Наверное, каждый из автомобилистов желает знать, как производится замена блоков цилиндров, и даже мечтает научиться делать это самостоятельно. Оказывается, мечты могут без проблем реализоваться, тем более что никаких особых сложностей этот процесс собой не представляет. В этой статье мы попытаемся показать методом различных приёмов, как провести такую замену в домашних условиях.
Блок цилиндров двигателя
Замена головки блока цилиндров — процесс ответственный. Проводится она с целью замены прокладки или же для того, чтобы установить новые клапаны и втулки.
Но стоит сразу же предупредить, что без знания начальных слесарных навыков и наличия нужных инструментов к автомобилю лучше не подходить. Вооружиться необходимо следующим комплектом инструментов:
Кроме того, ещё понадобится наличие электрической плитки, наделённой закрытым нагревательным элементом. Здесь можно будет нагревать головки перед запрессовкой втулок.
И ещё нельзя забывать о простом приспособлении для фиксации клапанов при расхаживании пружин. Это может быть, к примеру, кусок доски с бобылками или что-нибудь другое.
Снятие головки блока цилиндров
Замену блока цилиндров как таковую обычно не проводят. Всё начинается с замены тоненькой металлической или асбестометаллической прокладки. Когда обнаруживается течь моторной смазки или ОЖ, долго думать не приходится. Причина как раз скрывается в этой самой прокладке, которую и нужно бывает заменить. Но сначала до неё нужно будет добраться.
Вообще, при каждой замене блока цилиндров прокладку нужно будет менять. Поэтому будет как нельзя кстати начать статью с этого.
Рассмотрим для начала то, для чего вообще нужна прокладка ГБЦ. Как правило, она предназначена для консолидации места соединения крышки с ГБЦ. Следует понимать, что обычная прокладка крышки какой-либо детали и прокладка ГБЦ — разные вещи.
Прокладкой ГБЦ называют такую составляющую, которая отвечает за три системы двигателя: охлаждение, система смазки и газораспределение. Поэтому и требования к этой прокладке соответствующие.
На видео — замена прокладки ГБЦ:
Стоит помнить, что попытка экономии при замене прокладки ГБЦ равносильна краху. Делать этого нельзя ни в коем случае и, если заметны симптомы, указывающие на её износ, прокладку нужно сразу же заменить. Не забывайте, что прокладка — это одноразовая деталь.
Прокладки бывают нескольких видов. Известны на сегодня безасбестовые прокладки, характерной особенностью которых является низкий коллапс и высокая воспроизводимость.
Кроме того, существуют асбестовые прокладки, отличающиеся пластичностью, термоустойчивостью и эластичностью.
Наконец, металлические прокладки, которые считаются наиболее качественными и которые мы советуем устанавливать вместо обычных. Правда, стоят они дороже, зато проблем никаких не вызовут.
Как и говорилось выше, замена прокладки головки блока цилиндров нужна в том случае, когда заметны признаки течи масла. Кроме того, если при проверке щупом масла замечается инородная смесь мутно-белого цвета, то это может быть результатом попадания ОЖ через изношенную прокладку.
Кроме того, если заметен белый дым, выходящий из выхлопной трубы, то это тоже признак того, что нужно менять прокладку.
Приступаем к замене. Для начала отсоединяем «массу» от аккумуляторной батареи. Затем нужно будет установить правильно поршень первого цилиндра. «Положение 1-го такта» — вот так его нужно установить. После этого слить ОЖ.
Далее, нужно снизить давление в системе питания, если автомобиль ещё «горячий», и отсоединить приёмную трубу глушителя от коллектора. Добираемся до головки блока цилиндров и снимаем крышку.
Замена прокладки ГБЦ
Теперь нужно будет найти регулятор полного расхода воздуха и отсоединить от него провода. Потом ослабить хомут держателя воздухопроводящего штуцера к дроссельному узлу и снять деталь с корпусом фильтра воздуха. Не забываем извлечь также воздухозаборный шланг.
Находим винт, закрепляющий держатель выступа подводящей трубы водяного насоса. Отворачиваем его.
Кронштейн отводим в сторону и ослабляем хомуты. Отсоединяем подводящий и отводящий шланги системы охлаждения от дроссельного узла. После этого ослабляем хомут, фиксирующий шланг тормозов к штуцеру.
Все провода разделяем от регуляторов уровня масла, холостого хода и положения клапанной заслонки.
На видео — снятие головки блока цилиндров:
Находим концы высоковольтных проводов и отсоединяем их от свечей зажигания. Вытягиваем жгут проводов из-под ресивера.
Снимаем крышку ремня привода распредвала, а затем и сам ремень. В этом случае не рекомендуется поворачивать оба вала до установки ремня привода. Это очень важно.
Разъединяем пластмассовый держатель, который соединяет топливную раму и составляющую маслоизмерительного щупа.
Выворачиваем болты-держатели ГБЦ. Извлекаем их. В этом случае нужно помнить, что болты крепления ГБЦ отворачиваются только на таком моторе, который несколько часов не работал и полностью остыл. Извлекаем головку.
Головка блока цилиндров — деталь довольно тяжёлая и снимать её лучше вместе с помощником. Теперь нужно будет очистить привалочные поверхности ГБЦ, которые должны быть сухими и чистыми. И удаляем масло из резьбовых соединений. Если этого не сделать, то при обратной сборке в ГБЦ могут появиться трещины, что отрицательно скажется на всей работе автомобиля.
Берём новую прокладку и устанавливаем её, не забывая выровнять её по двум направляющим.
Собираем ГБЦ в обратной последовательности.
Головка блока цилиндров является наиважнейшей частью автомобильного двигателя, без которой нормальное функционирование агрегата представить себе невозможно. В этом узле сосредоточена масса жизненно важных деталей и механизмов, обеспечивающих работу мотора — сердца автомобиля.
Как и было сказано выше, снятие ГБЦ в основном бывает необходимо в случаях, когда изнашивается прокладка. Как это сделать, было представлено выше. Но бывает и так, что этот узел подвергается снятию, когда перегревается двигатель. Конечно же, по вине самого водителя, который остановил автомобиль слишком поздно, не заметив угрожающего сигнала датчика.
На видео — снятие и разборка головки блока цилиндров:
Как известно, перегрев двигателя не всегда носит ярко выраженный характер, когда, например, валит дым из-под капота. Поэтому водитель должен быть крайне внимательным и не допускать перегрева, а то не избежать ему трещин в стальных вкладышах между сёдлами клапанов автомобиля или других неприятностей.
Как бы то ни было, переходим к снятию ГБЦ. Подробно то, как это сделать, было описано выше. Напомним кратко, как это сделать:
Далее, проводится непосредственное снятие ГБЦ. Снимается крышка и ремень зубчатого шкива. Одновременно с этим не забываем проводить попутную диагностику деталей. Важно осмотреть сальник распределительного вала.
Что касается болтов крепления ГБЦ, то, как и говорилось выше, их снимать нужно только после полного охлаждения двигателя и делать это нужно сверхаккуратно. Рекомендуется справляться со схемой, которую можно найти во многих источниках.
После снятия головки проводятся запланированные ремонтные работы. Это могут быть та же замена прокладки, доработка ГБЦ или ремонт определённых узлов и механизмов. Нередко в таком виде ГБЦ везут на диагностику, где аппаратура определяет дефекты и проверяет головку блока цилиндров на герметичность.
На видео — замена прокладки под головкой цилиндров на ВАЗ:
Что касается ремонта ГБЦ, то проводят его обычно после 250 тыс. км пробега автомобиля. Процесс ремонта подразумевает замену втулок клапана.
Головка снята, и нужно обязательно запомнить, как установлен распредвал, чтобы после не ломать голову над тем, как всё собрать на место. Установку распредвала ориентируем по нужному пазу шкива и штифта. Демонтируем распредвал. Желательно работать по схеме и ослаблять гайки поочерёдно. Это делается для того, чтобы не треснула так называемая постель распределительного вала. Посмотрите на схему ниже:
Схема порядка ослабления гаек распредвала
На этой схеме показывается, как правильно и поочерёдно ослаблять и затягивать гайки распределительного вала.
Продолжаем процесс разбора. Снимаем «рокеры» и «стаканчики», а затем раскладываем таким образом, чтобы знать, что и откуда было извлечено.
Рассухариваем клапаны и вынимаем их из головки, опять же не забывая правильно разложить по кучкам. Делаем это даже в том случае, если собираемся заменить все клапаны на новые.
Пришла пора тщательно осмотреть сёдла клапанов. Нужно, чтобы на их рабочей поверхности не было заметно следов выгораний или раковин. Таким образом, если всё в порядке, можно будет ограничиться при замене клапанов только притиркой.
На видео — ремонт ГБЦ:
Притирка должна убрать раковины или мелкие прогары на седле, а если нет, то придётся провести зенковку. Проводя этот процесс, нужно не перестараться, так как, если снять много металла, клапан сильно поднимется вверх относительно остальных деталей.
После замены клапанов следует обязательно провести их регулировку.
Теперь нужно заменить старые втулки на новые. Стараемся выбирать новые втулки по наружному диаметру, который должен быть на пять или семь сотых миллиметра больше, чем старые.
Запрессовку новых втулок проводим на электрической плитке. На это уходит примерно около двух часов. В идеале новая втулка должна зайти до упора двумя-тремя ударами молотка.
Собираем всё в обратной последовательности.
Как видим из статьи, замена головки блока цилиндров — процесс не столь уж и сложный, хотя начальными познаниями в слесарной области всё же нужно обладать. Надеемся, что представленная выше инструкция и полезные советы помогут вам справиться с этим делом без особых проблем. Удачи вам!
Процедура снятия и установки головки блока цилиндров, явление довольно редкое. Но, коль скоро вы решили произвести капитальный ремонт ГБЦ, либо у вас возникла необходимость в замене прокладки ГБЦ, то технологию знать необходимо.
Замена головки блока цилиндров не подпадает под понятие «ремонт». И, тем не менее, нужно знать, как снять головку блока цилиндров, и затем поставить новую ГБЦ.
Если вы решили своими руками произвести подтяжку болтов ГБЦ, то снятие головки блока цилиндров не требуется, хотя часть технологических процедур проделать придётся.
В силу разных конструктивных особенностей моделей автомобилей, не существует точной и однообразной инструкции о том, как снять головку блока цилиндров, а затем установить её.
Плюс ко всему у разных моделей и модификаций двигателей существуют разные схемы и моменты затяжки болтов ГБЦ.
Тем не менее, общий алгоритм таких операций, как снятие и установка головки блока цилиндров, можно проследить, и придерживаться его.
Перед началом работы необходимо отсоединить и снять аккумуляторную батарею, слить охлаждающую жидкость и моторное масло.
Демонтаж навесного оборудования включает в себя:
Снятие головки блока цилиндров включает в себя:
Естественным образом, установка ГБЦ проходит в обратном порядке. Особое внимание следует обратить и не пожалеть денег на новую прокладку ГБЦ и болты крепления.
Затяжка болтов крепления должна проводиться только динамометрическим ключом, по схеме и с усилием затяжного момента, указанным в Руководстве от производителя.
Производим монтаж всего навесного оборудования. Вот тут-то и пригодится ваша маркировка проводов, шлангов, магистралей и тросиков.
Заливаем охлаждающую жидкость и моторное масло. Запускаем двигатель. При работающем двигателе контролируем герметичность соединений: выхлопной системы, охлаждающей и топливной систем. И, конечно же, контролируем место соединения крышки, ГБЦ и самого блока цилиндров.
Удачи вам при снятии и установке головки блока цилиндров своими руками.
Мотор транспортного средства — это достаточно сложный и технологический агрегат, который состоит из большого количества узлов, выполняющих свои узкие функции, которые в итоге преобразовывают энергию процесса сгорания горючего в энергию механическую, что способна привести в движение транспортное средство. Иными словами, что бы залитое в бак горючее превратилось в движение, нужно задействовать множество узлов и агрегатов, о которых должен знать каждый автолюбитель.
ГБЦ называют головку блока цилиндров, важнейшую из узлов транспортного средства, которая отвечает за контроль над процедурой сгорания горючего в моторе и вывод отработавших газов. Можно выделить основные детали и механизмы ГБЦ:
Замена блока цилиндров — довольно ответственный и трудоемкий процесс, ее проводят для замены прокладки или для установки новых клапанов и втулок. Однако вовсе не обязательно обращаться для этого в автомастерскую, вы можете заменить головку блока цилиндров самостоятельно, имея минимальные слесарные навыки и такие инструменты:
Помимо этого, желательно иметь электрическую плитку, которая наделена закрытым нагревательным элементом. Перед запрессовкой втулок здесь можно нагревать головки.
Также не забудьте о приспособлении, что бы фиксировать клапаны при расхаживании пружин. Для этого подойдет небольшая доска с бобылками или что-то подобное.
Как правило, замену блока цилиндров не проводят. Процесс начинается с замены асбестометаллической или тоненькой металлической прокладки.
При обнаружении течи охлаждающей жидкости или моторной смазки, не приходится долго думать. Кроется причина как раз в этой прокладке, которую и нужно заменить. Однако сначала до нее необходимо добраться.
Прокладка ГБЦ необходима для укрепления места соединения крышки и головки блока цилиндров. Прокладку ГБЦ следует менять при каждой замене головки блока цилиндров. Важно понимать, что прокладка ГБЦ и обычная прокладка крышки какого-либо элемента — разные вещи.
Она отвечает за такие системы мотора — газораспределение, система смазки и охлаждение, поэтому и требования к ней соответствующие. Ни в коем случае нельзя экономить при замене данной прокладки. Если симптомы ее износа заметны, прокладку следует немедленно заменить.
Существует несколько видов прокладок:
Итак, производить замену прокладки ГБЦ необходимо в следующих случаях:
Установка прокладки ГБЦ — процесс очень простой. Вам просто необходимо установить новую прокладку головки на блок по установочным втулкам, но не забудьте выровнять ее по направляющим. ГБЦ собираем в обратном порядке.
Естественно, установка ГБЦ проводится в обратной последовательности к снятию. Особое внимание следует обратить на болты крепления. Затяжку этих болтов необходимо проводить лишь динамометрическим ключем.
При наличии небольшого опыта и знаний данные работы можно провести своими силами. Однако необходимо понимать сам процесс и обладать знаниями о конструкции ГБЦ.
Все агрегаты и узлы транспортного средства нуждаются в постоянном обслуживании, диагностике и ремонте. Головки блока цилиндров не являются исключением. Элементы, которые нагружены наиболее сильно требуют повышенного внимания к себе. Это элементы газораспределительного механизма — сальники распределительного вала, сальники клапанов, прокладка головки блока цилиндров и другие. На правильную работу ГБЦ и преждевременный износ деталей оказывает свое влияние масса факторов, главные из которых касаются диагностики и обслуживания.
Затягивать гайки не соблюдая моменты усилия, контролируемые динамометрическим ключем, нарушать порядок гаек крепления головки или затяжки болтов нельзя, так как это может привести к искривлению корпуса головки, что способно вывести мотор из строя.
С 10 июня 2017 г. ужесточились требования к номерным агрегатам автомобиля. Поэтому замена блока цилиндров, как и установка контрактного мотора, теперь требуют регистрации изменений в конструкции автомобиля. Поговорим не только о затяжке болтов и установке прокладки ГБЦ, без которых невозможна замена головки блока, БЦ двигателя, но и о регистрации нового блока в ГИБДД.
Некоторые из причин, по которым в Госавтоинспекции не проводятся регистрационные действия с ТС:
Номер двигателя наносится на блоке цилиндров, поэтому процедура замены требует обязательного оформления в ГИБДД.
Возможные дефекты:
Густой белый дым из выхлопной трубы — явный признак попадания антифриза в камеру сгорания.
К сожалению, в домашних условиях проверить блок на герметичность очень сложно. Точное заключение можно получить только после опрессовки, в процессе которой блок с заглушенными отверстиями системы охлаждения помещается в резервуар с подогретой жидкостью. Герметичность проверяется подачей под давлением воздуха в один из каналов рубашки охлаждения. За неимением доступа к опрессовочному стенду рекомендуем воспользоваться показанным на видео народным методом проверки блока цилиндров на предмет трещин.
Привалочная плоскость блока цилиндров проверяется специальной линейкой для проверки плоскостей и мерными щупами. Даже не пытайтесь определить кривизну на глаз, так как величина допусков измеряется в сотых частях миллиметра.
Проверять следует не только продольную, но и поперечную кривизну блока, ГБЦ! Особое внимание этому моменту следует уделять после перегрева двигателя.
Дефектовка рабочей поверхности цилиндров заключается в измерении нутрометром диаметра окружности в средней части, местах перекладки поршня в НМТ и ВМТ. Это позволяет адекватно оценить износ рабочей зоны цилиндра, наличие конусности.
На основании данных по каждому цилиндру, которые при проверке вносятся в таблицу дефектовки, можно сделать вывод о необходимости ремонта или замены блока цилиндров. Контрольная линейка со щупами для проверки плоскостей, нутромер – специализированный инструмент, покупать который для личного использования часто просто нецелесообразно. Поэтому процесс дефектовки рекомендуем доверить опытному токарю либо мотористу.
Замена блока цилиндров при должном подходе означает капитальный ремонт двигателя. Как вы могли догадаться, у вас не получится установить в другой блок цилиндров старые поршни, кольца, вкладыши. Ремонт БЦ при замене главным образом заключается в выравнивании привалочной плоскости, расточке в ремонтный размер и правильной хонинговке цилиндров. На многих автомобилях конструкция блок-картера предполагает установку сухих либо мокрых гильз. При невозможности расточки и подборе поршней ремонтного размера следует установить новые гильзы. Также причиной для замены может послужить надлом бурта гильзы, износ посадочных поясков, износ внешней поверхности, трещины.
Косвенным образом резьбу можно проверить, вкручивая болты крепления ГБЦ от руки, то есть без использования воротка, ключа. Болт должен вкручиваться с небольшим, но равномерным усилием. Тем не менее вытянутая либо сорванная резьба – далеко не приговор для блок-картера. Восстановить ее можно методом вкручивания ремонтной вставки.
Негерметичность в местах установки заглушек технологических отверстий приведет к утечке охлаждающей жидкости. Перед установкой обязательно очистите посадочные места от коррозии, старого герметика. При запрессовке новой заглушки усилие следует прилагать только к наружной кромке, поэтому правильная замена потребует подбора наставки. Для дополнительной герметизации места стыка нанесите на новую заглушку небольшое количество прокладочного герметика. Весь процесс замены заглушек наглядно продемонстрирован на видео.
Перед началом ремонта своими руками рекомендуем подробней изучить замену прокладки головки блока цилиндров, подушки двигателя, последовательность затяжки болтов ГБЦ.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453