С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Как сделать самодиагностику


Самодиагностика Тойота.

Современные автомобили Тойота, да и других марок, являются достаточно прогрессивными механизмами, имеющими возможность в автоматическом режиме контролировать собственные системы и датчики. В случаях нахождения ошибок в работе они сигнализируют водителя о наличии неисправности на приборной панели контрольной лампой-индикатором. Модели с наличием цифрового дисплея и вовсе могут отображать код ошибки либо название неисправного узла.

Самодиагностика Тойота начинается с того, что в первую очередь необходимо обнаружить соответствующий диагностический разъем. Такой разъем может располагаться под капотом, в моторном отсеке и (или) под приборной панелью водителя. В автомобилях данной марки применялись три различных вида разъёмов самодиагностики:

Разъем типа DLC1 располагается в моторном отсеке, а разъемы DLC2, DLC3 под приборной панелью водителя.

Ошибки при самодиагностике считываются по миганию контрольной лампы соответствующего считываемого узла. Например, неисправности двигателя, необходимо считывать по миганию лампы “Check engine” (изображение двигателя).

Как сделать самодиагностику Тойота?

Для того чтобы начать самодиагностику двигателя необходимо скрепкой замкнуть в диагностическом разъеме контакты “TE1” и “E1” в разъемах DLC1, DLC2, а если самодиагностика ведется при помощи разъема DLC3, то замыкаем контакты “TC” и “CG”. Расположение контактов, к слову, обычно находиться под защитной крышкой разъёма.

После этого включаем зажигание и наблюдаем за контрольной лампой. Если неисправностей нет, то лампа моргает постоянно с частотой в четверть секунды.

При наличии же неполадок мигание лампы изображает код неисправности в цифровом виде. В первую очередь выводится количество десяток длинными моментами горения лампы, после (через 1.5 сек) выводятся единицы более частыми морганиями лампы. К примеру, три длинных и два коротких сигнала лампы обозначают код «32».  Если имеется в памяти более одной неисправности, то очередной код выводиться через промежуток где-то в 2,5 секунды.  Все коды повторяются по циклическому кругу, пауза между рядами кодов в круге составляет 4,5 секунды.

Расшифровать код можно по таблице кодов неисправностей для вашего автомобиля. Данная таблица очень часто публикуется в сервисных книгах по ремонту конкретного автомобиля. Кроме это всемирная паутина содержит специальные сайты с базами кодов неисправностей по большинству современных автомобилей и их расшифровку, магазины приложений современных смартфонов, кстати, тоже могут содержать подобного рода программы, что весьма удобно.

Таким же способом можно проводить диагностику и других систем:

Для этого необходимо замыкать либо размыкать необходимые разъемы в диагностической колодке. Какие именно разъемы необходимо замыкать для диагностики соответствующего режима вкратце:

  • АКПП читают по лампе “O/D OFF” (разъем DLC1: “TE” – “E1”; разъем DLC3: “TС” – “E1”);
  • SRS по соответствующей контрольной лампе “SRS”, иногда она встречается в виде пиктограммы сработавшей подушки безопасности (разъем DLC1: “TE” – “E1”; разъем DLC3: “TС” – “E1”);
  • система 4WS также по соответствующему индикатору  (разъем DLC1: “TС” – “E1”);
  • система ABS (замыкаются разъемы в DLC1: “TС” – “E1” при этом снимается перемычка с “WA” – “WB” после завершения считывания перемычку необходимо не забыть вернуть на место).

В заключении, хотелось бы отметить, что система самодиагностики Тойота — это в первую направление движения в сторону неисправности. И о конкретном выходе из строя какого-либо датчика речь сразу идти не может, ведь возможен простой обрыв питания цепи либо его загрязнение. Так что, определившись с направлением, необходимо проводить тестирование конкретного узла на предмет работоспособности.

Видео

Рекомендую прочитать:

Как запускается самодиагностика "Тойоты": пошаговая инструкция. Самодиагностика АКПП "Тойоты"

Автомобиль, как известно, относится к средствам передвижения, но никак не к предметам роскоши. Вот только стоимость некоторых диагностических и ремонтных операций заставляет в этом усомниться. Во многом это касается и популярных у нас японских машин.

Так что знание о том, как запускается самодиагностика «Тойоты», к примеру, может сэкономить вам немало средств. Особенно сложного в этой операции ничего нет, просто нужно быть внимательнее и точно следовать инструкциям. Так как сделать самодиагностику? «Тойота» – машина довольно новая (предполагается, что у вас не раритет), а потому в ней достаточно много электронных схем, которые в значительной степени облегчают данную задачу.

В принципе, любой более-менее современный автомобиль имеет специальный блок самодиагностики двигателя. Как работает этот механизм? Довольно просто: электроника постоянно контролирует показатели приборов, сравнивая их с теми эталонными значениями, которые были заложены производителем. Если что-то не так, включается диагностическая программа, которая конкретно определяет, что именно вышло из строя. Грубо говоря, так и работает самодиагностика «Тойоты».

Только когда все элементы будут в порядке, обходная программа снимется, и движок начнет работать в штатном режиме. Заметим, что многим знакома светящаяся надпись «CHECK» или отдельная пиктограмма с изображением двигателя, которые сигнализируют о неисправности. Если поломка была устранена, изображение или пиктограмма гаснут.

В общем, это и есть самодиагностика. «Тойота» в этом плане является очень «дружелюбным» автомобилем, так как все сразу видно на приборной панели (в большинстве случаев), да и сами японцы позаботились о наличии нормальных, подробных руководств и рекомендаций, в которых описываются все возможные коды ошибок, что сильно облегчает жизнь работникам сервисов и рядовым автомобилистам.

Чем полезна эта операция?

Важно помнить, что данные о случившейся ошибке в обязательном порядке заносятся в память бортового компьютера. Если его питание не прерывалось (не снимался аккумулятор, к примеру), эти данные можно считать с панели приборов (Toyota) или вытащить из самого компьютера (Nissan). При некоторых неисправностях двигатель сразу заглохнет, но в некоторых случаях, когда неполадка позволяет эксплуатацию машины, код ошибки просто записывается во внутреннюю память компьютера.

Это очень удобно, так как впоследствии можно будет узнать всю подноготную о состоянии своего автомобиля. Собственно, этим и хороша самодиагностика. «Тойота», таким образом, выгодно отличается от прочих иномарок тем, что можно сильно сэкономить на выяснении причин, по которым проявляются различные неполадки.

Кроме того, так можно выяснять причины, по которым машина время от времени ведет себя ненормально. К примеру, остановились вы из-за заглохшего двигателя посреди дороги. Повернули пару раз ключ в замке зажигания – мотор спокойно завелся, машина поехала дальше. Что это было? «На глазок» вы точно ничего не узнаете, но если посмотрите содержимое памяти бортового компьютера, все станет понятно. Как запускается самодиагностика «Тойоты»? Давайте узнаем!

Начало диагностики

Под капотом «Тойоты» есть специальный разъем для диагностики. С виду это такая пластиковая коробка, на которой написано DIAGNOSTIC. Нужно открыть ее крышку, чтобы увидеть на ее обратной стороне подробную маркировку всех выводов. После этого берется любой подходящий кусок провода, которым замыкаются разъемы «ТЕ1» и «Е1». Садитесь за руль машины, включаете зажигание (обязательно нужно выключить кондиционер и печку), после чего внимательно следите за лампой «CHECK».

Так вот, сразу после включения зажигания она должна начать моргать. Если лампа непрерывно моргнула два и более раз, то память компьютера пуста. Вынимаете перемычку, закрываете диагностический блок и едете по своим делам дальше.

Стоит знать

Современные диагностические блоки делят неисправности на два типа: легкие и тяжелые, причем в первом случае они не забивают память бортового компьютера кодами ошибок. Так, если простая неисправность по какой-то причине исчезла, то никаких записей об этом не останется. Нередко бывает, что после езды по плохой, грязной дороге «Джеки Чан» начинает сигнализировать о неисправности системы ABS. Бортовой компьютер сразу же отключит ее. Но стоит только нормально помыть машину после такой поездки, как контакты очистятся, и все придет в норму без какого-либо ремонта.

На какой модели чаще всего таким образом заканчивается самодиагностика? «Тойота Королла» некоторых серий – наиболее яркий пример, такие машины совершенно неприспособленны к движению по отечественным дорогам.

Некоторые коды ошибок

Приведем пример: вспышка/пауза, затем снова вспышка, за которой следует длинная пауза и обычная вспышка, указывает на ошибку №21. Другой пример: если после мигания идет длинная пауза, затем снова моргание и пауза, за которой опять идет вспышка, то это – ошибка №12. Заметим, что каждый мотор компании Toyota имеет свою таблицу кодов ошибок. Но тут следует помнить, что большинство моторов в этом отношении практически не отличаются друг от друга, так как во многих моделях просто не предусмотрено некоторых сигналов.

Кроме того, в большинстве случаев у них разные эталоны проверки: на одной модели прибор может выдавать 0,45 вольт, а на другой – уже 0,5. Все это мы говорим для того, чтобы вы четко уяснили: принципиальных различий в запуске диагностики нет, отличаются только коды и запрограммированные на заводе эталонные значения.

Наиболее простая таблица кодов неисправностей наблюдается на старых авто японской компании. Если автомобиль исправен, то он просто моргает лампочкой, причем промежуток между вспышками составляет три секунды. Все неисправности определены всего десятью кодами, так что в этом случае происходит предельно легкая самодиагностика. «Тойота Королла» первых семейств обладает именно такой упрощенной системой.

Важно запомнить одно простое правило: все двигатели японского концерна изначально комплектуются практически одинаковыми программами диагностики. Однако из-за конструкционных различий, которые могут проявляться даже в пределах одного семейства той же «Короллы», сигналы будут совершенно разными.

Приводить их на страницах этой статьи совершенно бессмысленно, так как эти данные должны иметься в руководстве по эксплуатации непосредственно вашей машины. Настоятельно не рекомендуем пользоваться данными от других моделей, так как при таком подходе вы вполне можете совершенно неправильно диагностировать возникшую именно в вашем автомобиле неполадку.

Различия диагностических блоков

На старых автомобилях «Тойота» блока диагностики нет, зато имеется свободно болтающаяся «фишка» с двумя контактами, защищенная пластиковым колпачком. Собственно, ее выходы аналогичны разъемам «Е1» и «ТЕ1» новых машин. Если вообще ничего нет, то можно взять лампу на 12В и два проводка: один из них заземляется об корпус, а вторым вы должны касаться всех «подозрительных» разъемов. Не беспокойтесь: при этом вы ничего не сожжете.

Когда вы все же отыщете «ТЕ1», то лампа на приборной панели сразу потухнет, а бортовой компьютер начнет выдавать код неисправности. Учтите, что при соединении выводов «Е1» и «ТЕ1» будет запущена не только диагностика EFI, но и проверка некоторых сторонних блоков.

Очистка памяти от предыдущих показаний

Как правило, для этого нужно вытащить предохранитель HAZ-HORN, а в других моделях – STOP (смотрите руководство по эксплуатации своего автомобиля). Иногда встречается вариант EFI. Впрочем, все можно сделать проще: на полминуты скинуть минусовую клемму аккумуляторной батареи, после чего память с гарантией обнулится. Вот только при этом сотрется и память в климатической установке и часах. И еще, если у вас авто 1998 года или новее, такая жесткая очистка способна вызвать проблемы с работой многих систем, причем продлиться все это может до нескольких дней.

Объясняется это просто: современные машины могут подстраиваться под конкретную манеру вождения, причем данные также сохраняются в памяти бортового компьютера. Впрочем, есть у этого явления и сугубо положительная сторона. Многие из нас покупают автомобиль после одного-двух хозяев, причем техника их вождения далеко не всегда была удовлетворительной. Такая машина может поедать прорву бензина, неадекватно реагировать на педаль газа. Словом, ведет она себя плохо и явно «напрашивается» на поездку в сервис.

Но перед этим вы вполне можете попытаться сбросить память. Как показывает практика, этого зачастую бывает вполне достаточно. В этом случае вы не только сэкономите свои деньги, но и приобретете немаловажный опыт. Но как сделать самодиагностику? «Тойота», как мы уже говорили, особых сюрпризов в этом плане не преподносит, так что ничего особенно сложного вас не ждет.

Общий порядок диагностики ABS и TRC

Делается это в следующем порядке:

  • Включите зажигание, не запуская при этом мотор автомобиля. Если есть блокировки дифференциалов, их нужно отключить, иначе самодиагностика двигателя «Тойота» попросту не запустится из-за программных ограничений.

  • Найдите блок диагностики DLC 1 (как мы и говорили, он расположен под капотом), после чего по приведенному выше «рецепту» вставьте туда перемычку из провода или проволоки. Заметим, что модель MR-2 не имеет требуемых нам разъемов в DLC 1. Ищите в этом случае болтающийся «медальон» с разъемами, который будет висеть возле двигателя. На корпусе должно быть написано ABS.

  • Начнет моргать лампа ABS, по сигналам которой нужно определить конкретную неисправность.

  • После этого можно очистить память компьютера. Нужно включить зажигание, выключить блокировки дифференциалов (если есть), а затем быстро нажать на педаль тормоза, причем интервал между нажатиями не должен превышать трех секунд. Когда память будет полностью очищена, диагностическая лампа начнет мигать с промежутками между морганиями в 0,5 секунд.

В общем-то, так и производится самодиагностика АБС «Тойота». Перемычка с DLC 1 убирается, после чего на место устанавливается штатная деталь. А в случае с ABS, блок приводится в исходное состояние.

Диагностика коробки

Все вышесказанное относилось в основном к снятию показаний с двигателя. А как же самодиагностика АКПП «Тойота»? В общем-то, особых отличий (кроме кодов ошибки, конечно же) нет:

  • Включите зажигание, но не заводите сам автомобиль. При этом сразу же должна загореться лампа АКПП и погаснуть через три секунды. Если этого не наблюдается, то придется с пристрастием проверить все предохранители, а также физическую целостность самой лампы и проводов.

  • Выключите зажигание. На всем том же разъеме DLC 1 нужно соединить не раз упомянутые выводы «Е1» и «ТС». Включите ручной тормоз, а сразу после этого заведите мотор. Теперь индикатор АКПП должен моргать с частотой четыре раза в секунду.

  • Начинайте движение по прямой: вам предстоит разогнаться не менее чем до 80 км/час. Если индикатор продолжает мерцать с той же частотой, значит с датчиками скорости все в порядке. В противном случае проверку предстоит продолжить.

  • Остановите автомобиль. После этого необходимо убрать перемычку между «TS» и «Е1» и установить ее между «Е1» и «ТС». Читаем коды. Если кодов больше двух, то между ними будет интервал в 2,5 секунды.

  • Снова очистите память способом, который указан выше.

Вот так выполняется самодиагностика АКПП «Тойота». В некоторых моделях автомобилей бывает непросто отыскать блок EFI. Как правило, он находится под передним пассажирским сиденьем или на левой стойке кузова. В его металлическом корпусе есть хорошо заметное отверстие, через которое можно легко увидеть два светодиода: красный и зеленый, при помощи которых выдаются коды ошибок. Красный светодиод в этом случае выдает десятки единиц, а зеленый – единицы.

Кроме того, там же есть разъем под отвертку, при помощи которого можно выбирать режим проверки. Перед началом проверки нужно убедиться, что эта ручка до упора провернута по часовой стрелке.

Прочие диагностические схемы

Есть еще две схемы, используемые на некоторых моделях автомобилей этой фирмы (в частности, этим характеризуется самодиагностика «Тойота Марк 2»). Как правило, используются они на машинах раннего выпуска. Проводить эту операцию следует в таком порядке:

  • Включите зажигание. После этого убедитесь, что загорелись оба диода: если этого не произошло, придется искать обрывы проводов или иные неисправности.

  • Воспользовавшись отверткой, передвиньте ручку вправо до упора.

  • В порядке очереди должны высветиться следующие коды: 23, 24 и 31. Впрочем, могут появиться и другие ошибки. Если это произошло, советуем их записать.

Как мы уже говорили, красный светодиод – десятка, зеленый – единица. К примеру, «23» будет выглядеть так: сначала два раза моргнет лампочка зеленого цвета, а затем три раза – красного. Важно! Если машина исправна, то после появления трех вышеозначенных кодов будет длинная пауза, а затем снова те же самые сигналы. И так будет продолжаться до бесконечности. В частности, этим характеризуется «Тойота Карина», самодиагностика которой из-за такой цикличности некоторыми механиками воспринимается неадекватно, так как они видят в повторяющихся сигналах ошибки.

Если все в порядке, нажмите и отпустите педаль акселератора. Должны остаться сигналы 24 и 31. В случае если появятся какие-то ошибки самодиагностики «Тойота», нужно их записать. После этого заводите машину. Может остаться только сигнал 31, но чаще мигает 24 и 31 (в частности, так проходит самодиагностика «Тойота Камри»). Как и в предыдущем случае, запишите (в случае их появления) дополнительные коды.

Включите и снова выключите систему кондиционирования. После этого должны появиться сигналы 44 и 24 (или один 44). Запишите иные команды (если есть) и заглушите мотор. После этого сотрите память. Для этого нужно выключить зажигание и повернуть ручку отверткой поочередно в каждое крайнее положение (начиная с левого, конечно же), выдержав ее в каждом случае не менее двух секунд. Запомните, что снятие аккумуляторной батареи помогает далеко не всегда, так как некоторые старые блоки могут «держать» показатели на протяжении суток.

Вторая диагностическая схема

Во втором случае используется схема в пять режимов, которую иногда можно встретить в некоторых новых автомобилях. Там все те же самые светодиоды и ручка, но работать с ними следует несколько иначе. Таким подходом отличается «Тойота Авенсис». Самодиагностика этого автомобиля выполняется в следующем порядке:

  • Как и в прошлом случае, убедитесь, что ручка повернута вправо до упора.

  • Затем включите зажигание, не заводя при этом двигатель.

  • Селектор выбора режима также нужно повернуть до упора по часовой стрелке.

После этого в нормальном состоянии кратковременно загораются оба диода, а затем следует длинная пауза. Затем селектор поворачивается влево, после чего можно включить первый режим. Если вы этого не сделаете, снова последует кратковременная вспышка и пауза, после которой может быть активирован второй режим. Таким образом можно добраться до пятого варианта диагностики.

Расшифровка режимов

Вне зависимости от выставленного режима, бортовой компьютер может выдавать все коды ошибок, которые есть в его памяти. Если вы его не остановите, то после длительной паузы выдача начнется с начала (в частности, так проводится самодиагностика «Тойота Корона»). Итак, вот описание всех пяти возможных вариантов:

  • проверка исправности всей выхлопной системы;

  • анализ состояния топливной смеси;

  • самодиагностика с длинным перечнем возможных ошибок;

  • проверка стартера, холостого хода и так далее;

  • диагностика конкретной поломки автомобиля.

Примерно так и выполняется самодиагностика «Тойоты». Как видите, ничего сверхъестественного в такой проверке нет. Главная сложность заключается в том, чтобы правильно и своевременно засекать все выдаваемые системой ходы и затем их интерпретировать, пользуясь как можно более подробной инструкцией по эксплуатации своего автомобиля.

Как сделать самодиагностику в сеансе Рейки?

Ирина Козлова, традиционный мастер Рейки. Источник - Эзотерика. Живое Знание

На прошедшем Круге Рейки мне был задан вопрос в чате:

«Как можно сделать самодиагностику?» И я обещала на блоге показать специальную технику, которой обучаю своих студентов на семинарах Рейки.

Используйте ее.

  1. Начните сеанс Рейки себе так, как вы привыкли это делать.
  2. Делайте 12 позиций и на каждой позиции будьте особенно внимательны к тем ощущениям, которые возникают в теле. Сосредоточьтесь на своем ощущении. Рассмотрите его.
  3. Опишите качества вашего ощущения.
  • Его размеры (больше размеров тела или меньше?)
  • Его цвет, форма (может, геометрическая фигура?)
  • Консистенция (жидкое, густое, вязкое и т. п., на что похоже?)
  • Теплое-холодное?
  • Запах, вкус?
  • И т. п.

Теперь вы можете к нему обратиться и спросить его, что оно делает для вас в вашем теле? И зачем ему это нужно?

Постарайтесь установить диалог с ним. Ведь любая болезнь в теле имеет какую-то необходимость и делает что-то очень важное и полезное для вас. Вам нужно только выяснить, что именно? Возможно, вы сможете очень много узнать из этого диалога.

Это и будет самой лучшей диагностикой.

Рейтинг: 4.49 (Проcмотров: 15417)

Читайте раздел Рейки на портале эзотерики naturalworld.guru.

Руководства по ремонту

Назначением системы самодиагностики (СД), иногда называемой бортовой диагностикой (БД). Является снижение вредных выбросов из выхлопной системы автомобиля. Самодиагностика является основой управления двигателем, обеспечивающей оптимальные условия его работы.

Наличие общего представления о работе систем управления двигателем (СУД) и о химических реакциях, происходящих при сгорании топлива, делает понятным, почему самодиагностика стала столь важной частью современного автомобиля. Описание работы современных СУД дано в книге ‘Автомобильные двигатели. Системы управления и впрыск топлива  издательства Haynes.

Химические реакции в камере сгорания

Топливо для дизелей и двигателей с воспламенением от искры состоит из смеси углеводородов, которые в камере сгорания реагируют с воздухом. С азотом и остальными газами, содержащимися в воздухе, также происходят химические реакции. При полном сгорании никаких токсических веществ не образуется. В реальных условиях помимо нетоксичных веществ-азатаГ\1г, водяного пара Нг0 и углекислого газа С02 — образуется еще целый ряд токсичных продуктов неполного сгорания, к числу которых относятся: окись углерода СО, не сгоревшие углеводороды НС, окислы азота N0, двуокись серы S02, свиней и сажа. Высокая концентрация токсичных веществ в составе выхлопных газов может оказывать вредное воздействие на здоровье, вызывая легочные заболевания, а также на окружающую среду.

Еще в 60-е годы Калифорнийский Совет по изучению воздушных ресурсов выдвинул идею и доказал осуществимость снижения токсичности выхлопных газов путем совершенствования процессов в транспортных двигателях. В 1968 году Правительство Калифорнии впервые в рамках акции ‘Чистый воздух* ввело ограничения на вредные выбросы для пассажирских автомобилей.

Функции управления, мониторинг и диагностика

Первая система управления двигателем, известная как Bosch Motronic, была разработана и установлена на автомобиль BMW 732i в 1978 году. Идея системы

Рис. 1.1. Диаграмма процесса сгорания управления состоит в том, что установленный в автомобиле блок электронного управления (БЭУ) постоянно следит за режимом работы двигателя и подстраивает его параметры так, чтобы в любой момент двигатель работал наилучшим образом.

  1. Азот 72.3
  2. Вредные выбросы 1.0
  3. Водяной пар 12.7
  4. Аргон и прочие газы 1.0
  5. Двуокись углерода 12.3
  6. Кислород 0.7

В дальнейшем в БЭУ были введены функции самодиагностики, которые дали возможность водители или автомеханику следить за состоянием двигателя и опреде­лять возникшие неисправности, которые трудно идентифицировать иным образом. Это было достигнуто за счет оснащения БЭУ микропроцессором с памятью и базой данных. Теперь информация о неисправностях может быть сохранена в памяти компьютера и извлечена из нее по мере необходимости. На одних автомобилях система самодиагностики извещает водителя о неисправности, на других она может сообщать код неисправности в виде серии вспышек лампочки. Впервые система самодиагностики Bendix Digital была установлена в 1981 году на автомобиле Cadillac.

Интенсивное развитие систем управления двигателем в течение 80-х годов привело к тому, что БЭУ, которыми теперь оснащаются современные автомобили, лишь отдаленно напоминают ранние прототипы. Под управлением и диагностическим наблюдением БЭУ может теперь работать не только система управления двигателем, но также и автоматическая трансмиссия, и антиблокировочная система торможения, и вспомогательное оборудование (например, воздушные подушки безопасности). В БЭУ введена адаптивная функция, которая может подстраивать базу данных и программу управления в соответствии с текущим состоянием двигателя.

Основная идея самодиагностики

Система самодиагностики проверяет соответствие уровня сигналов БЭУ их эталонным аналогам, заложенным в память. Если уровень сигнала выходит за допустимые пределы, БЭУ трактует это как неисправность и заносит в память специальное сообщение. Эти сообщения могут быть вызваны из памяти в виде “кода неисправности’. После извлечения эти коды дают важную информацию для диагностики.

Стандартизация бортовой диагностики

Начиная с 1988 года установлены три основных критерия, которым должна удовлетворять система самодиагностики. Первое — автомобиль должен быть оснащен системой самодиагностики. Второе — о возникновении любых неисправностей, которые могут вызвать ухудшение состава выхлопа, водитель должен быть извещен сигнальной лампочкой на приборной панели. Третье — информация о неисправности должна быть зафиксирована и сохранена в памяти БЭУ с возможностью ее извлечения с помощью считывателя кодов или приспособления с мигающей лампочкой.

С 1988 по 1991 год Международная Организация Стандартизации (ISO) обновила стандарт 9141на9141-2,в котором сделана попытка упорядочить:

Конструкцию диагностического разъема Диагностическое оборудование и область его применений Содержание протоколов Область обмена данными Эти правила были разработаны приме­нительно к Америке. Тем не менее с ними согласились и приняли у себя правительства Европейских стран и многих стран всех пяти континентов.

Еще более жесткие требования были положены в основу нового соглашения OBDII, которое было введено начиная с моделей выпуска 1994 года. С 1996 года эти требо­вания были отнесены и к дизелям. OBD вводит следующие дополнительные требования: Предугреждаюшаялампочканаприборной панели снабжена мигающей функцией. Контроль функций и элементов системы не только на предмет их неисправности, но и в связи с влиянием на состав выхлопа.

В дополнение к хранению неисправностей в виде цифрового кода, сохранение условий работы в виде так называемой «Freeze Frame».

Извлечение содержащихся в памяти неисправностей с помощью считывателя кодов взамен мигающей лампочки. Примечание. Системы, разработанные в соответствиис требованиями OBD II, оснащены 1 В-штырьковым разъемом (см. рис. 1.3).

Мониторинговые функции системы также были расширены и изменены OBD II требует контроля следующих дополнительных элементов и областей:

  • Процесса сгорания Каталитического преобразователя. Датчика кислорода.
  • Вторичной воздушной системы.
  • Системы улавливания паров топлива. Системы рециркуляции газов.

Мониторинг дизельных двигателей также должен обеспечивать систему диагностики необходимой информацией, но, понятно, перечень контролируемых элементов в них можетбыть иным (например, запальные свечи). ISO, SAE и неправительственные экологи­ческие организации выступают за да льнейшее ужесточение правил. Организация “Чистый воздух» (США) внесла в правительство стандарт CARB как основу сохранения окружающей среды и здоровья. Подобные законы были приняты после 1968 года многими местными и национальными правительствами. Появление каталитических преобразователей, систем впрыска топлива, применение топлива без содержания свинца, увеличение относитель­ного числа автомобилей, оснащенных дизельными двигателями, позволили за последние 30 лет достичь значительных позитивных сдвигов в решении проблемы токсичности выхлопных газов.

О Европейском стандарте диагностики

Европейские производители автомобилей ожидают появления европейского стандарта, который ужесточит правила ISO 9141-CARB. Введение этого стандарта предполагается в начале нового века. Ожидается, что европейский стандарт будет включать в себя большинство положений OBD II с некоторыми дополнениями.

Функции системы самодиагностики

Что таков самодиагностика

Самодиагностика (иногда называемая бортовой диагностикой) это система, которая постоянно держит под наблюдением сигналы различных датчиков и исполнительных механизмов системы управления двигателем (СУД). Эти сигналы сравниваются с их контрольными значениями, которые хранятся в памяти бортового компьютера. Набор таких контрольных значений может быть разным в разных автомобилях и их моделях. Он может в себя включать верхние и нижние допустимые границы контролируемых параметров, допустимое число ошибочных сигналов в единицу времени, неправдоподобные сигналы, сигналы, выходящие за допустимые пределы и др. При выходе сигнала за пределы контрольных значений (например, сопротивление цепи стало равным нулю — короткое замыкание) БЭУ квалифицирует это состояние как неис­правность, формирует и помещает в память соответствующий код.

Ранние конструкции систем диагностики были способны формировать и хранить лишь небольшое число кодов. Современные системы в состоянии генерировать и хранить 100 и более кодов и способны еще увеличить это количество по мере того, как программное обеспечение бортовых компьютеров научится выделять новые сбойные ситуации.

Например в одной диагностической системе все неисправности в какой-то цепи определяются одним кодом. В другой, более совершенной системе, разным неисправ­ностям в этой цепи будут соответствовать разные коды, что поможет быстрее найти неисправный элемент и устранить неис­правность. Возьмем для примера цепь датчика температуры охлаждающей жидкости. В самой простой системе при неисправности в этой цепи появится единственный код — неис­правность цепи в целом. Более совершенная система сможет уже указать, что произошло — короткое замыкание или обрыв цепи. Наконец, в дополнение к кодунеисправности может быть зафиксировано, например, такое сопут­ствующее обстоятельство как состав рабочей смеси. В СУД с обратной связью, которая поддерживает состав рабочей смеси близким к идеальному, неисправность датчика температуры может вызвать выход состава смеси за допустимые пределы, а это вызовет, в свою очередь появление новых кодов. Во избежание появления слишком большого числа кодов, которое затруднит поиск неисправности, БЭУ перейдет в режим с ограниченным управлением (“limp home” — «хромай домой”).

По мере совершенствования БЭУ под его контроль будет попадать все большее число элементов и параметров, которые должны фиксироваться системой диагностики. Эта книга посвящена, в основном, проверке систем, относящихся к двигателю. Однако в таблицах кодов неисправностей, которые приводятся во всех главах, будут упомянуты и коды прочих неисправностей, которые выявляет БЭУ, относящиеся, например, к кондиционеру воздуха или к автоматической трансмиссии.

Недостатки систем диагностики

Системы диагностики еще не достигли такого идеального состояния, при котором можно было бы полностью положиться на их информацию. Ведь код не может появиться в тех случаях, когда для каких-либо датчиков или состояний программным обеспечением не предусмотрена соответствующая обработка информации. Так, системой диагностики не охвачены механические повреждения двигателя, вторичная цепь зажигания и др. Вместе с тем, побочные эффекты, порож­даемые, например, утечкой вакуума или неисправностью выпускного клапана могут вызвать проблемы с составом смеси или холостым ходом, которые приведут к появлению соответствующих кодов. Таким образом, при появлении таких кодов придется проверить многие системы двигателя, чтобы обнаружить истинную причину неисправности.

Заметим также, что код указывает только на неисправную цепь. Например, код, указывающий на неисправность цепи датчика температуры охлаждающей жидкости, может означать неисправность самого датчика, либо связанных с ним проводов, либо электрических разъемов.

Диагностические системы некоторых автомобилей могут фиксировать случайные сбои, а на других автомобилях системы таких сбоев не фиксируют. В некоторых системах коды неисправностей сбрасываются при выключении зажигания. В таких случаях для обнаружении неисправности надо быть особенно внимательным.

Код неисправности, как правило, позволяет опытному механику быстро найти и устранить отказ. Вместе с тем, отсутствие кодов еще не означает отсутствие неис­правностей, поэтому, несмотря на наличие системысамодиагностики.следуеттщательно соблюдать обычные правила технического обслуживания автомобиля.

Ложные сигналы

Нарушения в работе вторичной цепи системы зажигания и в других электрических цепях могут вызвать помехи радиочастотного диапазона, которые способны нарушить работу БЭУ или вызвать появление ложных диаг­ностических кодов. Нарушение работы БЭУ, в свою очередь, может вызвать неправильное управление двигателем.

Предельные уровни сигналов датчиков

Если сигнал датчика остается в заданных пределах, даже если контролируемый им параметр из этих пределов вышел, код неисправности не появится. Например, если датчик температуры двигателя перестал реагировать на изменение температуры, но при этом его сопротивление осталось в пределах запрограммированных границ, неисправность зафиксирована не будет.

Логическое определение неисправности

Программное обеспечение новейших диагностических систем стало более изощренным и способно проследить изме­нение напряжения или тока за определенный промежуток времени. Если сигнал датчика не претерпевает ожидаемого изменения, будет зафиксирован код неисправности.

Системы более ранних конструкций в любом случае зафиксировали бы неис­правность, если контролируемый сигнал вышел за допустимый уровень. При этом не учитывались обстоятельства, при которых возникла неисправность и состояние других цепей. Современные системы принимают во внимание сигналы от нескольких логически связанных элементов и могут сопоставлять их друг с другом. Если, например, обороты двигателя возрастают,дроссельная заслонка полностью открыта, а датчик расхода воздуха не регистрирует нарастание потока, значит датчик неисправен и БЭУ сформирует код его неисправности.

Световой сигнал неисправности

Многие автомобили оснащены световым сигналом о неисправности, который обычно расположен на приборной панели.

-1.6; надпись на световом табло “CHECK ENGINE” означает “проверь двигатель”). В некоторых случаях световой сигнал в виде светодиода располагается на панели БЭУ. При включении зажигания световой сигнал загорается. Это означает, что цепь сигнализации и сама лампочка исправны. После пуска двигателя лампочка гаснет и не загорится до тех пор. пока система диагностики не зафиксирует неисправность. При появлении неисправности лампочка загорается и остается включенной, пока неисправность не будет устранена. Если неисправность исчезла, лампочка погаснет, но код неисправности останется в памяти БЭУ, пока его не удалят оттуда принудительно. При возникновении некоторых, не очень серьезных неисправностей световой сигнал может не загораться, хотя код неисправности и в этом случае заносится в память.

На некоторых автомобилях такой световой сигнализации нет, поэтому на них приходится время от времени опрашивать БЭУ с помощью считывателя кодов или мигающего светодиода о наличии или отсутствии неисправностей.

Быстрые и медленные коды

Коды, сохраняемые в памяти БЭУ бывают “быстрые» и “медленные». Медленными называют коды, которые воспроизводятся системой с небольшой скоростью, так что их возможно прочесть с помощью мигающего

светодиода или сигнальной лампочки на приборной панели. Быстрые коды воспроизводятся в цифровой форме с высокой скоростью и их нельзя прочесть с помощью мигающей лампочки. Для извлечения таких кодов необходим специальный прибор — считыватель кодов.

Другие функции диагностической системы

Объем, формат и способ прочтения диагностической информации определяет производитель автомобиля. Если программой, которую ввел в БЭУ производитель, не предусмотрено получение какой-то информации, то эту информацию и не удастся получить никаким образом.

Кроме чтения и стирания кодов неисправностей через диагностический разъем обычно можно выполнить следующие дополнительные операции:

проверкуцепейиисполнительныхустройств; настройки элементов; кодирование БЭУ; получение текущей информации; выполнение функции ‘путевой рекордер». Примечание: Не все перечисленные функции могут быть выполнены разными системами. Для выполнения большинства дополнительных операций требуется использование считывателя кодов.

Чтение кодов неисправностей

Коды неисправностей можно извлечь из БЭУ через выходной разъем (последова­тельный порт], подключив к нему подходящий считыватель кодов, либо вручную, при помощи соответствующей процедуры, имеющей свои характерные особенности для каждой конкретной системы (такой способ был основным в ранних моделях; в современных моделях ручной способ, как правило неприменим).

Считыватель кодов или сканер

Профессиональный инструмент, исполь­зуемый для извлечения кодов неисправностей из диагностических систем автомобилей, носит название “считыватель кодов”. Иногда этот прибор называют «сканером». Первый термин чаще употребляется в европейских странах, тогда как второй происходит из США. Принципиальной разницы между этими терминами нет и оба термина взаимоза­меняемы, поэтому мы в этой книге будем пользоваться обоими, отдавая все же преимущество европейскому варианту “считыватель”.

Ручная процедура извлечения кодов (мигающие коды)

Некоторые ранние модели диагности­ческих систем предусматривали ручное извлечение кодов. Этот метод хорош тем, что не требует сложного оборудования, но, вместе с тем, он работает очень медленно, число кодов в нем ограничено, а процесс извлечения сопряжен с большой вероятностью ошибок. Обычно в таких системах процесс считывания запускается перемыканием определенной пары контактов в диагностическом разъеме. Затем начинается считывание кодов, которые воспроизводятся вспышками сигнальной лампочки на панели приборов, либо вспышками специального светодиода на корпусе БЭУ. Получаемые таким образом коды носят название «мигающих кодов». Сосчитав вспышки и обратившись к таблице кодов (такие таблицы приводятся в конце каждой главы, можно определить вид неисправности. Некоторые системы не оснащены сигнальной лампочкой или светодиодом — в этих случаях для считывания кодов можно использовать переносной светодиод или даже просто аналоговый вольтметр.

Удаление кодов из памяти

По мере совершенствования систем диагностики способы удаления кодов из памяти БЭУ менялись. В середине 80-х годов коды не хранились долго и при выключении зажигания сбрасывались. Затем память БЭУ подключили к аккумулятору минуя замок зажигания, что позволило сохранять коды при выключенном зажигании. Обычно коды в таких системах удаляются с помощью считывателя кодов (СК), однако в некоторых системах предусмотрено и их ручное сбрасывание, например путем отключения БЭУ от аккумулятора или размыканием разъема БЭУ. В современных БЭУ память имеет свой источник питания (т.н. энергонезависимое питание), что позволяет сохранять коды и при отключенном аккумуляторе. В таких системах удалить коды можно только с использованием считывателя.

Примечание: Коды обязательно надо удалитъ, если выполнилась проверка или замена элементов СУД.

Ручное удаление кодов

Часто бывает возможно удалить коды неисправностей, используя процедуру, подобную чтению кодов.

Тестирование элементов и исполнительных устройств

СК можно использовать для тестирования проводов и компонентов в цепях некоторых, исполнительных устройств. Например, с его помощью можно активизировать клапан управления холостым ходом. Если клапан активизировался, значит его цепь исправна. Обычно доступны для активизации и тестирования с помощью СК цеш топливных форсунок, реле, датчиков и исполнительных устройств системы выхлопа, а также другие цепи и системы. Бывает возможным также протестировать сигналы некоторых датчиков. Например, можно проверить датчик положения дроссельной заслонки, полностью ее открыв, а затем полностью закрыв. Если трек потенциометра имеет дефект, то считыватель покажет неисправность.

Ручная проверка датчиков и активизация элементов

Обычно активизация элементов может быть выполнена только с помощью СК. Однако в некоторых системах предусмотрена возможность выполнять проверки без этого прибора. В тех случаях, когда такие проверки возможны, процедуры проверок будут описаны в соответствующих главах.

Регулировки систем

В большинстве современных двигателей невозможно выполнить какую-либо подстройку системы холостого хода или опережения зажигания. Вместе с тем, в некоторых системах ранних конструкций такие регулировки предусмотрены. Примерами могут служить автомобили Ford с системой управления EEC IV, Rover 800 SPi и более ранние модели Rover с системой MEMS. В этих автомобилях возможна регулировка системы холостого хода и зажигания с использованием СК.

Кодирование БЭУ

В некоторых системах предусмотрена возможность кодирования БЭУ для выполнения различных операций. Обычно эта функция доступна только дилеру, уполномоченному производителем. Кодирование позволяет привести БЭУ в соответствие с параметрами конкретного данного автомобиля.

Функция ’путевой рекордер’

Некоторые СД способны фиксировать и сохранять значения параметров в процессе работы двигателя. Параметры записываются в цифровой форме в виде серии “мгновенных снимков» или кадров. Если неисправность появляется случайным образом и снова исчезает, ее причину бывает очень трудно обнаружить. В этом случае “мгновенный снимок» параметров работы двигателя в момент появления неисправности может сильно облегчить ее обнаружение.

Для выполнения такой записи надо подключить СК к диагностическому разъему и вывести автомобиль на дорожные испытания. В самом начале испытаний СД следует перевести в режим “путевого рекордера”. СД начнет записывать “мгновенные снимки” через определенные короткие интервалы времени. Поскольку память СД ограничена, число таких снимков не может быть бесконечным. При возникновении неисправности следует нажать кнопку на СК, тогда в памяти сохранятся несколько кадров до и после появления неисправности. Затем, вернувшись в гараж, можно не торопясь просмотреть эти кадры с записями и найти решение проблемы.

Следует заметить, что функцией «путевого рекордера» обладают не все СД и СК

Стратегия ограниченной управляемости

Большинство современных СД способны переводить БЭУ в режим ограниченной управляемости (известный как режим “limp home» — “хромай домой”). Стратегия состоит в том, что при возникновении неисправности в цепи какого-то датчика БЭУ заменит сигнал этого датчика на постоянное значение, хранящееся в памяти. Это позволяет автомобилю продолжить движение в сторону гаража или ремонтной мастерской. После устранения неисправности БЭУ вернется в обычное состояние.

При переходе в режим ограниченной управляемости двигатель продолжает работать, хотя и с меньшей эффективностью. Некоторые СУД настолько “сообразительны», что водитель даже может не заметить, что продолжает ехать с неисправностью. Только горящая сигнальная лампочка говорит о том, что с двигателем не все в порядке.

Поскольку обычно подставляемые значения параметров соответствуют прогретому или полупрогретому двигателю, работа холодного двигателя будет не вполне удовлетворительна. При неисправности особо важного датчика, такого как датчик расхода воздуха или датчик давления в коллекторе, БЭУ может  ограничить  динамические характеристики двигателя. Например, если система EEC IV автомобиля Ford обнаруживает серьезную неисправность в БЭУ, она устанавливает угол опережения зажигания на постоянном уровне 10′. В некоторых системах при неисправности датчика температуры воздуха или охлаждающей жидкости БЭУ заменяет показания одного датчика показаниями другого. Кроме того, установлены два значения температуры «по умолчанию»: для холодного двигателя при его пуске и прогреве и для прогретого двигателя. Второе значение включается после того, как двигатель проработал 10 минут.

Адаптивная функция

Во многих современных СУД преду­смотрена приспособляемость [адаптация) БЭУ к изменению параметров двигателя. Для своей адаптации система постоянно следит за различными характеристиками двигателя и со временем вычисляет их средние значения.

При нормальной работе БЭУ обращается к различным трехмерным картам для определения оптимального опережения зажигания, впрыска топлива, холостых оборотов и т.д. В зависимости от показаний датчиков расхода воздуха, температуры, скорости и т.д. БЭУ постоянно корректирует управляющие сигналы на исполнительные органы. Используя накопленную информацию о средних значениях, БЭУ может быстрее приспособиться практически к любым изменениям условий движения.

По мере износа деталей двигателя средние значения параметров меняются и адаптивная система приспосабливается к новым условиям. Если адаптированный параметр выходит за допустимые пределы, появляется сигнал неисправности. Адаптивное управление используется в следующих процессах и системах: холостой ход; управление составом смеси; управление с обратной связью по детонации; управление продувкой угольного фильтра; рециркуляция газов.

При использовании адаптированной карты в управлении работой каталитического преобразователя с датчиком кислорода БЭУ значительно быстрее и точнее реагирует на изменение состава выхлопных газов. Во время работы с обратной связью базовое значение длительности впрыска топлива, определяется по карте при заданных оборотах и нагрузке двигателя. Если при базовом значении длительности впрыска смесь оказывается слишком богатой или слишком бедной, это приводит к выходу значения лямбда за допустимые пределы (0.98… 1.02). Датчик кислорода заметит это несоответствие и даст сигнал на БЭУ, который исправит положение, введя некоторую поправку на длительность впрыска. Адаптивная система запомнит эту поправку и добавит ее кбазовой карте. Начиная с этого момента на большинстве рабочих режимов состав смеси будет лежать очень близко к А* 1.

Система управления холостым ходом также запоминает внешние нагрузки на двигатель и быстро устанавливает наилучшую скорость.

При продувке угольного фильтра (ад­сорбера паров топлива) в камеру сгорания поступает лишнее топливо, что компенсируется соответствующим уменьшением впрыска.

Поправка на впрыск также запоминается адаптивной системой по ранее полученным сигналам датчика кислорода.

Адаптивные значения формируются в БЭУ за определенный период времени и усредняются по большому числу изме­рений. Это означает, что, если произошло какое-то внезапное изменение, то адаптивной системе потребуется некоторое время, чтобы к нему приспособиться. Такие изменения могут произойти в случае внезапной неисправности, а также в случае замены какого-нибудь элемента.

При замене одного и более элементов БЭУ потребуется некоторое время для запоминания новых значений, что может вызвать временную нестабильность работы двигателя и нарушение его управляемости, пока БЭУ не закончит процесс адаптации. Например, подтекает форсунка и БЭУ адаптируется к этому факту уменьшением времени впрыска. Если теперь такую форсунку заменить, первое время БЭУ будет продолжать управление форсункой с уменьшенным временем впрыска, т.е. обеднять смесь. Естественно, что при этом могут возникнуть перебои в работе двигателя, пока БЭУ не приспособится к новой форсунке. Некоторые системы позволяют, используя СК, вернуть адаптивную память БЭУ в исходное состояние “по умолчанию”.

Многие системы теряют свои адап­тивные настройки при отключении аккумулятора. После повторного включения аккумулятора и пуске двигателя системе потребуется некоторое время для нового переучивания. Обычно этот процесс про­исходит достаточно быстро, но первое время холостой ход может быть нед­статочно устойчивые).

Не все системы теряют свои адаптивные установки при отключении аккумулятора. Примером такой системы может служить СУД Rover MEMS, в которой имеется энерго­независимая память, позволяющая сохранять установки при отключении внешнего питания.

Шалости адаптивных систем

Если в процессе работы системы в ее память попадет какой-нибудь ошибочный сигнал, то он может исказить адапти­рованные установки и двигатель в течение некоторого времени будет испытывать проблемы с управлением. Если при этом ошибочный сигнал не настолько опасен, чтобы сгенерировать код неисправности, Вы даже и не будете знать, что случилось с двигателем.

В некоторых случаях БЭУ может давать сбои и тогда адаптированные установки могут сильно исказиться. Опять могут появится проблемы с управлением двига­телем, а система диагностики не обнаружит никакой неисправности. В таких случаях можно попытаться, отключив аккумулятор, сбросить память системы в исходное состояние. Еще лучше то же самое сделать с помощью СК, поскольку при отключении аккумулятора могут потеряться и нужные данные, хранящиеся в памяти. www.avtodiagnostika.info


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости