Дизельное топливо – это достаточно старый, но по-прежнему востребованный вид топлива для поршневых дизельных двигателей. И если раньше область его применения была ограничена из-за низкого качества и токсичных продуктов сгорания, то сейчас все больше легковых автомобилей оснащаются дизельными двигателями, и ученые работают над тем, чтобы повысить эксплуатационные характеристики и сделать дизельное топливо экологически безопасным.
Дизельное топливо – это тяжелые фракции нефти, основой которых являются углеводороды с высокой – 200-350°С – температурой кипения. Используется в качестве топлива в дизельных двигателях и газодизелях.
Почему именно в дизельных? Потому что в отличие от бензиновых двигателей, в которых смесь бензина с воздухом поджигается от искры, в дизельном поршневом двигателе топливо самовоспламеняется при сильном сжатии.
Внешне дизельное топливо — это прозрачная, с большей вязкостью, чем у бензина, жидкость, цвет которой может быть и желтым, и коричневым разных оттенков. На цвет влияют смолы в составе топлива.
При сгорании любое топливо производит энергию. Дизельное топливо, кроме этой главной задачи, выполняет еще несколько немаловажных функций в работе двигателя. Оно смазывает в топливных форсунках и насосах трущиеся поверхности, охлаждает стенки камеры сгорания и регулирует параметры выхлопа на двигателях.
Морские и речные суда, тепловозы, военная и сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили – практически весь тяжелый транспорт работает на дизельных двигателях.
Последние десятилетия популярным в развитых странах Европы становится легковой автомобиль, который работает на дизельном топливе. Расход топлива на 40 % в дизельном двигателе меньше, а тяговое усилие, мощность, проходимость и безопасность выхлопных газов больше, чем в бензиновом.
Дизельное топливо- это экономичное в эксплуатации и по стоимости топливо. Оно используется в дизельных электрогенераторах стационарных и передвижных электростанций, в котлах автономных отопительных систем.
Соляровое масло, которое в народе называют просто соляркой, является остаточным дизельным топливом с высокой вязкостью и температурой кипения до 400°С. Этот вид топлива используется для низкооборотных двигателей на водном и железнодорожном транспорте, тракторах. Кроме того, солярой пропитывают кожу в кожевенной промышленности.
Соляровое масло входит в состав смазачно-охлаждающей жидкости при обработке металлов резанием и закалочной жидкости при их термической обработке.
Цетановое число (главный параметр дизельного топлива) характеризует воспламеняемость топлива. Оно определяет период задержки горения рабочей смеси, то есть время, которое проходит между впрыском топлива в цилиндр и началом его горения. Чем меньше этот промежуток времени, тем цетановое число выше, и длительность прогрева двигателя меньше.
Правда, при этом увеличивается дымность выхлопа, которая становится критичной при цетановом числе выше 55.
Для процессов нагнетания и впрыска топлива важна его вязкость, от которой зависят и смазывающие характеристики
От плотности дизельного топлива зависит его эффективность и экономичность, потому что чем выше плотность, тем больше при сгорании вырабатывается энергии.
Важной характеристикой является количество серы, которую содержит дизельное топливо. Это сернистые соединения, которые снижают коррозионную стойкость топливной системы.
О качестве дизельного топлива говорит и предельная температура фильтруемости, то есть такая температура, при которой дизтопливо густеет настолько, что уже не проходит совсем или очень медленно проходит через фильтр с определенными размерами.
Она ниже температуры помутнения, то есть температуры, при которой парафин, который содержится в топливе, начинает кристаллизоваться.
До 2015 года дизтопливо в российских стандартах разделялось по видам. В государственном стандарте, введенном в действие в январе 2015 года, разделение совпадает с разделением на экологические классы в соответствии с европейским стандартом и происходит в зависимости от содержания серы в топливе. Содержание серы не более 350, 50 и 10 мг/кг соответствует виду I, виду II и виду III по устаревшему и экологическим классам К3, К4 и К5 по новому государственному стандарту соответственно.
Не рекомендуется использовать топливо, в котором высокие показатели содержания серы, так как при этом увеличиваются вредные выбросы в атмосферу, ускоряется коррозия и износ элементов топливной системы, соответственно, увеличиваются расходы на частую замену фильтров и масла. Как правило, улучшение одних свойств приводит к ухудшению других. Понижение содержания серы – это уменьшение смазывающих свойств дизтоплива. Поэтому для сохранения одной из главных функций в топливо добавляют различные присадки.
Сорта дизельного топлива отличаются по температуре, ниже которой топливо использовать нельзя. В качестве критерия используется предельная температура фильтруемости. Причем по сортам разбивается летнее и межсезонное дизтопливо с этим показателем не ниже -20°С.
Сорт А характеризуется температурой не ниже 5°С выше нуля. Для каждого следующего сорта B, C, D, E и F показатель снижается на 5°С.
Примером может служить дизельное топливо ЕВРО, сорт С, вид II и III или в новой версии экологических классов К4 и К5 с температурой фильтруемости до пяти градусов ниже нуля и содержанием серы не больше 50 и 10 миллиграмм на один килограмм топлива.
Деление на классы дизельного топлива для зимы или холодного климата происходит не только по температуре фильтруемости, второй характеристикой является температура помутнения. В зимнем и арктическом дизельном топливе при низких температурах начинается кристаллизация парафина, которая ухудшает характеристики.
Класс дизельного топлива | Предельная температура фильтруемости, °С | Температура помутнения, °С | |
1 | 0 | -20 | -10 |
2 | 1 | -26 | -16 |
3 | 2 | -32 | -22 |
4 | 3 | -38 | -28 |
5 | 4 | -44 | -34 |
Если в обозначении дизтоплива после обозначения ДТ стоит не буква, а цифра, значит, это топливо зимнее или арктическое.
По физико-химическим свойствам, эксплуатационным характеристикам и условиям применения дизельное топливо подразделяют на четыре типа, которые маркируются заглавными буквами алфавита:
— Летнее (Л), к которому относятся сорта топлива А, В, С, D с предельной температурой фильтруемости от +5 до -10°С. Это дизтопливо можно использовать при температурах не ниже 0°С.
— Межсезонное (Е), сортов Е и F, с температурой до -15 и -20°С, соответственно используется осенью, когда температура воздуха колеблется в пределах от +5 до -5°С.
— Зимнее (З), которое делится на классы с 0 по 3 и температурой фильтруемости в диапазоне от -20 до -38°С и применяется при температуре воздуха не ниже минус 20°С.
— Арктическое (А) топливо класса 4 с предельной температурой фильтруемости минус 44°С и температурой окружающей среды до минус 50°С (в документах отрицательное значение часто сопровождается словом «минус», а не значком во избежание неточностей).
Марки дизельного топлива включают наименование (ДТ), сорт или класс в зависимости от условий применения и экологический класс. То есть в марке указываются только два параметра: содержание серы и предельная температура фильтруемости.
Сегодня можно встретить обозначения и новые, и устаревшие, например, ДТ зимнее ЕВРО 5 сорт F, что расшифровывается как зимнее дизельное топливо с содержанием серы не более 50 мг/кг и предельной температурой фильтруемости до минус 20°С, то есть наиболее используемое в условиях российской зимы с высокими требованиями по экологичности топливо.
До сих пор попадается и такая маркировка Л-0,2-62, то есть топливо летнее высшего сорта с указанием количества серы (200 мг/кг) и температуры вспышки 62°С. Температура вспышки основным показателем не является, но при равных прочих характеристиках лучшим в целях пожарной безопасности считается топливо с более высокой температурой.
Для обычного потребителя, имеющего личное авто с дизельным двигателем, вопрос хранения дизельного топлива не стоит.
А вот для отраслей промышленности, где топливо покупается оптом и достаточно долго хранится, проблема хранения очень актуальна.
Хранение дизельного топлива возможно при температуре 20°С в течение года и при температуре выше 300C от полугода до года в герметичных емкостях, защищенных от прямого попадания солнечного света.
При хранении топливо не должно контактировать с медью, латунью или цинком, чтобы топливо не засорялось продуктами химических реакций с этими металлами. Кроме того, оно должно быть защищено от попадания влаги и пыли и не должно иметь присадок, которые могут распадаться при хранении. Например, в виды дизельного топлива с высоким классом экологичности добавляют присадки для увеличения смазывающих характеристик, которые разлагаются очень быстро.
Эффективность этого топлива высока, сфера его применения неуклонно растет. Появляются новые марки дизельного топлива и новые источники его получения. Сейчас уже есть новые разработки, и дизельное топливо производится не только из нефти.
Может быть, будущее принадлежит дизельному топливу из растительных масел.
Отпуск нефтепродуктов на условиях самовывоза или предоставлением услуг комплексной клиентской услуги и вторичной доставки.
Схема сотрудничества, которая позволит сосредоточиться на ключевых задачах бизнеса, разработанная специально для владельцев АЗС.
Новый уровень сотрудничества топливного оператора и клиента. В основе - комплексная клиентская услуга доставки нефтепродуктов.
Истории успешного сотрудничества «Газпромнефть – Региональные продажи» с партнерами.
«Газпромнефть – Региональные продажи» организует доставку топлива и заправку в нужное место и время, сохраняя качество и контролируя количество.
Диспетчеризация, хранение, логистика, транспортировка и доставка нефтепродукта.
Среди всех нефтепродуктов, дизельное топливо по праву считается самым востребованным. Оно дешевле, чем бензин, а средний расход горючего в двигателях ниже до 30%. Такие показатели экономичности и надёжности позволяют добиваться высоких результатов, спрос на сырье растёт и речь идёт о миллионах тонн в год. Следовательно, увеличивается не только объём, но и улучшается сам процесс переработки.
Какие марки дизельного топлива бывают?
Всего существует три основные марки ДТ – это летнее, зимнее и арктическое. Как не сложно догадаться из названия, основное отличие этих марок друг от друга – диапазон температур, который выдерживается без застывания и вспышки. Так, летнее топливо начнёт застывать при температуре ниже -10 °С, при этом широко используется от 0 °С. При изготовление зимнего топлива, в зависимости от зоны, используются различные добавки. Таким образом, температуры в районе -25 °С для такого топлива не помеха и могут достигать отметки в -35 °С или даже -45 °С. Соответственно, арктическое топливо начнёт застывать только при -55 °С.
Содержание серы и общие нормы
Стоит упомянуть и про содержание серы, показатели будут отличаться в зависимости от марки топлива. Так, для летнего топлива показатель до 0.2% является нормой, для зимнего – 0.5%, соответственно для арктического 0.4%. Само наличие серы подразумевает лучшие смазывающиеся характеристики. Но ограничивается такой элемент из-за того, что сера является основным источником вредных выхлопов.
Стоит обратить внимание и на общие нормы, которые справедливы для топлива любой марки. В частности, цетановое число не может опускаться ниже 45%, оно отражает свойства воспламенения. Также в топливе не должно быть щелочи, сероводорода, никаких примесей и воды, а также водорастворимых кислот. Это базовые нормы, которые относятся к топливу всех марок.
Как улучшается производство дизельного топлива?
Учитывая популярность дизельного топлива, немудрено, что попытки улучшить его характеристики предпринимаются регулярно. В частности, можно отыскать массу всевозможных добавок, которые так или иначе влияют на его свойства. Благодаря обработки топлива повышается цетановое число, снижается температура при которой начинается застывание, понижается задымленность и вырабатываются другие важные характеристики.
Популярны и присадки, влияющие на износ и на характеристики смазывания. При этом стоит отметить, что такие дополнительные добавки производятся в основном на западе, тем самым и появляются побочные действия, когда дизельное топливо имеет плохую совместимость с моторными маслами, а также другими присадками.
Возможности получения альтернативного сырья
Разумеется, желание снизить стоимость топлива и при этом улучшить его характеристики подталкивает на поиск альтернативных источников. Таким образом, для получения летнего топлива широко распространена практика, когда используется печное топливо, отработанное машинное масло и другие продукты, помимо нефти и газа. Собственно, производство такого дизеля в плане итоговой стоимости примерно равно обычному топливу.
Куда более интересны разработки в области биодизеля. Правда, не сказать, что технология распространена повсеместно. Разработки в области получения продукта путём переработки растительных масел ведутся весьма активно, и в ближайшее время в той же Германии будут поставляться куда чаще. Нужно понимать, что применение такого топлива накладывает определённые обязательства, в том числе и в плане изменения конструкций двигателей. А это процесс не быстрый.
Мы рассмотрели основные виды и марки дизельного топлива, поговорили об отличия и преимуществах. В любом случае, какие бы инновационные технологии не применялись повсеместно, в ближайшие годы и, быть может, десятилетия, дизельное топливо не только будет актуальным, но и ещё сильнее распространяться по всему миру.
Дизельное топливо является отличной альтернативой бензину и для тяжелой техники оно значительно лучше подходит. Это более доступный и экономически выгодный вид топлива. Для его изготовления используют керосиново-газойлевые фракции, которые образуют после перегонки сырой нефти.
Выделяют следующие разновидности ДТ, которые можно встретить на нашем рынке:
Основной разницей между всеми этими разновидностями является температура застывания жидкости. Помимо этого есть еще различия по плотности. Арктическое является наименее плотным, тогда как первое место здесь занимает летнее.
Причина застывания топлива при больших холодах состоит в том, что в составе дизеле есть молекулы Н-парафинов и различные примеси, которые плохо переносят снижение температуры. Когда отметка термометра доходит до температуры фильтруемости топлива, то начинается образование кристаллической решетки вещества. После того, как жидкость перейдет в твердое состояние, ее передвижение по внутренней системе транспортных средств станет невозможной.
Такой параметр как температура застывания показывает, когда топливо переходит в желеобразную форму. Это еще не критический случай, но уже на этом моменте невозможно прокачивать топливо по системе и оно не попадет в камеру сгорания.
Среди отрицательных моментов применения можно отметить снижение мощности работы двигателя на зимнем топливе. Существует несколько категорий, отличающихся по количеству содержания серы. Можно выделить более мягкие сорта, в которых содержание серы не столь велико и они более безопасны для использования в городских условиях.
В цене между видами ДТ наблюдается большая разница, так что зимние марки нецелесообразно использовать в летнее время даже по экономическим причинам. Наличие специальных присадок, противодействующих замерзанию, увеличивают стоимость материалов. Евро ДТ соответствует европейским стандартам и имеет дополнительную очистку, что также влияет на стоимость.
Источник: https://koneks-oil.ru/blog/vidy-marki-i-sorta-dizelnogo-topliva.html
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453