5 июля 2014, 00:49
Многие граждане, не слишком искушенные в автомобильных делах, увидев эту машину на улице, покажут на нее пальцем и назовут удлиненной модификацией «Нивы». И надо сказать, они будут не далеки от истины, хотя по своим потребительским качествам ВАЗ-212180 «Фора» серьезно отличается от взятого за основу хорошо известного тольяттинского джипа и посему имеет полное право рассматриваться как вполне самостоятельный автомобиль. Главное отличие «Форы» от своего прародителя ВАЗ-21213 - в увеличенной на 300 мм колесной базе. Грубо говоря, стандартный кузов «Нивы» разрезали пополам в районе дверей и установили между двумя половинами вставку указанного размера. Причем специалисты ОАО Производство специальных автомобилей «БРОНТО», которое является дочерним предприятием АО «АВТОВАЗ», проделали это с эстетической точки зрения весьма и весьма искусно, в результате чего «Фора» может похвастать, пусть не сверхброским, но вполне самостоятельным гармоничным дизайном. Технически удлинение выполнено также на высоком уровне: стыки между теми или иными элементами кузова распределены по его длине, т.е. не находятся в одном и том же поперечном сечении. Это позволило сохранить показатели прочности кузова на кручение и изгиб. Естественно, что наружная панель удлиненной двери не состоит из отдельных элементов, а отштампована как единое целое. Так в чем же «Фора» способна дать фору традиционной «Ниве»? Прежде всего - в комфорте. Если ее передние сиденья остались на своем месте, то задние благодаря возросшей длине кузова сместились на 150 мм назад. Еще 150 мм дополнил багажный отсек, который у «Нивы» вызывал много нареканий из-за малой вместимости. Колесные арки у «Форы» «уехали» назад дальше заднего сиденья и теперь не стесняют его пассажиров по бокам. Это позволило установить в автомобиле вместо стандартного двухместного полноценный трехместный диван, заимствованный у «восьмерки», а заодно было решено взять от нее и передние сиденья, избавившись тем самым от менее удобных, применяемых на «Нивах». Более того, задние пассажиры «Форы» ощутят дополнительный простор не только в локтях, но и над головой.Дело в том, что в процессе удлинения кузова в крыше над его задней частью вырезается довольно большой люк, накрываемый сверху увеличенной по высоте пластиковой накладкой. В общем, пространство для задних пассажиров увеличено в «Форе» в трех измерениях. Более того, для задних пассажиров облегчен процесс посадки-высадки за счет более крупного дверного проема. Конечно, это не приравнивает «Фору» к моделям со второй парой дверей, но все же облегчает доступ к заднему сиденью.Впрочем, неверно было бы утверждать, что комфорт ВАЗ-212180 в сравнении с «Нивой» повышен только за счет «восьмерочных» сидений и увеличения пространства для головы и ног. Теория, подтвержденная практикой, гласит, что у автомобилей с большей колесной базой лучше плавность хода. Этот закон автомобилестроения верен и для «Форы», обскакавшей «Ниву» настолько, что этого оказалось достаточно, чтобы, как говорится, почувствовать разницу. Кроме этого, возросшее расстояние между передним и задним мостами автомобиля улучшило его устойчивость и управляемость, а это дополнительный балл в копилку пассивной безопасности. Конечно, удлинение колесной базы не могло не повлечь увеличения радиуса поворота и некоторого снижения вездеходных качеств, однако можно смело утверждать, что эти изменения несущественны по сравнению с приобретенными достоинствами.
Нива Фора – это трёхдверный полноприводный автомобиль с повышенной проходимостью. Он неприхотлив и подходит для эксплуатации в экстремальных условиях. Для езды по бездорожью предусмотрен увеличенный дорожный просвет, блокировка дифференциала и постоянный полный привод.
Вернуться к оглавлениюМашина является детищем дочернего предприятия «АвтоВАЗа» по производству специальных автомобилей – «Бронто». Впервые Niva Фора Bronto была презентована широкой публике в 1998 году. Изначально эта модель изготавливалась специально для инкассации в бронированном варианте. Модель с индексом ВАЗ 21218 имела название Форс и была обязательным транспортным средством в каждом банковском учреждении.
Главное отличие от традиционной Нивы – у Форы на 300 мм длиннее колесная база. Кузов был разрезан пополам, и между половинами вставлена дополнительная часть указанного размера.
Результатом работы конструкторов компании «Бронто» стал пусть и не самый выдающийся, но выделяющийся на общем фоне и гармоничный дизайн. Что касается технических характеристик: удлинение сделано грамотно, стыки не находятся на одном поперечном сечении, а распределены по всей длине кузова. Такие параметры прочности, как изгиб и кручение, полностью сохранены. Удлиненная дверь является одной целой выштамповкой – никаких отдельных элементов, соединённых между собой.
Вернуться к оглавлениюДанная модификация Нивы под названием Фора Бронто может дать фору базовой модели прежде всего по уровню комфорта. Передние сиденья остались прежними, а задние сместились на 150 мм назад. Оставшиеся 150 мм достались багажному отделению, которое в стандартной версии не отличается большим объемом. Арки задних колес тоже смещены назад и теперь находятся за задними пассажирами и не мешают им.
Вместо небольшого двухместного сидения появился полноценный диван, где могут свободно разместиться три человека. Кресла были полностью позаимствованы от ВАЗ 2108. Пассажирам заднего ряда теперь не тесно, можно вытянуть ноги. Была приподнята крыша, что позволило увеличить пространство и над головой.
Когда удлинялся кузов, в задней части крыши был вырезан большой люк, который впоследствии был накрыт большей по своей высоте накладкой из пластика. Места для задних пассажиров увеличились в 3 раза в высоту, длину и ширину. Размеры авто нельзя приравнивать к полноценному седану, но сидеть сзади стало удобнее.У автомобилей с увеличенной колёсной базой более плавный ход. Нива Фора на собственном примере это подтверждает.
Показатели устойчивости модернизированной модели увеличились за счёт увеличения расстояния между передним и задним мостами. Это немаловажный фактор в вопросе пассивной безопасности. Но длинная колесная база предполагает увеличение радиуса вхождения в поворот и понижение внедорожных качеств.
Вернуться к оглавлениюПолная снаряженная масса автомобиля увеличилась на 75 кг по отношению к стандартному варианту Нивы. Как заявили специалисты, разработавшие модель, незначительное увеличение веса позволило использовать уже имеющуюся конструкцию ходовой части без необходимости менять всю подвеску целиком. Замене подверглись только пружины и амортизаторы. Тормозная система осталась без изменений: спереди – дисковые тормоза, сзади – обычные барабаны. Модель комплектуется гидроусилителем руля.
Под капотом устанавливается стандартный для всех модификаций Нивы силовой агрегат объемом 1,7 литра. Ничего существенного в конструкцию двигателя внесено не было, хотя он откровенно слаб для внедорожника. Трансмиссия представлена пятиступенчатой коробкой передач с постоянным полным приводом. Есть межосевая блокировка дифференциала и двухступенчатая раздаточная коробка. Карданный вал стал длиннее. Фора комплектуется шинами увеличенного размера на литых алюминиевых дисках. Из-за этого запасное колесо перекочевало из под капота на кронштейн, закреплённый на задней двери. Подобный ход только улучшил дизайн автомобиля.
Ещё одним стильным дополнением стала решетка-отбойник, которую при желании может заказать владелец как дополнительную опцию. Как заявляет производитель, на сегодня эта решетка является единственной сертифицированной. Фора может дополнительно оснащаться системой кондиционирования или пожаротушения.
Вернуться к оглавлениюВ качестве основы взята базовая модель ВАЗ 21213, дверей в машине три, колесная формула – 4х4. В длину Фора составляет 4,4 м, в ширину – 1,68 м, в высоту – 1,75 м, расстояние между осями колёс – 2,5 м, дорожный просвет – 319 мм. Нагрузка на крышу – не более 50 кг.
В среднем Нива Фора на 100 км пути по шоссе расходует 8,7 л топлива, в городском режиме – около 11,7 л.
Вернуться к оглавлениюВизуально Нива Фора отличается от базовой версии несколькими характерными деталями. Первая – это длинная передняя дверь. Вторая – крыша, которая стала объемнее и выше из-за пластиковой накладки сверху. Внешний вид стал напоминать легендарный Land Rover Defender, только в верхней части крыши отсутствуют дополнительные небольшие окна. Третье отличие – запасное колесо, которое из-за своего большого размера не помещается под капот и устанавливается на заднюю дверь – так Фора стала ещё больше похожа на джип.
На первых моделях колесо висело на некачественном кронштейне, который доставлял массу неудобств владельцам. Чтобы открыть багажник, нужно было сначала приподнять запасное колесо, после чего отодвинуть его в сторону. Если погода была дождливой, или до этого была поездка по бездорожью, такие манипуляции всегда заканчивались испачканной одеждой. Конструкторы учли этот недостаток и снабдили кронштейн рычагом, потянув за который, можно без труда откинуть колесо в сторону.
Сварные швы и стыки практически не видно невооружённым глазом, а прочность кузова осталась прежней. На дверях есть дополнительные ручки, с помощью которых дверь могут открыть пассажиры заднего ряда.
В салоне обивка дверных карт и сидений сделана из обычных материалов, на первых все также отсутствуют дополнительные карманы для мелочей. Салон ничем не отличается от базовой модели – интерьер полностью соответствует обычной версии Нивы. Ручка КПП такая же неудобная, рулевое колесо – ВАЗ. Эргономика так и осталась на низком уровне – модернизация ничего существенно не изменила. Можно попробовать дополнить комплектацию системой кондиционирования, но ощущения комфорта этим не добиться.
У многих автовладельцев возникает резонный вопрос: «Стоит ли покупать Ниву Фора?». Такая модификация стоит почти вдвое дороже обычной версии авто. Те изменения, которым подвергся внедорожник, явно не стоят тех денег, которые за это просят. Нива с пятью дверьми также дешевле Форы. Нет смысла переплачивать за длинный кузов и характеристики стандартной версии автомобиля.
Каждый автомобиль имеет свою историю. ВАЗ-21218, детище фирмы Бронто из Тольятти, в этом смысле не исключение, а обстоятельства, при которых эта машина появилась на свет, весьма интересны.
Я рисую, я тебя рисую...
Все началось ровно пять лет назад. Теплым летним вечером два приятеля, работавшие в одном из подразделений ВАЗа, собрались обсудить некоторые производственные проблемы. Дело было вот в чем. При изготовлении ходовых макетов новой Нивы остались бесхозными два кузовных обрезка. Макеты задумывались длиннее стандартного автомобиля, и поэтому кузова для них сваривались из двух серийных половинок. Вещь, которая явно «плохо лежала», не давала друзьям покоя и требовала достойного применения.
Совершенно случайно один из героев нашего рассказа вспомнил, что в истории авиации был случай, когда фюзеляж очень хорошо зарекомендовавшего себя самолета Douglas DC-8 удлинили на целых 7 метров, создав тем самым новую модификацию. Если удлиняют самолеты, почему бы не попытаться «раздвинуть» серийный джип?
Масла в огонь подлила только что привезенная из Германии модель-копия автомобиля Matra Simca Rancho — она-то и послужила идеологическим прототипом будущей конструкции.
Надо сказать, что наши герои не относились к разряду трепачей и поэтому сразу же взялись за эскизную проработку своего проекта.
Номерной знак «проба» говорит сам за себя: перед вами —один из первенцев семейства «горбушек»
Я ТЕБЯ СЛЕПИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО
Колесную базу серийной Нивы решили удлинить на 300 мм. Этим «убивались» сразу два зайца: во-первых, увеличение длины салона позволяло выдвинуть заднее сиденье из зоны колесных арок и получить возможность размешать на нем троих пассажиров. А во-вторых, автоматически решалась проблема с комфортом: сидяшие сзади имели теперь в своем распоряжении гораздо больше места. Вырос и багажник.
Для увеличения объема кузова крышу за линией передних сидений сделали более высокой, и дабы максимально эффективно использовать то, что получилось, было решено сделать машину семиместной, снабдив ее двумя откидными сиденьями — как на УАЗе. Крыша приподнятой части кузова должна была быть съемной, а взамен стандартных бамперов на машину установили два оригинальных «кенгурятника».
Слова «спонсор» в те времена еще не знали, а организацией, решившейся сделать серьезные вложения в новый проект, стал только что созданный Ладабанк. Заручившись его поддержкой, весной 1991 года ребята приступили к работе с металлом.
Первый кузов нового автомобиля имел двойные двери задка распашного типа, которые раскрывались до самого пола. Позже от этой конструкции, так же как и от идеи семиместного автомобиля, отказались, решив остановиться на пятиместном варианте.
Из-за характерного внешнего вида машины стали называть «горбушками» и за два года их было создано шесть. При регистрации (первые машины по документам проходили как самоделки) встал вопрос о названии. Вариантов было несколько, а первые служебные автомобили Ладабанка (он то и приобрел «горбушки») были зарегистрированы в ГАИ под именем Сахара. За это время машины набегали не один десяток тысяч километров, причем по самым разным дорогам и главное, что именно эти самые «горбушки» стали родоначальниками нового семейства Нив самой различной дчины — начиная от ВАЗ-2129 и заканчивая Консулами.
ОТ «ГОРБУШКИ» К ВАЗ-21218
Как вы уже наверное догадались, при создании машины ВАЗ-21218 были использованы ключевые конструктивные особенности «горбушек»: удлиненный салон, более вместительный багажник, трехместное заднее сиденье, высокая съемная крыша в задней части кузова. А еще у кузова новой машины увеличили размер дверного проема.
Конструктивная преемственность не случайна: один из создателей «горбушек» стал руководителем производства специальных автомобилей на фирме Бронто и решил выпускать свое детище на более высоком технологическом уровне. Кроме этого, на основе шасси нового автомобиля был создан инкассаторский броневик — ВАЗ-212182.
Как мы уже сказали, кузов здесь раздвинут на 300 мм, причем за счет дверного проема. Облицовка двери цельноштампованная, а крыша в задней части кузова имеет большой вырез, усиленный расфланцовками. Закрыт этот вырез специальной съемной панелью, похожей на большой люк.
Силовой агрегат машин — серийный, «двеститринадцатый», однако на броневик устанавливается и дизель Peugeot.
Единственное отличие в трансмиссии — карданный вал. По понятным причинам его пришлось делать оригинальным: к длинной трубе приварили серийные фланцы.
Подвеска «двестивосемнадцатой» стандартная, а броневик имеет более жесткие пружины и амортизаторы с измененными характеристиками.
Из особенностей комплектации обеих машин отметим наличие защитных дуг, декоративных бамперов, автоматической системы пожаротушения и кондиционера в салоне.
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
С первого взгляда отличие от стандартной машины найти трудновато. Какое-то изменение чувствуется, но вот уловить его непросто. И только детально «ощупав» машину взглядом, начинаешь понимать, что весь дизайнерский «удар» взяла на себя дверь: нюансы внешнего вида автомобиля часто определяются именно габаритами дверного проема.
Приподнятая крыша в задней части кузова является удачной находкой — она здорово скрадывает вытянутость кузова.
О «кенгурятнике» разговор особый. Сделан он из... пластика и своим видом без сомнения добавляет машине солидности. Особенно эффектно он смотрится на броневике, удачно сочетаясь с разделенным на две половинки ветровым стеклом. Применительно к бронемашине на «кенгурятник» может устанавливаться элемент дополнительного бронирования моторного отсека.
Вроде бы та же Нива... Тем не менее, внешний вид машины стал заметно интересней
Запасное колесо у ВАЗ-21218 может располагаться как на откидном кронштейне заднего бампера, так и на своем штатном месте; запаска броневика размещается в небольшом пространстве между задней бронированной плитой и дверью задка. Здесь же уместились дублирующая аккумуляторная батарея и инструмент.
Теперь — внутрь. Вход (именно так здесь можно называть процесс проникновения в зону задних пассажиров) здесь ощутимо удобнее, при этом сидящие впереди могут не покидать своего места — им достаточно немного отклониться вперед.
Но вот у водителя и переднего пассажира появилась небольшая проблема: мало того, что за ремнем безопасности теперь приходится сильно тянуться, пользоваться им могут только высокие люди, с «дальней» посадкой; в противном случае длины штатного ремня просто не хватает. Решение этой проблемы уже найдено — нижняя точка крепления ремней будет располагаться на специальной плавающей скобе.
На броневике из положения вышли еще оригинальнее — ремень крепится прямо на двери.
ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ
Наш первый заезд на машинах фирмы Броню состоялся по разбитой, ухабистой дороге.
Плавность хода оказалась на голову выше, чем у серийной «коротышки»: машина идет заметно мягче, плавней, не «козлит». Казалось бы, всего-навсего 300 миллиметров, а какая разница! Нет, Ниву в этой машине не узнать. Уверенно пересекаем под острым углом мелкую, скользкую колею, при этом никаких тебе рысканий и рывков задней осью в сторону. Замечательно!
Теперь посмотрим, как автомобиль преодолеет земляной вал под углом. Встали! Все правильно — «диагональные» колесики буксуют. Бесплатных пряников не бывает: увеличение колесной базы не могло не сказаться на геометрической проходимости.
Наличие кондиционера в инкассаторском броневике продиктовано спецификой эксплуатации
Внешний вид ВАЗ-212182 после обстрела на полигоне. Крепость не сдалась
Некоторые технические характеристики автомобилей (данные производителя)
Параметр | 21218 | 212182 | 21213 |
Длина, мм | 4040 | 4040 | 3740 |
Высота, мм | 1750 | 1750 | 1640 |
Снаряженная масса, кг | 1270 | 1700 | 1210 |
Полезная нагрузка, кг | 450 | 400 | 400 |
Максимальная скорость, км/ч | 135 | 120 | 135 |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 21 | 33 | 19 |
Расход топлива, л/100 км: | |||
при 90 км/ч | 8,5 | 11,0 | 8,3 |
при 120 км/ч | 11.5 | 11.5 | |
городской цикл | 11,0 | 14,1 | 10,3 |
Теперь — на асфальт.
И здесь нас поджидали сюрпризы. По плавности хода «двести восемнадцатую» можно смело приравнивать к легковому автомобилю. Исчезла продольная раскачка кузова, при проезде неровностей не стало характерных для Нивы резких толчков на заднем сиденье.
А что с управляемостью? Типичные для Нивы реакции на управляющие действия в принципе остались, но они как бы растянулись, размазались. Надо сказать, что машина очень здорово держится в повороте, а-в критических режимах начинает ровно сползать всеми колесами наружу. При добавлении газа в повороте автомобиль «распрямляет» траекторию, а при сбросе легко «заныривает» внутрь. Происходит это все мягко, ровно, а главное — прогнозируемо.
На разгонной и тормозной динамике автомобиля останаливаться не будем — здесь все на уровне серийного BA3-21213.
ЭПИЛОГ
Машина понравилась. Если зрительно она почти не отличима от Нивы, то по управляемости и плавности хода она ушла вперед. При этом автомобиль обладает весьма незаурядной проходимостью, отставая от серийной Нивы только в вопросах, связанных с предельными внедорожными ситуациями.
Это своеобразный экспресс-отчет о новинке. В ближайшее время мы постараемся провести сравнительный тест трех вариантов Нивы — короткой BA3-21213, средней — 21218 и длинной — 2131 и рассказать об их основных потребительских отличиях.
П. АБСОЛЮТОВ. Фото и рисунки из архива автора
Видео
В прошлом номере мы вкратце рассказали о начале производства в Тольятти автомобилей Нива с увеличенной колесной базой бегодня мы предлагаем читателям познакомиться с впечатлениями корреспондента Авторевю, поездившего вместе с сотрудниками вазовского научно-технического центра на этих машинах
ЕДИН В ДВУХ ЛИЦАХ
Появившийся несколько лет назад ходовой макет необычной Нивы был собран на базе своего предшественника — джипа ВАЗ-2121. Автомобиль удлинили, вставив в середину дополнительный кузовной элемент — оригинальную панель с третьим оконным проемом. В качестве «начинки» выбрали имевшийся уже тогда двигатель рабочим объемом 1700 куб.см и 5-ступенчатую трансмиссию, уменьшив передаточное отношение главной пары. Все прочее оборудование оставили «родным», от ВАЗ-2121.
С тех пор тот первый опытный автомобиль накрутил по дорогам и бездорожью не одну тысячу километров, а опыт его испытаний лег в основу последующих решений.
«Длиннобазное» семейство Нивы на сегодня представляют две модели. Первой присвоен индекс ВАЗ-2129.
Так получилось, что для тестирования нам достался автомобиль еще из опытной партии, предназначенный для доводочных испытаний.
Трехдверный несущий кузов максимально унифицирован со своим «коротким» прототипом как по наружным элементам, так и по оборудованию салона: сиденья, панель приборов и отделка салона такие же как на хорошо всем знакомом ВАЗ-2121. При этом конструкторы решили оставить на прежнем месте (между арками колес) и места для задних пассажиров, обрадовав их поистине королевским простором. И впрямь, такое обилие свободного места очень непривычно для внедорожников! Сказать, что сзади просторно — это все равно, что не сказать ничего: места хватает с избытком, причем в салоне можно разместить даже часть груза. Такое удобство придется по душе и дачникам, и любителям дальних поездок. А если вы, скажем, заядлый охотник, то ваши четвероногие помощники вне всякого сомнения будут себя чувствовать гораздо уютнее, лежа у ног хозяина, нежели в забитом канистрами багажнике.
Ручки, за которые задние пассажиры могут держаться в движении, остались на прежнем месте, на стыке оконного проема и крыши, но с этим проблем нет. Стоит только, пожалуй, предусмотреть какой-то упор для ног или слегка «завалить» назад подушку сиденья. Так будет удобнее.
Увы, унификация повлекла и некоторые отрицательные моменты. Это касается удобства входа и выхода. Чтобы обеспечить доступ назад, приходится сначала утапливать подголовник переднего сиденья (иначе он упирается в лобовое стекло), а затем уже откидывать само кресло. Соберетесь покинуть машину — опять проблема: даже если удалось справиться с запором на подушке переднего сиденья, то радоваться все равно рано, ибо дотянуться до заветного рычажка на двери все равно не сможете — мешает подлокотник.
Говоря об эргономике рабочего места водителя, отметим лишь одно: из-за того, что дверь задка заметно удалилась от лобового стекла, ухудшилась обзорность через салонное зеркало. В остальном — все точь-в-точь как на обычной Ниве.
Теперь присмотримся ко второму тольяттинскому длиннобазнику — ВАЗ-2130. В конструкции этой машины учтены многие замечания, выявленные в процессе работы с моделями 2129.
Эта машина попала к нам прямо с товарного склада. Покрашенная яркокрасной эмалью с каким-то особым глубоким оттенком, машина выглядит отлично!
Сваренные из труб черные защитные каркасы выгодно выделяются на огненно-красном фоне. Врезанный в крышу над головами передних седоков солнечный люк закрывается «заподлицо». Чуть дальше заметен пластиковый кожух, служащий косметической маскировкой сварного шва и одновременно аэродинамическим элементом багажника особой конструкции, разработанного специально для длиннобазных джипов. (Скоро его будут производитть серийно.) Кстати, защитные каркасы и люк относятся к стандартному оборудованию обеих моделей, а за дополнительную плату можно сделать еще один люк в задней части кузова.
Важное эксплуатационное отличие BA3-2130 от своего собрата — наличие двух топливных баков. Один — «родной», а второй от ВАЗ-2108. В стандартный лючок выведены две горловины и расположены так, что и в одной, и в другой заправочный пистолет держится одинаково надежно.
Заглянем внутрь. Сиденья здесь от ВАЗ-2108, но слегка доработанные и, открывая доступ назад, не только «ломают» спинку, но и отъезжают вперед на салазках. Рычажок привода этого механизма расположен на спинке — владельцы «восьмерок» это хорошо знают. Как раз по этой причине из этого автомобиля гораздо легче выбираться задним пассажирам, чем из ВАЗ-2129: сложив спинку, рукой можно достать рукоятку привода замка двери.
Интересна и общая компоновка салона. Заднее сиденье конструкторы решили сдвинуть немного вперед, ровно настолько, чтобы вывести его подушку за пределы арок колес. Места для ног стало меньше, зато появилась возможность сделать более широкую подушку. Теперь сзади сносно размещаются трое взрослых пассажиров. Естественно, стал больше и багажный отсек.
В общем, вместительные получились машины. Неясно только одно. Как правило, длиннобазные версии внедорожных автомобилей выпускаются в 5-дверном исполнении, и примеров тому масса. Пятидверный кузов обладает несомненными эксплуатационными преимуществами и именно они подчас становятся определяющими для потребителя. Новое автомобильное семейство из Тольятти похвастаться этим пока не может. Но именно пока, поскольку 5-дверные модификации в производственной программе ВАЗа будут. Будут и длиннобазные версии с измененной формой двери задка и более низкой погрузочной высотой. Так что машины 2129и2130, очевидно, можно считать в некотором роде переходными.
А что с «начинкой»? Сейчас обе машины комплектуются как моторами ВАЗ-2106, так и модернизированными, рабочим объемом 1700 куб. см. В качестве приоритетного выбран последний.
Трансмиссия претерпела некоторые изменения. Появился промежуточный карданный вал с опорой для передачи крутящего момента на задние колеса, кроме того, на некоторых машинах момент на раздаточную коробку передается также с помощью ШРУСа. Есть изменения и в подвеске. Это определяется большей массой машины.
ПО ДОРОГАМ И БЕЗДОРОЖЬЮ
Необычные впечатления от ездовых качеств автомобилей появились сразу. Во-первых, у машин явно улучшилась плавность хода. Если ВАЗ-2121 частенько досаждает своим пассажирам слишком сильными вертикальными ускорениями на пологих волнах, то машина с длинной базой ведет себя совсем по-другому. Сидя в длиннобазном джипе, чувствуешь себя гораздо более уютно и комфортно.
Две различные компоновки салона. ВАЗ-2129 (слева) предоставляет задним пассажирам избыток места по длине. Но зато в автомобиле ВАЗ-2130 вполне комфортно можно ехать впятером
ВАЗ-2130 в пассажирском (фото вверху) и грузопассажирском (фото внизу) вариантах
Поскольку длиннобазный автомобиль стал тяжелее, изменились и требования к силовому агрегату. Старый моторчик ВАЗ-2106 для такой машины слабоват, а вот двигатель рабочим объемом 1700 куб. см производит неплохое впечатление. Благодаря более высокому крутящему моменту, пятая ступень трансмиссии стала вполне «рабочей», и ею смело можно пользоваться не только на загородных трассах, но и в городе. Если скорость городского потока около 60 км/ч — смело включайте пятую: для спокойного движения запаса тяги хватит.
Владельцы ВАЗ-2121 часто жалуются на высокий уровень шума в салоне. Такой грех за прежней Нивой водится. Резонансная вибрация короткобазного кузова (именно она и является главной причиной шума) возникает из-за виброакустической характеристики несущей кузовной конструкции, и избавиться от Этого явления крайне сложно. А вот как только кузов удлинили, с резонансом удалось «развязаться», и эффект музыкальной шкатулки исчез. Замеров по шумности мы не проводили, но субъективно кажется, что в салоне длиннобазного автомобиля стало значительно тише.
Тот, кто будет эксплуатировать новые Нивы в городе, наверняка обратит внимание на некоторые сложности при парковке этих машин. Ведь если при одинаковом передаточном отношении привода рулевого механизма вы хотите добиться одинакового радиуса поворота на автомобилях с разной колесной базой, то поворачивать «баранку» на длиннобазнике придется на больший угол. Понятно, что и затраты энергии водителя в этом случае будут больше. Вот именно этим пороком и страдает длиннобазная Нива. Выход здесь можно найти в применении гидроусилителя (его помощь будет особенно полезна при полной загрузке машины). А лучше — и усилитель поставить, и передаточное число уменьшить.
Есть проблемы и с микроклиматом. Объем салона увеличился, а отопительно-вентиляционная установка осталась прежней. Если на ВАЗ-2121 она со своей задачей справляется, то на машинах ВАЗ-2129, 2130 производительности «печки» явно не хватает. Подвод воздуха назад тоже не предусмотрен. Кстати, именно это натолкнуло конструкторов на мысль оборудовать отдельные машины вторым вентиляционным люком.
Внедорожная часть нашей поездки проходила недалеко от Тольятти, на территории строящегося автополигона. Meстность оказалась подходящей: снежная целина, косогоры и обилие всевозможных подъемов разной крутизны.
Джип.с увеличенной колесной базой гораздо увереннее движется по скользким уклонам. Машина ведет себя устойчивее, склонность к заносу задней оси уже не имеет ярко выраженного характера, и его начальную стадию корректировать ощутимо легче. Есть только одно «но». Если машину все-таки «заломило» на значительней угол, то от водителя потребуется не только квалификация, но и максимальная шустрость в манипуляциях рулевым колесом. В противном случае велик риск потерять контроль над ситуацией.
Если говорить о проходимости, то при прочих равных условиях джип с увеличенной колесной базой проигрывает своему короткобазному предшественнику. Если на ВАЗ-2121 мы безбоязненно скакали через уступы и гребни, то при форсировании сложного рельефа на машинах нового семейства нужно семь раз отмерить... Ведь изменился параметр проходимости, именуемый углом рампы. Проще говоря, увеличился риск «сесть на брюхо». Опытный водитель переезжает опасное препятствие под углом. Но и здесь есть свои тонкости.
Двигаясь по косогору через высокий земляной гребень, мы прошляпили тот момент, когда из-за сильного скрещивания осей потеряли сцепление с покрытием левое переднее и правое заднее колеса. Такое явление испытатели называют диагональным вывешиванием. Оказавшаяся в такой ситуации Нива беспомощно вращала в воздухе вывешенными колесами и только раскачав ее вручную, машину удалось вызволить из плена. Очень полезной оказалась бы в такой ситуации блокировка хотя бы одного межколесного дифференциала: для длиннобазного джипа это особенно актуально!
Итак, длиннобазная Нива «состоялась». Уже сейчас на эти машины большой спрос, а стоят джипы ВАЗ-2129 и BA3-2130 в зависимости от исполнения и комплектации от 12 до 15 млн. рублей (март 1994 года).
В качестве официальной торговой марки пока используются лишь заводские индексы; хотя в процессе подготовки к производству представителям длиннобазного семейства присваивались разные имена, но ни одно из них так и не «прилипло». А название просится — машинка-то необычная. Будет обидно, если российский автомобиль в очередной раз будет окрещен какимнибудь заморским торговцем.
К.Сорокин
Видео
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453