Раздаточная коробка характерна для автомобилей с передним приводом. Ее основное преимущество – передача и разделение момента силы ходовой части. Изначально она применялась для легковых автомобилей (начало XX века). Данное устройство включает комплекс рабочих элементов, влияющих на эффективность передвижения.
Классификация раздаточных вариантов коробок
Стоит рассмотреть устройство раздаточной коробки.
Схема раздаточной коробки
На отечественных авто раздаточная коробка присутствует на моделях УАЗ, Нива. Типы раздаточных коробок классифицируются по разным критериям, например, коробка может иметь соосные и несоосные типы валов. В первом случае главная передача используется для переднего и заднего мостов, а во втором – отмечается высокий КПД, бесшумность функционирования агрегата. Между осями имеется такой конструктивный элемент трансмиссии, как дифференциал.
Внешний вид раздаточной коробки
Отличаются варианты раздаточных коробок передач по такому критерию, как привод ведущих мостов. В частности, устройство может быть:
Раздатки разнятся по количеству передач. Ряд версий авто имеют одноступенчатые варианты, другие – двух- или трехступенчатые. При этом широкое распространение получили двухступенчатые коробки.
Принцип работы раздаточной коробки и ее предназначение
Для чего нужна на автомобилях раздаточная коробка? Данный агрегат выручает при совершении передвижения по пересеченной местности. Рабочее устройство находится за АКПП. Однако на ряде моделей авто раздатка входит в состав конструкции КПП. На продолжительный срок рассчитаны приводные и ведущий валы. Схема раздаточной коробки отображает прямую связь двух валов.
Следует отметить, что ряд машин может иметь не только самоблокирующийся межосевой дифференциал, но и самоблокирующийся задний межколесный дифференциал. Это положительно сказывается на маневренности транспортного средства. Дифференциалы могут быть симметричными или несимметричными. Востребованным остается первый вариант. Также, в ее состав входит понижающая, цепная (зубчатая) передача.
Назначение раздаточной коробки на автомобиле заключается в осуществлении распределения крутящего момента между осями транспорта. Также, она помогает в преодолении внешних дорожных препятствий. Как правило, понижающая передача не присутствуется на полноприводных кроссоверах.
Каков принцип действия? Основан он на разделении момента силы по осям автомашины. В результате, увеличиваются тяговые характеристики автомобиля.
Таким образом, раздатка обеспечивает улучшение качества поездки. На машинах, которые имеют АКПП, присутствует электронно-управляемая блокировка межосевого дифференциала. Раздаточные коробки подлежат ремонту. Правильный уход за данным агрегатом со стороны водителя позволяет продлить его ресурс.
Неисправности раздаточной коробки
Каждая из перечисленных составляющих частей раздатки нуждается в своевременной проверке. Достаточно дорогим представляется ремонт дифференциалов. Один из признаков, который указывает на его поломку – появление характерного воющего звука, когда поездка осуществляется на большой скорости. При этом следует осуществить проверку уровня горючего в раздаточной коробке.
Когда требуется ремонт раздаточных коробок? Необходимость в ремонте данного устройства возникает, если возникает характерная вибрация. Причин данного проявления несколько, начиная от ослабления болтов крепления, заканчивая дисбалансом промежуточного карданного вала. Блокировка межосевого дифференциала может быть следствием деформации рычагов привода, износа самого дифференциала.
Еще одна проблема, когда автовладельцу следует проверить раздатку, – это затрудненное включение передач. В данном случае обязателен осмотр состояния штоков. Трудное включение передач нередко связано с тем, что шток имеет износ. Разборка и сборка раздаточной коробки актуальна, если износились зубья муфт и шестеренок.
Работа раздаточной коробки будет затруднена, если нарушена регулировка привода переключения передач. Как правило, из-за этого, передачи будут самопроизвольно выключаться. Расчет раздаточной коробки позволяет точно определить рабочие особенности данного устройства. В первую очередь уделяется внимание валам, зубчатым колесам, муфтам. На основе полученных показателей можно подбирать новые подшипники, картер коробки.
Любые неисправности раздаточной коробки стоит своевременно ликвидировать. Данную процедуру нужно доверять мастерам, которые работают в специализированном сервисном центре.
Основные причины поломок
Перечислим причины того, почему раздаточная коробка дает сбой:
При длительной эксплуатации транспортного средства раздаточная коробка может дать течь из-за изношенных сальников. При этом нужно проверить надежность креплений. При восстановлении данного агрегата следует использовать качественные комплектующие детали, которые выпускают проверенные фирмы производители и подойдут к системе.
Для самостоятельного ремонта раздаточной коробки, водителю необходимо хорошо знать ее устройство. В противном случае можно нанести урон автомобильной системе, в результате, понадобится серьезный ремонт раздаточной коробки. Грамотно протестировать данную коробку способны только профессионалы.
Еще никто не прокомментировал новость.
Раздаточная коробка характерна для автомобилей с передним приводом. Ее основное преимущество – передача и разделение момента силы ходовой части. Изначально она применялась для легковых автомобилей (начало XX века). Данное устройство включает комплекс рабочих элементов, влияющих на эффективность передвижения.
Стоит рассмотреть устройство раздаточной коробки.
Схема раздаточной коробкиНа отечественных авто раздаточная коробка присутствует на моделях УАЗ, Нива. Типы раздаточных коробок классифицируются по разным критериям, например, коробка может иметь соосные и несоосные типы валов. В первом случае главная передача используется для переднего и заднего мостов, а во втором – отмечается высокий КПД, бесшумность функционирования агрегата. Между осями имеется такой конструктивный элемент трансмиссии, как дифференциал.
Внешний вид раздаточной коробкиОтличаются варианты раздаточных коробок передач по такому критерию, как привод ведущих мостов. В частности, устройство может быть:
Раздатки разнятся по количеству передач. Ряд версий авто имеют одноступенчатые варианты, другие – двух- или трехступенчатые. При этом широкое распространение получили двухступенчатые коробки.
Для чего нужна на автомобилях раздаточная коробка? Данный агрегат выручает при совершении передвижения по пересеченной местности. Рабочее устройство находится за АКПП. Однако на ряде моделей авто раздатка входит в состав конструкции КПП. На продолжительный срок рассчитаны приводные и ведущий валы. Схема раздаточной коробки отображает прямую связь двух валов.
Следует отметить, что ряд машин может иметь не только самоблокирующийся межосевой дифференциал, но и самоблокирующийся задний межколесный дифференциал. Это положительно сказывается на маневренности транспортного средства. Дифференциалы могут быть симметричными или несимметричными. Востребованным остается первый вариант. Также, в ее состав входит понижающая, цепная (зубчатая) передача.
Назначение раздаточной коробки на автомобиле заключается в осуществлении распределения крутящего момента между осями транспорта. Также, она помогает в преодолении внешних дорожных препятствий. Как правило, понижающая передача не присутствуется на полноприводных кроссоверах.
Каков принцип действия? Основан он на разделении момента силы по осям автомашины. В результате, увеличиваются тяговые характеристики автомобиля.
Таким образом, раздатка обеспечивает улучшение качества поездки. На машинах, которые имеют АКПП, присутствует электронно-управляемая блокировка межосевого дифференциала. Раздаточные коробки подлежат ремонту. Правильный уход за данным агрегатом со стороны водителя позволяет продлить его ресурс.
Каждая из перечисленных составляющих частей раздатки нуждается в своевременной проверке. Достаточно дорогим представляется ремонт дифференциалов. Один из признаков, который указывает на его поломку – появление характерного воющего звука, когда поездка осуществляется на большой скорости. При этом следует осуществить проверку уровня горючего в раздаточной коробке.
Когда требуется ремонт раздаточных коробок? Необходимость в ремонте данного устройства возникает, если возникает характерная вибрация. Причин данного проявления несколько, начиная от ослабления болтов крепления, заканчивая дисбалансом промежуточного карданного вала. Блокировка межосевого дифференциала может быть следствием деформации рычагов привода, износа самого дифференциала.
Еще одна проблема, когда автовладельцу следует проверить раздатку, – это затрудненное включение передач. В данном случае обязателен осмотр состояния штоков. Трудное включение передач нередко связано с тем, что шток имеет износ. Разборка и сборка раздаточной коробки актуальна, если износились зубья муфт и шестеренок.
Работа раздаточной коробки будет затруднена, если нарушена регулировка привода переключения передач. Как правило, из-за этого, передачи будут самопроизвольно выключаться. Расчет раздаточной коробки позволяет точно определить рабочие особенности данного устройства. В первую очередь уделяется внимание валам, зубчатым колесам, муфтам. На основе полученных показателей можно подбирать новые подшипники, картер коробки.
Любые неисправности раздаточной коробки стоит своевременно ликвидировать. Данную процедуру нужно доверять мастерам, которые работают в специализированном сервисном центре.
Перечислим причины того, почему раздаточная коробка дает сбой:
При длительной эксплуатации транспортного средства раздаточная коробка может дать течь из-за изношенных сальников. При этом нужно проверить надежность креплений. При восстановлении данного агрегата следует использовать качественные комплектующие детали, которые выпускают проверенные фирмы производители и подойдут к системе.
Для самостоятельного ремонта раздаточной коробки, водителю необходимо хорошо знать ее устройство. В противном случае можно нанести урон автомобильной системе, в результате, понадобится серьезный ремонт раздаточной коробки. Грамотно протестировать данную коробку способны только профессионалы.
В теперешней жизни мы почти не попадаем на настоящее бездорожье. Оттого в перечне моделей среднестатистической фирмы автомобили с раздаточной коробкой встречаются все реже. Но все-таки они есть, и мы поговорим об этом самом «железном» из внедорожных агрегатов…
Упрощение и одинаковость конструкции автомобилей повышенной проходимости понятна.
Подавляющее большинство новых полноприводников построено по «легковой» схеме: поперечный двигатель спереди, постоянный привод на передние колеса и подключаемый с помощью дисковой муфты – на задние. Но в классе тяжелых внедорожных машин традиционно другой набор вездеходных ценностей, и раздаточная коробка для них – главный атрибут.ОРТОДОКСЫ ЧЕСТНОГО ЖЕЛЕЗАРаздаточная коробка – это самостоятельный довольно увесистый и сложный агрегат: нашпигованная шестернями, валами и муфтами часть трансмиссии между коробкой передач и ведущими мостами. Ее первое и основное назначение – разделять или раздавать в той или иной пропорции крутящий момент двигателя на оба ведущих моста – передний и задний.
Помимо распределительной функции, раздаточной коробке отдана еще одна – увеличивать крутящее усилие на колесах при одновременном понижении скорости передвижения. Так, на первой пониженной передаче по сравнению с первой повышенной примерно в три раза меньше скорость вращения колес и во столько же раз больше тяга на них. Редукторную часть раздаточной коробки иногда называют демультипликатором и обозначают чаще всего как 4L или просто L.
Таким образом, внутри единого корпуса «живут» два устройства. И если с демультипликатором все более-менее однозначно (от модели к модели меняется лишь передаточное отношение), то принципов раздачи крутящего момента по мостам несколько. Соответственно, различаются и конструкции раздаточных коробок.
НИЧЕГО БОЛЕЕ ПОСТОЯННОГО…Первый принцип – он же первый и исторически – постоянный привод на задний мост с временным подключением переднего. Знатоки воскликнут «парт-тайм» и будут абсолютно правы. Такая трансмиссия более полувека доминировала во внедорожниках во многом благодаря простоте и выносливости конструкции. Примитивное подключение рычагом постепенно сменилось кнопочным управлением, но суть сохранилась.
Казалось бы, чего проще: на асфальте передний мост выключен, вне дорог – включен. Единственной загвоздкой оставался вопрос: когда именно надо подключать? Ведь позднее подключение «передка» на бездорожье чревато застреванием, а даже непродолжительное движение по асфальту в режиме 4х4 для большинства машин с part-time губительно технически.
Проблему решили инженеры Range Rover, заставив свою раздаточную коробку всегда приводить оба моста и заодно создав второй тип внедорожников. Разницу в скоростях переднего и заднего карданов гасит обыкновенный межосевой дифференциал. Симметричный, такой же как и между колесами. А для того чтобы трансмиссию постоянного полного привода уравнять по проходимости с подключаемой, установили еще и блокировку межосевого дифференциала. Наша родимая «Нива» – из этой оперы.
Итак, оба типа во внедорожном режиме жестко приводили две оси, а на асфальте постоянный полный привод доминировал благодаря тяге четырьмя колесами. Кроме того, постоянно полноприводные всегда во всеоружии – так сказать, всегда все включено.
ТЕРМИНОЛОГИЯ:Строго говоря, фраза «разделяет момент между двумя мостами» полностью корректна только для тех внедорожников, у которых в действительности имеется два ведущих неразрезных моста. Поскольку независимые подвески неизбежно вытесняют зависимые, термин «мост» по отношению к внедорожнику теперь означает не саму по себе неразрезную балку с двумя колесами, а совокупность узлов подвески и трансмиссии, относящихся к передней или задней паре колес. С таким же успехом тут употребимо слово «ось».
Рукоять. Нет ничего надежнее механического переключения раздатки. Пусть ручка вибрирует и требует усилий, но зато наглядна
Часть тяжелых внедорожников сейчас сочетает задний неразрезной мост с независимой подвеской спереди (Mitsubishi Pajero Sport, Toyota TLC200). По этой схеме построено и большинство пикапов. Некоторые компании в новых моделях полностью отказались от неразрезных мостов, заменив их независимой подвеской (Range Rover, Infiniti QX56, Jeep Cherokee). И только самые консервативные модели, доживающие свой долгий век на конвейере (Mercedes Gelandewagen, Land Rover Defender, UAZ), сохраняют верность полностью зависимой подвеске с двумя непробиваемо-крепкими мостами.
НЕ ВСЕ ХОРОШО, ЧТО ПОЛНОНо есть и минусы. Раздаточная коробка получилась очень громоздкой, тяжелой и сложной. На том же Range Rover, чтобы сохранить большой дорожный просвет, пришлось поднимать ее над полом салона и фактически размещать в объемистом «ящике» – подлокотнике. Подобные факторы напрямую повлияли на цену машин с постоянным полным приводом. Кроме того, конструкции part-time были на голову надежнее и безболезненно «переваривали» гораздо большие перегрузки.
