Если вы столкнулись с таким явлением, как большое количество дыма, выходящее из выхлопной трубы и повышенный расход масла, то самое время обратить внимание на сальники клапанов (или, как их еще называют, маслосъемные колпачки). Разберемся, что такое сальники клапанов и как производится их замена?
Сальники клапанов представляют собой резиновые колпачки, которые одеваются на втулки и защищают камеру сгорания и от попадания туда лишнего количества масла. Дело в том, что все трущиеся части двигателя должны быть смазаны, то же самое касается и клапанного механизма. Чтобы изолировать масло, находящееся в клапанном механизме от просачивания в камеру сгорания и используются эти колпачки.
Если масло начнет в больших количествах поступать в камеру, на цилиндрах станет появляться соответствующий нагар, который царапает его стенки и выводит из строя маслосъемные кольца. Таким образом, масло сгорает вместе с бензином и выходит вместе с выхлопом. Компрессия, при этом, исчезает.
Все это приводит к падению мощности двигателя и повышенному расходу масла, которое смазывает многие части недостаточно и постепенно выводит все детали двигателя из строя.
Сальники клапанов имеют ограниченный ресурс, который используется на протяжении 25 тысяч километров. Многие автомобили иностранного производства оснащаются колпачками, способными выдерживать и по 50 тысяч километров. Аналогичные детали продаются и для отечественных автомобилей.
Если вы увидели характерный дым из выхлопной трубы вашего автомобиля, а расход масла повысился – готовьтесь к замене сальников клапанов. Хотя данная проблема встречается и неисправности маслосъемных колец. Тем не менее, в первую очередь проверьте сальники.
Рекомендуется приобрести нужный вам комплект сальников. Их количество строго соответствует количеству клапанов, которыми располагает ваш двигатель. Например, если двигатель 16-ти клапанный, то и колпачков должно быть 16. Однако, не страшно, если вы приобретете их с запасом. Детали лишними не бывают.
Проводить замену можно как при снятой ГБЦ, так и с установленной. Единственным минусом последнего способа можно считать то, что есть риск потерять клапан в цилиндре. Так как, проводя соответствующие разборки, он может провалиться и достать его будет сложно. Поэтому заранее определите, как планируете провести замену. Возможно, что ремень ГРМ снимать не придется.
Приготовьте следующие инструменты:
1. Специальный «рассухариватель» клапанов.
2. Самый стандартный набор гаечных ключей. Можно взять все, начиная от ключей, заканчивая головками. Ремонт автомобиля – дело не предсказуемое. Никто не знает, что может пригодиться.
3. Плоскогубцы.
4. Специальный накидной ключ, предназначенный для храповика.
5. Оправка для монтажа сальников.
После того, как все инструменты подготовлены, а решение о том, будет ли снимать ГБЦ или не будет, принято, можно приступать к выполнению замены. Рассмотрим этот процесс без снятия ГБЦ.
Порядок действий:
1. Открутите все, что мешает добраться до клапанного механизма. Чаще всего, дело ограничивается воздушным фильтром, карбюратором или инжектором и крышкой головки блока цилиндров. Кстати, при снятии крышки, необходимо будет заменить и ее прокладку. Так как данный элемент имеет разовое применение до первого демонтажа.
2. Чтобы обезопасить клапан от падения в цилиндр, установите поршень в верхнюю мертвую точку с помощью вращения коленчатого вала. Для этого на шкиве и корпусе есть специальные метки. С помощью специального инструмента, произведите «рассухарку» клапанов. Это действие подразумевает снятие тарелок и пружин клапанов.
3. После этого, с помощью пассатижей демонтируйте старые колпачки.
4. Установка новых сальников выполняется с помощью заранее приготовленной оправки. Сальник предварительно смазывается и одевается на клапан, после чего, сверху устанавливается оправка и сальник забивается с помощью молотка. Старайтесь не наносить слишком сильных ударов, иначе есть большой риск серьезно деформировать деталь и вывести ее из строя. Как только вы услышите глухой стук – значит, колпачок установлен плотно.
5. После замены колпачков над одной камерой сгорания, приступайте к замене на другой. Для этого поршень этого цилиндра поднимается в самую верхнюю точку с помощью вращения коленчатого вала.
6. Как только все новые сальники будут установлены, проведите сборку всех узлов в обратной последовательности.
На этом замена сальников клапанов завершена. Как видите, это не сложная процедура, но, тем не менее, требует к себе повышенного внимания. Выполнять своими руками ее можно и нужно.
После покупки новых маслосъемных колпачков работу по их замене следует начинать на холодный двигатель, когда масло полностью стекло в поддон ДВС. Первым делом снимают клапанную крышку. При снятии крышки ГРМ следует соблюдать осторожность, прокладку не повреждаем. Некоторые ковыряют плоской отверткой прилипшую крышку, тем самым портят прокладку. Правильный способ — это ладонью ударить сбоку и она отойдет. Если не отходит, молоточком тихонько постучать по краям. Как меняют маслосъемные колпачки на бензиновых двигателях, так и делают на дизелях.
Содержание статьи:
В двигателях внутреннего сгорания смазка является комбинированной, то есть, масло попадает на шейки распределительного вала под давлением, а остальные детали этой конструкции смазываются разбрызгиванием.
Когда двигатель работает, в верхней части головки блока цилиндров моторное масло собирается в таком количестве, что даже покрывает верх направляющих клапанов.
Функция маслосъемных колпачков в том, что они не дают стекать накопившемуся вверху головки маслу по штокам клапанов. Если колпачки изношены, то масло стекает по калапанам прямо в рабочие камеры сгорания цилиндров, отсюда и густой дым из глушителя.Износ колпачков происходит постепенно. Из-за высокой температуры двигателя, резиновые колпачки со временем не плотно прилегают к стенкам клапанных штоков и масло начинает стекать вниз.
Выпускной клапан работает в более высокой температуре. Поэтому, при изношенном маслосъемном колпачке, масло стекает на фаску шляпки клапана и при высокой температуре оно сгорает, образуя нагар на шляпке клапана. Потом этот нагар отлетает и иногда дырявится или откалывается по краям шляпка клапана.Что касается впускных клапанов, то, даже если колпачки не держат масло, оно без последствий для клапанов просто стекает в цилиндр. Температура работы впускных клапанов не такая высокая, поэтому впускные клапана не сгорают.
Маслосъемные колпачки — это резиновые сальники, которые надеваются на шейки штоков клапанов и защищают от протекания масла в цилиндры.
Различные присадки использовать в этих случаях бесполезно. Лучше быстрее заменить вышедшие из строя детали.
Если решили менять колпачки своими руками, то понадобятся следующие инструменты:
Возможно из текста не совсем понятно, как это делается. Для этого, под статьей будут видео на эту тему.
Сейчас существуют множество чудесных новинок. Например, есть специальные присадки, которые способны восстанавливать сальники. Казалось бы, залил и все, все изношенные резинки восстановились. Но, на практике это невозможно. По отзывам, присадки наоборот увеличивают проникновение масла в цилиндры.
В этом видео замена маслосъемных колпачков на ВАЗ.
Снять сальники клапанов не снимая ГБЦ.
Как сделать съемник своими руками для клапанов из монтажного пистолета.
Как работать быстро.
Всем привет!Вот и добрался я до своей Сони!Заменил сальники клапанов не снимая головы, и удалил балансиры!Планировал замену сальников клапанов не меньше года, расход масла не то чтобы угнетал, но 1л. на 1-3 тыс.км. печалило(, зависел от настроения и манеры езды, в основном сильно дымила при запуске двигателя… Раскоксовка Лавром толку не дала(И вот долгожданный отпуск и наступил день ХЭ!Заняло все часов 12 с разборкой сборкой. Процесс разборки расписывать не имеет смысла, как и у всех, ничего нового, а вот с заменой есть моменты…Как оказалось сальники клапанов не снимая голову — поменять не так уж и сложно, немного неудобно, местами дискомфортно, но реально), главное съемник покрепче, тот которым работал я был очень хлипкий (переделанный из ТАЗовского) и это сильно замедляло процесс, приходилось его периодически выправлять.Одному рассухаривать очень сложно, но в моем случае огромное спасибо Сереге, который после работы пришел с пивасом (т.к. его Сонька приболела) и. работа закипела, мы накинулись на клапана )…На все ушло часа 3-4 с перекурами и дозаправками пивком на переправах))), в хорошей компании время летит незаметно…PS: ловить сухарики лучше неодимовым магнитом (например от старого HDD), а для установки пинцет вам в помощь.Итог, расход масла пока не ясен, но раньше при запуске авто — сзади стояла дымовая завеса! Сейчас ее нету) покатаюсь понаблюдаю…
Фото…
так рассухаривать не удобно!
так правильно, болт использовал от крепления распредвалов
на первый ряд болт подбирал покороче
Наблюдения спустя 4 месяца…Масло практически не уходит, практически, т.к. на 6т.к. пришлось долить грамм 500. думаю выгорело на трассах/
Всем ровных дорог!)
На станции мастера считают, что замена маслосъёмных колпачков без снятия головки является неэффективным профилактическим мероприятием. Обычно операция замены в таком виде помогает получить неполную картину о работоспособности клапанного механизма. Однако, если причина неисправности именно в некачественной работе этих уплотнений, то такой заменой можно обойтись.
Работа колпачков заключается в герметизации камеры сгорания от моторного масла. Для автомобилей с небольшим пробегом такой проблемы нет, вопросы к уплотнению начинаются примерно после 100000 км пробега.
Маслосъемные колпачки
Конструкционное расположение каждого колпачка (сальника штока клапана) не располагает к быстрой и легкой замене. Хотя они относятся к расходным материалам. Необходимо будет использовать съемник маслосъемных колпачков.
Находятся они на штоках впускных и выпускных клапанов газораспределительного механизма. Верхняя часть клапана расположена в масляном тумане, образующемся при работе распредвала. Тарелки впускного клапана окружены мелкодисперсными каплями топлива, а выпускного – раскаленными выхлопными газами.
Блокированием взаимопроникновения этих систем служит герметичность сальников. Если резина на них становятся непластичной, то элементы перестают выполнять свои функции. Масло со штоков не снимается в полном объеме, а проникает в камеру сгорания. В результате увеличивается его расход, и появляется дым из выхлопной трубы.
Основные признаки износа маслосъемных колпачков заключаются в загрязняющих отложениях на головках свечей, небольшом, но постоянном расходе масла, в сизом дыме, при резком нажатии на педаль акселератора. Поэтому доводить до такого состояния двигатель не стоит.
Внешний вид разных уплотнителей
Нужно понимать, что в минуту клапаны совершают от сотни до полутора тысяч рабочих тактов в агрессивной среде. Поэтому износ обязательно происходит, какой бы прочный материал для их производства ни использовался.
Сохранению длительной работы маслосъемных колпачков способствует применение качественного моторного масла.
Замена сальников штока на автомобилях ВАЗ начинается со снятия воздушного фильтра и клапанной крышки. Далее автомобиль устанавливаем на нейтральную передачу и прокручиваем коленвал до совпадения меток на корпусе и звездочке распределительного вала. Таким образом, поршни, находящиеся в четвертом и первом цилиндре, окажутся в верхней мертвой точке.
Шаг 1. Открываем доступ к колпачкам Шаг 2. Используем съемник для рассухаривания Шаг 3. Вынимаем сухари Шаг 4. Снимаем пружины и шайбы Шаг 5. Снимаем колпачки Читайте также: Что такое катализаторУ стопорной шайбы, фиксирующей крепление звезды распределительного вала, расправляем усы. Ослабляем резьбовой натяг болта, не вывинчивая его полностью. Далее требуется ослабить натяжитель цепи, и после этого можно снимать звезду с распредвала. Затем раскручиваются болты крепления пенала, закрывающего распредвал, и теперь доступ к демонтажу колпачков открыт.
Для блокировки клапана от перемещения в отверстие для свечей вставляют медный или латунный пруток. Металл такого прута обязательно должен быть мягкий, чтобы не царапать цилиндр.
До того как проверить маслосъемные колпачки визуально, их нужно достать, используя специальную оправку для рассухаривания. Зажав ею пружину, достаем аккуратно пинцетом или щипцами сухари. Затем снимаем пружину и шайбу под ней. Пассатижами протягиваем через весь шток колпачок. Поддевать отверткой не стоит, так как он надет на хрупкую втулку из металлокерамики, которая от таких действий может раскрошиться и прийти в негодность.
Съемник для колпачков
На место старого сальника можно ставить новый. Сборка проводится в обратном порядке. После окончания работ нужно провернуть коленвал до выставления в верхнюю точку второго и третьего цилиндров, а затем провести замену на этом положении. Установив все маслосъемные колпачки, и закрыв корпусом распредвал, нужно отрегулировать натяжение на цепи привода, а также не забыть отрегулировать зазор клапанов.
Замену можно провести самостоятельно и сэкономить несколько тысяч рублей, которые запросят за эту работу на станции. Однако, потребуется специальный рассухариватель. Его можно купить, одолжить или изготовить самостоятельно. Никакого другого специального оборудования для выполнения этой операции не требуется.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453