С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Диагностика и ремонт


ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОНИКИ БЕЗ СХЕМ

В жизни каждого домашнего мастера, умеющего держать в руках паяльник и пользоваться мультиметром, наступает момент, когда поломалась какая-то сложная электронная техника и он стоит перед выбором: сдать на ремонт в сервис или попытаться отремонтировать самостоятельно. В этой статье мы разберем приемы, которые могут помочь ему в этом.

Ремонт ЖК ТВ

Итак, у вас сломалась какая-либо техника, например ЖК телевизор, с чего нужно начать ремонт? Все мастера знают, что начинать ремонт надо не с измерений, или даже сходу перепаивать ту деталь, которая вызвала подозрение в чем-либо, а с внешнего осмотра. В это входит не только осмотр внешнего вида плат телевизора, сняв его крышку, на предмет подгоревших радиодеталей, вслушивание с целью услышать высокочастотный писк либо щелканье.

Включаем в сеть прибор

Для начала нужно просто включить телевизор в сеть и посмотреть: как он себя ведет после включения, реагирует ли на кнопку включения, либо моргает светодиод индикации дежурного режима, или изображение появляется на несколько секунд и пропадает, либо изображение есть, а звук отсутствует, или же наоборот. По всем этим признакам, можно получить информацию, от которой можно будет оттолкнуться при дальнейшем ремонте. Например в мигании светодиода, с определённой периодичностью, можно установить код поломки, самотестирования телевизора.

Коды ошибок ТВ по миганию LED

После того, как признаки установлены, следует поискать принципиальную схему устройства, а лучше если выпущен Service manual на устройство, документацию со схемой и перечнем деталей, на специальных сайтах посвященных ремонту электроники. Также не лишним, будет в дальнейшем, вбить в поисковик полное название модели, с кратким описанием поломки, передающим в нескольких словах, ее смысл.

Сервис мануал

Правда иногда лучше искать схему по шасси устройства, либо названию платы, например блока питания ТВ. Но как же быть, если схему все же найти не удалось, а вы не знакомы со схемотехникой данного устройства?

Блок схема ЖК ТВ

В таком случае, можно попробовать попросить помощи на специализированных форумах по ремонту техники, после проведения предварительной диагностики самостоятельно, с целью собрать информацию, от которой мастера, помогающие вам смогут оттолкнуться. Какие этапы включает в себя, эта предварительная диагностика? Для начала, вы должны убедиться в том, что питание поступает на плату, если устройство вообще не подает никаких признаков жизни. Может быть это покажется банальным, но не лишним будет прозвонить шнур питания на целостность, в режиме звуковой прозвонки. Читайте тут как пользоваться обычным мультиметром.

Тестер в режиме звуковой прозвонки

Затем в ход идет прозвонка предохранителя, в этом же режиме мультиметра. Если у нас здесь все нормально, следует померять напряжения на разъемах питания, идущих на плату управления ТВ. Обычно напряжения питания, присутствующие на контактах разъема, бывают подписаны рядом с разъемом на плате.

Разъем питания платы управления ТВ

Итак, мы замеряли и напряжение какое-либо у нас отсутствует на разъеме - это говорит о том, что схема функционирует не правильно, и нужно искать причину этого. Наиболее частой причиной поломок встречающейся в ЖК ТВ, являются банальные электролитические конденсаторы, с завышенным ESR, эквивалентным последовательным сопротивлением. Про ESR подробнее здесь.

Таблица ESR конденсаторов

В начале статьи я писал про писк, который вы возможно услышите, так вот, его проявление, в частности и есть следствие завышенного ESR конденсаторов небольшого номинала, стоящих в цепях дежурного напряжения. Чтобы выявить такие конденсаторы требуется специальный прибор, ESR (ЭПС) метр, либо транзистор тестер, правда в последнем случае, конденсаторы придется выпаивать для измерения. Фото своего ESR метра позволяющего измерять данный параметр без выпаивания выложил ниже.

Мой прибор ESR метр

Как быть если таких приборов нет в наличии, а подозрение пало на эти конденсаторы? Тогда нужно будет проконсультироваться на форумах по ремонту, и уточнить, в каком узле, какой части платы, следует заменить конденсаторы, на заведомо рабочие, а таковыми могут считаться только новые (!) конденсаторы из радиомагазина, потому что у бывших в употреблении этот параметр, ESR, может также зашкаливать или уже быть на грани. 

Фото - вздувшийся конденсатор

То что вы могли выпаять их из устройства, которое ранее работало, в данном случае значения не имеет, так как этот параметр важен только для работы в высокочастотных цепях, соответственно ранее, в низкочастотных цепях, в другом устройстве, этот конденсатор мог прекрасно функционировать, но иметь параметр ESR сильно зашкаливающий. Сильно облегчает работу то, что конденсаторы большого номинала имеют в своей верхней части насечку, по которой в случае прихода в негодность просто вскрываются, либо образовывается припухлость, характерный признак их непригодности для любого, даже начинающего мастера.

Мультиметр в режиме Омметра

Если вы видите почерневшие резисторы, их нужно будет прозвонить мультиметром в режиме омметра. Сначала следует выбрать режим 2 МОм, если на экране будут значения отличающиеся от единицы, или превышения предела измерения, нам следует соответственно уменьшить предел измерения на мультиметре, для установления его более точного значения. Если же на экране единица, то скорее всего такой резистор находится в обрыве, и его следует заменить.

Цветовая маркировка резисторов

Если есть возможность прочитать его номинал, по маркировке цветными кольцами, нанесенными на его корпус, хорошо, в противном случае без схемы, не обойтись. Если схема есть в наличии, то нужно посмотреть его обозначение, и установить его номинал и мощность. Если резистор прецизионный, (точный) его номинал можно набрать, путем включения двух обычных резисторов последовательно, большего и меньшего номиналов, первым мы задаем номинал грубо, последним мы подгоняем точность, при этом их общее сопротивление сложится.

Транзисторы разные на фото

Транзисторы, диоды и микросхемы: у них не всегда можно определить неисправность по внешнему виду. Потребуется измерение мультиметром в режиме звуковой прозвонки. Если сопротивление какой либо из ножек, относительно какой то другой ножки, одного прибора, равно нулю, или близко к к этому, в диапазоне от нуля до 20-30 Ом, скорее всего, такая деталь подлежит замене. Если это биполярный транзистор, нужно вызвонить в соответствии с распиновкой, его p-n переходы.

Проверка транзистора мультиметром

Чаще всего такой проверки бывает достаточно, чтобы считать транзистор рабочим. Более качественный метод описан тут. У диодов мы также вызваниваем p-n переход, в прямом направлении, должны быть цифры порядка 500-700 при измерении, в обратном направлении единица. Исключение составляют диоды Шоттки, у них меньшее падение напряжения, и при прозвонке в прямом направлении на экране будут цифры в диапазоне 150-200, в обратном также единица. Мосфеты, полевые транзисторы, обычным мультиметром без выпаивания так не проверить, приходится часто считать их условно рабочими, если их выводы не звонятся между собой накоротко, или в низком сопротивлении. 

   

Мосфет в SMD и обычном корпусе

При этом следует учитывать, что у мосфетов между Стоком и Истоком стоит встроенный диод, и при прозвонке будут показания 600-1600. Но здесь есть один нюанс: в случае, если например вы прозваниваете мосфеты на материнской плате и при первом прикосновении слышите звуковой сигнал, не спешите записывать мосфет в пробитый. В его цепях стоят электролитические конденсаторы фильтра, которые в момент начала заряда, как известно, на какое-то время ведут себя, как будто цепь замкнута накоротко. 

Мосфеты на материнской плате ПК

Что и показывает наш мультиметр, в режиме звуковой прозвонки, писком, первые 2-3 секунды, а затем на экране побегут увеличивающиеся цифры, и установится единица, по мере заряда конденсаторов. Кстати по этой же причине, с целью сберечь диоды диодного мостика, в импульсных блоках питания ставят термистор, ограничивающий токи заряда электролитических конденсаторов, в момент включения, через диодный мост. 

Диодные сборки на схеме

Многих знакомых начинающих ремонтников, обращающихся за удаленной консультацией в Вконтакте, шокирует - им говоришь прозвони диод, они прозваниют и сразу-же говорят: он пробитый. Тут стандартно всегда начинается объяснение, что нужно либо приподнять, выпаять одну ножку диода, и повторить измерение, либо проанализировать схему и плату, на наличие параллельно подключенных деталей, в низком сопротивлении. Таковыми часто бывают вторичные обмотки импульсного трансформатора, которые как раз и подключаются параллельно выводам диодной сборки, или иначе говоря сдвоенного диода. 

Параллельное и последовательное соединение резисторов

Здесь лучше всего один раз запомнить, правило подобных соединений:

  1. При последовательном соединении двух и более деталей, их общее сопротивление будет больше большего  каждой, по отдельности.
  2. А при параллельном соединении, сопротивление будет меньше меньшего  каждой детали. Соответственно наша обмотка трансформатора, имеющая сопротивление в лучшем случае 20-30 Ом, шунтируя, имитирует для нас “пробитую” диодную сборку.

Конечно все нюансы ремонтов, к сожалению, в одной статье раскрыть не реально. Для предварительной диагностики большинства поломок, как выяснилось, бывает достаточно обычного мультиметра, применяемого в режимах вольтметра, омметра, и звуковой прозвонки. Часто при наличии опыта, в случае простой поломки, и последующей замены деталей, на этом ремонт бывает закончен, даже без наличия схемы, проведенный так зазываемым “методом научного тыка”. Что конечно не совсем правильно, но как показывает практика, работает, и, к счастью, совсем не так как изображено на картинке выше). Всем удачных ремонтов, специально для сайта Радиосхемы - AKV.

   Форум по ремонту

   Обсудить статью ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОНИКИ БЕЗ СХЕМ

Диагностика и ремонт автомобильных двигателей

Все записи в категории 'Диагностика и Ремонт'

Любой механизм рано или поздно нуждается в ремонте, автомобиль, в котором есть множество деталей и сложных узлов, подверженных износу и поломкам, не исключение. Чтоб отремонтировать транспортное средство максимально быстро и с минимальными затратами, нужно предварительно провести диагностику.

Диагностика и ремонт систем автомобиля

Диагностика двигателя внутреннего сгорания или любой другой системы автомобиля заключаются в обнаружении причины поломки, а ремонт — в ее устранении. Диагностику систем автомобиля желательно производить не только при возникновении проблем, но и в профилактических целях, она позволит своевременно выявить детали, нуждающиеся в замене, и предупредить серьезные поломки. Ведь многие системы автомобиля взаимосвязаны, и мелкий дефект, оставшийся незамеченным, может со временем привести к масштабным проблемам.

Существуют разные методы диагностики, опытные мастера задействуют все органы чувств, чтоб оценить состояние автомобиля — проводят визуальный осмотр, прислушиваются к звукам, сопровождающим работу механизма, ощупывают узлы и обращают внимание на запахи. Современные СТО для определения поломки используют компьютерную диагностику, которая позволяет с максимальной точностью выявить даже мельчайшие, еще не проявившиеся неисправности и определить причины имеющихся поломок.

Доверять диагностику и ремонт автомобиля стоит исключительно квалифицированным специалистам и фирменным сервисным центрам, имеющим сертификацию.

Рубрика: Диагностика и ремонт

Такие провода некоторые из автолюбителей часто называют свечными, что довольно точно отражает их функцию. Они соединяют катушку системы зажигания автомобиля со свечами. От исправности ВВ (высоковольтных проводов зажигания) зависит работа […]

» Читать далее

Замедление скорости автомобиля вплоть до остановки (торможение) происходит при трении колодок с дисками или барабанами. Эти детали вступают в контакт при нажатии тормозной педали. Автомобилисты чаще всего не думают о […]

» Читать далее

Система сцепления является одним из основных механизмов транспортного средства, и при выходе ее из строя автомобиль теряет способность к самостоятельному передвижению. Поговорим о том, каковы основные признаки неисправности сцепления и […]

» Читать далее

Одним из важнейших механизмов автомобиля, отвечающих за бесперебойное снабжение двигателя горючим, является топливная система. С течением времени ее узлы приходят в негодность по причине естественного износа или неправильной эксплуатации. Определить, […]

» Читать далее

Нарушения работы смазочной системы ДВС опасны, поскольку могут стать причиной серьезных неисправностей вплоть до выхода силового агрегата из строя. В этой статье мы разберемся, как действовать, если при проверке обнаружилось, […]

» Читать далее

Если на автомобиле стучит двигатель (такое может происходить как сразу после запуска, так и на прогретой машине) и отмечаются другие посторонние шумы, это может сигнализировать о различных проблемах. Но в […]

» Читать далее

Такая ситуация довольно распространена: вроде бы вполне исправный автомобиль внезапно глохнет на ходу и не запускается. Паниковать не стоит, в большинстве случаев найти неисправность и устранить ее достаточно несложно. В […]

» Читать далее

«У машины троит двигатель» – эту фразу приходилось слышать большинству автомобилистов, даже если речь шла не об их верных «железных конях». Но что под этим подразумевается, знают далеко не все. […]

» Читать далее

Диагностика и ремонт тормозной системы автомобиля

Сегодня поговорим про тормоза 🙂 Одним из самых важных элементов в любом автомобиле, является его тормозная система, которая к тому же еще и гарантирует безопасность пассажиров и водителя. Именно поэтому очень важно с завидным постоянством производить диагностику этой системы. От того, в каком состоянии находится тормозная система автомобиля, зависит ваша безопасность.

Диагностика тормозной системы автомобиля

В наши дни диагностика тормозной системы автомобиля может выполняться основными двумя способами. Это могут быть уже привычные дорожные испытания, или же испытание вашего автомобиля на специальном стенде. Можно сказать, что абсолютно любая поездка на автомобиле по дороге – это и будет дорожное испытание. Ведь даже тот водитель, который находится за рулем совсем немного времени, почувствует проваливание педали, услышит скрип тормозных колодок или увидит то, что автомобиль отклоняется от прямой траектории движения. Безусловно, все вышеуказанные симптомы могут говорить о том, что у вашего автомобиля проблемы с тормозной системой. Но, к сожалению, вряд ли вы получите более детальную информацию до того, как мастер на сервисе не разберет ваш автомобиль и подтвердит или опровергнет ваши подозрения относительно тормозной системы автомобиля. Данная диагностика не считается совершенной, потому что еще многие факторы могут повлиять на появление данных недостатков у авто или просто спровоцировать шумы, ну например, состояние и качество покрышек или же дорожное покрытие. В том случае, если вы желаете получить документированное подтверждение состояния вашей тормозной системы, то самым правильным решением в вашем случае станет диагностика тормозной системы автомобиля на стенде. Именно таким способом вся тормозная система, все мелочи и нюансы ее работы будут проверены и обработаны через специальную компьютерную программу. Сегодня представлены различные варианты таких проверочных стендов. Диагностируя свой автомобиль на одном из таких стендов, вы сможете точно определить общую удельную тормозную силу, время ее срабатывания, асинхронность, коэффициент неравномерности, овальность тормозных барабанов, усилие на прокрутку незаторможенного колеса.

Ремонт тормозной системы автомобиля

От того, насколько надежно работает тормозная система в вашем автомобиле, зависит не только ваша безопасность, но и всех, кто находится на дороге. Поэтому не стоит забывать о том, что на тормозную систему любого автомобиля ложиться достаточно серьезная нагрузка. При этом причиной ее неисправности может стать не только неисправность или поломка запчастей, но и их загрязнение. Именно по этим причинам вам необходимо с регулярной постоянностью наблюдать и прислушиваться к тому, как работает вся тормозная система вашего автомобиля. И даже в том случае, если вы вдруг обнаружите, что в работе тормозной системы возникли хоть малейшие проблемы, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам, который профессионально выполнять ремонт тормозной системы автомобиля. Каждый водитель знает о том, что неисправность тормозной системы может проявляться по — разному. Например, вы можете заметить, что у вашей педали тормоза слишком легкий ход или же она наоборот, практически не нажимается ногой. Это может говорить о том, что вакуум пришел в негодность. Кроме того, если вы заехали на очередное ТО и автослесарь заметил то, что на вашем авто неравномерны стерты тормозные колодки, то вам обязательно необходимо полностью проверить всю работу тормозной системы своего автомобиля. Также следует обратиться за помощью в том случае, когда при торможении вы слышите характерный писк или автомобиль ведет в сторону Вы должны понимать, что даже если вы кое-какие ремонтные работы по своему автомобилю выполняете самостоятельно, то вмешательство в данный узел автомобиля может только существенно усугубить поломку. Поэтому ремонт тормозной системы автомобиля должен всегда выполняться только профессионалами. И тогда, даже ваша быстрая езда, будет безопасна.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости