С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Если не работает датчик дроссельной заслонки как ведет себя машина


Датчик положения дроссельной заслонки признаки неисправности

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) применяется в двигателях с контролируемым впрыском топлива. Он предназначен для определения текущего состояния заслонки и передачи этой информации на электронный блок управления (ЭБУ). В зависимости от того, насколько заслонка открыта, ЭБУ рассчитывает необходимые пропорции топлива и воздуха, подаваемых в цилиндры.

ДПДЗ расположен в моторном отсеке автомобиля сбоку на дроссельном узле.

Принцип действия ДПДЗ

По сути, датчик положения дроссельной заслонки – это, своего рода, потенциометр, состоящий из двух резисторов: постоянного и переменного. Он оборудован тремя контактами, на один из которых подается напряжение величиной 5 В, второй замкнут на «массу», а третий – напрямую связан с контроллером.

ДПДЗ реагирует на вращение оси заслонки, уменьшая подаваемое на него напряжение. При открытой полностью заслонке выходное напряжение на третьем контакте исправного датчика должно быть не менее 4 В, при закрытой – не более 0,7 В. В последнем случае ЭБУ включает режим холостого хода и подает воздух во входной коллектор, обходя заслонку.

О неисправности ДПДЗ могут свидетельствовать следующие симптомы:

  • увеличение оборотов на холостом ходу;
  • «плавание» оборотов;
  • провалы, рывки и подергивания при резком нажатии на педаль «газа»;
  • снижение динамических показателей двигателя;
  • прекращение работы двигателя при выключении передачи;
  • появление на панели приборов ошибки «ChekEngine».

Более точно диагностировать неисправность датчика, возможно лишь путем его проверки.

Датчик положения дроссельной заслонки признаки неисправности

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки

Для проверки используем автомобильный тестер, включенный в режиме вольтметра. Не снимая датчик с дроссельного узла, подключаем минусовой щуп на «массу», плюсовой – к контакту ползунка (выходному, идущему к ЭБУ). Включаем зажигание, заслонку не трогаем. В таком положении тестер должен показывать напряжение, не превышающее 0,7 В.

Далее рукой проворачиваем пластиковый сектор датчика до упора, полностью открывая заслонку. В этом случае тестер должен выдать, как минимум 4 В.

Следующий этап проверки проводим с выключенным зажиганием тестером, включенным в режиме омметра. Минусовый щуп снова подключаем на «массу», плюсовой – к любому из двух контактов датчика. Медленно перемещаем сектор датчика в одну и другую сторону. У исправного датчика сопротивления в разных диапазонах должно оставаться одинаковым.

Если эти условия не соблюдаются, датчик подлежит замене.

Причины неисправности ДПДЗ

Существует две причины, по которым датчик выходит из строя:

  • разрушение резистивного напыления неподвижной основы;
  • неисправность подвижного сердечника.

В любом из этих случаев ремонт датчика невозможен.

Замена датчика положения дроссельной заслонки

Замена ДПДЗ производится за считанные минуты, и не требует от автовладельца каких-то особых навыков. Из инструментов здесь нужна только отвертка.

Порядок работ  такой:

1.Отключаем провод «массы» на аккумуляторе.

2.Находим датчик, нажимаем на пластиковую защелку в месте подсоединения проводов, рассоединяя контакты.

3.Отверткой откручиваем два винта крепления датчика, и снимаем его.

4.Устанавливаем на место новый датчик, подключаем провода.

5.Накидываем минусовый провод на соответствующую клемму аккумулятора, проверяем работу двигателя.

Повреждения датчика дроссельной заслонки

Повреждение датчика можно определить по неправильной работе агрегата на холостом ходу, авто самопроизвольно глохнет. Однако не стоит паниковать раньше времени и делать поспешных выводов о поломке двигателя. Такой прибор, как ДПДЗ представляет собой обычный потенциометр, его предназначение заключается в считывании информации с педали акселератора (непосредственно о его положении) и определении угла самой дроссельной заслонки. Без него исключена нормальная работа двигателя. Этот высокоточный датчик, рассчитывает топливную смесь, подаваемую в камеру сгорания.

От датчика положения дроссельной заслонки зависит безупречная работа автоматической КПП, а также момент зажигания.  В связи с этим, следует следить за исправным состоянием автомобиля.

Когда датчик положения дроссельной заслонки теряет свою работоспособность, то система считывает неправильные данные. Поэтому начинается увеличение подачи объема топлива и как результат двигатель «заливает».

Если своевременно не решить проблему с испорченным датчиком, можно привести двигатель в неисправное состояние, что огорчает автомобилиста кругленькой суммой вложенной в ремонт двигателя. Вследствие всего этого повышается расход топлива, и увеличиваются затраты на него же.

Место установки

Найти датчик совсем не сложно, так как он относится к мотору и прикреплен там. Вам необходимо отыскать дроссельный патрубок, именно в том месте закреплен датчик и соединяется с осью дроссельной заслонки.

Симптомы неисправностей ДПДЗ

Выявить источник поломки датчика можно по следующим признакам:

1.  Неравномерные обороты двигателя на холостом ходу.

2.  Повышенные холостые обороты двигателя (в независимости от его режима работы).

3.  В момент разгона транспортного средства возникает задержка в ускорении.

4.  Машина едет рывками, иногда происходит подергивание на ходу.

5.  Повышенный расход горючего.

6.  Плохой отклик при нажатии акселератора.

7. Прекращение работы двигателя при выключении передачи.

8.  Регулярно или периодически горит лампа Check Engine.

Какие бы вы признаки не наблюдали, в любом случае не нужно игнорировать их.

Как проверить

В том случае, если вы обнаружили у себя хоть один признак, немедленно проводите диагностику дроссельной заслонки. Этот процесс не сложный, но стоит помнить, что выполнять его следует в определенной последовательности и применяя мультиметр.

Хотелось бы немного уточнить, лампа «Check Engine» уведомляет автомобилиста о повреждении двигателя, а также о проведении профилактических работ и необходимости ремонта. Если после того, как вы включили зажигание, она не перестает тухнуть, значит, система выявила повреждение. Давайте рассмотрим последовательность действий:

· Первым что нужно сделать, это выключить само зажигание и конечно же проверить панель на которой находиться приборы (лампа «check engine» не должна гореть);

· После того, как вы удостоверились, что лампа не горит, выключаем мотор и открываем капот (вам нужно найти массу). Для упрощения процесса измерения вам понадобится мультиметр;

· Приступаем к поиску минуса;

· Отыскав запитывающий провод, необходимо проверить наличие в датчике тока;

· Далее смотрим, чтоб размыкание холостого хода бесперебойно работало. Чтобы это сделать, нужно подсоединить один из проводов измерителя к разъему датчика, а вот при помощи второго изменяем положение заслонки;

· В том случае, если значения устройства меняется, то прибор в порядке, а если показание осталось прежним, то необходимо поменять датчик.

Помимо этих процедур, нужно проводить и дополнительные проверки, дабы в дальнейшем избежать неисправностей:

1.  Проверить размыкание контактов холостого хода.

2.  Проверить состояние пленочного резистора. Когда на дорожке датчика имеются стертости или разрывы, то блок управления получает неправильные данные.

В том случае, если вы поставили новый датчик, то выполнять дополнительные регулировки не стоит.

Источники поломки датчика

Конечно, защитить полностью свой автомобиль от повреждений не получится. Но давайте рассмотрим основные причины, по которым перестает работать ДПДЗ:

1.  Износ слоя напыления основы в начале хода ползунка. По этой причине становиться невозможным линейное увеличение возникающего напряжения выходного сигнала.

2.  Износ подвижного контакта. Источником, является поломанный наконечник, который способствует задиру и в итоге приводит к выходу из строя остальных наконечников. Несмотря на это, ДПДЗ может и не терять свою работоспособность, до тех пор, пока не произойдет полный износ резистивного слоя.  Также следует учесть один нюанс, что при такой поломке не появляются сигналы на приборной доске. Явным признаком может быть нестабильное функционирование на разных режимах.

3.  Окисление контактов.

Выбираем качественный ДПДЗ

Очень часто можно встретить автомобиль, который оснащен дешёвым пленочно-резистивным датчиком, что часто приводит к быстрой поломке.

Лучшим вариантом для вашей машины будет бесконтактный ДПДЗ, правда стоит он дорого, но работает дольше и эффективней. Принцип действия заключается на магниторезистивном эффекте.

Итак, вот мы и рассмотрели все источники, признаки и способы устранения поломок датчика. Благодаря нашей статье, вы сможете без труда диагностировать и самостоятельно решать данную проблему, без больших финансовых затрат.

Датчик положения дроссельной заслонки признаки неисправности

Дроссельная заслонка представляет собой важный узел в системе автомобиля, регулирующий деятельность системы двигателя. Заслонка служит единственной определенной цели – подача воздуха в системы двигателя. Ранее, до появления электронных систем управления дроссельный узел был механическим (ВАЗ 2110, 2114). На современные типы автомобилей устанавливается электронная дроссельная заслонка – E-газ.

Так как современные силовые агрегаты представляют собой достаточно сложные системы, наличие разнообразного количества датчиков вполне оправданно. Датчик положения дроссельной заслонки служит контрольным прибором для регулирования степени открытия данного узла.

Принцип работы

Во время езды водитель нажимает на газ – при этом, чем больше водитель продавливает педаль, тем больше открывается «дросселька», тем самым больше топлива поступает в камеру сгорания и соответственно автомобиль быстрее едет. Функция непосредственно датчика заключается в оптимально поддержании работы узла, а при возникновении небольшого отклонения датчик должен сигнализировать о неисправности. Регулирование механической дроссельной заслонки производится вручную посредством натяжения тросика данной заслонки. При появлении неисправности проводится диагностика, неисправные элементы заменяются, а сама заслонка подлежит очистке.

На последние модели ВАЗ 2114 в период их снятия с массового производства устанавливались электронные заслонки. Там регулирование осуществляется на программном уровне, посредством прошивки бортового компьютера. Замена датчика в автомобилях Тольяттинского производителя не представляет особой сложности, ввиду его легкодоступности. Для этого необходимо отсоединить датчик с фишкой, а на его место установить новый элемент.

На видео- признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки:

Возможные поломки

Неисправность датчика положения дроссельной заслонки ведет к возникновению целой россыпи проблем и трудностей:

  • В автомобилях, не оснащенных электронной педалью газа, такая неисправность ведет к зависанию дроссельной заслонки в одном положении. При этом автомобиль ведет себя неадекватно – обороты коленчатого вала держатся в одном положении, что вызывает не только неконтролируемый впрыск топлива в камеру сгорания, но и вовремя движения может вызвать потерю управления автомобилем на высокой скорости. Такая неисправность в некоторых случаях является фатальной для автомобилиста;
  • Засорение датчика привода заслонки также приводит к скачкам оборотов двигателя. В этом случае автомобилем попросту невозможно корректно управлять. Бортовая электроника не может скорректировать скорость движения и в итоге автомобиль не может оптимально двигаться;
  • Еще одним признаком неисправности данной детали служит «зависание» оборотов при переключении передач, как вверх, так и вниз. Так при переключении передач изменяется отношение чисел в коробке передач, и соответственно меняются обороты коленчатого вала. Это грозит не только перерасходом топлива, но и уменьшением ресурса двигателя (хотя и небольшим) за счет повышения нагрузки на силовой агрегат;
  • Также признаком неисправности датчика является возникновение ошибки на приборной панели автомобиля. Сигнал «неисправность двигателя» при наличии вышеописанных признаков, скорее всего, говорит о неисправности данного датчика (или засорении дроссельного узла при наличии механической заслонки);
  • Явной причиной неисправности датчика является «вялый» отклик двигателя на педаль газа. Если возникает ситуация при которой водитель давит на педаль газа, а автомобиль не набирает скорость вместе с оборотами коленчатого вала или набирает ее очень медленно.

На видео- симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки:

Такой признак не обязательно означает неисправность именно этого датчика, но вероятность этого достаточно высока.

Технические различия в устройстве узлов и агрегатов в подкапотном пространстве отечественного семейства под индексами 2110 и 2114 минимальны (не касаясь только модели ВАЗ 2114 в конце выпуск все таки получившей электронную заслонку). Метод исправления заключается в замене датчика и очистке заслонки с помощью специального средства.

Симптомы и признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Семейство ВАЗ: признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Насколько ни был бы напичкан электроникой современный автомобиль, все равно, даже в электронных системах без механики не обойтись. Электронные блоки управления двигателем работают на основании показаний датчиков. Чем точнее будут эти данные, тем точнее ЭБУ будет корректировать работу мотора, тем экономичнее и мощнее будет двигатель. Среди всех сканеров, передающих информацию на блок, датчик положения дроссельной заслонки занимает особенное место. С виду — улитка улиткой и размером с пятак, а от его работы зависят практически все системы и функции инжекторного двигателя. Прежде чем говорить о неисправностях самого датчика, стоит разобраться вообще о чем речь, какие бывают признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки и зачем он вообще нужен.

Даже в современных авто с электронными системами без механики не обойтись

Зачем заслонке датчик

Датчик дроссельной заслонки представляет собой подвижный механический узел. Его положение в реальном времени контролируется ЭБУ и чем выше точность его показаний, тем точнее система настраивает двигатель на текущий режим работы. Грубо говоря, если диапазон работы датчика разделить на сегменты, то каждому из них должна соответствовать определенная реакция блока управления. Если сегментов будет три, то мы и получим всего три режима работы двигателя. А если их будет тысяча, то столько же вариантов настроек нам предложит ЭБУ. Словом, чем точнее датчик, тем эластичнее работа двигателя.

Вроде бы все просто, но не совсем. Электронную педаль газа тоже внедрили неспроста. В ранних системах впрыска дроссельная заслонка приводилась в движение тросом или тягой. Простое и надежное решение. К тому же на комфорт управления автомобилем это никак не влияло. Но по мере того как конструкция машины усложнялась, в ней появились дополнительные системы, требующие более эластичного отзыва не только от водителя, но и от дроссельной заслонки в первую очередь.

Видеоролик и проблемах с датчиком положения дроссельной заслонки

  • система курсовой устойчивости;
  • антиблокировочная система;
  • антипробуксовочная система;
  • управляемые электроникой коробки передач;
  • противозаносные системы;
  • системы круиз-контроля.

Вся эта когорта требует обязательной реакции дроссельной заслонки не только на действия водителя, но и на сигналы этих систем. Поэтому-то в Приорах, Калинах, ВАЗ 2110, 2112, Ниссан Примера Р10 и стали применять привод дроссельной заслонки электронного, а не механического типа. Эти системы не просто определяют положение дроссельной заслонки, но и заставляют реагировать ее не только на педаль газа.

Причем это не единственный и не самый лучший вариант привода заслонки. В разное время на разных автомобилях, в частности, на Опель Вектра, Мазда 626 и Тойота Кемри до 2002 года выпуска были реализованы более сложные электромеханические приводы дроссельной заслонки, где датчик положения мог изменять угол открытия дросселя, но приводился еще при помощи троса. Такая система имеет смысл в том случае, когда качество электронных комплектующих имеет определенный допуск.

На фото дроссельная заслонка, которая в ранних системах впрыска приводилась в движение тросом

К примеру, ВАЗ 2110 сильно тупит при наборе скорости со стандартным приводом дросселя. Но стоит заменить электронный привод на другой такой же, только с несколькими настройками и по-человечески выполненный, машину просто не узнать. Эта штука называется бустер для педали газа, но на самом деле, она просто представляет собой электронный привод, который нормально работает и соответствует всем номиналам. Так вот, о датчике.

В этих самых первых системах использовались угловые датчики механического типа. Они были довольно неточными и капризными. Стоило поменяться погоде, датчик менял свои показания, сбивая с толку ЭБУ, а блок принимал сигнал за оптимальный, поэтому моторы с такими старыми датчиками механического типа прожили недолго. Им на смену пришли потенциометры абсолютно разных конструкций. То есть, конструкция у них одна, с точки зрения механики, а вот принцип работы несколько отличается. Не станем нырять с головой в физику и особенности электрического сопротивления поверхностей, но такая система тоже далека от идеальной.

В результате от механики отказались практически полностью, а контроль за дроссельной заслонкой взвалили на электронно-следящие устройства. Причем в некоторых автомобилях установлены по несколько датчиков заслонки сразу. Стали появляться и датчики угла положения дроссельной заслонки бесконтактного типа и о них мы поговорим немного позже. Датчики с потенциометрами, которые применялись в автомобилях до этого имели один большой недостаток — трущиеся поверхности. Как всякая поверхность с фрикционным влиянием, она имеет не слишком длительный срок службы. Рабочая поверхность потенциометра просто вытирается и в работе мотора появляются провалы и сбои. А дело всего-навсего в этом датчике. Поэтому сегодня потенциометры стараются заменять на приборы бесконтактного типа. Они не всегда полностью взаимозаменяемы, но позволяют более корректно контролировать положение заслонки, что влияет на точную коррекцию электронным блоком управления всех электронных систем автомобиля .

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Поломки у него, как мы уже выяснили, более чем простые, но проявляются они слишком разнообразно. Для того чтобы обвинять в нестабильной работе двигателя датчик, необходимы веские причины и доказательства. Есть несколько методик диагностирования датчика. Вкратце мы с ними познакомимся.

В автомобилях семейства ВАЗ стали применять привод дроссельной заслонки электронного, а не механического типа

Любой датчик заслонки с потенциометром сконструирован так. Сам датчик находится на корпусе дросселя. На оси дросселя жестко закреплен потенциометр. На один его вывод подается базовое напряжение 5 вольт, второй вывод идет на минус, а третий, подвижный контакт, и есть сигнальный. С него и снимается импульс, который подается на ЭБУ. Этот сигнал и является основным для определения угла момента зажигания, расчета нужного количества бензина в конкретный момент, а также для определения режима работы мотора в принципе. Насколько это важно, можно судить по одному простому примеру. При запуске двигателя количество бензина вычисляется по таким параметрам:

  • температуре двигателя;
  • положению коленвала;
  • углу опережения зажигания;
  • углу поворота самой заслонки.

Стоит датчику неправильно выдать сигнал, и мы уже не запустим двигатель, потому что ЭБУ подаст слишком много топлива, зажигание сработает не вовремя. В итоге — залитые свечи, мертвый мотор и посаженый аккумулятор. И это только самый простой пример неисправности датчика заслонки.

В системе впрыска нет системы холостого хода в традиционном понимании. То есть все расчеты для работы мотора на холостом ходу проводятся исключительно на основании показаний датчика дросселя. Если заслонка закрыта совсем, тогда ЭБУ переходит в режим уравновешивания оборотов, это и есть некоторое подобие системы холостого хода в карбюраторных моторах. А частота вращения коленвала здесь уже зависит от температуры антифриза, от прямой нагрузки на коленвал, от температуры воздуха, который попадает в камеру сгорания и от скорости движения машины в том числе.

Еще одним признаком некорректной работы датчика положения дросселя может стать повышенный расход топлива. Происходит все следующим образом. Если датчик выдает слишком низкий уровень сигнала, ЭБУ воспринимает его, как закрытие заслонки и переводит автомобиль в режим холостых оборотов. Но заслонка открыта. В этом случае система включает дополнительную подачу топлива, которое необходимо в переходных режимах. Следовательно, при нормальном режиме движения и стабильных оборотах, двигатель получает топлива в два раза больше.

Все расчеты для работы двигателя на холостом ходу проводятся только на основании показаний ДПДЗ

Мало того что он и не просил этого топлива, бензина расходуется вдвое больше, потому что задействована система переходного режима, система холостого хода. Это все влияет и на работу двигателя. Он начинает работать нестабильно, может дергаться на переходных режимах, при резком разгоне могут возникнуть провалы, а катализатор просто не справляется с таким количеством несгоревшего топлива, о чем докладывает блоку управления. А блок уже, недолго думая, включает Джеки Чана, лампочку Check Engine.

Коды ошибок и регулировка датчика положения дросселя

Теперь перейдем к практике. Если мы замечаем следующие тревожные симптомы в работе двигателя:

  • потеря мощности;
  • повышенный расход топлива;
  • нестабильная работа двигателя на холостых;
  • провалы и дергания при плавном наборе скорости;
  • двигатель глохнет при резком сбросе газа;
  • при постоянном положении педали газа в движении автомобиль дергается,

то в таком случае перво-наперво проверяем систему на наличие ошибок.

Коды ошибок в автомобилях Дэу Ланос, Шевроле Авео, Дэу Нексия, а также на автомобилях с установленной инжекторной системой опционально — Нива, ВАЗ 2114, ВАЗ 2107, Опель Кадет, будут 21 и 22. На автомобилях Форд Фокус 2, Рено Логан, Ауди и Фольксваген коды могут быть другие. В любом случае необходимо проверить цепь датчика положения заслонки. Как он подключается, мы уже знаем. В полностью закрытом положении датчик должен выдавать 0,5 вольт на подвижном контакте, а при полностью открытой заслонке — 5В.

При этом нужно учесть, что у автомобилей Дэу и Шевроле датчики работают в одну сторону, а у автомобилей ВАЗ — в противоположную. Несмотря на схожесть конструкции, заменить их нельзя. Проверить датчик можно при помощи мультиметра. Его подсоединяют к соответствующим выводам, включают зажигание и плавно нажимают на педаль газа. Показания вольтметра должны плавно, без провалов изменяться от 0,3-05В до 4,7-5В. Если есть хотя бы один небольшой скачок, датчик нужно заменить.Цена датчика для автомобилей ВАЗ — около 500 рублей. Бошевский датчик можно купить от 2 до 4 тысяч, в зависимости от модели автомобиля. Если сам датчик в порядке, контакты чистые и надежные, тогда причину неисправности нужно искать в другом месте. Теперь мы готовы к борьбе с великим и ужасным датчиком положения дроссельной заслонки.

http://avtomotospec.ru


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости