию на нем мы не рекомендуем – лучше доверьтесь специалистам. Но если вы уверены в своих силах, то знайте, что компрессия ниже 17 – 24 атм. – признак проблем с мотором.
Следует заметить, что перед замером компрессии на холодном двигателе нельзя допускать присутствия масла в цилиндрах, и поэтому перед процедурой подождите несколько часов, чтобы оно ушло в картер.
Результаты замеров нужно тщательно проанализировать, сравнив компрессию во всех цилиндрах. Особенное внимание уделите тому цилиндру, в котором она резко отличается от других, неважно в какую сторону.
Нормальная разница показаний давления – это ±1 атм. Если вас все же что-то настораживает, проверьте систему зажигания и топливную систему.
Если машина прошла более 50 000 км., то показания могут расходится несколько больше, чем на 1 атм.
Иногда в одном из цилиндров может быть аномально большое давление. Скорее всего, причина кроется в избытке масла в нем. Выверните и посмотрите на свечу зажигания. Когда она в масле, стоит проверить кольца и маслосъемные колпачки на предмет их состояния.
Точные данные отражены в документах о техническом обслуживании автомобиля. Ниже представлены средние показатели. Заметим, что справедливы они в том случае, если компрессия проверяется на прогретом моторе:
1) Современные инжекторные автомобили (95-й, 98-й бензин): 11 – 14 атм. ± 0,5 – 1 атм.;
2) Устаревшие карбюраторные автомобили (80-й, 92-й бензин): 9 – 10 атм. ± 0,5 – 1 атм.);
3) Современные дизельные автомобили: ≈ 45 атм. ± 2 – 3 атм.;
4) Устаревшие дизельные автомобили: ≈ 28 атм. ± 2 – 3 атм.).
Выводы и рекомендации:
В процессе замера компрессии очень важно понимать, что полученные данные окажутся весьма относительными, поскольку на них влияет множество факторов. По этой причине не стоит судить о состоянии машины, измерив компрессию только в одном цилиндре. Ведь, более-менее ясная картина предстанет перед вами, когда вы сравните показатели всех цилиндров и обнаружите недостаточную или избыточную компрессию в одном из них на фоне давления в других.
Для полноты анализа надо иметь данные предыдущих замеров, чтобы было с чем сравнивать, и вы могли понять, как меняется состояние поршневой по мере увеличения пробега. Но многие ли делают такие записи, учитывая то, что там надо указывать и условия проверки (температура масла и окружающей среды, точный пробег, общее состояние машины и пр.)?
Зачатую все эти процедуры весьма сложны, и поэтому если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться за помощью к специалистам, не забыв сохранить данные для сравнения при следующем замере компрессии.
При правильной работе двигателя в цилиндрах должна быть равномерная высокая компрессия. Это показатель исправности всех деталей, хорошей сборки и правильной эксплуатации двигателя. Измерить компрессию очень легко. Для этого приглашаем помощника и берём компрессометр, выворачиваем по одной свече и вставляем компрессометр в отверстие свечи. Помощник крутит стартером, а мы смотрим на показания компрессометра. Операцию проделать с каждым цилиндром.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Расточка блока цилиндров своими руками
Компрессия в цилиндрах неравномерная
Если в цилиндрах показатели компрессии разнятся, например в 3х цилиндрах компрессия 11, а в 4м — компрессия 8. Это тревожный знак, указывающий на трещину в клапане или залёгшее кольцо. Проверить не разбирая блок можно следующим образом: устанавливаем поршень в верхнюю мёртвую точку, компрессором подаём небольшое давление в проблемный цилиндр, и смотрим: если воздух выходит из глушителя – проблема в кольцах, если начинает шипеть из дроссельного узла (инжектора либо свистит через карбюратор), — проблема в прогоревшем или неплотно прилегающем клапане. Например, воздух пошёл наверх. Первым делом необходимо провести регулировку клапанов и снова проверить компрессию. Бывает, что только регулировка решает проблему.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что делать, если залило свечи зажигания. Первая помощь
Если компрессия более – менее равномерно понизилась в каждом цилиндре блока, причина скорее всего внизу – это или просели кольца, или износились цилиндры.
Пониженная компрессия во всех цилиндрах
Чтобы удостовериться, что проблема в кольцах заливаем 20мл. масла в цилиндр и замеряем компрессию. Если компрессия поднялась – да, проблема в кольцах. Если компрессия осталась неизменной, — проблема в клапанах. Существует способ очистки колец от нагара. Прогреваем двигатель, затем выкручиваем свечи по одной и заливаем в камеру керосин с денатурированным спиртом в равной пропорции, примерно по 20 мл. Оставляем смесь в камерах на ночь. На следующий день заливаем немного масла в цилиндры и заводим двигатель, чтобы поработал около получаса. Если способ не сработает, то придётся только вскрывать блок цилиндров и менять кольца или производить капремонт и расточку блока цилиндров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как сделать прямоток на ВАЗе
Компрессия в автомобильных цилиндрах – это давление, создаваемое в конце такта сжатия. Проверка компрессии выполняется, при проведении диагностики двигателя без его разборки.
Только опытные и квалифицированные специалисты при проверке компрессии двигателя смогут определить степень износа ходовых деталей (таких как, клапанов и деталей из шатунно-поршневой группы), и выявит неисправность.
Диагностика двигателя автомобиля позволяет обнаружить все его неисправности, а также произвести анализ состояния системы управления. Сам процесс дефектовки для различных марок автомобиля различается, но в общем он проходит по тойже схеме.
Основным фактором, который указывает на то что необходима диагностика двигателя, является повышение расхода топлива или появления посторонних шумов во время движения автомобиля. Нужно отметить, что даже при незначительных нарушениях в работе двигателя либо при уменьшении его мощности обязательно стоит обратиться в автосервис.
Выполнить дефектовку двигателя автомобиля также необходимо и перед проведением ремонтных работ. Особенно в случае если:
Вначале производиться визуальный осмотр (для выявления неисправностей), затем проводиться анализ состояния деталей ДВС без разборки. Даже на данном этапе опытные специалисты могут определить причину неполадки. Этот этап является очень важным, потому что, он поможет спланировать работу и определить соразмерность предстоящих финансовых затрат на ремонт. Диагностику двигателя в автосервисе порой проводят методом измерения различных величин и параметров, но процесс этот трудоемкий и продолжительный.
Мотор-тестер — это прибор, который производит измерение всех необходимых параметров самостоятельно. По сути, это многоканальный цифровой осциллограф, дополненный рядом опций. После его подключения в специальный разъем авто, путем сканирования производится считывание кодов ошибок системы, показания датчиков и коэффициенты величин с процессора управления. Производимая в автосервисе, компьютерная диагностика двигателя автомобиля подойдет и для систем старого образца, диагностика бортового компьютера со слабым процессором.
Обработка цифровой информации с помощью мотор-тестера является универсальным способом проверки мотора. Наблюдая за изменениями показателей, специалист сможет точно оценить характер неисправности в максимально сжатые сроки.
В случае если еще недавно двигатель работал чётко, как часы, но резко:
Следовательно, необходимо проверить компрессию в цилиндрах.
Проверка компрессии автомобиля должна производиться в автосервисах. Процесс проверки требует учета ряда важных факторов.
Необходимо соблюдать определенные правила.
Проверка компрессии двигателя автомобиля производиться только при прогретом моторе, идеальная температура – рабочая (в пределах 70-90 градусов). Чем меньше прогрет двигатель, тем меньшие показания будут на компрессометре.
Это можно сделать, например, при отключении бензонасоса, форсунок.
Выборочное снятие свечей не допустимо, как это практикуется на некоторых автосервисах. Если не демонтировать все свечи, то увеличивается сопротивление вращению, вследствие чего обороты при прокрутке мотора стартером произвольно снижаются. Совет: установка свечей должна производиться строго в соответствующие цилиндры.
