В любой системе автомобиля, которая непосредственно связана с жидкими веществами, должна быть деталь, отделяющая вредные примеси. Главная из таких систем – топливная, а в качестве фильтрующих элементов здесь используются фильтры тонкой и грубой очистки. Естественно, когда загрязняющие вещества сильно засоряют деталь, ее приходится менять. Выполнить замену несложно, однако данный процесс имеет свои особенности.
Каждый автомобилист знает, что в бензине содержатся абразивные частицы, крайне отрицательно сказывающиеся на работе силового агрегата. Правда, некоторые автовладельцы ошибочно надеются на стандартные сеточки, которые якобы должны отфильтровывать вредные примеси (располагаются в баке, бензонасосе, карбюраторе), но на практике их функций недостаточно. Все дело в том, что штатные очистительные системы способны задерживать только крупные частицы (не меньше 100 мкм), в то время как специальные фильтры тонкой очистки могут улавливать элементы и в 15 мкм (соответствуют стандартам ОСТ и ТУ).
С конструктивной точки зрения, все такие фильтры можно разделить на две группы: разборные и неразборные детали. Последние являются одноразовыми и обладают бумажным фильтрующим элементом, уложенным в корпус специальным образом.
Разборный вариант включает в себя керамический элемент и латунную сеточку, которую можно промывать и использовать несколько раз. Естественно, учитывая этот факт, стоимость керамической детали несколько выше, чем бумажного фильтра
Многие автомобилисты помещают фильтр тонкой очистки в то место магистрали, которое наиболее удобное с практической точки зрения. Правильным решением будет монтаж фильтрующего элемента еще до бензонасоса, так как именно здесь, в топливопроводе, нет давления, а значит и риск утечки практически нулевой. Более того, в бензонасос сможет поступать уже очищенный бензин, что положительно скажется на расположенных в нем текстолитовых клапанах.
Надо сказать, к фильтрам, установленным на инжекторных моторах, всегда предъявляются более строгие требования. Это связано с тем, что форсунки таких двигателей крайне чувствительны к качеству используемого топлива, а значит, частицы размером в 10-15 мкм должны удаляться в процессе очистки.
Нельзя забывать и о высоком давлении топливной жидкости, с которым фильтр должен справляться. Поэтому инжекторные фильтрующие элементы изготавливаются из алюминия и стали, а для их создания применяются технологии двойной завальцовки.
Выбирая топливный фильтр для тонкой очистки, обратите внимание на изделие с прозрачным корпусом, так вам будет легче контролировать состояние элемента при проведении диагностики. К примеру, если фильтр заполнен бензином наполовину – значит, все работает как надо, а вот образование пузырьков воздуха будет свидетельствовать о недостаточной плотности в бензонасосе или топливной магистрали.
Совсем пустой резервуар указывает на то, что в топливопроводе образовалась закупорка, или контактирующий с атмосферой шланг бензобака засорился. Если корпус фильтра полностью заполнен горючим материалом, это будет свидетельствовать о сильном загрязнении фильтрующего элемента и необходимости замены детали.
Как же понять, что пришло время менять фильтр тонкой очистки? Самый простой способ – просто его обследовать, но есть и другие характерные признаки, которые могут выражаться в частых рывках при вождении машины (сначала на высоких скоростях, а потом и на низких). В любом случае, дожидаться, пока появятся те или иные проблемы, не стоит. Зачастую замену фильтра тонкой очистки проводят спустя 10-15 тыс. км пробега, а в случае неблагоприятных эксплуатационных условий и применения низкокачественного топлива, смена детали нужна уже через 7-8 тыс. км.
Для каждого вида автомобильного двигателя (карбюраторный, инжекторный или дизельный) существует свой определенный тип топливного фильтра. Поэтому, прежде чем купить деталь, внимательно изучите упаковку и ознакомьтесь с инструкцией.
Осуществлять проверку состояния фильтрующего элемента необходимо регулярно, при необходимости очищая его от скопившейся грязи, пыли, смолы и конденсата. Если произвести очистку по какой-то причине невозможно, тогда деталь сразу заменяют новой. Практически на всех транспортных средствах процедура замены одинакова, а вот месторасположение элемента может отличаться.
Чтобы заменить топливный фильтр, его сначала нужно найти. В большинстве случаев, эта деталь располагается в подкапотном пространстве, а точнее, в верхней части двигателя. Однако во многих современных моделях автомобилей, которые выпускались в последние несколько лет, топливный фильтр монтируется в бак по соседству с бензонасосом.
Определив местонахождение интересующей нас детали, можно приступать к непосредственным действиям. Правда, нужно еще учитывать конструкцию детали, ведь для очистки бензина и обеспечения бесперебойной работы силового агрегата может использоваться как элемент тонкой очистки, так и фильтр, предназначенный лишь для грубой очистки.
В дизельных моторах работу данной детали осложняет еще и необходимость задерживать частицы воды, с чем успешно справляются современные фильтры-сепараторы. В их основе лежит принцип разделения жидкости по критерию плотности, а в их конструкцию входит специальное сливное устройство. Так же, как и при использовании обычных фильтров тонкой очистки, в случае с сепараторами необходимо знать, через какой промежуток времени заменить деталь, ведь даже своевременный слив не может гарантировать полную очистку самого фильтрующего элемента.
Если предварительный осмотр показал, что фильтрующий элемент сильно загрязнен и больше не может полноценно справляться со своими функциями, то у вас есть два варианта дальнейших действий: попробовать очистить деталь или же сразу заменить ее новой. В зависимости от типа фильтра, каждый из них может иметь свои особенности и требуемый набор инструментов. Некоторым автомобилистам достаточно одной отвертки (используется для ослабления хомутов), но чаще всего необходимо несколько элементов. К примеру, может пригодиться набор ключей, компрессор или насос, рабочие перчатки и емкость для слива из фильтра остатков горючего.
В грузовых автомобилях с инжекторной топливной системой, перед началом работ необходимо изъять фильтр грубой очистки, расположенный рядом с входом в бак. Выполнить задачу можно с помощью специального лючка на баке.
Топливной фильтр тонкой очистки, который зачастую находится в самом бензобаке, достают с помощью того же отверстия (лючка). Правда, если он располагается за пределами бензобака, то для его демонтажа придется откручивать хомуты топливных патрубков. Снять старый фильтр и установить на его место новый будет несложно.
В топливных системах дизельных грузовых машин, в случае наличия фильтра-отстойника, необходимо провести его разбор и промывку. Выполняется эта задача с помощью подходящего инструментария, то есть ключей, соответствующих размеру детали. После демонтажа и разборки детали дизельное топливо сливается в подготовленную емкость. Не забудьте проверить, есть ли в вашем фильтре фильтрующий элемент. Если таковой имеется, то его вытягивают и устанавливают новый.
Надо отметить, что процессы замены фильтрующего элемента фильтра тонкой и грубой очистки аналогичны и не требуют каких-то специальных знаний. При условии, что эти элементы неразборные, их просто извлекают и устанавливают новые.
В процессе обратной сборки топливной системы существует один очень важный момент. После того как фильтр тонкой очистки будет промыт и продут (либо заменен новым), необходимо проследить за тем, чтобы все крепежные элементы были надежно и крепко затянуты. Также важно обратить внимание на наличие/отсутствие подсоса воздуха или утечки горючего в местах соединения топливных патрубков с самими фильтрами. Естественно, ничего подобного быть не должно. Кроме того, отдельного внимания при проведении диагностики заслуживают топливные магистрали, ведущие к фильтрам тонкой очистки.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Обычно, в транспортных средствах применяется система двойной очистки топлива, которая включает в себя два типа фильтрующих элемента: грубой стадии (предварительной) и фильтр тонкой очистки топлива (финишной).
Каждый автомобилист знает, что качество топлива с каждым годом становится все лучше и лучше — Евро 2, Евро 3, Евро 4 и наконец Евро 5. Жаль только, что жижа красно-коричневого цвета как вытекала из фильтра тонкой очистки топлива во время его очередной замены, так и вытекает. Поэтому система фильтрования горючего для автомобилей еще долго будет актуальной.
Фильтр грубой очистки топлива представляет собой обычную сеточку, изготовленную из металла или синтетических материалов. Ее назначение в том, чтобы не пропустить по топливной системе крупные частицы мусора, попавшие в бензобак вместе с топливом. Устанавливается такой фильтр, как правило, в бак до бензонасоса.
На фильтр тонкой очистки, как уже понятно из его названия, возлагается ювелирная работа — он очищает топливо от тех примесей, с которыми не справилась первая очистка. Место его установки зависит от типа двигателя, марки и модели автомобиля. От того, какой тип топливной системы имеет автомобиль, зависит конструкция фильтра тонкой очистки.
Современные автомобильные топливные системы делятся на три вида:
Для бензиновых систем фильтры тонкой очистки, как правило, имеют неразборный корпус с бумажным фильтрующим элементом.
Для карбюраторных типов топливных систем фильтры тонкой очистки изготавливаются в нейлоновом прозрачном корпусе. Такая конструкция обуславливается тем, что он устанавливается в подкапотное пространство автомобиля. Это позволяет визуально контролировать степень загрязнения. Фильтры для карбюраторных систем выпускаются двух видов: с отстойником и прямотоком.
При выборе между двумя видами предпочтение лучше отдать модели, имеющей стакан отстойник. Причин для этого несколько:
Так, пустой стакан отстойника говорит о том, что система вентиляции бензобака не работает (трубка возле заливной горловины забита грязью) либо первоначальная очистка не справилась с работой, и крупные частицы грязи попали в топливопровод. Наличие пузырьков воздуха в бензине свидетельствует о неисправности бензонасоса. Если отстойник заполнен приблизительно наполовину, значит, все в порядке – система исправна.
Фильтр тонкой очистки карбюраторных двигателей устанавливается перед бензонасосом. Направление движения бензина, а соответственно, и правильность установки, определяется по стрелке, обозначенной на его корпусе.
Допустимый размер инородных частиц, которые может пропустить фильтр, не должен превышать 15-20 мкм.
Для инжекторных двигателей требования, предъявляемые к очистке топлива, выше, чем для аналогичных карбюраторных моделей. Допустимая величина микрочастиц должна варьироваться в пределах 5-10 мкм. Это объясняется тем, что впрыск топлива проводится через форсунки, сопла которых могут забиться. Из-за этого нарушится процесс подачи топлива, что повлечет за собой провалы в работе двигателя и много других неприятных последствий.
В инжекторных двигателях бензофильтр тонкой очистки устанавливается после топливного насоса, а это значит, что работать приходится под высоким давлением. Поэтому его корпус выполняется из алюминия или стали и не имеет стакана, использующегося в качестве отстойника.
Установлен бензофильтр обычно сзади возле топливного бака (зависит от модели и марки автомобиля). По этой причине замену удобней проводить, установив автомобиль на смотровую яму или используя подъемник. Проводить работы по замене элементов топливной системы разрешается только после того, как в ней будет сброшено давление.
Так как фильтр имеет непрозрачный корпус, то степень его загрязнения контролировать сложно, да и месторасположение тоже мало способствует визуальному наблюдению. Именно поэтому важно помнить о своевременности его замены. Рабочий ресурс бензофильтра указан в сопровождающей его инструкции.
Владельцы дизельного автотранспорта знают, что солярка и вода – это два несочетаемых элемента. Задача фильтрующей системы, помимо очистки от посторонних твердых примесей, заключается в отделении воды от дизельного топлива. По этой причине фильтр тонкой очистки дизелей имеет отстойник.
Корпус фильтра разборный. Благодаря этому при выработке фильтрующим элементом своего ресурса, есть возможность заменить только сам элемент, не меняя все остальное. Скопившаяся в ходе фильтрации дизельного топлива вода, сливается через клапан, установленный в корпусе стакана-отстойника.
Кроме этого, для эксплуатации зимой фильтр снабжен подогревающим элементом. Связано это со свойством дизельного топлива кристаллизоваться при низких температурах. В солярке содержится парафин, который, застывая на холоде, забивает полости фильтра. Когда такое случается, приходит на помощь подогреватель, который этот парафин растапливает и далее поддерживает оптимальную температуру топлива.
Конечно, такие же симптомы могут наблюдаться, если загрязнены форсунки на инжекторе. Но поиск неисправности всегда лучше начинать с «меньшего зла», ведь поменять фильтр проще, чем промывать форсунки. Забитые форсунки – это следствие несвоевременной замены расходников топливной системы.
Что касается цен на фильтры тонкой очистки топлива, то они зависят от типа двигателя, марки и модели автомобиля, а также от региона проживания. Можно отметить, что самую низкую стоимость имеют фильтры, выпускаемые для карбюраторных двигателей. Следом идут инжекторные. Ну и самые дорогие – для дизелей, но для дизельного двигателя фильтры выпускаются многоразовыми, поэтому, купив его один раз, периодически менять нужно будет только фильтрующий элемент.
Но какова бы не была цена фильтра, ремонт двигателя в любом случае обойдется в десятки раз дороже. Отсюда вывод – своевременная замена фильтров является залогом здоровья автомобиля.
Попадание абразивных частиц в двигатель плохо сказывается на его ресурсе. Несмотря на это, многие автомобилисты рассчитывают исключительно на «сеточку» в баке, бензонасосе, карбюраторе, ну и еще, конечно, на «совесть» производителей топлива. В своей сегодняшней статье я хочу поговорить о необходимости установки в топливной системе еще одного фильтра, то есть фильтре-отстойнике тонкой очистки топлива.
Стандартные автомобильные «сеточки» могут задержать мелкие частицы, размер которых составляет около 100 мкм. Для сравнения скажу, что у фильтров тонкой очистки этот порог составляет 15 мкм, при условии, что он создан в соответствии с требованиями ОСТ и ТУ. Фильтры тонкой очистки делятся на неразборные и разборные.
Разборные фильтры состоят из керамического или латунного сетчатого элемента. По своему предназначению они относятся к многоразовому типу и подлежат регулярной промывке и очистке.
Неразборные фильтры принадлежат к одноразовому типу и состоят из фильтрующей шторы, состоящей из бумаги. Стоимость этих фильтров не большая. Многие автомобилисты устанавливают фильтр тонкой очистки перед карбюратором, однако опытный водитель сразу скажет, что это не правильно, и что установить его необходимо до бензонасоса. На этом участке топливопровода практически нет давления, поэтому протечка маловероятна. Такая система обеспечит подачу уже очищенного бензина в насос.
Требования к фильтру, предназначенному для установки на двигатель, с системой впрыска топлива несколько иные, поскольку форсунки такого агрегата очень «капризны» и требуют исключительной чистоты бензина. Давление в системе питания инжекторных двигателей довольно-таки высокое, поэтому в целях безопасности корпус делают немного прочнее, изготавливая его из алюминия или стали. В связи с этим стоимость таких моделей фильтров по сравнению с обычными на порядок выше.
Прозрачные фильтры — более удобны и практичны, поскольку позволяют контролировать степень загрязнения фильтрующего элемента. В идеале, нормально работающий фильтр должен быть наполовину заполненным бензином при работающем моторе. В случае появления пузырьков воздуха, можно сделать вывод, что бензонасос неисправен. Также при пустом «стакане» можно сделать заключение, что в магистрали имеется закупорка, это может быть: засорение трубки, соединяющей бак с атмосферой. Если же фильтр заполнен до краев, это значит, что фильтр «забит» — необходима срочная его замена.
В дизельных двигателях топливо впрыскивается и распыляется непосредственно в камере сгорания, где происходит сжатие нагретого воздуха и топливной смеси. Работоспособность дизелей, а также их топливной аппаратуры зависит не только от качества топлива, но и от наличия воды и абразивных примесей, способных вывести из строя всю систему за несколько минут.
Экстрагирование топливом воды из воздуха — большая проблема для дизельных двигателей. Прежде чем попасть в камеру сгорания, соляре приходится проделывать огромный путь. Испаряясь под воздействием температуры двигателя, вода способна образовывать в трубопроводе паровую пробку, которая в свою очередь способна вызывать коррозию кромок отверстий, кроме того увеличивают расход топлива.
Работа фильтра-отстойника в холодную пору года имеет некоторые отличия.
1.Топливо подается в фильтр, проходя путь от впускного отверстия, сквозь подкачивающий насос и уже после этого вниз к отстойнику.
2. В холодное время года «свеча накала» подогревает топливо до оптимальной температуры, для того чтобы обеспечить возможность надлежащего фильтрования фильтром тонкой очистки всех чужеродных вредных для двигателя элементов: воды, грязи, обеспечивая нормальный процесс смесеобразования.
3. В отстойнике собственно и происходит выпадение воды и твердых частиц.
4. Завершающий процесс фильтрации происходит с участием фильтрующего элемента тонкой очистки.
Как заменить фильтрующий элемент.
Чтобы произвести замену фильтрующего элемента, необходимо сделать следующее:
1. Заглушите двигатель;
2. Выкрутите свечу накаливания;
3. Дайте возможность солярке стечь;
4. После этого выкрутите болт, который находится в крышке фильтра, затем извлеките фильтрующий элемент;
5. Далее, при помощи чистой ветоши протрите стакан отстойника;
6. Установите новый элемент с уплотнительными кольцами;
7. Закройте крышку фильтра и произведите закачку топлива.
8. Убедитесь в отсутствии подтеканий, после чего смело заводите двигатель.
Вот и все. Желаю удачи!
Наверняка многие знают, что бензин на заправочных станциях далеко не идеален. Это касается того, что он накапливает некоторое количество инородных частиц, контактируя с воздухом при перекачке, внутри емкостей для хранения и топливном баке автомобиля, в котором всегда имеется достаточное количество осадка. Данная грязь может запросто попасть в систему подачи топлива, что затрудняет ее работу и, в конце концов, приведут к внезапной остановке двигателя. В связи с этим, автомобильные производители уже давно применяют на всех автомобилях специальные фильтры, которые очищают топливо и предотвращают попадание грязи в цилиндры двигателя. Сегодня вы узнаете о такой важной вещи, как фильтр тонкой очистки топлива и его замене своими руками. Но вначале узнаем о том, что он из себя представляет.
Стоит сразу сказать, что фильтра тонкой очистки для инжекторных и карбюраторных автомобилей имеют очень серьезные отличия, поэтому перед заменой сразу обратите внимание только на те фильтра, которые соответствуют типу вашего двигателя, потому как ошибке при выборе данного элемента могут очень плохо сказаться на работе двигателя в дальнейшем.
Корпус фильтра инжекторного двигателя изготавливается из металла. Это связано с тем, что впрыск топлива требует большого давления, которое не сможет выдержать никакая пластмасса. Для обеспечения хорошей герметичности и прочности места соединения трубов в таком фильтре завариваются намертво и делаются неразъемными. Внутри самого корпуса находится фильтрующий элемент, изготовленный из специальной бумаги, которую укладывают внутрь с помощью двух, годами проверенных, способов: «звезда» или «спираль».
Такой же элемент имеет и фильтр для карбюраторного автомобиля, но в отличие от инжектора, корпус такого фильтра изготавливается из прозрачного пластика, который также является запаяным и не поддается никакой разборке.
Многие водители абсолютно не видят разницы между способом укладки фильтрующих элементов, однако она есть. Дело в том, что способ укладки «звезда» предусматривает пробег автомобиля всего в 25 тысяч километров, после чего, такой фильтр забивается и нарушает работу двигателя. В это же время, «спираль» позволяет увеличить пробег автомобиля до 40 тысяч километров.
Прежде чем приступить к замене, стоит сказать, что данные фильтра являются одноразовыми и не поддаются чистке. После их использования, рекомендуется подвергнуть данные элементы утилизации, а на их место установить новые элементы, имеющие относительно малую цену, что не сильно бьет по карману автолюбителя.
Необходимость замены топливного фильтра возникает после пробега автомобиля, в среднем, после 30 тысяч километров. Этот показатель зависит от качества фильтра и бензина, которым каждый раз заправляют автомобиль. Тем не менее, существуют многие другие внешние признаки, по которым многие водители сразу же вычисляют неисправность фильтрующего элемента:
Теперь необходимо купить нужный вам фильтр тонкой очистки. При выборе нового элемента обращайте внимание только на зарубежных изготовителей, так как отечественные фильтра имеют более высокую скорость износа, что увеличивает частоту их замены, а значит, является неэкономичным.
Замена фильтра на карбюраторном автомобиле выполняется достаточно просто. В данном случае он находится под капотом автомобиля, поэтому его нужно открыть и выкрутить хомуты, шланги которых одеты на трубки фильтра. После этого, старый фильтр нужно открутить, а на его место установить другой.
В инжекторных автомобилях все намного сложнее. Дело в том, что такой фильтр устанавливается под днищем автомобиля, возле топливного насоса, поэтому его замена не обходится без применения смотровой ямы или эстакады. Рассмотрим процесс замены на примере автомобиля ВАЗ 2170 Лада «Приора».
Перед заменой рекомендуется не запускать двигатель в течение 4 часов. За это время спадет давление, накопившееся в топливной системе, хотя можно приступать к работе сразу, но будьте готовы к тому, что на вас хлынет небольшой поток топлива. Теперь приготовьте небольшую емкость, лучше всего тазик или корыто, и поставьте его под топливным фильтром.
Теперь с одной стороны фильтра надавите на фиксатор в виде пружины и стяните трубку, идущую к фильтру, со штуцера. С другой стороны нужно надавить на пластмассовые пластинки, после чего, трубка легко выйдет из зацепления с фильтром. Теперь нужно открутить гайку хомута, который удерживает фильтр под днищем автомобиля. Откройте хомут, и снимите фильтр. Проверьте состояние уплотнителей трубок на системе питания автомобиля и при необходимости замените.
Обратным способом установите новый фильтр и закрепите трубки на штуцерах. Проявите особое внимание при монтаже. На корпусе элемента должна быть стрелка, указывающая направление движения топлива. Устанавливать топливный фильтр нужно в строгом соответствии со стрелкой. После этого, запустите мотор и убедитесь в отсутствии утечек топлива.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453