С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Четырехступенчатая коробка передач


Четырехступенчатая коробка передач

Рис. Схема четырех-ступенчатой коробки передач: 1 — первичный вал; 2 и 7 — стопорные кольца; 3 — задний подшипник первичного вала; 4 и 54 — упорные кольца; 5 — передний подшипник вторичного вала; 6 и 19 — запорные кольца; 8 — сухарь синхронизатора; 9 — ступица синхронизатора; 10 — пружина синхронизатора; 11 — муфта синхронизатора; 12 — шестерня третьей передачи; 13 — шестерня второй передачи; 14 — блокирующее кольцо синхронизатора; 15 — шестерня первой передачи (она же муфта синхронизатора); 16 — распорная шайба; 17— сухарь синхронизатора: 18 — ступица синхронизатора; 20 — задний подшипник вторичного вала; 21 — упорная втулка; 22 — ведущая шестерня привода спидометра; 23 — стопорная шайба; 24 — гайка вторичного вала; 25 — вторичный вал; 26 — шплинт, вставляемый в отверстие для воздуха; 27 — удлинитель; 28 — подшипники удлинителя; 29 — сальник удлинителя; 30 — грязеотражательное кольцо; 31 — картер коробки передач; 32 — пробка маслоналивного отверстия; 33 — указатель уровня масла; 34 — сухарь вилки включения заднего хода; 35 — крышка люка; 36 — включатель света заднего хода; 37 — вилка включения заднего хода; 38 — вал рычага переключения заднего хода; 39 — пробка маслосливного отверстия; 40 — рычаг переключения заднего хода; 41 — рычаг переключателя; 42 — вал переключателя; 43 — боковая крышка; 44 — стержень вилок переключения передач; 45 — стопор осей 46 и 56; 46 — ось блока шестерен; 47 — блок промежуточных шестерен заднего хода; 48 — распорная втулка; 49 и 53 — упорные шайбы; 50 — промежуточная шайба; 51 — подшипник блока шестерен; 52 — блок шестерен промежуточного вала; 53 — распорная трубка; 55 — ось блока промежуточных шестерен

На автомобиле «Москвич-408» установлена та же четырех-ступенчатая коробка передач, которая применена на предыдущих автомобилях моделей 407 и 403. Отличие заключается лишь в том, что на коробку передач автомобиля «Москвич-408» установлен включатель света заднего хода и изменен корпус удлинителя вследствие того, что задняя опора двигателя перенесена с заднего конца удлинителя на его переднюю часть, к самой коробке передач. Изменен также стопор осей промежуточного вала и блока шестерен заднего хода. Передаточные числа коробки передач оставлены прежними.

Продольный и поперечный разрезы коробки передач показаны на схеме.

Основой коробки передач является картер 31, в котором установлен весь ее механизм. Картер отлит из серого чугуна. Передней плоскостью он присоединен к картеру сцепления четырьмя болтами. Наружное кольцо подшипника 3 входит при этом в отверстие картера сцепления и центрирует коробку передач относительно картера сцепления и, следовательно, относительно коленчатого вала двигателя.

В большое отверстие в задней стенке картера вставлен удлинитель 27 коробки, отлитый под давлением из алюминиевого сплава.

Он прикреплен к картеру пятью болтами. Назначение удлинителя — уменьшить длину карданного вала, что уменьшает его вибрацию во время работы.

Блок цилиндров двигателя, картер сцепления, картер коробки передач и удлинитель, собранные вместе, представляют собой одну жесткую конструкцию, укрепленную на раме автомобиля в трех точках: на двух передних опорах, расположенных на блоке двигателя, и на задней опоре, имеющейся на удлинителе.

С левой стороны картера имеется большое отверстие, закрытое боковой крышкой 43. На ней установлен механизм переключения передач.

Шестерни третьей и второй передач и шестерни привода блока шестерен промежуточного вала сделаны с косыми зубьями, чем достигается более плавное их зацепление, бесшумность работы шестерен и повышается их долговечность. Каждая пара этих шестерен находится в постоянном зацеплении друг с другом, и передачи включаются посредством запирания на вторичном валу ведомой шестерни данной передачи. Чтобы включение было бесшумным и безударным, на второй, третьей и четвертой передачах установлены синхронизаторы.

Шестерни первой передачи и заднего хода имеют прямые зубья. Первая передача включается передвижением ведомой шестерни 15 назад, в результате чего она входит в зацепление с ведущей шестерней первой передачи, а задний ход включается передвижением вперед блока 47 шестерен заднего хода, что приводит одновременно к его зацеплению с ведущей шестерней заднего хода и ведомой шестерней первой передачи.

