С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Ремонт системы охлаждения


Ремонт системы охлаждения

Система охлаждения двигателя предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы и поддержания температуры в заданных пределах для обеспечения оптимальной работы двигателя.

На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе:•    нагрев воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования;•    охлаждение масла в системе смазки;•    охлаждение отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов;•    охлаждение воздуха в системе турбонаддува;

•    охлаждение рабочей жидкости в автоматической коробке передач.

Основные компоненты системы охлаждения двигателя.

1. расширительный бачок2. радиатор системы рециркуляции отработавших газов3. теплообменник отопителя4. датчик температуры охлаждающей жидкости5. насос охлаждающей жидкости6. датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе радиатора7. термостат8. масляный радиатор9. дополнительный насос охлаждающей жидкости

10. радиатор системы охлаждения

Основные неисправности системы охлаждения.

1. Наружная утечка жидкости – течь радиатора, насоса охлаждающей жидкости, соединений системы охлаждения.

2. Внутренняя утечка жидкости – течь через прокладку головки блока цилиндров, уплотнение регулятора холостого хода (когда регулятор охлаждается антифризом и установлен на корпусе дроссельной заслонки).

3. Низкая эффективность охлаждения двигателя, что приводит к перегреву двигателя.

4. Низкая эффективность обогрева отопителя салона автомобиля.

Основные причины неисправностей системы охлаждения.

1.  Негерметичность компонентов системы охлаждения из-за старения уплотнений, использования охлаждающей жидкости несоответствующей погодным условиям концентрации.

2.  Трещины в рубашке охлаждения головки блока или блоке цилиндров.

3.  Прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров.

4.  Засорение радиатора охлаждения пылью и грязью снаружи и накипью и ржавчиной внутри.

5.  Ослабление приводного ремня насоса охлаждающей жидкости.

6.  Неисправность термостата.

7.  Неисправность вентилятора охлаждения радиатора.

8.  Неисправность датчика температуры.

9.  Неисправность указателя температуры.

10. Низкий уровень охлаждающей жидкости.

11. Засорение радиатора отопителя снаружи и внутри.

Для длительной и надежной работы системы охлаждения мы рекомендуем.

1. Систематически следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

2. Систематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.

3. Своевременно осуществлять замену охлаждающей жидкости. Сроки замены указаны в сервисной книжке завода изготовителя автомобиля. Применять заведомо качественную жидкость.

4. Во время планового обслуживания производить осмотр автомобиля на предмет утечки охлаждающей жидкости, натяжения и контроль состояния приводных ремней.

5. Раз в год перед началом летнего периода эксплуатации продувать радиатор охлаждения.

6. Проводить работы по обслуживанию и ремонту системы охлаждения только на сертифицированных станциях технического обслуживания.

Что делать, если стрелка указателя температуры уже в красной зоне шкалы прибора?

1. Надо сразу остановиться на обочине дороги или у тротуара, выключить двигатель и открыть капот - так двигатель будет охлаждаться быстрее. Кстати, на этой стадии в подобных ситуациях так поступают все водители. А вот дальше они допускают серьезные ошибки, от которых мы хотим предостеречь.

2. Ни в коем случае нельзя открывать пробку радиатора. На пробках иномарок не зря пишут «Never open when hot» - никогда не открывайте, если радиатор горячий! Ведь это так понятно: при исправном клапане пробки система охлаждения находится под давлением. Очаг кипения расположен в двигателе, а пробка - на радиаторе или расширительном бачке. Открывая пробку, мы провоцируем выброс значительного количества горячей охлаждающей жидкости - пар вытолкнет ее наружу, как из пушки. При этом ожог рук и лица почти неизбежен - струя кипятка ударяет в капот и рикошетом - в водителя!

К сожалению, от неведения либо от отчаяния так поступают все (или почти все) водители, видимо, полагая, что тем самым разряжают ситуацию. На самом деле они, выплеснув остатки антифриза из системы, создают себе дополнительные проблемы. Дело в том, что жидкость, кипящая «внутри» двигателя, все-таки выравнивает температуру деталей, тем самым снижая ее в наиболее перегретых местах.

Но кое-кто умудряется пойти еще дальше. Если рядом оказалась вода, они льют ее, холодную, на двигатель ведром - чтобы он, родимый, поскорее остыл. Последствия почти всегда одни - головка блока треснет наверняка.Перегрев двигателя - это как раз тот случай, когда, не зная, что делать, лучше не делать ничего. Минут десять-пятнадцать, по крайней мере. За это время кипение прекратится, давление в системе упадет. И тогда можно приступать к действиям.

3. Убедившись, что верхний шланг радиатора потерял былую упругость (значит, давления в системе нет), аккуратно открываем пробку радиатора. Теперь можно долить выкипевшую жидкость.Делаем это аккуратно и медленно, т.к. холодная жидкость, попадая на горячие стенки рубашки головки блока, вызывает их быстрое охлаждение, что может привести к образованию трещин.

Закрыв пробку, запускаем двигатель. Наблюдая за указателем температуры, проверяем, как нагреваются верхний и нижний шланги радиатора, включается ли после прогрева вентилятор, и нет ли утечек жидкости.

4. В случаях, когда полностью устранить серьезную неисправность в системе охлаждения на месте не удается, нужно хотя бы доехать до ближайшей СТО или населенного пункта.

5. Если неисправен вентилятор, можно продолжить движение с включенным на «максимум» отопителем, который берет на себя значительную часть тепловой нагрузки. В салоне будет «немножко» жарко - не беда. Как известно, «пар костей не ломит».

6. Хуже, если отказал термостат. Можно попробовать один способ. Начните движение, - но, как только стрелка указателя приблизится к красной зоне, выключайте двигатель и двигайтесь накатом. Когда скорость упадет, включите зажигание (легко убедиться, что по прошествии всего 10-15 секунд температура уже будет меньше), снова запустите двигатель и повторяйте все сначала, непрерывно следя за стрелкой указателя температуры.

При определенной аккуратности и подходящих дорожных условиях (нет крутых подъемов) таким способом можно проехать десятки километров, даже когда охлаждающей жидкости в системе осталось совсем мало.

Ремонт системы охлаждения двигателя

Система охлаждения мотора одна из важнейших элементов в моторах внутреннего сгорания, поэтому необходимо знать ее устройство и уметь проверять ее основные элементы, а в случае необходимости суметь сделать мелкий ремонт системы охлаждения двигателя . Ремонт системы охлаждения двигателя на первый взгляд кажется простым. Первое что нужно выполнять, при ремонте, это соблюдать технику безопасности и быть осторожным.

Из чего состоит система охлаждения автомобильного двигателя

Почти на всех автомобилях радиатор устанавливают спереди мотора и он служит для охлаждения двигателя, в буквальном смысле отбирает тепло у двигателя через охлаждающею жидкость, проходящей через него. Охлаждающая жидкость, как правило тосол или антифриз, циркулирующая в системе, забирает теплоту у горячих элементов мотора, переносит ее к радиатору и охлаждается там потоком воздуха, при движении автомобиля и с помощью вентилятора.

Когда вы глушите горячий мотор, охлаждающая жидкость продолжает отбирать у мотора тепло. Но без переноса в радиатор , так как антифриз или тосол больше не циркулирует в системе (насос не работает). В итоге температура антифриза или тосола повышается. Поэтому не открывайте пробку расширительно бачка при горячем моторе.

В случае открытия пробки жидкость хлынет из-под нее, и вы получите ожоги, в десять раз больнее, чем ожоги от пламени. В пробку расширительно бачка, на некоторые автомобили, устанавливают предохранительный клапан, понижающий давление, но давление присутствует в системе практически всегда.

Как можно проверить давление в системе охлаждения автомобиля

Проверки давление в системе охлаждения можно с помощью тестера, представляющий собой насос с манометром. Но он имеют низкую точность и протекают. Чем выше давление в системе, тем выше точка кипения охлаждающей жидкости, т.е. при большей температуре закипит антифриз или тосол. Давление различаются в зависимости от мотора.

Закипание жидкости приводит к образованию пузырьков воздуха, которые вызывают дальнейшее повышение давления, излишек которого должен быть удален. Это и выполняет клапан в пробке радиатора. Клапан обычно установлен на определенное давление, которое указано на пробке. Если клапан не исправен, то давление не будет на нужном уровне и температура кипения жидкости понизится до стандартной (т.е. если в систему залита вода, то она закипит при +100 градусах Цельсия).

Поэтому необходимо периодически делать проверку работоспособности клапана пробки радиатора. Работа системы охлаждения основывается на циркуляции тосола с помощью насоса – «помпы». Помпа засасывает жидкость и нагнетает ее в водяную рубашку мотора. Тосол перемещается снизу вверх и через шланг идет в радиатор, где жидкость остужается и опять поднимается вверх, остужая мотор. Ремонт системы охлаждения двигателя, при не соблюдении этих правил, может повлечь за собой много времени и денег.

Основные элементы жидкостной системой охлаждения:

  1. Радиатора;
  2. Рубашки охлаждения;
  3. Ратрубки;
  4. Насос;
  5. Термостат;
  6. Вентилятор;
  7. Заливная горловина;
  8. Датчик температуры охлаждающей жидкости 2110.

Для того что бы не тратить деньги на ремонт системы охлаждения двигателя, требуется всего лишь следить за показаниями датчика температуры, вовремя доливать жидкость в систему(если тосол или антифриз уходит- это не нормально). Охлаждающая жидкость в системе охлаждения двигателя, подвержена старению, что может повлечь за собой коррозию некоторых элементов, и следовательно и к дорогостоящему ремонту системы охлаждения двигателя.

Что делать если вытекает антифриз

В случае если уходит жидкость из системы, необходимо без замедлений ехать в автосервис, предварительно следив за температурой. Можно конечно замазать потекший элемент системы герметиком и можно спокойно ездить дальше, но это не безопасно для дальнего выезда ,т.к. не известно сколько продержится герметик Поэтому, вышедший элемент системы охлаждения, лучше заменить на новый или исправный «бэушный».Это благотворно скажется на «здоровье» двигателя вашего автомобиля.

В случае если система охлаждения работает не эффективно, нужно сделать диагностику. Диагностика включает в себя осмотр всех элементов системы и, возможно, мелкий ремонт системы охлаждения двигателя. Так же необходимо периодическую менять жидкость. Первый признак для замены - это желтоватый цвет охлаждающей жидкости. Заливать воду в систему охлаждения можно только в крайнем случае. Жесткая вода, содержит много солей, что может привести к образованию накипи на стенках системы охлаждения, это может стать причиной перегрева мотора и дорогостоящему ремонту. Отправляясь в долгое путешествие на своем любимой автомобиле, необходимо взять с собой бутылочку, с охлаждающей жидкостью! Так как может потребуется долить ее в систему охлаждения.

Читайте также:

Датчик температуры охлаждающей жидкости 2110

Ремонт систем охлаждения и смазки

Категория:

   Ремонтирование строительных машин

Ремонт систем охлаждения и смазки

Ремонт системы охлаждения. При работающем двигателе температура воды в рубашке охлаждения головки блока цилиндров должна поддерживаться в пределах 75…85 °С. Отклонения от этого теплового режима приводят к нарушению нормальных условий работы двигателя и значительно увеличивают износ его деталей. Так, работа двигателя при пониженных температурах охлаждающей жидкости сопровождается ухудшением смесеобразования, смазки деталей, смазывающих свойств масел и т. д. Повышенные же тепловые режимы также вредны двигателю, так как способствуют нагарообразованию, появлению детонации, снижению мощности и ухудшению смазки деталей вследствие ее разжижения, а при сильном перегреве могут привести к заклиниванию деталей и выплавлению вкладышей подшипников. Поэтому исправная работа системы охлаждения является залогом увеличения межремонтных периодов двигателей и снижения расхода горючесмазочных материалов.

Неисправности системы охлаждения чаще всего связаны с ухудшением теплообмена и нарушением циркуляции охлаждающей жидкости, вызываемыми отложениями накипи, загрязнениями рубашки охлаждения, а в отдельных случаях механическими повреждениями ее узлов. К таким повреждениям относятся трещины в рубашке охлаждения, течь и другие дефекты радиатора, износ деталей насоса и вентилятора.

О способах удаления накипи и заделке трещин в стенках блока двигателя было сказано выше.

Для определения поврежденных мест радиатора его подвергают испытанию, предварительно очистив от грязи и накипи.

Рис. 1. Приспособление для выпаивания трубок радиатора 1 — радиатор; 2 — змеевик; 3 — кожух; 4 — паяльная лампа; 5 — рукав; 6 — кран

При необходимости выравнивают правилкой охлаждающие пластины. Отверстия в резервуарах радиаторов закрывают специальными резиновыми пробками. Радиатор заполняют водой и создают насосом избыточное давление: в течение 3…5 мин не должно появиться течи. Можно также испытывать радиаторы в ваннах с водой под соответствующим давлением воздуха.

При ремонте радиатор разбирают, очищают от грязи резервуары и сердцевину, прочищают шомполом трубки. Сердцевину испытывают отдельно на специальном стенде. При отсутствии стенда сердцевину радиатора помещают в ванну с водой и, подавая воздух по рукаву от ручного насоса в каждую трубку, по пузырькам находят место повреждения.

Если повреждение обнаруживается у трубок во внешних рядах, то поврежденные места запаивают припоем ПОС-30. Поврежденные трубки во внутренних рядах запаивают (заглушают) с обоих концов. Допускается заглушить до 5% трубок. Если число поврежденных трубок больше допустимого, то их заменяют. Для этого трубки отсоединяют от опорных и охлаждающих пластин с помощью горячего воздуха, нагретого до 500…600 °С при прохождении через змеевик, укрепленный на паяльной лампе (рис. 1). Горячий воздух направляют по трубке радиатора. Когда припой расплавится, трубку извлекают специальными пассатижами. Для отпайки трубок могут применяться шомполы, нагреваемые до 700…800 °С в горне или с помощью электрического тока от сварочного трансформатора. Установленные вновь трубки развальцовывают и припаивают к опорным пластинам с помощью специального паяльника оловяно-свин-цовистым припоем ПОС-30, применяя в качестве флюса травленную цинком соляную, кислоту (хлористый цинк).

Кроме замены поврежденных трубок существует способ ремонта радиаторов гильзованием. Для этого сначала раздают при помощи специального плоского бородка концы трубок, находящихся в опорных пластинах, а затем раздают всю трубку, протягивая сквозь нее с помощью лебедки ножевидный шомпол с уширеиием на конце. В расширенную трубку вставляют новую и припаивают ее по концам к опорным пластинам.

После ремонта сердцевину радиатора испытывают на герметичность таким же образом, как и перед ремонтом.

Трещины чугунных резервуаров радиаторов устраняют сваркой биметаллическим или стальным электродом с наложением шва по способу отжигающих валиков или газовой сваркой латунью. У резервуаров, изготовленных из латуни, трещины, разрывы и т.п. обычно устраняют пайкой оловяно-свинцовистым припоем ПОС-30 или припайкой заплат.

Ремонт масляных радиаторов аналогичен ремонту водяных радиаторов. Трубки масляных радиаторов припаивают к бакам твердым припоем ПМЦ (медно-цинковым) газовой сваркой.

Трещины в корпусах водяных насосов и вентиляторов заваривают газовой сваркой латунными прутками или припоями. Срыв резьбы восстанавливают обычными способами. Корпус водяного насоса при износе посадочных мест под подшипники и упорную втулку может быть восстановлен путем отрезания части корпуса, запрессовкой и приваркой вновь изготовленной части. После этого растачивают посадочные места под подшипники, упорную втулку и просверливают отверстия. У крыльчаток изнашивается посадочное место под валик, интенсивному разрушению коррозией подвергается канавка под стопорное кольцо. При восстановлении крыльчатки отрезают старую ступицу, изготовляют, запрессовывают новую и стопорят двумя штифтами. Изношенные лопатки крыльчатки наплавляют газовой сваркой чугунными прутками и протачивают до требуемой высоты. Крыльчатки могут изготовляться литьем из алюминиевого сплава или капрона. При этом втулка ступицы должна быть стальной.

После ремонта крыльчатку водяного насоса в сборе с валиком балансируют. У собранных водяных насосов проверяют соответствие техническим условиям зазора между корпусом и торцом крыльчатки и осевого разбега валика. Валик собранного водяного насоса должен вращаться свободно, без заеданий (при незатянутых сальниках).

В вентиляторах изношенные посадочные места в шкивах под наружные кольца подшипников качения восстанавливают расточкой и постановкой промежуточных колец или осталиванием с последующей механической обработкой. Ослабленные заклепки на крестовине лопастей подтягивают. Если отверстия под заклепки имеют овальную форму, то их рассверливают и лопасти приклепывают к крестовине увеличенными заклепками. Лопасти с трещинами выбраковывают и заменяют новыми. Отремонтированный и собранный со шкивом вентилятор балансируют на настольном балансировочном приспособлении или универсальном балансировочном стенде.

Термостаты способствуют поддержанию определенного теплового режима работы двигателя. При ремонтах необходимо проверять герметичность их гофрированных, баллонов, правильность открывания и закрывания клапанов при изменении температуры воды и устранять перекосы, затрудняющие работу клапанов. Герметичность баллонов проверяют погружением термостата в горячую воду (50…60°С), Отсутствие пузырьков воздуха и упругость гофрированного баллона говорят о его исправности.

Поврежденные места запаивают припоем ПОС-40, применяя в качестве флюса канифоль. Перед пайкой в гофрированный цилиндр заливают 15 %-й раствор этилового спирта.

Испытание термостата на правильность начала и конца открытия клапана проводят в ванне с подогреваемой водой. Начало открытия клапана термостата должно быть при 70 °С, а полное открытие — при 85 °С.

Полный подъем клапана 9…9,5 мм. При необходимости регулируют высоту подъема клапана изменением его положения по отношению к штоку. После регулировки клапан термостата должен быть прочно припаян к штоку и плотно прилегать к седлу.

Ремонт системы смазки. Основными показателями, характеризующими неисправность системы смазки двигателей, являются повышенный расход масла и падение его давления ниже установленного предела. Причинами этого обычно являются: использование масла слишком низкой вязкости; несвоевременная замена масла, отработавшего свой срок; увеличение зазора в соединениях, к которым масло подается под давлением; течь в масло-подводящих магистралях; нарушение работы редукционного клапана и износ деталей масляного насоса. Своевременному устранению причин, вызывающих падение давления масла, должно уделяться серьезное внимание, так как неисправности в системе смазки ведут к резкому увеличению износа трущихся деталей.

При ремонтах прежде всего выявляют и устраняют неисправности манометра и редукционного клапана (ослабла пружина, износился шарик и т. д.) и только после этого приступают к разборке масляного насоса.

В масляном насосе изнашиваются корпус, крышка и шестерни. Чтобы восстановить нормальную глубину гнезд под шестерни в корпусе, изношенном в сопряжении с торцами нагнетательных шестерен, его шлифуют или обрабатывают напильником по привалочной плоскости крышки, проверяя при этом плоскостность по плите.

Нормальный торцовый зазор для масляных насосов тракторных двигателей в среднем составляет 0,1…0,2 мм, а допустимый без ремонта — 0,25…0,30 мм. Радиальный зазор между вершинами зубьев шестерен и стенками корпуса насоса обычно равен 0,1…0,2 мм, допустимый без ремонта —0,4 мм.

Восстановление внутренней поверхности корпусов масляных насосов производится цинкованием или оста-ливанием. Ванну для электролитического процесса образуют в самом корпусе насоса, закрыв отверстия пробками.

Внутренняя поверхность корпуса может быть восстановлена такоке нанесением эпоксидного клея. В качестве наполнителя применяют железный порошок. После нанесения состава на стенки корпуса его формируют при помощи специальной оправки, придающей окончательные размеры (диаметр) этой поверхности. Корпуса, имеющие трещины и изломы, восстанавливают заваркой или приваркой отломанных частей электросваркой медно-стальным электродом или ацетиленокислородным пламенем чугунными прутками марки Б, латунью Л-62, припоями ЛОК или ЛОМНА.

Нагнетательные шестерни, сильно изношенные по окружности головок зубьев и по толщине, выбраковывают, поврежденные торцы шестерен шлифуют. Одновременно протачивают плоскость корпуса, сопрягаемую с крышкой, обеспечивая, таким образом, глубину гнезд, соответствующую высоте шестерен. Нормальный зазор между валиком и втулками составляет в среднем для разных марок насосов 0,05… 0,1 мм, допустимый без ремонта —0,15…0,20 мм. Изношенные бронзовые втулки восстанавливают осадкой с последующим развертыванием. Если втулки находятся в корпусе и крышке насоса, то во избежание перекосов их развертывают совместно. Втулки могут быть развернуты под увеличенный по диаметру валик масляного насоса. Допускается замена бронзовых втулок чугунными.

Валики масляных насосов с изношенными посадочными местами под втулки восстанавливают осталиванием или вибродуговой наплавкой пружинной проволокой с последующим шлифованием под нормальный или увеличенный размер. После сборки насосов валик должен свободно вращаться от руки. Его осевое перемещение не должно превышать 0,3 мм. Собранный насос подвергают обкатке и испытанию на стенде КИ-1575 (УСИН-3) или КИ-5278.

На стенде молено плавно регулировать частоту вращения валиков различных масляных насосов при помощи вибратора в пределах 600…3000 об/мин. Сначала обкатывают насос в течение 10 мин. Если при обкатке не обнаруживают дефектов (нагрев, заедание, шум и т.п.), то насос подвергают испытанию на подачу. При испытании устанавливают частоту вращения ведущего вала, соответствующую номинальной частоте вращения коленчатого вала. Завертыванием вентиля уменьшают сечение проходного отверстия для рабочей жидкости и повышают давление до величины, соответствующей срабатыванию предохранительного клапана. При этом из отверстия, перекрываемого клапаном, должна вытекать сильная струя рабочей жидкости. При необходимости проводят регулировку, изменяя затяжку пружины вращением регулировочного винта или постановкой под нее прокладок. Одновременно проверяют отсутствие подтекания рабочей жидкости через втулки, между крышкой и корпусом насоса. Затем снижают давление жидкости до величины, равной рабочему давлению, закрывают спускной вентиль мерного бака и определяют количество рабочей жидкости, подаваемой в бак за 1 мин, по шкале маслоуказателя.

Фильтрующие элементы загрязняются и теряют свою пропускную способность. Вследствие повреждений в них образуются большие щели, отверстия и фильтр пропускает загрязненное масло. Для очистки фильтрующих элементов грубой очистки их сначала погружают на 24 ч в ванну со 100 %-м препаратом AM-15, а затем промывают в струйных камерных машинах раствором CMC. Поврежденные места запаивают (но не более 10 см2) оловянно-свинцовистым припоем ПОС-30, применяя в качестве флюса канифоль. Фильтрующие элементы тонкой очистки при загрязнении заменяют.

У двигателей, где тонкая очистка масла выполняется реактивными масляными центрифугами, при ухудшении их работы производят ремонт. Разбирают ротор, удаляют накопившиеся отложения и промывают. Отверстия в форсунках ротора прочищают медной проволокой и промывают. Падение давление масла в роторе центрифуги, а следовательно, и снижение частоты его вращения могут также происходить при износе втулок и оси ротора. При зазоре между втулками и осью ротора более 0,15 мм их заменяют. После запрессовки и развальцовки втулок их развертывают совместно в корпусе и крышке, обеспечивая зазор 0,016…0,050 мм.

Корпус и крышку перед разборкой метят для того, чтобы при последующей сборке не нарушать соосность отверстий втулок и балансировку ротора. При сборке следует обращать внимание на наличие и исправность сеток на маслозаборных трубках. Ротор должен вращаться на оси свободно, без заеданий.

Собранные фильтры подвергают испытанию и регулировке на стенде К.И-1575 или КИ-5278. Проверяется их герметичность, регулируется давление открытия клапанов. У фильтров, имеющих реактивные масляные центрифуги, проверяют также частоту их вращения.

Реклама:
Читать далее: Ремонт системы питания

Категория: - Ремонтирование строительных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Обслуживание и ремонт системы охлаждения

Все прекрасно знают, что в процессе своей работы двигатель греется, а его охлаждение происходит через радиатор. И кажется, что все просто. Но в реальности основная задача, возложенная на систему охлаждения, не просто охлаждает двигатель, а удерживает строго заданный интервал температур. Называется рабочим диапазоном двигателя.

Нормальная рабочая температура мотора находится в интервале 85-100 градусов. В этом диапазоне двигатель функционирует максимально эффективно.

Необходимо уделять системе охлаждения двигателя достаточно много внимания как в теплое время года, так и зимой. Она жизненно необходима сердцу машины, позволяя ему выполнять возложенные на него функции, при этом не перегреваясь. Техническое обслуживание системы дизельного двигателя позволит избежать большого количества проблем, которые могут возникнуть с машиной. Что она из себя представляет, как ее обслужить и выполнить ремонт, разберем в данной статье.

Движение ОЖ в системе охлаждения

Как только произошел запуск двигателя, ОЖ начинает циркулировать по малому кругу. Движение ее проходит рядом с цилиндрами, и от них происходит быстрый нагрев жидкости. Как только жидкость разогревается до максимальной рабочей температуры, открывается специальный клапан и пускает ОЖ по большому кругу, тем самым не давая мотору перегреться. Получается так, что движение ОЖ по малому кругу сохраняет рабочую температуру, а по большому – отводит ненужное тепло.

Помпа, как элемент системы охлаждения

Помпа выступает в качестве механизма, заставляющего циркулировать ОЖ в системе. Работает она с помощью приводного ремня, но встречаются варианты и с электромотором.

Нарушение работы помпы может остановить циркуляцию ОЖ в системе. Если ОЖ будет не выполнять свою основную задачу, двигатель может перегреться. Поэтому, если у Вас вдруг закипел мотор, стоит проверить работу помпы.

Термостат

Термостат играет роль клапана. Его открытие дает возможность ОЖ циркулировать по большому кругу. Неисправный термостат не даст ОЖ пойти по большому кругу. В такой ситуации жидкость будет двигаться по малому кругу, не охлаждая в нужной степени двигатель. Это ведет к перегреву и поломке. Закаливание термостата приводит к тому, что мотор охлаждается больше, чем нужно. Т.е. более низкая рабочая температура приводит к более быстрому износу цилиндров, повышению расхода топлива.

Радиатор

ОЖ проходит через радиатор при движении по большому кругу. В нем происходит охлаждение встречным воздухом и вентилятором. По этой причине качество охлаждения зависит от состояния сот радиатора, они должны быть чистыми и не засорены разнообразным мусором, например, листьями.

Причины неисправности системы охлаждения двигателя авто

Выделяют следующие проблемы:

  • Течь;
  • Перегрев;
  • Не работает печка.

Течь

Возможна где угодно: в местах крепления патрубков, в радиаторе. Причиной подтеков может быть повреждение патрубков, а также течь радиатора. Шланги необходимо регулярно проверять на наличие трещин. Немаловажно проверять, насколько надежно затянуты хомуты.

Если ОЖ попадает внутрь двигателя, то это приводит к многократному увеличению износа двигателя. Происходит разжижение масла, взбитие его в пену. При этом износ цилиндров ускоряется. Все это сулит дорогостоящий ремонт.

Перегрев

Причин перегрева может быть несколько:

  1. Вытекла вся охлаждающая жидкость.
  2. Не работает вентилятор.
  3. Неисправна помпа.
  4. Неисправен термостат.
  5. Забит радиатор.
  6. Недостаточное натяжение ремня.

Одна из распространённых причины перегрева мотора – слабое натяжение приводного ремня (в авто с механическим приводом). Таким образом, возникает пробуксовка, и помпа не работает с нужной эффективностью, снижается интенсивность прогона жидкости в системе.

Перегрев двигателя приводит к нарушению процесса сгорания топлива. Таким образом увеличивается сгорание горючего, и снижается мощность мотора.

В этом случае не стоит паниковать. Нужно включить печку на полную мощность и прекратить движение, заглушить мотор. Пока двигатель не остынет, эксплуатировать автомобиль не разрешается.

Вентилятор тоже требует должного внимания. В большинстве автомобилей он включается по срабатыванию электронного датчика температуры. Поэтому, если вентилятор не заработал, то неисправен датчик. Если же датчик исправен, то причина может быть в проводах либо в самом моторчике.

Печка

Основной симптом — дует холодным воздухом, когда мотор прогрет до рабочего диапазона температур.

Причины:

  1. Неисправен термостат. Работает в открытом положении.
  2. Нет ОЖ в системе.

Техническое обслуживание и ремонт

Система охлаждения выполнена достаточно сложно. Ее надежность зависит от своевременного ТО, исправности всей системы в целом. В рамках технического обслуживания выделяют:

  • замену антифриза;
  • промывку системы.

Очень важно постоянно проверять герметичность системы и состояние охлаждающей жидкости. Рассмотрим подробнее эти моменты.

Что необходимо заливать в систему охлаждения?

В прошлом веке заливалась вода, но в наше время все совсем иначе. На то есть причины, да и вода заливается только в самых крайних и аварийных случаях, когда нужно заполнить систему, а антифриза не оказалось под рукой.

Почему нельзя использовать воду? А все потому, что у специальной охлаждающей жидкости (антифриза) температура кипения выше обычной воды, к тому же он обладает низкой температурой замерзания. Стоит также отметить, что в ОЖ используются специальные добавки и присадки, которые не дают образовываться на стенках радиатора накипи и коррозии. Поэтому не лейте воду вместо антифриза!

Качественный антифриз – залог долгой работы сердца Вашего автомобиля.

Выделяют следующие маркировки антифриза:

  1. G11. Производится на основе неорганических веществ, на силикатной основе. Хорошо защищает стенки радиатора от коррозии, покрывая все специальной защитной пленкой, отсюда низкий уровень теплоотдачи. Минус в том, что быстро выпадает в осадок. Производить замену нужно не реже раза в год.
  2. G12. Это более усовершенствованный антифриз, по сравнению с предыдущим. Защитную пленку не создает, но начинает действовать по подобию кислоты, если возникает очаг коррозии. Преимущество — высокий уровень теплоотдачи, большой срок эксплуатации от 3 до 5 лет.
  3. G13. В отличие от предыдущих, имеет экологически чистую основу, менее ядовит. Высокий срок работы, высокая температура кипения.

Маркировка на упаковке

Цвет

Автомобили, в которых может применяться

Состав

G 11; G 05; G 48 Синий; зеленый; сине-зеленый; желтый Ряд VW; некоторые американские; японские Гибридный
G 12; G 30; G 33; G 34 Красный Автомобили европейского рынка, произведенные до 2006 года (G 34 – создавался специально для продукции концерна GM) Карбоксилатный
G 12 + Красный; малиновый; оранжевый; розовый; лиловый Автомобили, выпущенные с конвейера после 2006 года Карбоксилатный
G 12 ++; G 40 Фиолетовый; лиловый Автомобили новейших поколений с 2006 года Лобридный
G 13 Оранжевый Автомобили, выпускаемые с 2008 года Полипропиленгликолевый

Также бывает красным, зеленым, желтым и синим. Цвета, по своей сути, ничего не означают. Это обычная краска, которая используется для различия от других жидкостей.

Уровень жидкости

Очень важно постоянно следить за уровнем ОЖ в системе. Проверяется это про расширительного бачка. На нем есть две отметки: «min» и «max». Если уровень в холодном состоянии ниже отметки «min», то ОЖ следует долить. При его низком уровне на приборной панели будет подсвечена соответствующая лампочка.

Если Вы заметили, что уровень в расширительном бачке постоянно падает, это говорит о том, что имеются проблемы с герметичностью и есть течь. Тогда необходимо внимательно проверить радиатор и патрубки на наличие подтеков.

Доливать в систему нужно антифриз только той марки, которой был залит. Смешивать нельзя. Если планируется замена жидкости на другую, иного состава, например, переход с G11 на G13, либо Вы не уверены какой марки был залит антифриз ранее, то обязательно нужна промывка системы.

Промывка системы – основные тонкости

Суть в том, чтобы очистить систему от разнообразных вредных примесей. Также это важная процедура при смене марки антифриза.

В жаркое время года часто случаются перегревы двигателя. Происходят по причине плохо работающей системы охлаждения. Ее засорение ведет к тому, что происходит недостаточный отвод тепла. Это происходит из-за грязи, мусора, которые скапливаются на наружной части радиатора и ржавчины, накипи, продуктов разложения антифриза во внутренней части системы и радиатора.

Промывку выполняют дистиллированной водой, подкисленной водой либо специальными средствами. Суть в том, что сливается старый антифриз и заливается, например, дистиллированная вода. Двигатель работает до открытия термостата, далее вода сливается и заливается новая. Все это необходимо для очистки внутренней части от примесей и следов разложения, пока вода не станет чистой.

Чистка радиатора

Время от времени радиатор снаружи необходимо очищать грязи, мусора, мошек, листьев, которые забиваются между сотами, тем самым ухудшая теплообмен. Очистить его можно, продув воздухом или струей воды. Процедуру необходимо проводить аккуратно, чтобы под напором воды не погнуть ребра радиатора.

Обслуживание, а также ремонт системы охлаждения важно проводить на регулярной основе. Это необходимо для качественной работы системы охлаждения и бесперебойной работы двигателя.

Если статья оказалась полезной для Вас - расскажите о ней своим друзьям!


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости