С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Классификация масел по acea и api


Классификации масел API и ACEA

Выбор моторного масла для вашей машины в современной ситуации не так прост, как когда-то раньше. Поскольку ограничение содержания вредных веществ в отработавших газах становится все жестче, а производители машин разрабатывают все более сложные двигатели, требования к смазочным материалам становятся все выше.

Компании — производители масла стараются сделать все, чтобы подчиниться новым требованиям и сделать для вашей машины возможно лучший продукт. Но если каждый говорит, что лучшее масло именно у него, как вы сможете сделать выбор?

Здесь на сцену выходят классификации. Несколько независимых организаций – среди них API и ACEA – работают над созданием системы классификации масел, которая создает порядок из хаоса. Их целью является поддержание в актуальном состоянии ряда классификаций, которые помогают производителям и потребителям сравнивать различные продукты и выбирать из них самые подходящие.

В классификации API для дизельных масел сегодня таких масел семь категорий. Их обозначения таковы: для бензиновых двигателей — SJ, SL, SM, SN CF, для дизельных CH-4, CI-4, СJ-4. (подробнее смотри в таблице Эксплуатационные характеристики моторных масел по спецификации API) В классификации ACEA 2002 года два класса дизельных масел, в которых девять категорий, причем пять категорий масел класса «В», предназначенных для дизельных легковых автомобилей и легких транспортных средств, не имеют аналогов в классификации API, а масла класса «Е» (категорий Е2-96 выпуск 4, Е4-98 выпуск 2, Е5-02) для дизелей грузовиков (за исключением Е5-02) существенно отличаются по составу и свойствам от американских масел того же назначения. Кроме того, классификация API выделила в самостоятельную категорию CF-2 масла для двухтактных двигателей. Аналога этой категории в классе «Е» по ACEA нет.

Следует отметить, что при сертификации масла на соответствие категории CF-2 они подвергаются испытанию в двухтактном двигателе Detroit Diesel 6V92TA, которым контролируют в первую очередь противоизносные свойства масла. Европейские дизели с турбонаддувом часто «болеют» специфическим видом износа, называемым «полировкой цилиндра».

При моторных испытаниях масел класса «Е» обязательно контролируют величину заполированной поверхности зеркала цилиндров. В американских методах испытаний этот показатель отсутствует.

Какие моторные масла лучше — сертифицированные по американской классификации API или по европейской классификации ACEA?

Ответ очень прост. В двигателях американских автомобилей лучше применять американские масла, а моторы автомобилей европейского производства лучше смазывать европейскими маслами. Ни те, ни другие масла не лучше и не хуже. Они разные, так как предназначены для неодинаковых условий работы.

Сколько категорий дизельных масел для двигателей грузовых автомобилей и внедорожной техники?

В классификации API для масел дизельных двигателей сегодня таких  семь категорий. Их обозначения таковы: для бензиновых двигателей — SJ, SL, SM, SN CF, для дизельных CH-4, CI-4, СJ-4. В классификации ACEA 2002 года два класса дизельных масел, в которых девять категорий, причем пять категорий масел класса «В», предназначенных для дизельных легковых автомобилей и легких транспортных средств, не имеют аналогов в классификации API, а масла класса «Е» (категорий Е2-96 выпуск 4, Е4-98 выпуск 2, Е5-02) для дизелей грузовиков (за исключением Е5-02) существенно отличаются по составу и свойствам от американских масел того же назначения. Кроме того, классификация API выделила в самостоятельную категорию CF-2 масла для двухтактных двигателей. Аналога этой категории в классе «Е» по ACEA нет.

Следует отметить, что при сертификации масла на соответствие категории CF-2 они подвергаются испытанию в двухтактном двигателе Detroit Diesel 6V92TA, которым контролируют в первую очередь противоизносные свойства масла. Европейские дизели с турбонаддувом часто «болеют» специфическим видом износа, называемым «полировкой цилиндра».

При моторных испытаниях масел класса «Е» обязательно контролируют величину заполированной поверхности зеркала цилиндров. В американских методах испытаний этот показатель отсутствует.

Отмеченные различия обусловлены тем, что поршни европейских дизелей имеют большую высоту огневой перемычки, на которой при недостаточности моющих свойств масла образуется слой твердого нагара, являющегося главной причиной «полировки цилиндра». Поэтому европейские масла обычно содержат больше зольных моющих присадок, чем американские, в которых больше беззольных дисперсантов. В последнее время эти различия все более нивелируются.

Можно говорить о подобии масел категорий CH-4 и Е5-02. Полностью соответствуют требованиям к маслам для четырехтактных дизелей моделей конца 90-х годов американского, европейского и японского производства те масла, которые прошли сертификацию на соответствие первой всемирной спецификации GLOBAL DHD-1, введенной в действие с 2001 года. Новейшая категория CI-4 по API регламентирует требования к маслам для дизелей, оборудованных системой рециркуляции отработавших газов. Возврат на выпуск части предварительно охлажденных отработавших газов дает возможность значительно уменьшить образование оксидов азота в процессе сгорания и снизить их выброс в атмосферу. Но одновременно возрастают требования к противоизносным и антикоррозионным свойствам применяемого масла, его способности предотвращать негативное влияние загрязнения масла сажей.

Масла для бензиновых двигателей классифицированы API, ACEA и ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов). В настоящее время классификация API сертифицирует масла для бензиновых двигателей на соответствие двум категориям, обозначаемым SJ и SL. Классификация ILSAC, созданная американскими и японскими автопроизводителями, распространяется исключительно на масла для бензиновых двигателей. В ней также две категории, обозначаемые GF-2 и GF-3. Масла этих категорий совершенно идентичны маслам категорий SJ и SL, соответственно, но ILSAC ограничивает число вязкостных классов всесезонных масел тремя наименее вязкими по зимним характеристикам, а именно: SAE OW, SAE 5W и SAE IOW, — так как они должны быть обязательно энергосберегающими.

Классификация API не требует обязательности энергосберегающих свойств, но и не исключает их наличия.

В классификации ACEA класс «А» содержит пять категорий, обозначаемых AI-02, A2-96 выпуск 3, А3-02, А4-ХХ и А5-02.

Действующих категорий четыре, а одна А4-ХХ — резервная. Категории AI-02 и А5-02 регламентируют требования к энергосберегающим маловязким маслам, А2-96 выпуск 3 — это масла стандартного уровня, А3-02 — долгоработающие масла с повышенными эксплуатационными свойствами. Масла А5-02 также долгоработающие и несколько более вязкие, чем AI-02.

Прямое сопоставление эксплуатационных свойств американских масел с европейскими крайне затруднительно, поскольку для их сертификации используют разные методы испытаний. Только способность масел предотвращать образование в двигателях низкотемпературных отложений в США и Европе контролируют одним и тем же методом. Двигатели американских легковых автомобилей в среднем имеют существенно больший рабочий объем, и их номинальная мощность выше. Более компактные европейские двигатели работают так, что температурные режимы (в особенности температура и кратность циркуляции масла) и средняя по времени нагрузка у них выше. Поэтому классификация ACEA предъявляет более жесткие требования к испаряемости, антиокислительным и противоизносным свойствам масел для бензиновых двигателей. Эти различия становятся со временем значительно меньше, поскольку требования классификации API ужесточаются. Например, антиокислительные и противоизносные свойства масел новейшей категории SL значительно лучше, чем категории SJ. Эта тенденция в некоторой степени обусловлена увеличением числа средне- и малолитражных автомобилей в американском автомобильном парке.

