С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Автомат механика и


«Автомат» или «механика»: плюсы и минусы коробок передач. — DRIVE2

«Автомат» или «механика»: плюсы и минусы коробок передач.

Когда приходит пора выбирать новый автомобиль, мы, как правило, думаем о том, с каким типом двигателя и коробки передач будет наша будущая машина. Если раньше выбор состоял из двух вариантов – механическая или автоматическая трансмиссия, то сегодня наряду с обычной «механикой» можно избрать автоматическую, роботизированную или бесступенчатую коробку передач. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы перечисленных выше трансмиссий.

Простая сложная «механика»

По своему устройству механическая коробка передач – просто устроенный агрегат, если, конечно, сравнивать ее с автоматическими и роботизированными трансмиссиями. Эта простота обусловливает невысокую стоимость автомобиля, оснащенного такой коробкой, и простоту в обслуживании и эксплуатации. Впрочем, на счет последнего можно поспорить: принцип работы механической КПП предполагает активное участие водителя, и потому роль человеческого фактора в эксплуатации «механики» весьма велика. Одно дело, если машину с МКПП водит опытный водитель, знающий, на каких скоростях нужно переключаться на ту или иную передачу, и владеющий приемами эксплуатации в сложных условиях (например, если авто застряло в снегу или песке). Совсем другое дело, когда машину с таким типом трансмиссии водит новичок. Здесь есть большой риск того, что по банальному незнанию правил эксплуатации МКПП начинающий водитель может, что называется, угробить коробку за относительно короткий срок (в то время как максимальный ресурс такого агрегата может исчисляться сотнями тысяч километров пробега). Тем, кто все же решил выбрать автомобиль с механической КПП, стоит знать все о положительных и отрицательных сторонах этого типа трансмиссии.

Плюсы МКПП:

1) Простота конструкции, относительная дешевизна ремонта и обслуживания.

2) Большой ресурс эксплуатации (некоторые коробки передач данного типа могут использоваться даже после того, как выйдет из строя «родной» двигатель автомобиля).

3) Экономия топлива (по сравнению с автоматической КПП, автомобиль на «механике» потребляет на 10-15% меньше горючего) и высокая динамика разгона.

4) Высокий процент коэффициента полезного действия (механическая КПП позволяет использовать всю мощность двигателя и его крутящего момента).

5) Хорошая приемистость автомобиля (быстрота увеличения оборотов двигателя) при которой водитель сам избирает стиль вождения, регулируя момент переключения скоростей.

6) Меньший, чем у автоматической КПП, вес.

7) Возможность запуска двигателя при вышедших из строя зажигании и аккумуляторной батареи.

8) Возможность буксировки автомобиля без использования эвакуатора, на жесткой или гибкой сцепке на любые расстояния.

Минусы МКПП:

1) Сложность эксплуатации для новичков (начинающие водители из-за необходимости использовать сцепление могут повредить как само сцепление, так и узлы коробки – например, включив вместо передней передачи заднюю или не включив полностью сцепление).

2) Перегрузка мотора при некорректном включении передач (тоже касается неопытных водителей, которые могут забыть вовремя переключиться на высшую или низшую ступень, заставляя, тем самым, работать мотор на повышенных оборотах).

3) Увеличенный, по сравнению с АКПП, промежуток переключения передач (во время переключения с низшей на высшую ступень и обратно двигатель на определенный промежуток времени разобщается с трансмиссией, что ведет к потере мощности).

4) Усталость водителя при эксплуатации «механики» при езде в городском режиме (приходится постоянно включать/выключать передачи).

Удобный, но дорогой в обслуживании «автомат»

Если механическая коробка передач отличается простотой конструкции, то у автоматической количество узлов и агрегатов больше, что, в свою очередь, влияет на дороговизну ее изготовления, ремонта и эксплуатации. Однако такая коробка более удобна в пользовании, особенно при езде в городе, так как здесь не требуется постоянное включение/выключение сцепления – это придется по вкусу водителям-новичкам. Таким образом участие человека в работе автоматической трансмиссии сведено к минимуму. К тому же, сегодня покупатель может выбирать из нескольких видов автоматических коробок передач: гидромеханической КПП (обычный «автомат»), механической КПП с двумя сцеплениями, роботизированной КПП и бесступенчатого вариатора. У каждого из этих типов трансмиссий есть свои плюсы и минусы, на которых мы остановимся подробнее, но сначала укажем на общие положительные и отрицательные черты автоматических КПП.

Плюсы АКПП:

1) Легкость эксплуатации (нет необходимости постоянно включать сцепление).

2) Отсутствие риска перегрузить двигатель (коробка-«автомат» сама выбирает оптимальный момент для переключения на повышенную или пониженную передачу).

3) Сокращенный промежуток времени между переходами с низшей ступени на высшую и обратно без потери мощности двигателя.

Минусы АКПП:

1) Дорогой ремонт и обслуживание.

2) Большой вес агрегата (по сравнению с механической КПП).

3) Относительно невысокая приемистость автомобиля (наиболее характерно для гидромеханических АКПП).

4) Более высокий, по сравнению с «механикой», расход топлива (характерно для гидромеханических, роботизированных КПП и вариатора).

5)Невозможность буксировки автомобиля на гибкой или жесткой сцепке (только при помощи эвакуатора).

6) Отсутствие торможения двигателем в режиме Drive (для такого типа торможения приходится переключаться в режим пониженной передачи).

7) Небольшой по сравнению с механической КПП ресурс эксплуатации до капремонта (максимально — до 200 тысяч километров пробега).

Теперь остановимся на негативных и позитивных качествах каждого вида указанных здесь АКПП.

Итак, к плюсам гидромеханической КПП можно отнести возможность передачи большого крутящего момента от двигателя к колесам, надежность и долговечность конструкции. К минусам — провалы при переключении передач, невозможность буксировки.

К положительным сторонам роботизированной КПП отнесем относительную дешевизну (по сравнению с другими «автоматами») производства и эксплуатации, а к минусам – рывки при переключении скоростей.

Коробка передач с двумя сцеплениями позволяет передавать максимальный крутящий момент на уровне механической трансмиссии, без потери мощности двигателя. А вот негативным моментом в эксплуатации такой коробки является ее ненадежная конструкция и дорогостоящий ремонт.

Наконец, к плюсам бесступенчатого вариатора относится самое плавное из всех перечисленных КПП переключение передач и возможность использования максимального коэффициента полезного действия двигателя. А к минусам – сравнительно короткий срок службы до капитального ремонта (как показывает практика, зачастую проводить капитальный ремонт вариаторов приходится на пробеге 100-110 тысяч километров) и отсутствие возможности передачи максимального крутящего момента от двигателя к колесам.

Итог

Пока что наиболее практичной во многих отношениях является механическая трансмиссия. Но прогресс не стоит на месте, и современные автоматические коробки передач становятся все более надежными, долговечными и, что главное, экономичными. Такой вид трансмиссии как коробка с двумя сцеплениями уже «научили» расходовать меньше топлива, чем обычная механическая КПП. Но сложность конструкции и следующая из этого дороговизна ремонта и обслуживания таких трансмиссий пока что говорит не в пользу «автоматов».

Плюсы и минусы автоматических и механических коробок передач

Споры между сторонниками механической и автоматической трансмиссий ведутся с момента появления последней, хотя первое поколение АКПП, появившееся в конце 30-х лет прошлого столетия, действительно было очень сырым. Но по мере совершенствования технологий надёжность коробок-автоматов существенно повысилась, а по ряду параметров этот тип КПП даст большую фору традиционной механике. И всё же вопрос, что лучше, автомат или механика, и сегодня является актуальным, особенно для тех, кто только собирается приобрести свой первый автомобиль. Попробуем на основании многофакторного анализа дать обстоятельный ответ на этот вопрос. Особенности функционирования механической и автоматической КПП.

Выбор коробки передач: механика или автомат?

Механика

Механический тип трансмиссии длительное время был единственно доступным для массового потребителя. Здесь водитель самостоятельно выбирает, когда и какую передачу включать, руководствуясь дорожной обстановкой. При этом передаточные числа коробки передач рассчитаны таким образом, чтобы обеспечить работу двигателя в номинальном режиме во всём возможном диапазоне скоростей, начиная движение с первой передачи.

