Техническое обслуживание системы охлаждения двигателей
Категория:
Техническое обслуживание дорожных машин
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателей
Залог нормального функционирования жидкостной системы охлаждения двигателей — применение в ней чистой и мягкой воды. При заполнении системы загрязненной и жесткой водой ее примеси засоряют сердцевину радиатора, а соли, содержащиеся в ней, образуют накипь на стенках водяной рубашки, в результате чего ухудшается теплоотвод и двигатель перегревается.
Смягчить воду можно кипячением перед ее заправкой в систему. Мягкой является дождевая вода и вода, использованная в системе охлаждения двигателей. ‘Поэтому воду, сливаемую из системы, следует собирать в чистую посуду и после фильтрования использовать для долива и заправки системы охлаждения.
Жесткую воду можно смягчить также каустической содой (6—7 г на 10 л воды) или тринатрийфосфатом (10—20 г на 10 л воды). Необходимое для одного двигателя количество соды или тринатрийфосфата высыпают в ведро с водой, тщательно перемешивают до полного их растворения, затем раствор отстаивают 10—20 мин. После этого выливают раствор в бочку с водой, перемешивают его и после 2—3 ч отстаивания заливают в систему охлаждения.
Смягчают воду также путем процеживания ее через глауко- нитовый фильтр или пролива через аппарат-воронку для магнитной обработки воды. Воду в систему охлаждения заливают через воронку с мелкой сеткой и уложенной на нее полотняной тканью. Не рекомендуется использовать в системе охлаждения воду, содержащую хлор или сернистые соли, потому что они разрушают латунные трубки. В случае необходимости использования такой воды в нее добавляют жидкое стекло из расчета 10 г на 10 л воды.
Зимой вместо воды в систему охлаждения двигателей заливают антифриз А-40 или А-65, представляющий собой смесь этилен- гликоля и воды. Цифры в марке антифриза указывают температуру его замерзания. В последние годы находит применение антифриз Тосол А-40 и Тосол А-50. Кроме этиленгликоля в его составе есть композиции противокоррозионных и антипенных присадок.
В связи с тем что антифриз имеет больший коэффициент расширения, чем вода, уровень его в радиаторе должен быть ниже на 10—12 мм по сравнению с уровнем воды.
Следует помнить, что этиленгликоль ядовит, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с антифризом.
В качестве охлаждающей жидкости некоторые предприятия, эксплуатирующие машины в северной зоне страны, применяют дизельное топливо. Оно вредно влияет на соединительные шланги, которые под его воздействием быстро разрушаются. Снизить разрушительное действие можно нагреванием топлива до 130— 150 °С с добавкой к нему медной или латунной стружки (2—4% от массы топлива). После охлаждения перед заливкой в систему топливо необходимо профильтровать. По окончании зимнего сезона топливо сливают из системы охлаждения и промывают ее раствором каустической соды.
В состав работ по техническому обслуживанию системы охлаждения двигателей входят контроль температуры и уровня охлаждающей жидкости и герметичности системы, очистка сердцевины радиатора, проверка состояния уплотнений водяного насоса, смазывание его подшипников, удаление накипи из системы, проверка исправности действия термостата и термометра.
При нормальной загрузке машины температура охлаждающей жидкости в системе поддерживается 80—95 °С. Если она не находится в указанных пределах, необходимо проверить, достаточно ли охлаждающей жидкости в системе, нет ли ее утечек, не засорены ли трубки радиатора, не ослабло ли натяжение ремня привода вентилятора, полностью ли открыта шторка или жалюзи радиатора. У двигателей с воздушным охлаждением проверяют крепление кожуха и при необходимости подтягивают его, очищают от загрязнений оребрение цилиндров, их головок, проверяют правильность натяжения ремней вентилятора.
Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе не должен быть ниже 80 мм от верхней плоскости заливной горловины. В перегретый двигатель не допускается заливать холодную воду, а в холодный двигатель — горячую, чтобы не появились трещины в блоке и головке цилиндров. При понижении уровня антифриза в радиаторе (из-за испарения этиленгликоля) в него доливают воду. Но прежде чем долить воду, необходимо проверить плотность антифриза ареометром или его состав гидрометром. При плотности антифриза А-40 более 1,07, а А-65 — 1,084 г/см3 следует доливать воду, при меньшей плотности — добавлять антифриз.
Правильность натяжения ремней вентилятора и водяного насоса проверяют простейшим способом и с помощью приспособления КИ-13918.
Суть простейшего способа заключается в следующем. Нажимают рукой на ремень и по величине его прогиба судят о правильности натяжения.
Рис. 40. Проверка натяжения ремней вентилятора устройством КИ-13918: 1 — левый сектор, 2 — правый сектор, 3 — кольцо, 4— шток, 5 — контрольная риска, 6 — ремень вентилятора
Приспособление КИ-13918 (рис. 40) имеет два сектора и шток с рукояткой. На секторе нанесена шкала в виде двух наклонных линий, на одной из которых находятся цифры (1,2, 3, 4, 5, 6), условно обозначающие типоразмер ремня. Между линиями имеется надпись «Норма», обозначающая зону нормального натяжения ремня. На секторе нанесена справочная табличка, на которой указано, какие типы ремней применяют на отдельных двигателях. Буква В на ней означает вентилятор, Г — генератор, К — компрессор. Типы ремней обозначены так же, как и на секторе.
Для проверки натяжения приспособление прикладывают к ремню перпендикулярно его поверхности в середине между шкивами, так чтобы основания секторов упирались в ремень. После этого нажимают на рукоятку штока до совмещения риски с торцом кольца. Это положение соответствует усилию сжатия пружины приспособления, равному 40 Н. При нажатии на рукоятку поворачиваются связанные со штоком секторы , при этом меняется положение контрольной грани сектора относительно шкалы сектора. В точке их пересечения и определяется усилие натяжения ремня. Если грань перекрывает линию шкалы, то ремень требуется натянуть, а если не доходит до линии без цифр, — ослабить.
У двигателей Д-65, СМД-14 и Д-240 для натяжения ремня вентилятора необходимо ослабить крепление генератора к кронштейну, отвернуть немного гайку крепления генератора к планке и, поворачивая рукой генератор, добиваться требуемого натяжения ремня. Когда оно достигнуто, удерживают одной рукой генератор, а второй закрепляют его.
Натяжение ремня вентилятора двигателей А-41 и А-01М достигается перемещением натяжного ролика регулировочным болтом при ослаблении гайки крепления оси ролика и контргайки регулировочного болта.
Для натяжения ремня вентилятора двигателя Д-108 отпускают три гайки крепления кронштейна вентилятора, отвертывают на два-три оборота контргайку регулировочного болта и, вращая болт, перемещают кронштейн, а с ним и вентилятор, добиваясь требуемого натяжения ремней. По окончании регулировки необходимо затянуть контргайку болта и гайки крепления кронштейна.
У двигателя Д-160 ремень вентилятора натягивают вращением регулировочного винта, в результате чего вместе с натяжным роликом перемещается кронштейн, на котором он закреплен. По завершении регулировки следует завернуть контргайку винта.
Степень загрязнения сердцевины радиатора проверяют по эффективности действия радиатора путем измерения температуры воды на входе и выходе из него. Если разность температур менее 10 °С, то сердцевину требуется прочистить. Проверяют радиатор при температуре охлаждающей жидкости в системе охлаждения 85—96 °С.
Крупные наружные загрязнения между пластинами и трубками радиатора удаляют сначала деревянными чистиками, а затем струей воды или сжатым воздухом. Внутри сердцевину промывают раствором одновременно со всей системой.
Наличие накипи в системе охлаждения двигателя определяют по времени нагрева в ней охлаждающей жидкости. Если при закрытой шторке или жалюзях радиатора вода нагревается до температуры 50—60 °С более чем за 8 мин, значит, в системе есть накипь. О наличии ее в системе охлаждения можно судить и по разности температур охлаждающей жидкости и масла в картере прогретого двигателя. Чем меньше разность температур, тем больше накипи. Температуру масла и охлаждающей жидкости измеряют эталонными термометрами, датчики которых устанавливают в заливную горловину радиатора и картер двигателя.
Накипь на стенках водяной рубашки двигателей чаще всего удаляют растворами кальцинированной или каустической соды. Первый из них готовят из расчета 100—150 г соды и 50 г керосина, а второй — 50—60 г каустика и 25 г керосина на 1 л воды. Заполнив систему охлаждения двигателя одним из названных растворов, работают на машине 10—12 ч, после работы раствор сливают, промывают систему два-три раза чистой водой и заправляют соответствующей охлаждающей жидкостью.
Термостаты для проверки снимают с двигателя, очищают от накипи и осматривают целостность сильфона. Затем помещают термостат в прозрачную банку с водой и подогревают воду, фиксируя по термометру ее температуру, при которой начал открываться и полностью открылся его клапан. У исправного термостата клапан начинает открываться при температуре 78—80 °С, а полностью открывается при температуре воды 88—90 °С. Допустимая температура начала открытия клапана 85 °С, а полного — 93 °С. Если клапан открывается при температурах, превышающих допустимые, термостат заменяют.
Правильность показаний термометра проверяют, помещая его датчик в банку с водой, которую подогревают, и наблюдают за показаниями проверяемого и эталонного термометров. При несовпадении их показаний термометр заменяют.
Категория: - Техническое обслуживание дорожных машин
Для корректной работы двигателя необходимо соблюдение теплового режима. Двигатель по своей конструкции не обладает способностью к саморегулированию температуры, что в процессе работы может вызвать перегрев или переохлаждение всей системы. Перегрев двигателя может привести к повышенному угару масла, образованию нагара и быстрому износу цилиндров. Регуляция температурного двигателя осуществляется с помощью специальных жидкостей (антифриза).
Раньше для регулировки температурного режима двигателя в систему охлаждения заливали обычную воду, вместо специальных растворов. Практика на сегодняшний день вынудила отказаться от этого метода охлаждения в виду его неэффективности. Стоит отметить, что вода не подходит для охлаждения системы, в первую очередь, из-за низкой температуры кипения – 100%, при том, что работа двигателя происходит при более высоких температурах, вода попросту начинает закипать и перестает выполнять свою функцию. Охлаждающая жидкость (антифриз) имеет более высокую температуру кипения и низкую температуру замерзания, что в свою очередь очень актуально в зимний сезон. Еще одним достоинством можно выделить, что антифриз исключает образование накипи и ржавчины в системе охлаждения, в отличие от воды. Но стоит отметить, что для долговечности и правильной работы двигателя имеет большое значение качество самой охлаждающей жидкости. Антифриз следует покупать только известных марок, при наличии всех необходимых сертификатов.
СПРАВКА! В большинстве сомнительных охлаждающих жидкостей имеются агрессивные кислоты, которые могут разъедать систему охлаждения и в конечном итоге приводят ее в негодность.
Качественные антифризы имеют в своем составе флуоресцентные добавки, которые позволяют выявить течи в системе охлаждения, если она не герметична.
Состав концентрата антифриза следующий:
Все антифризы схожи по своему составу и на 90% состоят из этиленгликоля и 3-5% воды, отличия составляют лишь присадки.
Признаками неисправности системы охлаждения является протекание охлаждающей жидкости, что приводит в конечно итоге к перегреву мотора. Причин протекания антифриза может быть много, например, таких как:
Если вы замечаете снижение уровня антифриза в бачке ниже норм, то первым делом следует проверить, герметична ли система охлаждения. Антифриз в герметичной системе кипит при температуре 130 градусов, а в обычных условиях, при нормальном давлении закипает уже при 103 градусах Цельсия. Пробои в герметичности могут выявить специальные добавки, входящие в антифриз – благодаря им малейшие трещины можно выявить ультрафиолетовой лампой. Проверка герметичности осуществляется специальным прибором, который устанавливается вместо пробки расширительного бачка, и создает избыточное давление в системе охлаждения равное примерно 0,05-0,07 МПА. При таком давлении, в исправной системе охлаждения, протекание жидкости невозможно. При неисправности уровень охлаждающей жидкости начинает падать, а по наличию мокрых следов обнаруживается место утечки. В случае не герметичности соединений шлангов и фланцев патрубков, следует подтянуть их крепления. Если же причина утечки происходит из-за повреждения краников, пробок и шлангов, то следует их заменить. Трещины в баке или радиаторе можно запаять. Протекание жидкости в радиаторе можно устранить специальным герметическим веществом, который добавляется в радиатор, но стоит помнить, что герметик временно устраняет протекание и в дальнейшем оказывает вредное влияние на всю систему в целом. Утечка через дренажное отверстие жидкостного насоса устраняется его ремонтом или заменой. Так же эта проблема может возникнуть во время обкатки автомобиля после покупки, это может быть следствием незаконченной приработки деталей уплотнения, обычно в таких случаях протечка устраняется сама по себе через определенное время.
ВАЖНО! Запрещается устранять протечку путем закрытия дренажного отверстия, так как это может привести к попаданию антифриза в подшипники насоса и разрушению их в дальнейшем.
По регламенту, каждые 60 тысяч пробега или через два года рекомендуется проводить полную замену тосола.
От правильного технического обслуживания системы охлаждения зависит экономичность работы и исправность двигателя. Необходимость ремонта может возникать в случае постоянного перегрева или переохлаждения охлаждающей жидкости, снижения ее уровня или возникновение шума при работе жидкостного насоса. В первую очередь следует знать, из каких составляющих состоит система охлаждения у разных типов моторов:
При доливании жидкости нужно использовать тот же антифриз, который в ней находится, это во многом зависит от нормальной работы двигателя при низкой температуре. При диагностике системы охлаждения следует обратить внимание на следующее:
Ремонт системы охлаждения следует проводить, если возникают следующие сбои:
При перегреве двигателя из-за проблем с системой охлаждения нарушается процесс горения топливно-воздушной смеси, увеличивается расход топлива и снижается мощность двигателя. Поэтому важно, особенно перед длительной поездкой, проверять исправность охладительной системы.
Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:
Техническое обслуживание систем охлаждения
Категория:
Эксплуатация экскаваторов
Техническое обслуживание систем охлаждения
В качестве охлаждающей жидкости используют чистую мягкую воду (лучше дождевую или кипяченую). Жесткую воду смягчают кипячением или добавлением 6—7 г каустической соды либо 10— 20 г бельевой соды на 10 л воды. Тщательно перемешанному раствору дают отстояться не менее 3 ч.
Заполняют водой систему охлаждения через воронку с мелкой сеткой из чистой посуды до уровня 4—5 см от верхней плоскости заливной горловины. Понижение уровня воды при работе можно допустить еще не более чем на 4 см.
Температуру воды в системе нужно поддерживать в пределах 75—85° и в случае закипания воды работу прекращать.
В нагретый двигатель нельзя заливать холодную воду, так как от резкого перепада температуры могут появиться трещины в головке и рубашке блока. По этой же причине нельзя заливать зимой в холодный двигатель слишком горячую воду.
В холодное время года заполнять систему надо последовательно: сначала при открытых спускных отверстиях пропускают 2—3 ведра воды, нагретой до 60—70°, а затем дважды с интервалом в 3—4 мин заливают воду с температурой 90° при закрытых спускных отверстиях.
Для удаления осадка и частичек грязи через каждые 400—500 ч работы следует промывать систему охлаждения. Воду спускают сразу же после останова двигателя, ко^да частицы находятся во взвешенном состоянии. После остывания двигателя через систему пропускают 5—7 ведер воды.
Через 900—1000 ч работы систему нужно очищать от накипи. С этой целью в систему заливают раствор, состоящий из 0,8—1 кг каустической или бельевой соды и 0,5 л керосина на 10 л воды. Через 10—12 ч работы двигателя надо сливать раствор из системы и тщательно промывать ее чистой водой.
Во время длительных остановок при температуре воздуха ниже 0° нужно сливать охлажденную до 60° воду из системы и прокручивать коленчатый вал дизеля. После этого нужно убедиться в том, что вся вода из системы спущена. Спускные отверстия следует оставлять открытыми.
Во избежание замерзания воды в системе и повреждения двигателя для заливки в систему охлаждения в зимнее время следует применять антифриз или спиртовые растворы. При температуре окружающего воздуха до —35° употребляют антифриз, состоящий из 55% этиленгликоля и 45% воды. Если довести содержание эти-ленгликоля в смеси до 80%, то система охлаждения может работать без слива при температуре до —55°. Так как антифриз во время нагревания расширяется, то его заливают в систему на 6—8% меньше, чем воды. Нужно помнить, что антифриз ядовит и брать его в рот категорически запрещается.
В случае применения спиртовых растворов следует учитывать, что температура их замерзания зависит от соотношения составляющих. Так, смесь из 50% денатурированного спирта и 50% воды замерзает при температуре —28°, а аналогичная смесь древесного спирта и воды замерзает при температуре —50°. Ввиду тс>го, что спирт испаряется, для поддержания нужного соотношения составляющих в растворе проверяют его удельный вес, .пользуясь ареометром.
Если отсутствуют незамерзающие смеси, то в порядке исключения в систему охлаждения дизелей можно заливать зимнее дизельное топливо.
Недостатком топлива, применяемого в качестве охлаждающей жидкости, является повышенная окислительная способность и разрушающее воздействие его на резиновые детали. При этом создается повышенная опасность возникновения пожара на экскаваторе. Чтобы уменьшить влияние окислителей, дизельное топливо нагревают до 150° и опускают в него немного латунной или медной стружки.
Использовать для заправки в систему охлаждения летнее дизельное топливо категорически запрещается, так как оно вызывает интенсивную коррозию радиатора и блока дизеля, способствует быстрому разрушению резиновых соединений и может вывести из строя водяной насос.
Обслуживание водяного радиатора заключается прежде всего в том, что поддерживается чистой его внешняя поверхность, а также сохраняется целость его деталей. При незначительном внешнем загрязнении радиатор промывают водой, поливая из рукава. Несмывающиеся пыль и грязь надо удалять мягкой металлической щеткой, не допуская повреждения и смятия пластин радиатора. Радиатор после очистки необходимо протереть сухой тряпкой и продуть сжатым воздухом.
Признаки сильного загрязнения радиатора — быстрое нарастание температуры и кипение воды при нормальном режиме работы.
Течь жидкости из радиатора не допускается.
К неисправностям радиатора относятся большое отложение накипи в паровоздушном клапане, трубках сердцевины и засорение их грязью. Клапан и трубки следует периодически очищать от накипи и грязи.
Паровоздушный клапан радиатора снимают и его детали тщательно очищают волосяной щеткой. При уходе за радиатором надо следить за состоянием его крепления.
Обслуживание водяного насоса заключается в периодическом подтягивании сальников в тех случаях, когда он пропускает воду. Сальник подтягивают до устранения течи воды, но так, чтобы валик насоса вращался свободно.
Натяжение ремней вентилятора должно быть таким, чтобы усилием руки, приложенным в середине ремня, он отжимался примерно на 15—25 мм. Разница в натяжении отдельных ремней не должна превышать 10 мм.
Обслуживание термостата заключается в контроле температуры начала (75°) и полного открытия (85°) клапана термостата. Достигается это тем, что пробку термостатов опускают в ведро с горячей водой соответствующей температуры.
Термостат заменяют, если его клапан открывается при значительном отклонении от указанных выше температур.
Категория: - Эксплуатация экскаваторов
Среда, 02.01.2019, 22:16Приветствую Вас Гость | RSS | |||
Главная | Регистрация | Вход | |||
ТО и ремонт автомобилей Узнай всё про автомобиль | |||
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ — оптимальная температура охлаждающей жидкости должна составлять (90 ± 5)°С, повышение температуры приводит к повышенному разжижению масла, понижение — к неполному испарению бензина со всеми вытекающими последствиями (неполное сгорание рабочей смеси, в результате — повышение расхода топлива и содержания СО и СН в отработанных газах, смыв масла с зеркала цилиндра, разжижение смазки в поддоне картера и т.д.
Причины:
• пониженный уровень охлаждающей жидкости;
• неисправная работа термостата — например, при закоксовывании клапана накипью и солями он будет постоянно открыт или закрыт, и в том и в другом случае приводя к нарушению теплового режима;
• ослабление натяжения приводного ремня вентилятора и водяного насоса — одновременно приводит к его пробуксовке, перегреву и быстрому изнашиванию;
• отложение накипи в системе — следует помнить, что 1 мм накипи снижает теплопроводность в 40 раз; кроме того, сужаются проходные сечения для охлаждающей жидкости, и все это приводит к сильному перегреву двигателя;
• засорение шлаком нижнего бачка радиатора и сот — при остывании охлаждающей жидкости происходит подсос воздуха из атмосферы вместе с пылью через воздушный клапан, в результате образуются грязевые пробки, препятствующие нормальной циркуляции охлаждающей жидкости;
• внешнее засорение сот радиатора — грязью, свежим битумом с дороги, насекомыми, тополиным пухом и т.п;
• неисправная работа автоматической электромагнитной муфты включения привода водяного насоса — обычно происходит запаздывание ее включения, что приводит к быстрому перегреву двигателя;
• образование воздушных и паровых пробок в системе — происходит обычно после заправьки системы новой охлаждающей жидкостью (чаще всего пробки образуются в печке отопления салона), в результате чего нарушается циркуляция охлаждающей жидкости;
• неисправен привод жалюзи — это не позволяет водителю полностью открывать или закрывать их, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
ТЕЧЬ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ.
Причины:
• распаивание или механическое повреждение трубок радиатора и бачков;
• износ сальника водяного насоса — в нижней части корпуса водяного насоса в некоторых моделях имеется контрольное отверстие, через которое стекает «прорывающаяся» через сальник охлаждающая жидкость, что и является сигналом его неисправности;
• разбухание, трещины на соединительных резиновых патрубках или ослабление стяжных хомутов;
• разрушение прокладок, коробление или деформация деталей и другие нарушения в местах соединений каналов рубашки охлаждения;
• нарушение герметичности сливных краников или пробок.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЕО — проверить уровень охлаждающей жидкости (на холодном двигателе), при необходимости долить до нижнего торца горловины радиатора (не более). У автомобилей с закрытой системой охлаждения при необходимости доливается тосол той же марки непосредственно в горловину расширительного бачка выше метки «MIN» на 3—5 см (летом допускается доливка дистиллированной воды).
В автомобилях ЗИЛ-4331 и КамАЗ доливку жидкости производят при работающем двигателе (постепенно доливая ее в течение 3—5 мин). Заодно проверяют состояние парового воздушного клапанов пробки радиатора (не должно быть заеданий и повреждения деталей). Сразу же после пуска холодного двигателя следует проверить визуально, нет ли течи охлаждающей жидкости в местах соединений, в том числе через контрольное отверстие водяного насоса. Так же необходимо проверить общее состояние приводных ремней, соединительных патрубков и т.д.
ТО-1 — провести ТО, обращая особое внимание на герметичность системы; при значительном понижении уровня охлаждающей жидкости попытаться выяснить конкретное место утечки жидкости. Проверить состояние соединительных резиновых патрубков — на них не должно быть трещин (даже мелких), вздутий или разбуханий, особенно в местах крепления хомутами. Проверить состояние приводных ремней - не допускается сильная потертость окантовки ремней, расслоение и т.д. При обнаружении течи жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса водяного насоса, из соединений радиатора или через поврежденные патрубки и т.д. следует оформить «Заявку» на текущий ремонт. При ТО-1 необходимо провести крепежные работы в установленном объеме по всем элементам и узлам системы охлаждения. Для контроля затяжки винтов хомутов соединительных патрубков используют специальную отвертку с гибким стержнем.
При контроле натяжения приводных ремней для повышения производительности и качества натяжения используют приспособление мод. КИ-8920.
Если в ходе проверки обнаружено, что прогиб конкретного приводного ремня превышает норму, то производят его натяжение, используя соответствующий механизм и метод для данного приводного ремня — натяжение в зависимости от модели двигателя ремней производят перемещением корпуса генератора со шкивом (методом «оттяжки» с помощью рычага), перемещение корпуса компрессора (винтовым устройством) или сужением «ручейка» его шкива (когда шкив изготовлен из двух независимых половин, соединенных с помощью резьбовой втулки) либо перемещением корпуса насоса гидроусилителя. В некоторых моделях имеются специальные ролики натяга.
При обнаружении засоренности внешних сот радиатора их следует продуть из пистолета сильной струей сжатого воздуха.
ТО-2 — дополнительно к объему работ по ТО-1 следует провести тщательную диагностику системы охлаждения используя специальные приборы и приспособления.
При явно медленном прогреве двигателя (или повышенном перегреве) необходимо вынуть термостат и проверить его работу в специальной емкости с подогревом воды (на «водяной бане»). Для более тщательной проверки герметичности радиатора и системы в целом используют специальные приборы и приспособления для опрессовки системы сжатым воздухом. Заодно проверяют, при каком давлении (разрежении) срабатывают паровой, воздушный клапаны пробки радиатора. При ТО-2 можно заменять (в порядке сопутствующего ремонта) любые неисправные элементы системы охлаждения, включая водяной насос, радиатор и т.д.
СО — при сезонном обслуживании помимо вышеуказанных объемов ТО-1 и ТО-2, перед летней эксплуатацией при наличии накипи в системе охлаждения ее следует удалить путем заливки в систему на несколько часов водяных растворов антинакипинов. Например, в двигатели автомобилей КамАЗ и ЗИЛ-4331 заливают водный раствор (20 г/л) технического трилона Б. После 6—7 ч работы на нем раствор сливают, и промывку повторяют через 4—5 дней. После этого систему промывают сильным напором чистой воды (иногда с подключением к нагнетающей насадке трубопровода сжатого воздуха, что еще более усиливает эффект промывки). Радиатор и рубашку блока промывают от накипи и шлама раздельно при отсоединенных патрубках и снятом термостате струей воды под давлением 0,2—0,3 МП.
Причем направление движения воды должно быть противоположным направлению циркуляции охлаждающей жидкости.
Перед зимней эксплуатацией следует проверить плотномером плотность антифриза (в любом случае антифриз в системе следует менять не реже одного раза в два года). Необходимо также проверить работу привода жалюзей.
Для уменьшения отложения накипи (при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости) в систему добавляют небольшое количество (в соответствии с рекомендацией) тринатрийфосфата.
ОПЕРАЦИИ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ
Снятые при ТО-2 или TP неисправные узлы системы охлаждения направляют для ремонта во вспомогательные цеха. Водяной насос, например, передают для ремонта в агрегатный цех.
Радиаторы для ремонта передают в медницкий цех, где их проверяют сначала на герметичность на стенде типа Р-984 путем опрессовки сжатым воздухом через заливную горловину (отверстие другого патрубка герметично закрывают пробкой). Давление опрессовки — 0,1 МПа. После этого радиатор, установленный в зажимах , с помощью манипулятора и пневмоцилиндра опускается в ванну с водой, где по выходящим пузырькам воздуха определяют конкретные места негерметичности. Ремонт заключается обычно в запаивании пробоев на нижнем или верхнем бачке, пропаиванием трубок радиатора в местах соединения с бачком и т.д. Пробитые трубки (до трех-четырех) можно заглушить запаиванием их торцов.
При диагностировании системы охлаждения проверяют ее герметичность с использованием прибора К-437,а также работоспособность выпускного и впускного клапанов пробки расширительного бачка.
1— редуктор; 2 — ресивер; 3 — кран; 4 — манометр; 5 — стакан; 6 — рамка; 7 — зажим; 8 и 13 — двухходовые краны; 9 — регулировочный винт; 10 — индикатор; 11 — паровой клапан пробки радиатора; 12 — воздушный клапан пробки радиатора; 14 — кран
Прибор устанавливают на горловину вместо снятой пробки и создают в системе охлаждения избыточное давление 0,06...0,07 МПа, не допуская просачивания жидкости из системы. Затем пускают двигатель и устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала при холостом ходе. При работающем двигателе стрелка манометра не должна колебаться, т.е. давление в системе охлаждения должно быть постоянным. Давление начала открытия выпускного клапана должно быть в пределах 100... 120 кПа, впускного — 3... 13 кПа
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453