Сделать раздаточную коробку с межосевым дифференциалом компактнее, легче и дешевле заставил инженеров полноприводный бум, стартовавший к концу ХХ века. Появились варианты с цепью вместо тяжелых шестерен (Nissan Terrano и MMC L200), с планетарной конструкцией в приводе пониженной передачи. Но оставалась еще одна проблема – устойчивость постоянно полноприводного автомобиля в скользком повороте.
SUPERSELECTРаздаточную коробку с таким названием применяет компания Mitsubishi. Звучит непонятно, а по сути – обе системы (part-time и постоянный полный привод с межосевым дифференциалом) «в одном флаконе». Четыре положения SuperSelect позволяют двигаться исключительно на заднем приводе при отключенном переднем, подключать передние колеса вместе с задними через межосевой дифференциал (длительный режим), делать то же, но с заблокированным межосевым дифференциалом (аналог подключенного part-time) и, наконец, добавлять к заблокированному «центру» «понижайку». С какой стороны ни взгляни – рай для джипера!
СВОБОДА, РАВЕНСТВО И… «УШИ»Когда вам говорят, что свободный дифференциал, дескать, «отправляет» часть крутящего момента на то или иное колесо или мост – не верьте! В системах со свободным дифференциалом вся мощность всегда уйдет туда, где будет меньшее сопротивление.
Классика поведения подобной трансмиссии на обледенелом лесном повороте при избытке скорости: начало дуги под тягой – больше момента уходит назад и автомобиль напоминает заднеприводный. Вы сбрасываете газ перед самой крутой частью виража, и мгновенно вес автомобиля, а с ним и доля крутящего момента устремляются вперед – машина стала переднеприводной, заскользила наружу! Вы судорожно парируете снос рулем и, вспомнив переднеприводные заповеди, слегка добавляете газу… Снова схватывают задние колеса, и высокий пикап или внедорожник, окончательно развернувшись поперек дороги, улетает в кювет! Почему так происходит? Потому что в раздаточной коробке вашего вездехода ничто не регулирует направление и долю крутящего момента. Он весь уходит туда, где в данную долю секунды больше скользит, причем переброс мощности происходит при мизерной, незаметной водителю разнице в сцеплении колес.
Побороть губительную свободу симметричного дифференциала пытались разными способами. Лучше всего это получилось у систем электронной стабилизации, но мы сейчас не о них. Помимо симметричных, в «раздатках» стали применять несимметричные дифференциалы, заведомо раздающие больший крутящий момент назад. Технически они несложны, но позволяют почти всегда оставлять автомобиль немного более заднеприводным, уберегая от коварных перебросов мощности. Такой дифференциал стоит и в «раздатке» Audi Q7, и в «мицубишевском» SuperSelect II (33:67 %).
ОТБОР МОЩНОСТИДовольно редко от раздаточной коробки приводятся еще какие-то узлы, кроме мостов. Это может быть лебедка (на части Toyota Land Cruiser 80), разнообразные навесные агрегаты спецтехники (например, снегоочистители). Такую раздаточную коробку чаще называют коробкой отбора мощности.
Для нее используется специальная аббревиатура КОМ, дополнительные приводы вращают собственные карданные валы. Даже отечественный УАЗ-469 имел версию с КОМ для щетки под брюхом. За границей подобные коммунальные машины весьма широко используют и сегодня.
РАЗДАТКА-ЛАЙТМода на внедорожники побудила создать более дешевые варианты «раздаток» для тех машин, эксплуатация которых в меньшей степени предполагает бездорожье. Прежде всего это одноступенчатые раздаточные коробки без «понижайки» (Mercedes ML без офф-роуд-пакета) и совмещение одной ступени с виско-муфтой и несимметричной раздачей (38:62%) у Cadillac Escalade с 2002 года. Подобных систем много, но в начале ХХI века большинство проблем, над которыми бились создатели металлических шедевров полного привода, успешно решила вездесущая электроника. Она сумела сверхточно и мгновенно дозировать подключение второго моста, избавив водителей и от необходимости возить с собой десятки килограммов «умного металла», и от того, чтобы платить за них.
Распознаватель. За несколькими положениями «шайбы» системы Terrain Response кроется целый мир разных настроек
Но на настоящем бездорожье, где все решает не скорость, а прочность «железа» и размер колес, сегодня, как и полвека назад, две исторические ветви науки о полном приводе вершат свой праздник.
Вездеход или нет? Mercedes-Benz ML в качестве опции имеет офф-роудный пакет, включающий раздаточную коробку с пониженной передачей. У стандартной версии пониженной нет
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453