С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Змз 409 датчик распредвала


Проверка датчика фазы Bosch PG-3.1 двигателя ЗМЗ-409, принцип работы и внешние проявления неисправности датчика.

Датчик положения распределительного вала, он же датчик фазы, на двигателе ЗМЗ-409 установлен в левой задней части в приливе головки блока цилиндров у четвертого цилиндра со стороны выпускного коллектора. Назначение датчика фазы — определение начала цикла работы двигателя и обеспечение формирования одиночного импульсного сигнала от прохода стального штифта-отметчика выпускного распределительного вала.

По информации с датчика фазы блок управления двигателем определяет момент установки поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке такта сжатия для расчета последовательности впрыска топлива согласно порядку работы цилиндров. 

Общее устройство, принцип работы и аналоги датчика положения распределительного вала Bosch PG-3.1 0 232 103 006.

Датчик положения распределительного вала является интегральным датчиком, включающим чувствительный элемент и вторичный преобразователь сигнала. Чувствительный элемент выполнен на эффекте Холла, который заключается в формировании ЭДС при воздействии или изменении магнитного поля. Вторичный элемент содержит мостовую схему, операционный усилитель и выходной каскад, выполненный в виде открытого коллектора.

Конструктивно датчик положения распределительного вала состоит из цилиндрического корпуса с чувствительным элементом и магнитом, основания датчика с фланцем и отверстием крепления, наголовника со схемой вторичного преобразователя, кабель связи в экранированный оболочке, трехконтактной вилки соединителя опрессованной на кабеле.

Монтажный зазор, измеренный между торцом датчика и верхней кромкой штифта-отметчика, должен быть в пределах 0.5-1.2 мм. Этот зазор не регулируется и обеспечивается при установке датчика на заводе-изготовителе. Подключение датчика фазы к жгуту проводов производится с помощью трехконтактной розетки с защелкой. Центральный сигнальный провод датчика, с целью защиты выходного сигнала от помех бортовой сети, выполнен экранированным.

Центр стального штифта-отметчика выпускного распределительного вала совпадает с началом или серединой первого, после выреза, зуба диска синхронизации. Ширина отметчика распределительного вала составляет не менее 24+-1 градусов положения распредвала. При появлении штифта-отметчика датчик фазы формирует сигнал низкого уровня, близкий к массе.

Аналоги датчика положения распределительного вала Bosch PG-3.1 0 232 103 006 : 406.3847050-01, 406.3847050-04, 406.3847050-05 или ДФ-1. Конструктивно эти датчики отличаются от Bosch PG-3.1 длиной кабеля связи и высотой наголовника.

Проверка датчика положения распределительного вала двигателя ЗМЗ-409.

Первоначальная проверка датчика фазы производится без его снятия с двигателя. При включенном зажигании вольтметром измеряется напряжение на выводе «1» колодки жгута проводов, минусовой щуп вольтметра при этом должен быть подсоединен к «массе» двигателя. На выводе должно быть напряжение +12 Вольт, в противном случае присутствует неисправность в цепи питания датчика.

Для полной проверки датчика его необходимо снять с двигателя и собрать электрическую схему показанную ниже. После подключения +12 Вольт от источника питания светодиод должен загореться и сразу погаснуть. При перемещении вблизи торца датчика фазы отвертки или пинцета светодиод должен кратковременно загораться. Если светодиод не горит, то датчик неисправен и его необходимо заменить.

Внешние проявления неисправности датчика фазы Bosch PG-3.1 0 232 103 006 и возможные способы их устранения.

В случае неисправности или выхода из строя датчика фазы, контроллер системы управления двигателем ЗМЗ-409 при работающем двигателе включает сигнальную лампу неисправности Check Engine, а его система бортовой самодиагностики выдает коды неисправностей :

Микас 7.2

054 — неисправность цепи датчика положения распределительного вала (датчика фазы)

Микас 11 и Bosch ME17.9.7

0340 — неисправность цепи датчика положения распределительного вала (датчика фазы) 0342 — низкий уровень сигнала цепи датчика положения распределительного вала (датчика фазы)

0343 — высокий уровень сигнала цепи датчика положения распределительного вала (датчика фазы)

Датчики системы управления двигателем ЗМЗ-409 с электронным блоком управления Микас 7.2.

В состав системы электронного управления двигателем ЗМЗ-409 Евро-2 с блоком управления Микас 7.2 входят следующие датчики системы управления двигателем : положения коленчатого вала или синхронизации, положения распределительного вала или фазы, массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, температуры воздуха, детонации, кислорода или лямбда-зонд. 

Датчики системы управления двигателем ЗМЗ-409 с электронным блоком управления Микас 7.2
Датчик положения коленчатого вала или датчик синхронизации.

Каталожный номер DG-6 0 261 210 113 BOSCH или аналоги : 23.3847 или ДС-1. Индуктивного типа, установлен в передней части двигателя справа снизу. Датчик работает в паре с диском синхронизации, имеющим 60 зубьев, два из которых удалены. Просечка зубьев является фазовой отметкой положения коленчатого вала двигателя: начало 20-го зуба диска соответствует ВМТ первого или четвертого цилиндров двигателя, отсчет зубьев начинается после просечки по ходу вращения коленчатого вала.

Датчик служит для синхронизации фаз управления электромеханизмами системы с фазами работы механизма газораспределения двигателя. Он размечает каждый оборот коленчатого вала на равные угловые отметки (3 градуса), что позволяет рассчитать фазы впрыска и углы опережения зажигания, а также рабочую точку управления двигателем по частоте вращения коленчатого вала.

Номинальный зазор между торцом датчика и зубом диска синхронизации должен быть в пределах 0,5-1,2 мм. К жгуту проводов датчик подключается с помощью трехконтактной розетки с защелкой. Методика проверки датчика синхронизации и внешние проявления его неисправности при работе двигателя ЗМЗ-409 подробно изложены в отдельном материале.

Датчик положения распределительного вала или датчик фазы.

Каталожный номер PG-3.1 0 232 103 006 BOSCH или аналоги : ДФ-1, 406.3847050-04 или 406.3847050-05. Датчик работает в паре с отметчиком распределительного вала, выполненным в виде отогнутой пластины, установленной на выпускном распределительном вале. Служит для определения фазы ВМТ первого цилиндра, то есть он позволяет определить начало очередного цикла вращения распределительного вала. К жгуту проводов датчик подключается с помощью трехконтактной розетки с защелкой.

Методика проверки датчика положения распределительного вала и возможные внешние проявления его неисправности при работающем двигателе ЗМЗ-409, подробно изложены в отдельном материале.

Датчик массового расхода воздуха.

Каталожный номер HFM5-4.7 0 280 218 037 BOSCH или 20.3855 SIEMENS. Датчик крепится с одной стороны к дроссельному устройству, с другой — к воздушному фильтру с помощью резиновых патрубков и хомутов. При установке датчика нужно соблюдать его ориентацию, то есть стрелка, изображенная на корпусе датчика, должна совпадать с направлением воздушного потока к двигателю. Электросоединитель датчика должен быть повернут в сторону радиатора и ориентирован строго горизонтально.

Датчик позволяет определить массу воздуха, засасываемого двигателем, и рассчитать рабочую точку управления по цикловому наполнению цилиндров воздухом. К жгуту проводов блока управления датчик подключается с помощью контактной розетки с защелкой. На датчике может быть установлен потенциометр регулировки содержания СО в отработавших газах двигателя.

Методика проверки датчика массового расхода воздуха и возможные внешние проявления его неисправности при работающем двигателе, подробно изложены в отдельном материале.

Датчик положения дроссельной заслонки.

Каталожный номер DKG-1 0 280 122 001 BOSCH или аналог 406.1130000-01. Датчик устанавливается на дроссельном устройстве сверху и крепится к нему двумя винтами. Ось дроссельного устройства имеет ориентирующую лыску, которую при установке датчика совмещают со шлицем на цанговом зажиме оси датчика, соединение осей уплотняют резиновым кольцом.

Служит для определения степени и темпов открытия дроссельной заслонки. Датчик представляет собой потенциометр с токосъемником, перемещающимся по радиусу токопроводящего сектора 0-100 градусов. Выходное сопротивление потенциометра изменяется в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки. Электропитание датчика осуществляется стабилизированным напряжением (5+0,2) В от блока управления. Подключение датчика к жгуту проводов производится посредством трехконтактной розетки с защелкой.

Методика проверки датчика положения дроссельной заслонки и возможные внешние проявления его неисправности при работающем двигателе, подробно изложены в отдельном материале.

Датчики температуры охлаждающей жидкости и датчик температурного состояния впускного трубопровода, температуры воздуха.

Одинаковые, взаимозаменяемые, каталожный номер 19.3828. Датчики устанавливаются : температуры охлаждающей жидкости — на корпусе термостата, температуры воздуха — на ресивере двигателя. Соединения уплотняются герметиком. Служат для контроля за тепловым состоянием двигателя.

Датчик температуры представляет собой полупроводниковый стабилитрон, который имеет обратное включение и запитывается постоянным рабочим током +5В от блока управления. Выходное напряжение датчика изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Подключение датчиков к жгуту проводов производится посредством двухконтактных розеток с защелками.

Методика проверки обоих датчиков температуры и внешние проявления их неисправности при работе двигателя ЗМЗ-409 подробно изложены в отдельном материале.

Датчик детонации.

Каталожный номер KS 0 261 231 046 BOSCH или аналоги : GT-305 или 18.3855. Служит для определения детонации двигателя и позволяет блоку управления скорректировать угол опережения зажигания для устранения детонации. Подключение датчика к жгуту проводов производится посредством двухконтактной розетки с защелкой.

Методика проверки датчика детонации и внешние проявления его неисправности при работе двигателя подробно изложены в отдельном материале.

Датчик кислорода или лямбда-зонд.

Каталожный номер 5WK9-1000G SIEMENS или аналог. Датчик устанавливается в системе выпуска отработавших газов двигателя на приемной трубе глушителя перед нейтрализатором. Для комплектации системы управления двигателем без нейтрализатора на место датчика кислорода установлена заглушка.

Служит для индикации состояния топливо-воздушной смеси на уровне стехиометрического состава, при котором коэффициент избытка воздуха примерно равен 1,0, что позволяет блоку управления обеспечивать оптимальные условия для работы нейтрализатора отработавших газов.

Датчик представляет собой обогреваемый диффузионный электрохимический зонд, состоящий из твердого электролита на основе диоксида циркония (ZnO2). Зонд вырабатывает электрический сигнал около 0,8-1,0 Вольт при пониженной концентрации кислорода в отработавших газах (богатая смесь) и 0,2-0,4 Вольт при повышенной концентрации кислорода (бедная смесь).

Датчик имеет металлический корпус с резьбой М18х1,5 и гайкой под ключ S22, перфорированный защитный наконечник для диффузионного зонда. Подключение датчика к жгуту проводов производится посредством контактной вилки с защелкой.

Методика общей проверки датчика кислорода и возможные неисправности систем двигателя, которые могут влиять на его работу подробно изложены в отдельном материале.

Датчик положения распределительного вала УАЗ Патриот (датчик фазы)

 На автомобиле УАЗ Патриот устанавливается датчик положения распределительного вала или еще его именуют как датчик фазы. На основании информации от датчика фазы контроллер (ЭБУ) определяет момент установки поршня 1-го цилиндра в ВМТ и использует эти данные для циклов впрыска топлива согласно работе цилиндров. Можно сказать, что он аналогичен датчику положения коленчатого вала, но установлен на распределительном валу.

На УАЗ Патриот могут быть установлены следующие датчики:

- типа PG-3.1 0232103006 Bosch, - или 406.3847050-04, - или 406.3847050-05,

- или ДФ-1 установлен в левой задней части головки блока цилиндров.

Принцип работы датчика положения распределительного вала УАЗ Патриот (датчик фазы)

Действие датчика основано на эффекте Холла. В случае неисправности датчика, на комбинации приборов загорится сигнальная лампа и ЭБУ переходит из режима фазированного впрыска на резервный режим подачи топлива одновременно во все цилиндры. При таком режиме значительно возрастает расход топлива, поэтому для экономии топлива необходимо заменить неисправный датчик фазы при первой возможности.

Процесс снятия и замены датчик положения распределительного вала УАЗ Патриот (датчик фазы)

Для замены датчика вам потребуются: тонкая отвертка или шило, ключ «на 10». Выключите зажигание и отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.  

Отстегните держатель и разъедините колодки жгута проводов датчика фазы.  

Снимите с металлического держателя колодку жгута проводов датчика.

 

Выверните болт крепления датчика и выньте сам датчик из отверстия в головке блока цилиндров.

Установите датчик положения распределительного вала УАЗ Патриот в обратной последовательности.

Проверка датчика положения распределительного вала УАЗ Патриот

Для проверки датчика необходимо собрать схему – см. ниже. В качестве источника тока можно использовать аккумулятор с машины.  При сборке схемы светодиод 4 должен сразу загореться, а потом погаснуть.

Схема проверки датчика фазы УАЗ Патриот: 1 – датчик; 2 – штекерная колодка; 3 – резистор 0,5–0,6 кОм; 4 – светодиод АЛ307; 5 – металлическая пластина

Далее перемещайте вблизи стержня датчика болт или отвертку – металлический предмет. Если датчик исправен, светодиод должен кратковременно загореться. Если светодиод не горит, датчик неисправен и его необходимо заменить.

УАЗ Патриот и его датчики управления

В конструкции автомобиля УАЗ Патриот имеется большое количество разнообразных датчиков, без которых управлять внедорожником было бы невозможно. Выход любого из датчиков или регуляторов приводит к тому, что один из узлов или деталей перестает функционировать, негативно воздействуя на саму систему автомобиля. Датчики – это вспомогательные элементы, участвующие в управлении автомобилем УАЗ Патриот. Именно о регуляторах управления на внедорожнике УАЗ Патриот поведает данный материал.

Датчик температуры ОЖ и воздуха впускного клапана

Датчик температуры ОЖ и воздуха во впускном коллекторе на внедорожнике УАЗ Патриот представлен в виде термистора, который изменяет величину сопротивления под воздействием температуры. Располагается датчик температуры ОЖ на корпусе термостата, в который собственно он ввинчен. Данный элемент соединен с входом контроллера, питание которого осуществляется напряжением 5 В.. Функционирует датчик температуры следующим образом:

  • при низкой температуре ОЖ элемент выдает высокое сопротивление;
  • при высокой температуре ОЖ сопротивление устройства снижается.

1- датчик температуры двигателя; 2- датчик температуры охлаждающей жидкости

В зависимости от величины сопротивления датчика контроллер осуществляет расчет температуры. Эта температура влияет на множество характеристик, с помощью которых осуществляется управление контроллером.

Датчик положения коленвала

УАЗ Патриот оснащается устройством положения коленчатого вала двигателя ЗМЗ-409 от компании Bosch или отечественного производства 23.3847.  Данный элемент выполняет важную роль, определяя угол положения коленчатого вала двигателя ЗМЗ-409. Таким образом, контроллер осуществляет синхронизацию работы с двигателем и определяет частоту вращения вала.

Датчик положения коленчатого вала мотора ЗМЗ-409 УАЗ Патриот имеет следующий вид, представленный ниже:

Визуально устройство имеет вид магнитного стержня, в конструкции которого имеется обмотка 1. Функционирование устройства происходит так: когда зубья диска проходят возле выводов устройства, то в обмотке возникает электрический ток, который снимается контроллером и по его величине осуществляется определение частоты вращения коленчатого вала. Если датчик приходит в негодность, то функционирование системы зажигания и двигателя ЗМЗ-409 соответственно прекращается. Чтобы заменить элемент, потребуется воспользоваться тонкой отверткой, тестером и гаечным ключом на «10». После замены устройства важно проверить наличие зазора между сердечником и зубьями, а также осуществить проверку его исправной работы с помощью тестера.

Устройство положения распредвала

Датчик положения распредвала или устройство фазы на внедорожнике УАЗ Патриот используется следующих модификаций:

  • ЗП-3.1 0232103006 типа Bosch;
  • 406.3847050-04;
  • 406.3847050-05;
  • ДФ-1.

Расположен датчик положения распредвала в левой части головки блока цилиндров. Принцип функционирования данного элемента основан на знаменитом эффекте Холла. Предназначением данного датчика является передача информации ЭБУ о том, что поршень первого цилиндра достиг ВМТ. Эта информация необходима для контроллера, чтобы иметь возможность последовательного распределения горючей смеси по всем оставшимся цилиндрам.

Когда датчик положения фаз выходит из строя, то происходит включение контроллером лампы, в результате переводится впрыск из фазированного в резервный режим работы. Подача топлива происходит одновременно во все цилиндры, а ощутить это можно во время передвижения – УАЗ Патриот начинает тупить при наборе скорости. В результате резервного режима подачи топлива происходит увеличение расхода топлива, поэтому желательно как можно скорее осуществить замену датчика фаз. Чтобы осуществить замену датчика фаз, потребуется воспользоваться отверткой и ключом на «10».

Процесс выполнения работ заключается в следующих действиях:

  • Обесточивается автомобиль от питания АКБ.
  • Разъединяются колодки жгута проводов устройства.
  • Извлекается колодка с держателя.
  • Вывинчивается болт и осуществляется демонтаж датчика из отверстия.

Уменьшить расход вашего Патриота зимой можно! Для этого прочитайте...

После этого на место старого агрегата положения распредвала следует установить новый в порядке обратном снятию.

Расходомер

Еще один датчик, который отвечает за массовый расход воздуха. Датчик воздуха может использоваться на внедорожнике следующих типов:

  • 406.1130000-01 от Ульяновского автозавода;
  • HFM5-4.7 0280218037 от немецкой фирмы Bocsh;
  • 20.3855 от компании Siemens.

Располагается данный элемент в области между трубкой воздушного фильтра и впускной трубой.

ЭБУ получает сигналы от датчика в виде электрических импульсов, который возникают в зависимости от объема проходящего воздуха и направления его движения. Агрегат в своей конструкции оснащается термистором, который собственно изменяет сопротивление и тем самым наводятся электрические импульсы.

В случае неисправности элемента, ЭБУ автоматически заменяет его на фиксированное значение температуры равное 33 градусам. Для замены потребуется отвертка и ключ на «10». Для этого необходимо отжать защелку и отсоединить колодку с проводами от устройства. После этого ослабляется затяжка хомутов, и извлекается сам датчика расхода воздуха. При замене элемента следует также произвести замену резинового уплотнителя.

Устройство положения дроссельной заслонки

Устройство дроссельной заслонки представляет собой потенциометр, в конструкции которого имеется токосъемник. На УАЗ Патриот устанавливают два вида таких устройств: 406.1130000-01 и DKG-1 0280122001 от немецкого производителя Bosch.

Исправность устройства проверяется с помощью тестера, для чего необходимо отсоединить от элемента клемму и к выводам 1 и 2 датчика «стать» щупами тестера. Установить регулятор тестера на измерение сопротивления, после чего исправный датчик покажет 2 кОм, а неисправный меньшее или большее значение. Если устройство неисправно, то его следует вывинтить и заменить на новое.

Регулятор неровной дороги

В конструкции внедорожника УАЗ Патриот устанавливается такой элемент, как устройство определения неровной дороги. Что же это за датчик и для чего он необходим? Регулятор неровной дороги представляет собой чувствительный элемент, который отсекает ложные срабатывания иного элемента — датчика детонации. Когда автомобиль движется по неровной дороги, то устройство детонации воспринимает удары подвески как детонацию и тем самым происходит корректирование угла опережения зажигания. Именно для отсечения этих ложных сработок и был применен такой элемент.

Элемент неровной дороги выглядит следующим образом:

В случае выхода его из строя, следует заменить, отвинтив шуруп и сняв клеммную колодку.

Датчик заднего хода

Немаловажную роль играет устройство заднего хода, которое имеет следующий вид:

Это специальный датчик заднего хода, который служит для включения световой сигнализации на задних фарах. Нужно это для того, чтобы подать сигнал для других участников движения о своих намерениях. Схема конструкции датчика очень проста, представляющая собой два контакта, один из которых подвижный. В нормальном положении рычага передач контакты разомкнуты, а при включении задней передачи осуществляется замыкание контактов, в результате чего подается питание на световую сигнализацию заднего хода. Важно отметить, что датчик заднего хода срабатывает только при включенном зажигании.

Датчик раздатки

Для чего нужен датчик раздатки? Это элемент, который применяется во всех автомобилях с полноприводным режимом. Служит он для того, чтобы не дать возможности раздатке перейти на понижающий ряд.

Элемент определяет, движется автомобиль или нет, и если осуществляется движение, то датчик служит в роли ограничителя. Стоимость нового элемента составляет около 2500 рублей, но если устройство выходит из строя, то загорается значок функционирования 4WD и не гаснет ни при каких условиях.

Датчик уровня топлива

В конструкции системы подачи топлива внедорожника УАЗ Патриот имеется специальный элемент, отвечающий за уровень топлива в баке. Устройство уровня топлива предназначается для того, чтобы оградить владельца автомобиля от непредвиденного окончания топлива в баке. Ведь мало кто обращает внимание на количество топлива в баке. Специальная сигнальная лампа на панели приборов загорается тогда, когда срабатывает устройство уровня топлива. Срабатывание датчика уровня топлива происходит в момент, когда осуществляется падение поплавка, расположенного внутри бака. Поплавок осуществляет замыкание контактов элемента и при этом происходит подача питания на контрольную лампу.

Подводя итог, важно отметить, что наличие датчиков на автомобиле УАЗ Патриот является обязательным, ведь без них современный авто уже не сможет обойтись. Именно благодаря наличию этих элементов можно предупредить грядущую поломку.

Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить, потому что вам уже знакомо что:

  • СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
  • Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
  • В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти

И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ELM327, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!!!

Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.

Как часто ломается ваш Патриот?
  • Иногда что-то ломается, по мелочи 54%, 5612 голосов

    5612 голосов 54%

    5612 голосов - 54% из всех голосов

  • Все отлично, только ТО 18%, 1867 голосов

    1867 голосов 18%

    1867 голосов - 18% из всех голосов

  • Каждые выходные провожу в сервисе 14%, 1486 голосов

    1486 голосов 14%

    1486 голосов - 14% из всех голосов

  • Машина живет в гараже 14%, 1477 голосов

    1477 голосов 14%

    1477 голосов - 14% из всех голосов

загрузка...


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости