В качестве охлаждающей жидкости в двигателях применяются готовые к употреблению антифризы или концентраты, требующие разбавления дистиллированной водой в определенной пропорции.Защищая двигатель от пере-грева, а систему охлаждения от коррозии, антифриз изменяется по составу, теряет изначальные свойства и требует замены. Особенно в преддверии зимнего сезона. К сожалению, не все автолюбители уделяют этому должное внимание. Поэтому в этой статье мы проведем краткий «ликбез» на тему: «Охлаждающая жидкость в вашем автомобиле».
Тосол и антифриз – это одно и то же?
Тосол – одна из марок охлаждающих жидкостей (ОЖ). Его название – это аббревиатура названия отдела «Технология органического синтеза» (ТОС), где он был разработан, и окончания «ол», обозначающего в химии принадлежность к группе спиртов. Тосолами обычно называют отечественные охлаждающие жидкости. Термин «антифриз» происходит от английского слова «Antifreeze», которое переводится как «препятствующий замерзанию». Иногда на упаковке встречается другая надпись – «Cooling Water» (охлаждающая жидкость). «Антифриз» – более общее понятие: то, что не замерзает.
Из чего делают антифризы?
Современные антифризы – это низкозамерзающие водные растворы многоатомных спиртов – этилен¬гликолей. Чистый этиленгликоль – это маслянистая жидкость, сладковатая на вкус, с температурой кипения 196Гр.С и замерзания минус 12,3Гр.С. Количество этиленгликоля в ОЖ обычно составляет 52-64%, при этом температура замерзания полученных растворов составляет от — 32 до -70Гр.С. Для исключения таких недостатков ОЖ, как агрессивность по отношению к резине и металлам, низкие смазывающие свойства, в них вводят антикоррозионные, противопенные и другие присадки.
Можно ли смешивать жидкости разных марок и цветов?
Возможность смешивания разных ОЖ зависит от совместимости присадок. Их пакеты могут отличаться составом и количеством используемых веществ, так как разные производители пользуются различными добавками. В одном случае это неорганические соединения – бор-нитридные, аминные и фосфатные ингибиторы, в другом – импортные химические соединения нового поколения. Вследствие взаимодействия присадок антикоррозионные и смазывающие свойства смеси антифризов, как правило, ухудшаются. Это приводит к ускоренному выходу из строя деталей двигателя. Именно по этой причине смешивать разные ОЖ не рекомендуется. У антифризов иностранного производства несовместимость с другими ОЖ наблюдается реже, и, как правило, это указывается на этикетке. И все же правильным будет считать, что ОЖ смешивать нельзя. Мнение, что «синие» с «синими» или «красные» с «красными» смешивать можно, также ошибочно: цвета разных ОЖ зависят от используемого красителя и на совместимость жидкостей не влияют.
Чем опасны поддельные антифризы?
Если ОЖ содержит недостаточное количество этиленгликоля, это еще полбеды: при «переохлаждении» он превращается в рыхлую ледяную кашицу, которая, в отличие от замерзшей воды, не расширяется и не повреждает систему охлаждения двигателя. После запуска мотора она быстро переходит в жидкое состояние. Намного опаснее коррозионная агрессивность подделок: они буквально «пожирают» медные трубки радиатора, паяные швы, разъедая даже стальные и чугунные детали. Недобросовестные производители ОЖ, стремясь побыстрее реализовать свой «товар», максимально его удешевляют. В ход идут заменители этиленгликоля, например, диэтиленгликоль или полигликоли.
Как отличить качественный антифриз от некачественного?
К сожалению, без лабораторных испытаний это невозможно. Контроль плотности ареометром, «пробы» на вкус (этиленгликоль – сладкий) и проверка жирности на ощупь не всегда позволяют определить качество продуктов данной группы, да и опасны, так как этиленгликоль ядовит! Полноценные коррозионные испытания на кухне тоже не проведешь. Тем не менее частично уменьшить риск приобретения некачественного антифриза можно, придерживаясь некоторых рекомендаций. Во-первых, приобретать ОЖ следует в специализированных магазинах и у производителей, имеющих сертификат качества на свой продукт. Во-вторых, необходимо внимательно изучить этикетку: на ней должен быть номер ТУ. На импортных антифризах должен быть указан номер стандарта производителя. В-третьих, обязательны координаты изготовителя, дата изготовления и срок годности. Желательно также указание о совместимости продукта с другими ОЖ. Многие компоненты качественного тосола, например бензойную кислоту, производят или закупают только за границей. Понятно, что при этом хорошая ОЖ не может стоить как вода.
Можно ли оценить качество антифриза по его плотности?
Качество антифриза часто оценивают, определяя с помощью ареометров (плотномеров) его плотность, что позволяет вычислить температуру кристаллизации. Это величины взаимосвязанные. Например, при плотности антифриза около 1,078 г/см3 он замерзает при минус 40Гр.С. Однако измерение плотности должно производиться при температуре 20Гр.С. Отклонение температуры, при которой проводится процедура, в сторону ее уменьшения или увеличения приводит к неверной оценке температуры замерзания антифриза. Следует учитывать и то, что такие ареометры должны периодически проверяться на точность измерения в местных органах стандартизации и метрологии. Определение только плотности (т. е. косвенно, только температуры замерзания антифриза) не дает гарантии, что этот антифриз действительно качественный.
Сколько может храниться ОЖ и когда ее нужно менять?
Срок хранения качественных ОЖ – от трех до пяти лет. Тосолы сохраняют свою работоспособность в течение двух лет или 60-80 тыс. км пробега автомобиля (по данным производителей автомобилей и антифризов). Некоторые антифризы выдерживают 5-летнюю эксплуатацию и 100-250 тыс. км пробега. Срок хранения и периодичность замены жидкости обычно указываются на упаковке. И все же в процессе эксплуатации ОЖ постепенно теряют свои свойства из-за срабатывания присадок и снижения запаса щелочности возрастает агрессивность к резине и металлам, увеличивается пенообразование. Охлаждающую жидкость следует обязательно заменить при потере цветовой насыщенности, изменении цвета (если она стала рыжей), расслоении или появлении в ней хлопьев. Сезонное чередование воды и антифризов губительно для последних: присадки, взаимодействуя с накипью системы охлаждения, быстро превращаются в шлам, и охлаждающая жидкость «стареет» раньше срока. Если в процессе эксплуатации понижение уровня восполнялось водой, свойства ОЖ теряются быстрее. Продлить срок службы ОЖ (примерно на год) можно добавлением в систему охлаждения 1,0 – 1,5 л концентрата.
Что доливать при снижении уровня ОЖ – воду или антифриз?
Если система охлаждения автомобиля требует долива, следует использовать дистиллированную воду, такой же антифриз, какой был залит в двигатель ранее, или антифриз класса G-12 Plus.
Нужно ли промывать систему охлаждения двигателя перед заменой антифриза?
Перед заменой ОЖ систему охлаждения, как и смазки, желательно промыть. Однако для этого следует использовать дистиллированную воду или свежую жидкость, которую планируют заливать в дальнейшем. В крайнем случае можно использовать колодезную или водопроводную воду, предварительно прокипятив ее в эмалированной посуде 30-40 минут. Старую ОЖ сливают и заполняют систему охлаждения «обработанной» водой. Затем двигатель прогревают (до открытия термостата) и дают ему поработать 20-25 минут. После слива часть воды остается в моторе, поэтому, несмотря на простоту и дешевизну способа, предпочтительнее промывать систему свежей ОЖ (хотя это и потребует дополнительных финансовых затрат). Эффективно удалить грязь, продукты коррозии и накипь можно с помощью специальных промывок. Некоторые из них нужно добавлять в старую ОЖ, другие – в залитую для промывки воду. Необходимо помнить, что антикоррозионные присадки антифризов могут вступать во взаимодействие с накипью, поэтому при переходе с воды на низко замерзающую жидкость промывка системы охлаждения также необходима.
Почему перед зимой желательно менять О.Ж?
Неисправности в системе охлаждения в сильные морозы обычно возникают, если в течение года в расширительный бачок приходилось доливать воду. Это ведет к изменению пропорции воды в смеси с этиленгликолем и, соответственно, к повышению температуры замерзания. Хотя разбавленный водой антифриз и не замерзнет, как вода, однако, превратившись в гель или густую смесь с частицами льда, вызовет проблемы с циркуляцией в системе охлаждения и ускоренный износ водяной помпы.
Ничего лучше двигателя внутреннего сгорания человечество ещё не придумало. По крайней мере, из того, что заставляет автомобиль передвигаться в пространстве. Мы не хотим задеть религиозные чувства адептов электричества, но 300 км от розетки до розетки, это несерьёзно. Есть у ДВС один огромный, гигантский меганедостаток — слабый КПД. При чем здесь антифриз, алхимия и система охлаждения?
Правильный выбор антифриза и потенциально слабый КПД тесно взаимосвязаны. Убедиться в этом просто, не нужно даже знать цикл Карно и пользоваться хитрыми формулами. Среднестатистический двигатель по бумагам выдаёт свои среднестатистические 100 кВт мощности, необходимые для передачи момента на ведущие колеса. Самый современный мотор, хорошо настроенный и заправленный лучшим топливом, отдаёт от силы 30% полезной мощности.
Примерно так расходуется топливо. Только 30% нам остается для эффективного использованияПолучается, что номинальная мощность у нашего двигателя около 333 кВт. Остальные 233 кВт безвозвратно превращаются в тепло и отводятся с помощью радиатора и охлаждающей жидкости в атмосферу. Если же антифриз будет не первой свежести, не подходящим для двигателя или некачественным, перегрев угробит наш несовершенный двигатель за один сезон. Не нужно объяснять, что разница в температурах (от 100 до 200 градусов) в разных точках, к примеру, головки блока приводит к её короблению Вот поэтому-то и важен правильный выбор антифриза. Мы уже разобрались с тем, как выбрать антифриз по цвету и как не выбрать Тосол вместо нормальной охлаждающей жидкости. Сегодня мы начали с физики, а продолжим химией — узнаем состав и классификацию антифризов.
Давным-давно, когда никакого антифриза ещё не было, для охлаждения двигателя использовали обычную воду. Дёшево, но не совсем практично. Во-первых, вода замерзает уже при нулевой температуре, при замерзании расширяется и разносит в щепки блоки цилиндров, радиаторы и трубопроводы. Во-вторых, вода закипает при температуре 95-110 градусов в зависимости от концентрации солей и минералов. А это как раз почти рабочая температура современного двигателя. В-третьих, вода моментально вызывает коррозию цветных и чёрных металлов, ухудшая теплопроводность водяной рубашки до 60%. Да и ржавчина закупоривает каналы системы и выводит из строя помпы и термостаты. Нужна была замена и её нашли.
Ржавчина в каналах системы охлаждения – воду использовать можно только в самых крайних случаях, и то недолгоПервым в списке претендентов на замену воде был этиленгликоль. Это двухатомный спирт, который замерзает на 13-градусном морозе, а кипит при температуре чуть меньше 200 градусов. Само по себе и это хорошо, но у этиленгликоля есть ещё одно отличное свойство — при смешивании с водой в пропорции 1:1 температура замерзания падает почти до 40°С. На графике это видно более наглядно.
Впрочем, не все так гладко с этой смесью. Этот спирт невероятно токсичен и вызывает клиническую смерть при внутренней дозе около 150-200 г. И ещё такой состав слишком вязкий, что не очень хорошо для создания оптимального давления в системе охлаждения. Все эти минусы были перекрыты преимуществами этиленгликолевых антифризов:
недоступный до сих пор порог замерзания, около -40°С;
даже при замерзании состав не расширяется, а превращается в пастообразную субстанцию и не вредит двигателю;
температура кипения при атмосферном давлении около 107°С, а при повышенном давлении в системе (как обычно и бывает), он кипит при 120-130°С.
Таких характеристик для рядового автомобиля хватает с головой. Не забываем, что мы говорим пока только о базовом компоненте антифриза, а есть ещё присадки.
Очень хорошее базовое вещество, абсолютно нетоксичное, но дорогое и более вязкое. Если внимательно посмотреть на составы томатных паст, желе, майонезов и прочих пастоподобных пищевых продуктов, в большинстве из них значится пищевая добавка Е1520. Это и есть наш пропиленгликоль. Вязкость — это основная причина не использовать его в чистом виде. Дело в том, что для создания оптимального давления в системе помпе приходится выжимать из себя все соки, что сказывается на её ресурсе не самым лучшим образом.
Самые дешёвые и некачественные антифризы производят на основе глицерина. Несмотря на его безвредность для организма и окружающей среды, водитель, который любит свою машину, в жизни не зальёт в радиатор глицериновый антифриз. Это и есть те самые «тысяча тосолов», о которых мы говорили в предыдущей части. В производстве такие охлаждайки-убийцы очень дешёвые. Поэтому рынок и наводнён низкосортным ширпотребом. Плотность глицериновой ОЖ составляет примерно 1,15 г/см². Для сравнения, этиленгликолевый антифриз имеет плотность в пределах 1,05-1,07 г/см².
Слева – помпа здорового человека. Справа – помпа тосольщикаНо и это ещё не все беды, которые может принести глицериновый Тосол. При этом ни на одной упаковке мы не найдём показатель плотности состава, а тем более упоминания про метанол. Да и многие автомобилисты просто не знают о чем речь.
Обратите внимание, как ловко заменили слово “метанол” на “алифатические спирты”. Алхимия!Все сказанное относится к глицеринам высокого качества, но едва ли кто-то из продавцов «синей смерти» покупает дорогой глицерин. Как правило, используется самый дешёвый неочищенный, который оставляет после себя в двигателе кучу осадка, накипи и шлаков. Накипь уменьшает площадь сечения каналов системы охлаждения, снижает теплоотдачу, а все это прямая дорога к перегреву и короблению той самой головки блока, прогару прокладки головки со всеми вытекающими последствиями. Такая вот экономия.
Можем сделать первые выводы:
Глицерин — очень дешёвый заменитель этиленгликоля, но более вязкий, поэтому и разводят его ядовитым и дешёвым метанолом. Самое противное то, что никто и никогда не испытывал такие смеси на совместимость с современными алюминиевыми сплавами, резинотехническими деталями и пластиком. Никто не испытывал его реакцию на комплекты присадок.
Метанол — опасный для жизни одноатомный спирт, закипающий при температуре 64,7°С. Образует канцерогенный яд в сочетании с водой, связывает воду (делает её гуще), разъедает алюминий и пластик, при сильном нагреве загорается. Запрещён к использованию во всем мире законодательно.
Не покупаем антифризы подозрительных брендов и «молодых, динамично развивающихся» производителей без опознавательных знаков и без допусков производителя конкретного автомобиля.
То, что мы рассматривали выше, это просто базовые жидкости, которые в чистом виде никогда не используются. Базовый состав антифриза не меняется уже полвека, а присадки, и только присадки делают из небезопасной для двигателя жидкости качественный антифриз. Никто и думать не стал бы заливать смесь воды и спирта в радиатор, потому что это серьёзный источник коррозии и кавитации (внутреннего кипения). Чистая базовая жидкость уничтожит двигатель за 5-6 месяцев. Вот чем грозит использование глицеринового антифриза (тосола), смесей глицерина с метанолом и чистых базовых составов:
Этого могло бы не случиться, если бы водители подумали о том, как выбрать хороший, действительно качественный антифриз, а не самый дешёвый и побольше. Откроем ещё один секрет. Все европейские производители, по крайней мере, 90% из них (Castrol, Mobil, Agip, Addinoil, AWM) используют в своих составах пакеты присадок от компании Basf не одно десятилетие подряд. Это суперконцентрат, который продают под маркой Glysantin, а в зависимости от состава присадок все антифризы делят на несколько классов:
Интересное по теме: Выбираем антифриз, часть 2. Приключения ТосолаТрадиционная технология. Её могут называть Classic, Conventional, Inorganic Acid (Additives) Technology (IAT), Glysantin G05, но суть от этого не меняется. В состав таких антифризов входит вся неорганика — нитриты, фосфаты, амины, силикаты, бура и их разновидности. Это морально устаревшие смеси и не используются на современных двигателях. Во-первых, их нужно менять каждых 1,5-2 года. Во-вторых, они закипают при температуре около 100-105 градусов. В третьих, силикатный слой, образующийся на стенках системы охлаждения, снижает теплоотдачу двигателя чем дальше, тем больше.
Антифризы гибридные. Мало чем отличается от классической технологии, в основном за счёт применения карбоновых кислот. Обозначаются Hybrid-Organic Acid Technology (НОАТ) или Glysantin G48 по классификации Basf, G11 по классификации Фольксвагена (мы о ней уже рассказывали в предыдущих частях), силикаты никуда не делись и продолжают оседать на стенках водяной рубашки слоем до 700 микрон, но срок эксплуатации повысился до трёх лет или 150-160 тысяч пробега.
Карбоксилатные антифризы имеют маркировку Organic Acid Technology, ОАТ или Glysantin G30,33,34, а также G12 и G12+ по версии VAG. Самые недорогие из лучших антифризов на рынке сегодня. В составе есть ингибиторы коррозии на основе карбоновых кислот. Основная особенность их в том, что такие составы не оставляют ни малейших следов на здоровых стенках двигателя, и наоборот, на месте очагов коррозии образуется защитная обволакивающая плёнка толщиной не более 1 микрона. Срок службы антифризов ОАТ может превышать 4-5 лет.
Лобридные антифризы маркируются так: G12++, Glysantin G40, Lobrid coolants, SOAT coolant, low-hybrid. Не вникая в химические формулы, лобридные антифризы похожи на гибридные, но в их составе куда меньше неорганики. Сюда добавили небольшое количество ингибиторов минерального происхождения, но оставили органические кислоты и силикаты.
В целом, мы можем выбрать антифриз, руководствуясь рекомендациями завода-изготовителя и для этого есть специальные таблицы. Вот одна из них:
Впрочем, мы будем помнить и о том, что в каждой стране и регионе есть свои стандарты и технологии производства антифризов могут несущественно отличаться. К примеру, в антифризах класса ОАТ японцы допускают использование фосфатов (Р-ОАТ), а в Штатах купить антифриз с примесью молибденов и нитритов для борьбы с кавитацией. Там их маркируют N-OAT. У нас и во всей Европе допущены к использованию только органические добавки. Это мы к тому, что если на полке магазина встретится канистра с надписью Р-ОАТ, пугаться не нужно, это просто японская интерпретация нашего карбоксилатного антифриза.
О смешивании антифризов разных типов и целесообразности использования промывки можно будет прочитать в четвёртой части гида по выбору антифриза, а пока удачного всем выбора и солнечных дорог!
19.12.2018
Данный вопрос наиболее актуален для начинающих водителей. Стоит отметить, что примерно через 30-40 тысяч километров пробега тосол начинает терять свои свойства, поэтому замена жидкости необходима один-два раза в год. Помимо пробега, на замену жидкости влияет ее цвет. Например, появление рыжеватости говорит о необходимости срочной замены. Также об этом свидетельствует и появление посторонних резких запахов из расширительного бачка. Нормальная жидкость должна быть без резкого запаха, а на ощупь хороший тосол всегда скользкий и маслянистый. Если производится замена его, то перед заливкой новой жидкости нужно промыть систему охлаждения двигателя с помощью специальных средств. После чистящего средства производится промывка водой. Желательно произвести промывку несколько раз, и только после этого нужно залить новый тосол.
Стоит отметить тот факт, что многие развитые страны уже отказались от использования тосола. В первую очередь это связано с тем, что технология производства сильно устарела и отстала от времени. В итоге производимый в настоящее время тосол становится малоэффективным при защите двигателя от перегрева, коррозии и других случаев. При изготовлении антифриза используются более современные технологии, благодаря чему он активнее защищает двигатель от коррозии. Антифриз, по сравнению с тосолом, стоит гораздо дороже, а для многих цена – решающий фактор. Однако экономия на охлаждающей жидкости может сыграть с водителем злую шутку.
Появился он в то время, когда был построен Волжский автомобильный завод (ВАЗ), и количество счастливых автолюбителей стало резко увеличиваться. На заре автомобилизма, когда двигатели автомобилей делались не из алюминиевых сплавов, применение обычной воды (или дистиллированной), было оправданным решением благодаря своей дешевизне.
Антифриз действует избирательно, и защитная пленка образуется только на проблемных местах, подверженных коррозии. Благодаря этому охлаждение двигателя происходит более эффективно. Также плюсом является большой срок годности антифриза, который рассчитан на пробег до 250 тыс. километров (примерно 5-6 лет интенсивной эксплуатации).
Чтобы понять, в чём отличие тосола от антифриза, необходимо немного углубиться в историю. Для этого нужно вернуться на 30-40 лет назад, когда на наших дорогах иномарки были редкими гостями. Все автомобили производились у нас, как и расходные материалы к ним. Проще говоря, к иностранной охлаждающей жидкости не было доступа.
Дело в том, что из-за добавок антифриз приобретает уникальный цвет. Поэтому смешивание двух сортов этого вещества не приводит ни к чему хорошему. Чтобы не навредить машине, перед заменой нужно полностью слить всю охлаждающую субстанцию и залить внутрь новую.
Жидкость (тосол) не будет стоить очень дешево, именно поэтому при покупке в первую очередь нужно обращать внимание на цену за 5-литровую канистру. Помимо этого, продукт низкого качества может продаваться в канистрах без маркировок. Чтобы уберечь себя от подделки, нужно опираться на некоторые факторы:
Отличие тосола от антифриза видно уже на этапе разработки, их состав придумали независимо, хотя за основу и была взята типичная смесь – спирт (этиленгликоль) и дистиллированная вода. Суть подбора основных компонентов проста: спирт понижает порог замерзания воды, что позволяет охлаждать двигатель даже в мороз, а верхний температурный порог обусловлен свойствами воды, т.е. закипать состав будет около 100 градусов. А вот комплект присадок и является основным различием. Состав антифриза и тосола включает разные по природе добавки и красители, отсюда и несколько иные свойства для каждого из них.
Вода дистиллированная — 33,41-41,92% Этиленгликоль — 54,314-62,33% Гидрооксид натрия — 0,791-0,912% Бензойная кислота — 2,11-2,37% Бура — 0,622-0,713% Нитрит натрия — 0,121-0,142% Нитрат калия — 0,030-0,034% Флуоресцеин натриевая соль (уранин) — 0,0007-0,0012% Пеногаситель ПМС-200А (полиметилсилоксан) — 0,0006-0,0013% Метасиликат натрия 9-водный — 0,063-0,073%
мас.%
Побочные гликоли производства этиленгликоля 25-65% (технический этинегликоль с содержанием основного вещества 70-80%) Тетраборат натрия 0,1-0,15% Высокомодульное жидкое стекло 0,8-1,2% Азол 0,03-0,05% Бороглюконат натрия или кальция 0,05% Пеногаситель 0,005-0,05% Вода Остальное
мас.%
Также стоит упомянуть о том, что тосол может выполнять свои функции лишь на протяжении 30-40 000 километров пробега, после чего жидкость нужно менять. Поскольку тосол отличается от антифриза наличием неорганических кислот, его применение может привести к появлению различных осадков в радиаторе автомобиля. Тосол способен обеспечивать охлаждение двигателя автомобиля до тех пор, пока его температура не достигнет 105 градусов.
Антифриз формирует специальный слой защиты лишь на тех участках, на которых появляются коррозионные процессы. На всех остальных элементах данный слой отсутствует. Это обеспечивает оптимальную теплопередачу, что является существенным отличием антифриза от тосола, которое надо брать во внимание в процессе выбора между данными жидкостями.
В процессе строения современных автомобилей алюминий все чаще используется в качестве конструкционного материала. И эта тенденция последних времен слабо сочетается с охлаждающими жидкостями, произведенными по традиционной технологии — тосолом.
Главным недостатком тосола является неспособность входящих в его состав присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий при высоких температурах – выше 105 ºС по Цельсию, и при высоких тепловых потоках. По этой причине большинство автопроизводителей отказались от использования тосола в своих автомобилях.
Считается, что разнородные жидкости лучше между собой не мешать. Учитывая приведенный выше состав этих жидкостей, понятно, что получить на выходе можно все, что угодно. Хотя многие считают, что тосол и антифриз можно смешивать, но любой химик вам скажет, что это весьма непредсказуемо скажется на вашем двигателе. Во всяком случае, есть простой прием, который покажет вам совместимость тосола с антифризом. Прежде, чем заливать их в автомобиль, смешайте в какой-нибудь емкости и проследите, не образовался ли гелеобразный или хлопьевидный осадок, ведь он забьет все каналы, испортит систему.
Пройдемся кратко по всем показателям. Тосол менее совершенен, чем импортный антифриз, поэтому образует антикоррозийный слой по всей площади системы, чтобы его агрессивные компоненты не сожгли стенки, от этого металл хуже передает тепло, эффективность всего процесса снижается. Из-за этого страдает двигатель, ускоряется его износ, повышается расход топлива. Свои свойства тосол теряет уже через 35 тысяч км. Импортный продукт действует «умнее». Образует защитный слой только на проблемных участках, а не по всей поверхности, от этого теплопередача остается на высоком уровне, проблемы с двигателем становятся менее вероятными, а менять охлаждающую жидкость нужно будет только через 250 тысяч км.
Антифриз, который можно назвать качественным, должен быть в виде концентрата. Тосол в большинстве своем имеет синий цвет, но не цвет делает его тосолом, потому, что это обычный краситель. Вы уже читали про свойства антифриза — это низкая температура замерзания и высокая температура кипения?
Разница в химических составах, которые могут дать реакцию и привести к окислению деталей системы охлаждения, вспениванию жидкости и изменению цвета, что будет сигналом для его замены. Изменятся физико-химические свойства, после чего температура кипения может стать ниже, а температура замерзания выше.
Антифриз – охлаждающая жидкость, изготовленная по карбоксилатной технологии зарубежными производителями. В его состав входят вода, этиленгликоль, присадки на основе карбонатов или солей органических кислот. В отличие от тосола он имеет повышающие антикавитационные, антикоррозийные и антипенные возможности, рекомендован к применению в системах охлаждения двигателей автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства.
Как отличить тосол от антифриза? По цвету, запаху и другим визуальным признакам сделать это практически невозможно. Большинство автомобилистов подвержено ложному мнению, что тосол имеет исключительно светло-синий оттенок. На самом деле он может быть и розового, и зеленого, и темно-синего цвета.
Антифриз имеет немало преимуществ перед тосолом, с которыми обязательно следует ознакомиться:1.Повышенная эффективность системы охлаждения двигателя.
Охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной технологии, образуют защитный слой на поверхности металла, который может достигать 0,5 мм.
Тем не менее, в отличие от традиционных охлаждающих жидкостей, карбоксилатные антифризы, благодаря «адресной» направленности своей защиты, снижают воздействие кавитации и таким образом увеличивают срок использования водяного насоса до 50%.5. Превосходная защита от кавитации гильз цилиндров двигателя
Но кроме субъективных мнений водителей, тосол и антифриз отличаются составом и эксплуатационными характеристиками. Тосол более агрессивен по отношению к каналам системы охлаждения, поэтому содержит в своем составе силикат, осаждающийся на стенках каналов и защищающий их от коррозии. Антифриз менее агрессивен и потому силиката не содержит. Поэтому смешивание тосола с антифризом или замена одного на другое без промывки системы охлаждения может привести к коррозии или к появлению осадка, забивающего каналы, ухудшению качеств охлаждающей жидкости как таковой.
Для замены антифриза берется концентрат и разводится дистиллированной водой (которая покупается в аптеке или в автомагазинах). Как правило, разводят в пропорции 1:1 (в этом случае антифриз будет иметь температуру замерзания около -40), но на упаковке с концентратом обычно есть диаграммы соответствия температур и пропорции разведения. Перед покупкой, кстати, стоит проверить новый антифриз на соместимость со старым — смешать небольшое количество того и другого и посмотреть, не образуется ли осадок. И после сливания старого антифриза и промывки системы новый антифриз, собственно, и заливается.
Из чего делают тосол и антифриз Ссылка на основную публикациюПравда, в морозные зимние дни её приходилось сливать, а перед запуском мотора заливать опять в систему охлаждения, что было не совсем удобно. Чтобы избежать этой процедуры, в воду начали добавлять спирт – этиленгликоль. Вместе с тем, вода является довольно агрессивным с химической точки зрения веществом. Она приводит к появлению накипи на элементах охлаждающей системы и, как следствие, к снижению теплопроводности. У воды отсутствует смазывающий эффект, что плохо отражается на функционировании помпы. Наконец, вода вызывает коррозию металлических элементов двигателя и растрескивание резиновых деталей (уплотнителей, муфт и т.п.).
Обратим наш взгляд в прошлое, чтоб понять, чем отличаются эти ОЖ. Несколько десятков лет назад, когда по нашим дорогам передвигались только отечественные автомобили и все расходные материалы для них тоже были отечественными, так как импорт, в том числе и автомобильный, был большой редкостью, даже диковинкой, появился тосол.
Производителями антифриза утверждено, что можно эксплуатировать транспортное средство до пробега в 100 тысяч километров. Стоит учесть тот факт, что в нашей стране на двигатель оказывают непосредственное влияние климатические условия. Именно поэтому замену антифриза лучше всего производить через 40 тысяч километров. Многие специалисты упросят автовладельцев производить замену жидкости через каждый год эксплуатации, даже если пробег при этом минимален.
Жидкость (тосол) не будет стоить очень дешево, именно поэтому при покупке в первую очередь нужно обращать внимание на цену за 5-литровую канистру. Помимо этого, продукт низкого качества может продаваться в канистрах без маркировок. Чтобы уберечь себя от подделки, нужно опираться на некоторые факторы:
Охлаждающим жидкостям, произведенным по традиционной технологии, свойственно образование осадков и мелких нерастворимых частиц, которые ухудшают теплообмен и засоряют радиатор. Тогда как карбоксилатные антифризы не имеют таких негативных качеств и не образуют отложений и засоров в процессе всего периода их использования.
Благодаря продленному сроку эксплуатации (у антифриза под маркой Felix Carbox – 250 тыс. км или 5 лет для легковых автомобилей, или 650 тыс. км для грузового транспорта) автоматически уменьшается количество отработанных охлаждающих жидкостей, которые необходимо утилизировать.
Рекомендуем прочесть: Сколько стоит сделать доверенность у нотариуса
Также стоит упомянуть о том, что тосол может выполнять свои функции лишь на протяжении 30-40 000 километров пробега, после чего жидкость нужно менять. Поскольку тосол отличается от антифриза наличием неорганических кислот, его применение может привести к появлению различных осадков в радиаторе автомобиля. Тосол способен обеспечивать охлаждение двигателя автомобиля до тех пор, пока его температура не достигнет 105 градусов.
Тосол – это один из видов антифриза, который был разработан советскими специалистами. Поскольку альтернативы на то время просто не существовало, это название очень быстро превратилось в нарицательное. В связи с этим именно так называли и все прочие антифризы, которые продавались на отечественных рынках. Нужно понимать, что ТОСОЛ является обыкновенной аббревиатурой, первые три буквы которой обозначают «технологию органического синтеза», а последние две – часто применяются в химии.
Антифриз, так же основан на спирту, но на этиленгликоле и в результате замерзания — качественный антифриз становиться кашей, больше похожей на гель, что дает возможность двигателю завестись и прогреть систему, способствуя защите системы охлаждения присадками и увеличенным сроком службы.
Традиционно, сочетание антифриза и воды, что известно как «охлаждающей жидкости», так же называют ТОСОЛ, что не правильно. Основное отличие тосола от антифриза в его химическом составе, не будем в вдаваться в формулы, а сразу скажу о результатах и последствии.
Чтобы полностью слить тосол или антифриз – машину желательно поставить на склон. Вам нужно сделать так, чтобы передняя часть была наклонена немного вниз. Для промывки понадобится простая дистиллированная вода. В неё нужно добавить немного специальной очистительной смеси. Полученная субстанция заливается в систему.
Спирт позволяет в значительной мере понизить температуру, при которой охлаждающая жидкость будет замерзать. В результате двигатель нормально охлаждается даже в мороз. К тому же температура закипания вещества лежит за пределами 100 градусов по Цельсию и может достигать 110-115. Это позволяет сделать систему охлаждения ещё более эффективной.
Рекомендуем прочесть: Ндс на усн в 2018 году
Считается, что разнородные жидкости лучше между собой не мешать. Учитывая приведенный выше состав этих жидкостей, понятно, что получить на выходе можно все, что угодно. Хотя многие считают, что тосол и антифриз можно смешивать, но любой химик вам скажет, что это весьма непредсказуемо скажется на вашем двигателе. Во всяком случае, есть простой прием, который покажет вам совместимость тосола с антифризом. Прежде, чем заливать их в автомобиль, смешайте в какой-нибудь емкости и проследите, не образовался ли гелеобразный или хлопьевидный осадок, ведь он забьет все каналы, испортит систему.
Отличие тосола от антифриза видно уже на этапе разработки, их состав придумали независимо, хотя за основу и была взята типичная смесь – спирт (этиленгликоль) и дистиллированная вода. Суть подбора основных компонентов проста: спирт понижает порог замерзания воды, что позволяет охлаждать двигатель даже в мороз, а верхний температурный порог обусловлен свойствами воды, т.е. закипать состав будет около 100 градусов. А вот комплект присадок и является основным различием. Состав антифриза и тосола включает разные по природе добавки и красители, отсюда и несколько иные свойства для каждого из них.
В системе охлаждения двигателей автомобилей используются пластиковые, эластомерные, резиново-силиконовые и другие подобные материалы, к которым карбоксилатные антифризы абсолютно неагрессивны. Этот факт подтвержден 15-летними практическими испытаниями, проведенными компанией Arteco, миллионами километров пробега и тысячами часов работы двигателей. И как знак доверия к результатам этих испытаний, большое количество автопроизводителей включают антифризы на базе карбоксилатных присадок Arteco в перечень рекомендованных охлаждающих жидкостей.
Охлаждающим жидкостям, произведенным по традиционной технологии, свойственно образование осадков и мелких нерастворимых частиц, которые ухудшают теплообмен и засоряют радиатор. Тогда как карбоксилатные антифризы не имеют таких негативных качеств и не образуют отложений и засоров в процессе всего периода их использования.
05 Авг 2018 toplawyer 65
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453