Боремся с детонацией двигателя на холостых оборотах
Если вас интересует вопрос, что такое детонация двигателя на холостых оборотах, тогда это статья для вас. Двигатель начал подёргиваться, появился непонятный звонкий стук – всё понятно, это симптомы детонации двигателя на холостых оборотах. Это явление происходит из-за двух наиболее известных неисправностей.Чаще всего это проявляется при резком торможении, но и при стоянке нередко обороты резко падают вплоть до полной остановки.
Есть такой авиационный термин «помпаж», означающий резкий перепад оборотов от верхних до нижних. Причин возникновения этой проблемы много, но надо разбираться в них отдельно и тщательно.
Вторая распространённая проблема возникает при плавающих холостых оборотах двигателя, они крайне нестабильны и то медленно увеличиваются, то снижаются. Вот это и есть так называемая детонация двигателя на холостых оборотах.
Для предотвращения детонации двигателя на холостых оборотах нужно разобраться подробнее в этом явлении и как оно происходит. Для нормального сгорания топлива, необходимо оптимальное количество воздуха в камере сгорания, что в свою очередь может обеспечить отлаженный двигатель.
В дизельных двигателях это достигается путём сжатия смеси в конце такта, а в бензиновых для этого служит свеча зажигания и пламя от электродов мгновенно распространяется по окружности рабочей камеры. Пока возгорание достигнет дальних мест камеры, смесь может воспламениться самостоятельно, не дождавшись основного фронта пламени.
Появляется незначительная по своей силе волна, которая встретив основную рабочую смесь, мгновенно её воспламеняет. Собственно говоря, это именно та детонационная волна, достигающая скорости около 1000 м/с и создающая неприятный металлический звон. Это неприятное явление в большинстве своём не является причиной больших неприятностей, но если детонация очень сильная, то детали камеры сгорания разрушаются гораздо быстрее.
Ещё различают такой вид детонации, как «дизелинг», это явление происходит при выключении зажигания. Вы выключили зажигание, а мотор не останавливается и продолжает работу, но какими-то дергаными движениями, обороты то увеличиваются, то падают и всё это напоминает самовозгорание топлива в дизельном двигателе, отсюда и такое странное название – «дизелинг». Он проявляется, когда вы при сильно загрязнённой системе подачи топлива почти полностью закручиваете винт количества.
В первичной камере заслонка открыта полностью и выходит так, что система дозировки работает постоянно. В этом и скрывается причина детонации двигателя на холостых оборотах. От данного явления нельзя просто так отмахнуться, ваш двигатель может выйти из строя. При сильной детонации возникает дополнительное тепло, и перегрев мотора выходит из допустимых норм.
В этой ситуации при перегреве может разрушиться днище поршня и внутренняя поверхность цилиндра и прокладка головки блока цилиндров будет иметь сильные повреждения. Сильно увеличиться износ деталей кривошипно-шатунного механизма.
Не так недавно считали, что подобное явление присуще только двигателям ВАЗовских автомобилей. Однако выяснилось, что и иномарки страдают этим же недугом и среди них имеются весьма популярные модели.
Так как же понять всё происходящее с автомобилем? Как обычно вы садитесь в машину, поворачивайте ключ зажигания и запускаете двигатель. Убрав ногу с педали акселератора, вы замечаете падение оборотов мотора. Вы не понимаете случившееся, потому что холостые обороты работают в скачкообразном режиме, появляется детонация и двигатель глохнет. При повторном запуске всё приходит в норму, но это всего лишь первое предупреждение о предстоящих неприятностях.
Следует разобраться в причинах происходящего и заняться немедленным их устранением. Если холостые обороты двигателя непостоянны, то могут иметь место следующие неисправности:
Детонация двигателя явление не из приятных. Причины детонации мы разберем в конце статьи, а сначала давайте разберемся в том, что такое детонация, и что при ней происходит с двигателем.
Нормальное сгорание топлива в цилиндре, это химическое взаимодействие, протекающее в смеси паров бензина с воздухом. Для того чтобы процесс начался, мало просто перемешать горючее с воздухом в нужной пропорции, этому веществу необходимо еще дать необходимую энергию.
В дизельных двигателях для этого создается очень высокое давление на горючую смесь и температура в конце такта сжатия способствует воспламенению топлива. В бензиновых моторах смесь необходимо поджечь искрой, которая создается при помощи автомобильной свечи. Сформировавшееся пламя распространяется от электродов автомобильной свечи к стенкам всей камеры сгорания.
Пока фронт пламени идет от свечи зажигания к дальним зонам камеры сгорания, может произойти ее самовоспламенение до прихода огня. Несомненно, из-за этого возникает слабая ударная волна, которая встречает на своем пути подготовленное к воспламенению топливо.
От сжатия горючая смесь тут же воспламеняется. Проще говоря, эта волна и есть детонация, скорость ее распространения в цилиндре двигателя достигает порядка 1000 м/с. Это в несколько раз быстрее обыкновенного фронта огня. При этом вы можете слышать металлический звук.
Это явление проявляется, как правило, при средних и больших оборотах мотора. Слабая и кратковременная нагрузка не оказывает серьезного вредного воздействия. Кроме того, чем ближе обстоятельства сгорания в моторе к детонации, тем выше его КПД.
В дизельных двигателях уровень сжатия намного выше, от чего топливо нагревается до пятисот градусов, и самовоспламеняется без помощи искры. В бензиновых моторах уровень сжатия намного меньше, соответственно, и температура в цилиндрах ниже. Кроме того, способность самовозгораться у бензина ниже, чем у дизельного горючего.
Сильная детонация губительно действует на детали камеры сгорания. По сути, детонация - это взрыв, и несложно догадаться, что вследствие этого происходит механическое разрушение деталей двигателя.
При длительной и сильной детонации может быть испорчен и поршень, и шатун, другие элементы КШМ. Так же негативному воздействию подвергаются клапаны и другие элементы ГРМ. И конечно же цилиндры подвергаются сильнейшему негативному воздействию.
После того как выключили зажигание, мотор автомобиля может временами продолжать работать, то есть «дергается». Частота вращательных движений коленчатого вала то увеличивается, то уменьшается. И происходящее в камере сгорания напоминает процесс самовозгорания топлива в дизельном двигателе. Это явление называется «дизелинг». Не нужно его путать с детонацией, это другое явление и ничего общего с детонацией не имеет.
Дизелинг появляется при некорректной регулировке холостого хода. В случае если система загрязнена и смесь обогащают принудительным способом, путем закручивания винта количества. Свыше меры приоткрывают заслонку первой камеры, при этом получается, что всегда работает главная дозирующая система. Это так же может служить причиной детонации на холостых оборотах.
Причиной детонации в современных двигателях, включая ВАЗ, чаще всего является низкое качество топлива и количество примесей в нем. Прежде чем ехать в сервис попробуйте сменить заправку. Если детонация не исчезнет, то необходимо проверить работу топливной системы с помощью компьютерной диагностики. Так же необходимо обратиться в сервис в том случае, если детонация сильная.
Помимо низкого качества топлива причиной детонации может стать:
То есть причин много, но большинство из них можно определить только лишь с помощью специального диагностического оборудования.
Детонация, как правило, возникает при определенных режимах работы двигателя, характеризующихся высокими оборотами двигателя и повышенной нагрузкой.
Это может быть резкий старт с места, движение в гору, движение с полной загрузкой и т.д.
Для борьбы с детонацией в современных двигателях используется специальный датчик, который так и называется датчик детонации. Он отслеживает параметры работы двигателя, и в случае появления детонации изменяет режим работы двигателя за счет изменения состава топливной смеси и параметров угла опережения зажигания.
Однако, если во время движения вы заметили, что двигатель детонирует, то первым делом необходимо изменить стиль вождения. Как можно плавнее нажимая на педаль газа старайтесь так же плавно трогаться, снизьте скорость движения, преодолевайте подъемы на пониженной (по сравнению с обычным режимом) передаче.
При первой же возможности залейте в бак гарантировано хороший бензин, купленный на официальной заправке того же Лукойла или BP. Если детонация не прекратится, то езжайте в сервис на диагностику.
РњРЅРѕРіРёРј опытным автолюбителям РєРѕРіРґР°-либо приходилось сталкиваться СЃ такой проблемой, как детонация. Рто неприятное явление представляет СЃРѕР±РѕР№ процесс взрывного (очень быстрого) сгорания горючей смеси РІ цилиндрах ДВС. Его сущность заключается РІ том, что топливовоздушная смесь воспламеняется РІРѕ время сжатия слишком рано.
�з-за этого давление на поршень появляется еще до достижения им верхней мертвой точки. Еще при движении поршня вверх на него начинает воздействовать сила, заставляющая двигаться в обратном направлении. Разумеется, такое явление крайне негативно сказывается не только на мощности мотора, но и на экономичности транспортного средства.
При детонации излишек тепла, который неизбежно возникает при сгорании топливной смеси, начинает передаваться на стенки камеры сгорания и днище поршня, что становится причиной перегрева силового агрегата, а также коррозии днища поршня и внутренней поверхности цилиндра. Кроме того, разрушается прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ). В итоге она просто прогорает. Основной проблемой, возникающей при детонации, является то, что процесс сгорания топлива начинает идти неконтролируемо, а это приводит к появлению механических и термических перегрузок деталей ДВС. Наибольшую опасность это явление представляет для прокладки ГБЦ, которая может выполнять свои функции в режиме работы, связанном с экстремальными перегрузками, лишь в течение относительно небольшого отрезка времени.
Вследствие неконтролируемого процесса сгорания топлива появляются ударные волны, сопровождающиеся чрезмерно быстрым увеличением давления Рё повышением температуры. Последняя может превысить отметку РІ +3700 градусов. Прокладку головки, поврежденную РёР·-Р·Р° детонации, можно узнать без РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ труда РїРѕ окантовкам камеры сгорания, которые бывают сильно измяты. Ртому может предшествовать целый СЂСЏРґ причин. Далеко РЅРµ последнее место среди РЅРёС… занимает использование топлива, РЅРµ относящегося Рє разряду антидетонационных, имеющего чересчур РЅРёР·РєРѕРµ октановое число. Некоторые РіРѕСЂРµ-водители заливают РІ баки СЃРІРѕРёС… автомобилей бензин Рђ-76 вместо Рђ-95, что РЅРµ может РІ конечном итоге РЅРµ сказаться РЅР° работе двигателя. Отдельные автомобили приспособлены Рє потреблению только высокооктановых бензинов (РІСЂРѕРґРµ РђР�-98).
Бензины с низким октановым числом производятся для применения в ДВС, обладающих меньшей степенью сжатия, нежели двигатели, рассчитанные на использование высокооктановых топлив. �менно поэтому рабочая смесь, в состав которой входит низкооктановый бензин (при его применении в несоответствующих двигателях), сгорает со взрывной скоростью, сопровождающейся выделением огромного количества избыточной тепловой энергии. Длительная эксплуатация двигателя в таких условиях чревата его существенными повреждениями.
При работе ДВС с преждевременным сгоранием топлива быстро изнашиваются многие детали, входящие в состав кривошипно-шатунного механизма. В некоторых случаях ранняя детонация возникает из-за повышенного образования нагара в цилиндрах. Кроме того, причинами данного явления бывают неисправности в системе охлаждения ДВС, раннее зажигание, продолжительная работа на малых оборотах коленчатого вала (это характерно для отечественных транспортных средств), поступление в камеру сгорания слишком бедной топливовоздушной смеси.
Результатами детонации могут оказаться не только пробитые головки ГБЦ, но и поврежденные вкладыши, а также треснутые поршни. Одной из самых частых причин детонационного сгорания топливовоздушной смеси можно назвать неправильную эксплуатацию автомобиля. Регулярная езда на слишком высокой передаче характерна для тех водителей, которые не утруждают себя переключением на более низкую передачу после прохождения поворота, при движении на подъем, а также при нечаянном переключении рычага КПП в ненадлежащее положение. Длительная эксплуатация машины в режиме холостого хода при движении становится причиной повышения температуры воздуха, поступающего для образования горючей смеси. Все это также может привести к детонации.
Чаще всего явление детонации дает Рѕ себе знать стуком металлических деталей, которые ударяются РґСЂСѓРі Рѕ РґСЂСѓРіР°. Ртот Р·РІСѓРє может напоминать бренчание перекатывающихся шариков. Для опознавания детонации можно воспользоваться электронными устройствами. Зачастую применяют датчик, анализирующий Р·РІСѓРєРё, которые передаются через блок цилиндров. Ртот датчик может определить частоту детонации среди массы иных Р·РІСѓРєРѕРІ, доносящихся РёР· силового агрегата.
Преждевременное сгорание топливной смеси РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ двигателю пользу, однако принято выделять неприемлемую Рё допустимую детонацию. Допустимую детонацию можно Рё РЅРµ услышать. РћРЅР° РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РЅР° РЅРёР·РєРёС… оборотах Рё продолжается РІ течение небольшого временного промежутка. Рто явление РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… серийных автомобилях, особенно, если компания-производитель старается выпускать двигатели СЃ максимальным крутящим моментом РїСЂРё минимальном объеме. Неприемлемая детонация зачастую встречается РІ модифицированных моторах, обладающих высокой мощностью. Ртот РІРёРґ взрывного сгорания РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РїСЂРё высокой нагрузке (РЅР° высоких оборотах коленчатого вала). Работы двигателя РІ таком режиме РІ течение нескольких секунд может хватить для возникновения множества внутренних повреждений деталей двигателя.
�ногда для повышения крутящего момента устанавливают опережение зажигания, что всегда бывает связано с неоправданным риском. Слишком раннее зажигание приводит к тому, что волна давления воспламеняет горючую смесь в самых разных частях камеры сгорания. �менно это является самой распространенной причиной появления детонации в модифицированных автомобилях. Риск возникновения детонации существенно возрастает при изменении заводского соотношения смеси воздух-топливо (обеднение), что довольно часто практикуется среди многих тюнеров.
Большую роль в вероятности возникновения детонации играет степень сжатия. В ДВС без наддува ее обычно устанавливают на уровне порядка 10,5:1, если планируется работа на обыкновенном неэтилированном бензине марки А�-92. Если степень сжатия составляет примерно 13:1, то необходимо использовать топливо, имеющее более высокое октановое число (А�-95 либо А�-98). Двигатели с наддувом чаще всего имеют сравнительно низкий коэффициент сжатия (от 7:1 до 9,5:1), который необходим для дополнительного объема воздуха, нагнетаемого в камеру сгорания специальной турбиной. Во время впуска этот воздух повышает эффективную степень сжатия.
После определения причин детонации необходимо убедиться в отсутствии самовоспламенения смеси (без искры). Очень часто водители совершают ошибку, путая детонационное сгорание с самовоспламенением. Последнее связано с перегревом силового агрегата в конце такта сжатия. В это время сжатая смесь сильно нагревается, что приводит к ее самовозгоранию. Кроме того, возможно самовоспламенение смеси из-за ее соприкосновения с частицами нагара либо раскаленными электродами. Во избежание каких-либо ошибок нужно выключить зажигание. Если двигатель останавливается сразу, значит более вероятной причиной стуков является детонационное сгорание, потому что данное явление возникает лишь после того, как горючая смесь загорается при помощи электрической искры.
Нельзя РЅРµ сказать, что вероятность преждевременного сгорания уменьшается СЃ увеличением частоты вращения коленвала, что связано СЃ сокращением времени нахождения топливовоздушной смеси РІ цилиндрах. Рто РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ благодаря повышению скорости распространения пламени, что РІ итоге РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє уменьшению концентрации перекисных соединений. Поэтому следует стремиться Рє езде РЅР° более высоких скоростях (СЃ повышенными оборотами коленчатого вала). Разумеется, такое движение допускается исключительно РІ тех случаях, РєРѕРіРґР° дорожная обстановка этому РЅРµ препятствует.
Детонацию, вызванную использованием несоответствующей марки топлива, можно попробовать устранить при помощи установки более позднего зажигания. При этом снижаются давление газов и температура в цилиндрах, а также остается меньше времени для возникновения перексидных соединений, концентрация которых не будет достигать критических значений. В результате сгорание топливной смеси будет происходить нормально. В противном случае необходимо заменить топливо (в соответствии с требованиями, предъявляемыми в заводской инструкции). Новое топливо должно обладать требуемыми антидетонационными свойствами. Помните, что, используя соответствующий тип топлива, вы существенно снижаете риск возникновения детонации, одновременно увеличивая срок службы своего автомобиля.
12 Май, 2012 / Просмотров: 41427 /
вдумайтесь,как может быть детонация на хол. ходу-бред
Единственный , умный пост.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453