Не смотря на то, что на рынке давно представлено газобаллонное оборудование 5-го поколения, большинство владельцев «газовых» автомобилей продолжают успешно использовать ГБО более ранних модификаций. Такие модификации предусматривают наличие газового редуктора под капотом, отвечающего за преобразование (понижение) давления газа путем его испарения и подачу в парообразном состоянии.
Для того, чтобы это преобразование было возможно, необходимо не допускать переохлаждение редуктора. Именно поэтому газовый редуктор имеет рубашку охлаждения, подсоединенную к системе охлаждения двигателя.
В этой статье вы узнаете о том, что такое редуктор, о его устройстве и принципе работы, а также о том, как отрегулировать электронный редуктор в домашних условиях быстро и правильно.
Редукторы строго делятся на два вида – вакуумные и электронные. Вакуумные редукторы предназначены для карбюраторных авто, тогда как электронные можно использовать и на карбюраторных моторах, и на инжекторных.
Отличий у них не так много, как можно было бы подумать, но они фундаментальные и касаются запуска и выключения:
У тех, кто в курсе как отрегулировать редуктор на ГБО автомобиля, не зависимо от поколения и типа двигателя, не должно возникнуть вопроса, как отрегулировать электронный редуктор, потому что алгоритм действий тот же. В процессе участвуют: винт подачи (дозатор), винт холостого хода (как правило, он пластиковый) и винт «чувствительности» (в торце фильтра очистки).
При открытом на полную винте подачи газа, добиваемся устойчивой ровной работы двигателя путем регулировки винта холостого хода. Предварительно винт холостого хода вывернут на 5 оборотов от нижней «мертвой» точки. При верной настройке, обороты должны составлять 900-1000об/мин.
После каждой прогазовки, с шагом четверть оборота выкручиваем винт чувствительности. Добиваемся адекватной реакции на резкое открытие дросселя.
Дросселем поднимаем обороты двигателя до 3000 об/мин., а затем закручиваем винт подачи газа (дозатор) до начала понижения оборотов. Если у редуктора два дозатора, то проделываем эту процедуру сперва с одним (второй при этом перекрыт наглухо), а затем с другим.
После того как регулировка редуктора на ГБО завершена пробуем автомобиль в движении: винт чувствительности может потребовать донастройки. Ещё было бы неплохо проверить авто на выхлоп: при верной настройке все показатели должны быть в норме.
ГБОшник — сайт о газобаллонном оборудовании
Как нам известно, бензиновые двигатели подразделяются по виду поступления горючего на карбюраторные, моноинжекторные и инжекторные (существуют еще и механические инжекторы, но это совсем другая тема). Так же классифицируется и газовое балонное оборудование для этих машин, и, кстати, сложность специального газового оборудования растет от вида к виду. На сегодняшнем рынке применяются разные по принципу деятельности виды газовых систем. Для их классификации применяется понятие «поколение».
Отличие в комплектации газового баллонного оборудования по поколениям, в общем, касается поступления газа и системы управления, находящейся в двигательном отделе. Поставленные вне отдела элементы системы – заправочные приборы, газовые трубочки, баллон и его оборудование – схожи для всех поколений.
Существует определенная классификация газобаллонного оборудования, которая подразделяется, как упоминалось раньше, по поколениям. Этих поколений всего пять и о каждом из них более подробно узнаете ниже.
Первое поколение газового баллонного оборудования
Системы с вакуумным управлением и автоматическим дозатором газа, которые ставятся на бензиновые карбюраторные и несложные инжекторные машины. В этом поколении газового оборудования применяются и вакуумные, и электронные газовые редукторы. Это классический прибор со смесителем газа. Базовое различие вакуумного редуктора от электронного заключается в запорной детали разгрузочной камеры: в вакуумном данную функцию осуществляет вакуумная мембрана, к каковой подается разрежение со впускного коллектора:
- мотор находится в рабочем состоянии – вакуум имеется – редуктор открыт;
- мотор не работает – нет вакуума – редуктор закрыт.
Второе поколение газового баллонного оборудования
Механические системы, дополненные электронным дозирующим механизмом, действующим согласно принципу противоположной связи с измерителем количества кислорода. Они присутствуют на машинах, оборудованных инжекторным мотором, с лямбда-зондом и каталитическим нейтрализатором отработавших газов («катализатором»). Это классические механизмы со смесителем газа, вдобавок, оборудованные дозаторами газа:
- «газовый карбюратор» - отвечает первому поколению газового баллонного оборудования.
- «лямбда-контроль концепция (ЛКС)» - отвечает второму поколению газового баллонного оборудования.
- «газовый инжектор», либо «газовый впрыск» - отвечает четвертому поколению газового баллонного оборудования.
Для установления точного состава газовоздушной консистенции, лямбда-контроллеры принимают сигнал от штатного лямбда-зонда машины, а кроме того, сигнал расположения дроссельной заслонки и измерителя оборотов мотора, с целью оптимизации топливно-воздушной консистенции на переходных режимах деятельности мотора.
Системы второго поколения обеспечивают выполнение природоохранных условий Евро-1. Определенные системы лямбда-контроля с 2-мя регулировками (при холостых ходах и на оборотах) придерживаются природоохранных условий Евро-2.
Системы 1-го и 2-го поколений обладают некоторыми недостатками, и не соответствуют функционирующим в нынешнее время нормам ЕЭК ООН. Токсичность переработанных газов машин, оборудованных этими системами, располагаются в позиции норм ЕВРО-1, которые функционировали в странах Европы до 1996 года, и только в редчайших случаях подходят к нормам ЕВРО-2. В связи с этим, изготовители газового оснащения создали системы 3-го и 4-го поколения, которые становятся все более распространены.
Третье поколение газового баллонного оборудования
Тут делается персональная подача газа в единичные цилиндры дозирующим приспособлением (газовым инжектором), обладающим одноуровневым рукодством дозой газа, управление которым осуществляется при помощи электронного блока. Газ поступает во впускной коллектор при воздействии механических форсунок, которые раскрываются в результате избыточного давления в магистрали поступления газа.
Системы третьего поколения не применяют вычисляемых усилий и топливных карт, принятых в штатных бензиновых контроллерах, они работают в «параллельном» порядке, то есть образовывают индивидуальные топливные карты. Скорость реакции на корректировку консистенции у системы третьего поколения незначительная и объясняется скоростью функционирования шагового дозатора-распределителя.
Из-за этого, с возникновением природоохранных условий Евро- 3 и систем бортовой диагностики 2-го поколения OBD II и EOBD, потребность в газовых системах 3-го поколения снизилась, а принимая во внимание их весьма значительную стоимость и появление системы четвертого поколения, почти пропала.
Установление газового баллонного оборудования 3-го поколения на инжекторные машины отличается тем, что взамен бензинового клапана для отнятия поступления бензина используется эмулятор форсунок. При попадании газа, такой эмулятор моделирует функционирование бензиновых форсунок, чтобы штатный компьютер не вошел в аварийный режим. Именно по такой причине необходимо ставить эмулятор лямбда-зонда.
Четвертое поколение газового баллонного оборудования
Это системы с распределенным синхронизированным впрыском газа. Это более новые и улучшенные из популярных на сегодняшний день систем на востоке Европы: раздельное руководство поступления газа (форсунками газа) для любого цилиндра, которыми руководит наиболее совершенный электронный блок. Точно так же, как и в системе прошлого поколения, газовое балонное оборудование четвертого поколения применяет газовые форсунки, которые ставятся на коллекторе напрямую у впускного клапана любого цилиндра.
Пятое поколение газового баллонного оборудования
Подходит для применения в любых инжекторных машинах и совместимо с природоохранными условиями Евро-3, Евро-4, а кроме того, системами бортового диагностирования OBD II, OBDIII и EOBD.
Отличительным фактором от систем четвертого поколения является то, что в системах пятого поколения газ проходит в цилиндры в жидком состоянии. Именно поэтому в баллоне имеется «газонасос», который гарантирует циркулирование жидкой фазы газа из баллона через рампу газовых форсунок с клапаном обратного давления обратно в баллон.
Системы 5-го поколения используют вычисления и топливные карты, существующие в штатном контроллере машины, и добавляют только нужные поправления с целью адаптации газовой системы к бензиновой топливной карте. Пятое поколение газового баллонного оборудования подразумевает наличие единичных электромагнитных форсунок впрыска газа в любой цилиндр, т.е. оно целиком подобно бензиновой системе.
Фазу и дозирование впрыска устанавливает штатный бензиновый контроллер. Немаловажным положительным качеством третьего, четвертого и пятого поколения считается функция автоматического перехода от газового топлива на бензиновое. К плюсу системы пятого поколения можно причислить маловероятность утраты усилия и отсутствие увеличенной растраты газа, а кроме того, возможность запуска мотора на газе при минусовых температурах, потому что пропадает потребность испарять газ перед поступлением в мотор. К недочетам данной системы можно причислить ее значительную восприимчивость к загрязненному газу, невысокую ремонтопригодность и значительную трудность.
Три таких недочета почти перечеркивают абсолютно все ее достоинства в обстоятельствах использования в странах СНГ. Однако, на просторах бывшего СССР с такой классификацией случилась неразбериха.
Малораспространенное и вообще не прижившееся 3-е поколение пропало, а вот первое и второе понялись на ступень выше, став 2-м и 3-м соответственно. Чтобы исключить неразбериху, комфортнее использовать названия газобалонных системой аналогично с бензиновой топливной системой.
Это такие поколения, которые возможно установить в странах СНГ. Однако в Европейских странах уже давно применяется так называемое 5-е поколение, в котором газ в мотор идет напрямую в цилиндры в сжиженном состоянии, где очень быстро испаряется. В постсоветском пространстве эти системы сейчас не устанавливаются. Данный факт обусловлен, в первую очередь, очень большой стоимостью этих систем.
Редуктор-испаритель необходим для подогревания консистенции пропан-бутана, для ее испарения и уменьшения давления до значения, ближайшего к атмосферному давлению. Газовый редуктор был сделан для малолитражных машин с объемом мотора до 1,6 литра. Из-за своего небольшого размера, он достаточно просто располагается в подкапотном пространстве машины. Может быть либо вакуумное управление, либо электронное.
Электромагнитный газовый клапан необходим для закрытия газовой магистрали при пребывании машины в состоянии покоя либо при функционировании мотора на газу. Электромагнитный бензиновый клапан в карбюраторных машинах отсекает отправку бензина при функционировании двигателя на газу. В инжекторных машинах его функции исполняет эмулятор форсунок.
Переключатель типов топлива располагается внутри машины. Существуют переключатели, на которых при помощи светодиодов можно увидеть, на каком уровне находится газ в баллоне.
Мультиклапан располагается на горловине баллона. Он состоит из заправочного и расходного клапана, указателя уровня газа и заборной трубки. Особый скоростной клапан предотвращает утечку газа, если произойдет аварийный дефект газовой магистрали.
Венткоробка закрепляется на горловине баллона. Изнутри нее располагается мультиклапан. Если вдруг произойдет утечка газа из баллона, венткоробка отведет его пары из багажного отсека наружу.
Сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) под некоторым давлением идет из баллона в газовую магистраль высокого давления. Газ расходуется из баллона через клапан, через него же и происходит заправка при использовании выносного заправочного приспособления. По магистрали газ в жидкой фазе проходит в газовый клапан-фильтр, у которого есть своя функция очищения газа от разных составов и смолистых отложений, а также перекрытия прохода газа во время выключения зажигания либо при переходе на бензин.
После этого чистый газ по трубопроводу идет в редуктор-испаритель, где давление газа снижается с 16 атмосфер до 1. Очень быстро испаряясь, газ остужает редуктор, из-за этого последний подсоединяется к системе водного охлаждения мотора. Циркулирование тосола позволит избежать частичного промерзания редуктора и его мембран.
Под воздействием разрежения, образовываемого во впускном коллекторе действующего двигателя, газ из редуктора по шлангу невысокого давления через дозатор проходит в смеситель, расположенный между воздушным фильтром и дроссельными заслонками карбюратора. Бывает и такое, что вместо устанавливания смесителя, делается непосредственное врезание газовых штуцеров в карбюратор.
Управление режимами функционирования выполняется при использовании переключателя типов топлива, расположенного на приборной панели. Когда Вы выбрали позицию «Газ», переключатель раскрывает электромагнитный газовый клапан и выключает электромагнитный бензиновый клапан. Либо в другом порядке, во время перехода с газа на бензин, переключатель перекрывает газовый клапан и раскрывает бензиновый. При помощи светодиодов переключатель предоставляет возможность контролировать, какое топливо применяется в тот или иной период.
При установке газового балонного оборудования 3-го поколения на инжекторные машины есть различие в том, что вместо бензинового клапана для прекращения поступления бензина действует эмулятор форсунок. Когда поступает газ, данный эмулятор имитирует функционирование бензиновых форсунок, чтобы штатный компьютер не вошел в аварийный режим. По этой причине необходимо ставить эмулятор лямбда-зонда.
Газовое балонное оборудование 4-го поколения различается тем, что газ идет в сам впускной коллектор через особые газовые форсунки. Их руководство осуществляется своим электронным блоком управления, который синхронизирует свою работу со штатным контроллером и одновременно выполняет функции эмулятора.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?30.11.2017
Каждый автовладелец желает экономить на топливе, тем более в современных условиях. Конечно, реализовать такую задумку вполне возможно, если установить газобаллонное оборудование. Тем более в специализированных солидных сервисах, в которых работают настоящие профессионалы, такая работа выполняется за считанное время.
Конечно, прежде чем установить ГБО, водители должны осознавать, подходит ли пропан или метан в качестве топлива двигателю вашего авто, сможет ли сократить срок службы ДВС в целом и т. д. Как заявляют опытные специалисты, избежать проблем можно лишь тогда, когда владелец транспортного средства сможет грамотно подобрать оборудование – тогда оно не принесет никакого вреда мотору. Следовательно, владелец сможет существенно экономить.
Помимо установки агрегата, его необходимо и настроить, так как настройка ГБО 4 поколения играет немаловажную роль. Желая узнать, как подключить ГБО 4 поколения своими руками, как отрегулировать ГБО 4 поколения самому, нужно внимательно изучить тонкости этого вопроса.
Чтобы настроить оборудование, потребуются некоторые детали:
Чтобы регулировка ГБО 4 поколения прошла правильно, грамотно, нужно понимать, что потребуется выбрать два варианта, которые, собственно, и позволят сделать это.
Важно знать. Следует понимать, что нагрузка на двигатель – это не только повышение оборотов, как многие водители считают. Это утверждение и вовсе не является верным, так как, газуя на нейтральной передаче, конечно, обороты взлетят до предела, но при этом нагрузка является низкой.
Когда осуществляется правильная настройка ГБО 4 поколения, часто большинство специалистов уделяют повышенное внимание этому разделу. Вообще автокалибровка является простым действием, а блок управления в данном случае станет запоминать время впрыска бензина.
Вам будет интересно >> Диагностика газового оборудования автомобиля
Когда выбирается этот вариант, то здесь принято изменять ячейки, делается это не по оборотам, а исключительно по времени впрыска. Все, что потребуется, так это запомнить время впрыска топлива, это делается в определенные моменты движения, после чего нужно переключиться на газ. Так и происходит настройка ГБО 4 поколения, регулировка форсунок и работа в целом. Кроме того, ГБО 4 поколения, а именно регулировка давления редуктора, играет не менее важную роль.
Важно знать! Что касается рабочего давления после процедуры автокалибровки, то оно станет автоматически устанавливаться, причем на том уровне, на котором и проводится настройка. Относительно минимального давления, то это и есть давление газа, ниже которого система станет переводить автоматически транспортное средство на бензин.
Внимание: Каждый водитель должен понимать, что регулировка редуктора ГБО, как правило, требуется исключительно в момент установка агрегата. Но уже через сто тысяч километров, необходимо выполнить диагностику. Возможно и обслуживание ГБО 4 поколения своими руками, но только при наличии соответствующего опыта, багажа знаний, оборудования, позволяющего сделать это.
Если проконсультироваться со специалистами, то можно узнать, как снять ГБО 4 поколения своими руками, делая это в домашних условиях. Всегда нужно знать, что грамотная работа агрегата зависит не от качества электронной настройки, как почему-то большинство автовладельцев считает. Ведь после определенного периода эксплуатации клапаны, мембраны начинают изнашиваться, в результате происходит перерасход газа.
Но этот неприятный момент можно отсрочить, если узнать о тонкостях правильной эксплуатации оборудования. Например, что касается старта двигателя, то это всегда должно происходить исключительно на родном топливе автомобиля, о чем часто забывается. Только лишь в тот момент, когда температура двигателя достигнет тридцати градусов, можно переключаться на газ.
Это объясняется тем, что мембрана редуктора на практике замерзает в процессе низких температур. Поэтому редуктор нужно подключать к магистралям тосола, и только так. Желая осуществить настройку редуктора ГБО 4 поколения собственноручно, заранее нужно осознавать, что делается это не так просто, как, кажется.
Прежде чем заниматься такой работой, не забывайте прогреть двигатель, после чего можно отключать подачу бензина. Если возникла необходимость в осуществлении настройки чувствительности редуктора, то нужно открутить регулятор чувствительности, причем процедура выполняется в тот момент, пока не меняются значения холостого хода.
Вам будет интересно >> Регулировка гбо 2 поколения своими рукамиДалее нужно закрутить регулятор, проверить настройку. Все, что нужно, так это нажать на педаль акселератора – двигатель должен не среагировать на такое действие, соответственно, следует замечать отсутствие задержек и рывков. Конечно, если вам удалось выполнить настройку ГБО 4 поколения самостоятельно, причем вами было сделано все грамотным образом, то ДВС будет работать стабильно, четко.
Настройка газового оборудования – это всегда непростая процедура, поэтому желательно доверять ее опытным специалистам, работающим исключительно в специализированных сервисах.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453