К транспортным средствам, используемым населением для поездок в личных целях и для организации активного отдыха, относятся легковые автомобили, мототранспортные средства, велосипеды и прогулочные суда.
К основным агрегатам транспортных средств относятся: двигатель, шасси, кузов или рама.
Двигатель обеспечивает автомобилю движущую силу. На современных транспортных средствах используются двигатели внутреннего сгорания, которые обеспечивают механическую работу путем преобразования химической энергии сгорания топлива.
Шасси представляет собой совокупность систем и механизмов, обеспечивающих движение и управление автомобилем. Шасси состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.
Рама и кузов предназначены для размещения и защиты водителя, пассажиров и груза. На легковых автомобилях используются безрамные кузова несущей конструкции, на них крепятся все агрегаты и механизмы. Основой мотоциклов и велосипедов служит рама.
В современном обществе автомобиль перестал быть роскошью. Сейчас в каждой семье есть как минимум одна машина на всех. И далеко не редкость уже, когда каждый совершеннолетний член семьи имеет свое транспортное средство. Это и не удивительно, ритм жизни растет, мобильность и удобство стало превыше всего. Практически все, со школьной скамьи, уже мечтают о получении водительских прав и возможности управлять своим автомобилем. Но далеко не все, во время обучения уделяют должное внимание и желание изучить конструкцию и состав машины. Как правило, первый экзамен в «полевых условиях» по обнаружению внезапно случившейся поломки проваливается. Большинство даже не знают с чего начать и где посмотреть. Чтобы не стать заложником неприятной ситуации и выйти из нее с достоинством, необходимо знать базовое устройство автомобиля.
Буквально через какие-то 20-30 минут изучения, вы поймете, что состав и устройство авто не такое уж и сложное. Условно устройство машины можно разделить на следующие базовые узлы:
Рассмотренный состав и устройство авто является поверхностным. Выделены основные базовые комплексы и узлы, схемы, которые отвечают за свои специфические обязанности. Естественно, в состав всех этих узлов входят более мелкие детали различной конструкции. Для более детального изучения автомобиля, его механизмов, схемы электрооборудования, необходимо потратить значительно больше времени. Но даже поверхностное изучение базовых узлов и агрегатов позволит вам в совокупности лучше ориентироваться в специфике работы машины в целом.
Многие сталкивались с проблемой – как определить какой узел из-за неисправности шумит, если несколько узлов вращаются посредством одного ремня.
На примере Toyota Funcargo с двигателем 2NZ-FE я расскажу о нескольких методах диагностики. На данном автомобиле от шкива коленвала вращаются следующие узлы: насос гидроусилителя, компрессор кондиционера, помпа и генератор. На шкиву коленвала одеты два ремня – внутренний и внешний.
Причем от внутреннего ремня вращается только один узел – насос гидроусилителя. Поэтому, если снять внешний ремень ( см. инструкцию Т.103) и кратковременно запустить двигатель и шума не будет, то соответственно неисправен насос гидроусилителя, обращаю внимание – запуск должен быть кратковременным – т. к. шкив помпы не будет вращаться и система охлаждения двигателя не будет функционировать.
Перед любыми операциями по демонтажу и монтажу ремней, отключайте отрицательную клемму от аккумулятора.
Если шум не пропадет, то источником шума является одно из трех: компрессор кондиционера, либо генератор, либо помпа. Самый простой способ диагностики, это снять внешний ремень и покрутить за шкивы этих узлов. Обычно неисправный узел издает скрежет, или чувствуется люфт шкива, или слышен звон подшипников. Но иногда как это было в моем случае этих признаков может и не быть.
Даже на СТО при проилушивании узлов стетоскопом, сказали, что изношен подшипник компрессора кондиционера. Но после замены подшипника, шум не пропал, а на СТО после сказали, что особенно сильно гудит подшипники генератора. Я решил не гадать, а исключать по одному узлу из системы: (шкив коленвала-компрессор-помпа-генератор). Генератор из системы не будем исключать, т. к. он обеспечивает натяжение ремня.
Чтобы применить такой способ вам понадобиться изношенный ремень генератора, который укорачивается и сшивается.
Первый узел для исключения выбирается из соображений, что бы ремень после укорачивания был длиннее, чем во втором случае исключения узла. Этим узлом на данном автомобиле будет помпа. Ремень нужно укоротить до длины 1040 мм, и сшить капроновыми нитками (см. видео).
Одеваем ремень как показано на рисунке ниже.
Схема 1
Запускаем кратковременно двигатель, обращаю внимание кратковременно – т. к. шкив помпы не будет вращаться и система охлаждения двигателя не будет функционировать. ТАКЖЕ БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЗАЩИТНЫЙ ЩИТОК ДЛЯ ЛИЦА, Т. К. СОЕДИНЕННЫЙ РЕМЕНЬ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ МОЖЕТ ПОРВАТЬСЯ И ПОРАНИТЬ ВАС. Если шум исчезнет, значит не исправна помпа, если шум не исчезнет, то неисправен генератор, либо компрессор кондиционера.
В этом случае укоротите ремень до длины 930 мм и проложите ремень как показано ниже
Схема 2
Опять кратковременно запустите двигатель и если шум исчезнет, то значит неисправен компрессор кондиционера. Если шум сохранится значит неисправен генератор.
Порядок применения схем | Шум остался | Шум исчез |
схема 1 | неисправен генератор или помпа | неисправна помпа |
схема 2 | неисправен генератор | неисправен компрессор кондиционера |
ПОКАЗАНЫЙ МНОЙ СПОСОБ, НУЖНО ВЫПОЛНЯТЬ ТАК, ЧТОБЫ ВАЛЫ УЗЛОВ ВРАЩАЛИСЬ В ТУЖЕ СТОРОНУ КАК В СТАНДАРТНОЙ ПРОКЛАДКЕ РЕМНЯ.
Радиатор, вентилятор, водяной насос, термостат, рубашка охлаждения, датчик температуры и патрубки.
Охлаждающая способность радиатора, производительность вентилятора и водяного насоса, температуры открытия и закрытия клапана термостата, охлаждающая способность рубашки охлаждения, работоспособность датчика температуры, герметичность всех элементов системы,
3. Причины изменениятехнических параметров, как элементов системы, так и ее в целом.
Накипь в рубашке охлаждения и в радиаторе, неисправность термостата и датчика температуры, отказ в работе вентилятора и водяного насоса, негерметичность системы, засорение радиатора и рубашки охлаждения.
Перегрев или переохлаждение двигателя, разность температур в нижнем и верхнем бачке радиатора, медленный или быстрый нагрев двигателя при запуске, температура открытия и закрытия термостата, подтекание охлаждающей жидкости.
Промывка системы и освобождение от накипи, замена неисправных узлов и агрегат и др.
При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя температура газов достигает 2500°С, а в среднем при работе двигателя составляет 800... 900°С. Это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к заклиниванию поршней в цилиндре, обгоранию головок клапанов, выгоранию смазки, выплавлению вкладышей подшипников и другим неисправностям. Для предупреждения этого в двигателе необходимо поддерживать определенный тепловой режким, что обеспечивается системой охлаждения, которая служит для отвода излишнего тепла от нагретых деталей. В системе охлаждения температура охлаждающей жидкости на всех режимах работы двигателя должна поддерживаться в пределах 80... 100°С. На всех отечественных автомобилях применяются жидкостные системы охлаждения закрытого типа, которые сообщаются с атмосферой через специальные клапаны при определенном избыточном давлении или разрежении. Циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется принудительно при помощи жидкостного насоса. Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее нагреве и охлаждении в системе имеется расширительный бачок.
Общее устройство и принцип действия жидкостной системы охлаждения
Основными элементами этой системы являются: рубашка охлаждения, центробежный насос охлаждающей жидкости, трубопроводы, радиатор, вентилятор, расширительный бачок, термостат, датчик с указателем температуры охлаждающей жидкости.
Термостат служит для ускорения прогрева двигателя после пуска и автоматического поддержания оптимального режима двигателя при движении.
При пуске холодного двигателя термосиловой элемент термостата находится в крайнем положении, при котором основной клапан закрыт, а перепускной открыт. При работе двигателя крыльчатка центробежного насоса, приводимая во вращение через ременную передачу от шкива коленчатого вала, захватывает охлаждающую жидкость из патрубка и нагнетает ее в рубашку блока и головки блока цилиндров двигателя. При этом жидкость отнимает излишнее тепло от нагретых частей, нагревается сама и через открытый перепускной клапан термостата будет снова поступать к насосу, т. е. циркуляция будет происходить по малому кругу, минуя радиатор, что ускоряет нагрев двигателя. По мере прогрева двигателя термосиловой элемент термостата нагревается и перемещает клапаны, постепенно закрывая перепускной и открывая основной клапаны. При этом циркуляция жидкости будет происходить как прежде по малому кругу и одновременно частично по большому кругу через радиатор. Когда двигатель полностью прогреется и температура жидкости достигнет 85... 95°С, перепускной клапан полностью закроется, а основной откроется и циркуляция жидкости будет происходить только по большому кругу в следующей последовательности: от крыльчатки насоса в рубашку блока и головки блока цилиндров, по патрубку в верхний бачок радиатора, через сердцевину (по трубкам) в нижний бачок. Охлажденная при помощи вентилятора жидкость циркулирует по патрубку, через открытый клапан термостата, по патрубку снова к насосу, поддерживая необходимый тепловой режим двигателя. Расширительный бачок служит для компенсации изменений объема жидкости, возникающих при ее разогреве и охлаждении во время работы двигателя и после его остановку.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453