Первые модели МКПП, устанавливаемые на автомобили Ford, были двухступенчатыми и управлялись исключительно педалью, имеющей три положения, включая нейтральное. Дальнейшая эволюция механики заключалась в совершенствовании механизма самой коробки и увеличении количества доступных передач. 60-е годы ознаменовались появлением четырёхступенчатых коробок, в 80-е годы начали производиться пятиступенчатые МКПП, на рубеже XX – XXI веков появились шестиступенчатые коробки, а в последнее время – и семиступенчатые (например, в Porsche 911). Обычно четвёртая передача является прямой, с передаточным числом, близким к единице. Повышенные передачи обеспечивают высокую экономичность при равномерном движении на больших скоростях без резких ускорений.

Важным усовершенствованием механики оказалось внедрение синхронизаторов, облегчающих процесс переключения передач (ранее для этого требовались перегазовки, сопровождающиеся повторным выжимом педали сцепления). Нынешнее поколение механических трансмиссий – это надёжные, относительно тихо работающие агрегаты, требующие минимальных усилий по обслуживанию. Безальтернативная установка МКПП – удел бюджетных автомобилей и спорткаров, большинство других моделей оснащается как механическими, так и автоматическими коробками.

Плюсы и минусы механики

Достоинства механики:

  • лучшая разгонная динамика, определяемая возможностью раскручивать обороты двигателя вплоть до достижения стрелкой «красной зоны»;
  • обладая достаточными навыками быстрого переключения передач и езды на нейтрали (накатом), можно добиться существенной экономии горючего по сравнению с автоматической коробкой;
  • конструкция МКПП более простая и требует меньшего количества трансмиссионной смазки;
  • зимний пуск двигателя осуществляется легче на автомобилях, оснащённых механикой, особенно при выключенном сцеплении;
  • МКПП более ремонтопригодна, чем автомат, да и стоимость восстановительных работ существенно ниже;
  • пробуксовка на механике не грозит катастрофическими последствиями, как в случае с автоматом.

Наряду с очевидными преимуществами механические трансмиссии не лишены и недостатков:

  • главный минус механики – неудобство вождения, требующего постоянной концентрации внимания для переключения передач (правда, с приходом опыта этот недостаток в значительной мере нивелируется);
  • у автомобилей с МКПП высок риск спалить сцепление, поскольку намеренно или из-за недостатка опыта водители удерживают педаль сцепления в нажатом состоянии, одновременно прогазовывая;
  • в целом двигатель машины, укомплектованной механикой, служит меньше из-за более экстремального вождения, намеренного или случайного. Автомат не допускает раскручивания оборотов до запредельных величин.

Автомат

Автоматическая трансмиссия, как следует из названия, обеспечивает переключение передач без участия водителя. Для этого конструкция АКПП дополнена такими узлами, как гидротрансформатор, планетарная передача, гидропривод, фрикционная муфта. Первые модели АКПП отличались медлительностью и низким КПД, что не позволяло устанавливать их на маломощных автомобилях. Со временем этот недостаток становился всё менее заметным, однако, за это приходилось расплачиваться усложнением конструкции со всеми вытекающими последствиями.

Тем не менее, сравняться с механикой по расходу топлива автоматической коробке так и не удалось, да и время разгона обречено быть меньшим, но удобство вождения для очень многих водителей с лихвой перекрывает все недостатки АКПП. Существует немало гибридных технологий, улучшающих те или иные характеристики автоматических КПП. Роботизированные коробки, вариаторы, типтроники – все эти разновидности коробок-автоматов призваны в разной степени улучшать эксплуатационные параметры, но, как это часто случается, за счёт ухудшения других характеристик.

Плюсы и минусы коробки-автомата

Начнём с достоинств:

  • если говорить о классическом автомате без «наворотов», то он будет заведомо уступать механике в разгонной динамике, но современные 7-ступенчатые автоматы и вариаторы, оснащённые парой дисков сцепления, уже практически не уступают МКПП по этому параметру;
  • то же самое можно сказать и о расходе топлива – стандартная коробка-автомат менее экономична, но вариаторы и автоматические коробки последнего поколения уже в состоянии посоперничать с МКПП;
  • по удобству вождения автомат – вне конкуренции, причём это признают даже те водители, которые длительное время ездили на автомобилях, оснащённых механикой;
  • коробка-автомат не даёт водителю возможность «накручивать» обороты, тем самым способствуя увеличению ресурса силового агрегата.

Но и недостатков у автоматической трансмиссии немало:

  • в коробку-автомат заливается большее количество масла, менять его нужно чаще;
  • в зимнее время пуск двигателя затруднён;
  • машина будет расходовать больше топлива по сравнению с механикой;
  • стоимость автомобиля с АКПП заметно выше, чем с механической коробкой с одинаковой комплектацией;
  • ремонт автомата обойдётся вам намного дороже.

А теперь рассмотрим более детально и взвешенно аспекты, влияющие на выбор коробки передач.

Надёжность и экономичность

Статистически авто с АКПП уступает по этим показателям механике. Правда, по расходу топлива различия не настолько большие, чтобы это существенным образом отразилось на эксплуатационных расходах, но при нынешних ценах на топливо игнорировать разницу тоже неправильно. А она для популярной в России модели Skoda Octavia A5 составляет 0,5 литра на 100 км. И хотя производители неустанно работают над совершенствованием АКПП, усложнение конструкции неизбежно ведёт к ухудшению надёжности трансмиссии. Впрочем, немалое количество водителей, исповедующих агрессивный стиль вождения, умудряются и на авто с механикой тратить больше горючего, чем на автомате.

Комфорт и удобство

В этом аспекте несомненное лидерство автоматической коробки могут оспорить разве что закоренелые адепты механики, не признающие ничего другого в силу упрямства или иных субъективных факторов. Особенно ценят удобства автоматической трансмиссии водители-новички, женщины и автомобилисты, живущие в мегаполисах. Снижение усталости и возможность сконцентрироваться на дорожной обстановке – достоинства, которые трудно оспорить.

Стоимостный вопрос

За удобство нужно платить – этот тезис в полной мере относится к автоматической коробке передач. Стоимость автомобиля, оснащённого АКПП, намного выше, чем у аналога с механикой. Если взять для примера ту же Октавию A5, то разница составит почти полторы тысячи долларов. Если выбирать между механикой и автоматом, необходимо принимать во внимание и стоимость эксплуатационных расходов. И здесь ситуация складывается опять же не в пользу автомата: в силу особенностей конструкции в АКПП вмещается в 2 – 3 раза больше масла, чем в механическую трансмиссию: 7 – 10 литров вместо 2 – 3. Стоимость масла для коробок-автоматов дороже, да и менять его необходимо примерно в полтора раза чаще.

Надёжность

В силу простоты конструкции надёжность механической коробки намного выше, чем у автомата. Совершенствование трансмиссии – процесс непрерывный, но добавление всё новых узлов в автоматические трансмиссии не способствует увеличению их долговечности. И это вполне объективный аспект, не зависящий от репутации производителя или качества используемых компонентов. Так что по ресурсу эксплуатации механика заведомо надёжнее, чем автомат.

Обслуживание, ремонт

Как уже отмечалось выше, эксплуатационные расходы в отношении автомобиля с автоматической коробкой будут примерно на 10 – 15% выше, чем в случае с МКПП. И чтобы избежать ещё больших трат, к этому вопросу нельзя относиться легкомысленно – меняя масло с рекомендованной производителем регулярностью, вы убережёте трансмиссию от преждевременного износа и поломок. А в этом случае расходы на ремонт будут минимум вдвое выше. Механика в этом смысле намного демократичнее. Более того, многие автолюбители в состоянии ремонтировать механическую коробку самостоятельно.

Комфорт

Для новичка вопрос, что лучше, механика или автомат, не стоит. Обучиться вождению на машине с АКПП гораздо легче. Особенно ценят это женщины, для которых комфорт и удобство – первостепенные факторы. На авто с механикой, чтобы обучиться плавному троганию с места, требуется немало времени, на автомате с этим, как правило, проблем не бывает. Если говорить о вождении в условиях постоянных пробок и заторов, то и здесь автомат будет гораздо предпочтительнее. От водителя ТС с механической КПП в подобных условиях требуется повышенная концентрация внимания, а частое переключение передач приводит к ускоренному износу сцепления и повышенной утомляемости водителя.

Скидки на новые автомобили!

Выгодный кредит от 9.9%Рассрочка 0%

КПД, скорость разгона

Наличие потери мощности в гидротрансформаторе снижает коэффициент полезного действия коробки-автомата, однако, автоматы последнего поколения в этом аспекте всё более приближаются к механике благодаря интеллектуальным схемам управления блокировкой гидротрансформаторного узла. Немало споров вызывает и такой параметр, как скорость разгона. Ранее преимущество механических коробок было очевидным, но сегодня однозначно утверждать, что быстрее – автомат или механика – достаточно затруднительно.

Большинство современных АКПП оснащено режимом Sport, позволяющим увеличить динамику разгона. В сочетании с другими усовершенствованиями «автоматы», устанавливаемые в Ferrari, Nissan GT-R, Jaguar и подобные «монстры» в состоянии разгоняться до сотни за те же 3 секунды. Другое дело, что подобные «скоростные» трансмиссии стоят намного дороже обычных, поэтому они устанавливаются преимущественно в спортивные авто. Бюджетный же автомат будет менее экономичным и скоростным, чем механика

Зимнее вождение

С точки зрения устойчивости автомобиля при заносах, степень влияния типа трансмиссии минимальна. Но зато буксировка, которая характерна для зимних скользких дорог, для коробки-автомата крайне нежелательна, поскольку в таком режиме не исключён перегрев масла. Впрочем, некоторые модели АКПП имеют зимний режим, позволяющий снизить передаваемое мотором усилие на ведущие колёса. Включение этого режима делает пробуксовку минимальной даже при достаточно сильном нажатии на акселератор.

Ресурс сцепления и силового агрегата

Чем механика отличается от автоматической коробки передач в худшую сторону – так это именно риском более быстрого износа сцепления и мотора. Происходит это потому, что в АКПП водитель ограничен в возможности быстрого набора оборотов до критической отметки, в машинах с механикой это происходит достаточно часто – или в силу неопытности водителя, или из-за его агрессивной манеры езды. В обоих случаях нагрузка на двигатель увеличивается, увеличивая его износ. Сцепление – также одно из больных мест МКПП. При пробуксовке и движении в пробках оно страдает больше всего. В автомате необходимость включать/выключать сцепление вообще отсутствует.

Поведение авто на дороге

К сожалению, плохие дороги, зачастую приравниваемые к бездорожью, остаются ахиллесовой пятой российской реальности. Частые торможения/ускорения и переключения передач, характерные для езды по неровной дороге, гораздо легче осуществлять на машине с коробкой-автоматом. Но если говорить о настоящем бездорожье (например, езде по песку или грязи), то здесь механика проявляет себя намного лучше – обладая минимальными навыками, можно гораздо легче выбраться из «плена», варьируя переключениями передач в нужном темпе. Автоматизированная трансмиссия такой свободы действий не предоставит, работая в соответствии со своими встроенными алгоритмами.

Одним из существенных недостатков автомата является необходимость очень осторожной буксировки автомобиля в случае выхода из строя трансмиссии. Делать это рекомендуется на скорости, не превышающей 45 – 50 км./час, и обязательно при включённом режиме N. Но если предстоит буксировка на расстояние, превышающее 25 – 30 километров, делать это нужно методом полной или частичной погрузки на эвакуатор. Наконец, поклонники механики считают одним из важных отличий механики от автомата невозможность завести мотор с буксира автомобиля, оснащённого АКПП.

Вместо заключения

Как видим, различия между автоматом и МКПП имеются, но с течением времени они становятся всё менее заметными. И потому вопрос, что лучше – механическая или автоматическая коробка передач, остаётся открытым. Для одних на первом месте стоят безопасность и удобство вождения, для других важны динамика или минимизация эксплуатационных расходов. Так или иначе, оба типа коробок пока востребованы, и не исключено, что в будущем появится абсолютно новый тип трансмиссии, который их окончательно «похоронит».

  • ВКонтакте
  • facebook
  • на сайте

Так что же лучше – автомат или механика?

Автомобиль давно стал любимым детищем человека, а технологическая и научная мощь государства во многом определяется его способностью производить качественные автомобили. Одним из главных направлений конструкторской мысли в совершенствовании «самобеглых колясок» является стремление к упрощению и увеличению комфортности процесса управления автомобилем. Практически единственным способом для этого является изменение принципа управления крутящим моментом, передающегося от двигателя к колесам. Устройством, заведующим в автомобиле этим процессом, является коробка передач.

На настоящий момент в конструкции автомобилей используются два типа КПП – механическая и автоматическая, хотя сама по себе автоматическая трансмиссия представлена двумя принципиально разными техническими решениями: планетарные шестерни с гидромуфтой и вариатор.

Существует еще один вид трансмиссии, являющийся гибридом механической КПП и компьютера — роботизированная.

Единого мнения у автомобилистов, по крайней мере, нашей страны, по поводу того, что лучше — «автомат» или «механика», все еще не сложилось. Поэтому стоит свести в одном месте все аргументы в пользу того или иного агрегата, чтобы было понятнее в каком случае, что предпочтительнее использовать.

Классика жанра – механическая трансмиссия

В механической трансмиссии все жестко – и способ сопряжения ее с двигателем и передача крутящего момента на оси.

Чем это хорошо? Крутящий момент передается от двигателя к колесам с наименьшими потерями. При достаточном опыте вождения можно выбрать оптимальные обороты двигателя (фактически величину крутящего момента) для данных дорожных условий.

Водителю доступны простые и эффективные меры контраварийного вождения – торможение двигателем, управляемый занос и другие. Для самовытаскивания применяется простой и эффективный способ — «раскачивание». Гораздо меньше ограничений в величине буксируемых автомобилем грузов, определяемых лишь мощностью двигателя, и никаких ограничений по буксировке самого автомобиля.

МКПП проста в устройстве, обслуживании и в целом довольно неприхотлива

Цена — это тоже немаловажный момент для многих автолюбителей. Машины с МКПП в одном модельном ряду со своими сестрами «на автомате» дешевле минимум на 50 тысяч рублей. Вес — это спорный момент. Конечно, механическая КПП весит меньше чем классический «автомат» с гидромуфтой, но почти столько же, сколько и вариатор.

Что плохого в механической КПП? Сам принцип изменения передаточного числа. Он чрезвычайно усложняет управление автомобилем. Разница в сложности, по сравнению с управлением машиной с автоматической трансмиссией, столь велика, что водительские права на «автомат» и «механику» различаются.

Те, кто учился на «автомате», могут получить права с отметкой «АТ» и будут допущены лишь к управлению машин с автоматической трансмиссией, а вот умеющие управлять «механикой» являются универсальными солдатами.

Для того чтобы переключить передачу надо сначала выключить сцепление, потом переместить ручку в нужное положение, потом отпустить сцепление.

Во-первых, в современном городе напряженность автомобильного движения такова, что у водителя может не хватить «оперативной памяти мозга» для отслеживания ситуации и принятия оптимального решения одновременно с управлением тремя педалями, рычагом КПП и рулем.

Во-вторых, в сложных дорожных условиях, на гололеде, резкая работа сцеплением в большинстве случаев приводит к аварийным ситуациям. Для новичка выбор между «автоматом» или «механикой» очевиден.

Безопасность движения на машине с механической КПП, а также его экономичность, во многом зависят от опыта водителя, его стажа и общей психической конституции. Поэтому даже приписываемая машинам с такой трансмиссией большая экономичность скорее исключение, чем правило, наблюдаемое у профессиональных водителей с огромным практическим опытом.

Плюсы и минусы автоматической трансмиссии

Автоматическая трансмиссия представлена двумя типами – КПП с планетарными шестернями и гидромуфтой, а также вариаторами различных типов.

Законодателем мод в создании первого типа КПП являются США, первые работоспособные серийные модели таких трансмиссий стали устанавливать на автомобили еще в начале сороковых годов. Честно говоря, граждане США уже давно для себя решили, что им лучше «автомат». «On stick» (на палке) у них ездят городские сумасшедшие или нищие «латинос».

Вариаторы к нам пришли из приводов маломощных механических устройств типа железнодорожных дрезин, снегоходов, как только появилась возможность получить гораздо более прочные материалы для приводных ремней. Общее у этих трансмиссий одно – нет жесткого сочленения двигателя с вращаемыми колесами, в результате часть крутящего момента неизбежно теряется.

Основное преимущество автоматической трансмиссии — простота управления. Водитель может полностью сосредоточиться на просчитывании дорожной ситуации.

Для новичков есть еще один большой-пребольшой плюс – чтобы остановиться, надо нажать на тормоз и все. Двигатель сбавляет обороты и не глохнет. Кстати, такой прием применяется в машинах с автоматической трансмиссией зимой, для того, чтобы быстрее прогреть масло в муфте или картере вариатора.

Вот это удобство управления машиной такой огромный-преогромный плюс, что многие владельцы машин на «автоматах» предпочитают не замечать минусов.

Но, все же, надо упомянуть и про них. Итак, автоматическая трансмиссия это сложное техническое устройство. Последние модели таких КПП вообще управляются исключительно электроникой.

Поэтому для длительной и безаварийной езды одного русского «авось» мало. Надо четко и педантично соблюдать все правила, которые сообщаются владельцу в техническом паспорте автомобиля.

Например, в зимнее время требуется немного более длительный прогрев автомобиля, то есть если вы проспали, то прыгнуть в машину и воткнуть передачу, не дожидаясь прогрева, можно лишь на механике. Ну проедете вы километра полтора – два со скоростью черепахи, пока масло в коробке и мостах «разойдется», ничего страшного.

В автомате от густого замерзшего масла обязательно поломаются все пластмассовые клапана и пружинки, после чего придет конец и самой КПП.

Многие модели машин с автоматической коробкой имеют частичное или полное ограничение на возможность их буксировки «на галстуке». Некоторые из них можно перевозить лишь на эвакуаторах. То же самое касается и возможности помочь коллегам вылезти на твердую почву. Все это пишут производители в техническом паспорте.

Есть проблемы и с контраварийным вождением, многие из приемов для машин с АКПП вообще не применимы. Например, тормозить двигателем технически невозможно. Классическое самовытаскивание «раскачиванием» на таких машинах тоже невозможно.

Все технические регламентные работы надо проводить на официальных автосервисах, все рекомендации по межсервисному пробегу, проверке масла в АКПП, а также использованию определенных сортов масел обязательны к исполнению и обсуждению не подлежат.

В целом можно отметить, что машины с классическим автоматом хороши в цивилизованных условиях, где есть приличные дороги и развитая сервисная инфраструктура.

Оценивая плюсы и минусы «автомата» и «механики», нужно упомянуть и пресловутые разговоры о том, что механическую КПП можно отремонтировать и стоит это недорого, а вот АКПП…

Во-первых, поломка механического КПП для владельца «Москвича» трагедия такого же масштаба, что и поломка автомата для хозяина крутой иномарки. Во-вторых, попытки наших доморощенных «кулибиных» отремонтировать, что механическую КПП, что автоматическую, чаще всего лишь усугубляют проблему.

В тех же США коробки передач вообще не ремонтируют, у них это расходный материал. Замена любой КПП это всегда большие расходы.

Немного о роботизированной КПП

Задавшись вопросом что выбрать, автомат или механику, следует вспомнить и об их гибриде. В последнее время предпринимается немало попыток скрестить АКПП с МКПП и получить в результате удобное управление без потери крутящего момента. К таким попыткам относится и роботизированная коробка передач.

По своей сущности это обычная механическая коробка передач, управление которой передано бортовому компьютеру. По всей видимости, это тот самый магистральный путь развития, по которому в отдаленном будущем пойдет автомобилестроение.

На сегодняшний день оказалось, что бортовой компьютер существенно проигрывает в интеллекте обычному водителю. Нам осталось подождать, когда конструкторы научат думать компьютер не хуже, однако, если это произойдет, то профессия водителя станет отмирающей.

Механика или автомат: что лучше?

При покупке транспортного средства никогда не будет лишним знать отличия механики от автомата. В данной статье мы постараемся всю информацию разложить по полочкам доступным языком каждому.

Автомобиль с механической коробкой передач будет всегда дешевле, чем транспортное средство с автоматом, конечно в эквиваленте

Стоимость

Автомобиль, в которой установлена автоматическая коробка передач стоит значительно больше, чем с механической коробкой. Разница приблизительно составляет 40 тысяч рублей. Поэтому по цене выгода остается за автомобилем с механической коробкой передач.

При управлении автомобилем автоматическая коробка передач имеет свои преимущества

Простота управления. Что касается управления, то бесспорно машина с «автоматом» превосходит «механику». Во время движения по дороге разница практически не чувствуется, но отличия все-таки есть. При обгоне автомобиль с механической коробкой требует переключения на пониженную передачу для того, чтобы разогнаться на обгоне. Транспортные средства  с автоматической коробкой не требуют переключения скоростей, достаточно просто сильнее нажимать на педаль газа, коробка передач самостоятельно переключится на пониженную передачу, распознавая, что машина готовится к обгону. Это конечно мелочь, но очень удобная и приятная. Самое большое преимущество автоматической коробки состоит в том, что удобно передвигаться в условиях загруженных городских дорог. Порой хочется думать что «автомат» и придуман для города. Не нужно часто переключать скорость, дергать за ручку переключения передач. Достаточно просто легко нажимать ан газ и тормоз. Ездить по пробкам с автоматической коробкой можно с удовольствием. Несложно и комфортно с «автоматом» трогаться в гору, отпустив педаль тормоза и нажав педаль газа. Автоматическая коробка в управлении превосходит механику в разы.

Разница в расходе топлива между автоматом и механикой незначительно, однако МКП расходует немного меньше

Расход  топлива

Автомобиль с механической коробкой топлива расходует меньше. Но эта разница незначительна, максимум она составляет один литр топлива. Некоторые автолюбители и на механической коробке умудряются расходовать много топлива, набирая большую скорость. Не нужно резко давить на педаль газа, движения нужно делать плавные. Если автомобиль водить правильно, то расход бензина будет оптимальный вне зависимости от того, какая коробка передач установлена.

В этом плане механика вам обойдется значительно дешевле

Обслуживание автомобиля. Обслуживание машины с «механикой» состоит в том, чтобы поддерживать необходимый уровень масла и следить, чтобы оно не подтекало. Менять масло на механической коробке полностью нужно один раз каждые несколько лет. Замену масла производят практически во всех автосервисах. Если коробка передач автоматическая, то тут все немного похлопотнее. Вся сложность в том, что в автоматической коробке нет масла, ее заменяет жидкость под названием ATF. Чем она отличается от моторного. Масло – это состав, который предназначен для смазки деталей ДВС. Жидкость ATF не только смазывает поверхности деталей, но и выполняет другие функции и задачи, работая в суровых температурных условиях. У транспортных средств с автоматической коробкой нет сцепления коробки с двигателем, как у машин с механичкой. В качестве сцепления здесь выступает гидротрансформатор (Примечание редактора: гидротрансформатор выполняет роль коробки передач, это одно и тоже). Его работа заключается в том, чтобы жидкость переходила в крутящий момент (другими словами, мы имеем лопасти которые вращаются с большой скоростью, одна лопасть закреплена на валу двигателя, другая, грубо говоря, соединяется с колесами,  ATF представляет связующее звено). Жидкость имеет свойство испаряться от перегревания и терять свои технические характеристики. Поэтому  ATF необходимо менять примерно через каждые 50 тысяч км пробега. При замене жидкости меняют и фильтр, через который она проходит. Эту работу лучше делать в специализированном сервисном центре, на что потребуются дополнительные денежные затраты. Ремонт автоматической коробки передач – тема сложная и неприятная для водителей. В среднем автоматическая коробка требует ремонта примерно в семь раз чаще, чем механическая. В среднем стоимость ремонта автоматической коробки обходится в 40 тысяч рублей. При ремонте дают гарантию на 10 тысяч км  или 6 месяцев езды. Что касается затрат на обслуживание, то у механической коробки они в разы меньше.

Ресурс автоматической коробки передач как правило больше

Милересурсы

Существует мнение, что у автоматических коробок передач меньше ресурс. Но это ошибка. Если автомобилем пользоваться правильно, то ресурс автомата может обогнать механику. Для этого нужно постоянно контролировать уровень жидкости ATF. Для автомата не должно быть ни излишка, ни недостатка жидкости. Не нужно пользоваться машиной как тягачом. Избегать необходимо и резких рывков на старте. Если автомобиль попал в болото, снег или грязь, то не стоит буксовать. Это опасно для автоматической коробки, потому что коробка передач срабатывает таким образом, как для разгона, и включает повышенную передачу. Недостаток автомата в том, что из сугроба невозможно выехать, раскачавшись, как на механике. Автомат очень быстро переключает скорость, что исключает резкие рывки. Поэтому при застреваниях можно только воспользоваться буксиром.

В этом аспекте все зависит от водителя

Вождение в зимний период

Автомобиль с автоматом зимой не имеет возможности при езде по гололеду включить пониженную передачу, необходимо отпустить педаль газа и просто ожидать, когда коробка переключит скорость. Зимой перед тем, как выезжать, нужно прогревать двигатель, чтобы жидкость набрала необходимую температуру, и коробка передач работала нормально.

Многие опытные водители считают, что первый автомобиль должен быть с механической коробкой, а вот уже потом можно приобретать транспортное средство с механической коробкой. Но все зависит от того, что человек ценит и от его возможностей.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости