Охлаждающая жидкость, которая уже переработала свой ресурс, равно как и состав ненадлежащего качества, способна вызывать много негативных моментов, которые могут нарушить нормальную работу силового агрегата.
Определить, что у антифриза заканчивается срок годности, можно, приоткрыв крышку заливного бачка и заглянув внутрь. Если жидкость, находящаяся внутри, поблекла – потеряла цвет или стала коричневатой, начал появляться осадок, то все это сигнализирует о том, что необходимо срочно провести замену хладагента. В случае если вышеописанные симптомы будут пропущены, помимо того, что жидкость утратит свои необходимые качества и попросту не будет охлаждать мотор должным образом, появятся другие риски. Главный из них заключается в том, что просроченный антифриз проявит себя агрессивно по отношению к металлическим элементам двигателя и тракта охлаждения.
Наиболее серьезные нарушения, которые могут возникнуть по причине использования антифриза ненадлежащего качества 1. Перегрев ДВС. Средняя температура работы двигателя внутреннего сгорания составляет от 85 до 90 градусов по шкале Цельсия. Если отвод теплоты из мотора происходит в недостаточной степени, то силовой агрегат перегревается, что чревато, как минимум, увеличением расхода горючего и потерями уровня мощности. Если не обращать на это внимание долгое время, то постоянный перегрев приведет к уменьшению срока службы двигателя – его ресурс уменьшится в два–три раза.
2. Коррозия. Антифриз, длительное время циркулирующий в системе охлаждения и превратившийся в мутную смесь с оттенком ржавчины, вызывает коррозионные процессы металлов, с которыми имеет контакт. Слой коррозии, образующийся на поверхностях, являет собой хороший изолятор тепловой энергии. Его теплопроводность в разы меньше по сравнению с металлом. Как следствие: мотор начинает хуже отдавать теплоту, ее недостаточно начинает принимать радиатор, отвод энергии происходит при завышенных показаниях термометра и двигатель перегревается.
Помимо того, слой коррозии сужает радиаторные каналы, что способствует возрастанию их гидравлического сопротивления – скорость циркуляции антифриза снижается, равно как и степень отвода тепла.
Перегрев двигателя чреват тем, что вызывает расширение корпусов цилиндров, деформирует маслосъемные кольца. Начинается попадание масла в газы выхлопа и наоборот; смазочный состав из-за этого теряет свои полезные свойства.
3. Осадок. В плане возникновения осадка опасность представляют охлаждающие жидкости, имеющие силикатный состав, которые были несвоевременно заменены. Силикаты представляют собой кремниевые соединения, которые оседают на металлических поверхностях. Они не растворяются, что, как и в предыдущем случае, приводит к перегреву силового агрегата.
4. Кавитационная эрозия. Под термином кавитация понимают образование и разрушение пузырей в жидкости, температура которой приблизилась к ста градусам по шкале Цельсия. Во время разрушения (схлопывания) пузырей внутри металлического проводника из его стенок высекаются на молекулярном уровне частицы, что приводит к появлению эрозий, которые со временем увеличиваются. В наиболее запущенных случаях данные повреждения способствуют появлению отверстий в тракте охлаждения. От явления кавитации спасает периодическая замена хладагента новым, в составе которого присутствуют присадки, способные в значительной степени уменьшать разрушающее воздействие.
5. Размораживание и, как следствие, образование трещин. Большой процент содержания воды в составе антифриза при перепадах температур окружающей среды приводит к появлению трещин больших размеров в патрубках, бачке-расширителе, утечек на стыках шлангов тракта охлаждения. Также подобные процессы могут происходить по причине старения системы автомобиля.
Чтобы избежать перечисленных проблем, нужно следить за хладагентом и своевременно заменять его.
Охлаждающая жидкость, которая уже переработала свой ресурс, равно как и состав ненадлежащего качества, способна вызывать много негативных моментов, которые могут нарушить нормальную работу силового агрегата.
Определить, что у антифриза заканчивается срок годности, можно, приоткрыв крышку заливного бачка и заглянув внутрь. Если жидкость, находящаяся внутри, поблекла – потеряла цвет или стала коричневатой, начал появляться осадок, то все это сигнализирует о том, что необходимо срочно провести замену хладагента.
В случае если вышеописанные симптомы будут пропущены, помимо того, что жидкость утратит свои необходимые качества и попросту не будет охлаждать мотор должным образом, появятся другие риски. Главный из них заключается в том, что просроченный антифриз проявит себя агрессивно по отношению к металлическим элементам двигателя и тракта охлаждения.
Наиболее серьезные нарушения, которые могут возникнуть по причине использования антифриза ненадлежащего качества
1. Перегрев ДВС. Средняя температура работы двигателя внутреннего сгорания составляет от 85 до 90 градусов по шкале Цельсия. Если отвод теплоты из мотора происходит в недостаточной степени, то силовой агрегат перегревается, что чревато, как минимум, увеличением расхода горючего и потерями уровня мощности. Если не обращать на это внимание долгое время, то постоянный перегрев приведет к уменьшению срока службы двигателя – его ресурс уменьшится в два–три раза.
2. Коррозия. Антифриз, длительное время циркулирующий в системе охлаждения и превратившийся в мутную смесь с оттенком ржавчины, вызывает коррозионные процессы металлов, с которыми имеет контакт. Слой коррозии, образующийся на поверхностях, являет собой хороший изолятор тепловой энергии. Его теплопроводность в разы меньше по сравнению с металлом. Как следствие: мотор начинает хуже отдавать теплоту, ее недостаточно начинает принимать радиатор, отвод энергии происходит при завышенных показаниях термометра и двигатель перегревается.
Помимо того, слой коррозии сужает радиаторные каналы, что способствует возрастанию их гидравлического сопротивления – скорость циркуляции антифриза снижается, равно как и степень отвода тепла.
Перегрев двигателя чреват тем, что вызывает расширение корпусов цилиндров, деформирует маслосъемные кольца. Начинается попадание масла в газы выхлопа и наоборот; смазочный состав из-за этого теряет свои полезные свойства.
3. Осадок. В плане возникновения осадка опасность представляют охлаждающие жидкости, имеющие силикатный состав, которые были несвоевременно заменены. Силикаты представляют собой кремниевые соединения, которые оседают на металлических поверхностях. Они не растворяются, что, как и в предыдущем случае, приводит к перегреву силового агрегата.
4. Кавитационная эрозия. Под термином кавитация понимают образование и разрушение пузырей в жидкости, температура которой приблизилась к ста градусам по шкале Цельсия. Во время разрушения (схлопывания) пузырей внутри металлического проводника из его стенок высекаются на молекулярном уровне частицы, что приводит к появлению эрозий, которые со временем увеличиваются. В наиболее запущенных случаях данные повреждения способствуют появлению отверстий в тракте охлаждения. От явления кавитации спасает периодическая замена хладагента новым, в составе которого присутствуют присадки, способные в значительной степени уменьшать разрушающее воздействие.
5. Размораживание и, как следствие, образование трещин. Большой процент содержания воды в составе антифриза при перепадах температур окружающей среды приводит к появлению трещин больших размеров в патрубках, бачке-расширителе, утечек на стыках шлангов тракта охлаждения. Также подобные процессы могут происходить по причине старения системы автомобиля.
Чтобы избежать перечисленных проблем, нужно следить за хладагентом и своевременно заменять его.
Примечание. Когда приобретается подержанный легковой автомобиль, то весьма часто потенциальный покупатель не располагает информацией о том, какие технологические жидкости в нем заменялись и в какие сроки. Поэтому в первую очередь, прежде чем начинать ездить на подержанном авто, следует позаботиться о покупке и замене антифриза, тормозной жидкости и масла.
Долговечность двигателя автомобиля зависит от бесперебойной работы системы охлаждения, в основе которой лежит принудительная циркуляция жидкости. В качестве такой жидкости применяется и вода, однако это чревато тем, что при первом же морозе она замерзнет. Это повлечет за собой появление трещин, утечек и снижение охлаждающей способности системы, а возможно, и дорогостоящий ремонт. Поэтому были разработаны специальные составы – антифризы.
Антифриз – общепринятое название охлаждающих жидкостей (ОЖ), переводимое как «препятствующий замерзанию». Он представляет собой смесь воды и многоатомного спирта, этиленгликоля или пропиленгликоля, дополненную пакетом присадок. Основной характеристикой является низкая температура замерзания. От качества ОЖ зависит безотказность работы всей охлаждающей системы.
Этиленгликоль – это маслянистая сиропоподобная жидкость, бесцветная, со слабым характерным запахом, практически нелетучая. Он характеризуется следующими свойствами:
Свойство, благодаря которому этиленгликоль получил такое широкое применение в производстве антифризов, — это способность образовывать с водой раствор с уникальной характеристикой – низкой температурой замерзания. В зависимости от концентрации этиленгликоля, она может опускаться до -80 градусов Цельсия (концентрат антифриза). Стандартная смесь, содержащая 52-64% спирта – кристаллизуется при 34-40 градусах ниже нуля.
Этиленгликоль – это сильнейший пищевой яд, а его водный раствор действует разрушающе на материалы системы охлаждения. Пропиленгликоль – экологически менее вреден, не ядовит и быстрее разлагается, но его стоимость намного выше. ОЖ с пропиленгликолем в России пока не производится.
Помимо гликоль-водного раствора в составе антифриза присутствуют присадки:
Эти добавки дают различия в свойствах охлаждающих жидкостей, и влияют на их эксплуатационные характеристики, срок службы, область применения (определенные автомобили и двигатели) и качество.
Наверх
На рынке представлено огромное количество охлаждающих жидкостей и сложно сделать выбор среди множества названий, обозначений и цветов. Разберемся, какие имеет антифриз отличия, и ответим на самые частые вопросы.
Тосол является разновидностью ОЖ, разработанной и производимой отечественной промышленностью. Он создан отделом «Технология органического синтеза», аббревиатура которого (ТОС) и дала ему название в соединении с окончанием «ол», говорящем о его принадлежности к группе спиртов. Наименование «Тосол» не было запатентовано и впоследствии распространилось на большинство охлаждающих жидкостей, производимых в России. Соответственно, тосол – это разновидность антифриза, и разницы между ними нет.
При покупке тосола нужно проявлять бдительность, так как часто под этим названием продаются некачественные жидкости и подделки. Даже его соответствие нормативным документам не означает, что охлаждающая система будет бесперебойно работать. ГОСТ 28084-89 применялся еще к советским ОЖ, которые совершенно не подходят для современных двигателей.
Цвет антифриза зависит от прихоти производителя или требований автоконцернов, а вовсе не от класса и качества жидкости. Краситель добавляется в минимальных количествах и на свойства ОЖ никак не влияет. Одинаковые по цвету антифризы могут существенно отличаться, в то время как один тип жидкости может окрашиваться создателями в разные цвета. Конечно, существует некое условное соответствие цвета определенному типу ОЖ, но ориентироваться только по нему не следует.
Процент присадок в составе концентрата ОЖ составляет 5-7%, при разбавлении он еще уменьшается. Однако именно они обусловливают у разных видов антифриза отличия, которые влияют на работу охлаждающей системы.
Выделяют три типа охлаждающих жидкостей в зависимости от количества и вида присадок. В основу классификации вошла система, разработанная компанией Volkswagen для себя.
И наконец, многие используют в качестве ОЖ просто воду, особенно летом, либо сильно разбавляют антифриз. Чем это грозит:
Коэффициент расширения воды при замерзании составляет 9%, а антифриза – 1,5-2%. Поэтому конструкционные материалы системы охлаждения способны выдержать даже полное его замерзание, которое произойдет только при температуре ниже -35 градусов Цельсия.
Делаем вывод, что для современных двигателей подходящим типом ОЖ являются антифризы группы G12 (G12+, G12++). Чтобы правильно выбрать класс и производителя охлаждающей жидкости – необходимо ориентироваться на допуски и одобрения автопроизводителя данного автомобиля. Все указания есть в сервисной книжке.
Наверх
Теоретически, большая часть антифризов на основе этиленгликоля между собой совместима. Однако, учитывая наличие присадок разных типов, это может привести к следующим последствиям:
Смешивание жидкостей одного цвета не дает никаких гарантий. Это могут быть антифризы с разными добавками. Кроме того, следует учитывать, что производители различиями в цвете могут определять совершенно разные характеристики. К примеру, цветовая гамма антифризов европейских производителей обозначает класс допуска, а японских – температурный диапазон. Китайские антифризы вообще красным цветом могут выделить улучшенный состав антифриза класса G11.
Покупать антифриз следует только по рекомендациям производителя автомобиля. Можно дать положительный ответ на вопрос, можно ли смешивать антифриз, если это жидкость того же класса и аналогичного состава. Все остальные случаи – доливание дистиллированной или простой воды, антифриза другой марки или тосола – только в экстремальных ситуациях, когда нет другого выхода. После таких мер, при первой же возможности, охлаждающую жидкость нужно слить, систему промыть, просушить и залить подходящий антифриз.
Наверх
Полная замена антифриза производится в следующих случаях:
Принудительный отвод тепла от мотора – это главная функция системы охлаждения. Перегрев двигателя грозит потерей мощности автомобиля и повышенным расходом горючего. Если же движок работает в таких условиях регулярно – то неизбежно уменьшение ресурса движка и его выход из строя.
Многие водители задаются вопросом, зачем нужно менять антифриз, если автомобиль работает, жидкость не замерзает и не закипает в жару? Выработавшая свой ресурс охлаждающая жидкость теряет свои дополнительные свойства из-за того, что присадки постепенно разрушаются. Однако эти изменения становятся заметны не сразу, и со временем сэкономившего водителя ждут следующие неприятности:
Наверх
Менять антифриз нужно в срок, указанный в паспорте автомобиля, так как у каждого двигателя он свой. Либо ориентироваться на рекомендации производителя охлаждающей жидкости. В зависимости от класса ОЖ, это может быть срок от 2 до 5 лет.
Однако раствор может прийти в негодность и раньше положенного срока. Определить, когда нужно менять антифриз, можно несколькими путями:
Все это говорит о том, что лучше немного потратится и вовремя купить антифриз, чем потом делать дорогостоящий ремонт системы охлаждения, а возможно и двигателя.
Наверх
Как часто вы вспоминаете о наличие в вашем автомобиле системы охлаждения? Вероятно только тогда, когда указатель температуры смещается в красный сектор, на панельной доске зажигается красный сигнал или, в худшем случае, когда из-под капота начинает идти пар. Автоинструкторы расскажут о самых распространенных заблуждениях об эксплуатации системы охлаждения, как избежать критических ситуаций и как не допустить их возникновения.
Кто-то говорит, что нужно применять тосол, а кто-то, что антифриз. Но ведь это разные вещества! Это закоренелое и распространенное заблуждение.
Антифриз — это жидкость, которая не замерзает при отрицательных температурах, а тосол — это его разновидность, отличающаяся составом использованных присадок.
Кое-кто считает, что, если система не подтекает и вам не приходится доливать воду, то в этом случае антифриз можно не менять, так как с этиленгликолем ничего не происходит. Но элементы системы охлаждения двигателей сделана из металлов (латунь, алюминий, чугун, сталь), для предотвращения коррозии которых в состав антифриза входит комплекс присадок. Кроме них используются противопенные и другие добавки. Эти присадки охотно вступают в реакцию с металлическими деталями. А их высокая температура выступает в качестве катализатора.
Поэтому менять антифриз все-таки необходимо, причем производители указывают срок службы своих жидкостей.
Чистый этиленгликоль имеет температуру замерзания -130 градусов. Но он обладает способностью понижать температуру замерзания растворов, в которые он входит (до -70 градусов). Рабочий раствор не должен содержать более 70 процентов концентрата.
Технически мысль правильная. Как и многие многоатомные спирты, он сладковатый на вкус.
Но этиленгликолем состав антифриза не ограничивается, там также содержится множество других веществ, которые для человека могут быть ядовиты.
Крайне опасное заблуждение, ведь цвет жидкости вовсе не говорит о некой совместимости антифризов. Яркие красители производитель добавляет по двум причинам: во-первых, это предупреждает о ядовитости антифризов, во-вторых, яркий цвет облегчает поиск протечек и проверку уровня жидкости в бачке. Не стоит сбрасывать со счетов маркетинговые ходы — яркий цвет привлекает покупателей.
То есть цвет не играет роли в совместимости антифризов, здесь важен состав присадок.
Ведь некоторые при смешивании могут выпасть в осадок, а другие нейтрализовать действие друг друга. Что в конечном итоге грозит преждевременным ремонтом.
Помните, что долговечность красителя не соответствует долговечности антифриза. Поэтому при смене охлаждающей жидкости необходимо ориентироваться на рекомендации производителя вашей машины и на рекомендации фирмы-изготовителя антифриза. Кстати, при выборе нового антифриза, обратите внимание, совместим ли он с вашей машиной.
Сэкономить у вас получится, но будьте готовы потратиться на промывку системы от накипи, которая отложится на стенках радиатора и цилиндрах. В состав антифризов входят смазывающие вещества, которые необходимы для корректной работы насоса системы охлаждения.
Поэтому воду можно использовать в крайних случаях, например, чтобы добраться до дома или автосервиса.
Посмотрим видеосюжет:
Удачи вам на дороге и пусть ваша охлаждающая жидкость никогда не закипает!
В статье использовано изображение с сайта www.aif.ru
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453