содержание .. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ..
46. Характеристика рабочей тормозной системы легковых автомобилей
46.1. Назначение и типы тормозных систем автомобиля
Тормозной называется система управления автомобиля, обеспечивающая безопасность при движении и остановках. Тормозная система служит для уменьшения скорости движения, остановки и удержания автомобиля на месте. Современные автомобили оборудуются несколькими тормозными системами, имеющими различное назначение (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Типы тормозных систем
Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки. Эта система является наиболее эффективной из всех тормозных систем, действует на все колеса автомобиля и используется для служебного и экстренного (аварийного) торможения автомобиля. Рабочую тормозную систему часто называют ножной, так как она приводится в действие от тормозной педали ногой водителя.
Стояночная тормозная система служит для удержания на месте неподвижного автомобиля. Эта система воздействует только на задние колеса автомобиля или на вал трансмиссии и приводится в действие от рычага рукой водителя, поэтому стояночную тормозную систему часто называют ручной.
Запасная тормозная система является резервной и предназначена для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы. При отсутствии на автомобиле отдельной запасной тормозной системы ее функции может выполнять исправная часть рабочей тормозной системы (первичный или вторичный контур) или стояночная тормозная система.
Вспомогательная тормозная система служит для ограничения скорости движения автомобиля на длинных и затяжных спусках. Эта система выполняется независимой от других тормозных систем и представляет собой тормоз-замедлитель, который обычно действует на вал трансмиссии. Вспомогательную тормозную систему часто используют для служебного торможения с целью уменьшения изнашивания рабочей тормозной системы и повышения безопасности движения в горных условиях, где при частых торможениях тормозные механизмы колес сильно нагреваются и быстро выходят из строя.
Прицепная тормозная система предназначена для снижения скорости движения, остановки и удержания на месте прицепа, его автоматической остановки при отрыве от автомобиля-тягача.
Рабочей, стояночной и запасной тормозными системами оборудуются все автомобили, а вспомогательной тормозной системой только грузовые автомобили большой грузоподъемности полной массой свыше 12 т и автобусы полной массой свыше 5 т. Прицепной тормозной системой оборудуются прицепы, работающие в составе автопоездов. Совокупность всех тормозных систем называется тормозным управлением автомобиля. Каждая тормозная система состоит из одного или нескольких тормозных механизмов (тормозов) и тормозного привода. Тормозные механизмы осуществляют процесс торможения автомобиля, а тормозной привод управляет тормозными механизмами.
46.2. Рабочая тормозная система легковых автомобилей.
Рабочая тормозная система легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости (рис. 5.10, а) включает в себя передние 10 и задние 3 тормозные механизмы и двухконтурный гидравлический тормозной привод — первичный 7 (передних тормозных механизмов) и вторичный 6 (задних тормозных механизмов).
Рис. 5.10. Тормозные системы легковых автомобилей ВАЗ: а—повышенной проходимости; б — переднеприводных;
1 — регулятор; 2 —торсион; 3, 10, 11, 14 — тормозные механизмы; 4 — педаль; 5 — вакуумный усилитель; 6, 7, 12, 13 — контуры; 8 — тормозной цилиндр;
9 — бачок
В рабочую тормозную систему переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ (рис. 5.10, б) входят передние 11 и задние 14 тормозные механизмы, а также гидравлический тормозной привод, который имеет диагональное разделение контуров.
Контур гидропривода обеспечивает работу тормозных механизмов левого переднего и правого заднего колес автомобиля, а контур 13 гидропривода — правого переднего и левого заднего колес. Диагональное разделение контуров гидропривода рабочей тормозной системы существенно повышает безопасность движения.
Передние тормозные механизмы легковых автомобилей ВАЗ — дисковые, размещены в передних управляемых колесах автомобиля, имеют автоматическое регулирование зазора между тормозными колодками и диском. Вращающимися и трущимися деталями тормозных механизмов являются тормозные диски, имеющие хорошее охлаждение. Поэтому эффективность работы дискового тормозного механизма не снижается даже при частых торможениях автомобиля на больших скоростях движения.
На легковых автомобилях применяются колодочные тормозные механизмы колес, которые в зависимости от конструкции вращающихся рабочих деталей могут быть дисковыми или барабанными.
Дисковые тормозные механизмы На передних колесах автомобилей устанавливаются дисковые тормозные механизмы, в которых торможение осуществляется за счет трения плоских тормозных колодок о боковые поверхности тормозного диска. Колодки прижимаются к тормозным дискам поршнями рабочих тормозных цилиндров, размещенных в скобе тормоза. Дисковые тормозные механизмы могут иметь фиксированную скобу или скобу плавающего типа. В тормозных механизмах с фиксированной скобой (автомобили ВАЗ-2105 и ИЖ-21251) скоба 5 (рис. 131, а) жестко крепится к поворотной стойке или кулаку, и колодки 6 прижимаются к диску 1 поршнями 2 тормозных цилиндров 3, расположенных с обеих сторон диска.
Рис. 131. Схема дискового тормоза с фиксированной (а) и плавающей (б)скобами:
1 — диск; 2 — поршень; 3 — цилиндры; 4 — канал; 5 — скоба; 6 — колодки
В тормозных механизмах с плавающей скобой (рис. 131, б), применяемых на переднеприводных автомобилях, тормозной цилиндр (на автомобилях АЗЛК два цилиндра) размещен с одной стороны диска, а скоба 5 тормоза может перемещаться относительно диска. При воздействии поршня 2 на колодку 6 скоба сдвигается, обеспечивая равномерное прижатие к диску обеих колодок. Возврат поршней в исходное положение после торможения у дисковых тормозных механизмов осуществляется за счет упругости уплотнительных резиновых колец.
Барабанные тормозные механизмы на рассматриваемых автомобилях применяются для затормаживания задних колес и являются общими для рабочей и стояночной тормозных систем. Торможение у барабанного тормоза осуществляется за счет трения полукруглых тормозных колодок о внутреннюю поверхность тормозного барабана, к которому они прижимаются при помощи колесных тормозных цилиндров рабочей или троса стояночной тормозных систем. Барабанные тормозные механизмы склонны к перегреву по сравнению с дисковыми, однако уступают им по эффективности.
Принцип действия и основные конструктивные особенности рабочих тормозных систем рассматриваемых автомобилей. Принцип действия рабочей тормозной системы с гидроприводом состоит в следующем. При нажатии на тормозную педаль толкатель 1 (рис. 132, а) перемещает поршень 2 главного тормозного цилиндра, вследствие чего в цилиндре повышается давление, открывается выпускной клапан 5, и жидкость поступает к рабочим тормозным цилиндрам 6 колес.
Рис. 132. Схема действия рабочей тормозной системы с гидравлическим приводом и барабанными тормозными механизмами: а — положение при нажатой тормозной педали; б — положение при отпущенной педали; 1 — толкатель; 2 — поршень; 3 — главный тормозной цилиндр; 4 — манжета поршня; 5 — выпускной клапан; 6 — рабочий тормозной цилиндр; 7 — поршень рабочего цилиндра; 8 — тормозная колодка; 9 — тормозной барабан колеса; 10 — стяжная пружина колодок; 11 — обратный клапан; 12 — возвратная пружина; 13 — резервуар
Под давлением жидкости поршни 7 в рабочем тормозном цилиндре колеса расходятся и прижимают тормозные колодки 8 к тормозному барабану 9, вызывая его торможение. После прекращения нажатия на педаль она под действием пружины отходит в исходное положение вместе с толкателем 1 (рис. 132, б), возвратная пружина 12 перемещает поршень главного тормозного цилиндра влево, давление в системе падает и стяжные пружины 10, воздействуя через колодки 8 на поршни 7 колесных цилиндров, вызывают движение жидкости в обратном направлении. Выпускной клапан закрывается, а под давлением жидкости открывается обратный клапан 11, и жидкость возвращается в цилиндр. Однако обратный клапан закрывается, когда в системе остается избыточное давление, что обеспечивает готовность системы к повторному торможению и препятствует проникновению в нее воздуха.
В целях повышения безопасности изучаемые автомобили имеют раздельный гидравлический привод, состоящий из двух контуров, которые приводят в действие тормозные механизмы отдельно передних и задних колес, либо в сочетании переднего левого с задним правым и переднего правого с задним левым колесами (диагональная схема).
Разделение контуров гидравлического привода достигается применением главного тормозного цилиндра с двумя поршнями и сдвоенного резервуара для тормозной жидкости. В случае выхода из строя одного из контуров гидропривода рабочая тормозная система обеспечит торможение автомобиля при помощи второго контура, хотя и с меньшей эффективностью.
Рабочая тормозная система автомобиля ВАЗ-2109 имеет гидравлический привод, выполненный по диагональной схеме. Один контур привода действует на переднее левое и заднее правое колеса, а другой — на переднее правое и заднее левое колеса.
содержание .. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ..
Для, того чтобы остановить машину, на нее устанавливается тормозная система. Она очень важна, чтобы предотвратить аварию. Многие автомобили не бережно ухаживают за ней. Когда тормозная система автомобиля получает недолжный уход, она приходит в негодность. Неисправная тормозная система автомобиля может обернуться плачевными последствиями для водителя и пассажиров. Существует несколько видов этой конструкции.
Каждый водитель хочет снизить аварийность и увеличить динамичность остановки своего автомобиля, для этого и была придумана тормозная система. Существует такое понятие, как аварийный остановочный путь, именно он определяет время от начала реакции водителя до полной остановки транспорта. Для того, чтобы снизить скорость машины и сократить остановочный путь, существует несколько способов. Основной тормозной системы считается остановка с помощью колесного механизма, в этом случае динамичность автомобиля не страдает.
Принцип работы тормозной системы колесного механизма основан на том, что диск зажимают суппорта, и колесо замедляет скорость до полной остановки. Колесный механизм для остановки может быть двух видов.
Торможение двигателем – это второй способ остановить машину. Существует много мнений о том, что случается, если постоянно использовать торможение двигателем. Кто-то считает, что торможение двигателем самый действенный способ, да еще и топливо экономит, ведь остановочный путь сокращается в разы. А кто-то наоборот думает, что такое торможение способствует быстрому износу силового агрегата и трансмиссии.
Если говорить простым языком, то в момент этого торможения двигатель оказывает сопротивление давлению, которое создает коленчатый вал с целью увеличить скорость. Стоит отметить, что торможение двигателем срабатывает не всегда. Есть ряд случаев, когда торможение двигателем подходит больше остальных. К таким ситуациям относится снижение скорости на спуске или же в случае, если дорожное покрытие влажное или покрыто льдом.
Дело в том, что торможение двигателем не подает давление на тормозные колодки, из-за чего колеса не блокируются, что препятствует заносу. В первую очередь торможение двигателем помогает продлить срок службы остановочного устройства.
Эффективность каждой системы определяет то, какое количество времени понадобится автомобилю для полной остановки.
На машины устанавливают пневматические и гидравлические тормозные системы. Сегодня большинство производителей автомобилей на машины устанавливают гидравлическую стопорную конструкцию для сокращения остановочного пути. Работает она посредством жидкости. Жидкость создает специальное давление, которое сжимает колодки. Эта тормозная система имеет много достоинств и недостатков.
В целом все эти недостатки можно не учитывать, если система установлена на легковой машине, и за ней правильно и своевременно ухаживать.
Давление в системе поддерживать можно с помощью специальной жидкости. Несмотря на наличие недостатков, существуют и достоинства. Главным, из них является быстрое срабатывание, которое способствует сокращению остановочного пути. Вторым плюсом считается небольшой вес и правильное распределение по машине, что тоже сказывается на пути, которое пройдет автомобиль после нажатия на педаль торможения.
Существует еще и пневматический тормоз. Как уже понятно из названия, давление в системе создает сжатый воздух. Она имеет ряд достоинств, которые совершенно противоположны плюсам гидравлической конструкции. Главным достоинством считается, что если она не сильно разгерметизируется, то не потеряет свою работоспособность и продолжит создавать давление. Воздух, который уйдет через отверстия, компенсирует компрессор, из-за чего увеличивается надежность системы.
К ее недостаткам можно отнести лишь то, что давление на тормозные колодки оказывается дольше, чем гидравлическим способом. Вторым недостатком считают длинный тормозной путь относительно гидравлического стопора.
Существуют еще другие виды тормозных систем, такие как: смешанные остановочные приводы. Они включают в себя гидравлические и пневматические устройства для торможения на одном автомобиле. Каждая, из них отличается своей надежностью.
Второй тормоз в автомобиле легкового типа предназначен, чтобы на него ставить машину во время стоянки. Второе название этого стопора – стояночный, но водители часто называют его «ручник». Такое название в народе произошло потому, что рычаг нужно поднять рукой.
Производители автомобилей чаще всего устанавливают этот рычаг между водительским и пассажирским сиденьем. Это нужно, чтобы до него было удобнее добраться.
Существуют автомобили, в которых рычаг стояночного тормоза расположен между дверью и водительским сиденьем (чаще всего на спортивных машинах). Располагается рычаг и за рулевым колесом, и в месте отдыха ног водителя.
Для того, чтобы подробно изучить устройство тормозной системы автомобиля, нужно всего лишь прочитать эту статью, в которой полностью описаны все виды тормоза, а также нами был рассмотрен принцип работы каждой из систем. Сегодня не все водители знают обо всех системах автомобиля, к ним относится и тормозная. Подробнее узнав о том, как сохранить динамичность легкового автомобиля во время торможения, можно сократить остановочный путь своего автомобиля.
В этой статье я хочу поделиться с вами своими знаниями о тормозной системе автомобиля. Ведь для многих людей главное, чтобы автомобиль ездил и презентабельно выглядел. Иногда мы пренебрегаем своей безопасностью, подвергая риску себя, своих близких, а также других людей, передвигающихся по дорогам города рядом с нами. С уверенностью могу сказать, тормоза – нужная вещь.
Например, если отключить двигатель, то автомобиль будет двигаться по инерции. Скорость его будет снижаться под действием сил сопротивления, и скоро автомобиль остановится. Однако это «скоро» может произойти, когда будет уже поздно. Поэтому и существует тормозная система автомобиля, с помощью которой мы можем остановить наше транспортное средство, когда захотим. Как с помощью тормозов обезопасить себя? На какие виды классифицируются тормозные системы?
Во избежание аварийной ситуации эксплуатация автомобиля допускается только, если у него исправная тормозная система. Эта система на автомобиле необходима для снижения его скорости и остановки, а так же для удержания его на месте. Что бы обеспечить максимальную безопасность движения, на современных автомобилях устанавливают несколько тормозных систем, выполняющих каждый свое назначение.
Виды тормозных систем:
Подробнее рассмотрим каждую из них.
Чаще всего используется рабочая тормозная система, которая позволяет водителю в обычных условиях эксплуатации снизить скорость движения автомобиля до его полной остановки. Эта система приводится в действие усилием ноги водителя, которое он прилагает, нажимая на педаль ножного тормоза. Чем сильнее нажимаем на педаль, тем сильнее тормозим. По сравнению с другими видами тормозных систем, самая большая эффективность действия именно у рабочей системы.
Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля на месте во время его стоянки. Так же она используется, что бы удержать автомобиль от скатывания назад, если он тронулся с места на подъеме. Стояночная тормозная система управляется рукой водителя через рычаг ручного тормоза.
Запасная тормозная система служит для остановки автомобиля в случае отказа рабочей системы торможения. Она оказывает менее эффективное тормозящее действие на машину, чем рабочая система. Функции запасной тормозной системы может выполнять стояночная система.
Вспомогательная тормозная система используется в качестве тормоза-замедлителя в основном на автомобилях большой грузоподъемности. Применяется, что бы снизить нагрузку на рабочую тормозную систему при длительном торможении, например на длинном спуске.
Тормозные механизмы бывают следующих видов:
Наиболее часто применяются фрикционные тормозные механизмы. Для легковых автомобилей на передних колесах чаще всего используются дисковые тормозные механизмы, а на задних, барабанные колодочные механизмы. Так же барабанные колодочные тормозные механизмы устанавливаются на грузовых автомобилях.
1. Высокий коэффициент тормозной эффективности.
2. Небольшая масса и размеры.
3. Компоновочные достоинства.
4. Низкая температура тормозной жидкости.
5. Надежность. Повышается чувствительность тормозов.
6. Стабильность. Даже высокая температура не может повлиять на эффективность дисковых тормозов.
Низкий уровень грязезащищенности. Подвергаются попаданию пыли и грязи, поднятой передними колесами.
1. Большее усилие торможения. Они идеально подходят для грузовых автомобилей, так как масса их большая, и их нелегко остановить.
2. Долговечность. Из-за того, что внутрь барабана не попадает грязь, уменьшается износ накладок.
3. Низкая стоимость.
1. Медленность действия.
2. Залипание колодок. Может произойти, если оставить машину на ручнике при сильном морозе или жаре.
Не забывайте следить за состоянием вашей тормозной системы и вовремя устранять неполадки. Безопасность – прежде всего!
Каждое транспортное средство, от самых малых автомобилей весом 400-450 кг и до больших карьерных самосвалов или автопоездов весом 500-600 т, должно быть обо рудовано рабочей, запасной и стояночной тормозными системами. Рабочая (основная) тормозная система обеспечивает уменьшение скорости движения вплоть до полной ос тановки автомобиля, запасная тормозная система — остановку автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы, а стояночная тормозная — удержание ос тановленного автомобиля на месте, неограниченно длительное время. Помимо этих систем на грузовых автомобилях весом более 16 т и на больших междугородных автобусах обязательно применение четвертой тормозной системы — вспомога тельной (противоизносной).Совокупность всех тормозных систем называют систе мой тормозного управления. Допускается не оборудовать тормозным управлением при цепы весом менее 750 кг. На рис. 6.1 показана схема системы тормозного управления автомобиля.
К тормозному управлению предъявляются повышенные требования, т. к. оно является важнейшим средством обеспечения активной безопасности автомобиля. Требования к тор мозным системам автотранспортных средств установлены в нескольких российских и меж дународных нормативных документах. Основными из них являются ГОСТ Р 41.13-99 (так на зываемые Правила № 13 Европейской Экономической Комиссии ООН), ГОСТ Р 41.13Н-99.
Рис. 6.1. Схема системы тормозного управления
ГОСТ Р 51709-2001, ГОСТ 4364-88, ОСТ 37.001.067-86. Большая часть этих документов устанавливает требования к эффективности тормозов новых автомобилей. В ГОСТ Р 51709-2001 указывается, каким требованиям должны отвечать тормозные системы автомобилей в эксплуатации. Тормозные требования к ним менее жесткие, чем к новым автомо билям.
В техническом плане требования к тормозным системам следующие:
— обеспечение минимального тормозного пути, максимального установившегося замедле ния или тормозной силы на колесах;
— удержание транспортного средства на уклоне определенной величины на стоянке;
— сохранение устойчивости при торможении (критериями устойчивости служат линейное отклонение, угловое отклонение, угол складывания автопоезда);
— стабильность тормозных свойств при неоднократных торможениях, при которых происхо дит разогрев тормозных механизмов;
— минимальное время срабатывания тормозного привода;
— следящее действие тормозного привода, т. е. пропорциональность между усилием на пе дали (рычаге) и тормозным моментом на колесе;
— малая работа управления тормозными системами (усилие на тормозной педали, в зави симости от назначения автотранспортного средства, должно быть не более 500-700 Н; ход тормозной педали 80-180 мм);
— поддержание установившейся скорости при движении на затяжном спуске (для вспомо гательной тормозной системы);
— отсутствие полного блокирования (юза) колес;
— неравномерность действия тормозов левого и правого колес одной оси не должна пре вышать определенной величины;
— отсутствие раздражающих органолептических явлений при торможении (скрип, неприят ный запах);
— повышенная надежность всех элементов тормозных систем, основные элементы которых не должны выходить из строя на протяжении гарантированного ресурса.
Должна быть также предусмотрена сигнализация, оповещающая водителя о неисправно стях в системе тормозного управления.
Рабочая тормозная система автомобиля обычно приводится в действие ножной тор мозной педалью. На автомобилях, специально предназначенных для управления водите лями-инвалидами без обеих ног, рабочая тормозная система приводится в действие рукой от специального рычага, закрепленного на руле. На прицепах и полуприцепах рабочая си стема приводится в действие по гидравлическому, пневматическому или электрическому сигналу, поступающему от тормозной системы автомобиля-тягача в момент начала его тор можения. Существуют также тормозные системы прицепов, в которых рабочая система на чинает срабатывать вследствие набегания (накатывания) прицепа на тормозящий тягач, при котором возникает сила сжатия в сцепке. Такая тормозная система прицепа называ ется тормозом наката.
Рабочая тормозная система, как и стояночная и запасная, состоит из тормозных меха низмов и тормозного привода. На легковых автомобилях, малотоннажных грузовых автомоби лях и микроавтобусах, применяют усилитель тормозов, а также другие устройства, повышающие эффективность тормозных систем и устойчивость при торможении. Многие автотранспорт ные средства имеют антиблокировочную систему тормозов (АБС), входящую в состав тор мозного привода (рис. 6.2).
При нажатии тормозной педали увеличивается давление жидкости в тормозном приводе, в том числе в тормозных цилиндрах колесных тормозных механизмов. Срабатывание тормозных механизмов приводит к замедлению вращения колес и появлению тормозных сил в точке контакта шин с дорогой.
Рис. 6.2. Принципиальная схема рабочей тормозной системы автомобиля:1 — тормоз ной диск; 2 — скоба тормозного механизма передних колес; 3 — передний контур; 4 — глав ный тормозной цилиндр; 5 — бачок с датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости; 6 — вакуумный усилитель; 7 — толкатель; 8 — педаль тормоза; 9 — выключатель света торможения; 10 — тормозные колодки задних колес; 11 — тормозной цилиндр задних колес; 12 — задний контур; 13 — кожух полуоси заднего моста; 14 — нагрузочная пружина; 15 — регулятор давления; 16 — задние тросы; 17 — уравнитель; 18 — передний (централь ный) трос; 19 — рычаг стояночного тормоза; 20 — сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости; 21 — выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 22 — тормоз ная колодка передних колес
Запасная тормозная системадолжна использоваться при отказе или неисправности рабочей тормозной системы. Она может быть менее эффективной, чем рабочая тормозная система. При этом считается, что в рабочей системе одновременно может произойти отказ не более чем одного элемента тормозного привода или механизма. В случае отсутствия на автомобиле специальной автономной запасной тормозной системы ее функции может выполнять исправная часть рабочей тормозной системы (например, один из контуров тор мозного привода рабочей тормозной системы с соответствующими тормозными механизмами) или стояночная тормозная система. Важное требование к запасной тормозной системе — наличие следящего действия, т. е. пропорциональности между усилием на педали (рычаге) и тормозным моментом на колесах автомобиля. По этому требованию стояночная тормозная система большинства легковых автомобилей (управляемая рычагом) не может быть призна на в качестве запасной тормозной системы.
На прицепных транспортных средствах наличие запасной тормозной системы не требуется. Считается, что торможение автопоезда при отказе рабочей системы прицепа будет обеспечи ваться исправной рабочей тормозной системой тягача. В то же время рабочая тормозная сис тема прицепа всегда проектируется с таким расчетом, чтобы в случае отрыва прицепа от тяга ча осуществлялось аварийное полное экстренное торможение прицепа с эффективностью, не менее чем предусмотрено для запасной тормозной системы автомобиля. К легким прицепам категорий 01 и 02, оборудованным тормозом наката, требование аварийного торможения не предъявляется, однако они должны быть снабжены страховочной цепью или тросом, соеди няющим прицеп с автомобилем и обеспечивающим некое остаточное управление прицепом после его отрыва от тягача.
Стояночная тормозная система обычно приводится в действие от рычага (рукоятки) рукой водителя. Иногда стояночная система приводится в действие ногой от специальной педали. Удержание транспортного средства на уклоне должно производиться как на участке подъема так и участка спуска дороги. Стояночная система должна удерживать автомобиль или прицеп (полуприцеп) на уклоне определенной величины неограниченно долгое время. В связи с этим использование, например, гидравлики или пневматики в тормозных механизмах стояночной системы невозможно из-за опасности утечки жидкости или воздуха с течением времени. При вод тормозных механизмов стояночной системы у современных транспортных средств может быть механическим, от рычага (педали) через тросы (тяги) и рычаги, электрическим, пневма тическим и т. д.
Для обеспечения тормозной эффективности достаточно использовать тормозные ме ханизмы наиболее нагруженной оси или нескольких осей транспортного средства. Обыч но для этой цели используют заднюю ось или заднюю тележку грузового автомобиля или автобуса, заднюю ось или две задние оси соответственно двух- или трехосного полупри цепа. На легковых автомобилях и прицепах нагрузка на переднюю и заднюю оси распре деляется почти одинаково. Поэтому у них стояночная система обычно выполнена с ис пользованием задних, неуправляемых колес, что конструктивно несколько проще. Хотя принципиально возможна и технически реализована некоторыми фирмами стояночная тормозная система на передних колесах легкового автомобиля (например, некоторые автомобили SAAB).
Вспомогательная тормозная система, ограничивающая скорость движения автомобиля на длительных спусках, выполняется не зависимой от других тормозных систем.
Транспортное средство при движении под уклон начинает постепенно разгоняться, дости гая скорости, опасной с точки зрения водителя для безопасного движения. Водитель притор маживает, используя рабочую тормозную систему, снижая скорость до безопасной. Через некоторое время автомобиль вновь разгоняется и цикл притормаживания повторяется. За путь движения с перевала длиной 5-20 км циклы притормаживания рабочей системой многократно повторяются. Это сопровождается износом шин, тормозных накладок и — самое главное — увеличением температуры тормозных механизмов, в первую очередь тормозных накладок. При разогреве накладок тормозных механизмов снижается коэффици ент трения накладки о тормозной барабан, а следовательно, и тормозная эффективность тормозного механизма. В результате эффективность торможения автомобиля в начале спуска с горы и в конце, при прочих равных условиях, совершенно различная. Резкое ухуд шение тормозных свойств автомобиля с горячими тормозными механизмами может приве сти к дорожно-транспортному происшествию с тяжелыми последствиями.
Поэтому была разработана для тяжелых автомобилей и автопоездов такая тормозная система, которая обеспечивает длительное движение на спуске с небольшой постоянной скоростью без использования (и разогрева) механизмов рабочей тормозной системы. Последние должны оставаться в холодном состоянии и готовности выполнить в любой момент торможение с максимальной эффективностью.
Такой системой является вспомогательная (второе название — износостойкая) тормоз ная система. Вспомогательная система не может снизить скорость автомобиля до нуля. По нормативным документам эффективность вспомогательной тормозной системы считает ся достаточной, если на уклоне в 7 % длиной 7 км скорость автомобиля поддерживается на уровне (30±5) км/ч.
Конструктивно вспомогательная тормозная система выполняется сейчас тремя способа ми: моторный тормоз, гидравлический тормоз-замедлитель и электрический тормоз-замед литель. Следует иметь в виду, что в качестве тормоза-замедлителя на каждом автомобиле можно использовать двигатель, работающий на режиме холостого хода (так называемое торможение двигателем). Тормозной момент, создаваемый в этом случае двигателем, увели чивается при включении низших передач в коробке. Однако тормозной момент, развивае мый двигателем, работающим на холостых оборотах, небольшой и не обеспечивает необхо димого замедления автомобиля большой массы.
Более эффективный моторный тормоз (горный тормоз) представляет собой двигатель ав томобиля, оборудованный дополнительными устройствами выключения подачи топлива и поворота заслонок в выпускном трубопроводе, создающих дополнительное сопротивление. При торможении водитель с помощью пневматического привода поворачивает заслон
ку в трубе глушителя в закрытое положение и перемещает рейку топливного насоса высоко го давления в положение нулевой подачи топлива в двигатель. Вследствие этих действий двигатель автомобиля глушится (но вращение коленчатого вала не прекращается) и стано вится невозможным выпуск воздуха из цилиндров через выпускной тракт. В такте выпуска поршень стремится вытолкнуть воздух через выпускной трубопровод. При этом поршень испытывает сопротивление, многократно сжимая воздух. Следствием этого сопротивления перемещению поршня является замедление вращения коленчатого вала, и, следовательно, передача от него через трансмиссию тормозного момента к ведущим колесам автомобиля.
Гидравлический тормоз-замедлитель представляет собой устройство из двух лопастных колес, не связанных жестко друг с другом, но расположенных друг напротив друга на неболь шом расстоянии. Лопастные колеса установлены в отдельном корпусе или встроены в гидро механическую передачу (ГМП). Одно лопастное колесо установлено на вале трансмиссии, на пример на карданном, и вращается вместе с ним, а второе колесо неподвижно и соединено с корпусом тормоза. Для создания сопротивления вращению карданного вала корпус с помо щью специального насоса наполняется маслом. Масло разгоняется лопастями вращаю щегося колеса, перетекает на лопасти неподвижного колеса, где его скорость резко замедляется и затем повторно поступает на лопатки вращающегося колеса. При попадании масла на лопатки быстро вращающегося лопастного колеса вращение последнего за медляется, а образующийся тормозной момент через трансмиссию подводится к ведущим колесам автомобиля. Нагреваемое в корпусе тормоза-замедлителя масло охлаждается в специальном радиаторе. Для выключения тормоза масло удаляют из корпуса. Гидро замедлитель может обеспечить несколько ступеней интенсивности торможения, если уста навливается перед коробкой передач. Чем ниже передача, тем эффективнее происходит торможение.
На рис. 6.3 показан принцип действия гидравлического тормоза-замедлителя.
По аналогичному принципу работает и электрический тормоз-замедлитель. На автомоби лях с механической трансмиссией он выполняется в отдельном корпусе. С карданным валом или любым другим валом трансмиссии соединен вращающийся ротор замедлителя, а в кор пусе закреплены неподвижные обмотки статора. При подаче напряжения на обмотки статора возникает магнитное силовое поле, препятствующее свободному вращению ротора. Образу ющийся тормозной момент через трансмиссию подводится к ведущим колесам автомобиля, аналогично гидравлическому тормозу-замедлителю. На рис. 6.4 приведена схема электрическо го тормоза-замедлителя.
Рис. 6.3. Гидравлический тормоз-замедлитель:1— корпус; 2 — лопастное колесо
Рис. 6.4. Электрический тормоз-замедлитель:1 — ротор; 2 — обмотки статора
Также следует отметить, что на прицепах и полуприцепах при необходимости также мо жет устанавливаться тормоз-замедлитель. Он может быть электрического или гидравличес кого типа. Для этого одна из осей конструктивно должна быть выполнена с полуосями, между которыми устанавливается замедлитель. Включение и выключение замедлителя про изводится водителем из кабины тягача.
§35
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 3692; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453