Кроме того важно, чтобы был исправен стартер.
Как правило, на давление в цилиндрах влияют следующие факторы:
Для проверки давления применяют компрессометр, который вставляется вместо снятой свечи. Он представляет собой манометр, оснащенный шлангом со штуцером, а также обратным клапаном.
Принцип работы: вращение коленвала мотора нагнетает воздух до того момента, пока получившееся давление в шланге компрессометра не будет равно максимальному давлению в цилиндрах. Это значение и зафиксирует манометр.
Чтобы демантировать свечи, нужно, открыть капот и, постепенно ослабляя крепеж, снять ремень навесных агрегатов. Также необходимо снять трубку вакуумного насоса и отсоединить кронштейн, используемый для подъема силового агрегата. Теперь можно начинать снятие свечей накала.
Поскольку они находятся под впускным коллектором, то есть достаточно глубоко, лучше использовать ключ, имеющий удлинитель. Перед тем, как снять свечи авто, придется отвернуть находящиеся на них гайки. Гайки не снимаются, так как расположены в наконечниках проводов. Взяв в руку торцевую головку, нужно осторожно выкрутить.
Компрессия в двигателе считается, нормальной, если она во всех цилиндрах находится в пределах 11-15 кг/см, при этом разность давления между цилиндрами не должна превышать значение в 1 кг/см. Полученные результаты являются относительной категорией. Очень важно определить разницу показаний между цилиндрами, таким образом, вычисляется неисправный цилиндр.
Опираясь на фактическую разницу в значения давления в разных цилиндрах, возможно исключение ошибок, часто встречаемых при оценке состояния мотора в целом.
Наиболее информативный ответ при проверке компрессии двигателя можно получить, если знать результаты ранее проводимых проверок. Одно условие: измерение величины компрессии в данный момент должно проводиться на тех же условиях, что некоторое время назад. Большая база данных будет пригодной для анализа, если при каждой проверке компрессии были измерены температуры масла и воздуха, частота вращения, общее состояние всех систем машины.
Недостаточное давление в каком-либо цилиндре свидетельствует, обычно, о неплотной посадке клапанов в седлах, их зависании ( например при неправильной сборки механизма с гидротолкателями). Пониженное давление во всех цилиндрах как правило является следствием износа поршневых колец.
В случае если в результате проверок выявлено, что в некоторых цилиндрах имеется недостаточная компрессия, то тогда необходимо продолжить диагностику. Для начала необходимо добавить немного (около 10-20 мл) чистого моторного масла. После чего проверка проводится вновь. Если эта данная процедура не решила проблемы, тогда следует продолжить поиск неисправности.
Вероятную причину недостаточного давления можно определить, если подать сжатый воздух в цилиндр. Нужно отметить, что при этом поршень в нем нужно заранее установить в верхней мертвой точке такта сжатия. Для создания давления, необходимо снять резиновый конический наконечник с компрессора и присоединить его к шлангу самого компрессора. Далее наконечник вставляется в отверстие свечи. Только после этого можно подавать воздух, давление около 2-3 кг/см. Для того чтобы при осуществлении этой процедуры коленвал мотора не переворачивался, нужно включить высшую передачу в коробке; автомобиль в данном случае притормаживается ручным тормозом.
Если обнаружена утечка воздуха через карбюратор, то, можно сделать вывод, что впускной клапан установлен не плотно. В случае, если наблюдается утечка воздуха через глушитель, следовательно, имеются проблемы с установкой выпускного клапана. Наличие пузырьков воздуха через соседний цилиндр/горловину радиатора и характерного шипения - явный признак повреждения прокладки головки цилиндров. Эта неисправность потребует замены ГБЦ.
Важно отметить что перед тем как сделать окончательный вывод о конкретной неисправности, обязательно нужно сделать дополнительную диагностику, потому как одной только проверки компрессии двигателя автомобиля недостаточно.
Уменьшение давления может наблюдаться в связи с тем, что форсунка долгое время пропускала/плохо распускала бензин.
Увеличенная компрессия может быть следствием изношенности масляных колец. Увеличение расхода масла – излишки жидкости ликвидируют большие зазоры износа.
Компрессия двигателя – это величина, определяющая давление воздуха в цилиндрах двигателя в конечной точке такта сжатия, в момент вращения коленчатого вала стартером. Проверка компрессии двигателя позволяет более точно диагностировать проблемы в двигателе, без его разборки. Снижение компрессии может произойти по разным причинам. Причиной этому может быть износ деталей поршневой группы, и неисправности деталей ГРМ (газораспределительного механизма), перечисление всех причин может занять не одну страницу. В любом случае, понижение давления ухудшает параметры двигателя и экономичность. Цифры, полученные при измерении давления в цилиндре двигателя, вряд ли будут понятны. Для этого и существуют руководство и рекомендации по измерению компрессии двигателя.
Прибор для проверки компрессии, называется компрессометр. Компрессометр – это наиболее эффективный прибор для проверки компрессии в цилиндрах. Современные образцы компрессометров укомплектованы переходниками (адаптерами) для разных моделей двигателей. Для измерения компрессии двигателя в автосервисах применяются мотортестеры или компрессографы, но нам они неинтересны. Для того, чтобы знать первоначальные стандартные цифры компрессии в цилиндрах, определенные производителем, вам понадобится Руководство для конкретного типа двигателя. Среднестатистическая цифра компрессии исправного бензинового двигателя, составляет 9,5 – 10 атм. Разброс значений по цилиндрам двигателя не должен превышать 0,5 – 1 атм.
Для любого двигателя при проведении проверки давления в цилиндрах, технологическая процедура аналогична. Главное условие – перед началом проверки компрессии нужно полностью зарядить аккумуляторную батарею и быть уверенным, что стартер исправен.
Записав показания прибора, сбрасываем их, и проводим аналогичные операции с остальными цилиндрами.
В цилиндр с низкой компрессией залить 25 см3 моторного масла, и снова провести проверку давления в этом цилиндре. Величина компрессии осталась прежней, почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что повреждена прокладка ГБЦ или неплотное прилегание клапанов к сёдлам. Увеличение давления по сравнению с первым показателем говорит об износе поршневых колец.
В цилиндр при помощи компрессора подаём сжатый воздух, надев на шланг компрессора конический наконечник от компрессометра. Поршень, перед подачей воздуха в цилиндр, выставляем в DVN/ давление воздуха 2,5-3 кГ/см. Рычаг КПП на высшую передачу и фиксируем ручной (стояночный) тормоз для предотвращения прокрутки коленвала.
Выход воздуха через карбюратор, говорит о том, что впускной клапан прилегает неплотно. Воздух выходит в соседний цилиндр или через радиатор (определим по пузырькам воздуха у горловины) – повреждена прокладка ГБЦ.
В любом случае, если при проверке компрессии двигателя, прибор показывает, значительные отклонения или изменения параметров, от заданных производителем, то требуется более комплексная и тщательная диагностика.
Хотя, и так уже понятно, что ремонта двигателя не избежать. А уже в ходе разборки головки блока цилиндров, можно более точно сделать вывод о ремонте или замене той или иной детали. Проверка компрессии выполнила свою миссию – указала на примерное направление поиска неисправностей двигателя.
Вообще причин изменения давления в цилиндрах очень много. Среди них нужно выделить следующие моменты:
Квалифицированные специалисты нашего автосервиса V-STUDIO имеют большой опыт работы, и могут гарантировать вам ответственное отношение к вашему автомобилю и профессиональный подход к поставленной задаче. Так же необходимо отметить, что для работы используется современное оборудование, качественные расходные материалы и запчасти. Обратившись в автосервис V-STUDIO, наши специалисты произведут ремонт вашего автомобиля любой степени сложности, качественно в максимально сжатые сроки.
Записывайтесь на ремонт по телефону: 8 (812) 900-70-99.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453