Классификация моторного масла по SAE, API и ACEA - Клуб Лада Веста

Обычно параметры масла, рекомендуемого для двигателя, указываются в сервисной книжке или инструкции по эксплуатации автомобиля. Выбор марки масла – субъективное решение каждого владельца машины. Практически всегда под брендом фирмы-производителя предлагается широкая линейка различных масел. То, которое следует заливать в вашу машину, придется определять по буквам и цифрам индекса сорта масла. Купить такие масла можно по ссылке: http://oil-union.ru

Чтобы правильно выбрать масло, следует знать, что существенным из многочисленных параметров моторного масла считается его вязкость. Сильнее всего она меняется в зависимости от температуры окружающей среды и температуры деталей работающего двигателя, на которые попадает масло. Сразу отмечу: индикаторов температуры масла двигателя на большинстве автомобилей нет, в комбинации приборов присутствует только указатель нагрева охлаждающей жидкости, и его показания водители принимают за «температуру двигателя». Но температура охлаждающей жидкости прогретого мотора стабильна и практически у любых моделей двигателей должна составлять около 90 °С. Температура масла при разных условиях работы мотора существенно меняется и в зависимости от скорости и интенсивности движения может доходить до 140–150 °С. На упаковке масла указывают рекомендуемый температурный диапазон применения.

В основе действующей международной системы обозначения моторных масел лежат стандартные индексы, присвоенные по американским классификациям SAE и API (например, SAE 5W40 SL) и по европейскому стандарту качества ACEA (например, Е6-2005). Как это понимать?

Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах. По ней определяют рекомендуемый диапазон температур, в котором масло должно работать в двигателе. В классификациях АРI (Американский институт нефти) и ACEA (Европейская классификация эксплуатационных свойств масел) сформулированы минимальные базовые требования, согласованные производителями двигателей и моторных масел.

Густое и жидкое SAE

За аббревиатурой SAE в маркировке масла следуют числа, разделенные буквой W и тире, например, 10W-40. В данном случае 10W – это показатель низкотемпературной вязкости. Первое число указывает на минимальную температуру воздуха, при которой возможен холодный пуск двигателя. Число 10 соответствует температуре не ниже –30 °С (от цифры перед W нужно отнять 40). Это минимальная температура масла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения. Если в вашем регионе температура воздуха зимой редко опускается ниже –20 °С, то вам подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии ваши стартер и аккумулятор. Если они старые, то мотор легче будет завести при –20 °С на масле 0W-30, чем на 15W-40.

Второе число после W обозначает высокотемпературную вязкость (в данном случае это 40). Это скорее технический параметр – сборный показатель уровня минимальной и максимальной вязкости масла при рабочих температурах 100–150 °С.

Существует заблуждение, что высокая вязкость при высоких температурах улучшает характеристики двигателя. Неоправданное применение «тропических» или «спортивных» масел с высокой вязкостью может привести к потере мощности и быстрому износу, так как движущимся механизмам двигателя придется «бороться» со слишком густым маслом. Так что экспериментировать с маслом, вязкость которого не предусмотрена производителем автомобиля, не следует. А для автомобилей с большим пробегом и изношенным мотором, у которого увеличены зазоры в сопряжениях, как раз иногда резонно выбирать более вязкие масла (например, 10W-40 – для зимы и 20W-50 – для лета).

API по качеству

Нередко API в обиходе называют классификацией качества моторных масел. Прежде всего эта классификация разделяет моторные масла на два вида: рассчитанные на бензиновые и дизельные двигатели. Для каждого из этих видов предусмотрен определенный набор свойств автомасел каждого класса.

На этикетке информация о классе по системе API предоставлена в таком виде: API SJ, API CF-4 или API SJ/CF-4. Первая буква обозначает вид масла: «S» – бензиновое, «C» – дизельное. Если моторное масло можно применять в обоих типах двигателей, то ему присваивают оба класса – для дизельных и бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы разделены дробью, например, API SJ/CF-4. При этом первым ставится тот класс масла, который предпочтительнее применять. То есть в данном случае основное назначение автомасла для бензиновых двигателей, но при этом возможно его использование и в дизелях.

Вторая буква означает именно класс качества масла. Буквы используются по возрастанию от начала латинского алфавита, и чем дальше находится буква, тем более высокий и современный класс имеет данное масло. Например, класс API SM появился 30 ноября 2004 года, и к нему относятся масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. Класс API SL – это моторные масла для двигателей машин, выпущенных после 2000 года. Применяются в многоклапанных, турбонаддувных моторах, работающих на обедненных смесях топлива, соответствующих современным требованиям по экологии и энергосбережению.

Далее классы масел по API определяются по годам выпуска двигателей. Здесь уместно сделать поправку, что в автопроме США существует понятие модельного года. Поэтому даже для европейских автомобилей классы API можно определять с поправкой на год начала выпуска модели конкретного двигателя, а для моторов российских марок эта система носит условный характер.

Итак, API SJ – это масла для использования в бензиновых моторах после 1996 года выпуска. К классу API SH относятся моторные масла бензиновых двигателей, произведенных с 1994 года. Этот класс принят в 1992 году для масел, рекомендуемых с 1993 г. Класс API SG – «бензиновое» масло для двигателей выпуска с 1989 года. Для старых бензиновых моторов выпуска 1980–1989 годов по этой классификации предназначены масла класса API SF. И, наконец, есть еще более старые классы (SA, SB, SC, SD) – это уже масла для двигателей олдтаймеров.

Теперь обратимся к моторным маслам для дизельных двигателей. Класс API CI-4 был введен в 2002 году. Соответствующие ему моторные масла применяют в современных дизелях с различными видами впрыска и наддува. Появление этого класса связано с внедрением новых жестких требований по экологии и токсичности выхлопных газов для двигателей, выпускаемых с 1 октября 2002 года. Класс API CH-4 введен 1 декабря 1998 года. К нему относятся масла, рассчитанные для четырехтактных дизелей, которые эксплуатируют в высокоскоростных режимах.

Полезно обратить внимание на класс API CG-4, представленный в 1995 году. Такие моторные масла рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовиков и тягачей магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и при повышенных нагрузках.

Специфический класс API CF-2 (CF-II) введен в 1994 году. К нему относятся автомасла, предназначенные для двухтактных дизельных моторов, которые эксплуатируются в тяжелых условиях. В более распространенный класс API CF-4 попадают моторные масла для четырехтактных дизельных моторов, выпущенных с 1990 года. Основное назначение масел этого класса – дизели сверхмощных тягачей и автомобилей, которые используются для дальних поездок по автомагистралям.

Особые условия ACEA

Новую классификацию моторных масел ACEA можно считать европейским аналогом американской классификации API. Ее самая свежая редакция принята в 2004 году, когда моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей по АСЕА были объединены в одну категорию.

Буквами А/В обозначаются моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.

Литерой С обозначен новый класс масел для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro 4 (в редакции 2005 года). Такие моторные масла совместимы с сажевыми фильтрами. На сегодняшний день существует три класса в этой категории: С1-04, С2-04, С3-04.

Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория существовала с момента введения классификации в 1995 году. В 2004-м в нее добавлены два новых класса Е6 и Е7 и исключены два других, признанные устаревшими.

В классификациях АРI и ACEA сформулированы минимальные базовые требования к маслу. При этом каждый изготовитель техники имеет право выдвигать собственные дополнительные требования к тем моторным маслам, которые он рекомендует для двигателей своих автомобилей. Поэтому, решая, что заливать в двигатель, прежде всего внимательно изучите заводскую инструкцию или сервисную книжку своей машины, каталоги продукции производителей масла и маркировку на канистре.

Опубликовано 03.10.2013, автор moly-shop

Классификации обслуживания бензинового двигателя

SA- SG

Отменены в связи с отсутствием антифрикционных добавок

SH

Введен в 1993 году , повторяет класс SG, но с более высокими требованиями

SJ

Соответствует требованиям производителей автомобилей 1998-2000 годов выпуска

SL

Соответствует требованиям производителей автомобилей 2001-2004 годов выпуска

SM

Соответствует требованиям производителей автомобилей 2004-2011 годов выпуска. К моторным маслам типа XW-20 и XW-30(низкотемпературный предел) имеются увеличенные требования к стандарту

SN

Соответствует требованиям производителей автомобилей от 2011 года выпуска. Отличается ограничением содержания фосфора для совместимости с системами нейтрализации выхлопов и комплексном энергосбережении. Сходен с ILSAC CF5 (низковязкие масла будут классифицироваться совместно)

Классификации обслуживание дизельного двигателя  

CC- CE

Отменены как устаревшие

CF

Соответствует для дизельных двигателей внедорожников с непрямым впрыском, а также для двигателей используемых топливо с высоким содержанием серы. Может быть использован для замены масла стандарта API CD

CF-2

Для двухтактных дизельных двигателей, выпускаемых с 1994 года и работающих в тяжелых условиях

CF-4

Для эксплуатации четырехтактных дизельных двигателей выпускаемых с 1988, работающих в тяжелых условий и снижения выбросов .

CG-4

Для тяжелых условий эксплуатации четырехтактных двигателей, выпускаемых с 1994 года и отвечающих нормам выбросов (менее 0,5 серы в топливе)

CH-4

Для высокопроизводительных четырехтактных двигателей, выпускаемых с 1998 года и , отвечающих нормам выбросов (менее 0,5% серы в топливе).

CI-4

Для высокопроизводительных четырехтактных двигателей, оснащенных охлаждением РОГ (выпуска декабря 2001) и используемых топливо с низким содержанием серы.

Классификация по АСЕА

ACEA – спецификации моторных масел для бензиновых (А), дизельных (В) двигателей легковых автомобилей, а также двигателей оснащенных системой нейтрализации отработанных газов (С).

- A1/B1: моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей с более низким коэффициентом трения и низкой вязкостью. HTHS(стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре) вязкостью от 2,6 до 3,5 мПа. - A3/B3: низковязкие моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей с удлиненным интервалом замены масла для круглогодичного использования. HTHS вязкость ≥ 3,5 МПа. Превышает A1/B1 и A2/B2 относительно чистоты поршня и стойкости к окислению. - A3/B4: моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей с непосредственным впрыском. Более высокие требования для прямого впрыска дизельных двигателей (обозначенного B4). HTHS вязкость ≥ 3,5 МПа. - A5/B5:Моторные масла для высокопроизводительных бензиновых и дизельных двигателей с интервалами замены масла. Предназначены для масел с низким коэффициентом трения и низкой вязкости. HTHS ≥ 2.9.

- C1: Высокопроизводительные моторные масла для использования в автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями, оснащенных сажевым фильтром. С низким коэффициентом трения, низкой вязкостью, относящиеся к стандарту Low SAPS (сульфатной золы, фосфора, серы) и с HTHS 2,9 мПа. Эти масла помогают продлить срок службы катализатора и фильтра

- C2: Высокопроизводительные моторные масла для использования в автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями, оснащенных сажевым фильтром. С низким коэффициентом трения, низкой вязкостью и с HTHS 2,9 мПа. Эти масла помогают продлить срок службы катализатора и фильтра

- C3: Высокопроизводительные моторные масла для использования в автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями, оснащенных сажевым фильтром. Эти масла помогают продлить срок службы катализатора и фильтра.

Спецификация для двигателей дизельных грузовых автомобилей

- E4: Высокопроизводительные моторные масла с превосходными очищающими свойствами, предотвращающие износ, образование сажи. Рекомендуется для дизельных двигателей, которые отвечают Euro I - IV выбросов. Работающие в очень тяжелых условиях, или сильно увеличенными интервалами замены масла. Подходит для двигателей без сажевых фильтров. - E6: Высокопроизводительные моторные масла с превосходными очищающими свойствами, предотвращающие износ, образование сажи. Рекомендуется для дизельных двигателей, которые отвечают Euro I - IV выбросов. Работающие в очень тяжелых условиях, и сильно увеличенными интервалами замены масла. Они подходят для двигателей с системой отработавших газов и без. Рекомендуется для двигателей с сажевым фильтром при использовании топлива с низким содержанием серы (

Спецификация моторных масел по API и ACEA

Автомасла классифицируются по двум основным критериям – по своему назначению, а также по физическим характеристикам. При определении спецификации также учитываются параметры вязкости и максимальная температура нагрева масла в процессе его эксплуатации непосредственно при работе мотора.

По результатам многочисленных тестов определяют соответствие масла определенному классу. Спецификация определяются по 4-м критериям:

  • Рекомендованный интервал замены (срок службы) 
  • Соответствие экологической безопасности 
  • Уровень расхода топлива – показатель, актуальный только в энергосберегающей спецификации моторных масел 
  • Уровень повышения температуры при эксплуатации 

В текущий момент в мире действует целый ряд классификационных систем автомобильных масел— SAE, API, ACEA, JASO, ILSAC и ГОСТ.

Единственная система, используемая всемирно, – это классификация по SAE, о которой можно прочитать по ссылке.

Наиболее распространенные после SAE спецификации – API и ACEA. О том, как читать маркировку и что означают буквы и цифры маркировки этих классификационных систем, расскажет данная статья.

Классификация моторных масел по API

API – аббревиатура от названия института American Petroleum Institute – именно здесь и была создана система API еще в 1947 г.

В API предусмотрены 3 основных вида классификации:

  • Для элементов трансмиссии 
  • Для двигателей, работающих на бензине 
  • Для моторов, работающих на дизельном топливе 

Маркировка моторных масел по API

Многие автолюбители не знают, как читать маркировку на бутылке с автомаслом, когда необходимо залить новое масло в систему. При этом каждая буква и цифра, конечно, несет информационную нагрузку. 

Значение букв

Стандарты моторных масел по API обозначаются двухбуквенной маркировкой:

  • 1-я буква: обозначение типа двигателя - S – бензиновый двигатель, С – дизельный двигатель
  • 2-я буква: обозначение стандарта качества, чем дальше буква от начала алфавита, тем выше качество. Современный стандарт для бензиновых двигателей - L, для дизелей – F.

Масла последнего поколения могут иметь и двойное наименование через слэш, например API SG/CE – значит оно предназначено как для бензиновых, так и для дизельных моторов. 

Значение цифр на моторном масле

Если автомасло предназначается для дизельного ДВС, то в маркировку добавляют цифру:

  • Цифра 2 – маркировка моторных масел для двухтактных дизелей;
  • Цифра 4 – автомасла для тяжелых четырехтактных.

Классы моторных масел по ACEA

Классификация ACEA была принята в Европе в 1991 г, взамен работавшей с 1972 г системе CCMC, и объединила все запросы к качеству моторных масел, предъявляемые наиболее влиятельными и крупными европейскими представителями автомобильной промышленности.

Европейские стандарты качества автомасел более требовательные чем американские, поэтому нельзя напрямую сравнивать спецификации АСЕА и API.

ACEA разделяет масла на 3 основные группы:

  • A/B — для моторов легковых автомобилей, работающих на бензине или дизеле. На сегодняшний день определяют 4 класса: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04. 
  • С – новый класс, появившийся в классификации только в 2004 г.: для дизельных и бензиновых ДВС, соответствующих современным ужесточенным требованиям по экологии. На сегодняшний день в категории выделяют 3 класса: С1-04, С2-04, С3-04. 
  • E — для моторов грузовых автомобилей, работающих на дизеле. С конца 2004 года существуют 4 класса - Е2-96, выпуск 5, Е4-99, выпуск 3, Е6, Е7.

Качество моторного масла в категориях обозначается одной цифрой сразу после буквы, чем больше цифра, тем более высокие требования предъявляются к продукту. Также часто производители указывают еще две цифры, они обозначают год внедрения последней версии классов моторных масел ACEA.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости