С приходом зимы даже в городских условиях нередко автомобиль может застрять в самый непредвиденный момент. Не составляют исключение и авто с вариаторной коробкой передач. К тому же, вариаторы сейчас устанавливаются не только на городские легковушки, но и на некоторые модели кроссоверов, что подразумевает эксплуатацию вариатора вне дорог с хорошим покрытием (конечно, эксплуатацию в разумных пределах). Как же быть владельцам таких автомобилей в ситуации, когда их железный конь застрял?
Официальные инструкции по эксплуатации автомобилей с вариатором большинства производителей гласят на этот счет, что вариаторная КПП требует бережного пользования и пробуксовка в тяжелых внедорожных условиях противопоказана. Простыми словами, если авто с вариатором застрял, то самостоятельно он выбраться из ловушки не может, требуется внешняя помощь.
Давайте попробуем разобраться, почему вариатор накладывает такие ограничения, и как можно обойти эти ограничения, не сломав при этом дорогостоящую КПП.
Современная вариаторная коробка передач для автомобиля представляет собой связку двух основных механических узлов: собственно самого вариатора и гидротрансформатора. Последний необходим для старта и остановки автомобиля и как бы заменяет собой сцепление, исключая по мере необходимости жесткую связку двигателя и трансмиссии. Всем этим управляет электронный блок управления.
В обычной ситуации на дороге, когда автомобиль трогается, гидротрансформатор постепенно «подключает» крутящий момент от двигателя на трансмиссию, и с достижением определенной скорости блокируется полностью, обеспечивая уже жесткую связку двигателя с КПП. Далее по мере роста скорости авто обороты двигателя почти не меняются, но растет передаточное число вариатора, поэтому колеса крутятся все быстрее и быстрее. Так работает вариатор в автоматическом режиме.
Теперь, представим, классическая ситуация — автомобиль застрял, его ведущие колеса практически свободно вращаются в снегу или грязи, а автомобиль при этом стоит на месте. Начинаем буксовать. В авто с механической КПП двигатель крутит колеса на 1 передаче. Если автомобиль не сел полностью на днище, и колеса имеют хотя бы небольшое сцепление с поверхностью, то как правило можно «раскачать» машину вперед-назад, работая рычагом переключения КПП и сцеплением. Важно при этом чувствовать, как колеса цепляются и не переборщить с оборотами двигателя. При удачных обстоятельствах и наличие опыта автомобиль как правило можно вытащить из ловушки.
Теперь за рулем неопытный водитель, который «со всей дури» нажимает на педаль газа, двигатель повышает обороты вплоть до максимальных, колеса обычно при этом крутятся со скоростью где-то 10-20 км/ч. Иногда и этого бывает достаточно, чтобы выехать, но чаще машина начинает «шлифовать на месте».
Сажаем этого же новичка за руль автомобиля с коробкой «автомат». Водитель жмет на газ, колеса крутятся, двигатель набирает обороты, и если так продолжать, то автоматическая коробка начинает переключать передачи, при этом колеса крутятся все быстрее. Ощутив переключения КПП и обратив внимание на обороты большинство водителей и даже новички инстинктивно «сбавят пыл» и будут буксовать где-то на средних и малых оборотах, не давая колесам сильно раскрутится.
Пересаживаемся на вариатор. Жмем на газ, пусть даже не очень сильно. Сначала работает гидротрансформатор и раскручивает плавно колеса. Скорость колес растет, гидротрансформатор блокируется. Продолжаем нажимать на педаль газа. Обороты двигателя не растут, а остаются на оптимальном уровне, растет только передаточное число вариатора. Колеса все ускоряются и ускоряются, шлифуя на месте. Новичок может даже и не заметить, что скорость на ободе колеса достигла уже, к примеру, 100 км/ч, то есть уровня 4-5 передачи на автомобиле с «механикой». Чем это грозит? Вы пытаетесь выехать из грязи или снега на автомобиле с вариатором и при этом сильно газуете. Вам это удается, и авто попадает внезапно на асфальт или другое покрытие с хорошим сцеплением. Сильно раскрученные колеса (а ведь скорость по неопытности может достигать несколько десятков км/ч) резко останавливаются на не скользком покрытии, а крутящий момент двигателя весь гасится вариатором. Для вариаторной коробки такие эксперименты, как правило, бесследно не проходят – растягивается или рвется ремень, изнашиваются шкивы вариатора.
Кроме того, из-за отсутствия педали сцепления авто как с вариатором так и с коробкой автомат «раскачивают» машину вперед-назад только переключением рычага КПП из положения D в положение R и обратно через нейтральную передачу N. Такие ежесекундные манипуляции тоже не способствуют долгой жизни агрегата.
Все написанное выше не означает, что на автомобиле с вариатором буксовать нельзя. Буксовать можно, но осторожно и с умом.
Вот несколько советов владельцам автомобилей с вариаторной коробкой передач, как вытащить машину из грязи или снега без последствий. Почти все эти советы подойдут и владельцам «классических автоматов».
Не «газуйте» сильно. Трогайтесь плавно «внатяг». Сначала включите передачу D (передняя передача Drive). Сдвиньте машину до упора вперед. Как только авто не сможет продвигаться дальше, не дожидаясь отката назад, нажмите на педаль тормоза. Таким образом вы зафиксируете авто. Через 1-2 секунды (время дается двигателю сбавить обороты) включите передачу R (задняя передача Reverse) и трогайтесь назад. Также в крайнем заднем положении зафиксируйте авто тормозом. И снова вперед. Таким образом, вы сможете раскачать автомобиль, постепенно увеличивая расстояние между передней и задней точкой. И возможно в определенный момент сможете выехать из ловушки.
Если вдруг почувствовали характерный горелый запах, значит, вариатор перегрелся и необходимо срочно прекратить ваши действия. На некоторых автомобилях есть датчик перегрева вариатора, который оповестит о перегреве сигналом на панели приборов.
С каждой новой моделью вариаторные коробки становятся все «умнее». Они оснащаются различными датчиками и исполнительными механизмами, в том числе защитными. На многих современных моделях есть имитация ручного режима переключения передач, который также поможет вам в ситуации, когда вы застряли. Более того, многие модели стали поддерживать специальный режим «грязь» и оснащены «защитой от дурака». Вариатор теперь работает в связке с системами ABS, ESP и прочими. Вариатор сегодня — это не просто набор шкивов и ремень — это интеллектуальная трансмиссия, зная особенности которой можно долго и успешно эксплуатировать ваш автомобиль.
Но все же поклонников поездить по бездорожью, любителей побуксовать на асфальте со светофора или дрифтеров следует сразу отговорить от покупки авто с вариатором. Вариатор резкие перепады нагрузки не выдержит, и в лучшем случае сократится срок его службы, в худшем — поломка.
Мы в своей статье попытались подробно ответить на вопрос, можно ли буксовать на вариаторе и как правильно это делать. Поделитесь и вы своим мнением или опытом на этот счет…
Зимой при проезде самых безобидных дворовых территорий можно встать на ровном месте. CVT коробка не любит переживать такие моменты. Возникает вопрос, как правильно буксовать на вариаторе. В инструкции по эксплуатации производитель предельно ясно рекомендует прибегать к внешней помощи. Другими словами вас должен буксировать автомобиль доброго человека, случайно проезжающего рядом и горящего желанием оказать вам свои услуги.
Остались один на один с автомобилем? Застряли в самый не подходящий момент? Следуйте данным правилам:
«Вариатор, как и автомат, не переносит пробуксовок по грязи или снегу. Также не рекомендуется использовать автомобиль с вариатором в качестве буксира. Максимальное расстояние, которое он может преодолеть с автомобилем на прицепе, — не более 10 километров. Не рекомендуется перевозить грузы, вес которых более 700 килограммов (исключение составляют специально подготовленные внедорожники и мини-вэны). Кроме того, и автоматическая, и вариаторная коробка передач в зимнее время нуждается в предварительном прогреве в течение 5–10 минут. Прогрев осуществляется на нейтральной передаче с включенным двигателем. Можно также несколько раз переключить положение рычага КПП в нейтральное положение, заднего или переднего хода.»
При эксплуатации любого автомобиля возникают ситуации когда без букса просто не обойтись. При подъеме в скользкую горку, без пробуксовки просто не заехать. Основные поломки автоматической трансмиссии возникают при следующих обстоятельствах.
Резкое изменение сцепления с дорогой. Вы едете с минимальной скоростью по льду, естественно колеса шлифуют. Лед меняется асфальтом и сцепление резко улучшается. В этот момент происходит удар по коробке, весь крутящий момент гасится вариатором. В таких условиях эксплуатации у CVT происходит повышенный износ и ремень вариатора начинает буксовать, если на это не обращать внимания в скором времени CVT потребует ремонта или вы задумаетесь о продаже автомобиля с проблемной коробкой.
Если вам часто требуется ездить по бездорожью, у вас суровый климат и плохие дороги. Советую отказаться от данной коробки, таким образом вы сохраните себе нервы, время и деньги на ремонт все еще довольно дорогой в обслуживании, бесступенчатой КПП.
В данной статье мы рассмотрим особенности диагностирования такой автомобильной трансмиссии как вариатор. Также мы проанализируем возможные причины неисправностей и сами поломки, а также то, как не допустить их дальнейшего возникновения.
Уже многие водители знают о вариаторной коробке передач, и кое-то даже с удовольствием водит автомобиль с вариатором. Но ведь далеко не на каждом автомобиле он имеется. Кто-то вообще сторонится приобретения машины с вариатором. Обоснованы ли такие разные мнения или нет? Мы поможем вам в этом разобраться.
Приступим к рассмотрению основных причин поломки вариаторных коробок и путей исправления этого. Вас, пожалуй, заинтересует следующий вопрос. Почему же такая прогрессивная конструкция как вариаторная трансмиссия, к которой проявляют в последнее время большой интерес производители, не у многих пользуется успехом в силу их отказа от приобретения автомобилей с подобными узлами? Мы выяснили эту причину.
Возможные неисправности, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей с вариатором:
1. Износ подшипников конусов вариаторной коробки с характерным посторонним гулом машины.
2. Несогласованная работа ведущего и ведомого шкивов и, как следствие, рывки при движении автомобиля.
3. Засорение радиатора с последующим перегревом автомобиля при работе силового агрегата.
4. Другие неисправности, которые нехарактерны для вариаторных коробок.
Давайте рассмотрим детальнее каждую неисправность по отдельности. В случае износа подшипников конусов, вы услышите посторонний гул в автомобиле во время работы силового агрегата. Это свидетельствует о том, что детали подлежат замене. Всё дело в том, что ремень, который контактирует со шкивами, состоит из металлических пластин, истирающихся со временем. Поэтому необходимо будет заменить этот ремень и желательно уже на первых этапах слышимости гула. Чем чаще вы будете проводить замену, тем лучше. Автомобильные эксперты советуют менять ремень даже в профилактических целях при замене подшипников.
Касательно шумной работы подшипников, то причин здесь достаточно. Самая распространённая – попадание в конструкцию инородных элементов. Это случается из-за плохой работы фильтрующих деталей. Вполне вероятным может быть и заводской брак подшипников. Также подшипники могут обладать недостаточной грузоподъёмностью и низким классом точности. Это возникает из-за их неправильного подбора или штатного брака, как в предыдущем варианте.
Если вы заметили, что во время запуска двигателя у автомобиля прослеживаются рывки, для этого есть несколько причин. Зачастую это заклинивание клапана масляного насоса во время его работы. Если внутрь него попал какой-то мелкий посторонний предмет или продукты горения, то клапан, вполне вероятно, заклинит. После этого в системе образовывается давление из-за того, что клапан работает неравномерно, и может возникнуть несогласованность работы шкивов. Ремень, который взаимодействует со шкивами, проскальзывает и вызывает подёргивание машины.
Если автомобиль сигнализирует о перегреве, значит, скорее всего, причина в загрязнённом радиаторе. Следовательно, радиатор переходит в аварийный режим. Теплообменник отвечает за то, насколько хорошо происходит охлаждение системы силового агрегата. Также это могут быть один или два радиатора, всё зависит от модели транспортного средства. Но любой радиатор в конечном счёте загрязняется из-за попадания в него инородных тел, насекомых, грязи и пыли. Следует регулярно следить за чистотой радиатора, дабы в дальнейшем двигатель больше не перегревался.
В список прочих неисправностей можно отнести разрушение гидротрансформаторного колеса, сбои электронных систем и нарушение работы электронного блока управления. Сразу однозначно заявить о том, что в вариаторе возникла та или иная неисправность, нельзя. Как правило, всё зависит от своевременной замены деталей, а также аккуратного обращения с автомобилем.
Для того, чтобы приступить к проверке вариаторной коробки, нужно сесть за руль и тронуться с места. Если старт прошёл плавно и без каких-либо посторонних звуков, значит, на автомобиле установлен качественный стартовый пакет. Возникновение шумов и движение автомобиля рывками указывает на то, что стартовый пакет подвергся неким поломкам. Здесь без проверки масляного уровня, цвета и запаха жидкости не обойтись. Необходимо извлечь щуп и посмотреть на цвет масла. Оно должно быть светлым, без каких-либо оттенков, прожилок и тёмной составляющей. Масляная жидкость не должна пахнуть гарью.
Помните, что в зависимости от состояния автомобиля – прогретый он или остывший – будет изменяться масляный уровень. В прогретом двигателе уровень масла будет значительно выше, чем в холодном.
Капните жидкость со щупа на чистый белый лист бумаги и присмотритесь, нет ли капле чёрных точек и разного рода уплотнений. Также проверьте детали вариаторной коробки – нет ли сколов, забоин и трещин. Воспользовавшись измерительным инструментом, можно проверить на предмет перекосов и неровностей. Нужно чётко понимать, что если присутствует забоина или скол, то это прямой путь к дальнейшему возникновению трещины в детали механизма с последующим его разрушением. А это будет сопровождаться заклиниванием механизма и заеданием.
Следующее, на что необходимо обратить своё внимание – это состояние спидометра. Если спидометр находится в нерабочем состоянии, то выход его из строя может быть обусловлен переходом ремня вариатора в аварийное положение.
При движении на низких скоростях положение ремня, которое отклонилось от нормы, вполне может остаться незамеченным, а вот на высокой скорости это может закончиться плачевно: аварийным торможением и разрывом ремня. Конечно, многое зависит и от автомобилиста, которому присуща индивидуальная особенность вождения машиной. Вариатор – это достаточно сложный механизм, который в первую очередь предназначен для размеренной и спокойной езды.
Если же водитель любит прямо с места жечь резину, тогда это, без сомнений, приведёт к сильному износу механизмов вариаторной коробки передач. Следовательно, значительно уменьшится и её функциональный срок. На низких оборотах заведённого двигателя должен отсутствовать звук на свист растянутого ремня генератора. Если вы услышали такой звук, значит, ремень вариатора сильно растянут, но на высоких оборотах этот звук пропадает полностью.
Прежде чем приступить к диагностике вариатора, двигатель и трансмиссия должны быть прогреты в движении. Некоторые автомобильные инструкции требуют подключения Consult и проверки температурного датчика в вариаторной коробке. Напряжение там должно превышать 0,9В. Проще говоря, нужно проехать несколько километров перед диагностированием вариатора. Последовательность действий при подготовке к самостоятельной диагностике вариаторной коробки следующая:
1. Прогреть в движении автомобиль.
2. Отключить все потребители электрической энергии аккумуляторной батареи.
3. Аккумулятор в исправном состоянии с зарядом более 12 В.
4. Отсутствуют сигнализации, которые разрывают штатные цепи.
5. Селектор коробки передач переведён в положение «P» - Parking.
Порядок проведения диагностики вариаторной коробки передач:
1. Вставьте ключ в замок и поверните в положение ON – включено.
Должны загореться контрольные лампы на приборной панели. Процедуру провести быстро дважды OFF- ON - OFF - ON – OFF. Оставить выключенным.
2. Включить зажигание, когда селектор коробки селектор передач в положении P и включить зажигание. Подождать, пока загорится лампочка CVT (Sport) на пару секунд и потом сразу отключить зажигание.
3. Зажмите на педаль тормоза и переведите селектор в «D» - Drive.
4. Снова включите зажигание.
5. Отпустите педаль тормоза и переведите ручку селектора в положение L.
6. Одновременно полностью выжмите педали тормоза и газа, и переведите селектор снова в D.
7. Отпустите обе педали.
Сначала будет стартовый импульс в 2 секунды, как при включении зажигания, затем лампа замигает 10 раз, в это время надо смотреть на вспышки. Какие-то из них будут короткие примерно в полсекунды, какие-то длиннее, около секунды. Давайте предположим, что процедура самодиагностики не запустилась по каким-либо причинам.
Если вариатор находится постоянно в аварийном режиме, тогда сначала проверьте состояние обмоток Step Motor на разъёме коробки под аккумулятором. Через данный разъём можно продиагностировать все внутренние электронные узлы вариатора. В случае их замены придётся слить масло и снять поддон с фильтром.
Если неисправность сложная и не всегда проявляется в движении, тогда замеры необходимо проводить с внешних датчиков показаний скорости и непосредственно в движении. На легковых автомобилях этот разъём располагается, как правило в центре торпедо. На минивенах – под бардачком с пассажирской стороны ближе к левой стойке.
Если автомобиль движется в аварийном режиме вариатора как на прогретом, так и на холодном моторе, тогда есть большая вероятность, что из строя вышел Step Motor (произошел обрыв обмотки). Неисправность, которая возникает после прогрева – это датчики вращения. В таком случае нужно всё разобрать для доступа к ЭБУ и отправиться активно поездить минут десять. Как только прошло это время, подключите прибор и посмотрите сигналы.
Если вариатор начинает буксовать, тогда проверьте давление в порту и напряжение на датчике давления в режиме Stall Test. Это поможет узнать многое о состоянии вариаторной коробки. Чтобы не передвигаться на «бочке с порохом», если вы приобрели подержанную машину на вариаторе, пробег которой достиг уже критического числа, при первом же ТО поменяйте коробку, чтобы не портить себе жизнь беспокойными мыслями.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Большая часть неисправностей возникает из-за перегрева масла в коробке. Нарушение температурного режима происходит в основном из-за забитого радиатора, который находиться перед основным радиатором охлаждения двигателя. Его загрязнение происходит быстрее, соответственно на его чистоту стоит обратить пристальное внимание. Если он забит грязью, то при перегреве вариатор Ниссан Кашкай, Хонда или Тойота перейдет в аварийный режим. Об этом вам сообщит контрольная лампа коробки передач.
Уровень трансмиссионного масла и его качества напрямую влияет на техническое состояние данного автомобильного узла. Замена масла и фильтров происходит каждые 50 тыс. км. Некоторые автомобилисты меняют его еще чаще.
При покупке автомобиля с коробкой CVT обязательное условие – проверка уровня и состояния масла. Вытащите щуп и капните остатки на белую салфетку или тряпку. Масло не должно быть темным, с вкраплениями продуктов износа, а также от него не должно пахнуть гарью.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453