Механизм автомобиля обязательно имеет указатель температуры охлаждающей жидкости. Он показывает уровень нагрева двигателя. Данный показатель влияет на большое количество функциональных возможностей авто. Контроль микроклимата поможет управлять процессами расхода топлива и стабильного хода. В данной статье, мы обсудим особенности, функции и значения датчика температуры в машине.
Изначально датчик использовался только в двух режимах. Так, в одном из них поддерживалась стабильная температура охлаждающей жидкости, а второй – направлен был на обогащение топлива в открытой системе. На сегодняшний день устройство сильно модернизировалось не только визуально, но и функционально. Так, теперь это один из главных элементов регулирования температурного состояния внутренней системы автомобиля.
Механизм очень часто представлен резистором, который в необходимый момент меняет сопротивление.
Для изготовления датчика используют окисленные металлы, например, никель, кобальт и т.д. Общим у данных химических элементов является наличие свободных электронов, которые растут параллельно с увеличением градусов.
Датчик способен выполнять диагностику и контроль температуры внутри основного механизма. Показатели возрастают, когда главные узлы включаются с мотором. Для того чтоб забирать, получаемое в системе тепло, и была разработана охлаждающая жидкость. В период ее работы температурный режим цилиндра и блока идет на стабилизацию.
Принцип функционирования терморезистора заключается в фиксировании любых температурных колебаний внутри механизма автомобиля. Сведения передаются на электронное устройство контроля, где стрелка демонстрирует состояние микроклимата внутри изделий. После обработки сигнала, выясняется состояние мотора и приемлемость окружающей его температуры. Данные требования очень важны устройству двигателя для оптимального выполнения его функциональных возможностей.
Установление датчика, позволяет системе контроля авто, выполнять следующие функции:
если указатель не работает, то система питания автомобиля не может полноценно регулировать затратами горючего;
регулировать параметры горючего в замкнутой и разомкнутой системах;
Как проверить указатель температуры на исправность, и какой вред принесет его поломка функциональным возможностям авто. Если перестанет работать датчик, то электрическая система не будет реагировать на кислородные импульсы до момента остывания.
На период неисправности механизм управления не будет иметь обратной связи, что негативно отразиться на холостом ходу и качестве топлива в холодном моторе.
Главный механизм автомобиля не сможет оптимально выполнять свое предназначение.
Датчик температуры занимается регулированием работы компонентов автомобильного механизма:
Выявить неисправность в указателе температуры можно и без привлечения специального оборудования. Для этого, осмотрите внимательно все отверстия, по которым транспортируется жидкость. Если один из цилиндров протекает, то значит, на его корпусе есть повреждения. В таких ситуациях деталь необходимо заменить.
Если вы видите, что неисправность серьезная, то устройство следует диагностировать на показатель сопротивления и напряжения. Для осуществления проверки можно воспользоваться либо вольтметром, либо осциллографом. Найти данное оборудование можно в любой автомастерской. После определения значения величин, их нужно сравнить с данными, прописанными в техническом паспорте.
На Венге, разумеется, есть датчик температуры охлаждающей жидкости — ОЖ, но вот незадача! Нет в салоне указателя этой самой температуры! Оно, конечно, ладно бы, в свете современных, и уже давно, тенденций — и нафиг оно нужно, работает, и пусть работает, и кого оно волнует…Но я с этим подходом не согласен, Потому что указатель температуры на щитке приборов ( ну, или вообще в салоне, возможны варианты размещения ) — это не роскошь, а средство эксплуатации автомобиля с должной эффективностью и с определенной степенью безопасности. Я бы лично предпочел видеть в любой момент по своему желанию конкретную температуру мотора. Выбор самого указателя вопросов не вызывает — чисто дизайн салона и собственные предпочтения. у меня это будет приборчик явно в стиле указателя давления наддува, и от того же производителя. Вопрос в подключении. В теории я могу допустить и подключение своего приборчика к штатному датчику, который напомню есть, разумеется — его показания видит ЭБУ, вижу и я при подключении диагностики. Но вероятность совпадения градусов на шкале прибора, реальных градусов и данных на выходе датчика крайне невысока, ИМХО. Тогда надо будет установить свой датчик температуры. Не то чтобы это так сложно, но надо решить — куда. Так вот вопрос — куда врезаться? Самое распространенное решение, продающееся в магазинах, показано на фото, предназначено для патрубка.Судя по продаваемому, предполагается диаметр патрубка этак от 25 до 45 мм, грубо говоря, на память. То есть патрубок радиатора, полагаю, великоват для врезки, да и ИМХО не очень подходит для нашей цели. Патрубок печки?
--------------------------------------------------------------------------------------
Итак, приборчик на место установлен. А вот вопрос установки датчика или подсоединения к штатному остался висеть в воздухе. Не смог я пока решить — куда подсоединяться…Датчик вентилятора мог бы быть и датчиком температуры вообще, просто ЭБУ на заданной температуре включает вентилятор…у него сопротивление 3 с лишним килоОма на холодную — градусов 10-15 у нас сегодня на улице. Датчик из комплекта прибора имеет 2,85 кОм при той же температуре. То есть уже в любом случае не совпадет. Ну, и потом, пока не проверить. Как-нибудь при случае на горячем моторе посмотрю сопротивление штатного датчика. Или куда то врезаться, но не знаю куда пока.
Обычный вид Smoked Lens
Проходной элемент для врезки в патрубок. Сбоку отверстие с резьбой для датчика. Рядом винт — для проведения массы, иначе датчик фиг нормально заработает.
Датчик температуры ОЖ
А это планка для установки трех приборов в формат 1 DIN. Просто видя увеличение количества приборов, понятна необходимость обдумать их размещение. Хороший вариант.
Снаружи то почти не видно
Через боковой уголок лучше видно, но кто ж там видит))
с места водителя
с места правого пассажира
Включаем зажигание — загораются все приборы
Включенные габариты. Подсветка моих приборчиков чуть притухает, но почти незаметно.
Итак, новости об установке, точнее о подключении указателя температуры ОЖ к датчику — штатному в данном случае. Дело это, само собой, не срослось, хотя было бы и неплохо, проще несколько…Возможные различия сопротивлений датчиков штатного и из комплекта указателя не столь уж велики. Проблема в другом — масса штатного датчика массой машины не является, получена с ЭБУ, на него же уходит сигнальный провод датчика. Попытки подключения проводки дополнительного измерителя к проводам штатного датчика к успеху не приводят. Не стал проверять — искажаются данные для ЭБУ при подключении, лень было за ноутом идти. Но вот измеритель мой ничего при подключении не показывает, только при выключенном зажигании нечто очень похожее на правду. И то при условии, что подключаю два независимых провода — массу и сигнал моего измерителя на массу и сигнал штатного датчика. Но в измерителе по другому явно реализовано, не получится так. Придется врезаться в ОЖ, хотя это будет даже точнее, скорее всего, по показаниям. Теперь вот думаю куда. Вариантов всего два — патрубок печки и патрубок радиатора. На радиатор не вопрос взять адаптер на 40 мм, совпадает, хотя при закрытом термостате ничего мы не увидим…а на печку идет, насколько мне удалось замерить, патрубок каких то странных 25 мм, а менее 28 мм в продаже адаптеров нет. вопрос…
Вот штатный датчик температуры ОЖ, он же ECT sensor.
Распиновка разъема дана для взгляда со стороны контактов на снятый с датчика разъем на кабеле. Масса — зеленый в оранжевую полосу, сигнал — синий в черную полосу.
Цена вопроса: 40 € Пробег: 31500 км
Одна из важнейших систем автомобиля, необходимых для нормальной работы двигателя – это система охлаждения. Ее задача – поддержание оптимальной температуры, необходимой для работы мотора. Один из обязательных элементов этой системы – датчик температуры охлаждающей жидкости. О нем и пойдет сегодня речь.
При сгорании топлива выделяется много тепла, и только 30-35% этого тепла идут на совершение работы. Примерно половина от оставшегося количества вылетает вместе с выхлопом, а для отвода остальной части нужна охлаждающая система, иначе мотор перегреется. На абсолютном большинстве современных автомобилей установлена жидкостная система охлаждения. Принцип работы: специальная жидкость (антифриз) забирает тепло от горячих деталей и отдает его в окружающую среду. За счет этого обеспечивается постоянство теплового режима, необходимого для нормальной работы мотора, а также равномерный нагрев, если мотор был холодным.
Но чтобы антифриз правильно и эффективно выполнял свою задачу, нужен ряд специальных устройств. Для того, чтобы поддерживать рабочую температуру охлаждающей жидкости (то есть ту, при которой работа двигателя оптимальна), нужно знать, сколько градусов в настоящий момент.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Эту задачу выполняет датчик температуры охлаждающей жидкости.
Принцип работы всех датчиков температуры охлаждающей жидкости (ОЖ), основывается на изменении сопротивления специального полупроводникового элемента (терморезистора) от температуры. Чем горячее, тем сопротивление меньше, и наоборот.
Если двигатель инжекторный, то значения температуры нужны контроллеру двигателя (ЭБУ, электронный блок управления), чтобы управлять вентилятором охлаждения и работой мотора. На датчик температуры ОЖ подается постоянное (опорное) напряжение (5 вольт), ток проходит через него, и напряжение падает. Чем больше сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости, тем выше напряжение на нем, тем меньше напряжение будет на выходе. Контроллер замеряет его и на основании заложенной в него программы рассчитывает температуру. К такому датчику подведено два провода: по одному ток идет из ЭБУ, по второму – обратно. Если в Вашей машине цифровой указатель температуры охлаждающей жидкости, то свои показания он берет с блока управления. Обычно он показывает цифрами, условными обозначениями (количество «палочек»), или используются сигнальные лампочки.
Но иногда устанавливается дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости, если индикатор температуры охлаждающей жидкости – стрелочный. Обычно к нему подходит один провод. Отклонение стрелки зависит от силы тока, протекающего через терморезистор, которая тоже зависит от его сопротивления. Холодно – большое сопротивление – малый ток – стрелка наклонена влево, и наоборот.
Стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости
На карбюраторных автомобилях, и редко на инжекторах, есть еще отдельный датчик включения вентилятора. Он ничего не измеряет, а только включает вентилятор системы охлаждения при определенной температуре.
Двухпроводной: подключается к двум выводам ЭБУ, на один из которых подается опорное напряжение, на втором – измеряется напряжение. Однопроводной: на него подается ток, идущий через прибор, показывающий температуру охлаждающей жидкости, роль второго провода выполняет его корпус, прикрепленный к «массе» (например, металлической детали двигателя). Если его корпус не соприкасается с металлом – применяется второй провод, для соединения с «массой».
Схема подключения датчика температуры ОЖ
Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости следующие:
Причиной указанных событий может быть не только выход его из строя, но и другие неисправности (проводки, соединений и другого). Поэтому на инжекторе сначала нужно провести диагностику. Если диагностику сделать невозможно, или у Вас карбюраторный мотор, то сразу переходите к проверке датчика температуры охлаждающей жидкости
Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости различается на разных моторах. Наиболее распространенные места установки следующие:
Для поиска его на Вашем авто пользуйтесь специальной литературой, ищите на форумах по Вашей модели, тематических сайтах.
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Так как принцип работы – изменение сопротивления, то самым доступным способом проверки будет измерение этого параметра. Для этого Вам потребуется любой тестер, мультиметр, даже самый простой китайский, главное, чтобы можно было мерить МегаОмы, сопротивление. Проверку можно осуществить, не снимая датчик с автомобиля. Но для этого надо знать, сколько градусов внутри системы охлаждения. Проще всего дождаться, пока температура антифриза станет равна уличной. Часов через 6-8 после остановки двигателя, если он прогревался. Если на улице холодно и мотор большой – то, возможно, и побольше.
Когда будете уверены, что в ОЖ столько же градусов, как и в окружающей среде, надо:
Зависимость сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости от температуры
Если измеренное сопротивление сильно отличается от табличного – скорее всего, деталь неисправна. Для более точной проверки потребуется ее снять. Возможно, на Вашей модели установлен датчик с другими характеристиками. Уточняйте информацию.
Крепление может быть различным, поэтому, опять же, ищите информацию по конкретному авто. Но чаще всего он просто закручивается по резьбе. Тогда его корпус имеет шестигранную форму. Последовательность действий следующая:
Для нее Вам понадобится, опять же, мультиметр и термометр, который можно погружать в воду и показывающий до 100°C. Порядок выполнения:
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Как Вы уже видели из таблицы, сопротивление датчика меняется от температуры. Если они соответствуют таблице – он в порядке. При изменении значений сопротивления не должно быть резких скачков – это тоже признак неисправности. Если у Вас нет подходящего термометра, можно проводить проверку только при кипящей воде, то есть при 100°C. Сопротивление в таком случае приблизительно должно быть равно 180 Ом.
Если для проверки Вы не снимали датчик, то надо проделать эту операцию. Приобретите запасную часть. Покупайте только оригинальные детали, или от проверенных фирм, обязательно сохраняйте чеки.
Процент брака на эти запчасти очень большой у недобросовестных фирм.
Лучшим вариантом будет проверка датчика вышеуказанным способом при покупке или при первой возможности. Установите новый датчик на место, и подсоедините провода. Признаки неисправности должны исчезнуть. Если этого не произошло – или проблема не только в нем, или датчик бракованный, что, в принципе, должно было выявиться при проверке.
Датчик температуры ОЖ – маленькая, но важная деталь. При его неисправности двигателю грозит перегрев, который может обернуться серьезными последствиями. Так что при первых подозрениях на неисправность выясняйте ее причину и устраняйте при первой возможности.
В данной публикации разберемся, как работает датчик температуры охлаждающей жидкости автомобильного двигателя. Во всех современных автомобилях в системе охлаждения устанавливаются датчики температуры, которые представляют собой полупроводниковые резисторы, имеющие отрицательный температурный коэффициент сопротивления (ТКС), — это сопротивление изменяется в зависимости от той или иной температуры окружающей среды. Если сравнивать металлические терморезисторы и полупроводниковые то вторые имеют раз в 10 большее значение ТКС, т.е. перемена температуры влияет на резкое изменение их сопротивления. Следовательно, чтобы датчик функционировал, его нужно подключить к электрической цепи контрольного прибора. После изменения температуры среды, в которой находится рабочий элемент, ток проходящий через датчик температуры вызывает отклонение стрелки в контрольном приборе При изменении температуры охлаждающей жидкости проходящий ток меняется, что вызывает отклонение стрелки указателя контрольного прибора. Сопротивление терморезистора датчика нелинейно зависит от температуры
Устройство и принцип работы. Указатели температуры охлаждающей жидкости (термометры), которые устанавливаются в автомобилях являются логометрического типа (рис. 1.3.), принцип их действия основан на взаимодействии поля постоянного магнита 6 соединенного со стрелкой 2,с результирующим магнитным полем трех измерительных обмоток (1,3,4),по ним протекает ток, и его величина в обмотке 1 зависит от сопротивления датчика.
Датчик термометра (рис. 1.4) изготовлен из латунного или бронзового баллона (корпус) 3, где на верхней, расширенной его части имеется шестигранник под ключ и резьба коническая, с помощью которой ,собственно, и крепится сам датчик. К плоскому дну баллона прикреплен терморезистор 1. Терморезистор и зажим разделяет изолированная токоведущая пружина 2. Когда температура ОЖ совсем низкая, сопротивление датчика велико, а значит ток ток в обмотке 1 (см. рис. 1.3) будет низким. Таким образом действия результирующего магнитного потока всех трех обмоток постоянный магнит и вместе с ним стрелка 2 будут повернуты в левую часть шкалы. Когда температура увеличится сопротивление терморезистора уменьшится увеличится ток в обмотке 1 и уменьшится создаваемый ею магнитный поток. Результирующий магнитный поток обмоток также изменяется, и стрелка 2 поворачивается в правую часть шкалы указателя.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453