Синхронизаторы для этих передач не предусмотрены. Первичный вал коробки вращается на двух шарикоподшипниках: передний конец вала — на подшипнике, запрессованном в отверстие фланца коленчатого вала, а задний — на подшипнике 3, запрессованном в отверстие картера коробки передач. Упорное кольцо 4 препятствует смещению подшипника и вала назад. От смещения вперед они удерживаются картером сцепления. На валу подшипник 3 удерживается кольцом 2.

Перед подшипником 3 на первичном валу нарезано несколько витков левой маслосьемной резьбы. Масло, случайно попавшее из подшипника на вал, отбрасывается резьбой обратно, на стенку картера коробки передач, и стекает вниз, не попадая в механизм сцепления. Кроме того, в подшипник с внутренней стороны вставлено маслоотражательное кольцо.

На переднем конце первичного вала нарезаны шлицы для посадки ведомого диска сцепления. На задней части первичного вала, находящейся внутри коробки передач, нарезана шестерня. Она служит для вращения блока шестерен промежуточного вала. Задний конец первичного вала имеет зубчатый венец с короткими прямыми зубьями и конус для синхронизатора, облегчающего включение четвертой (прямой) передачи.

Промежуточный вал коробки передач состоит из неподвижной оси 50, на которой на двух игольчатых подшипниках 51 вращается блок шестерен 52 с четырьмя зубчатыми венцами. Первый венец зацеплен с шестерней первичного вала, а остальные являются ведущими шестернями третьей, второй и первой (и заднего хода) передач. Подшипники блока шестерен имеют по 23 иглы каждый. Диаметр игл равен 2,5 мм и длина их 20 мм. В осевом направлении иглы удерживаются распорной трубкой 53 и тремя упорными кольцами 54.

При передаче крутящего момента косозубыми шестернями возникают осевые силы, но, так как игольчатые подшипники не могут воспринимать осевые нагрузки, для этой цели на оси промежуточного вала установлены бронзовые упорные шайбы 49 и 55. Чтобы по возможности уменьшить осевые силы, действующие на эти шайбы, направление наклона зубьев косозубых шестерен и величина угла этого наклона выбраны так, что осевая сила, действующая от шестерни первичного вала на блок шестерен, направлена вперед и по величине почти полностью уравновешена с направленными назад осевыми силами, возникающими на шестернях блока, когда включена третья или вторая передача. Шайбу 65 удерживает от проворачивания отогнутый язычок, который входит в паз на приливе стенки картера коробки. Шайба 49 плавающая, может свободно проворачиваться.

Осевые силы, действующие при работе шестерен на первичный и вторичный валы, воспринимаются шарикоподшипниками 3 и 20 этих валов.

Масло для смазывания игольчатых подшипников блока шестерен проходит из картера через отверстие в теле блока, видимое на рисунке. Кроме того, оно проходит через отверстия в упорных шайбах и в шайбе 50. Для лучшего прохода масла в отверстиях этих шайб, а также в бобышках на передней и задней стенках картера сделаны пазы.

Между торцом блока шестерен и шайбой 49 вставлена стальная шлифованная шайба 50, с помощью которой регулируется осевой зазор между блоком шестерен и картером. Для этой цели шайбы 50 изготовляют толщиной 1,5; 1,55 и 1,8 мм. Нормальный осевой зазор дли блока шестерен дол же и быть в пределах 0,05—0,15 мм.

Ось 56 промежуточного вала запрессована в отверстия картера. От продольного смещения и от проворачивания она удерживается стопором 45, так же как и ось блока промежуточных шестерен заднего хода.

Вторичный вал 25 установлен на трех подшипниках. Передний подшипник 5 расположен в торцовом отверстии первичного вала и состоит из 13 игл диаметром 4,5 мм и длиной 13 мм. В осевом направлении иглы удерживаются в гнезде запорным пружинным кольцом 6. Число игл и их диаметр подобраны так, что если вторичный вал вынуть из подшипника, то иглы не рассыпаются, образуя как бы свод. Точно также выполнены и игольчатые подшипники блока шестерен. Для смазки подшипника 5 в одной из впадин между зубьями шестерни первичного вала просверлено радиальное отверстие, через которое масло из картера попадает в подшипник.

Нельзя смешивать или заменять из разных коробок передач иглы переднего подшипника вторичного вала и подшипников блока шестерен, так как на заводе иглы сортируются точно по их диаметру на несколько групп и в каждый подшипник ставятся иглы только одной группы. При потере хотя бы одной иглы нужно заменить все иглы подшипника.

Задниц подшипник 20 вторичного вала шариковый. Он установлен в удлинителе 27 и удерживается в осевом направлении запорным разрезным стальным кольцом 19, которое входит в кольцевой паз и в отверстие удлинители (на рисунке подшипник кажется как бы висящим в воздухе из-за того, что в чертежный разрез продольные пазы попали в отверстие удлинителя). На вторичном валу подшипник закреплен распорной 48 и упорной 21 втулками и затянут гайкой 24 через ведущую шестерню 22 привода спидометра. Гайка 24 законтривается стопорной шайбой 23.

Подшипники 28 вторичного вала представляют собой биметаллические втулки, каждая из которых состоит из стального кольца, покрытого с внутренней стороны слоем баббита. Втулки запрессованы в заднее отверстие удлинителя, и в них вращается шейка передней вилки кардана. Конец вторичного вала входит своими шлицами в шлицы отверстия вилки и вращается вместе с ней во втулках. Масло для смазки заднего подшипника проходит через пазы, сделанные в отверстии удлинители по бокам подшипника 20.

Сзади подшипников 28 для предотвращения утечек поставлены два резиновых самоподжимных сальника 29, рабочие кромки которых должны быть направлены внутрь, «навстречу маслу». Задний подшипник вторичного вала несет значительно меньшую нагрузку, чем передний и средний, так как его основное назначение — лишь поддерживать передний конец карданного вала, однако от его состояния в большой степени зависит спокойная, без вибраций, работа карданного вала.

На переднем конце вторичного вала нарезаны шесть шлицев, на которые надета ступица 9 муфты 11 синхронизатора третьей и четвертой передач. Ступица запирается на валу в осевом направлении пружинным стопорным кольцом 7. За ступицей на вал установлена ведомая шестерня 12 третьей передачи. Если передача не включена, шестерня 12 свободно вращается на наружной шлифованной поверхности шлицев и на находящейся за ними цилиндрической части вала. Для лучшей смазки отверстия шестерни вал в этой части имеет продольные лыски, а шестерня — отверстие во впадине между ее зубьями. Осевой зазор между ступицей 9 и шестерней 12 должен быть в пределах 0,1—0,4 мм. Шестерня 12 постоянно зацеплена с ведущей шестерней третьей передачи на блоке шестерен.

Чтобы включить третью передачу, нужно муфтой 11 зафиксировать шестерню 12 на вторичном валу. Тогда крутящий момент от двигателя будет передаваться на вторичный вал посредством шестерен третьей передачи.

Ведомая шестерня 13 второй передачи, когда передача не включена, свободно вращается на гладкой шейке вторичного вала. В отличие от шестерни 12 в шестерню 13 запрессована тонкая бронзовая втулка. Шестерня 13 находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней второй передачи на блоке шестерен.

Осевой зазор для шестерни второй передачи рекомендуется брать в пределах 0,10—0,37 мм, а для шестерни третьей передачи — 0,05-0,39 мм.

Ступица 18 ведомой шестерни 15 первой передачи сидит на шлицах вторичного вала. Она же является ступицей синхронизатора второй передачи. Между ступицей и шестерней 13 второй передачи установлена плавающая стальная шлифованная шайба 16, а между ступицей и подшипником вторичного вала — стальная шлифованная распорная втулка 48. На наружные шлицы ступицы 18 своими внутренними шлицами надета ведомая шестерня 15 первой передачи. Она одновременно служит муфтой синхронизатора для включения второй передачи и в ней установлены блокирующее кольцо 14 и сухари 17. Если переместить шестерню 15 вперед, ее шлицы с помощью синхронизатора входят в зацепление с зубчатым венцом, нарезанным на шестерне 13 второй передачи, и удерживают от перемещения шестерню второй передачи на вторичном валу. Крутящий момент от двигателя теперь сможет передаваться через шестерни второй передачи на вторичный вал, т. е. вторая передача будет включена. При осевом перемещении шестерни назад она входит в зацепление с ведущей шестерней первой передачи на блоке шестерен. Так будет включена первая передача.

Блок 47 промежуточных шестерен заднего хода состоит из двух зубчатых венцов; он вращается на неподвижной оси 46, запрессованной в отверстие в задней стенке картера коробки и в отверстие специального прилива на боковой стенке картера. Ось удерживается на мосте тем же стопором 45, что и ось 56 промежуточного вала. В блок шестерен заднего хода также запрессована бронзовая втулка. Чтобы включить передачу заднего хода, необходимо переместить блок шестерен 47 вдоль оси 46 вперед, тогда большая шестерня блока войдет в зацепление с ведущей шестерней первой передачи, а меньшая — в зацепление с ведомой шестерней 15 первой передачи.

Картер коробки передач имеет два отверстия для масла, закрытые коническими резьбовыми пробками: верхней 32 для заливки масла и нижней 39 для его спуска. Наверху с правой стороны картера находится отверстие, в которое вставлен указатель 33 для проверки уровня масла. Нормально уровень масла в коробке должен быть примерно на высоте оси 56 промежуточного вала.

Шестерни привода спидометра и подшипник удлинителя смазываются маслом из коробки, попадающим в удлинитель вследствие разбрызгивания его шестернями. Чтобы при нагревании масла и воздуха во время работы коробки давление в картере не повышалось, в удлинителе имеется отверстие, в которое вставляется шплинт 26.

При движении автомобиля шплинт колеблется, в результате чего отверстие всегда остается чистым для прохода воздуха. Между картером коробки передач и картером сцепления установлена прокладка из автопрокладочного картона толщиной 0,5 мм. Из такого же картона сделана прокладка между удлинителем и картером коробки.

Четырехступенчатые коробки передач

Категория:

   Устройство автомобиля

Четырехступенчатые коробки передач

Коробка передач автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Первичный вал четырехступенчатой коробки передач автомобиля ГАЗ-24 «Волга» шестерней постоянного зацепления связан с блоком шестерен промежуточного вала. Остальные шестерни этого блока находятся в постоянном зацеплении с косозубыми шестернями соответственно третьей, второй и первой передач вторичного вала. Включение всех четырех передач переднего хода выполняют соединением скользящих муфт синхронизаторов со шлице-выми венцами соответствующих шестерен.

При включении первой передачи крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается через первичный вал блоку шестерен промежуточного вала, а затем через шестерню, муфту и ступицу синхронизатора первой и второй передач к вторичному валу. При включенной второй передаче крутящий момент передается через первичный вал, блок шестерен промежуточного вала, шестерню, муфту и ступицу синхронизатора первой и второй передач к вторичному валу.

Если включена третья передача, то крутящий момент передается через шестерню, муфту и ступицу синхронизатора третьей и четвертой передач. При включении четвертой передачи (прямой) синхронизатор третьей и четвертой передач непосредственно соединяет первичный и вторичный валы.

Положение шестерни второй передачи на вторичном валу фиксировано с одной стороны буртом этого вала, а с другой — упорной шайбой, которая удерживается от поворота штифтом с пружиной, расположенным во впадине шлица вторичного вала. Задний торец шестерни первой передачи упирается в регулировочную шайбу, толщина которой обеспечивает необходимый осевой зазор.

Подшипник внутренним кольцом напрессован на первичный вал, наружным установлен в картере коробки передач и закрыт крышкой. Внутреннее кольцо шарикоподшипника зафиксировано на первичном валу стопорным кольцом. От осевых перемещений подшипник и первичный вал удерживаются стопорным кольцом, расположенным в канавке на наружном кольце и зажатым между торцом картера и крышкой подшипника. Шарикоподшипник напрессован на вторичный вал, и его осевые перемещения ограничены стопорным кольцом и внутренним буртом удлинителя коробки передач. Блок шестерен промежуточного вала вращается на оси в игольчатых подшипниках. От провертывания ось удерживают лыски на ее заднем конце, которые входят паз удлинителя. На заднем конце удлинителя помещены сальники и сталебабитовый подшипник, служащий опорой скользящей вилке карданного вала, посаженной на задний конец вторичного вала на эвольвентных шлицах.

Рис. 1. Четырехступенчатая коробка передач автомобиля ГАЗ-24 «Волга»: 1 — пробка отверстия для слива масла; 2 — картер коробки передач; 3 — первичный вал; 4 — крышка подшипника первичного вала; 5 — муфта выключения сцепления; 6 — задний подшипник первичного вала; 7 — роликовый подшипник; 8 и 18 — стопорные кольца; 9 — муфта синхронизатора третьей и четвертой передач^ 10 — ступица синхронизатора третьей и четвертой передач; И — шестерня третьей передачи; 12 — шестерня второй передачи; 13 — муфта синхронизатора первой и второй передач; 14 — упорная шайба; 15 — ступица синхронизатора первой и второй передач; 16 — шестерня первой передачи; 17 — регулировочная шайба; 19 — ша« рикоподшипник; 20 — верхняя крышка коробки передач; 21 — удлинитель коробки передач; 22 — вторичный вал; 23 — сталебаббитовый подшипник; 24 —скользящая вилка карданного вала; 25 и 26 — сальники; 27 — ведущая шестерня привода спидометра; 28 — ведомая шестерня привода спидометра; 29 — штуцер ведомой шестерни привода спидометра (см. рис. 154); 30 — штифт; 31 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 32—промежуточная шестерня заднего хода;) 33 — пробка; 34 — блок шестерен промежуточного вала; 35 — игольчатый подшипник промежуточного вала; 36 шестерня заднего хода; 37 — ось промежуточного вала

Для включения заднего хода прямозубую шестерню, посаженную на ось, вводят в зацепление с шестерней блока шестерен промежуточного вала и с зубчатым венцом муфты синхронизатора первой и второй передач. Ось от провертывания и осевых перемещений удерживается запрессованным в нее штифтом 30, входящим в паз на корпусе удлинителя.

Все детали коробки передач смазываются разбрызгиванием масла, залитым в нижнюю часть картера. Заливают масло и контролируют его уровень через отверстие, расположенное с правой стороны картера.

Коробка передач автомобиля ГАЗ-53А. Первичный вал (рис. 2) опирается на шарикоподшипник, установленный в передней стенке картера, и на шарикоподшипник, расположенный в выточке коленчатого вала. Первичный вал изготовлен как одно целое с шестерней со спиральными зубьями, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала. На заднем конце первичного вала имеется зубчатый венец с прямыми зубьями, который может входить в зацепление с зубьями муфты синхронизатора. От осевого перемещения назад первичный вал удерживается упорным кольцом в канавке шарикоподшипника, а от перемещения вперед — крышкой. Шестерня первой передачи установлена на шлицах вторичного вала. Шестерня второй передачи с двумя зубчатыми венцами свободно сидит на бронзовой втулке, надетой на вторичный вал, так же как и шестерня третьей передачи, имеющая кроме зубьев конус для включения синхронизатора.

Рис. 2. Четырехступенчатая коробка передач автомобиля ГАЗ-5ЭА! 1 — первичный вал; 2 и 14 — шестерни постоянного зацепления первичного и промежуточного валов; 3 а 12 — шестерни третьей передачи; 4 и 11 — шестерни второй передачи; 5 и 9 — шестерни первой передачи; 6 — вторичный вал; 7 и 8 — шестерни привода спидометра; 10 — блок шестерен передачи заднего хода; 13 — картер коробки передач; 15 — блок шестерен промежуточного вала; 16 — муфта синхронизатора; 17 — крышка подшипника первичного вала

Опорами вторичного вала служат роликоподшипник, установленный в выточке первичного вала, и шарикоподшипник, помещенный в задней стенке картера коробки передач. Ролики переднего подшипника фиксированы специальной плоской шайбой и буртиком первичного вала. На заднем конце вторичного вала гайкой укреплен червяк привода спидометра и фланец карданного шарнира. На шлицах переднего конца вторичного вала посажена ступица муфты синхронизатора.

Блок шестерен промежуточного вала, вращающийся на двух подшипниках, состоит из шестерни первой передачи, шестерни второй передачи, шестерни третьей передачи и шестерни постоянного зацепления с первичным валом. От осевых перемещений промежуточный вал фиксируется крышкой и гайкой крепления заднего подшипника. Блок шестерен передачи заднего хода вращается на оси на бронзовой втулке. На чертеже его положение показано условно, так как в действительности блок расположен сбоку между вторичным и промежуточными валами. Чтобы ось шестерен заднего хода не провертывалась, она стопорится краем прилива на задней крышке промежуточного вала и специальной стопорной пластиной, прикрепленной болтом.

В кольцевую канавку блока шестерен заднего хода входит вилка переключения. Шестерни, установленные на вторичном валу, находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала, а шестерня входит в зацепление с шестерней при перемещении назад. Шестерни показаны в нейтральном положении, когда крутящий момент от коленчатого вала двигателя не передается к ведущим колесам автомобиля.

При включении трех высших передач используются шестерни со спиральными зубьями, что обеспечивает плавную и бесшумную работу коробки передач и снижает износ шестерен. Эти передачи включаются и выключаются при помощи шестерни и муфты синхронизатора, установленной на переднем конце вторичного вала. Для первой передачи и передачи заднего хода (они используются сравнительно редко) применены прямозубые шестерни. Указанные передачи включаются при передвижении соответственно шестерни или блока шестерен.

Первая передача включается при введении в зацепление шестерен. Крутящий момент передается от первичного вала через шестерни на блок шестерен промежуточного вала, а затем через шестерни на вторичный вал.

При включении второй передачи шестерня перемещается вперед и внутренние шлицы ее, надвигаясь на наружные зубцы шестерни, входят с ними в зацепление. Крутящий момент от первичного вала через шестерни, внутреннее шлицевое соединение шестерен передается вторичному валу.

Третья передача включается при передвижении муфты синхронизатора назад. При этом крутящий момент от промежуточного вала на вторичный вал передается через шестерни и муфту синхронизатора.

Для включения четвертой передачи (прямой) перемещают вперед муфту синхронизатора, которая соединяет первичный и вторичный валы в одно целое.

Передача заднего хода включается при смещении вперед блока шестерен, из которых большая входит в зацепление с шестерней, а меньшая — с шестерней. При этом крутящий момент передается через шестерни, блок шестерен и шестерню.

Механизм коробки передач смонтирован в литом чугунном картере, который болтами прикреплен к картеру сцепления. Справа (по ходу автомобиля) в картере есть люк, закрытый крышкой с паронитовой прокладкой. Этот люк может быть использован для присоединения коробки отбора мощности. С левой стороны внутри в нижней части картера установлен грязеуловитель.

Заливают и контролируют уровень масла через отверстие с пробкой на левой стенке картера. Отверстие для слива масла находится внизу на задней стенке. На внутренних поверхностях передней и задней крышек картера нарезаны маслосгонные канавки, а в задней крышке, кроме того, установлен сальник. На внутренней стороне передней крышки отлит канал для отвода масла в картер коробки передач.

Реклама:
Читать далее: Пятиступенчатые коробки передач

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Четырехступенчатая коробка передач ВАЗ-2107

Страница 1 из 2

Коробка передач служит для изменения величины крутящего момента, пе­редаваемого на ведущие колеса автомобиля, разобщения работающего дви­гателя от трансмиссии во время стоянки или остановки автомобиля и при его движении накатом (по инерции), изменения направления вращения колес при включении заднего хода.

На большей части автомобилей установлена четырехступенчатая коробка передач, а на части автомобилей пятиступенчатая. Характерной особенно­стью коробки передач является то, что она компактна и проста по устройству, имеет небольшое количество передач.

Зубчатые колеса первой, второй и третьей передач имеют постоянное косозубое зацепление, что обеспечивает бесшумную и долговечную работу коробки передач. Подобранные передаточ­ные числа обеспечивают интенсивный разгон, высокую среднюю скорость ав­томобиля и экономичную работу двигателя.

Передаточные числа коробки передач: первая передача 3,67; вторая 2,10; третья - 1,36; четвертая -1,00; задний ход - 3,53.

Коробка передач крепится к картеру сцепления. Двигатель в сборе с карте­ром сцепления и коробкой передач образуют силовой агрегат автомобиля.

рис. 1

Все детали коробки передач расположены в двух базовых деталях: в карте­ре и задней крышке. Картер коробки передач отлит из алюминиевого сплава. На наружной поверхности выполнены ребра, которые обеспечивают жесткость картера и хорошую теплоотдачу. К картеру крепятся три крышки: передняя, задняя и нижняя. Передняя крышка запрессована в картер сцепления в одном положении и уплотнена в посадочном отверстии карте­ра резиновым кольцом. Передняя крышка закрывает задний подшипник первичного вала. Между фланцем крышки и подшипником расположе­на пружинная шайба. В передней крышке расположен сальник, а в са­мой крышке имеется отверстие для стока просочившегося через сальник мас­ла. Это предохраняет диски сцепления от замасливания. Крышка установле­на отверстием вниз. К передней крышке припаяна направляющая втулка, на которой расположена муфта подшипника выключения сцепления. В боковой стенке картера выполнено заливное, оно же и контрольное отверстие с проб­кой. Уровень масла должен доходить до обреза заливного отверстия. Зад­няя крышка отлита из алюминиевого сплава и крепится к картеру коробки пе­редач на шпильках гайками с пружинными шайбами. К задней крышке крепит­ся привод спидометра. Сверху в крышке смонтированы детали рычага пе­реключения передач, а внутри крышки расположены зубчатые колеса заднего хода. Нижняя крышка отштампована из стали. Она закрывает нижний проем кар­тера, через который производится разборка и сборка коробки передач. Крыш­ка крепится на шпильках гайками с пружинными шайбами. В крышке имеется сливное отверстие, закрываемое пробкой с постоянным магнитом.

Полость картера коробки передач сообщается с атмосферой через сапун, который установлен в картере сцепления. В корпусе сапуна установлен подпружиненный клапан, препятствующий попаданию в картер воды, грязи, пыли.

В картере коробки передач установлены: первичный вал, вторичный вал в сборе с зубчатыми колесами и синхронизаторами и промежуточный вал.

Первичный (ведущий) вал вращается в двух шарикоподшипниках. Перед­ний подшипник расположен в торце коленчатого вала. При этом часть длины подшипника заходит в торец коленчатого вала, а часть в отверстие маховика, центрируя его на коленчатом валу. Задний подшипник расположен в гнез­де передней стенки картера коробки передач. Его установочное кольцо 16 за­жато между картерами сцепления и коробки передач. На валу подшипник за­жат между буртиком вала и пружинной шайбой, которая запирается на ва­лу стопорным кольцом. При такой фиксации подшипника в гнезде и на ва­лу исключается осевое смещение вала.

Первичный вал изготовлен вместе с косозубым венцом шестерни, нахо­дящимся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом промежуточного ва­ла. С торца вала на обработанный поясок напрессован, а затем припаян ме­дью прямозубый венец синхронизатора четвертой передачи. В этом же торце вала проточено гнездо под игольчатый подшипник вторичного вала. На переднем конце вала нарезаны шлицы для размещения ведомого диска сцепления.

Вторичный (ведомый) вал является как бы продолжением первичного вала. Он опирается на три подшипника. Игольчатый подшипник расположен в торце первичного вала, промежуточный подшипник в задней стенке карте­ра, а задний двухрядный шарикоподшипник в гнезде задней крышки короб­ки передач. Промежуточный подшипник удерживается от смещения в гнезде установочным кольцом и стопорной пластиной, которая крепится к стенке картера винтами. На валу подшипник зажат между втулкой и зубчатым ко­лесом заднего хода под усилием пружинной шайбы, которая удержива­ется на валу стопорным кольцом. Задний подшипник имеет скользящую посадку в задней крышке. На валу подшипник зажат гайкой между шестер­ней привода спидометра и фланцем эластичной муфты. Гайка контрит­ся шайбой, которая отгибается на грань гайки. На выходе из крышки вторич­ный вал уплотнен сальником, рабочая кромка которого прилегает к шлифо­ванной поверхности фланца. Сальник защищен от механических повреж­дений, воздействия воды и грязи грязеотражателем. На цилиндрический поясок гайки плотно посажен резиновый уплотнитель, затем на конец вала напрессовано центрирующее кольцо и установлено стопорное кольцо. При установке эластичной муфты карданной передачи центрирующее кольцо заходит в центрирующую втулку фланца эластичной муфты, чем обеспечива­ется центрирование вторичного вала коробки передач и карданного вала. При этом уплотнитель 64 прижимается к торцу центрирующей втулки, что создает герметичность этого соединения. На термообработанных шейках вторичного вала вращаются зубчатые колеса и третьей и второй передач. Зубчатое колесо первой передачи вращается на стальной термообработанной втул­ке, зажатой на валу между подшипником и ступицей синхронизатора. Указанные зубчатые колеса имеют по два венца. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с одноименными зубчатыми колесами промежуточ­ного вала, а с прямозубыми венцами соединяются муфты и синхрониза­тором при включении первой, второй или третьей передач. Для поступления масла к термообработанным шейкам вторичного вала, втулке и к игольча­тому подшипнику в зубчатых колесах выполнены радиальные отверстия, а для создания устойчивой масляной пленки на шейках вала и втулке наре­заны продольные канавки. На двух поясках вторичного вала выполнены по три глубоких паза, в которые заходят выступы ступиц муфт синхронизаторов. Ступица синхронизатора третьей и четвертой передач поджата к буртику вала пружинной шайбой и стопорится на валу кольцом. Другая ступица зажа­та между втулкой и буртиком вала. От осевого смещения она удерживает­ся вместо с промежуточным подшипником и зубчатым колесом пружин­ной шайбой и стопорным кольцом. Зубчатое колесо заднего хода со­единено с валом шпонкой.

Russia Cars

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Четырехступенчатая коробка передач

1 – удлинитель картера коробки передач; 2 – вторичный вал; 3 – стопорное кольцо; 4 – упорная шайба; 5 – резьбовая пробка; 6 – гайка; 7 – штифт; 8 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 9 – промежуточная шестерня заднего хода; 10 – блок шестерен; 11 – игольчатый подшипник; 12 – маслозаливная пробка; 13 – картер коробки передач; 14 – ось блока шестерен; 15 – катушка зажигания; 16 – стопорное кольцо; 17 –стопорное кольцо; 18 – крышка подшипника первичного вала с направляющей втулкой; 19 – первичный вал; 20 – маслоотражатель; 21 – передний роликовый насыпной подшипник вторичного вала; 22 – болт; 23 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 4-й передачи; 24 – синхронизатор 3-й и 4-й передач; 25 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 3-й передачи; 26 – вилка переключения 3-й и 4-й передач; 27 – шестерня 3-й передачи; 28 – болт; 29 – шестерня 2-й передачи; 30 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 2-й передачи; 31 – синхронизатор 1-й и 2-й передач; 32 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 1-й передачи; 33 – шестерня 1-й передачи; 34 – рукоятка; 35 – верхняя часть рычага переключения передач; 36 – упорный конус; 37 – верхняя подушка рычага; 38 – распорная втулка; 39 – нижняя подушка рычага; 40 – запорная втулка; 41 – уплотнитель верхней крышки; 42 – нижняя часть рычага переключения передач; 43 – пружина рычага; 44 – штифт; 45 – шток включения 3-й и 4-й передач; 46 – крышка коробки передач; 47 – стопорное кольцо; 48 – регулировочная шайба; 49 – задний подшипник вторичного вала; 50 – ведущая шестерня привода спидометра; 51 – сталеалюминиевая втулка; 52 – сальник; 53 – стопорный палец штоков; 54 – стопорный плунжер штоков; 55 – выключатель света заднего хода; 56 – шарик фиксатора; 57 – пружина фиксатора; 58 – резьбовая пробка;

59 – шток включения заднего хода; 60 – рычаг включения заднего хода; 61 – шток включения 1-й и 2-й передач

Четырехступенчатая коробка передач имеет трехвальную схему (рис.). Картер коробки передач изготовлен из алюминиевого сплава, к нему четырьмя гайками присоединен удлинитель. Для герметичности между картером и удлинителем установлена прокладка. Шестерня первичного вала, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й передач находятся в постоянном зацеплении с блоком шестерен. Эти шестерни косозубые и сидят на шлифованных поверхностях вторичного вала. Шестерня заднего хода прямозубая и выполнена за одно целое со скользящей муфтой синхронизатора 1-й и 2-й передач. Передачи переднего и заднего хода снабжены инерционными синхронизаторами. Осевые перемещения деталей вторичного вала ограничиваются стопорными кольцами,

упорной шайбой с подпружиненным штифтом, буртиком вторичного вала и регулировочной шайбой.

Шариковые подшипники первичного и вторичного валов фиксируются в картерах стопорными кольцами. Блок шестерен вращается на трех игольчатых подшипниках. Осевой зазор блока шестерен ограничивается двумя упорными шайбами разного размера с обеих сторон. Блокировочное устройство механизма переключения передач состоит из двух плунжеров и стопорного пальца. Штоки переключения передач фиксируются шариками,

нагруженными пружинами. Рычаг переключения передач снабжен демпферным устройством, устраняющим его вибрацию на больших оборотах двигателя. Герметичность коробки передач обеспечивается тремя сальниками, один из которых установлен в крышке подшипника первичного вала, а два других — в удлинителе.

Маслосливная пробка снабжена магнитом для улавливания металлических продуктов износа коробки передач. Таблица 3.4. Номинальные и предельно допустимые размеры, посадка сопрягаемых деталей четырехступенчатой коробки передач

Номинальные и предельно допустимые размеры, посадка сопрягаемых деталей четырехступенчатой коробки передач

Смотрите также

Возможные неисправности главной передачи  ПРИЧИНА  МЕТОД УСТРАНЕНИЯ  Течь смазки через сальник фланца полуоси Износ, затвердевание рабочей кромки сальника  Заменить сальник ...

Электролит Водный раствор аккумуляторной серной кислоты — электролит должен соответствовать ГОСТ 667-73 или ГОСТ 6709-72. Электролит применяют для заправки аккумуляторных батарей, плотность его должна с ...

Распределитель зажигания - Разборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отстегнуть пружинные зажимы 1 и снять крышку 2 распределителя. 2. Снять бегунок, потянув его вверх. 3. Вынуть войлочный фильц и вывернуть находящийся под ним ви ...


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости