Компьютерная диагностика авто практикуется по всему миру уже около 40 лет. Еще в 1980 году «Дженерал Моторс» установила в свои авто диагностический интерфейс, посредством которого отслеживается состояние всей электроники авто, а также протокол ECM.
Затем в США был разработан универсальный диагностический протокол для всех марок авто, который действует и сегодня, но имеет более усовершенствованную версию — OBD-2. Она применима для машин, выпускаемых в Америке и Канаде, японским аналогом такой системы выступает JOBD, а европейской – EOBD.
Во всех новых авто имеется электронное управление, в котором предусмотрен коммуникационный протокол. Его месторасположение зависит от марки авто, но чаще всего находится в районе рулевой колонки. Этот порт стандартизирован, что дает возможность подключать к нему внешние электронные устройства, чтобы просматривать данные бортового компьютера и делать выводы о его работе.
Диагностика своими руками проводится с помощью специальных устройств, на экранах которых выводятся выявленные коды ошибок. Имеются как общие коды для всех авто, так и индивидуальные для конкретной марки, которые были заложены производителем во время изготовления машины.
Чтобы извлечь информацию с бортового компьютера потребуется использование специального сканера.
Главное в этом процессе – с помощью компьютера выявить, в каком автомобильном узле имеются проблемы, и устранить их. Точно установить причину поломки поможет сравнение полученных параметров с заводскими показателями, которые вводятся производителем машины на этапе ее оборудования перед продажей. Если расхождения в заданном диапазоне существенны, то выдается ошибка.
Диагностика дает возможность отследить работу как бензинового, так и дизельного двигателя, а именно:
Такая диагностика двигателя позволяет настроить и подкорректировать авто в нужный момент, исключив его дорогостоящий ремонт. В особенности это актуально для 16-клапанных двигателей, и хотя в случае с 8-ми клапанными их аналогами ремонтные работы обойдутся дешевле, все же не стоит до этого доводить.
При помощи автодиагностики можно также проверить:
Компьютерная диагностика поможет установить целесообразность проводимых ремонтных работ и вычислить их периодичность, что будет существенно экономить средства, которые можно потратить на тюнинг авто. Самостоятельная диагностика автомобиля потребует иметь при себе все необходимые устройства и установить на них нужное программное обеспечение.
Без нее не обойтись, если сталкиваешься с такими ситуациями:
Важно: для новых авто желательно произвести диагностику как можно раньше, чтобы проверить всю электронику.
Правильность проверки авто таким способом зависит от подготовительных работ и наличия всей требуемой аппаратуры. Для тестирования машин сейчас предлагается множество приборов. Автолюбителю рекомендуется заранее установить диагностический разъем (стоит внимательно просмотреть места около руля – где он обычно находится), а затем закупить нужную аппаратуру.
Основными приборами являются:
Они могут быть профессиональными, дилерскими и любительскими. Имеются универсальные варианты, а также предназначенные для определенной модели. Лучшим вариантом являются мультимарочные сканеры, которые могут работать с разными автомобилями.
Разновидности сканеров:
Сканеры не только считывают ошибки, они также удаляют их, помогают просмотреть все данные с бортового ПК. Переходники и коннекторы к ним подбираются под определенную марку авто.
Чаще всего для диагностики авто через ноутбук своими руками применяются модели сканеров на основании чипа ELM 327. Отличной покупкой могут быть их беспроводные вариации.
Среди любительских адаптеров выделяют «Scan Tool Pro», производитель наделил его расширенными функциями, кроме стандартных функций, они могут считывать и перезапускать систему тормозов, а также подушек безопасности. С их помощью можно сканировать рабочие характеристики самого авто и его датчиков. После выявления ошибок, устройство самостоятельно обновляется, но уже с внесенными поправками, примечательно, что все это оно может выполнять даже при движении авто. Scan Tool Pro может точно определить VIN автомобиля, КПП или двигателя.
Среди мультимарочных моделей, помогающих проводить диагностику своими руками, заслуживает особого внимания «Smart Scan Tool», в нем установлена чип-схема ELM323/327. В его силах диагностировать все современные машины, возраст которых не превышает 20-летнего возраста. С помощью него можно проводить диагностику со всех установленных датчиков в реальном времени, а потом по полученным данным настраивать авто под себя. Кроме того, доверить диагностику можно китайскому устройству Delphi DS150 и Autocom CDP.
К портативным сканерам относится Launch Creader V – компактное и удобное средство диагностики. Отличным профессиональным устройством выступает Autel MaxiSYS, в нем установлен русскоязычный интерфейс.
К дилерским устройствам относятся изобретения компании BOSCH – профессиональное устройство, а также Bluetooth Newest MB Star C4 Scanner Tool – разработанное специально для Мерседесов.
При покупке адаптера ПО поставляется вместе с ним. Если же приложение для проведения самостоятельной диагностики автомобиля отсутствует или по каким-то причинам не устраивает владельца авто, то он может самостоятельно скачать понравившуюся программу с интернета.
Основным функционалом программы выступает:
Среди популярных программ можно выделить:
Они состоят из 5 символов. Для каждой марки авто они свои, самые распространенные из них связаны с повреждениями электроцепи, нарушениями в выведении выхлопных газов, с выходом из строя самих датчиков, с проблемами с напряжением в бортовой сети или с набором скорости машины.
Если ранее авто ремонтировали «на авось», полагаясь только на мастерство автослесаря СТО и нехарактерный звук машины, то сейчас практически любой автолюбитель при желании и необходимом оборудовании может сам провести диагностику своего авто, выявить неисправность автомобиля своими руками и устранить ее. Также можно доверить это профессионалам.
Подробные видео инструкции помогут правильно провести диагностику автомобиля.
Отечественные автомобили ВАЗ пользуются большой популярностью не только у граждан России, но и у жителей стран СНГ. Это легко объясняется неприхотливостью всех моделей, надежностью и доступной ценой. При этом все элементы автомобиля прекрасно знакомы водителям – строение карбюратора, двигателя, моста и коробки передач остались практически без изменений. Как следствие, с ремонтом не возникает особых проблем.
С опытом приходит глубокое понимание своего автомобиля. К примеру, владелец может диагностировать проблему с карбюратором по черному цвету дыма их выхлопной трубы, а синеватый дым говорит о необходимости проверки сальников. Все это хорошо, но подобные «диагнозы» сложно назвать точными. Можно «обвинить» во всех «грехах» карбюратор, провозиться с его ремонтом (или даже купить новый), а причина окажется совершенно в другом.
Компьютерная диагностика автомобилей ВАЗ – это шанс сэкономить деньги и время. Почему бы не воспользоваться услугой, которая уже давно оказывают даже в самых обычных мастерских. Достаточно подключить ноутбук к специальному разъему, чтобы считать точную информацию о работе всех систем. Компьютер безошибочно выдает все неисправности и вероятные сбои в работе оборудования. Преимущества данного метода очевидны – специалист за несколько минут выявляет место поломки. Как следствие, ремонт происходит намного быстрее.
Наверное, каждый автолюбитель бывал в ситуации, когда после ремонта на СТО проблема осталась не устраненной. Приходится снова возвращаться к мастеру и жаловаться на некачественное обслуживание. В итоге, затраты получаются уж больно высокими.
Своевременно проведенная компьютерная диагностика – это ваш шанс сэкономить деньги. При этом не стоит забывать, что работа с электроникой требует определенных навыков и знаний. Одна и та же ошибка на компьютере разными мастерами может быть интерпретирована по-разному. Поэтому, если данная работа делается на СТО, то лучше обращаться к квалифицированным специалистам, которые прошли соответствующие курсы и умеют правильно интерпретировать сообщения на мониторе.
Одной из наиболее распространенных проблем современных автосервисов является навязывание лишних работ, которые, в конечном итоге, выливаются автолюбителю в «копеечку». Чтобы этого избежать, необходимо ехать на СТО подготовленным, зная основные причины поломки.
Как показала практика, компьютерная диагностика авто своими руками – это реальность. Открыв браузер, подключившись к интернету и прочитав несколько страничек полезной информации, можно выработать четкий план дальнейших действий.
Необходимо совсем немного – ноутбук (планшет или персональный компьютер), диагностический адаптер VAG-COM 409.1 и ПО. Установить и разобраться с ним не составит труда даже начинающему автолюбителю. Что необходимо сделать? Главное – правильно подключить KL-line адаптер (это второе название VAG-COM 409.1) к диагностическому разъему автомобиля.
После подключения остается только считать основные сигналы и просмотреть информацию об устройствах и проблемных узлах транспортного средства. Стоит отметить, что сегодня существует несколько различных видов устройств для проведения компьютерной диагностики. Отличаются они своей функциональной «начинкой» и стоимостью.
Считывание информации, полученной через K-Line адаптер, невозможно без специального ПО, которое можно скачать в интернете или купить вместе с адаптером. Компьютерная диагностика ВАЗ может быть выполнена с помощью адаптера VAG-COM и программного обеспечения «Вася Диагност».
Сама проверка занимает минимум времени. Адаптер VAGCOM вставляется в специальный OBD2-разъем, расположенный под рулем автомобиля. С другой стороны провода находится USB разъем, который подключается к ноутбуку или компьютеру.
Чаще всего адаптер продается вместе с программным обеспечением, записанным на CD диске. Софт полностью русифицирован, поэтому проблем с настройкой не возникает даже у новичка. Преимущество программы «Вася Диагност» - в простоте интерфейса и большом количестве функций. Если и возникают какие-то проблемы, то всплывающие подсказки всегда направят в нужное русло. В специальном справочнике можно найти более девяти тысяч кодов с расшифровкой каждого из них. Как следствие, основные неисправности можно диагностировать самостоятельно.
Наличие адаптера VAG-COM 409.1 дает такие возможности:
- получение данных со всех датчиков транспортного средства в графическом и цифровом виде;
- считывание всех ошибок из памяти устройства и возможность удаления лишней информации об ошибках;
- возможность адаптации работы некоторых механизмов;
- кодирование блоков управления с возможностью активации и отключения ряда опций;
- установка сервисных интервалов;
- проверка работоспособности ряда исполнительных механизмов.
Преимущество кабеля VAG-COM 409.1 – способность эффективно коммутироваться со всеми блоками, диагностирующимися К-линией. Именно он чаще всего применяется для проведения компьютерной диагностики автомобилей ВАЗ и машин VAG до 2004 года выпуска.
Компьютерная диагностика ВАЗ своими руками – это уверенность в своем автомобиле и экономия денег перед поездкой на автосервис. Конечно, покупка адаптера VAG-COM 409.1 – это определенные затраты, но они окупятся уже после первой поломки. Можете быть в этом уверены.
Видео: Компьютерная и механическая диагностика ВАЗ 2115
Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь
Если ваш автомобиль вдруг начал непредсказуемо себя вести, «кушать» больше масла или бензина, самым лучшим выходом из данной ситуации станет своевременная полноценная диагностика. Также она применяется для проверки устройств и агрегатов перед дальней поездкой. Однако с каждым годом производители выпускают все более сложные по конструкции автомобили, укомплектовывая их массой иногда ненужной электроники.
Быстро выявить неисправность у таких транспортных средств позволит только диагностика автомобиля. Своими руками это сделать вполне реально. Как – смотрите далее в нашей статье.
На данный момент практически все современные автомастерские и станции технического обслуживания имеют в своем арсенале инструментов специальные приборы для машин – сканеры и тестеры. В настоящее время в России используется следующее оборудование для диагностики автомобилей:
Чтобы разобраться в особенностях каждого из них разберем эти приборы по отдельности.
Итак, что собой являет сканер кодов диагностики? Данный аппарат напоминает электронное устройство на базе микропроцессора, которое позволяет считывать коды информации из памяти электронного блока управления (ЭБУ) в цифровом виде. Подключается сканер напрямую к диагностическому разъёму. В зависимости от конфигурации этот аппарат позволяет:
А теперь перейдем к мотор-тестерам. Данные устройства являют собой универсальные электронные диагностические сканеры, которые используются для измерения параметров работы ДВС. Интересующая информация измеряется при помощи специальных пробников и датчиков, которые зачастую входят в комплект к устройству. Благодаря наличию мотор-тестера у вас появляется возможность измерения следующих характеристик:
Современные мотор-тестеры имеют в своей конструкции цифровые осциллографы, благодаря которым с высокой точностью определяются многие из вышеперечисленных данных. Также эта информация может отображаться в графическом виде. Но как выявить ошибку/поломку в системе, не используя эти сканеры для диагностики автомобилей? Выход из этой ситуации есть – называется он Блютуз-диагностикой транспортного средства. В чем заключается суть процесса, рассмотрим ниже.
В последнее время большой популярностью среди автомобилистов пользуется проверка технического состояния машины через планшет или телефон, на который загружена специальная программа.
Наверняка в интернете вы встречали фото или видео, где КПК или планшет использовался в качестве бортового компьютера – показывал точные обороты двигателя, расход топлива, температуру тосола и многое другое. Так вот, эти устройства могут служить не только датчиками, но и сканерами, то есть диагностировать транспортное средство через специальный беспроводной прибор (адаптеры для диагностики автомобилей представлены на фото ниже).
Такое устройство подключается к штатному диагностическому разъему автомобиля (чаще всего он находится слева от рулевой колонки), а затем через Блютуз передает информацию и коды ошибок в ЭБУ двигателя и прочих системах.
Более того, сканируя ваше транспортное средство, смартфон не только точно определит код ошибки, но и даст полное описание к нему и расшифровку. Также данный способ можно применять на ходу – при движении автомобиля устройство будет без сбоя считывать информацию с блока управления.
Как производится диагностика автомобиля своими руками при помощи вышеописанного способа? Использовать свой мобильный телефон или планшет в качестве диагностического оборудования не только удобно, но и очень просто. Для этого вам требуется подключить к разъему автомобиля адаптер, после чего соединить последний по Bluetooth со своим планшетом или КПК и активировать нужную программу.
Использовать данный способ могут практически все владельцы автомобилей, выпускаемых с 1996 года. Что же касается марок, диагностика автомобиля своими руками может производиться для абсолютно любого транспортного средства. Это «Тойота», «Киа», «Пежо», «Хендай», «Дженерал Моторс» и многие другие.
Если ваша машина не оборудована специальным портом (к примеру, если это диагностика автомобиля ВАЗ 2109), то в качестве альтернативы адаптеру можно применить DATA-кабель. К тому же сегодняшний ассортимент позволяет выбрать любое изделие, начиная с дешевого китайского, заканчивая надежными и проверенными моделями. Кабель подбирается отдельно для конкретной марки транспортного средства. Еще во многом диагностика зависит от самой программы, закачанной на смартфон.
Многие автомобилисты советуют использовать программное обеспечение Torque Pro. Благодаря этой утилите вы имеете возможность просматривать все параметры автомобиля в режиме реального времени, в том числе производить полную диагностику с использованием GPS-трекера или без него. Интерфейс позволяет выносить на заглавный экран дисплея показатели с различных датчиков.
Функционирует подобное ПО на телефонах на платформе «Андроид». На другой операционной системе диагностические программы тоже могут работать, но о них поговорим немного позже.
Здесь необходимо отметить высокую функциональность ПО, поскольку с ним ваш смартфон может следующее:
Некоторые программы также имеют функцию автоматического создания СМС-сообщения с кодом неисправностей, которое можно передать мастеру на СТО.
На телефонах с такой операционной системой чаще всего используется утилита Check-Engine. По своему функционалу данная программа способна на следующее:
Как видите, набор функций между этими двумя программами весьма схожий, а потому сложностей при переходе с одной ПО (или телефона) на другое не будет – алгоритм их работы практически одинаков.
Диагностика автомобиля своими руками – это не только просто, но даже увлекательно. Очень полезно иметь у себя в кармане такой мобильный сканер, ведь использовать его можно практически каждый день. Особенно это стоит делать в том случае, если производится диагностика автомобиля перед покупкой – здесь вы самостоятельно сможете выявить скрытые неисправности и попросить скидку у продавца (если это купля/продажа машины на вторичном рынке).
В завершение хотелось бы отметить, что благодаря наличию необходимой программы, смартфона и специального адаптера надобность в профессиональной диагностике автомобиля на СТО у вас попросту отпадет, а, соответственно, вы не будете постоянно тратить деньги на подобные услуги. Начальная стоимость компьютерной диагностики машины стартует с отметки в пятьсот рублей.
Каждый раз, используя смартфон и адаптер, вы экономите эту сумму, в то же время набираетесь опыта работы с компьютерным оборудованием. Согласитесь, лучше на эти деньги купить пару новых свеч или дворники на лобовое стекло, чем платить за те же услуги другому человеку.
Итак, мы выяснили, как производится диагностика автомобиля своими руками.
Качественно диагностировать автомобиль важно не только после уже произошедшей поломки, но и при его профилактическом обследовании, что позволило бы свести к минимуму вероятность выхода из строя того или иного узла машины. В случае же, если проводится диагностика автомобиля своими руками, нужно быть готовым к тому, что для этого непростого занятия необходим комплексный подход и внимательное отношение. Каждая модель отличается своей спецификой и нюансами в работе.
Методика полностью подходящая для отечественных машин, и которая может служить основой проверочных и ремонтных работ, для многих моделей импортных автомобилей представляет наносимый им откровенный вред, когда может быть случайно сожжена или испорчена какая-то внутренняя деталь. Важность проверки состояния машины касается и подержанных транспортных средств. Явные серьезные проблемы визуально при этом могут быть и не выявлены, а вот обратившись к детальному и точному обследованию, удастся избежать невидимых с первого взгляда неприятных сюрпризов.
Еще в недавнем прошлом компьютерную диагностику многие пользователи представляли себе как чрезвычайно длительный и затратный процесс, который можно доверить только профессиональному исполнителю из зарекомендовавшего себя сервисного автоцентра. Сегодня же подобные вещи при условии владения некоторыми навыками можно выполнить и самостоятельно.
Есть, однако, и некоторые нюансы, на которые придется обратить внимание. Прежде всего, это необходимость использования в работе специального прибора для получения достоверной информации о состоянии узлов автомобиля. Еще одно важное обстоятельство – оборудование для диагностики авто нельзя назвать дешевым, но по истечении некоторого времени денежные вложения на него полностью окупаются.
Основу диагностики составляет умение читать специфические коды, то есть ошибки DTC, раскрывающие подробную информацию о неполадках в электронной системе машины. Вся важная информация становится доступной благодаря специальной программе, записанной на диагностическом оборудовании.
Кроме возможности сэкономить, благодаря самостоятельной проверке состояния машины перед ее владельцем открываются еще некоторые плюсы:
В некоторых случаях расшифровку и сброс ошибок можно осуществлять при помощи портативных автомобильных сканеров, функционирующих подобно компьютеру. Обычно, чтобы подключиться к электронной системе требуется адаптер с проводной связью, но сегодня уже можно приобрести модели, работающие от связи Bluetooth. В случае же, если нет проблем с работой на ПК, нетбуке, ноутбуке или планшете, диагностику проводят с их использованием.
Если работы выполняются в диагностическом центре, во многом это зависит непосредственно от условий диагноста. В среднем цена рассчитывается строго по тарифу для тех или иных работ либо по среднему значению цены за услуги по городу. Многими сервисами цена подгоняется до средних показателей.
1. Для самостоятельной работы нужно владеть информацией, где находится место расположения диагностического разъема в автомобиле.
2. Обязательно иметь в наличии диагностический адаптер, в который внесена программа для диагностики авто, позволяющая проверять электронные системы машины.
3. Необходимо иметь базу данных и доступ к интернету для расшифровки сокращений и кодов с DTC- ошибками.
4. К каждой подсистеме в автомобиле требуется отдельный подход. Производителями оборудования учтены все эти нюансы, что проявляется в попытках, где это можно, объединить индикаторы, чтобы сделать проверку насколько это возможно комплексной. Каждая модель автомобиля оборудована разными штекерами и отличающимися путями подключения.
Часто для диагностики машин производства 1996-2004 года применяется образец типового адаптера KKL USB, но существуют и другие варианты. Для диагностирования более современных машин используется CAN – шина, но некоторые ситуации требуют участия исключительно специфических решений, имеющих отношение к той или иной конкретной марке авто. Технология Data Stream, с помощью которой обеспечивается потоковое считывание, поиск и выдачу информации производит в реальном времени. Этот процесс настолько скоростной, что необходимый результат может быть получен уже через две минуты.
В итоге, удается получить полные сведения по поводу тех или иных существующих проблем, либо значительно сузить область поиска. Наиболее прогрессивными водителями сегодня используется постепенно внедряемая комплексная диагностика с помощью персонального компьютера.
Обратившись к этому методу при условии работающего двигателя, могут быть анализированы сопряжения. Берется в учет отличие скоростей вращающихся в двигателе валов. При этом распредвал по этому показателю двоекратно уступает коленвалу.
Что касается неисправностей, то они подразделяются на следующие группы:
1. Нарушения в ГРМ.
2. Нарушения в работе цилиндропоршневой группы.
Во время подготовительных мероприятий к диагностированию нужно наладить работу движка со всеми его системами, проверить навесные агрегаты вместе с креплениями – нередко шумы возникают именно по их причине. Чтобы облегчить диагностику целесообразно выполнить разделение шумов на отдельные участки, где и предстоит искать неисправности. Диагностировать подвеску авто можно воспользовавшись стетоскопом. Чтобы добиться реальных показаний, занимаясь диагностированием, в первую очередь следует прослушать навеску.
Вначале выполняется отключение ГУР насоса, может быть отключена помпа или генератор. С этой целью следует произвести снятие ремней крепежа.
Полезный советПрослушивание рекомендуется выполнять в местах трения, эти шумы сравниваются со звуками в других узлах. Двигатель прослушивается холодным или напротив, когда он максимально прогрет, учитывается также и динамика его оборотов, что позволяет максимально достоверно произвести анализ шумов.
Чтобы определить, имеет ли место увеличение тепловых зазоров в клапанах, предварительно нужно владеть информацией о присутствии характерного тикающего звука при холостых оборотах. При правильном регулировании зазора причинами возможных неполадок принято считать неравномерное изнашивание трущихся деталей. Иногда при пуске не разогретого мотора случается слышать стрекочущий звук, исчезающий после прогрева. Обычно, это явление считается нормальным, но если разогрев движка не повлиял на изменение ситуации, есть повод проверить плунжерную пару толкателя. Присутствие шума – прямое свидетельство об износе втулок на клапанах. На это же указывает и состояние сальников, сравнительно быстро изнашивающихся после установки. Присутствие отчетливых резких звуков говорит о появившемся существенном зазоре в головке блока клапанов.
Полезный советО необходимости замены подшипников распредвала указывают приглушенные звуки, хорошо прослушивающиеся при нагретом моторе. Конечно, слишком быстро на эту проблему можно и не реагировать, а вот проверку ГРМ придется выполнить как можно быстрее.
Во время проверки ГРМ звонкий, но не сильный звук указывает на присутствие увеличенного поршневого зазора. Особенной опасности это также не представляет, но к ремонтным работам все же, нужно готовиться. Внимания требует присутствие звонких стуков со стороны ЦПГ, наверняка, имеют место неполадки с сопряжением шатуна и его шейки. При увеличивающихся оборотах происходит усиление звуков, а если цилиндр отключить от зажигания, шум почти исчезает. В дизельном агрегате при такой ситуации может быть ослаблена гайка форсунки с целью перекрыть топливную подачу. Зачастую, наличие таких неисправностей указывает на неправильную эксплуатацию авто.
Если во время ускоренного понижения мотора происходит усиление шума, это имеет тесную связь с недостающим давлением масла. Хлопки свидетельствуют об ослабленной цепи или о нуждающемся в ремонте механизме цепной передачи. Более сильный звук прослушивается при работе на холостом ходу или если резко понизить обороты.
Ниже вы можете просмотреть видео о том, как самостоятельно провести компьютерную диагностику автомобиля.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453