С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Затяжка болтов шейки шатунов


Затяжка шатунных болтов

Рейтинг:  5 / 5

Одним из самых простых и самых дешевых способов увеличить долговечности шатунов и их болтов — это выбор шатунных болтов только высочайшего качества и соблюдение указаний по затяжке. Мне известны три способа затяжки болтов: динамометрическим ключом с последующим доворотом на определенный угол, приложенным моментом(динамометр), или контроль затяжки с измерением длинны затянутого болта. Все эти методы имеют свои погрешности и разделяются условиями в которых применяется крепеж.

Не буду углубляться в методики затяжки шатунных болтов, но в любом случае следует соблюдать момент затяжки и не пренебрегать этим, как любят делать в большинстве автосервисов. Много раз сталкивался с методикой «дяди Васи» тянуть шатунные болты сколько есть сил пока не почувствуется небольшое усилие при проворачивании шатуна вокруг шейки коленвала. Никогда не стоит так делать ни для себя, ни для других.

Немного о перетянутых болтах. Как нам известно, детали двигателя подвергаются нагреву и соответственно уместно линейное расширение метала, так как скрепляемые детали состоят из одного металла, а крепеж из другого то и расширение будет разным. В таком случае возникает дополнительный натяг или ослабление. Так вот шатун имеет коэффициент линейного расширения немного больше чем болт, при рекомендуемой затяжке возникает необходимый натяг, не приводящий к началу процессов разрушения болта и заклиниванию вкладыша в результате масленого голодания. Не стоит забывать, что и шейка коленвала достаточно металлоёмкая по сравнению с шатуном. Чрезмерно затянутый болт будет испытывать увеличенную нагрузку во время работы двигателя.

Независимо от выбранного Вами метода затяжки и того, новый болт или старый, Первое что необходимо сделать- это записать общую свободную длину каждого болта. Обязательно запишите где был установлен болт (цилиндр -1, -2 и т.д.). После замера обязательно сравнить полученные значения с длинной нового болта. Если болт имеет растяжение более чем на 0.012мм, замените болт, потому что он начал терять свои упругие свойства.

Измерение болта производится точным инструментом. При сборке шатуна обязательно смазываются моторным маслом или указанной производителем смазкой(рекомендуемый момент затяжки может отличаться)головка болта и основание резьбы.

Моменты затяжки основных резьбовых соединений ВАЗ ПП — DRIVE2

Моменты затяжки для различных основных резьбовых соединений узлов автомобиля. Данные моменты затяжки могут быть обеспечены только посредством специального оборудования (динамометрический ключ)Деталь Резьба Момент затяжки, Н•м (кгс•м)

ДвигательБолт крепления головки цилиндров М12х1,25 см. примечание 2Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора М8 20,87–25,77 (2,13–2,63)Гайка крепления натяжного ролика М10x1,25 33,23–41,16 (3,4–4,2)Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала М8 18,38–22,64 (1,87–2,31)Болт крепления шкива распределительного вала М10 67,42–83,3 (6,88–8,5)Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов М6 6,66–8,23 (0,68–0,84)Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения М8 15,97–22,64 (1,63–2,31)Болт крепления крышек коренных подшипников М10х1,25 68,31–84,38 (6,97–8,61)Болт крепления масляного картера М6 5,15–8,23 (0,52–0,84)Гайка болта крышки шатуна М9х1 43,32–53,51 (4,42–5,46)Болт крепления маховика М10х1,25 60,96–87,42 (6,22–8,92)Болт крепления насоса охлаждающей жидкости М6 7,64–8,01 (0,78–0,82)Болт крепления шкива коленчатого вала M12х1,25 97,9–108,78 (9,9–11,1)Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости М6 4,17–5,15 (0,425–0,525)Гайка крепления приемной трубы глушителя М8x1,25 20,87–25,77 (2,13–2,63)Гайка крепления фланца дополнительного глушителя М8x1,25 15,97–22,64 (1,63–2,31)Гайка крепления троса сцепления к кронштейну двигателя М12х1 14,7–19,6 (1,5–2,0)Болт крепления кронштейна передней опоры подвески двигателя М10х1,25 32,2–51,9 (3,3–5,5)Гайка болта крепления передней опоры подвески двигателя М10 41,65–51,45 (4,25–5,25)Гайка болта крепления левой опоры подвески силового агрегата М10 41,65–51,45 (4,25–5,25)Гайка крепления кронштейна левой опоры подвески силового агрегата М10 31,85–51,45 (3,25–5,25)Болт крепления задней опоры подвески силового агрегата М10х1,25 27,44–34 (2,8–3,47)Гайка болта крепления кронштейна задней опоры подвески силового агрегата М12 60,7–98 (6,2–10)Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника М6 8,33–10,29 (0,85–1,05)Болт крепления маслоприемника к насосу М6 6,86–8,23 (0,7–0,84)Болт крепления масляного насоса М6 8,33–10,29 (0,85–1,05)Болт крепления корпуса масляного насоса М6 7,2–9,2 (0,735–0,94)Пробка редукционного клапана масляного насоса М16х1,5 45,5–73,5 (4,64–7,5)Штуцер масляного фильтра М20x1,5 37,48–87,47 (3,8–8,9)Датчик контрольной лампы давления масла М14х1,5 24–27 (2,45–2,75)Гайка крепления карбюратора М8 12,8–15,9 (1,3–1,6)Гайка крепления крышки головки цилиндров М6 1,96–4,6 (0,2–0,47)СцеплениеГайка крепления картера сцепления к блоку двигателя М12х1,25 54,2–87,6 (5,53–8,93)Болт крепления картера сцепления к блоку двигателя М12х1,25 54,2–87,6 (5,53–8,93)Болт крепления фланца направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления М6 3,8–6,2 (0,39–0,63)Болт крепления кожуха сцепления к маховику М8 19,13–30,9 (1,95–3,15)Гайка крепления картера сцепления к коробке передач М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)

Болт крепления нижней крышки к картеру сцепления М6 3,8–6,2 (0,4–0,6)

Коробка передачВинт конический крепления шарнира тяги привода М8 16,3–20,1 (1,66–2,05)Болт крепления механизма выбора передач М6 6,4–10,3 (0,65–1,05)Болт крепления корпуса рычага переключения передач М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)Гайка крепления хомута тяги привода и реактивной тяги М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)Гайка заднего конца первичного и вторичного валов М20х1,5 120,8–149,2 (12,3–15,2)Выключатель света заднего хода М14х1,5 28,4–45,3 (2,9–4,6)Болт крепления вилок к штоку М6 11,7–18,6 (1,2–1,9)Болт крепления ведомой шестерни дифференциала М10х1,25 63,5–82,5 (6,5–8,4)Гайка крепления корпуса привода спидометра М6 4,5–7,2 (0,45–0,73)Болт крепления оси рычага выбора передач М6 11,7–18,6 (1,2–1,9)Гайка крепления задней крышки к картеру коробки передач М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)Пробка фиксатора вилки заднего хода М16x1,5 28,4–45,3 (2,89–4,6)Винт конический крепления рычага штока выбора передач М8 28,4–35 (2,89–3,57)Болт крепления картера сцепления и коробки передач М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)

Пробка сливного отверстия М22х1,5 28,7–46,3 (2,9–4,7)

Передняя подвескаГайка крепления верхней опоры к кузовуМ8 19,6–24,2 (2–2,47)Гайка крепления шарового пальца к рычагу М12х1,25 66,6–82,3 (6,8–8,4)Гайка эксцентрикового болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку М12х1,25 77,5–96,1 (7,9–9,8)Болт крепления телескопической стойки к поворотному кулаку М12х1,25 77,5–96,1 (7,9–9,8)Болт и гайка крепления рычага подвески к кузову М12х1,25 77,5–96,1 (7,9–9,8)Гайка крепления растяжки М16х1,25 160–176,4 (16,3–18)Болт и гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу М10х1,25 42,1–52,0 (4,29–5,3)Гайка крепления штанги стабилизатора к кузову М8 12,9–16,0 (1,32–1,63)Болт крепления кронштейна растяжки к кузову М10х1,25 42,14–51,94 (4,3–5,3)Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре М14х1,5 65,86–81,2 (6,72–8,29)Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку М10х1,25 49–61,74 (5,0–6,3)Гайка подшипников ступиц задних колес М20х1,5 186,3–225,6 (19–23)Гайка подшипников ступиц передних колес М20х1,5 225,6–247,2 (23–25,2)Болт крепления колесаМ12x1,25 65,2–92,6 (6,65–9,45)Задняя подвескаГайка крепления нижнего конца амортизатора М12х1,25 66,6–82,3 (6,8–8,4)Гайка крепления рычага задней подвески М12х1,25 66,6–82,3 (6,8–8,4)Гайка крепления кронштейнов рычагов подвески М10х1,25 27,4–34 (2,8–3,46)Гайка крепления верхнего конца амортизатора М10х1,25 50–61,7 (5,1–6,3)ТормозаБолт крепления цилиндра тормоза к суппорту М12х1,25 115–150 (11,72–15,3)Болт крепления направляющего пальца к цилиндру М8 31–38 (3,16–3,88)Болт крепления тормоза к поворотному кулаку М10х1,25 29,1–36 (2,97–3,67)Болт крепления заднего тормоза к оси М10х1,25 34,3–42,63 (3,5–4,35)Гайка крепления кронштейна вакуумного усилителя к усилителю кронштейна М8 9,8–15,7 (1,0–1,6)Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю М10 26,5–32,3 (2,7–3,3)Гайка крепления вакуумного усилителя к усилителю кронштейна М10 26,5–32,3 (2,7–3,3)Гайка соединений тормозных трубопроводов М10 14,7–18,16 (1,5–1,9)

Наконечник гибкого шланга переднего тормоза М10х1,25 29,4–33,4 (3,0–3,4)

Рулевое управлениеГайка крепления картера рулевого механизма М8 15–18,6 (1,53–1,9)Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления М8 15–18,6 (1,53–1,9)Болт крепления кронштейна вала рулевого управления М6 Завернуть до отрыва головкиБолт крепления вала рулевого управления к шестерне М8 22,5–27,4 (2,3–2,8)Гайка крепления рулевого колеса М16х1,5 31,4–51 (3,2–5,2)Болт стяжной наконечника рулевой тяги М10 19,1–30,9 (1,95–3,15)Гайка крепления шарового пальца тяги М12х1,25 27,05–33,42 (2,76–3,41)Болт крепления тяги рулевого привода к рейке М10х1 70–86 (7,13–8,6)Гайка подшипника шестерни рулевого механизма М38х1,5 45–55 (4,6–5,6)ЭлектрооборудованиеСвеча зажигания М14х1,25 30,67–39 (3,13–3,99)Гайка болта крепления генератора М12х1,25 58,3–72 (5,95–7,35)Гайка шпильки крепления генератора М10х1,25 28,08–45,3 (2,86–4,62)

Примечания:

1. Приведенные значения моментов можно округлять до десятых долей в пределах допуска.2. Болты крепления головки цилиндров необходимо затягивать в четыре приема: 1 – моментом 20 Н•м (2 кгс); 2 – моментом 69,4–85,7 (7,1–8,7 кгс); 3 – довернуть на 90°; 4 – снова довернуть на 90°.

Моменты затяжки основных резьбовых соединений

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

Таблица А.1

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Наименование

Условия затяжки

Примечание

Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренных подшипников (вертикальные) коленчатого вала (M16)

Затяжку проводить от средней опоры к крайним, начиная с правого ряда в два приема:

-    предварительно крутящим моментом 95... 120 Н-м (9,6... 12,0 кгс-м);

-    окончательно крутящим моментом 275...295 Н-м (28,0...30,0 кгс м)

Позиция 6, рисунок 10

Стяжные болты крепления 7482.1005158, 7482.1005159 крышек коренных подшипников (горизонтальные) коленчатого вала (M16)

Затянуть крутящим моментом 147... 167 Н-м (15,0...17,0 кгс-м)

Позиции 4,5, рисунок 10

Болты крепления маховика:

-М16

-М14

Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Затяжку проводить последовательно в два приема (предварительно и окончательно), окончательно крутящим моментом

245...264 Н-м (25,0...27,0 кгс-м)

167...186 Н-м (17...19 кгс-м)

Позиция 16, рисунок 12

Болты крепления полумуфты отбора мощности, гасителя крутильных колебаний и шкива коленчатого вала М12

Непосредственно перед сборкой нанести на 3...4 нитки резьбы болта герметик «Стопор-6» или «Унигерм 6» с полным заполнением профиля резьбы методом окунания или кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следов масла и коррозии.

Затянуть крутящим моментом 98,0... 117,6 Н-м (10,0...12,0 кгс-м)

Позиции 10 и 22 рисунок 13.

Позиции 5 и 18 рисунок 14

Гайки болтов крепления крышек шатунов

Затяжку проводить в два приема:

-    предварительно с начальным крутящим моментом 76,5...80,4 Н-м (7,8...8,2 кгс-м);

-    окончательно, контролируя два параметра, угол поворота гайки, равный (50±5)° от положения после предварительной затяжки и величину момента 108...180    Н-м (11,0...18,3 кгс-м). При этом контроль угла поворота гайки является определяющим.

Допускается затяжка крутящим моментом 127.5...137.3    Н-м (13,0...14,0 кгс-м)

Позиции 6,7, рисунок 11

Болты крепления передней крышки блока цилиндров:

- M10x1,25-6gx120;

- M12x1,25-6gx120

Затягивать болты крутящим моментом:

-    49,0...60,8 Н-м (5,0...6,2 кгс-м);

-    88,1... 108,0 Н-м (9,0... 11,0 кгс-м)

-

Наименование

Условия затяжки

Примечание

Болты крепления головок цилиндров М16

Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Болты затягивать в три приема крутящим моментом:

-    первый прием - 39,0...49,0 Нм (4,0...5,0 кгс-м);

-    второй прием - 98,0...127,0 Н-м (10,0...13,0 кгс-м);

-    третий прием - 186,0...206,0 Н-м (19,0...21,0 кгс-м)

Очередность затяжки согласно рисунку 19

Болты крепления крышек головок цилиндров М8

Затягивать болты крутящим моментом 12,7...17,6 Н-м (1,3...1,8 кгс-м)

Позиция 12, рисунок 16

Болты крепления картера маховика:

-М12

-М10

Затягивать болты в два приема крутящим моментом:

-    первый прием - 50,0...70,0 Н-м (5,0.. .7,0 кгс-м);

-    второй прием - 88,0...108,0 Н-м (9,0... 11,0 кгс-м);

-    первый прием - 20,0...30,0 Н-м (2,0.. .3,0 кгс-м);

-    второй прием - 43,1...54,9 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м)

-

Болты крепления оси ведущей шестерни привода распределительного вала М10

Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом 49,0...61,0 Н-м (5,0...6,2 кгс-м)

Позиция 2, рисунок 8

Болт М12 крепления ведущей шестерни привода распределительного вала

Затягивать крутящим моментом: 88,3...98 Н-м (9...10 кгс-м).

Позиция 9, рисунок 8

Болты крепления масляного картера М8

Затягивать болты крутящим моментом 7,8...17,8 Н-м (0,8...1,8 кгс-м)

-

Болты крепления выпускных коллекторов М10

Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом - 43,0...55,0 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м)

-

Болты крепления корпусов компрессоров М6

Затягивать болты крутящим моментом 4,9...7,8 Н-м (0,5...0,8 кгс-м)

-

Болты крепления корпусов турбин М8

Затягивать болты крутящим моментом 17,65...24,51 Н-м (1,8...2,5 кгс-м)

-

Болты крепления трубопроводов подвода масла к турбокомпрессорам М14

Затягивать болты крутящим моментом 49,0...68,0 Н-м (5,0...7,0 кгс-м)

-

Болты крепления пакетов задних и передних пластин к валу привода ТНВД

Затягивать болты крутящим моментом 90...100 Н-м (9,0...10,0 кгс-м)

Рисунок 43

Болты крепления пакетов задних и передних пластин к полумуфте ведущей и насосу привода ТНВД

Затягивать болты крутящим моментом 63,8...73,6 Н-м (6,5...7,5 кгс-м)

Рисунок 43

Болт стяжной полумуфты ведущей привода ТНВД

Затягивать болт крутящим моментом 58,9...64,7 Н-м (6,0...6,6 кгс-м)

Рисунок 43

Болты крепления топливопровода низкого давления:

- М14;

- M10xl

- М10x1,25

Затягивать болты крутящим моментом:

-    39,2...49,0 Н-м (4,0...5,0 кгс-м);

-    34,3...49,0 Н-м (3,5...5,0 кгс-м);

-    19,6...24,5 Н-м (2,0...2,5 кгс-м)

-

Наименование

Условия затяжки

Примечание

Болты крепления ТНВД к блоку:

-    V-образного

-    рядного

-    предварительно 6,9...8,8 Н м (0,7...0,9 кгс-м);

-    окончательно 13,7... 15,6 Н-м (1,4...1,8 кгс-м);

-    предварительно 5...15 Н-м (0,5... 1,5 кгс-м);

-    окончательно 45...55 Н-м (4,5...5,5 кгс-м).

-

Болты крепления масляного насоса М10

Затягивать болты крутящим моментом 49,0...68,6 Н-м (5,0...7,0 кгс-м)

стоек коромысел М10

Затягивать гайки крутящим моментом 41,0...53,0 Н-м (4,2...5,4 кгс-м)

Гайка крепления колеса компрессора

Затягивать крутящим моментом 4,9...6,9 Н-м (0,5...0,7 кгс-м)

Позиция 19, рисунок 25

Гайки скобы крепления форсунки М10

Затягивать гайки крутящим моментом 35,0...40,0 Н-м (3,5...4,0 кгс-м)

Гайки крепления турбокомпрессоров М10

Затягивать гайки крутящим моментом 44,0...56,0 Н-м (4,4...5,6 кгс-м)

Гайки топливопроводов высокого давления

Затягивать гайки крутящим моментом 24,5...44,1 Н-м (2,5...4,5 кгс-м)

Г айки регулировочного винта коромысла М10

Затягивать гайки крутящим моментом 33,0...41,0 Н-м (3,4...4,2 кгс-м)

Пробки колпаков масляного фильтра

Затягивать пробки крутящим моментом 24,5.. .39,2 Н-м (2,5...4,0 кгс-м)

Колпаки масляного фильтра

Затягивать колпаки крутящим моментом 49,0.. .68,6 Н-м (5,0...7,0 кгс-м)

Сливная пробка картера масляного

Затягивать пробку крутящим моментом 39,2...58,8 Н-м (4,0...6,0 кгс-м)

Сборка и установка шатунно-поршневой группы

Установка маслосъемного кольца Установите расширитель маслосъемного кольца в канавку под кольцо в поршне.

Убедитесь, что зазоры в замках скребков и расширителя расположены, как показано на рисунке.
Новые детали (расширитель и скребки) имеют цветовую метку в соответствии со своими размерами (см. соответствующую таблицу). Установите верхний скребок маслосъемного кольца. Для установки верхнего скребка, сначала установите один конец скребка в поршневую канавку, затем заведите остальную часть скребка пальцем, как показано на рисунке.
Не используйте экспандер поршневых колец. В отличие от других частей поршневых колец скребок маслосъемного кольца может сломаться при его расширении экспандером.
Установите нижний скребок маслосъемного кольца таким же образом, как и верхний. Проверьте правильность установки маслосъемного кольца, состоящего из трех деталей. При правильной установке маслосъемного кольца, оно должно плавно вращаться в любом направлении. Таблица цветовых меток размеров маслосъемных колец Установка компрессионных колец №1 и №2 Экспандером для компрессионных колец установите компрессионные кольца №1 и №2 идентификационной маркировкой вверх.
Каждое компрессионное кольцо имеет размерную и идентификационную метки, выполненную штамповкой на концах кольца. При установке расположите кольцо так, чтобы метка была сверху (см. таблицу).
Подбор вкладышей шатунного подшипника При замене вкладышей шатунного подшипника подбирайте их по приведенным ниже таблицам в соответствии с размерной группой (символьными или цветовыми метками) коленчатого вала и размерной группой (символьными или цветовыми метками) вкладышей шатунного подшипника. Номинальный диаметр отверстия нижней головки шатуна: 48,000–48,015 мм. Таблица для подбора вкладышей шатунных подшипников (двигатель 4G63-7) Таблица для подбора вкладышей шатунных подшипников (двигатель 4G64) Таблица для подбора вкладышей шатунных подшипников (двигатель 4G69)
Метка размерной группы шатунной шейки коленчатого вала нанесена только на деталь, поставляемой как запасная часть.
Установка поршня и шатуна в сборе Смажьте тонким слоем моторного масла поверхности поршня и поршневых колец. Расположите замки компрессионных колец и маслосъемного кольца (расширителя и скребков), как показано на рисунке. Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы шатунная шейка вала встала посередине отверстия цилиндра. Используйте подходящие протекторы для резьбовых элементов болтов шатунов перед установкой поршня с шатуном в сборе в отверстие цилиндра. Это позволит избежать повреждений рабочей зоны шеек коленчатого вала. С помощью специального приспособления для сжатия колец, установите поршень с шатуном в сборе в отверстие цилиндра блока.
Поршень с шатуном в сборе должен быть установлен в блок цилиндров таким образом, чтобы метка на поршне была направлена к передней части двигателя (кремню привода ГРМ).
Установка крышки шатуна и проверка осевого зазора нижней головки шатуна Совместите соответствующие крышки с соответствующими шатунами, принимая во внимание нанесенные метки (номер цилиндра) и метод фиксации вкладышей (пазами для вкладышей). Если устанавливается новый шатун без установочных меток, то расположите пазы для фиксации вкладышей на шатуне и крышке с одной стороны. С помощью плоского щупа измерьте осевой зазор нижней головки шатуна. Номинальный осевой зазор: 0,10–0,25 мм. Предельно допустимый осевой зазор: 0,40 мм. Затяжка гаек крепления крышки шатуна Болт и гайка крепления крышки шатуна затягиваются по «пределу текучести». Перед установкой болта убедитесь, что резьба болта/гайки не деформирована. Наличие деформации соединения болт-гайка проверяется накручиванием гайки на болт вручную до конца резьбы. Если гайка наворачивается на болт вручную с затруднением, то резьба болта деформирована, и болт необходимо заменить. Перед установкой гайки смажьте тонким слоем моторного масла резьбовые части гайки и болта. Наверните гайки на соответствующие болты вручную. Затем затяните каждую гайку индивидуально, чтобы убедиться, что крышка шатуна села правильно. Попеременно затяните гайки крепления крышек указанным моментом затяжки. Момент затяжки: 20 ±2 Н·м. Доверните гайки крепления крышек на угол 90–94°.
Если гайка довернута на угол менее 90°, то затяжка гаек крепления крышек будет недостаточной. Если гайка довернута на угол более 94°, то отверните гайку и повторите процедуру затяжки.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости