Бутиловый спирт с касторкой, силикон, гликоль, полигликоль… DOT 3, DOT 4, DOT 5…А какая жидкость циркулирует в трубках тормозной системы вашего автомобиля?
Температура закипания является, пожалуй, одним из главных параметров тормозной жидкости, поскольку в случае экстренного торможения жидкость в тормозной системе быстро нагревается.
В момент закипания тормозной жидкости в ней образуются пузырьки воздуха, вследствие чего жидкость утрачивает свойство несжимаемости.
Что произойдет при закипании «тормозухи»? Педаль тормоза будет мягко утапливаться в пол, а реакция тормозной системы на нажатие педали будет крайне слабой или же отсутствовать вообще.
В зимнее время особенно актуальным свойством тормозной жидкости становится температура ее застывания. Дело в том, что в очень сильные морозы жидкость становится густой и застывает, закупоривая просвет в трубках и шлангах тормозной системы.
В отсутствие циркуляции тормозной жидкости в системе, педаль тормоза становится тугой, нажать ее практически невозможно. В этом случае тормозная система останется неисправной до тех пор, пока жидкость не оттает.
От степени агрессивности тормозной жидкости будет напрямую зависеть целостность резиново-технических изделий, которыми укомплектована машина, а от антикоррозийных и смазывающих свойств «тормозухи» — срок службы металлических деталей тормозной системы.
Значение гигроскопичности укажет на то, сколько влаги впитает в себя тормозная жидкость в процессе работы. Почему этот параметр так важен?
Дело в том, что с попаданием влаги температура закипания тормозной жидкости стремительно снижается, а эксплуатационные свойства ухудшаются. Чем ниже этот показатель, тем более продолжительным будет ее срок службы.
Смесь бутилового спирта с касторкой – именно такой является базовая основа тормозных жидкостей, использующихся в автомобилях, произведенных до 1985 года.
Жидкость на основе бутилового спирта характеризуется высокими смазывающими свойствами и отсутствием агрессивности по отношению к резиновым изделиям.
Температурные характеристики такой тормозной жидкости, мягко говоря, не впечатляют: температура ее кипения составляет около 1200 С, а температура застывания примерно равна -200 С.
Намного лучше обстоят дела с тормозными жидкостями на основе гликоля или полигликоля. Их температура кипения достигает 2600 С, а температура застывания доведена до -400 С, чего с запасом хватает для климатических условий большей части постсоветского пространства.
Имеется у них и существенный недостаток – высокое значение гигроскопичности. За год службы такая тормозная жидкость впитывает количество влаги, составляющее 2% от ее объема и еще такое же количество воды – за второй год эксплуатации, после чего нуждается в обязательной замене.
Еще один вид тормозных жидкостей – на основе силикона. Высокая (до 3000 С) температура кипения, незначительный показатель сжимаемости и абсолютная негигроскопичность выделают ее среди остальных, однако из-за довольно высокой стоимости используется она лишь в спортивных автомобилях.
Чаще всего тормозные жидкости классифицируют, используя общеупотребительный стандарт DOT (Department Of Transportation).
Именно с определения класса по DOT в большинстве случаев и начинается выбор жидкости при ее покупке. Цифра после аббревиатуры DOT означает ее класс допуска.
DOT 3 – тормозная жидкость на гликолевой основе, имеющая температуру закипания 2200 С для «сухой» жидкости и 1500 С – для «мокрой», достаточно агрессивная к лакокрасочным покрытиям. Срок службы – 2 года.
DOT 4 – жидкость на гликолевой основе с добавлением пакета антикоррозионных и смазывающих присадок, температура закипания «сухой» и «мокрой» жидкостей составляет 2400 С и 1600 С соответственно. Может разъедать краску. Срок службы – 2 года.
DOT 4.5, DOT 4+ и DOT 4 SUPER – модификации DOT 4, имеющие еще более высокую температуру кипения 2600 С и 1800 С. Остальные характеристики идентичны тормозной жидкости класса DOT 4.
DOT 5 – жидкость изготовлена на базе силикона. Температура кипения составляет 2800 С и 1800 С (для «сухой» и «мокрой» жидкостей). Нейтральна к лакокрасочным покрытиям и негигроскопична. Требует замены раз в 5 лет.
DOT 5.1 – доработанная и усовершенствованная DOT 4.5, с рабочими температурами 2700 С и 1800 С. Срок службы – 1 год.
Выбирая тормозную жидкость для автомобиля, обязательно руководствуйтесь рекомендациями, изложенными производителем вашего транспортного средства.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!
Тормозная жидкость – это одна из важнейших жидкостей автомобиля. От её качества зависит не только работа автомобильной тормозной системы, но и безопасность водителя и пассажиров. Тормозная жидкость мгновенно передаёт усилие от одного главного тормозного цилиндра к четырём тормозным цилиндрам колёс.
В тормозной системе задействована жидкость из-за того, что она хорошо проводит давление, так как несжимаема. Казалось бы, нужно взять воду, но физические процессы в автомобиле не позволяют этого сделать. Здесь переходит энергия движения в тепловую энергию. Цилиндры подвергаются сильному нагреву, жидкость закипает и какая-то её часть переходит в пар. Но пар может сжиматься, поэтому такой переход жидкости в газообразное состояние недопустим. Вывод: чем выше температура кипения жидкости в тормозной системе, тем ниже вероятность отказа тормозов.
Вода закипает при 100 градусах, а оптимальная тормозная жидкость при 200-300 градусах Цельсия. Вода со временем абсорбирует молекулы воды, что приводит к снижению температуры её кипения. Поэтому тормозную жидкость надо заменять каждые 2-3 года, а порой и раз в год.
Основами для тормозной жидкости могут служить:
Могут входить в состав тормозной жидкости антикоррозийные добавки и антиоксиданты.
Свойства, которыми обладают тормозные жидкости:
Жидкость не должна быть слишком вязкой, это затруднит её циркуляцию в тормозной системе. А чрезмерно густой тормозную жидкость делает низкая температура, особенно когда жидкость уже впитала в себя много воды. Следовательно, чем ниже гигроскопичность, тем качество тормозной жидкости выше.
Существуют различные виды тормозных жидкостей, с их достоинствами и недостатками:
Разные виды тормозных жидкостей смешивать в тормозной системе нельзя, можно только заменять одну на другую. В старых машинах сильно взаимодействует гликолевая тормозная жидкость с резиновыми деталями. Поэтому, чтобы не пришлось заменять эти детали, лучше заливать в такие автомобили минеральные тормозные жидкости.
Основной показатель – сработавший датчик на приборной панели. Но если он долго не срабатывает, это должно настораживать. Из-за плохих контактов он может быть неисправным. Поэтому лучше иногда открывать капот, заглядывать под него и проверять уровень жидкости в основном цилиндре тормозной системы. Он находится обычно в стороне водителя. Уровень жидкости должен находиться между минимальной и максимальной метками.
В автосервисе это очень быстро - минут 15. Если у автомобиля нет интегральной автоблокировочной системы, то возможна самостоятельная замена жидкости. Самому лучше это сделать на яме или эстакаде. Займёт пару часов. Понадобится помощник, который будет прокачивать тормоза. Заранее необходимо изучить схему системы торможения своего авто. Её описание можно найти в руководстве пользователя ТС. Последовательность действий определяется схемой контуров автомобиля.
Сначала снимают колёса. Шприцем выкачивают всю жидкость из бачка и наливают новую. Сверху бачок накрывают плотной тканью, чтобы вода из воздуха не впитывалась жидкостью.
Далее откручиваются ключом штуцеры на колёсах, сливается старая тёмная тормозная жидкость. Когда потечёт более светлая (свежая) жидкость, штуцер закручивают и теперь в бак доливают новую жидкость. Этот процесс повторяют на каждом колесе. После замены жидкости на колёсах, переходят к бачку главного тормозного цилиндра, доливают его, закрывают.
После этого тормоза надо прокачать. Цель прокачки – спустить весь воздух, попавший в тормозную систему. О наличии воздуха свидетельствует большой и лёгкий ход педали тормоза.
Открывается штуцер выпуска воздуха, на него надевается прозрачная трубка, другой конец которой опускается в банку с тормозной жидкостью. Помощник в это время нажимает на педаль до упора при отвёрнутом штуцере. Жидкость стекает в банку. Штуцер заворачивается и педаль отпускается. Затем жидкость снова доливается. Повторяется это, пока в стекающей жидкости не останется пузырьков воздуха. Затем снимется шланг, и штуцер закрывается колпачком. Все эти действия повторяют и на других колёсах в таком порядке: правое заднее, левое заднее, правое переднее, левое переднее.
Рекомендуемая статья: Как промыть систему охлаждения мотора
В следующем видео вам ещё раз приведут схему и расскажут о принципе работы тормозной системы автомобиля, изложат основные требования к тормозным жидкостям и приведут полную классификацию по нескольким факторам. Все очень наглядно и интересно, буквально разложено по полочкам. Убедитесь сами:
Alexander Stepanoff Ноябрь 24th, 2014
Опубликовано в: Полезные советы и устройство авто
Метки: Как устроен автомобиль, Советы автомобилистам
Тормозные жидкости для авто
Тормозная жидкость — один из важнейших расходных материалов при эксплуатации автомобиля, обеспечивающий безопасность транспортного средства во время движения. В связи с этим к её качеству и работе предъявляются повышенные требования. Принцип действия тормозной жидкости очень прост. При нажатии водителем педали тормоза на механизмы, отвечающие за торможение, через гидравлический привод передаётся увеличенное во много раз усилие. В результате чего, тормозные механизмы посредством контакта тормозных колодок с дисками останавливают движение автомобиля.
Из-за трения, возникающего при этом контакте, выделяется большое количество тепла, часть из которого поглощается окружающим воздухом, но основной объём тепла принимает на себя тормозная жидкость. В большинстве случаев её нагревание не оказывает влияния на работоспособность, но при продолжительных и часто повторяющихся торможениях температура жидкости может превысить допустимые значения, в результате чего возможно закипание и образование паровых пробок в системе.
Смесь с образовавшимся паром, в отличие от чистой жидкости, способна сжиматься. В результате, при наличии паровых пробок в системе, педаль при торможении может «провалиться», что может привести к отказу всей системы и возникновению аварийной ситуации.
Рассмотренная выше ситуация как нельзя лучше подтверждает, что к выбору тормозной жидкости необходимо подходить очень серьёзно. Фактическая температура закипания должна соответствовать той, которую обещает изготовитель.
Кроме того, она должна сохранять свои рабочие характеристики не только при повышенных, но и при минимальных отрицательных температурах. К примеру, даже в сорокаградусный мороз, в ней не допускается образование осадка и нарушение консистенции, напротив, при экстремально низких температурах она должна обеспечивать устойчивую защиту металла от коррозии и расслоений.
Из остальных предъявляемых требований стоит отметить отсутствие негативного воздействия на всевозможные резиновые уплотнительные элементы, которых в механизмах транспортных средств достаточно. Под действием некачественных жидкостей такие детали могут потерять свои характеристики в части эластичности и прочности, а нарушение уплотнения отрицательно скажется на работе всей системы.
Также немаловажным фактором является влияние, которое тормозная жидкость оказывает на места соединения металлических деталей механизмов в части защиты их от коррозии.
С целью борьбы с ней в состав жидкости производители добавляют специальные ингибиторы коррозии, которые защищают изделия из цветных металлов. Роль смазки в гидравлической системе тоже выполняет тормозная жидкость, степень износа поршней, цилиндров и манжет зависит именно от её качества.
Любой из представленных на рынке продуктов является сочетанием материала-основы, содержание которого составляет 93-98%, и антикоррозионных присадок, добавляемых для защиты деталей от износа, ржавчины и расслоения.
Минеральные тормозные жидкости, применявшиеся ранее, обладали превосходными защитными характеристиками, но сейчас их использование сошло на нет ввиду того, что они не отвечают современным мировым стандартам. Это объясняется тем, что температура их кипения сравнительно мала, а при небольших отрицательных температурах они густеют и становятся вязкими.
Гликолевые, получаемые из многоатомных спиртов, прекрасно подходят для использования в качестве смазки и имеют превосходные показатели вязкости и температуры закипания. Однако и у них есть один существенный недостаток — гироскопичность. Происходящее с течением времени перемешивание с водой постепенно влечёт за собой значительное снижение всех показателей. Возрастает вязкость, быстрее протекает процесс коррозии металлических деталей системы, закипание происходит при меньшей температуре.
Постепенно в группу лидеров на рынке выходят продукты, имеющие в своём составе силиконовую основу. Ко всем преимуществам гликолевых веществ у силиконовых добавляется то, что они почти не вступают во взаимодействие с водой и имеют более широкий диапазон рабочих температур, чем объясняется их применение в автомобильном спорте.
Что касается физических характеристик жидкости, то единого нормативного документа, определяющего их оптимальные показатели, в России пока не существует, поэтому подавляющее большинство отечественных производителей в качестве эталона используют нормы DOT, разработанные, внедрённые и с успехом применяемые в США.
Согласно этим нормам, все выпускаемые товары этой группы подразделяются на три класса — DOT3, DOT4 и DOT5.1. Жидкости класса DOT3 используется только для транспортных средств с барабанным тормозом, поэтому их применение в настоящее время практически равно нулю. А вот продукты класса DOT4, напротив, широко известны автолюбителям и профессионалам, именно они сейчас залиты в подавляющее большинство тормозных систем автомобилей всего мира.
Эта закономерность не распространяется лишь на дорожные автомобили спортивного класса, для них гораздо больше подходят жидкости класса DOT5.1. Основным её отличием от DOT4 является показатель температуры закипания, который выше на 30 градусов. Особняком от перечисленных классов стоят жидкости группы DOT5, изготовленные на силиконовой основе и не сочетающиеся с гликолевыми. Их также легко отличить по внешнему виду, в отличие от остальных классов, имеющих цвет от светло-жёлтого до светло-коричневого, они тёмно-красные.
Большинство владельцев автомобилей не торопятся с заменой тормозной жидкости, даже не подозревая о том, что она способна поглощать воду, несмотря на то, что по нормам её необходимо менять с периодичностью в 1-3 года. При этом оценить реальные свойства бывшего в употреблении продукта можно только в лаборатории, на поведение автомобиля с этой целью лучше не ориентироваться, оно вполне может быть обычным.
В кустарных условиях можно оценить состояние жидкости только визуально, на отсутствие в ней осадка или комков. Применяемые в мастерских специализированные приборы также не могут дать реальной картины, поскольку с их помощью можно проконтролировать лишь состояние проверяемого вещества в бачке, но не в самих механизмах, а отличия в данном случае могут быть существенными.
Стоит помнить:
Из вышесказанного нужно сделать один важный вывод — экономить на своевременной замене тормозной жидкости не стоит, при том, что и стоимость этой услуги в автосервисах не так уж высока. Тем более, что при желании это можно выполнить самостоятельно.
Последовательность выполняемых операций при замене может варьироваться в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства, но в большинстве случаев она сводится к нескольким простым этапам:
Эта процедура несложна, хоть и требует определённых навыков, зато, повторяя её с нужной периодичностью, вы можете быть спокойны за сохранность тормозной системы вашего автомобиля, а следовательно за безопасность вас, ваших пассажиров и остальных участников дорожного движения. Кроме того, выполняя её самостоятельно, вы действительно можете сэкономить немного денег и получить бесценную валюту — опыт.
comments powered by HyperComments
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453