С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Егр расшифровывается как


Система EGR – принцип работы - ✵ ТУРБО-ТЕХ

Расшифровывается эта аббревиатура как Exhaust Gas Recirculation, что в переводе означает “рециркуляция отработавших газов”. Уже из названия становится ясно, что принцип работы этой системы основан на возвращении обратно в цилиндры определенного количества отработавших газов для их окончательного сжигания.

Если из-за того, что неправильно или нестабильно работает система EGR и, как следствие, возникают какие-либо неисправности, то разобраться в причинах и устранить проблему достаточно сложно и трудоёмко, особенно для начинающего мастера. Кроме всего прочего, это связано еще и с не самым простым механизмом, по которому работает система. Вообще он основан на возвращении строго определенного количества отработанных газов обратно во впускной коллектор. Причем все это должно происходить в строго определенное время. Впоследствии, после смешения с воздухом и топливом выпускные газы поступают обратно в цилиндры двигателя, но уже вместе со свежей топливовоздушной смесью. Такое количество определяет блок управления (ECU) по уже заранее заложенной еще на заводе-изготовителе программе, которая, в свою очередь, основывается на показаниях множества различных датчиков. К ним относится, например, датчик (THW), в чьи обязанности входит измерять температуру охлаждающий жидкости; датчик (TPS), отвечающий за положение дроссельной заслонки; датчика температуры воздуха во впускном коллекторе (THA – не на всех моделях). Ну и собственные датчики, благодаря которым система EGR работает, их тоже великое множество.

В зависимости от модели автомобиля, года выпуска, страны предназначения и еще ряда факторов – количество и назначение датчиков может быть различным. Исходя из этого, возможны разные варианты воплощения системы EGR, и вышесказанное вовсе не является догмой. Могут быть разные варианты. Например, на одних машинах, оборудованных системой EGR, управлять всем может компьютер. Причем основываться он будет на показаниях датчика температуры охлаждающей жидкости, а также некоторых других датчиков или сенсоров, установленных на автомобиле. Но, в то же время на других машинах вся система может управляться лишь одним электромагнитным клапаном и вакуумом впускного коллектора. Такая система носит название классической.

Помимо всего прочего, необходимо помнить, что EGR система работает не на постоянной основе. Ее деятельностью управляет специальная программа. Это связано с тем, что если бы перезапуск осуществлялся постоянно, то только представьте себе, какое соотношение воздуха и бензина поступало бы в цилиндры! Не 14, 6: 1, как в стандартных условиях, а вообще непонятно какое.

Примером автомобиля с такой системой может служить Mitsubishi, с двигателем 6G72 (24 клапанный) и 6G74. У него достаточно простое, и, что немаловажно, надежное устройство системы EGR. Состоит их двух клапанов. Это клапан рециркуляции EGR, и непосредственно электромагнитный клапан системы рециркуляции.

При запуске двигателя компьютер, ориентируясь на показания датчика (THW), отвечающего за показания температуры охлаждающей жидкости, решает, нужна ли добавка в цилиндры двигателя отработавших газов или же в этом нет необходимости. Если двигатель еще холодный, то такая команда не поступает. Впоследствии, когда работающий на холостом ходу двигатель прогревается до 60-80°С, компьютер открывает электромагнитный клапан, посылая специальную команду. Если обороты двигателя больше , чем 4000 обмин, то компьютер уже дает команду на закрытие электромагнитного клапана EGR, и отсечь поступление отработавших газов в цилиндры двигателя. Тем самым завершая работу системы “EGR”.

Итак, мы уяснили, в каких случаях работает система EGR, а в каких нет. Следует запомнить, система отключается на тот период времени, пока при запуске двигателя из холодного состояния двигатель прогревается до необходимых 40-60°С. Помимо этого, она работает еще и на прогретом двигателе на холостом ходу . Система включается в работу, когда обороты в минуту достигают 900-1200, и продолжает свою работу ровно до тех пор, пока обороты двигателя не превысят 4000 оборотов в минуту.

Плюсы в работе.

Следует обратить особое внимание на плюсы в работе EGR. Радует тот факт, что когда включается система, происходит определенная экономия топлива. Объясняется это тем, что в момент ее включения в работу компьютер приводит в действие специальную программу, которая отвечает за так называемое обеднение топливной смеси. Этот процесс исполняется и контролируется, как правило, при помощи датчика кислорода.

Вышеописанная схема – одна из простых, и содержит только два компонента: клапан EGR плюс электромагнитный клапан системы EGR. Это классическая схема, уже на ее основе строятся более сложные варианты, которые, в свою очередь, содержат всевозможные дополнительные элементы.

Также еще следует упомянуть те факторы, на которые оказывает влияние неправильная работа рассматриваемой нами системы. В первую очередь некорректное функционирование системы EGR отражается на устойчивой работе двигателя на холостом ходу. Это можно объяснить тем, что на показания датчика (MAF-sensor), того, что отвечает за расход воздуха, или датчика (MAP- sensor), показывающего величину относительного давления, оказывает негативное влияние та порция отработавших газов, которая ранее не была учтена. Есть вероятность, что блок управления еще как-то сможет подрегулировать холостой ход, основываясь на показаниях кислородного датчика. Но в случае, если объем газов, прошедших через клапан, будет довольно-таки высок, блок управления здесь уже окажется бессильным.

В заключение хочется дать несколько рекомендаций. Итак, на «простых» машинах можно порекомендовать просто заглушать вакуумный порт системы EGR. Двигатель будет работать устойчиво и надежно и особых неприятностей это не доставит. В случае, если система более продвинута, имеет множество исполнительных механизмов и датчиков, то, если установить заглушку на канал системы EGR, машина, скорее всего, сначала будет работать лучше. Однако в будущем это чревато появлением неприятного дефекта. Он заключается в том, что двигатель на холостом ходу может начать самостоятельно набирать обороты от 1500 до 2000 обмин, и через определенный промежуток времени снова их набирать до нормальных.

Мнение специалиста.

“На автомобилях с современными дизельными моторами нельзя ездить “в натяг”, как ездили на старых дизелях. Это основная ошибка водителя. Современные дизели должны “раскручиваться” так же, как и бензиновые двигатели. Переключение передач и постоянное движение на оборотах ниже двух тысяч ведет к повышенному образованию сажи в выхлопе. На этих же оборотах работает EGR, сажа идет во впускной коллектор. И ее там бывает столько, что иногда не только коллектор, но и головку приходилось снимать, чтобы вычистить сажу из каналов. Так вот, чем дольше стрелка тахометра будет находиться в зоне ниже двух тысяч оборотов, тем быстрее начнутся проблемы с EGR. Чтобы поездку на ремонт EGR существенно оттянуть по времени, мотор надо крутить. Для динамики разгона и для экономии топлива это также лучше.”

Клапан EGR: помощник или «пятое колесо»?

В попытке спасти природу

Аббревиатура EGR расшифровывается как Exhaust Gas Recirculatiоn («рециркуляция отработанных газов»). Эту задачу в системе впрыска топлива выполняет клапан ЕГР, задача которого – перенаправить часть выхлопа обратно в камеру сгорания. Конечно, такой прием не способствует увеличению мощности двигателя, зато экономит расход топлива и, как уже отмечено, снижает вредность от продуктов переработки бензина (солярки в дизельном варианте).

Но вот беда: рециркуляция отработки приводит к усиленному загрязнению элементов системы впрыска топлива, так как вместе с вредоносным окислом азота при вторичном использовании газов в патрубки, клапаны, датчики попадает значительное количество полностью сгоревших веществ. Они откладываются в узлах в виде сажи и копоти, нагара, чем со временем значительно ухудшают нормальную работу двигателя.

Конструкторы пытались минимизировать проблему, задавая работе клапана EGR ограниченные параметры: отключение на холостом ходу или, наоборот, при максимальных оборотах, а также непрогретом двигателе. За какие-то 15 лет ЕГР прошел эволюцию от пневматических систем до самых современных, цифровых, контролируемых «мозгом машины», электронным блоком управления (ЭБУ). Последние модели снабжены многоуровневыми режимами рециркуляции, обеспечивающими равномерную подачу газов. Некоторые системы предусматривают наличие автономного охлаждение вторичного газопотока. В целом же многие отзывы автовладельцев в отношении клапана EGR нелицеприятны. Самый категоричный: «Это для двигателя, как для человека – собственное г… кушать».

Слишком часто ломается

В данном случае согласиться с утверждением Льва Толстого «чем сложнее, тем прекраснее» можно с большой натяжкой. Понятно, что великий писатель имел в виду произведения природы. А вот в отношении такого рукотворного произведения как клапан EGR в автомобиле, призванный защищать эту самую природу, постулат не уместен. Все-таки сложное устройство довольно капризно и часто служит причиной сбоев в работе двигателя.

Симптомы неисправности проявляются в виде несанкционированного прекращения его работы (часто на ходу, при сбрасывании газа), «троением», плавающими оборотами на холостом ходу, рывками при нажатии на педаль акселератора. Бывает, что на панели приборов срабатывает желтая лампа «чек-контроля». Погасить ее можно принудительно, перепрограммировав соответствующую настойку в ЭБУ, но проблемы это не решит. Клапан ЕГР продолжит впускать в цилиндры некачественную смесь. Она или слишком обедненная из-за присутствия избыточного воздуха или газов вторичного потока, а, может, наоборот, перенасыщенная топливом по причине сбоя в работе расходомера воздуха.

Сама проблема чаще всего скрывается в нарушении цикла, вызванного механическими неисправностями. Как уже говорилось, прежде всего загрязнением системы. Но, возможно, причина кроется в разгерметизации контура. «Течь» может образоваться в подводных патрубках к клапану EGR, в соединениях самого клапана, в преобразователе давления и еще в десятке других узлов и сочленений.

Попытка починить

Для ликвидации последствий некорректной работы клапана ЕГР есть два пути: ремонт или перекрытие самого клапана как источника проблем. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Но о них ниже. Сначала следует найти этот самый клапан.

В разных марках автомобилей он расположен по-своему. Главная примета: EGR в любом случае находится в районе соединения впускного коллектора с узлом впрыска топлива. Первое действие – визуально проверить на герметичность подводные патрубки и магистрали. Если обнаружатся трещины, протечки в соединениях – заменить. Сам клапан необходимо продуть, чтобы убедиться в отсутствии травления воздуха. Затем следует подсоединить питание клапана ЕГР напрямую от аккумулятора и убедиться, что в активном состоянии воздух беспрепятственно проходит.

В случае обнаружения сильного нагара можно попробовать от него избавиться. Чистке прежде всего подвергаются фильтр, канал впускного коллектора, а также внутренности клапана, который после демонтажа отдельно замачивается в жидкости для промывки карбюратора (можно использовать «вэдэшку»). Пока деталь «отходит» в ванночке, с помощью пенного очистителя обрабатывается внутренность коллектора. Процедура повторяется несколько раз, пока поверхность не обретет признаки новой детали.

Далее следует весьма трудоемкая процедура: разборка «отмокшего» EGR на составные части и притирка клапана к «седлу» при помощи специальных составов или пасты ГОИ. Качество притирки проверяется пробным тестированием керосином, который наливается в приемную полость и не должен обнаруживать своего присутствия с обратной стороны клапана как минимум в течение получаса.

Глушим без стеснения

Более простой способ избавиться от проблем с клапаном ЕГР – заглушить его. Некоторые автопроизводители даже выпускают «фирменные» металлические заглушки, перекрывающие доступ вторичных газов к системе впрыска топлива. Устанавливаются они на штатное место под прокладкой соединения клапана с коллектором и полностью перекрывают проникновение отработанного выхлопа в камеру сгорания. Соответственно, в «мозги», ЭБУ, вносятся поправки, чтобы информация на бортовом компьютере отражалась корректно, как будто ничего не поменялось.

Такое конструктивное вмешательство в систему впрыска топлива, конечно, чревато побочными эффектами. Самый нежелательный – повышение температуры возгорания смеси в цилиндрах, что может привести к деформации головки блока. Поэтому за температурными показателями на доске приборов следует следить особо пристально.

Заглушка клапана EGR сокращает срок службы катализатора. Кроме того, скорее всего увеличится расход топлива, правда, некритично. Ну и основное, ради чего автомобили оборудуются этой довольно сложной системой, - увеличение вредных примесей, выбрасываемых в атмосферу из выхлопной трубы.

Но есть и плюсы блокирования ЕГР: коллектор остается чистым в течение многих лет эксплуатации автомобиля; повышается «приемистость» двигателя, динамика при разгоне; увеличивается период между заменами моторного масла.

Словом, между личным комфортом и требованиями партии «зеленых» выбор остается за владельцем автомобиля. 

Источник: https://etlib.ru/blog/521-klapan-egr

Клапан EGR. Обратная сторона «медали»

В автомобильном лексиконе аббревиатура EGR появилась по причине ужесточения требований к содержанию токсичных окислов азота в отработанных газах. Расшифровывается EGR как Exhaust Gas Recirculation и представляет собой систему, обеспечивающую обратный подвод в цилиндры двигателя небольшой порции тех же отработанных газов.

В результате обратного подвода, называемого также рециркуляцией выхлопных газов, температура в камерах сгорания уменьшается, что приводит к снижению эмиссии окислов азота. Цель достигнута, и за окружающую среду можно было бы только радоваться, однако нелестные эпитеты, которыми автомобилисты награждают клапан EGR, являющийся исполнительным механизмом системы, подсказывают, что у экологической услады есть и обратная сторона. Какая? Об этом мы узнаем со слов владельца Audi А6 2007 года выпуска с дизельным двигателем 2,0 л:

— Однажды во время равномерного движения на круиз-контроле по трассе неожиданно зажегся контрольный индикатор свечей накаливания на приборном щитке — символ в виде спирали. В этот момент машина будто обо что-то споткнулась, двигатель потерял мощность и начал тупить. Естественно, я притормозил на обочине, заглушил мотор, затем снова его запустил — все нормально, можно ехать. Решил, что это какая-то случайность, которой можно не придавать значения.

Действительно, с чего настораживаться? Вот, помнится, когда впервые сажевый фильтр регенерацию затребовал или в бачке стеклоомывателя жидкость закончилось, было не до смеха. Там предупредительный транспарант на весь дисплей загорелся и звуковая индикация, как сигнал тревоги, заработала, дескать, настолько все серьезно! Здесь же только спиралька зажглась — чего волноваться? Однако через какое-то время ситуация повторилась, затем снова и далее опять по все более сокращающемуся интервалу времени. Пришлось ехать на Audi-центр для компьютерной диагностики. Она показала, что ошибку дает клапан EGR.

Причины могли быть самые разные, и если в клапан набилась сажа, смешанная с маслом, и не давала клапану нормально работать, то был вариант его помыть. Однако выяснилось, что снять-поставить и процедура мойки обойдутся в немалые деньги, а даст ли мойка результат — бабушка надвое сказала. Я предпочитаю решать проблему в корне, и компромисс вроде мойки, который мог помочь, а мог и не помочь, мне не подошел. Поэтому решил купить новый клапан.

Однако тут же возникла проблема. У официального дилера он стоит порядка трех миллионов рублей. Мое предложение поставить клапан, который я найду самостоятельно, на дилерской СТО отвергли на основании того, что оригинальные узлы на неоригинальные запчасти они не меняют.

Хорошо, что свет клином на дилерской станции не сошелся. Новый клапан EGR я нашел быстро и всего за 1,1 млн рублей в известном практически всем автовладельцам интернет-магазине. Тоже недешево, но ведь это фактически в три раза меньше, чем у дилера, и главное, производства Siemens VDO. То есть этот клапан аналогичен оригинальному, вернее, он такой и есть, только поставляется в запчасти. Работа по установке и адаптации стоила около 300 тысяч рублей и по времени заняла не больше полутора часов.

После замены проблема ушла, а мотор по ощущениям стал работать тише, может, это эффект плацебо, поскольку мне не совсем понятно, какое отношение EGR имеет к шуму двигателя. Что касается старого клапана, то субстанции, напоминающей гуталин, в нем, конечно, было хоть отбавляй.

Вердикт «Автобизнеса»

Дороговато порой экология нам обходится, но и без ее защиты, к сожалению, никак. Значит надо платить, хотя, если честно, для начала мы попробовали бы все же очистить клапан EGR от нагара — есть вероятность, что это поможет.

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора

АВТОБИЗНЕС

В старом клапане субстанции, напоминающей гуталин, было хоть отбавляй Оригинальный клапан EGR производства Siemens VDO

Клапан ЕГР/EGR для чего нужен и как работает ?

Для чего нужна рециркуляция?

Когда температура в камере сгорания становится очень высокой, кислород и азот в поданном в цилиндры воздухе начинают взаимодействовать друг с другом и образуют окиси азота. В бензиновом двигателе кислород нужен для сжигания топлива, а теперь его нет в достаточном количестве, так как азот «украл» его. В результате из-за неполного сгорания топлива двигатель теряет часть мощности, выбрасывая NOx и в избытке CO и HC в атмосферу. О топливной экономичности говорить не приходится.

Что делает клапан EGR?

Клапан EGR системы рециркуляции отработавших газов © Фото: Delphi

Клапан EGR, являющийся основой всей системы, позволяет части сгоревших отработавших газов вернуться обратно во впускной коллектор и смешаться со свежим зарядом воздуха. Кислород повышает температуру горения (вспомните, например, оборудование для кислородно-ацетиленовой сварки), таким образом, за счет введения отработавших газов (т.е. искусственного уменьшения содержания кислорода в составе горючей смеси) происходит снижение температуры сгорания. Это приводит к снижению количества кислорода, взаимодействующего с азотом, таким образом, снизится количество NOx.

Рециркуляция ОГ имеет и другие преимущества. В бензиновых двигателях она снижает насосные потери за счет снижения перепада давления на дроссельной заслонке. Более низкие температуры сгорания предотвращают детонацию, поэтому может быть установлен более ранний момент зажигания, что обеспечит повышение крутящего момента. В дизельных двигателях она снижает «жесткую» работу двигателя на холостом ходу, так как пониженное содержание кислорода понижает давление сгорания.

Стратегия клапана EGR Она различна в зависимости от типа двигателя. В дизельных двигателях клапан EGR открывается на холостом ходу и обеспечивает до 50% впуска воздуха. Поскольку нагрузка двигателя увеличивается, количество EGR снижается до того уровня, при котором при полной нагрузке клапан EGR закрывается. Он также закрывается во время прогрева и на большой высоте над уровнем моря.

В бензиновых двигателях клапан EGR закрывается на холостом ходу и при полном крутящем моменте, обеспечивая только 5-10% впуска воздуха при низкой-средней нагрузке.

Регулирование клапана EGR

Клапан EGR системы рециркуляции отработавших газов © Фото: Delphi

Большинство систем имеют замкнутый контур, а это требует определенной обратной связи. Некоторые клапаны EGR регулируются электрическим способом и оснащены датчиком положения, который передает сигнал в электронный блок управления (ECM). Другие системы регулируются электропневматически, и обратная связь обеспечивается за счет регулирования датчика массового расхода воздуха, датчика абсолютного давления во впускном коллекторе (MAP) или датчика температуры впускного воздуха. Что идет не так? Самая распространенная проблема связана с отложениями углерода на пластине или гнезде клапана. Как правило, это вызвано впуском загрязненной смеси, что говорит о закупорке вентиляционной системы картера двигателя; износе цилиндров или поршневых колец двигателя; неисправности зарядного турбоагрегата (поворотной лопатки турбины); высоком уровне моторного масла; неэффективном сгорании, при котором остатки нагара циркулируют через клапан EGR; износе форсунок, снижающем точность впрыска топлива; прочих проблемах, связанных с неисправностями расходомера воздуха, вакуумного насоса, трубопроводов и соединений. Неисправности могут возникать по отдельности, либо в любых комбинациях друг с другом.

Симптомы Если клапан EGR засорен, то при открытии и закрытии его будет заклинивать, либо он будет медленно реагировать.Если клапан заклинивает при открытии, то это приведет к неэффективной работе бензинового двигателя на холостом ходу, снижению мощности дизельного двигателя и образованию черного дыма на старых системах без расходомера воздуха. Если клапан заклинивает при закрытии, то это приведет к очень «жесткой» работе дизельного двигателя и неэффективному расходу топлива в бензиновых двигателях. Если клапан медленно реагирует, то проблемы становятся менее очевидными, что приводит к неисправностям, связанным с работой двигателя на холостом ходу и управляемостью автомобиля в целом.

В некоторых случаях загорится лампа неисправности (MIL), что указывает на неисправность катализатора.

Советы автомеханику

Диагностика

Всегда визуально проводите осмотр состояния трубок, электрических разъемов и компонентов. Вакуумный насос поможет вам привести в действие клапаны EGR, которые регулируются пневматически.Ваше оборудование для сканирования даст вам все необходимые данные, позволит провести испытания привода, а также выведет на дисплей оперативные (рабочие) данные.

Отклонения в давлении впускного коллектора и расходе воздуха говорят о медленной реакции, а также о том, что при открытии и закрытии клапаны EGR заклинивают. Однако для окончательных выводов необходимо провести дорожное испытание.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости